Дракам – нет. Что делать с агрессивностью у детей

Мы уже рассказывали о методе освоения навыков, разработанном финским психиатром Беном Фурманом. Он заключается в том, чтобы определить, какого навыка или умения не хватает ребенку для того, чтобы решить какие-то проблемы с поведением. Сегодня посмотрим, как этот способ работает в случае проявления детьми агрессивности. Можно ли научить ребенка обходиться без драк и как это сделать?

Почему ваш ребенок дерется?

В младшем возрасте ребенок еще не понимает серьезность драки. Он не осознает, что кому-то может быть больно. Сперва ребенок пытается ударить кого-то, чтобы посмотреть на реакцию, проводит так называемый эксперимент. Если ответной реакцией является осуждение, ребенок не будет продолжать драки, поскольку поймет, что его поведение недопустимо. Но если мама смеется, если ребенок ударит кого-то, а папа ободряюще поддерживает малыша, да и дети во дворе на удары отвечают ударами, ребенок теряется и не может понять, какой реакции следовать. В результате ребенок продолжает свои эксперименты.

Взрослея, ребенок начинает ходить в школу, где его окружает новый коллектив. И данная среда более жесткая, чем в детском саду. Здесь каждый малыш пытается завоевать лидерство. В этом возрасте малыши злые. Если кто-то заметит, что ваше ребенка легко втянуть в драку, они будут провоцировать его на это по разным причинам. К примеру, чтобы наябедничать преподавателю или родителям, чтобы им посочувствовали и поставили хорошую оценку, или же угостили сладостями.

Однако может быть и другой вариант: одноклассники просто не желают принимать вашего ребенка в свой коллектив. А он в свою очередь, чтобы как-то их заинтересовать, начинает их обзывать, приставать к ним. Многие преподаватели не разбираются в причинах, не уточняют подробности, именно поэтому виновником признается тот, кто нарушает школьную дисциплину. Даже, если зачинщиком является совсем другой ребенок.

Из-за этого у малыша возникают психологические проблемы, которые в будущем будут накладываться на различные сферы жизни. Родители должны сделать все, чтобы агрессивное поведение не переросло в норму поведения ребенка.

что делать если ребенок дерется в школе

Был в меня в школе такой случай. Когда я был в 4 или 5 классе, не помню точно, школу терроризировал один мелкий пиздюк. Да, по другому его никто и не мог назвать. Он был младшим братом одиннадцатиклассника , который, в свою очередь сам был пиздюком, но великовозрастным. Вот реально, родились в одной семье два урода. Зная, что за мелким всегда без разбирательств будет старший всем без разбора давать пиздюли , младшенький пользовался этим направо и налево. ( мне тут вспомнилась чудесная, просто зеркальная модель данного поведения у собак моей Оли. У нее в детсве было две собаки. Ротвейлер Кеша и такса Забыл_имя. Так вот Кеша всегда отвечал по всем понятиям за таксу. Иногда идут они рядом. Навстречу им собака, которая ну вообще никому не мешает. Виновата оказалась только в том, что тупо оказалась на пути таксы. Так вот эта такса, проходя мимо пса со всей силц кусает ту невинную собачатину. Аодленько так за жопу. Та в ах..е. Накидывается было на таксу, которая привычным жестом прячется за ротвейлера и начинает меланходично наблюдать, как Кеша дерется с той самой собакой, которая уже дважды в ах..е, ибо драку то она планировалла с таксой, а бой внезапно предполагает быть с не хилым таким ротвелером. И не единичный случай был. Такса ох..евшая. Кеша без разбора дрался со всеми на кого укажет она. ) и вот тут в школе точно такой же случай. Я не представляю, как вмещалось столько говна в одного мелкого пиздюка. Он задирал от мало до велика. Да. И стареньких учителей тоже. Те не жаловались завучу отчего то. Тогда не понимал и сейчас не понимаю. Вот на старости может пойму. Те только пугливо смотрели на него и,видимо, вспоминая старшего брата, просто давали тому делать, что угодно. Кстати имена у них были Алексей ( мелкий) и Андрей ( старший). Не знаю откуда это пошло, но у меня до сих пор есть такая фишка — я не разбираю между собой эти два имени. Они для меня идентичны. Клянусь вам. Не знаю как объяснить, но вот имя Алексей и Андрей для меня звучат одинакого. Я всегда путаю эти имена. Всегда и навсегда:(( у меня они все, как правило Андрюхи. Без разбора. Благо Леш у меня почти нет. Снова отвлекся. Так вот от Алеши все стонут. Дети боятся, взрослые сторонятся. Сумасшедший дом. Я честно не помню именно моего конфликта с ним. Может и был. В общем вы понимаете, как его ненавидили все. И вот однажды, на лестнице на перемене снизошла столь ожидаемая всеми заслуженная Божья кара на мелкого Алешу. Он пизданулся. Конкретно так кубарем полетел с лестницы. И прямо мне под ноги. А Леша, не смотря на то, что он говно, все же ребенок. Он вполне ожидаемо заплакал. Было и больно и обидно. Будь это во время урока, там уж можно и всплакнуть и полежать, подождать пока продет. Благо никто не видит. А тут ведь как? Куча народу, десятки пар глаз с нескрываемым удовольствием наблюдали за падением. Надо встать и сделать вид, что все оке. Помните пацаны, как в детстве делали? Пиз..анулся при друзьях. Надо превозмогая боль быстро встать, так еще и со смехом, сделать вид, что не больно, присоединиться к ржачу друзей и стараясь не ковылять особо уйти куда нить под благим предлогом ( как правило в любых ситуация это бвл туалет) и уже там умирать от боли в полной мере. Плакать, стонать, растирать жопу или вправлять вывих. Но только не на глазах у парней. Да! Пацанский кодекс. Блин. Я снова отвлекся. И вот значит лежит он весь такой упавший, и встать не может и видно, что не хило так приземлился. Взрослых не видно, одна только с трудом скрывающая радость от увиденного мелкота. Все пробегают мимо. Ни один не подумал подойти. Всем посрать. Мне казалось, что мне тоже. Я сначала прошел мимо ( видимо был конфликт и у меня) спустился на один пролет весь в своих размышлениях, и затем внезапно развернулся, и до последнего споря сам с собой, подошел к падшему Леше. Поднял его, отряхнул и помог дойти до травмпункта школьного. Я был бы не я, если делал это молча. Я его по пути учил. Я ему так по стариковски рассказывал, что видишь как твое поведение тебе аукнулось? Как всем было пох на твое падение. Спрашивал плачущего парня зачем он ко всем придирается… В общем до врача Алеша пришел со стойкой уверенностью, что он говно и наказан был вполне достойно ( мне так казалось) Передав его врачу, я вернулся к своим делам с чувством выполненного долга. Я сам себе казался Гераклом, который освободил школу от злого врага, мысленно даже себе представлял, как школу переименуют из безликой 383 в школу имени Николая Янгаева. Амбиции. Кароч. Проходит несколько дней, и тут меня в районе туалета ловит старшой Андрей. Точнее так, я прохожу на корридору, а Леша кричит брату, что то типа «..вот он это!» я сразу понимаю в чем дело, сейчас начнутся благодарности, почет и уважение . Начинаю искать глазами свидетелей, что б все всё видели и передали всем, понимаю, что жизнь моя теперь тоже под защитой и… В общем подхожу ленивой походкой победителя. И тут меня трарший каааак схватит за грудки. И начинается допрос. Что я там говорил младшему? Кто это его не любит? Кто это ржал над ним? А этот мелкий говнюк еще добивает гвоздь в мой гроб, предполагая, что это я его толкнул с лестницы. Ага. Он мне под ноги скатился, а я его как мог толкнуть» — пытаюсь доказать зверевшему на глазах брату. Я снова начинаю оглядываться, но теперь с мольбой, что б никто этого не видел. И понимая, что терять мне уже нечего, начинаю старшему рассказывать про мелкого и как я вижу всю эиу ситуацию. Ожидая в любоц момент, что мне сейчас люлей наваляют. Но Остапа понесло. Я высказал все. В ответ меня еще так, для профилактики потрясли за грудки, сказали что то типа » мы еще не закончили@ и отпустили. Больше ко мне не приставал ни он ни он. Мало того, мелкого вообще перестало быть слышно. Может старший выпустился из школы, а может и еще что то, но в общем все вздохнули спокойно. Вот так вот, отчего то вспомнилось.

Как оказать помощь малышу?

Если ваш малыш часто устраивает драки в школе и во дворе, об этом мамы и папы узнают от других родителей, соседей и учителей. Драки скрываются от родителей, поэтому понять, кто виноват, практически невозможно.

Драки друг от друга отличаются. Одно дело, если ваш ребенок является виновником этого (обзывается, пристает к сверстникам), и совсем другое, когда ваш ребенок защищает себя и свои вещи, на которые посягают другие дети. Родители должны научить своего карапуза отстаивать свои интересы. Но при этом важно, чтобы ребенок понимал, что к драке можно прибегать только в последнюю очередь, ее нужно избегать всевозможными способами. Проблему можно решить и обычным разговором.

Агрессивность: одно название, разные причины

Многие дети иногда ведут себя жестоко по отношение к сверстникам или даже собственным родителям. Когда такой ребенок сердится, он готов кусать, колотить и пинать любого, кто оказывается у него на пути. Когда ребенок ведет себя агрессивно, не всегда удается сразу понять, в каком навыке он нуждается. Кто-то может сказать, что всем агрессивным детям недостает самоконтроля или умения справляться со своим гневом, однако, согласно методу освоения навыков, такие умения слишком масштабны, или комплексны, и для того чтобы дети могли успешно овладеть ими, необходимо разбить их на составляющие.

У Мэта, Эшли и Хелен была одна и та же проблема: все они вели себя агрессивно по отношению к окружающим. На первый взгляд, их проблемы действительно выглядели одинаково, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что каждому из этих детей не хватает какого-то своего навыка.

Жестокость Мэта проявлялась в ситуациях, когда рядом с ним оказывались другие дети, — так сказать, если они заходили на его территорию. Для преодоления своей агрессивности Мэту нужно было научиться спокойно относиться к присутствию других детей рядом.

У Эшли агрессия возникала тогда, когда ему казалось, что кто-то дразнит или раздражает его. Чтобы справиться с этой проблемой, ему нужно было научиться рассказывать в таких случаях учителю вместо того, чтобы сразу лезть в драку.

Хелен не могла вынести, если ей не удавалось получить что-то, чего ей очень хотелось. В таких случаях она начинала царапать или пинать того, кто в чем-то ей отказал. Для того чтобы справиться со своей жестокостью, Хелен нужно было научиться конструктивно переносить разочарование и ситуации, когда не все складывается так, как ей хочется.

Так, проанализировав ситуации, в которых проявляется агрессивность, вполне можно определить, в каком именно навыке нуждается ребенок. Когда вы понимаете, какого именно умения ему не хватает, вам гораздо легче помочь ему преодолеть проблему.

Можно даже сказать, что не бывает жестоких детей, бывают только дети, которые склонны к жестокому поведению в определенных ситуациях из-за того, что им недостает какого-то конкретного навыка, чтобы вести себя более конструктивно.

С помощью физической силы дети зачастую пытаются разрешить споры. Многие психологи и педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. В младшем школьном возрасте формируется личность ребёнка. Качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, в последующие годы будут развиваться. В драке одна девочка выступает в роли победительницы, другая оказывается в роли побеждённой. Если поверженная сторона испытывает унижение, страх или обиду, то выигравшая — чувство удовлетворения от победы над противницей. И в том и в другом случае закрепление подобных личностных качеств нежелательно.

Если же физическая сила была использована для защиты более слабой или для самозащиты, подобное разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и, в известной мере, подобные столкновения между девочками даже полезны.

Как правило, в младшем возрасте дети быстро оправляются от физических и психологических травм, поскольку эмоциональные состояния, которыми сопровождаются драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как спустя час драчуньи мирно и даже дружески общаются между собой. Физическое насилие у девочек может ограничиваться простым ударом рукой, ногой или, скажем, книгой. Источников, из которых дети черпают «идеи», немало: неправильное поведение родителей, допускающих рукоприкладство в отношении друг друга; пример старшеклассников; фильмы-боевики и триллеры. Почему девочка дерётся в школе В средней школе девочки дерутся, чтобы выразить чувство гнева, вызванное мнимой или настоящей обидой. Своеобразная самозащита. Но чаще, чтобы завоевать с помощью силы лидерство. Причиной может стать и завышенная самооценка (по принципу «мне всё можно»), и чувство собственничества («это мой мальчик!»). В основе драк между прекрасной половиной человечества в большинстве случаев лежит зависть. Сначала у соперницы появляется новая кукла, через несколько лет эпицентр конфликта смещается на одежду и молодого человека. Ещё один камень преткновения — телевизор и компьютерные игры. Да, дети усваивают 95 % из того, что преподносят им СМИ. По итогам исследований, каждый ребёнок до 14 лет успевает увидеть по телевидению более 5000 сцен насилия. Порог его чувствительности понижается, и он перестаёт реагировать на чужую боль. Добавьте к этому многочасовое сидение за компьютером, когда ребёнок играет в «стрелялки», где не только топит корабли, но и убивает людей. Насилие в его сознании становится нормой. Что делать? Телевизоры и компьютеры мы не выбросим, от информации полностью не оградим. К счастью, у родителей есть способ перевернуть в сознании ребёнка картину мира. Для этого нужно сесть рядом с ним и смотреть телевизор вместе. В любой передаче есть хотя бы крупица хорошего. На неё и должен обратить внимание родитель. Ненавязчиво, без морали. Мир-то ведь сам по себе нейтрален. Агрессивным или прекрасным его делают люди (своими поступками и словами). Но ребёнок не анализирует того, что смотрит. Если он оценит красоту и силу добра, то драки, войны и убийства станут просто фоном. Меры и способы Как ни странно, агрессия необходима любому человеку, тем более маленькому. Дети ещё не умеют в полной мере управлять своими эмоциями. Гасить гнев полностью нельзя. Иначе дети не смогут постоять за себя, ведь агрессия выполняет и защитную функцию. Проблему создаёт избыток злобной энергии. Научите дочку выпускать пар другим, абсолютно безопасным способом. Тут вариантов много: рвать или мять листок бумаги, колотить подушку, месить тесто, громко кричать, укутавшись с головой в одеяло. В общем, на что фантазии хватит. А самое главное — поговорите с ребёнком. Расспросите о причинах, толкнувших её на этот шаг. Расскажите о своих чувствах, вспомните свои ссоры с одноклассниками. Только пусть эта беседа станет доверительной, без нотаций, упрёков и приказного тона. Девочке плохо, она нуждается в вашей поддержке. Покажите ей, что любите её в любом случае, даже хулиганку. Мягко и ненавязчиво предложите придумать решение проблемы. В том случае, если она действительно является жертвой, помогите ей преодолеть страхи и поверить в себя. Защитите её от насилия окружающих. Кто, если не вы? Советы родителям 1. Есть много способов уйти от агрессии. Один из них — перевести всё в шутку. На тебя нападают, а ты со всем соглашаешься. Да, я такой! Правильно! Ведь нападавший ждёт ответной реакции. Если её нет, агрессивные поползновения наскучат и скоро забудутся. 2. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком ежедневными беседами перед сном. Сядьте вечером к нему на постель. Погладьте его, приголубьте, как маленького. Поговорите с ним по душам. Расскажите и о своих проблемах, например, с начальством. Пусть ребёнок тоже что-нибудь посоветует, пожалеет. Так он начнёт понимать, что не всегда жизнь преподносит только приятные сюрпризы. Иногда необходимо и защищаться, и бороться. 3. Чтобы перевернуть в сознании ребёнка негативную картину мира, смотрите телевизор вместе. И, видя хотя бы крупицу хорошего, обращайте на неё внимание, не морализируя при этом. Да, волк съел Красную Шапочку. Зато ей помогли добрые охотники. А ещё она любит свою бабушку и заботится о ней. 4. При всяком удобном случае говорите ребёнку, что никто не имеет права причинить ему вред. Уверенности в этом бывает достаточно для того, чтобы он не стал объектом агрессии. 5. Будьте внимательны. Постарайтесь уловить любые изменения в поведении ребёнка. Нет шишек и синяков? Замечательно, но это вовсе не значит, что его не обижают. Гораздо страшнее, когда унижают не физически, а морально. Для неокрепшей детской психики это ощутимый удар.

Источник

Если первоклассник не усвоил правила

Базовые нормы поведения в обществе новоиспеченный школьник знает, но внезапно оказывается, что усвоил он далеко не все. Это «незнание» чаще проявляют именно мальчики, которые по-детски считают, что агрессия – это признак мужественности. Заполните этот пробел, объяснив, что нельзя применять силу к другим, навязывая таким образом свой авторитет. Расскажите, что драка никогда не была решением конфликта, что нужно уважать окружающих, оберегая и себя в том числе. Предложите альтернативное решение без кулаков.

Причины детской агрессии

В младшем возрасте причиной детской агрессии чаще всего становится желание ребенка познать мир и выяснить реакцию окружающих на свое поведение. Поэтому, если он видит со стороны родителей и свидетелей драки осуждающую реакцию, то быстро понимает, что он ведет себя неправильно. А вот неоднозначная реакция (например, родители – умиляются, родственники обиженного ребенка – негодуют, а противник – дает сдачи) заставляет малыша почувствовать себя растерянным и проводить свой эксперимент снова и снова.

Однако, если любознательность ребенка можно отнести к здоровой агрессии, которая легко поддается коррекции, то неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье может стать причиной настоящей агрессивности, являющейся по своей сути психологическим заболеванием. Причиной такой агрессии может стать чрезмерная опека, невнимательность или безразличие со стороны родителей, которые являются следствием:

  • «нежеланности» ребенка – дети очень тонко чувствуют отношение родителей к себе, и даже самый незаметный жест или интонация, свидетельствующая о том, что ребенок появился на свет случайно, заставляет малыша любым способом (в том числе, и агрессивным поведением) доказывать, что он имеет право на существование.
  • враждебности – достаточно часто родители «перекладывают» на ребенка вину за собственные неудачи в жизни (например, если из-за ребенка приходится уйти с любимой работы или из семьи уходит один из супругов), в результате чего ребенок приходит к мысли, что мир вокруг него агрессивен и враждебен, а значит, нужно защищаться.
  • отсутствии эмоциональной связи в семье – когда родители часто ссорятся между собой на глазах у ребенка, его жизнь напоминает существование на дремлющем вулкане, который может начать извержение буквально в любую минуту, и это «включает» в малыше защитный механизм, проявляющийся в агрессии.
  • чрезмерного контроля – безмерная опека и желание во всем руководить жизнью ребенка приводит к тому, что малышу приходится постоянно подавлять в себе гнев и раздражение, которые накапливаются и в какой-то момент выплескиваются в неконтролируемом приступе агрессии.

Кроме того, специалисты отмечают целый ряд «личных» причин для проявления агрессии ребенка, которые возникают в результате:

  • подсознательных переживаний – как правило, передаются ребенку от беременной матери, которая чрезмерно беспокоилась о безопасности малыша, еще в период внутреутробного развития (другими словами, ребенок появляется на свет без уверенности в собственной безопасности).
  • личного опыта – характерно для неблагополучных семей, где на глазах у ребенка один из родителей ведет себя очень агрессивно как по отношению к самому ребенку, так и по отношению к окружающим.
  • заниженной самооценки – ребенок недоволен собой (как правило, в результате отсутствия любви, внимания и поощрений со стороны родителей), и пытается «возвысить» себя в своих глазах путем агрессивного отношения ко всему миру.

Если из ребенка сделали козла отпущения

Рассмотрим несколько типичных ситуаций, когда ваш ребенок в некоторой степени не такой, как все, потому что: учится лучше всех; самый маленький/высокий ростом; слишком полный; занимается нетипичным для его пола видом спорта/искусства и т.д. Каждая из этих характеристик может легко стать клеймом, которое сделает из школьника отброса – так было, есть и, к сожалению, всегда будет. Именно поэтому единственным способом защититься от насмешек ребенок выбирает драку.

Школьные драки, как показал опыт, происходят потому, что учителя не реагируют на нарушение социальных норм в ученическом коллективе. Их замечания носят формальный характер, а сами они думают, мол, сами разберутся, пусть учатся решать конфликты. Если на почве «особенностей» ребенка драки происходят уже в детском саду, у вас должен быть договор с няней о том, чтобы она сама не акцентировала внимание на этих самых «особенностях». Ваше право – настаивать на том, чтобы педагог следил за психологическим здоровьем всех детей.

Чем еще мы можем помочь? Да хотя бы научить приемам самоконтроля. Например: глубоко вдохнуть, мысленно посчитать до 5-ти, выдохнуть; сфокусироваться на какой-то детали: звуке или букве, повторяя его несколько раз про себя; с закрытыми глазами подумать о чем-то хорошем: о событии, месте или человеке.

Эти приемы будут полезны не только для детей, но и для взрослых, которые тоже порой «выпускают погулять» свою злость. Задача родителя – не подавать плохой пример, воспитывать не только своих детей, но и себя в первую очередь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]