Психический инфантилизм
1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма – незрелости личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности (Laseque E.-C., 1864). Рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей.
Наиболее вероятными причинами развития психического инфантилизма представляются наследственность, конституция, внутриутробные интоксикации и гипоксия, родовая травма, токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни ребенка, дефекты воспитания (гиперопека, деспотизм родителей). Распространенность психического инфантилизма в РФ – 10% детей.
Наиболее тщательно изучен простой (неосложненный, гармонический) психический инфантилизм. При этом психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости: повышенная эмоциональная живость, аффективная неустойчивость и быстрое пресыщение активного внимания, преобладание мотива получения удовольствия, чрезмерная привязанность к матери, боязнь всего нового. Дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. Однако слабо развиты собственно интеллектуальные интересы (пытливость, любознательность), игровые интересы преобладают и в школьном возрасте. Дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это приводит в итоге к школьной незрелости, выявляющейся в первых классах школы.
В умственной сфере у детей с простым инфантилизмом преобладают конкретно-действенная и наглядно-образная формы мышления, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, замедленное формирование логической памяти.
В отличие от олигофрении детям с инфантилизмом свойственны общая живость, непосредственность, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, у них более богатая эмоциональная жизнь, более прочные и дифференцированные привязанности, наличие более широкой «зоны ближайшего развития», повышенная внушаемость. Уровень их абстрактно-логического мышления превышает таковой у умственно отсталых детей. Собственно интеллектуальный дефект относительно неглубок и в значительной степени носит вторичный характер, определяясь отставанием развития личности, т. е. имеет место не собственно умственная отсталость, а задержка темпа психического развития (Сухарева Г.Е., 1965; Певзнер М.С., 1966). Игры инфантильных детей характеризуют активность, самостоятельность, элементы творчества, фантазии, воображения. Им доступны способность использовать помощь и перенос усвоенного на новый материал.
В соматическом статусе нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции, однако нет грубой диспластичности, свойственной олигофрении.
С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда исчезать, а интеллектуальный дефицит может быть компенсирован.
При осложненном психическом инфантилизме (ОПИ) помимо незрелости психики отмечаются другие патологические проявления.
Наиболее труден для дифференцировки первый его вариант – органический инфантилизм. Пациентов отличают отсутствие живости, веселости, они скорее эйфоричны, благодушны и расторможены. Их игры бедны, однообразны, лишены воображения и фантазии, привязанности менее глубоки и дифференцированы, мышление более конкретное (имеется в виду недоразвитие способности к абстрагированию), тугоподвижное. Чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.
Решающее значение в отграничении от олигофрении имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения т. н. предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности, выносливости при умственной деятельности). Собственно недостаточность умственной деятельности в виде слабости процессов обобщения и абстрагирования не является главной в клинической картине, умственные операции в целом протекают на удовлетворительном уровне. Более благоприятна и динамика органического инфантилизма, хотя значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу или на обучение в специальных условиях.
Церебрастенический вариант ОПИ, весьма распространенный, характеризует сочетание признаков детскости (менее ярких, чем при простом инфантилизме) с симптомами раздражительной слабости (повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания, двигательной расторможенностью, легкой истощаемостью, соматовегетативными нарушениями). Кроме того, дети более робки, пугливы, боязливы, в незнакомой обстановке несамостоятельны, склонны к избегающему поведению.
Невропатический вариант ОПИ, близкий к церебрастеническому, характеризуют выраженные тормозимые черты характера (пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений), расстройства вегетативной регуляции и тенденция в неблагоприятных условиях к закреплению астенических черт личности, высокая вероятность формирования астенической психопатии.
Эндокринные варианты ОПИ осложняются присоединением психоэндокринных расстройств. Так, при гипогенитализме признаки инфантилизма сочетаются с вялостью, медлительностью, несобранностью, растерянностью. При гипофизарном субнанизме выявляются черты старообразности в психическом и физическом облике ребенка, склонность поучать, ворчливость и т. п. Школьная неуспеваемость таких детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого развития способности к абстрактно-логическому мышлению.
Вернуться к Содержанию
Интеллектуальная недостаточность при состояниях инфантилизма
15.08.2019 Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
Термин «инфантилизм» был введен E.Lasegue (Лассег) в 1864г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека.
Инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности.
Для этих детей характерна
незрелостьпсихики («детскость»)
. Дети миниатюрны и вместе с тем пропорционально сложены, в их облике отражена известная наивность.
Распространенность
психического инфантилизма, по данным психиатрической эпидемиологии детского возраста, довольно значительна
—1,6 %.
Этиологические
факторы, вызывающие задержку формирования сложных специфических мозговых систем, обусловлены негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Чаще всего это легкие поражения головного мозга — инфекционные, токсические и другие, включая травмы и асфиксию плода. Особенно неблагоприятными считаются в этом отношении последний триместр внутриутробного периода и период родов.
В патогенезе
инфантилизма ведущая роль отводится замедлению темпа созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом лобных и лобно-диэнцефальных систем и их связей.
Главным клиническим признаком психического инфантилизма является эмоционально-волевая незрелость
, которая выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, стремлении к получению удовольствия от игровой деятельности, беспечность, незрелость чувства долга, ответственности, неумение подчинять свое поведение требованиям, неспособность сдерживать проявления чувств, волевого напряжения.
Для детей с инфантилизмом характерны
: 1) сохранность черт поведения, присущих более младшему возрасту; 2) большая живость психики, повышенный интерес к окружающему, жажда новых впечатлений, отсутствие инертности; 3) лучший уровень логических процессов; 4) большая инициативность и самостоятельность в игровой деятельности (живость воображения, фантазии); 5) способность хорошо использовать оказываемую педагогом помощь; 6) яркость эмоций; 7) отсутствие диспластичности в соматическом облике.
. В раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом, поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста
. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации.
В раннем детском возрасте
установление психического инфантилизма, особенно его легких форм, затруднено. Наряду с эмоционально-волевой незрелостью для психического инфантилизма в детстве характерны «
моторный инфантилизм
» и большая или меньшая
пограничная интеллектуальная недостаточность
.
Взгляд
такого ребенка может быть беспокойным, настороженным, но он не бывает тупым, бессмысленным. Недаром известный советский невропатолог и дефектолог Г.И. Россолимо настоятельно предлагал изучать во время обследования
взгляд ребенка
. «Чаще смотрите в глаза ребенку»,— говорил он.
Во взрослой психиатрии симптомы психического инфантилизма рассматриваются в рамках изменений личности при различных психических заболеваниях (E. Kraepelin).
Различают 4 основных клинических вариантаинфантилизма: гармонический (простой, неосложненный), дисгармонический, органический (осложненный)
и
психогенный.
Простой гармонический (неосложненный) инфантилизм.
Простой инфантилизм в клинической практике встречается редко и чаще на уровне субклинического состояния.
Сущность простого инфантилизма в недоразвитии эмоционально-волевой сферы. Интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, обусловленный отставанием в созревании компонентов формирующейся личности.
В систематике К. С.Лебединской эта форма инфантилизма классифицируется как «ЗПР конституционального происхождения». Это
—
равномерная задержка темпа и физического и психического развития
, проявляющегося в первую очередь
незрелостью эмоционально-волевой сферы,
а затем и личности в целом. Это такое нарушение процесса развития, при котором ребенок переходит на следующий возрастной этап, а эмоционально-волевая сфера остается как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
Интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер.
Считается, что созревание в этом случае отстает от нормы на 1—3 года. Это отражается как на поведении ребенка, так и на его возможностях социальной адаптации.
Клиническая картина
простого инфантилизма характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста и отличаются
грацильностью
. Им свойственны живая, но поверхностная любознательность, общие нестойкие интересы к окружающему. При полноценном интеллекте отмечается неразвитость интеллектуальных интересов, своего рода диспропорциональность: неутомимость в игровых действиях и быстрая отвлекаемость, утомляемость при выполнении заданий, требующих интеллектуального, волевого усилий и терпения. В связи с этим при поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения.
Инфантилизм наиболее отчетливо в начале школьного обучения, создавая феномен «школьной незрелости».
Возрастная динамика
гармонического инфантилизма относительно благоприятна. Проявления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к 10 годам.
В. В. Ковалев (1985) считает, что полной нормализации личностных свойств не наступает и простой инфантилизм, отмечаемый в детском и пубертатном возрасте, сменяется личностной дисгармонией и завершается акцентуацией характера или психопатией преимущественно неустойчивого или истероидного типа.
Дисгармонический инфантилизм
отличается
сочетанием признаков эмоционально-волевой незрелости
, свойственной простому инфантилизму с
отдельными патологическими чертами характера
, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Отдельные патологические черты характера обнаруживаются уже на 1—2-м году жизни в виде упрямства, реакций протеста, стремления настоять на своем, обидеть близких, сделать им больно.
У детей старшего возраста черты незрелости эмоционально-волевой сферы «перекрываются» девиантным поведением и патологическими чертами характера. Структура и возрастная динамика дисгармонического инфантилизма позволяют расценивать его как этап формирующейся психопатии.
Органический (осложненный, психический) инфантилизм
–
инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом.
Наиболее распространенный вариант. Он развивается вследствие органического повреждения мозга.
При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине признаки незрелости эмоционально-волевой сферы сочетаются с
с психопатологическими проявлениями того или иного
психопатологического синдрома
(психоорганического, церабрастенического, невропатического, психоэндокринного),
невысоким уровнем интеллектуального развития, недоразвитием речи
.
Эмоционально-волевая незрелость продолжает оставаться ведущим и определяющим симптомом.
Клиническая картина этой формы инфантилизма чрезвычайно полиморфна
и определяется выраженностью психопатологических симптомов органического поражения головного мозга.
Особенно отчетливо признаки органической неполноценности ЦНС
обнаруживаются в деятельности этих детей.
Клинические вариантам органического инфантилизма: относятся его церебрастенический, невропатический
и
диспропорциональный
варианты, а также
инфантилизм при эндокринопатиях
.
Психогенный инфантилизм
. Этот вариант является результатом аномального формирования личности в условиях
неправильного воспитания
или
длительной эмоциональной и социальной фрустрации.
С возрастом формируется эмоционально-незрелая личность.
При воспитании по принципугиперпротекции
наряду с инфантильностью ярко выступает эгоцентризм, неумение считаться с окружающими, крайняя несамостоятельность, пассивность, психическая невыносливость, неспособность к напряжению.
Деспотичное воспитание
детей с физическими наказаниями и постоянными запретами способствует выработке и закреплению эмоционально-волевой незрелости в виде сниженной инициативной активности, недостаточной самостоятельности, нерешительности.
Всем разновидностям психогенного инфантилизма свойственны социальная незрелость личности в виде недостаточности или отсутствия высших этических установок и системы идеалов. У таких детей остаются недостаточно сформированными позитивно направленные социальные и интеллектуальные интересы, потребность в труде, чувство долга, отмечается искаженное понимание своих социальных обязанностей, своего будущего. Все это составляет основу девиантного поведения
таких детей.
Классификация
Психический инфантилизм бывает врожденный и приобретенный, простой и дисгармонический.
При простом (гармоническом) незрелость человека характеризуется поведением, не соответствующим возрасту. Происходит равномерная задержка психического и физического развития.
Дисгармонический – это простой инфантилизм с дополнительными характеристиками:
- перепадами настроения;
- самолюбивостью;
- завышенными или заниженными потребностями;
- повышенной аффективной возбудимостью;
- ранней сексуальностью;
- жестокостью по отношению к слабым и беззащитным и др.
Приобретенный инфантилизм делят на три группы:
- органический (вследствие поражения центральной нервной системы);
- соматогенный (вследствие эндокринных и хронических заболеваний, поражений внутренних органов);
- психогенно обусловленный (психологический) как следствие чрезмерной опеки родителей, изнеживающего либо деспотичного воспитания.
Виды инфантилизма | Описание |
Физиологический | Замедление роста и развития физиологических систем организма |
Психический | Характеризуется задержкой темпов психического развития |
Социальный | Проблемы социализации, непонимание обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления |
Правовой | Не сформированные правовые знания, взгляды и установки |