Реферат по дисциплине «Психология» на тему «Мотивация. Роль мотивов в развитии человека»


Что такое самомотивация и насколько она важна

Практика многих лет показывает, что принудительные виды либо отрицательные являются не лучшим вариантом продвижения сотрудников, либо достижения каких-либо результатов ими самим. Для того чтобы получить значимый результат, которым можно было гордиться, человек должен сам постоянно стремиться к нему и пытаться его достигнуть. Таким образом, и путь к результату будет интересен, и человеку приятно будет осознавать, что он всего добился сам без влияния чьих-то слов, действий либо советов.
Напомнить стоит и о том, что далеко не всегда с вами будут те люди, которые без своих личных интересов будут вас мотивировать, да и их немного. Такими могут оказаться только родители либо лучшие друзья, но приходит время, и близких может становиться всё меньше. Поэтому необходимо рассматривать тот момент, когда есть возможность самостоятельно толкать себя вперёд без чьей-либо помощи. Такой подход поможет достигнуть желаемого, но здесь необходимо использовать определённые приёмы. На самом деле их существует огромное количество, все сложно перечислять. Но необходимо рассмотреть самые основные.

И только 10% будет составлять труд и усилия человека. Поэтому если вы мотивированы и хотите сделать что-либо, необходимо правильно и чётко рассчитать каждый свой шаг, дабы на последнем круге с дистанции не сойти. Что для этого стоит делать?

Найти такую цель, ради которой вы действительно готовы работать и днём и ночью. Помимо этого, она должна вам очень нравиться и внутренне вы должны понимать, что готовы биться ради неё до конца. Вы должны правильно поставить перед собой задачу. Если вы не знаете, куда вы придёте, то в итоге вы окажетесь там, где бы точно ни хотели. Надо чётко знать, что вы хотите получить «нечто», когда и где. Вы должны чётко представлять то, ради чего идёт в бой. Важным фактором является постоянное чтение книг и просмотр видео, где напрямую есть тематика рвения и движения человека вперёд. Они помогут подзарядить садящиеся батарейки и подарят вам заряд бодрости, не дадут сдаться в важный для вас момент. Для многих отличным вариантом будет и азарт. Такие люди не любят уступать другим, да и сама дорога, по которой они движутся, будет как дистанция, где есть ещё кто-то. Таким образом, можно мотивировать себя на увеличение качества либо скорости работы, сравнивая свои результаты с показателями другого человека. Появится желание вырваться вперёд, потому, что конкуренция только подогреет огонь в этом вопросе

У вас будет желание доказать себе и окружающим, что вы лучше другого человека, поскольку смогли это выполнить качественно и в более короткие сроки. Важно помнить свои предыдущие успехи и верить в то, что грандиозная победа ещё впереди. Отлично, если вас будут окружать люди, которые думают точно так же и поддерживают вас в ваших начинаниях.

Мотивация персонала

К методам мотивации персонала относится система стимулирования работников, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения трудовой деятельности и эффективности труда. В зависимости от управленческой системы и организационных особенностей, применяются различные методы стимулирования.

Для персонала могут применяться поощрительные методы, то есть работникам за качественное выполнение определенной работы в минимальные сроки предоставляются материальные блага. Также могут действовать организационные (административные) методы. Эти методы подразумевают влияние власти, устава, законов или регламента. Применение психологических воздействий подразумевает влияние на сознательность персонала и на его социальные интересы.

Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.

Значение слова мотивация

Для изучения языка самыми важными являются три фактора: 1)мотивация 2)мотивация 3)мотивация А уже потом методы и методики…:) AlexeyS

В то же время по замыслу обе книги составляют единое целое, и в книге «Мотивация и мотивы» лишь подробно рассматривается одна из функций произвольного управления (воли).Несмотря на то что мотивация составляет с волей единое целое – так как без мотивации нет воли, – функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации).

Я очень рад вновь видеть вас после длительного перерыва. Для того чтобы получить учение, постарайтесь развить правильную мотивацию. Лучшая мотивация – слушать учение для того, чтобы укротить свой ум. Если вы слушаете учение, чтобы просто накопить информацию, стать каким-то знатоком, или добыть счастье в этой жизни, – это неправильная мотивация.

В живой природе добавляется еще раздражимость, в животных добавляется мотивация наглядная, а у человека — плод разума — мотивация абстрактная.

Конкретная (то есть политическая) мотивация бегства, выбранная ею вместе с родителями – так любовно, продуманно, взвешенно и, как им всем казалось, так дальновидно, – данная мотивация к этому времени перестала работать.

Другими словами, в зависимости от того, как работает сотрудник, какую отдачу он Вам дает, подогревается Ваша мотивация и мотивация рядом стоящих «кораблей».

Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей.

Правильная мотивация – это только мотивация, подкрепленная силой воли и стремлением добиться своей цели в любом случае.

До Толстого писатели считали, будто чувства и есть мотивация, а он впервые догадался, что эта подлинная мотивация лежит на более глубоком, подсознательном уровне личности или социума и порождает нужные ей чувства, которые мы принимаем за первопричину наших поступков.

Время от времени психологи и коучи придумывают якобы новые способы для самомотивации, хотя их всего два: либо мотивация избегания, либо мотивация стремления.

Внешняя мотивация

Сотрудникам пообещали премию, они начали работать быстрее. Установили штрафы и правила, люди стали на них ориентироваться, нравится им это или нет. Внезапно появившаяся грозовая туча заставляет быстрее бежать домой. Преступник направил на вас пистолет и потребовал деньги – вы без промедления отдадите свой кошелек.

Все это примеры внешней мотивации. Как уже говорилось, она побуждает к действию посредством сложившихся обстоятельств или стимулов. По-другому можно сказать, что это достижения в окружающем социуме. Конечно, намного эффективнее внутренняя мотивация деятельности. Однако такой вид воздействия на отдельных людей влияет лучше.

Итак, какие же способы подойдут в качестве внешней мотивации? Карьерный рост, большая зарплата, престижные вещи (квартира, дом, машина), статус, возможность путешествовать, признание.

Внешняя мотивация может постоянно изменяться. Вчера нужно было зарабатывать, чтобы прокормить семью, а завтра деньги понадобятся на новую квартиру, машину или образование детей. Самый наглядный и классический пример такой мотивации – это сказка о золотой рыбке и рыбаке.

Сферы применения понятия

Мотивация – понятие широкое, но в целом отражает причины поведения человека. В различных научных сферах человек — это объект исследований различного направления. Потому рассматриваются разные виды мотивации. В психологии – носитель сознания, в экономике – это субъект экономической деятельности с потребностями, а в менеджменте – сотрудник, деятельность которого подчинена целям компании. Педагоги мотивируют, повышая активность познавательной деятельности у школьников, студентов. Термин используют в маркетинге, когда человек, обладающими потребностями, мотивами и суждениями, принимает решение о покупке товара.

В психологии

Психология ищет ответы на два вопросы:

  • Чем поведение человека отличается от животного?
  • Как можно регулировать поведение для решения задач обучения, воспитания, управления активностью?

Потому в широком смысле слова мотивация включает:

  • психологические и физиологические особенности человека;
  • факторы внешней среды, влияющие на поведение.

В узком смысле слова – это психологические изменения, которые формируют, направляют и поддерживают поведение человека. Это причины, которые объясняют, почему человек поступил именно так в конкретной ситуации. Почему? С какой целью? Ради чего?

Психология мотивация изучает три аспекта:

  • биологические и физиологические механизмы, связанные с удовлетворением базовых потребностей;
  • поведенческие или непсихологические стимулы из внутренней и внешней среды – условные рефлексы;
  • психологические – рассматриваются психологические факторы (бессознательное, внутренние и внешние стимулы, социальные факторы, гуманистические – сознание человека).

Существуют различные направления психологии, которые изучали аспекты поведения.

В менеджменте

В менеджменте мотивацией называют процесс стимулирования одного или нескольких людей к деятельности, которая направлена на цели предприятия. Это способ эффективного выполнения работы.

Рассматриваемые в менеджменте виды мотивации опираются на структурирование потребностей людей. Маслоу выделил пять групп потребностей, которые существенно отличаются в зависимости от уровня развития страны, культуры, социума. МакКлелланд ввел следующие разновидности потребностей: власти, успеха и принадлежности. Герцберг предложил учитывать факторы, влияющие на удовлетворение потребности в процессе работы. Условия труда, его оплата, отношения в коллективе – гигиенические факторы – то, что может вызывать неудовлетворенность, но их улучшение не приведет к удовлетворению потребности. Мотивирующими факторами Герцберг называет ощущение успеха при карьерном росте, расширении возможностей, признании со стороны коллег и начальства.

По теории ожидания мотивированность возникает, если человек уверен в том, что его усилия помогут добиться цели и получить вознаграждение. Теория справедливости утверждает, что человек субъективно сопоставляет размер вознаграждение и усилия. Побуждение возникает, когда труд переоценен, и это дает стимул для приложения больших усилий.

В экономике

Экономические интересы общества зависят от материального положения людей, классовых различий. Каждый человек имеет повседневные интересы, которые также влияют на поведение в труде и отношение к работе.

Интересы отражаются в мотивах трудовой деятельности. Это сознательное внутреннее побуждение к труду для удовлетворения потребностей. Мотив предопределяет поведение человек, выбор деятельности, наращивание знаний и умений для достижения целей. Мотивацией является совокупность связанных мотивов.

В экономике выделяют мотивационное ядро: мотивы призвания, обеспеченности и престижа – самореализации, богатства, социального статуса. Степень удовлетворенности этих мотивов влияет на то, как человек оценивает условия труда и формирует отношение к нему.

Для усиления мотивов руководство использует материальные и нематериальные стимулы – доска почета, благодарность или премии в денежной форме. На стыке удовлетворения потребностей, развития мотивов и стимулов рождается система мотивации в экономической деятельности.

Что такое внутренняя и внешняя мотивация?

Внутренняя и внешняя мотивация — понятия схожие, но не идентичные. Мотивация в психологии трактуется как неотъемлемая составляющая деятельности. Термин имеет латинское происхождение и переводится как нечто, побуждающее идти вперед. Благодаря внутренней мотивации у человека есть желание воплощать задуманные идеи. Мотивационные факторы помогают достигать поставленных целей. Психология дает возможность понять принципы внешних и внутренних мотиваций. Данные термины также можно встретить в педагогике, социологии. Внутреннюю мотивацию следует отличать от внешней: она, как правило, подкреплена сильным желанием действовать.

Для чего нужна мотивация?

Факторы мотивации являются физиологией человека, они управляют его поведением и подразделяются на определенные виды. Данная физиологическая черта позволяет реализовывать задуманные планы через определенную деятельность. Если у человека есть четко поставленные задачи, значит, он является активным, организованным. Внешняя положительная мотивация заставляет человека трудиться, идти к поставленной цели и при этом проявлять напористость. Если рассматривать внешнюю мотивацию, то она может предопределять положение человека в обществе.

Если у индивида есть мотивы, которые заставляют продвигаться вперед, значит, есть желание что-то менять в жизни, добиваться положительного результата в том или ином деле. Мотив — смысл деятельности, он является одним из видов переживаний личности. Данные переживания вызывают разные эмоции: положительные, отрицательные. Первые возникают тогда, когда человек достигает поставленных целей, вторые — в случае неудач. Формирование внешней мотивации зависит от потребностей и нужд. Типичный пример: если человек голоден, у него появляется цель — купить продукты.

Подробнее о внешней и внутренней мотивации

Данная физиологическая особенность подразделяется на определенные виды. Внутреннюю мотивацию можно назвать ключевой. Если она есть, деятельность не связана с какими-либо внешними обстоятельствами. Побуждение действовать возникает на основании собственных мыслей и эмоций. Внешняя мотивация возникает в том случае, если к действию подталкивают внешние обстоятельства. Если человек не заинтересован в объекте внешней мотивации, он будет действовать, не имея желания (как говорят в народе, через не хочу).

Природа внутренней — удовлетворение моральных потребностей. Если у человека имеются внутренние мотивы к действию, и он достигает определенного результата, данный успех воспринимается как вознаграждение. Индивид концентрирует внимание на том, чтобы как можно скорее прийти к поставленной цели, он старается избежать каких-либо ошибок. Задачи выполняются качественно, но человек не желает перенапрягаться и идти наперекор себе.

Для усиления факторов внутренней мотивации нужно получать удовольствие от продвижения к поставленной цели. Рекомендуется выбирать работу по душе, трудовая деятельность должна приносить моральное удовлетворение. Внутренними мотивами часто движет эмоциональное состояние. Если человека ничто не тревожит в обыденной жизни, он добросовестно с легкостью выполняет свою работу. Особенность внешнего мотива заключается в том, что он имеет цель — получить моральное или материальное вознаграждение. Внешняя мотивация не настолько сильна, как внутренняя.

В данном случае индивид не имеет тяги совершать то или иное действие. Если отсутствует интерес, значит, снижено качество работы. Человек может часто отвлекаться. Желательно, чтобы внешнее и внутреннее гармонировали друг с другом, таким образом, будет проще добиваться успеха.

Внешняя мотивация изменчива, она зависит от условий, в которых проживает индивид, также его жизненных целей. Внутренняя в большей степени зависит от чувств. Благодаря положительной динамике мышления человек быстро находит выход из запутанной ситуации.

Разновидности мотивации

  1. Есть разные виды мотивации. Устойчивая подкреплена сильными мотивами, она часто зависит от внешних обстоятельств. Человек твердо осознает цель и уверенно к ней продвигается, при этом он не видит преград на своем пути. Индивид может находиться в творческом состоянии.
  2. Неустойчивая имеет место, если внутренние побуждения отсутствуют, но постоянно появляется подпитка извне.
  3. Положительная предполагает использование стимулов, влияющих на мироощущение. Например, мама обещает купить ребенку игрушку, если он будет хорошо себя вести.
  4. Отрицательная порой вызывает тревогу, панику. Она может предполагать штраф в денежном виде за невыполнение определенных обязательств.

Внешняя и внутренняя мотивация персонала нужны для того чтобы в коллективе царило процветание. Внедрением системы занимаются специалисты, имеющие психологическое образование. Чтобы установить систему мотиваций, нужно знать подход к сотруднику, важно учитывать его личные качества. Поставленная цель должна стать побудительной силой. Если у сотрудника есть внешнее стимулирование, он будет качественно выполнять работу. Начальству нужно добиться заинтересованности со стороны подчиненных.

Стимул в коллективе

Материальная мотивация всегда положительная. Сотрудники поощряются премиями, если качественно выполняют свою работу. Этот метод дает хорошие результаты, если применять его по отношению к определенной группе лиц. Нематериальный стимул не предполагает денежное вознаграждение, он может применяться для всех сотрудников. Системы поощрения всегда идут на пользу. Если человек знает, что не зря тратит свое время, значит, он уже настроен положительно. Премии, системы поощрения поднимают самооценку, внушают уверенность в себе. Нематериальное поощрение — это также создание хороших условий труда, лояльное отношение администрации, работа по гибкому графику.

Если мотивационным объектом является продвижение по карьерной лестнице, человек осознает, что трудится не зря. Он имеет определенную цель, которая побуждает работать лучше и добавиться высот. Если положительный стимул постепенно улучшает благосостояние, появляется моральное удовлетворение. Под мотивацией необходимо понимать и баланс между работой и личной жизнью. Некоторые люди тяжело трудятся и у них нет времени на близких и друзей. Если наблюдается сильная тяга к общению, а плотный рабочий график не позволяет выбираться на отдых, у человека нарушается эмоциональный фон. Подавленность и уныние сказываются на работоспособности.

Не следует работать на износ, нужно выделять время для отдыха. Руководство должно понимать, что в жизни каждого сотрудника могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Чтобы персонал хорошо работал, надо находить стимулы. Можно предоставлять 1 оплачиваемый выходной день в месяц или внедрить систему, при которой человек после выполнения определенного плана отправляется домой. Для пожилых можно сократить рабочий день.

Хорошей системой мотивации будет предоставление возможности работы на дому (если предполагает должность). Личностный рост — один из лучших стимулов. Необходимо создать условия, которые помогут сотрудникам совершенствовать знания и продвигаться по карьерной лестнице.

Подробнее о нематериальных стимулах

Нематериальные стимулы имеют много преимуществ. Они мотивируют сотрудника качественно выполнять работу, данные стимулы положительно воздействуют на общий эмоциональный фон. Они не требуют затрат от работодателя, что тоже является плюсом. Нематериальные методы стимулирования можно грамотно комбинировать, даже если отсутствуют материальные.

Рекомендуется поощрять сотрудников за их труд, не обязательно деньгами. Директор может вручать грамоты, дипломы, почетные звания, например, «лучший сотрудник года». За определенное достижение, которое поддержало имидж организации, целесообразно вручить грамоту. Можно пригласить сотрудника на семинар, назначить его лектором, наставником для новичка.

Под мотивациями не следует понимать исключительно денежное вознаграждение. Нематериальными факторами можно поощрять любого сотрудника: от главного бухгалтера до секретаря. Необходимо поддерживать в организации благоприятный психологический климат, таким образом, между сотрудниками не будет конфликтов. Персонал должен чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Каждый сотрудник должен осознавать, что является частью команды, которая трудится во благо себе и организации.

Методыспособы мотивации

Способы побуждений зависят от объекта приложения усилий. Термин мотивация используют, чтобы заставить человека действовать определенным образом. Если говорить точнее, то мотивированность – повышает эффективность деятельности человека в любой сфере. Методы воздействия зависят от области применения.

Мотивация персонала

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

Мотивация учащихся


Педагоги обязательно учитывают возрастные особенности внимания, мышления и памяти, чтобы организовать познавательную активность детей различного возраста. Чаще всего используют классичес

  • словесные – яркий, эмоциональный рассказ;
  • наглядные и практические пособия – карточки с заданиями, лабораторные занятия, которые открывают в детях желание экспериментировать;
  • репродуктивные и поисковые – методы проблемных ситуаций, направленные на развитие творческого потенциала;
  • самостоятельная работа – подготовка рефератов от группы или ученика, проведение наблюдений, которые связывают теорию с практикой.

Самомотивация

В основе самомотивации лежит внешнее и внутреннее побуждение к познавательной деятельности. Человек становится активным только тогда, когда направление деятельности совпадает с вектором развития личности.

Работа не вдохновляет, потому что – скучная, рутинная, надоела. Работа, как деятельность, в таких случаях не является самоцелью. Результат – это материальное поощрение.

Нужно вспомнить, что работа дает возможность для чего-то больше, служит финансовым источником. Что нужно? Найти деятельность, которая дает энергию для действия и выполнения рутинных обязанностей. Использовать негативное побуждение, в том числе. Искать себя в других сферах, где результат деятельности будет совпадать с внутренним мотивом.

Аффирмации

Аффирмации используют для того, чтобы перезаписать негативные установки. Вместо «У меня ничего не получится», говорить: «Я с легкостью пробую новое. Мне нравится пробовать все новое».

Вместо «Я боюсь криков начальника», повторить: «Я выслушивают любую критику спокойно. Воспринимаю только конструктивные предложения».

Самовнушение

Самовнушение – это метод вынужденной улыбки, которая запускает химические реакции в мозге. Разумеется, после бессонной ночи нет смысла говорить «Я полон сил!», а нужно просто выспаться. Установки должны быть конкретными и реальными. Перед важным разговором: «Я уверен в себе, я спокоен». Во время ссоры «Меня трудно вывести из себя». В период сомнений – «Я готов работать и действовать».

Биографии известных личностей

Время историй настало. Сейчас каждый с помощью социальных сетей может создать собственную легенду и найти поклонников, которые будут мотивировать. Ф. М. Достоевский изложил в романе «Игрок» историю собственной зависимости и превратил крах в триумф. Превратить слабые стороны в сильные – отыскать возможности – под силу каждому. Нужен тщательный анализ, изучение аналогий.

Визуализация


Метод сонастройки с целью. Это не магический прием, подчиняющий повороты судьбы, а тот самый оазис, который заставляет идти вперед, чтобы напиться. Не стоит думать, что мысли о шикарном офисе сделают его таковым без труда. Мечта заставляет сердце биться сильнее, вырабатывает эндорфины, стимулирует мозговую деятельность.

мотивация

МОТИВ’АЦИЯ, мотиваци, ·жен. (·книж. ).

1. Система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка.

2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.).

Источник: Толковый словарь русского языка Ушакова на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. МОТИВАЦИЯ — МОТИВАЦИЯ – внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Мотивация поведения тесно связана с такими характеристиками идеальной стороны действия, как намерение, цель, стремление… Новая философская энциклопедия
  2. мотивация — МОТИВАЦИЯ -и; ж. 1. = Мотивировка. М. чьих-л. действий, поступков. Неубедительная м. 2. Биол. Психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и побуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей. 3. Лингв. Толковый словарь Кузнецова
  3. мотивация — Мотивация, мотивации, мотивации, мотиваций, мотивации, мотивациям, мотивацию, мотивации, мотивацией, мотивациею, мотивациями, мотивации, мотивациях Грамматический словарь Зализняка
  4. мотивация — орф. мотивация, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. МОТИВАЦИЯ — (от греч. motif, от лат. moveo — двигаю) внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Экономический словарь терминов
  6. мотивация — Мотив/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  7. Мотивация — (от лат. movere — приводить в движение, толкать) вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 88) См. также Мотивы Педагогический терминологический словарь
  8. мотивация — МОТИВАЦИЯ Совокупность мотивов, определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001) Словарь спортивных терминов
  9. мотивация — МОТИВАЦИЯ и, ж. motivation f., нем. Motivation. Совокупность доводов, мотивов в пользу чего-л.; мотивировка. БАС-1. Преодолевать тяжесть труда .. люди научились давно, но мотивации этого преодоления нас теперь не всегда удовлетворяют .. Словарь галлицизмов русского языка
  10. мотивация — 1. Потребность в том или ином поступке, в той или иной деятельности. 2. Система побудительных причин человеческого поведения, источник активности, организующий и направляющий деятельность человека. Толковый переводоведческий словарь / Л.Л. Нелюбин. — 3-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 2003 Толковый переводоведческий словарь
  11. МОТИВАЦИЯ — МОТИВАЦИЯ — англ. motivation; нем. Motivation. 1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов. 2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта. Социологический словарь
  12. Мотивация — (англ. motive – повод, мотив, побуждение). Мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность. По психологическим критериям различают 3 класса мотивирующих факторов:… Толковый словарь психиатрических терминов
  13. Мотивация — (англ. motivation, от motive побуждение; син. побуждение) субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Медицинская энциклопедия
  14. мотивация — мотивация I ж. Совокупность стойких мотивов мотив I 1., определяемых характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей её деятельностью; мотивировка. II… Толковый словарь Ефремовой
  15. МОТИВАЦИЯ — МОТИВАЦИЯ — активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода (А.Н. Новейший философский словарь
  16. мотивация — сущ., кол-во синонимов: 7 азарт 20 аффилиация 7 мотивирование 5 мотивировка 6 побуждение к действию 2 самомотивация 1 супермотивация 1 Словарь синонимов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Самомотивация двигатель прогресса

Для осмысленного движения важно знать, откуда и куда идти, а также иметь огромное желание. То есть необходима самомотивация

Как ее добиться? Выполняйте приемы и правила, список которых приведен ниже:

  • Ставьте перед собой только выполнимые цели. Только так будет желание их достигать.
  • Большие цели разбивайте на маленькие задачи.
  • Заведите дневник достижений.
  • Постоянно поощряйте себя вознаграждением за выполненные задания.
  • Старайтесь использовать как можно меньше критики в свой адрес.
  • Ищите единомышленников в своем деле.
  • Попробуйте соревноваться с другими и стать лучшим.
  • Окружайте себя только позитивными и целеустремленными людьми.
  • Читайте книги и смотрите фильмы, которые вас мотивируют.

Попробуйте воплотить в жизнь если не все, то хотя бы несколько пунктов, и у вас обязательно появится желание взяться за дело! Помните, что важно в балансе использовать положительные и отрицательные факторы, внутреннюю и внешнюю мотивацию, чтобы добиться хорошего результата

Положительная мотивация

Положительной мотивацией являются побуждения, вызванные осознанием своей выгоды при выполнении заданий в установленные сроки и с необходимым качеством. Предвидение таких выгод и стремление к ним является одним из важнейших стимуляторов трудовой активности сотрудников. Следует всегда помнить, что отсутствие негативной мотивации, не является поводом отменить мотивацию позитивную. Стимулировать следует и по промежуточным достижениям, т.к. большие успехи зачастую труднодостижимы и редки.

Положительную мотивацию крайне желательно периодически подкреплять. Неожиданные и непредсказуемые поощрения мотивируют много лучше, чем прогнозируемые, ведь последние, становятся практически частью заработной платы. Безотлагательное положительное поощрение продуктивнее отрицательного.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Функции мотива

Побуждающая-

вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность.

Направляющая

.выбор и осуществление определенной линии поведения.

Регулирующая.

Определяет характер поведения и деятельности.

Виды мотивов.

По содержанию потребностей.

1.Биологические

– это влечения, желания человека, обычно отражающие его биологические потребности.

2.Социальные

– это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют значительную роль в жизни человека.

3.Достижения

проявляется, как устойчивое стремление личности достичь максимально высокого результата в деятельности.

4.Избегания

выражаются в стремлении личности выбрать либо легкие для себя цели, гарантирующие ей успех, либо очень трудные.

5.Аффилиации

(стремление к общению)

6.Отвергания

— боязнь быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

7.Власти

— В основе лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии.

По предметному содержанию.

Предметные мотивы

являются устойчивыми для личности, проявляются в различных ситуациях и видах деятельности.

Функциональные мотивы

связаны с конкретными видами деятельности человека, например с учебной, профессиональной, общественно-политической и т.д.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными

(убеждения, идеалы, интересы) или
неосознаваемыми (
человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребности: установки, влечения).

Влечение

– инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания.

Установка

– готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении.

Желание

– это отражающие потребность переживания, перешедшие в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить.

Уровни

: осознаваемые (знает, что побуждает: голод) и неосознаваемые (страсть, установка, влечение)

6. Понятие деятельности. Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность.

Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат

Мотивы

– это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Цели

– наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности.

Способы и приемы

(действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Навык

–автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства: простые (несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано, без достаточного сосредоточения внимания) и сложные навыки (усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека).

Умение – владение способами применения усвоенных знаний на практике.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

«Мотивация: роль мотивов в развитии человека.»

ООО «Инфоурок.»

Реферат по дисциплине:

«Педагогика»

По теме:

«Мотивация: роль мотивов в развитии человека.»

Исполнитель:

Шичкина Мария Михайловна

2019 г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Мотив……………………………………………………………………………4

Мотивация..…………………………………………………………………………..6

Мотивационная сфера личности…………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………..13

Введение

Потребность в поиске наиболее эффективных путей психологического сопровождения мотивации образовательной деятельности обусловлена современным состоянием образовательной системы нашей страны. Исследователи и практики единогласны во мнении, что мотивационный компонент учебной деятельности на любом из образовательных уровней далек от своего оптимального состояния. Нет единой системы, которая бы поддерживала мотивацию обучающихся на должном уровне и при этом соответствовала бы общепринятым парадигмам образовательной деятельности, в том числе и требованиям концепции непрерывного образования.

Привлекаем ваше внимание к тому факту, что мотивация образовательной деятельности многогранна и ее характеристики зависят от множества факторов, прежде всего от качеств субъекта образовательной деятельности (личностных и социально-психологических), от типа образовательной организации, от условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Мотив

Рассмотрим, что собой представляет мотим. Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) – обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности. Субъект воспринимает мотив как специфические эмоции, которые могут быть положительными, когда личность находится в приятном для него состоянии ожидания, или отрицательными, если человек недоволен тем, что реальное положение дел не соответствует его ожиданиям.

Термин «мотив» нередко используют как синоним для цели и потребности, однако эта синонимизация некорректна. Потребность – это желание человека устранить какой-либо дискомфорт, в то время как цель – это процесс выбора того самого предмета, который может удовлетворить требования, продиктованные мотивом. Например, голод – это потребность, желание утолить его – это цель, а тарелка с едой, к которой тянется субъект – это мотив

.

Мотив – один из основных терминов в психологии: в частности, советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн использовали это понятие при разработке психологической теории деятельности. Согласно этой концепции, мотив понимается как опредмеченная потребность.

Мотив

развивается, когда происходит расширение круга деятельности, которое способствует изменению предметной действительности. Так, развитие в обществе объективных ценностей и идеалов способствует трансформации мотивов отдельных представителей этого общества. У животных же, напротив, диапазон мотивов дан от природы и ограничен свойствами, присущими конкретному биологическому виду.

За формирование личности человека отвечают такие компоненты, как общение, игра, учение и труд. Можно утверждать, что процесс обучения равноправно включает в себя все эти виды деятельности, управляемые мотивами и потребностями обучающихся. Для эффективной образовательной деятельности необходимо наличие сознательной цели обучающегося, возникшей на основе мотивов и потребностей. Цель эта заключается в усвоении знаний, умений и навыков, а также форм поведения и деятельности. Личность может стать полноправным субъектом образовательной деятельности лишь на определенной ступени развития, когда она будет соответствовать требованиям, предъявляемым к познавательным процессам (восприятию, вниманию, мышлению, памяти, речи, воображению и т. д.), а также к эмоциональной и волевой сферам. Обучение относится к гностическому виду деятельности. Гностическая деятельность представляет собой деятельность по познанию окружающего мира, которая представлена практической (внутренней и внешней), перцептивной и символической.

Мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации.

Мотивация (motivatio)

– система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Мотивация образовательной деятельности многогранна, и ее характеристики зависят от множества факторов, прежде всего от качеств субъекта образовательной деятельности (личностных и социально-психологических), от типа образовательной организации, от условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Важным являются и теоретические основы организации психологического сопровождения мотивации образовательной деятельности – понимание сущности мотивации, представлений об основных характеристиках мотивационнопотребностной сферы на разных возрастных этапах. Необходимо также отдавать себе отчет о социальной природе любой образовательной деятельности, ее исторических и культурных предпосылках. Именно на основе теоретико-методологических знаний появляется возможность для разработки и совершенствования практикоориентированных форм работы психолога с мотивационной сферой обучающихся.

Для понимания мотивации образовательной деятельности необходимо рассмотреть мотивы обучающихся на каждом образовательном уровне и те потребности, которые стали стимулами, обусловившими возникновение этих мотивов.

Актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность.

Потребность – это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности. Потребности и являются «пусковым механизмом» деятельности, но прежде чем субъект реализует их в конкретной деятельности, необходимо, чтобы произошел процесс трансформации потребностей в мотивы деятельности. Потребности человека лежат в основе мотивов и проявляются в них.

Мотивационная сфера личности

Что же такое мотивационная сфера личности? У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями. Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин – это поведение, мотивация – для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде. То есть, мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

Структура мотивационной сферы личности

Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

  • органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
  • материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
  • социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
  • духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

Характеристика мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер;
  • гибкий характер;
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры;
  • устойчивый характер мотивов;
  • динамичность мотивов;
  • мотивационная сила

Под разнообразием мотивов подразумевается большое количество существующих побуждений к действиям.

Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд.

Гибкость мотивация обусловлена тем, что каждая личность может различными способами и средствами удовлетворять сходные человеческие потребности.

Иерархичность же мотивов неизбежна, поскольку в каждой мотивационной структуре есть свои главенствующие, доминирующие, а есть те, которые играют второстепенную роль, и их удовлетворение не ставится человеком на психологическом уровне первоначальными. Каждая из потребностей удовлетворяется последовательно, начиная с самых низменных – физиологических.

Наличие структуры мотивация неизбежна, потому как несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию. Например, органические потребности (это мотив) объединяет в себя несколько потребностей – в еде, воде и пр.

Устойчивый характер подразумевает под собой длительное сохранение мотивов, которые не исчезают после удовлетворения тех или иных потребностей. Мотивы могут только несколько претерпевать изменения, требовать более совершенных способов своего удовлетворения. Например, материальные мотивы со временем могут быть удовлетворены всё большим количеством денег и материальных благ.

А динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям – какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.

Однако, следует понимать, что характеристика мотивационной сферы личности включает в себя также определение видов мотиваций:

  • ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;
  • диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.

Но, независимо от вида мотивации, целью является, опять же, удовлетворение потребностей.

Однако, мотивационная сфера личности только лишь с одной стороны характеризует индивида. Помимо данной сферы существует и эмоциональные, волевые и интеллектуальные моменты, которые взаимосвязаны между собой, не могут существовать отдельно.

Заключение

Проблема мотивации является особенно сложной для изучения по причине ее многоаспектности и отсутствия единой точки зрения на источники и природу и сущность мотивации. До сих пор нет единого мнения о методах изучения мотивации. В различных научных школах и направлениях психологической науки формировались свои подходы к исследованию данной проблемы. После многократных попыток построения общей теории мотивации ученые перешли к более детальному исследованию отдельных видов мотивации и даже отдельных типов мотивов. В частности, проводились исследования по мотивам и мотивации аффилиации, власти, просоциального поведения, каузальной атрибуции и мотивации беспомощного поведения. Любой человек в течение всей своей жизни подвергается воздействию со стороны других людей и специализированных социальных институтов. Это воздействие определяет формирование ценностно-мотивационной сферы каждого субъекта, раскрывающегося в ценностях, нормах, идеалах. Начиная с самого раннего возраста воздействия исходят от ближайшего окружения, от родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, других взрослых. Первые шаги по формированию мотивации образовательной деятельности ребенок делает еще в дошкольном детстве. Начинается формирование познавательной мотивации с двух форм активности, исходящей извне: стимулирующей и формирующей. Взрослые стремятся вызвать познавательный интерес ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром и формируют формы, в которых этот интерес проявляется.

Список литературы

  1. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 124 с.
  2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.

Виды мотивации

Мотивация – понятие, которое рассматривается во многих аспектах, поэтому ее подразделяют на следующие виды:

  1. Внешняя мотивация обусловлена деятельностью человека, зависящей от обстоятельств. Как, например, необходимость участия в соревнованиях для получения поощрения или награды. Методами внешней мотивации успешно пользуются работодатели;
  2. Мотивация внутренняя подразумевает под собой желание человека действовать на результат, независимо от обстоятельств. То есть человек, благодаря своему внутреннему потенциалу, следует к цели. Примером внутренней мотивации может быть стремление человека к улучшению жизненного уровня путем продвижения по карьерной лестнице;
  3. Положительная мотивация заключается в том, что человек действует для удовлетворения своих или чьих-нибудь желаний;
  4. К отрицательной мотивации относятся действия для того, чтобы избежать неприятностей, независимо от желания их выполнять. Например, чтобы избежать ссоры с родителями, нужно убраться в доме;
  5. Устойчивая мотивация основывается на человеческих потребностях, таких как голод, жажда или желание отдохнуть;
  6. Неустойчивая мотивация должна подпитываться постоянной внешней поддержкой. Примером служит желание похудеть или бросить курить.

Два последних вида мотивации подразделяют на подвиды: для чего-то (стремление сделать что-либо на перспективу) или от чего-то (во избежание сложностей). Рассмотрим примеры:

руководитель предприятия требует отличного знания и свободного владения иностранным языком для получения в дальнейшем высокооплачиваемой должности

Это деятельность на перспективу; соблюдение правил, предельное внимание и уважение к другим участникам движения позволит избежать трагедий на дорогах. Это действия во избежание неприятностей.

Второстепенные виды

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  1. Индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого);
  2. К групповой мотивации относится забота о продолжении рода, определение своего места в социуме;
  3. К познавательной мотивации – действия, ведущие к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  5. Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  6. Жажда власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  7. Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост, с последующей реализацией своих возможностей;
  8. Социальные мотивы – обязанности и ответственность перед обществом;
  9. Мотив присоединения – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

В изучении такой науки, как психология, мотивация играет не последнюю роль. Но вот какие факторы могут повлиять на мотивирование индивида? Этот вопрос изучали, и до сих пор изучают многие ученые. Чтобы получить больше информации о том, что такое мотивация, применяются теории.

Частое заблуждение о мотивации

Одно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.

Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.

Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.

Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в покое, как правило, остаются в покое. Первый закон Ньютона

Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.

Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.

Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.

Нет начала и конца. Только действие. Цитата из х/ф “Мирный воин”, 2006

Мотивация человека и личности.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т. е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

4 стр., 1739 слов

Мотивация деятельности человека 2

… потребностей человека и мотивации его деятельности; Рассмотреть виды мотивационных состояний. мотивация деятельность общение Глава 1. Потребности человека Источником деятельности человека и предпосылкой его поведения является потребность. Именно потребности лежат в основе мотивации человека: поскольку человек … набор неких устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность человека. Заметим, что …

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов).

Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Понятие мотивации в психологии

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны; побудительная и регуляционная [3].

Побуждение обуславливает активизацию и направленность поведения. а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, память, воображение, восприятие, мышление, внимание, способности, эмоции, темперамент, характер — всё перечисленное обеспечивает в основном регуляцию поведения. А вот стимуляция (или побуждение) связана с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о имеющихся у человека интересах, потребностях, целях, стремлениях, намерениях, побуждениях, о внешних факторах, заставляющих его вести себя определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и др. Среди используемых в психологии понятий для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми основными являются понятия мотива и мотивации.

Термин «мотивация» определяет более широкое понятие, чем термин «мотив». В современной психологии понятие «мотивация» используется в двояком смысле:

  • обозначение системы факторов, определяющих поведение (сюда включают, в частности, цели, мотивы, потребности, намерения, стремления и др.),
  • характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на определённом уровне.

Мотивацию, следовательно, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения:

  • его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели,
  • преднастройка на будущие события,
  • повышение эффективности,
  • разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Помимо того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это — поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться пол влиянием определенной ситуации, и. напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации. Точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому рассматривать как двояко определённое: диспозиционно и ситуационно.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценивает ее.

Известный немецкий психолог К. Левин [3] показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Более того, один и тот же человек в зависимости своего состояния одну и ту же ситуацию может воспринимать иначе. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, которые имеют большой жизненный опыт и могут любую ситуацию видеть с разных сторон и действовать в ней различными методами.

Текущее, актуальное поведение человека необходимо рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решении на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

В отличие от мотивации под мотивом понимают то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, которое изнутри побуждает его к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности [1]. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с неостатком того, что требуется (отсюда и произошло название «потребность») организму или личности.

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что доставляет предмет потребностей, т. е. на то. чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только и определенных биохимических, и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у. которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности. Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний. Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами. Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности. Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Различают следующие виды мотивации:

  1. Внешняя мотивация – эта мотивация может быть спровоцирована какими-либо внешними обстоятельствами. Например, это может быть повторение аффирмаций, процесс визуализации, чтение чужих историй о достижении жизненного успеха и т.д. Одним словом все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание совершенствования.
  2. Внутренняя мотивация – эта мотивация начинается с внутреннего побуждения к достижению цели. То есть, если Вам чего-то захотелось самому, у Вас появилось внутреннее желание и оптимизм, которое греет душу изнутри, то этот смело можно назвать внутренней мотивацией.
  3. Положительная мотивация – эта мотивация несет в себе заряд бодрости и позитива. По-другому положительную мотивацию можно назвать мотивацией достижения успеха. Она толкает нас к активности и совершению действия в пользу успеха.
  4. Отрицательная мотивация – это полная противоположность положительной мотивации. В этом случае в основе достижения лежит пессимизм. Он несет в себе негативный заряд. По-другому отрицательную мотивацию называют мотивацией избегания неудачи.
  5. Устойчивая мотивация – эта мотивация основана на основных нуждах и потребностях человека. К ним относятся физиологические, познавательные, эстетические, потребности в самоактуализации, уважении и любви.
  6. Неустойчивая мотивация – та мотивация, которая требует постоянной внешней подпитки.
  7. Материальная мотивация – это стимуляция самого себя при помощи денег.
  8. Нематериальная мотивация – сюда можно отнести потребность в принадлежности, общении, уважении, развитии, самоактуализации.

Ну, а теперь давайте рассмотрим примеры мотивации.

Как замотивировать себя правильно?

Основные техники, которые помогут правильно замотивировать себя. Чтобы мотивация была непоколебимой, следует придерживаться трех пунктов:

  1. Постановка цели. Как показывает практика, не все умеют ставить правильную цель. Правильной она является только в том случае, если понятна, привлекательна и притягательна для вас.
  2. Обоснование. Одного лишь хочу, мало. Следует подумать, для чего вы ставите цель, что вам даст ее реализация, почему именно эта цель и т.д.
  3. Итог. Нужно четко понимать, что вас ждет, в случае недостижения цели, чего вы можете лишиться.

Мотивировать себя проще, когда под рукой есть алгоритм.

Виды мотивации

Человек сам по себе является очень интересным субъектом, поэтому места зарождения его мотивации могут быть абсолютно разными, независимо от деятельности. Необходимо рассмотреть основные виды, чтобы понять, какие мотивации бывают и как они появляются.

Внешняя. Обусловлена обстоятельствами, которые происходят вокруг человека. Например, ваша коллега приобретать недвижимость, и у вас появляется определённое желание получить нужную сумму для покупки своего дома. Внутренняя. Она не имеет никакой связи с внешними обстоятельствами либо воздействием, все происходит внутри человека. Например, вам захотелось купить автомобиль. Поэтому вы начинаете целенаправленно двигаться к получению желаемого. Ваша внутренняя мотивация может стать объектом внешней мотивации для какого-то человека. Устойчивая. Она будет максимально подкреплена каким-то внешним влиянием или необходимостью человека в чём-то

Обычно нет необходимости в дополнительных «волшебных пинках» для того, чтобы человек понимал важность достижения цели. Неустойчивая. В этом случае необходимо постоянное подталкивание деятельности человека и подпитка его эмоций ради того, чтобы он двигался навстречу своей цели

Чаще всего неустойчивая мотивация возникает в рабочих моментах, когда человеку предлагают «пряник», но он понимает что овчинка выделки не стоит. В этом случае руководству просто необходимо показать, что сотрудники работают, поэтому и начинаются попытки постоянной мотивации. Положительная. Она будет полностью основываться на каком-то положительном стимуле. Примером может служить получение того же велосипеда за отличное окончание четверти либо повышение по работе, если хорошо выполнять абсолютно все поставленные задачи. Отрицательная. Она будет основываться от противоположного. Что сегодня надо делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Вариантом может быть посещение студентом лекции ради не отчисления. Или работа человека на определённом месте из-за того, чтобы его не выгнали или не оштрафовали.

Есть ещё и второстепенные виды мотивации, куда можно отнести материальную, статусную, трудовую, принудительную либо нормативную.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]