Коммуникативная функция
Коммуникативная функция культуры
обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.
Природа не наделила человека способностью устанавливать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма, и для общения человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация может передаваться вербальными (словесными) способами, невербальными (мимика, жесты, позы, дистанция общения, информация, которая передается через материальные предметы, например с помощью одежды, особенно форменной) и паравербальными (темп речи, интонации, громкость, артикуляция, высота голоса и т.п.).
Для общения с другими людьми человек использует естественные языки, искусственные языки и коды — компьютерные, логические, математические символы и формулы, знаки дорожного движения, а также разнообразные технические устройства.
Процесс коммуникации состоит из трех этапов:
- кодирование информации, которая должна быть передана адресату, т.е. перевод се в какую-либо символическую форму;
- передача по каналам коммуникации, при этом возможны помехи и потеря части информации;
- раскодирование полученного послания адресатом, причем в силу различия в представлениях о мире, разного индивидуального опыта отправителя и получателя сообщения раскодирование происходите погрешностями. Поэтому коммуникация никогда не бывает успешной на 100 %, большие или меньшие потери в ней неизбежны. Эффективность коммуникации обеспечивается рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как можно сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.
Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспектом формирования культуры. На ранних этапах истории человечества возможности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми и для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Со временем люди нашли возможность увеличить дальность коммуникации, например с помощью специальных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письменности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния. В современном мире все большее значение приобретают средства массовой коммуникации, в первую очередь телевидение, радио, печать, а также компьютерные сети, выходящие на первое место как средство общения между людьми.
В современных условиях значение коммуникативной функции культуры растет быстрее, чем любой другой функции. Развитие коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. процессам глобализации. Эти процессы в свою очередь стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации, который выражается в возрастании мощности и дальнодействия средств связи, увеличении информационных потоков, повышении скорости передачи информации. Наряду с этим прогрессируют взаимопонимания людей, их способность к сочувствию и сопереживанию.
Интегративная функция культуры
родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, создающая общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей в обществе. В результате возникает чувство общности с людьми, являющимися членами своей группы, в противовес другим людям, которые воспринимаются как «чужие». В силу этого весь мир делится на «своих» и «чужих», на Мы и Они. Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чужим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны. Но в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультурные контакты укрепляются и расширяются. Этому во многом способствует современная массовая культура, благодаря которой множеству людей в разных странах становятся доступны книги, музыка, достижения науки и техники, мода и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет. Можно сказать, что интегративная функция культуры в последнее время способствует сплочению не только отдельных социальных и этнических групп, но и человечества в целом.
Нормативная (регулятивная) функция
культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.
В любых человеческих общностях необходимо регулировать поведение составляющих их индивидов для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми располагает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие различных событий, но не определяют, как
должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый человек должен сознательно и ответственно совершать свои поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.
Нормы поведения людей, как разрешительные, так и запретительные, представляют собой указание на допустимые пределы и границы, в которых человек должен действовать, чтобы его поведение получило положительную оценку других людей и общества в целом. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Есть культуры с сильной нормативной стороной (Китай) и культуры, в которых нормативность выражена слабее (европейские культуры). Вопрос о существовании общечеловеческих норм остается дискуссионным.
Посредством норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.
Регулятивная функция
культуры осуществляется на нескольких уровнях:
- мораль и се нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;
- нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;
- обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;
- нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.
Аксиологическая (оценочная) функция
культуры связана с ее ценностными ориентациями. Культурная регуляция человече- с кой деятельности осуществляется не только нормативно, но и через систему ценностей — идеалов, к достижению которых стремятся люди. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека и помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного и т.д. Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельности. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пересматриваются и обогащаются.
Ценности обеспечивают специфичность каждой культуры. То, что важно в одной культуре, может быть совсем не важно в другой. У каждого народа формируется своя иерархия ценностей, хотя набор ценностей имеет общечеловеческий характер. Поэтому можно условно классифицировать основные ценности следующим образом:
- витальные ценности — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила и т.д.;
- социальные — социальное положение, труд, профессия, личная независимость, семья, равенство полов;
- политические — свобода слова, гражданские свободы, законность,
- гражданский мир;
- моральные — добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность, верность, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;
- эстетические ценности — красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобытность.
Каждое общество, каждая культура ориентируется на свой набор ценностей, в котором могут отсутствовать какие-то из перечисленных выше ценностей. Кроме того, каждая культура по-сво- ему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты у разных народов довольно сильно различаются. Например, в средневековом Китае у аристократок в соответствии с существовавшим тогда идеалом красоты должны быть крохотные ступни; желаемого добивались мучительными процедурами бинтования ног, которым подвергались девочки с пятилетнего возраста и в результате которых они становились буквально калеками.
Посредством ценностей происходит ориентация поведения людей. Человек не может одинаково относиться к противополож- ностим, из которых состоит мир, он должен оказывать предпочтение чему-то одному. Большая часть людей считает, что стремится к добру, правде, любви, но то, что одним кажется добром, может оказаться злом для других. Это вновь приводит к культурной специфичности ценностей. Исходя из имеющихся у нас представлений о добре и зле, мы всю жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира.
Рекреативная функция культуры
(психическая разрядка) противоположна нормативной функции. Регламентация и регуляция поведения необходимы, но следствием их является ограничение свободы отдельных индивидов и групп, подавление каких-то их желаний и влечений, что ведет к развитию скрытых конфликтов и напряжений. К такому же результату человек приходит из-за чрезмерной специализации деятельности, вынужденного одиночества или избытка общения, неудовлетворенных потребностей в любви, в вере, бессмертии, интимном контакте с другим человеком. Далеко не все эти напряжения рационально разрешимы. Поэтому перед культурой стоит задача — создать организованные и относительно безопасные способы разрядки, не нарушающие социальной стабильности.
Самые простые, естественные индивидуальные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, исповедь, объяснение в любви, разговор начистоту. Специфически культурные коллективные, закрепленные традицией формы разрядки — праздники и досуг, освобожденный от непосредственного участия в производстве. В праздничные дни люди не работают, не соблюдают будничные нормы жизни, устраивают шествия, карнавалы, застолья. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек, приобщенный к праздничной культуре и умеющий праздновать, испытывает облегчение и радость. Праздники также происходят по определенным правилам — с соблюдением соответствующего места и времени, разыгрыванием устойчивых ролей. При разрушении этих формальностей и усилении чувственных склонностей физиологическое наслаждение может стать самоцелью и будет достигаться любой ценой; в результате появятся алкоголизм, наркомания и другие пороки.
Ритуалы также представляют собой средства коллективной разрядки и регулируют важнейшие моменты в жизни людей, относящиеся к сфере сакрального (священного) в данной культуре. Среди ритуальных событий — рождение и смерть, заключение брака, обряды взросления (инициации), особенно важные в первобытной и традиционных культурах. В эту группу входят также религиозные ритуалы и обряды, выполнение которых является одним из лучших способов компенсации, созданным культурой. Для ритуалов характерны особая торжественность, культурная насыщенность.
Также в качестве коллективной разрядки эффективно используется игра, удовлетворяющая влечения символическими средствами. Символика игры создаст особую психологическую установку, когда человек одновременно и верит, и не верит в происходящее, она побуждает его использовать все свои силы и мастерство для достижения цели. Игра позволяет разрядить бессознательные импульсы, запрещенные или невостребованные культурой. Так, во многих играх присутствуют конкурентные, сексуальные мотивы — спорт, лотерея, конкурсы, танцы. В таких играх, как коллекционирование, реализуются накопительские влечения, оценивающиеся в быту как проявление жадности. Наконец, существуют игры, обыгрывающие значение смерти, — коррида, гладиаторские бои.
С одной стороны, сегодня можно говорить о гуманизации игр, замене многих развлечений прошлого, таких, как уличные кулачные бои и публичные казни, спортом, телевидением, кино. Но с другой стороны, кино и телевидение показывают в фильмах и программах множество сцен насилия, травмируя психику людей, особенно детей.
Функция социализации и инкултурации,
или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры. Социализацией называется процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества, а инкультурацией — процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре. Эти близкие процессы возможны только с помощью специально созданных культурой систем воспитания и образования. Вне общества эти процессы невозможны, поэтому из Маугли или из Тарзана никогда не получился бы настоящий человек. Дети, по каким-то причинам вырастающие среди животных, сами навсегда остаются животными.
Процессы социализации и инкультурации предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности, свои природные задатки. Это может быть развитие музыкальных или художественных способностей, математических или технических знаний, того, что может пригодиться в овладении будущей профессией или станет занятием человека в часы досуга.
Социализация и инкультурация продолжаются в течение всей жизни человека, но наиболее важные знания усваиваются в детстве. Тогда ребенок учится говорить на родном языке, усваивает нормы и ценности своей культуры. В основном это происходит автоматически, когда ребенок копирует сначала поведение родителей, а затем — сверстников, учителей и других взрослых. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.
Эмоциональное общение
Человеческая деятельность невозможна без общения; в течение всей жизни мы обмениваемся информацией с себе подобными. Существуют разные виды и формы общения. Давайте поговорим о том, что представляет собой эмоциональное общение.
Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь
. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.
Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение
, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.
Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций
. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.
Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении
. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.
Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией
.
В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации
(мимика, жесты, позы, интонации).
Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного
. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).
Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию
. Это и есть манипуляция.
Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца
при эмоциональном общении.
Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю
.
Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях
с окружающими людьми.
Похожие публикации:
Понятие, функции и средства общения
Общение – это процесс взаимодействия, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение другого человека. Оно представляет собой часть деятельности тренера и спортсмена. Непосредственное межличностное общение имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешняя сторона это реально наблюдаемое коммуникативное поведение партнёров в форме речевых и неречевых обращений. Внутреннюю сторону общения составляют: а) особенности субъективного восприятия партнёрами ситуации общения; б) эмоциональные переживания в связи с реальными и ожидаемыми контактами; в) мотивы и цели контактирования; г) психологический эффект общения (изменение установки, отношений, мотивации, состояния и др.). Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения. Общение в спортивной деятельности:
1) представляет собой её относительно самостоятельный компонент;
2) характеризуется субъектной ориентированностью (на другого);
3) подчинено задачам взаимодействия;
4) осуществляется с помощью речевых и неречевых сигналов.
Функции общения.Общение как необходимый процесс взаимодействия выполняет определённые функции, заключающиеся в следующем:
1 Функция социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и форма «объективированного», сознательного отражения партнёрами особенностей протекания взаимодействия. В зависимости от характера взаимовлияний происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательной и количественной сторон индивидуального отражения с образованием «коллективной данности» как формы коллективного мышления спортсменов или напротив, столкновение данностей, их нейтрализация, подавление.
2 Регулятивная функция. В процессе общения происходит непосредственное или опосредованное воздействие на партнёра с целью изменения его поведения, состояния, системы ценностей, активности и т. д.
3 Познавательная функция общения заключается в том, что вследствие контактов партнёры приобретают определённые знания о других, о себе и о многом другом.
4 Экспрессивная функция. Различные формы общения выражают эмоциональные состояния и переживания спортсменов. Это своеобразный способ выражения своего отношения к происходящему через обращение.
5 Функция социального контроля. Для поддержки необходимой согласованности и организованности групповой деятельности используются самые разные формы социального контроля (одобрение, похвала, порицание, неодобрение). Нередко отсутствие общения может рассматриваться как та или иная санкция (порицание).
6 Функция социализации. Эта функция одна из наиболее важных в работе тренера. В спортивной деятельности она нередко скрыта за обучением, воспитанием, совершенствованием спортивного мастерства, за стремлением к высокому результату.
Средства общения.Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Спортивная деятельность имеет собственный язык, с помощью которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в командах. Это своего рода спортивные жаргонные слова, это и выкрики, это и жесты, мимика во время соревнований (с помощью системы отработанных жестов баскетболисты одной команды легко понимают друг друга при организации взаимодействий на поле).
Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнёру. Слова, используемые в общении, вызывают у людей разнообразные мысли и образы. Поэтому важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание самого слова.
Помимо смысла и тона слов при общении важную роль играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить совершенно разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шёпотом, медленно или быстро, один раз или многократно. Всё это имеет определённое психологическое значение при построении речи, при организации слов в процессе воздействия на сознание партнёра по общению.
Как отмечал выдающийся российский психолог Л. С. Выготский, слово есть знак определённых отношений и вещей. Слово как знак заменяет их. Слово «хлеб» для всех людей означает одно и то же: основной продукт питания. Но для хлебороба к этому общему значению добавляется дополнительный, только ему понятный смысл «хлеб это продукт моего труда».
Установление единого смысла или общего понимания употребляемых в общении слов получило название тезауруса.
Те люди, которые не понимают друг друга, говорят на разных языках, не улавливают общего смысла употребляемых слов и выражений, лишены тезауруса. Для того чтобы возник тезаурус, необходимо учитывать потребности и взаимные ожидания партнёров по общению. Люди, устанавливая тезаурус, обычно задают друг другу вопросы, выясняют и уточняют позиции друг друга, что способствует лучшему взаимопониманию. Трудности взаимопонимания возникают при психологической несовместимости, отсутствии общего языка, противоположных намерениях в отношении друг друга. В таких случаях с сожалением замечают: «Мы так и не поняли друг друга».
В качестве дополнительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки. В спортивной деятельности невербальные средства общения применяются повсеместно. Можно даже сказать, что спорт учит невербальному общению. Как пишет психолог Ю. Н. Емельянов, «искусство с древнейших времён широко пользовалось возможностью материализации общественных, в том числе межличностных, отношений людей путём моделирования их жестов, поз, лицевой экспрессии, схемы тела, походки, особенностей тактильного и визуального контакта, пространственной аранжировки, ритма движений, одежды, косметики и т. п.». Эти выразительные средства материализуют процесс общения, делают его осязаемым для участников.
Типы и виды общения
Типы и виды общения в человеческом обществе многообразны. По типам общение подразделяется на прямое,
или
непосредственное,
и
косвенное,
или
опосредованное
(посредством передатчика информации, например письма, телефонного разговора). Современные средства коммуникации, в частности видеотелефон с цветным изображением, максимально приближают косвенное общение к прямому, но полностью заменить его не могут. Живое непосредственное общение во все времена останется основой психологической связи между людьми.
Различают несколько видов общения. Дружеское,
или
неформальное,
общение возникает по принципу симпатии, товарищества. Все люди осваивают этот вид общения и испытывают страдания при нарушении дружеских связей. Такое общение характерно для спортсменов, оно отвечает идеалам олимпийского движения и высшему назначению спорта, служит средством объединения людей всего мира. Дружеское общение является основой для формирования чувства коллективизма. Однако для возникновения коллектива одного дружеского общения недостаточно. Необходимо сочетание дружеского общения и делового сотрудничества. Поэтому существует
неформальное деловое общение,
развивающееся на основе дружеского общения. Оно характеризуется широким тезаурусом, что способствует хорошему взаимопониманию участников дружеского делового общения.
Деловое общение может быть прямым и опосредованным (например, деловые телефонные разговоры). Внесение в косвенное общение духа и приёмов непосредственного общения делает его более приятным и эмоционально приемлемым. Иногда можно видеть, как люди живо разговаривают по телефону, как разнообразна их жестикуляция и модуляция голоса.
Противоположностью неформального общения является формальное,
или
ролевое
общение. Это общение официальное, требующее исполнения определённых правил и ритуалов. Оно характеризуется ролевым поведением, действиями в соответствии с требованиями роли, правами и обязанностями согласно инструкции.
Такой характер носит, например, общение военнослужащих, когда они при встрече отдают друг другу честь.
В процессе ролевого общения люди ведут себя подобно актёрам, исполняющим сценические действия, чем лучше понята роль, чем лучше человек подготовлен к её эффективному выполнению, тем выше эффект его ролевого взаимодействия с другими людьми. Владение ролью позволяет субъекту максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приблизив тем самым ролевое общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между соперниками протекают в форме дружеской беседы, что морально удовлетворяет больше, чем недоброжелательный тон или враждебность обращения.
В деловой обстановке ролевое общение между мало знакомыми людьми, например, между представителями различных команд, участвующих в соревнованиях, осуществляется по правилам служебной этики, которая регламентирует порядок взаимных обращений и даже их форму (например, в армии, где обращаются не к личности как таковой, а к её званию).
Различают также межличностное
общение, в котором каждый адресат сообщения известен как личность, и
анонимное
общение, в котором взаимодействуют незнакомые люди, не связанные никакими отношениями ответственности (например, болельщики на стадионе, публика в зрительных залах и аудиториях). В наш век бурного роста городов и организации массовых публичных зрелищ, в том числе спортивных зрелищ и праздников, анонимное общение становится привычным атрибутом повседневной жизни. Но весьма редко анонимное общение переходит в межличностное, когда люди знакомятся друг с другом. Для такого перехода одного вида общения в другой создаются специальные условия, например, организуются развлечения и праздники, вечера отдыха, различные клубы, дискотеки и пр.
В сфере анонимного общения проявляются две противоположные тенденции. С одной стороны, массовость встреч и вынужденных многочисленных анонимных контактов людей в общественных местах порождает чувства общности. С другой, безымянность, анонимность членства в толпе не способствует удовлетворению потребности в общении. Такое состояние называют «публичным одиночеством». При отсутствии друзей в незнакомом городе человеку становится тоскливо и скучно, он хочет скорее вернуться домой. Эффект «чужого поля» в спорте во многом объясняется психологическим давлением на спортсмена потока анонимного общения с массой незнакомых ему людей, наблюдающих его выступление на стадионе, встречающих его на улицах, в общественных местах.
Предыдущая40Следующая