Топ-7 подростковых субкультур: кто сменил готов и эмо

Просмотров статьи: 1 758

Ныне на улицах, особенно в мегаполисах и крупных городах, можно увидеть необычных с виду молодых людей. Причудливые прически, пугающий макияж, длинные черные одежды, тоннели в ушах, обилие пирсинга и тату, кричащие розовые тона − иногда, глядя на них, кажется, что перед зрителем ожили герои известных готических романов, вампирских саг, мультфильмов «аниме» или картин в стиле киберпанка. Чаще всего за этим стоят молодежные субкультуры.

Стоит признать, такие люди немало оживляют общий поток прохожих. Не заметить их обычно трудно. Ведь эпатажный внешний вид – один из наиболее ярких способов самовыражения представителя той или иной субкультуры. А ХХ век подарил человечеству различные неформальные объединения, отличающиеся от большинства стилем одежды, поведением, социальными ценностями и приоритетами.

Что же такое молодежные субкультуры? Каково их влияние на умы и развитие подрастающего поколения? Почему дети становятся «неформалами» – готами, эмо, панками, скинхедами или байкерами? Какая опасность таится в принадлежности к той или иной субкультуре, вредны они или полезны? Стоит ли беспокоиться родителям, если их ребенок вдруг окажется в такой пестрой компании? Об этом пойдет речь в данной статье.

Автономы

Эта субкультура появилась в Украине всего три-четыре года назад. Последователи этого движения — поклонники альтернативной музыки из украинской анархистской молодежи.

Большинство автономов — творческая молодежь. Они рисуют граффити и устраивают хеппининги (импровизированные театральные представления).

Главная идея автономов — «запрещено запрещать». Т. е. они исповедуют идею создать безвластные отношения между людьми.

Автономы — это в основном студенты гуманитарных вузов. Получая высшее образование, они беспокоятся за свое будущее и считают вселенской несправедливостью, получив диплом, остаться не у дел, тогда как их менее талантливые одногруппники благодаря связям родителей могут занять «тепленькое» место.

Именно поэтому среди автономов большой процент вечно ноющих личностей, которые своим депрессивным настроем заражают новоприбывших адептов автономной субкультуры.

Автономы недовольны интеллектуальным уровнем массовой молодежи, они не признают телевидение и считают все существующие массмедиа пропагандой режима, выгодного «мировому правительству».

LiveInternetLiveInternet

Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет Существует множество молодежных субкультур, и их многообразие лично меня немножко пугает. А почему? Да потому, что я практически ничего толком о них не знаю. Не знаю, плохо это или хорошо, не знаю, все плюсы и минусы принадлежности к какой-либо из них. Давайте разбираться вместе. Для начала хочу сказать, что существует множество стереотипов, гласящие о том, что субкультура это обязательно плохо. Пример тому, что половина неграмотных людей в этом деле считают, что все неформалы ( люди, из различных субкультур) являются сумасшедшими сектантами. Лично я хочу найти плюсы и минусы каждой субкультуры, чтобы в первую очередь понимать их как людей. Не буду перечислять банальные плюсы — мол, ребенок нашел единомышленников и уже не шляется просто так, капнем глубже… Начнем с самой известной субкультуры- Рэперы

и
хип-хоперы
Всем известные и знакомые люди. Они носят широкую и свободную одежду, большинство увлекается баскетболом, битбоксом и конечно написанием рэпа.
Плюсы:
Человек-рэпер не только занимается спортом ( что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс.
Минусы:
Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «
Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя Второе направление – Готы
Таких людей узнать не составит никакого труда. Гот обязательно одет в черное и у него обязательно мраморно-белая кожа. Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы — не более чем эпатаж. Глупо искать смысл жизни в смерти – его там нет. Смерть — это напоминание, повод стремиться к жизни.
Плюсы:
Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.
Минусы:
Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – идеология эпатажа и бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане. Следующее направление –
Скинхэды
Это неофашистские
молодежные
группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов — Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом. Именно это стремление, на мой взгляд, положительное. Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому. Следующее течение —
Растаманы
(растафари) С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось…» Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни. Ролевые игры,
ролевики
Эти люди, которые любят играть по сценарию. Они могут поставить свою любимую книжку как спектакль и жить так долгое время. По сути все тоже самое как при съемках фильма, только без камер. Плюсы: Только развитые люди в интеллектуальном плане становятся ролевиками. Они обязательно образованы, начитаны, и весьма интеллигенты и миролюбивы. Минусы: Есть опасность «заиграться» по тому или иному сценарию и уже не выйти из роли. При таких ситуациях человек просто выбивается из общества.
Фрики
Люди, которые любят ярко и привлекающее одеваться и вести себя. Здесь и яркие цвета одежды, и тату и различный пирсинг. По сути эти люди не только ярко выглядят, они и ярко мыслят. Обычно такие люди это певцы, писатели, композиторы…Вообщем опять люди творческой натуры. Фрик-культура – это культура смелых и абсолютно отвязных людей. Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают. Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.
Металлисты
,
рокеры
Их внешней вид вызывающе агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью «сатана» на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией — «косухи», «косовороты», серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Но их внешняя агрессивность и мрачность чаще всего являются средством эпатажа окружающих людей. Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе. Плюсы: Как правило люди весьма интересные и не замкнутые в своем мирке. Для них это лишь всего время свободного препровождения. Минусы: Чрезмерный алкоголь и агрессия на их «железных друзьях» -крутых мотоциклах могут привести к авариям и прочим ситуациям связанных с алкоголем.
Панки
Их можно сразу узнать по ирокезу на голове. Часто носят черные кожаные куртки, любят пирсинги.В их стиле всегда присутствует неопрятность и небрежность. Грубый жаргон, близкий к жаргону «зоны». Поведение непристойное. Многие из них употребляют наркотики, спиртные напитки, токсические вещества. Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу Минусы: Там, где появляются панки, — драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью. И последняя наиболее популярная
субкультура

Эмо
Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороныПредпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). Их легко можно узнать по цветах в одежде: розовый и черный.
Плюсы:
Если не считать их эмоциональность то вполне мирный и тихий народ .Не настроены враждебно и ни хотят поработить мир.
Минусы:
Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Следовательно все это может привести к нервному срыву и к проблемам в дальнейшей жизни. Вывод Итак, я рассмотрела наиболее популярные
субкультуры
. Их плюсы и минусы… И что же в итоге? А в итоге я могу сказать следующее. Все эти люди, безусловно, интересны как люди в первую очередь, у каждого из них как представителя свой культуры есть плюсы и минусы. У кого-то больше, у кого-то меньше. И советовать тебе, что это есть плохо, а это хорошо я не в коем-случае не буду. У тебя ВСЕГДА есть выбор. Просто стоит не забывать обо всем, что здесь написано. И тогда жизнь не будет приносить тебе проблемы.

Ванильки

Появилась эта субкультура в начале 2010-го и распространена в основном среди девушек-подростков. Как видно из названия, ванильки — это такие себе тургеневские барышни.

Обязательный атрибут ванилек — фото в соцсетях с чашкой чая, книгой и пледом на подоконнике у окна, по которому стекают капли дождя. Аккаунт ванилек заполонен умными цитатами, стихами о любви и размышлениями известных людей об отношениях и романтике.

В городской толпе этих девушек легко узнать по воздушным нарядам и завитушкам в волосах. Они любят одежду с принтом британского флага или надписью I love New York.

Идеология ванилек держится на трех китах — подчеркивание своей женственности, нежности и слабости. Отсюда вытекает и главная опасность субкультуры ванилек — своих адептов она делают инфантильными и зависимыми от помощи окружающих.

Наиболее часто ванильками становятся девочки из семей, в которых дочке насильно навязывается идея того, что женщина должна быть сильной и независимой. Ванильками становятся часто и те девочки, чьи мамы тянули на себе весь дом, работали на тяжелых производствах — заводах, стройках, фермах. Такие девочки, насмотревшись на сложную судьбу своих матерей, хотят получить возможность прожить жизнь не так. Но по неопытности вдаются в другую крайность — создают себе репутацию беспомощных.

Опасно чрезмерное погружение в субкультуру ванилек еще и тем, что ее представительницы пропагандируют любовь к депрессивности и скрытому трагизму. Такая идеология затягивает девочек-подростков и заставляет их уходить в себя и отстраняться от общества.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы дебилов, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провёл британский социолог и медиавед Дик Хэбдидж[en] своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Французский социолог Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».

Винишки

Адепты этой субкультуры тоже в основном девушки старшего подросткового возраста. Но среди винишек можно встретить и молодых людей. Появились винишки в 2020 году, по сей день число последователей этой идеологии постоянно увеличивается.

Внешняя отличительная особенность этой молодежной субкультуры — круглые очки без диоптрий, стрелки на верхних веках и чокеры. А обязательный атрибут, без которого ты не будешь считаться винишкой, — умная книга. Чаще всего в сумке винишки оказывается томик Бродского или Кафки. Стандартная прическа у них — каре. Волосы высветлены или, напротив, покрашены в неестественно яркий цвет.

В гардеробе винишко-тян обязательно есть кеды Vans, а за плечами — небольшой рюкзачок.

Все винишки курят — обычно они выбирают для себя что-то одно: сигарета, вейп или кальян. Не менее пагубно влияет на подростков и повальное увлечение винишек алкоголем. В основном это недорогое пакетированное вино.

А чем больше у винишки будет цветных татуировок по всему телу, тем круче она станет выглядеть в глазах своих единомышленников.

Молодежные субкультуры (список, виды)

Что собой представляет субкультура

Субкультура – это часть общей культуры со своими отличительными признаками. Каждая неформальная организация имеет свои правила, которым подчиняются все ее участники. Субкультуры молодежи – это определенные отклонения от общепринятой, традиционной культуры. Хотя многие люди негативно относятся к панкам, хиппи, Эмо и остальным представителям неформальных групп, далеко не все они опасны для общества.

Каждая социальная группа или поколение имеет определенные взгляды на жизнь. Точно так же и подростковая субкультура – это всего лишь неформальное поведение тинейджеров. Таким образом, подростки убегают от проблем взросления, конфликтов дома и в школе, не желают решать реальные проблемы. За определенной маской они прячут свою растерянность перед будущим, не реализуют собственные стремления, а лишь подражают кумирам.

Рассмотрим подробнее, какие есть субкультуры молодежи, список самых распространенных движений:

  • • Панки;
  • • Хиппи;
  • • Скинхеды;
  • • Эмо;
  • • Готы.

Панки – свободные от обязательств люди

Движение возникло в Англии, США, Австралии и Канаде в конце 60-х годов. Характерные черты молодежной субкультуры – яркие ирокезы на голове, джинсы, тяжелые ботинки или кеды. В группу в основном входят безработные, малообразованные молодые люди. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости.

Панки могут иметь самые разные политические взгляды. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок. В песнях затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя.

Хиппи – миролюбивые философы

Некоторые виды субкультуры молодежи могли бы стать примером для подражания, если бы ни некоторые их особенности. Хиппи появились в 60-х годах в Америке и очень быстро распространились во многих странах. Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты.

Такие молодежные направления субкультуры любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь. К негативным аспектам движения следует отнести прием наркотиков, случайный секс, жизнь в коммунах, склонность к бродяжничеству.

Скинхеды – защитники территории

Некоторые современные молодежные субкультуры имеют собирательное название. Именно к таким относятся и скинхеды, поскольку они состоят из нескольких направлений. В основном в группировку входят парни из неблагополучных семей или же любители острых ощущений. Это агрессивная субкультура, многие ассоциируют ее с расистами, нацистами, хотя не все скинхеды негативно относятся к «чужакам».

Некоторые виды молодежных субкультур чтут память об истоках становления движения, им присущ патриотизм, чувство необходимости защиты своей территории. Скинхеды относятся именно к такой группе. К негативным аспектам стоит отнести злоупотребление алкоголем, создание конфликтных ситуаций с последующими драками, в некоторых случаях расовые предрассудки.

Эмо – депрессивная молодежь

Эмо – детская субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля. Ее представителей еще называют плаксивыми девочками и мальчиками, подверженными депрессивным настроениям. Многие молодежные субкультуры (список их довольно велик) совершенно неагрессивны, наоборот, миролюбивы, настроены на изменение мира в лучшую сторону. Тем не менее, к их представителям нужно относиться с еще большей осторожностью, нежели к агрессивно настроенным движениям.

Эмо – это пример молодежных субкультур, прославляющих возвышенные чувства, романтизм, выступающих против несправедливости. Подростки очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций. Если рассматривать по степени суицидального характера, какие бывают субкультуры молодежи, список возглавят Эмо, потому что они ненавидят себя и больше всех склоны к самоубийству.

Готы – мрачные приверженцы мистики

Молодежные субкультуры в современной России никак не могут обойтись без готов. Это мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитающие носить украшения с мистической символикой. Если Эмо ненавидят себя, то готы ненавидят всех. Они проявляют интерес к хоррор-литературе, фильмам ужасов, слушают готик-металл, дэт-рок и дарквэйв.

Не все молодежные субкультуры проявляют интерес к политике или общественной жизни. Например, готы не имеют даже обязательных правил, исполняемых всеми участниками движения. Для них главное – быть неординарными, красивыми, эпатажными. Современные молодежные субкультуры питают нездоровый интерес к необычным украшениям. Готы носят серебряные кольца, цепи, кулоны с кельтскими крестами, египетской символикой, черепами и даже гробами.

На самом деле абсолютно все субкультуры молодежи преследуют одну цель – быть услышанными. Каждое движение выражает мысли, чувства, желания по-своему, но все они хотят быть понятыми современным миром. В редких случаях представители подростковых субкультур годами хранят верность прежним идеалам. В основном молодежь перерастает все эти предрассудки и становится самыми обычными людьми.

Воркаутеры

А эта субкультура близка главным образом парням. На первый взгляд, эта субкультура наиболее конструктивна. Воркаутеры проповедуют здоровый образ жизни, спортивные тренировки, отказ от сигарет и спиртного. Они летом и зимой занимаются на уличных воркаут-площадках.

Но чрезмерное увлечение воркаутом может быть опасно. Дело в девизе воркаутеров «Каждый учит каждого», т. е. во время тренировок у таких парней нет обученного фитнес-тренера. А упражнения для занятий они ищут на просторах интернета, и уже методом проб и ошибок каждый сам себе подыскивает оптимальный комплекс. Соответственно, без опытного наставника, применяя неправильно спортивные нагрузки, молодые люди рискуют своим здоровьем.

Еще одна опасность кроется в том, что так называемых «титушек» часто подыскивают именно на воркаут-площадках, выбирая вспыльчивых по характеру, жаждущих острых ощущений и физически подготовленных молодых людей.

Влияние субкультуры на становление личности

Определение 1
Молодежная субкультура в современном мире довольно суррогатна: ученые подчеркивают, что сейчас не существует какого-либо неформального объединения в чистом виде. В основном мы сталкиваемся с культурными миксами, которые вбирают в себя все самые трендовые черты и модные направления. К тому же, эти культурные миксы довольно быстротечны: некоторые из них настолько быстро появляются и исчезают, что бывают заметны очень узкому кругу лиц.

Но все же, в целом молодежная субкультура носит суррогатный характер по нескольким причинам:

  1. Ее наполненность искусственными заменителями реальных ценностей – в основном это исходит от создателей субкультуры, которые стремятся генерировать немыслимые и практически невообразимые идеи, и в дальнейшем воплощать их, находя единомышленников;
  2. Подражание отношениям взрослых с системой господства. Поэтому в каждой субкультуре существует иерархия – есть лидер, а есть те, кто идет за ним. Они перенимают идеи своего руководителя, считают их единственно правильными. Из-за такого доверия и слепой веры лидер может манипулировать людьми для достижения своих корыстных целей;
  3. Призрачное участие в приключениях героев – как экранных, так и литературных. Это очень распространено среди фикрайтеров – людей, которые берут за основу персонажей и известных личностей, и придумывают им жизнь по собственному сценарию (то есть то, как могло бы быть в параллельной реальности). Чаще всего, они отдаются этому делу целиком и полностью, и практически забывают о собственной реализации, а также о своих стремлениях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Субкультуры личности 430 руб.
  • Реферат Субкультуры личности 250 руб.
  • Контрольная работа Субкультуры личности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Еще одна причина, по которой субкультуру называют суррогатной – бегство ее участников от реальности или непринятие ими социальной действительности. Они предпочитают полностью отрицать общепринятые нормы и ценности, а также состояние современного общества, но при этом совершенно не хотят менять что-то в жизни. Бездействие со стороны молодежи – это один из негативных факторов, поскольку сегодня данная социально-демографическая группа является основой для благоустройства, активности, изменений. Молодежь – это потенциал нашей страны, и то, что ее представители настолько пассивны и замыкаются лишь в рамках своих идей – крайне негативно сказывается на настоящем и будущем состоянии.

Тамблер-герл

Эту субкультуру породил виртуальный мир, а в частности — платформа Tumblr. Тамблер-герл — это женская субкультура, к которой относятся девушки-блогеры, ведущие свой блог в стиле — а-ля живая анимашка.

Узнать тамблер-герл можно по милому личику, разноцветным волосам и множеству блесток на лице. У каждой тамблер-герл есть какая-то фишка. Это может быть миллион браслетов, помада необычного цвета, милое мини-платье, и т. д. Но обязательный предмет их гардероба — черные ботинки с достаточно толстой подошвой.

За счет того, что главная цель жизни тамблер-герл — привлечь как можно больше подписчиков, представительницы этого движения часто идут на необдуманные и опрометчивые поступки: делают селфи на крышах высоток, забираются на перила мостов, катаются сверху на поездах метро и электричек и пр.

К слову, среди тамблер-герл часто встречаются анорексички, т. к. стремление выглядеть в кадре лучше всех подталкивает к постоянным диетам и голоданию.

Общая характеристика подростковой субкультуры

Актуальные проблемы подростковой субкультуры Читать далее: Средства массовой информации и их влияние на подростковую культуру

1.1 Общая характеристика подростковой субкультуры

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).

Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.

Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности»)[1]. Корень «рост» особым образом подчеркивает эту уникальность. Чтобы выйти в состояние ростка, семенному зародышу необходимо освоить и преодолеть в первую очередь пределы семени. Прорываясь в состояние ростка к свету, растения начинает строить себя в пределах природных условий. Иными словами, ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе[2].

Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.

Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» — как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты.

Отрочество как отдельная особая возрастная категория выявилась не сразу. Так социолог Филипп Ариес в своем труде по истории ребенка и семейной жизни во Франции, пишет о том, что в доиндустриальной Европе не существовало различия между детством и отрочеством. Ариес считает, «датой рождения» отрочества период 1900-х гг., тогда когда отрочество в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставляли себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ в., когда отрочество становится любимым возрастом[3].

На рубеже ХIX – XX веков, разные социологи и психологи определяют возрастные категории подросткового периода по-разному. Например, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) определял подростковый возраст от 11 до 21 года. А Пиаже, швейцарский психолог (1896-1980), определяет подростковый возраст 12—15 лет[4].

М.Кле в книге «Психология подростка» пишет: «Отрочество – это период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Основным событием отрочества является постепенное включение в мир взрослых…»[5].

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.

Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V—VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

Отрочество характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Таким образом, подростковый период — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Значительную роль в процессе социализации личности подростка играют: общество, в котором живет и развивается подросток, семья, которая определяет ценностные ориентации ребенка и школа, которая развивает его способности. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является СМИ.

Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социо-культурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Актуальные проблемы подростковой субкультуры Читать далее: Средства массовой информации и их влияние на подростковую культуру

Информация о работе «Актуальные проблемы подростковой субкультуры»

Раздел: Социология Количество знаков с пробелами: 94297 Количество таблиц: 1 Количество изображений: 0

Похожие работы

Особенности протекания подросткового кризиса в современном обществе

90385

0

0

… В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует. Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн. Так, распространенной нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в …

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

73280

0

0

… ценностям, развитию нравственного и художественно-эстетического образования проблема эта с каждым днем все больше усугубляется. Реальный процесс музыкально-эстетического развития подростков происходит на уровне музыкального воспитания и образования. В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, …

Детская и юношеская субкультуры

67742

1

0

… воспитательной организации, поэтому данная составляющая может быть реализована во внешкольной среде (загородный детский центр, учреждение дополнительного образования, учреждение социального обслуживания молодежи). Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем …

Процесс социализации подростка субкультуры «Панк» в современном обществе

58435

0

0

… социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных …

Хайпбисты

Возрастная группа: 13–25 лет

Хайпбисты — мальчики-подростки, которые помешаны на дорогой брендовой обуви.

Обычно это подростки из обеспеченных семей, которые поклоняются супермодным вещам. Главный фетиш хайпбистов — спортивная обувь известных марок. Узнать хайпбистов в толпе можно по обуви марок Nike, Supreme, Vans и Yeezy.

Опасность этой субкультуры в том, что хайпбисты тоннам скупают новые вещи ради статуса и бренда. Их интересы и разговоры сводятся к тому, в каком месяце и какого года тот или иной дизайнер выпустит новую коллекцию кроссовок. Такой узкий круг интересов взращивает из мальчиков-подростков инфантильных мужчин, ведь намного проще жить в мире, где кроссовки Nike из новой коллекции — это показатель твоей успешности, и ты становишься нереально крут, если успел купить себе новый шмот из капсульной коллекции Adidas.

↑ Субкультура как разновидность культуры

В обществах развитых стран взаимодействуют все формы культуры, однако одна из них преобладает. В это же время в обществах функционируют культурные образования, охватывающие сравнительно небольшие группы людей — субкультуры. Субкультура
— это культура какой-либо социальной группы, характеризующаяся совокупностью своих специфичных норм и ценностей, образцов поведения и особым мировоззрением, идеологией и кругом интересов.

Субкультура — это часть общей культуры, ее ценности не противоречат основной форме культуры, которая принята в данном обществе, а скорее дополняют ее.

Участников субкультуры часто можно отличить по внешнему виду, манере поведения и общения. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды, в соответствии с которыми и будет создаваться культурный образ участников.

Учитывая это, можно выделить следующие субкультуры:

  • половозрастные (детская, молодежная);
  • профессиональные (научное сообщество, современный бизнес);
  • досуговые;
  • религиозные;
  • этнические;
  • криминальные;

Субкультуры могут формироваться во всех сферах жизни общества. Большое распространение в мире получают молодежные субкультуры. Молодежь, как наиболее активная и восприимчивая социальная группа, зачастую первой воспринимает и перенимает новые формы и веяния современного развития, поэтому становятся главными участниками и носителями субкультуры.

Наиболее известные субкультуры (по материалам Психологос. Энциклопедия практической психологии):

  • Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйваМеталлисты — поклонники хэви-метал и его разновидностейРэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотекРэперы — поклонники рэпа и хип-хопаТрадиционные скинхеды — любители ска и реггиЭмо — поклонники эмо и пост-хардкора

  • Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх:

Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)Исторические реконструкторыРолевое движение — поклонники живых ролевых игр

  • Субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби:

Байкеры — любители мотоцикловРайтеры — поклонники граффитиТрейсеры — поклонники паркура

Брони

Эта субкультура сформировалось вокруг мультфильма «Мой маленький пони». Как видно из названия, она состоит из двух слов — Bro (друг) и Pony. Главная идея брони — пропаганда любви, поддержки и взаимопонимания. Они хотят жить в мире, где человек человеку друг.

И несмотря на то, что этот мультфильм ориентирован на девочек дошкольного возраста, неожиданную полярность эта субкультура получила среди молодых людей и мужчин в возрасте до 35 лет. Они красят волосы во все цвета радуги, участвуют в костюмированных вечеринках, куда приходят в костюмах пони и создают мир пони, в котором у каждого участника есть своя роль.

Обычно коммуникации брони происходит через соцсети или на специальных форумах. Отсюда берется и главная опасность этой субкультуры — неограниченный доступ ребенка к нежелательному контенту. Дело в том, что среди брони часто встречаются дарки — брони, которые любят контент с расчлененкой, «депресняком» и кровью, и клоперы — последователи правила «Про все есть порно. Исключений нет».

Детская субкультура и ее особенности в современном социуме

Детская субкультура и ее особенности в современном социуме

Детство – это феномен, который имеет биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского средой развития и воспитания ребенка признается культура. Осваивая основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных. Среди способов инкультурации выделяется детская субкультура.

Под субкультурой понимается устойчивая совокупность специфических культурных черт, характерных для определенной социокультурной группы и влияющих на стиль жизни, мышление ее членов. Детская субкультура – это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам детства, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Специфика детской субкультуры определяется многочисленными объективными и субъективными факторами. Особенную роль в формировании детской субкультуры, по мнению Е.Ю. Копейкиной, играют пространственно-временные характеристики бытия ребенка в системе культуры – «социокультурный хронотоп».

Социокультурный хронотоп включает в себя три элемента: 1) все, что создано человечеством, – общую культуру, 2) все, что создано человеком в конкретное историческое время – хронос и 3) все, что создано конкретным этносом в конкретном историческом пространстве – топос. По замыслу автора, социокультурный хронотоп демонстрирует не только то, на чем строится культура вообще и субкультура детства, в частности, но и то, как осуществляется вхождение ребенка в мир взрослой культуры–инкультурация. Каждый ребенок живет и в общем физическом (календарном времени) и пространстве, и в конкретном социокультурном времени и пространстве. Соответственно, каждый ребенок «включается» в культуру своего народа через свое физическое время (возраст); через социокультурное время (культура человечества); и через историческое время и пространство этноса (местная культура).

Как особый специфический этап в развитии личности детство, по утверждению И.С. Кона, можно понять только лишь с учетом возрастного переживания символизма, т.е. через систему детских представлений, образов, чувств и настроений, в которых ребенок и воспринимает культуру взрослых людей, осмысливая свой собственный жизненный путь.

Возрастной символизм предстает, с одной стороны, как способность ребенка воспринимать по-своему мир, в котором он живет, а, с другой– рассматривается как подсистема культуры, строящаяся на нормативных возрастных критериях, стереотипах, представлениях, обрядах, ритуала и наборе ценностей– на всем том, что и составляет содержание любой возрастной субкультуры.

В общечеловеческой культуре детская субкультура играет, по всеобщему признанию, хотя и подчиненную, но относительно автономную роль. Об автономии детской субкультуры свидетельствует и тот факт, что взрослые зачастую не замечают ее проявлений.

Собственный мир «для себя» представляет собой неинституционализированную форму социального образования детства, регулирующую социальное взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных групп.

Содержание детской субкультуры составляют такие компоненты как: традиционные игры, ставшие детскими; детский фольклор; детский «правовой кодекс», раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношений со сверстниками; детский юмор, так называемый смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы); своеобразные увлечения (детское коллекционирование; способы и формы свободного времяпрепровождения) и др.

Особое место занимают субкультурные формы, играющие решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир. Исследователи выделяют также детскую картину мира – особую систему мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Мировоззрение ребенка в значительной степени отличается от мировоззрения взрослого: между ребенком и реальностью выдвигается промежуточный мир. Собственная система мировоззренческих знаний складывается у ребенка благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия его с предметами и совместной деятельности его со взрослым и сверстниками. Это достаточно характерный для ребенка мир эгоцентрического мышления и фантазии.

Важным способом формирования, сохранения и трансляции картины мира служит детский фольклор и другие разновидности языка детской субкультуры. Перечисленные компоненты детской субкультуры почти не существуют отдельно, а лишь в различных сочетаниях.

Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные, социогенетические инварианты – относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, тексты, передаваемые детьми из поколения в поколение. Приспосабливаясь к этим пластам субкультуры, ребенок вступает в диалог культур, логик, моральных представлений, языков.

Основными функциями детской субкультуры, по В.В. Абраменковой, являются: социализирующая; самореализации; психотерапевтическая; культуроохранительная; прогностическая.

Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка в изоляции от взрослых, в близости с другими людьми за пределами семьи, в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

В детской субкультуре формируется целостный жизненный опыт ребенка, осуществляется его культурное развитие.

Современное детское сообщество, по признанию исследователей, претерпевает значительные изменения. Наблюдается сокращение пространства для детских игр и детского быта, как в городах, так и в сельской местности, что негативно отражается на социальном содержании деятельности и психологическом состоянии детского сообщества.

Территориальное разъединение детей и разрыв между детскими поколениями приводит к невозможности реализации детьми своей групповой жизни, к сужению игрового пространства детства, ограничению передачи детского опыта, всего богатства форм детской субкультуры от одного поколения к другому.

К фактам дисгармонии современной детской субкультуры относится утрата или обеднение отдельных ее проявлений – игр, фольклора, правовых норм и др., что происходит под влиянием средств массовой информации. Особенно критичной выглядит ситуация, касающаяся игровых традиций – групповых подвижных игр, детского игрового фольклора.

Содержание и формы игр значительно обеднели, зачастую сводятся к простому манипулированию игрушками, чему в немалой степени содействуют современные игрушки типа «Барби», маленьких копий предметов бытовой техники, оружия и т.п. Технически оснащенная игрушка зачастую выступает не средством игры – разнообразных действий и переживаний ребенка, а самой достаточной вещью, не оставляющей простора для собственного творчества и активности ребенка.

Детская субкультура испытывает серьезные изменения и в плане развития разнообразных видов детского творчества. Если раньше в потребности старших дошкольников превалировала ориентация на творческие виды деятельности, в том числе в познавательной сфере, то сегодня приоритет познания, творческой деятельности и тем более нравственных потребностей почти утрачен.

Исследование Р.И. Яфизовой, проведенное в России, показало, что независимо от того, какое дошкольное учреждение посещал ребенок старшего дошкольного возраста, из какой он семьи, какой национальности, и из какого по величине и значению города или региона, – все они устойчиво выделяют игру как желаемый вид деятельности; продуктивные виды деятельности занимают почетное второе место и включают рисование, конструирование, лепку, аппликацию, ручной труд. В позицию не любимого попадают такие виды деятельности, как учиться, читать, писать, т.е. нетипичные для дошкольников. Познавательная деятельность, детское экспериментирование привлекают внимание детей, но только в том случае, когда не происходит замены познавательной деятельности на учебную. На вопрос, чему бы ты хотел научиться, больше половины ответов связано с умениями практической деятельности (лепить, рисовать, играть).

Единичными называются творческие умения (петь, играть на гитаре, писать масляными красками) и умения, связанные с неосуществимыми желаниями (летать, как птица, жить на дереве, научиться волшебству и т.п.).

В настоящее время наблюдается все углубляющийся разрыв между культурой для детей, создаваемой взрослыми, и детской субкультурой. Зачастую книги, фильмы для дошкольников, на самом деле, не учитывают возрастные возможности детей этого возраста, не рассчитаны на детское восприятие ни по форме, ни по содержанию. Насаждается так называемое «раннее развитие» ребенка посредством обучения его иностранным языкам, началам математики, грамоты, начиная с раннего возраста, ведет лишь к перегрузке памяти ненужными ребенку сведениями. И в первом, и во втором случае мы имеем дело с коммерческим продуктом в чистом виде.

С другой стороны, к особенностям детской субкультуры относится то обстоятельство, что под влиянием средств массовой информации детское сообщество как носитель субкультуры детства перенасыщается элементами культуры взрослых, обедняя содержание собственной субкультуры. Среди факторов, влияющих на содержание детской субкультуры (на тематику, содержание разговоров детей между собой) на первом месте находится телевидение. Телевизионный или компьютерный экран все больше подменяет для маленького ребенка игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими взрослыми. Около 50% детей любят смотреть боевики, сериалы, «ужастики». Значительное место занимают мультфильмы иностранного производства. Дошкольники знают имена персонажей этих фильмов, проигрывают их сюжеты, подражая далеко не лучшим образцам речи героев. Многие дети смотрят развлекательные передачи, ток-шоу типа «Пусть говорят». В то же время передачу «Спокойной ночи, малыши» смотрят лишь 20% дошкольников (По неопубликованным данным О.Н. Сомковой).

Особое место в формировании содержания детской субкультуры играет реклама, влияющая на память, внимание ребенка. Дети знают наизусть от 2-3 до 4-5 текстов рекламы. Выражения из них часто используются в детских разговорах. В то же время книга, особенно поэзия в жизни современного дошкольника занимает едва ли не последнее место. Как отметила О.Н. Сомкова, дошкольники имеют предпочтения в рекламе, но в поэтическом творчестве – нет.

Происходят изменения в сфере детского коллекционирования. Если раньше дети собирали открытки, марки, позже книги – часто вместе с родителями, то теперь ведущее место в этом виде детской субкультуры занимают фантики (например, обертки жвачек), наклейки, вкладыши. Излишне говорить, что художественная ценность этих «произведений» крайне низкая.

Существенные, причем не, всегда позитивные, изменения культурных и ценностных традиций во взрослом сообществе также сказываются на содержании детской субкультуры. К проявлениям антикультуры относятся ненормативная лексика, жаргонизмы, взрослые игры, шутки, анекдоты, низкокультурные песни, танцы, мультфильмы и кинофильмы, перенасыщенные насилием и агрессией. Все это не может не отразиться на художественно-эстетическом вкусе детей.

Психологи (Б.Д. Эльконин и др.) считают состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества важными индикаторами положения детства. Рассмотренные особенности детской субкультуры как элемента детства свидетельствует о тенденциях ее трансформации в современном социуме. В этой связи важнейшем перспективой для научных исследований является разработка критериев психолого-педагогической экспертизы товаров для детей в широком смысле этого слова, включая информационные, с целью создания полноценных условий для полноценного развития личности ребенка.

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Возрастные субкультуры

Различные возрастные категории также имеют отчетливую тенденцию образовывать субкультурные комплексы. Люди старшего поколения ведут себя иначе, чем молодежь, что проявляется практически во всех сферах жизни. Деление на возрастные категории не остается неизменным на протяжении веков, именно культурой определяется распределение людей по разным возрастным объединениям, каждому из которых вменяется свой круг прав и обязанностей, тем не менее подобная различенность в значительной степени определяется характеристиками человека как биологического вида. Вполне закономерно, что люди, прожившие двадцать лет и шестьдесят, не могут ни чувствовать, ни мыслить, ни двигаться, ни желать одинаково. В сегодняшнем мире прослеживается очевидная «юниоризация» культуры, т.е. в иерархии ценностей приоритетное место занимает молодость, что не является нормой для всех типов культур. Это обусловливает пристальный интерес к молодежным субкультурам. Отчетливый спектр различных субкультурных феноменов, основанных на ярко выраженном желании молодых людей заявить о своей автономности, стал проявляться в европейской культуре примерно с 1960-х гг. В коммунах хиппи, панков, рокеров, скинеров, баба и пр. наглядно проявилось взаимодействие субкультур с ведущими тенденциями культурно-исторического развития эпохи. Сегодня представители данных субкультурных объединений имеют большое количество приверженцев и в нашей стране.
Практически нет такого способа различения людей, который не мог бы при определенных условиях лечь в основу субкультурной автономности: пол, цвет глаз, «вкус» в самом широком смысле слова, этическая доктрина… Следует также помнить, что в зависимости от конкретно-исторических условий внутреннее деление культуры на субкультурные элементы происходит по-разному. Субкультуры, отчетливо прослеживаемые на протяжении долгого времени, могут трансформироваться в иные или вовсе исчезнуть. Само основание для распределения автономных субкультурных образований в значительной степени определяется магистральными, ведущими тенденциями культуры.

Динамика развития культуры, предполагающая участие субкультур в эволюционных трансформациях, может входить в стадии резких, революционных преобразований. Субкультура

не претендует на то, чтобы стать доминантной эпохой, сменить предыдущий культурный стандарт, превратиться в официальную доктрину. Этим она принципиально отличается от
контркультуры,
которая, напротив, открыто противопоставляет себя господствующей культуре и притязает на лидирующее положение. Складываются такие ситуации, когда локальные субкультурные образования начинают притязать на универсальность. Они выходят за пределы собственной среды и пытаются установить свои ценности для более широких социальных общностей.

В современной культурологической и социологической мысли понятие контркультуры используется по крайней мере в двух смыслах. Во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре. В этом значении термин «контркультура» употребляется, когда речь идет о замене одного типа культуры другим. Так, раннее христианство может считаться контркультурой по отношению к господствовавшей на тот момент эллинистической культуре. Немирное сосуществование обеих культурных традиций, их продолжавшееся на протяжении нескольких веков противостояние закончилось, как известно, тем, что именно христианство в большинстве европейских стран стало официальной и магистральной тенденцией. Таким же противостоянием культуры и контркультуры может считаться период Ренессанса, когда рационалистический гуманизм, возникнув как контркультура по отношению к доминировавшему христианству, со временем занял ведущее положение во всех сферах культурной деятельности.

Во втором, более узком значении слово «контркультура» употребляется в контексте молодежных выступлений, вспыхнувших во многих ведущих мировых державах в конце 1960-х гг. Протест, отразивший критическое отношение к современной культуре, отвержение ее как «культуры отцов», положил начало формированию движения молодежи и интеллигенции, объединенных в особые коммуны. У движения сразу появились как сторонники, так и противники. На сторону бунтовавшей молодежи встал, в частности, теоретик молодежных выступлений американский социолог Т. Розак. Объединив различные духовные влияния, направленные против господствовавшей культуры, он выделил в них некоторый свод альтернативных официальным структурам правил и назвал этот феномен контркультурой.

Молодежные движения 1960-х гг. не закончились ниспровержением существовавшего социально-культурного порядка и не ознаменовали собой начало новой культурной эпохи. Лозунги, которые писали, например, французские студенты на стенах Сорбонны: «Вся власть воображению!», «Настоящая жизнь не здесь!», «Искусство умерло, давайте творить повседневную жизнь!», «Вы ничего не понимаете!» или «Ницше — первый сорт!» — были утопичны и по сути дела не содержали никакой альтернативной позитивной программы. Этим контркультура конца 1960-х гг. отличалась от контркультурных движений прошлого. Однако важно то, что, даже когда контркультура не предлагает ничего взамен, она тем не менее оказывает существенное влияние на дальнейшую культурную эволюцию. Мир никогда не остается прежним после того, как возникает и открыто заявляет о себе контркультура. Облик официальной культуры также изменяется.

Цель любого контркультурного образования можно обозначить как стремление показать несостоятельность доминирующих установок. Всякая контркультура, даже если она не занимает в итоге доминантные позиции, стремится создать новый универсальный словарь, использовать новые термины в культурном взаимодействии, прочертить новые каналы культурной коммуникации и в конечном счете создать нового человека и новую социальную реальность. Подобное удается редко: официальная культура, как правило, обладает большим потенциалом устойчивости, чем контркультура, опирается на разветвленную систему общественного принуждения. Противостояние раннего христианства и эллинистической культуры, гуманизма и христианства длилось веками. Даже тогда, когда контркультуры восторжествовали, вытеснив конкурентов, последние все равно остались — в виде незримо присутствовавших субкультурных комплексов, продолжавших оказывать огромное влияние на культурное развитие. Такими они сохраняются до сих пор.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Субкультуры. Понятие, история возникновения, особенности молодёжных субкультур. статья по теме

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Статья

СУБКУЛЬТУРЫ.

ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖНЫХ СУБКУЛЬТУР.

Автор: Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

Анжеро-Судженск

2018 уч. год

Введение

В современной школьной и студенческой действительности педагогам часто приходится сталкиваться с необычными, на их взгляд учащимися. Он непонятно выражаются, странно выглядят внешне: бритые на лысо, крашеные во все цвета радуги волосы, странные манеры, макияж, татуаж, одежда… Что же это такое? Как реагировать на таких учеников и студентов? Стоит ли в ужасе «шарахаться» от них или нужно просто присмотреться, прислушаться и понять, чем живут учащиеся, что у них творится в душе? Возможно, это просто попытка выделиться на фоне общего окружения. Каждый педагог решает эти вопросы для себя сам. Но, помочь ему разобраться в особенностях такого явления как субкультура можно.

В данной статье рассматривается особая часть общественной культуры – субкультуры. Понятие, история и причины возникновения субкультуры. А так же классификация субкультур. Но, наиболее подробно описана субкультура под названием «альтернативщики».

Что же такое субкультура? Субкультура — свод накопленных определённым мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

История возникновения субкультуры

Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное — «асоциальное» поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.

Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин «молодёжная субкультура» вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо «прорывом тинейджерской культуры». Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодёжная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных «культурных товаров» (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о «конфликте поколений», а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.

Понятие молодёжной субкультуры

Понятие молодёжных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определённой социальной группы молодёжи — таким образом, понятие «субкультура» связалось с понятием «культурная парадигма», то есть тот набор представлений и правил, который даёт своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако, изучая эту матрицу, учёные натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее очевидными. Например, английский учёный Грант Мак-Крекен в книге «Паводок: культура, рожденная сумятицей», получившей широкую известность, описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде и т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно лишь желание добиться признания ровесников, а всё остальное (одежда, язык, музыкальные пристрастия, манера поведения и т.д.) — это всего лишь «обезьянничанье», необходимое для принадлежности к группе. Такая точка зрения исходит из представления о молодёжной культуре как о естественной последовательности.

Другая точка зрения исходит из того, что субкультура представляет собой противостояние, которое состоит в том, что причина разнообразия в подростковом мире являет собой выражение межвозрастной и классовой вражды. Эту позицию развивает, к примеру, книга американских исследователей «Язык молодёжных субкультур: социальная идентификация в действии» (Нью-Йорк,1995). Подростки вступают во враждебный мир. Такую точку зрения отстаивали, в частности, авторы одной из первых значительных книг, посвящённых молодёжным субкультурам — англичане Стюарт Гелл и Тони Джефферсон в книге «Противостояние через ритуалы: молодёжные субкультуры в послевоенной Британии», вышедшей в Лондоне в 1976 г.

Причины возникновения субкультуры

Почему возникают субкультуры?

Наиболее распространённым является такой ответ: чтобы разрешить противоречия в основной культуре, если она оказывается неспособной обеспечить новое поколение действенной идеологией. Субкультура обретает формы в собственной стилистике поведения, в языке, одежде, в ритуалах, способных к творческому развитию.

Соотношения между «главной» культурой и «отклонениями» пытается определить теория субкультур как научная дисциплина. Она работает в понятийном поле культурологии, базируясь на конкретных социологических исследованиях и других гуманитарных дисциплинах. Марксистская теория отрицает субкультуры, рассматривая молодёжные субкультуры как идеологию, призванную маскировать антагонистические противоречия капиталистического общества и подменить их противостоянием поколений.

Близки к марксистским взгляды сторонников теории социального конфликта.

Теоретики социального действия делают акцент на поведении личности в её контактах с другими. В этом понимании субкультуры рассматриваются как система, регулирующая осуществление интересов и потребностей молодёжи в обществе.

Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. Это и есть неформалы – представители современных субкультур.

Само слово «неформал», «неформальный» обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек-неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Говоря по-научному, субкультура — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультуры – это большой яркий мир, открывающий нам различные оттенки жизни. Это видно из классификации субкультур.

Классификация субкультур

Виды субкультур:

  • Музыкальные — субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки: альтернативщики, готы, инди, металлисты, панки, растаманы, рокеры, рейверы, хип-хоп (рэперы), фолкеры, эмо, риветхеды и др.;
  • Имиджевые — субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению: Visual kei, кибер-готы, нудисты, стиляги, Тедди-бои, милитари, фрики и др.;
  • Политические и мировоззренческие — субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям: анархо-панки, антифа, скинхеды (все разновидности), битники, неформалы, хиппи, яппи, нью-эйдж, стрейд-эйдж и т.д.;
  • По хобби — субкультуры, сформировавшиеся благодаря хобби: байкеры, райтеры, трейсеры, хакеры;
  • По другим увлечениям — субкультуры, основанные на кино, играх, мультипликации, литературе: отаку, геймеры, ролевое движение, толкиенисты, териантропы, фурри;
  • Хулиганские — выделение этих субкультур часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к ним. Например: руд-бои, гопники, любера, ультрас и т.п.

Альтернативщики

Остановимся на такой субкультуре, как альтернативщики.

Альтернативщики — молодёжная субкультура, возникшая в начале 1980-х годов, впоследствии занесённая в Россию в 1990-х.

Альтернатива — слово, произошедшее от названия независимых, не мейнстримовых звукозаписывающих лейблов, на которых выпускали свои пластинки музыканты, предлагающие «альтернативную» музыку, не имеющую чётких границ жанра. Сформировалась при смешении металлистов, панков и рэперов. Успех альтернативной музыки и её постепенное превращение в мейнстрим, обеспечили такие группы, как Nirvana, Korn и Limp Bizkit.

Сообщество альтернативщиков не имеет структуры и не сформировало каких-либо чётких принципов, так как изначально базировалось не на идее, а на музыке. Однако, популярными темами для текстов песен являются нон-конформизм, призывы к политической грамотности населения и анти-фашизм. Но с таким же успехом, тексты могут рассказывать о буйных вечеринках, любви, сексе, насилии, наркотиках, и т. д. Альтеры (сокращение от «альтернативщики») очень часто разделяют панковские анархические взгляды. Однако, примером альтернативной группы, имеющей чёткие политические убеждения и имеющей прочный идейный базис, служит Stone Sour.К. На сегодняшний день, от первоначального значения названия этой субкультуры, не осталось практически ничего, кроме якобы нон-конформистских лозунгов. Со временем альтернатива приобретает всё большую и большую популярность среди молодёжи, а как следствие — переходит в то, чему изначально предлагала «альтернативу», в ещё один мейнстримовый жанр музыки, без особой филосовской подоплёки.

Музыка делится на множество поджанров, но наибольшую популярность смогли обрести эти три: 1) Альтернативный металл. Основатели — Corrosion of Conformity, White Zombie. Исходит от хэви-металл и трэш-металл; 2) Рэпкор. Основатели — Urban Dance Squad, Rage Against The Machine, Biohazard, Limp Bizkit. Исходит от рэпа; 3) Гранж. Основатели — Nirvana. Исходит от панка.

Внешний вид представителей этой субкультуры сильно зависит от их возраста и среды общения. Наиболее часто встречающаяся сегодня комбинация это — чёрные волосы, закрывающие уши, чёрная одежда, кеды (преимущественно скейтерские), пирсинг на лице, тоннели, дреды. Но, далеко не все альтернативщики одобряют такую «униформу», и предпочитают ей просто свободную спортивную одежду популярных брендов.

В среде альтернативщиков популяризованы татуировки, занятия спортом, зачастую экстремальными его видами и употребление алкоголя и (или) различных наркотических веществ. Это не значит, что все, без исключения, альтернативщики имеют вредные привычки. Эта их черта, как и внешний вид, зависит скорее от личных качеств, нежели от принадлежности к этой субкультуре.

Заключение

Субкультуры являются особой частью общественной культуры. Субкультуры имеют свою классификацию по различным признакам: внешнему виду, внутреннему мироощущению, политическим взглядам, музыкальным пристрастиям и другим культурным предпочтениям (кино, литература, живопись, мода и т.д.).

Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Уважаемые педагоги, помните: внешний вид и наличие или отсутствие вредных привычек (алкоголь, наркотики и т.д.) у представителей различных субкультур зависит скорее от личных качеств человека, нежели от принадлежности его к какой-либо субкультуре!

Список использованной литературы и источников

1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры // Современные трансформации российской культуры. М.: Наука, 2005, с. 564—603

2. Громов А.В., Кузин О.С. «Неформалы. Кто есть кто?» — М.,1990г.

3.Запесоцкий А.С., Файн А.П. «Это непонятная молодёжь…:проблемы неформальных молодёжных объединений» – М: Профиздат, 1990г.

4. Ольшанский Д.В. «Неформалы: групповой портрет в интерьере»- М: Педагогика, 1990г.

5. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. . — М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с.

6. https://xreferat.com/84/1279-4-molodezhnye-subkul-tury.html

7. https://www.grandars.ru/college/sociologiya/subkultura.html

8. https://nside.ru/wiki/spisok-subkultur

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]