16 июня 2020 Автор: Александр Харин
Рубрика: Постановка целей, реализация желаний, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о достижении успеха
Метод кнута и пряника, что может быть проще. Задумывались ли вы, что вся наша жизнь сводится к двум вещам: желанию получить удовольствие и стремлению избежать неудачи. Как ни крути, все наши мотивы сводятся к этим двум. У них есть свое название в психологии: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Хотелось бы максимально описать каждый из них, я думаю, это привело бы к тому, что каждый человек смог бы понять свой главный движущий мотив. Хочу также описать в каких случаях каждый из мотивов более действующий и более актуальный.
Чем отличается мотивация достижения успеха от мотивации избегания неудач?
Другими словами они зовутся мотивациями «К» и «От».
- Мотивация К.
Данный мотив говорит о стремлении добиваться целей, двигаться к перспективе, искать удовольствие от жизни. Движет людьми с мотивацией успеха то хорошее, что они видят впереди в своей жизни: цели, мечты, желания.
- Мотивация ОТ.
Ее основная идея – избегание трудностей, сложностей и т.д. как в жизни, так и в межличностных отношениях. Как говорится: «неплохо жить так, чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было».
Движет людьми с мотивацией «От» то плохое, которое нужно избежать. И этот мотив порой сильнее, чем мотивация достижения успеха.
Статья «Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста».
Мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Сущность обучения рассматривают в педагогике также в организации познавательной деятельности учащихся. Сначала идёт восприятие учебного материала. Учащиеся уясняют познавательную задачу на основе наблюдений за объектом или предварительного знакомства с фактическим материалом. Дальше происходит осмысливание теоретических знаний и способов решения учебной задачи. Учащиеся приходят к пониманию учебного материала, получают новые знания. Затем происходит закрепление полученных знаний и включение их в практическую деятельность. На всех этапах знания учащихся контролируются и проверяются, что позволяет учителю вносить коррективы в процесс обучения, сохраняя общий ход движения познавательной деятельности от первого этапа к последующим.
Правильное понимание сущности обучения помогает учителю эффективно управлять учебно-воспитательным процессом. А мотивы учения определяют направленность личности школьника, его успехи и неудачи.
В учебной ситуации существует четыре типа объяснения успеха или неуспеха — это способности, сложность задания приложенные усилия и везение.
Чтобы выяснить, как идёт процесс развития мотива достижения успеха и что на него влияет, надо выявить уровень притязаний и самооценки учащихся. Обычно тесты показывают, что только единицы в классе могут добиться успеха самостоятельно, т.е. у них развит мотив достижения успеха. Остальным нужна корректировка самооценки и уровня притязания, т.е помощь взрослого. Это послужило причиной изучения данной темы – мотивация достижения успехов у детей младшего школьного возраста.
Что такое успех? В толковом словаре С.И.Ожегова я нашла следующее объяснение:
Успех, -а.
1. Удача в достижении чего-нибудь Добиться успеха. Развивать у. (поддерживать высокие темпы наступления; также переносное значение).
2. Общественное признание. Шумный у. спектакля. Книга имеет у.
Мотивация достижения успехов
– стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности, особенно тогда, когда его результаты сравниваются с достижениями других людей или оцениваются.
Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. В этот период времени ведущей для ребёнка становится учебная деятельность. А в учении, как и в иных видах деятельности на этом этапе складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо проявляются затем уже а подростковом возрасте.
Давайте образно совершим путешествие к Солнцу, где солнце – это успех. « Если хотите занять место под солнцем, не жалуйтесь на ожоги» — это высказывание журналистки Эбигайл Ван Берен станет нашим девизом. Ученик – космонавт. Ракета – урок.
В начале обучения окончательно оформляются личностные свойства, необходимые для реализации мотива достижения успехов. В нашем «полёте» комплекс этих свойств: активность, трудолюбие, смелость, воля, настойчивость, сосредоточенность, преодоление препятствий, энтузиазм, привычки, здоровье, самообладание, самоуважение, благовоспитанность, честность и правдивость, весёлость и доброжелательность, будут являться «топливом», которым заправили ракету – урок.
В ходе «полёта» к Солнцу – успеху нам предстоят «посадки» на планеты – факторы развития мотивации достижения успехов.
Планета «Авторитет».
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым (учителю), подчинение и подражание им. Взрослый человек для них – авторитет, дети безоговорочно принимают его оценки.
Планета «Самооценка».
Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в учебной деятельности. У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Это требует от учителя большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими суждениями и действиями.
Планета «Цель».
Сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения. Дети младшего школьного возраста уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Это тогда, когда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.
Планета «Стимул».
У человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые мало поощряют детей за успехи и больше наказывают их за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудач, который не является стимулом к достижению успехов. Или, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребёнка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Планета «Притязание».
В процессе развития мотива достижения успехов у младших школьников необходимо заботиться о таком личностном образовании как уровень притязаний. Он может зависеть не только от успехов в учебной деятельности, но и от положения , занимаемого ребёнком в системе взаимоотношений со сверстниками. Детям-авторитетам, занимающим в детском коллективе достаточно высокий статус, характерна адекватная самооценка и высокий уровень притязаний.
Уровень притязаний – достижения в том или ином виде деятельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчитывает человек, оценивая свои способности и возможности. А осознание ребёнком своих способностей и возможностей, различие того и другого, укрепление на этой основе веры в свои успехи, внутренне укрепляют мотив достижения успехов.
Как же создать ситуацию успеха на уроке, занятии? Заглянем в отсеки ракеты — структуру урока.
1 В системе урока, занятия «ситуация успеха» может быть I этапом структуры урока – постановка учебной задачи. Создание ситуации успеха обязательно начинается с конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт ребёнка. Дети должны прежде всего себе и другим продемонстрировать то, что они умеют и знают, т.е. показать имеющиеся у учащихся определённые способы работы. Не следует начинать урок с воспоминания о прошлом. Нужны конкретные практические действия ребёнка. При этом задача учителя подобрать такую необходимую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнком способом и была определённой ступенькой к дальнейшему разворачиванию событий на уроке. Результатом создания ситуации успеха является эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями, положительная оценка учителем достижений учащихся.
2. Ситуация успеха может складываться и в ходе разрешения проблемной ситуации на уроке. Постановка проблемы повышает познавательную активность и интерес, но нужно суметь решить проблему. Именно решение проблемы ведёт к усвоению учебного материала и созданию ситуации успеха на уроке.
3. Ситуацию успеха создают на уроке и упражнения разного уровня. Задача учителя – подобрать или составить упражнения в таком виде, чтобы они соответствовали уровню развития ребёнка, т.е. были ими выполнимы. Так при подготовке рассказов по устным предметам может быть предложено для детей низкого уровня развития – закончить предложение по данному началу; для детей среднего уровня развития – составить рассказ по плану с опорными словами; дети же с высоким уровнем развития пользуются только планом. Упражнения разного уровня делают решение учебной задачи реально выполнимой (каждый смог справиться сам), что приводит к созданию ситуации успеха на уроке.
В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.
Примерно между шестью – одиннадцатью годами у ребёнка возникает представление о том, что недостаток его способностей , можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следовательно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать , как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики ребёнка, которая становится достаточно устойчивой , определяет его успехи в различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Потребность в достижении успеха не является врождённой, она складывается и формируется в дошкольном детстве и к моменту поступления в школу может стать довольно устойчивой чертой личности ребёнка. Дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте.
«Только, когда мы приходим к цели,
Мы решаем, что путь был верен».
Поль Валери
Достижение успеха или избегание неудач? Кому что подходит
Существует два типа людей. Каждый из этих типов устроен по-разному. И, естественно, мотивы для каждого совершенно разные.
- Консерваторы (Мотивация ОТ). Это люди, которые стремятся сохранить все, как есть. Они не любят изменений, стремятся избежать перемен. Они прекрасно себя чувствуют во время, которое другие называют временем «застоя».
Конечно же, такие люди стремятся сохранить все, что «накоплено непосильным трудом». Им больше свойственны реакции избегания неудач, сохранение старого, пусть тяжелого опыта.
Для них худой мир лучше доброй ссоры. Они крепятся до последнего и пытаются избежать неприятностей: ссоры, увольнения с работы, разлуки. Поэтому для них естественна мотивация избегания неудач.
- Новаторы (мотивация К). Эти люди не терпят жизнь «по старинке». Им интересны приключения, новшества, изменения. Они склонны часто менять свою жизнь, свои интересы, свои привязанности.
Живут они под девизом: «Долой прошлое, даешь счастливое будущее!». Поэтому они, конечно же, ищут в жизни новые увлечения, цели, стремятся к ноу-хау. Их сердца ищут перемен.
Они стремятся купить новый гаджет, как только он появился на рынке и пользуются свежим советом как только его услышали. Естественно, для них более приемлема мотивация достижения успеха. Это их движущая сила. О плохом они предпочитают не думать.
Вот как могут выглядеть консерваторы и новаторы:
В мультфильме интересно показаны два персонажа – Винни и Кролик. И их движущие мотивы достижения и избегания. Из-за своего желания получить от жизни все по максимуму медведь объелся и не смог выбраться из норы кролика. А кролик, боясь потерять лицо, оставил друзей объедаться. Поплатились оба;)
В каких случаях применяются позитивная и негативная мотивации
В каких случаях используется мотивация достижения успеха, а в каких стремление избежать неудачи? Попробуем разобраться:
- Мотивация достижения успеха
Только стремление добиться успеха делает нас счастливыми. Поэтому считается, что такой способ мышления и такая мотивация свойственны, прежде всего, успешным людям.
Далеко идущие цели возможны только при позитивной мотивации. Считается, что истинная цель – это та цель, которая исходит из мотивации на успех. Поэтому проверкой, ваша ли это цель, истинна ли она, является позитивная мотивация.
Для просмотра дальнейших перспектив в жизни очень полезна мотивация достижения успеха.
- Мотивация избегания неудач
Часто люди с позитивной мотивацией не видят то, что творится под собственным носом. Они, подчас не способны замечать проблемы. Негативная мотивация очень полезна для обращения внимания на проблемы и их решение.
Часто ее используют в вопросах здоровья: «Как сохранить здоровье?». Она полезна при работе в чрезвычайных ситуациях, в вопросах техники безопасности и при охране труда. Поэтому для нее есть свое ключевое место в жизни. И этому надо отдать должное.
Примеры позитивных мотиваций:
- «Хочешь быть счастливым? Будь им!» – мотивация из книги «Думай и богатей»
- «Успешные люди думают о возможностях, а неудачники о недостатках»
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
Примеры негативных мотиваций:
- «Не влезай, убьет» – на трансформаторных будках
- «Не гони 100, живи 100» – плакаты на автострадах
- «Курение вредит вашему здоровью» – надпись на пачках сигарет
- «Как ваши дела?» – «Не дождетесь!».
Поэтому примите в свою жизнь два способа мышления, два разных мотива. Каждому из них дайте свое место и…
Будьте УСПЕШНЫ и СЧАСТЛИВЫ!
Разобраться в природе своих мотивов и начать правильно их использовать в своей реализации вам помогут занятия в Школе развития личности
Способы мотивации на успех.
Известно много приемов, помогающих человеку самореализоваться. Прежде всего, это связано с вдохновением, в ответ на которое начинаются конкретные действия. Как же получить это вдохновение? Как мотивировать на успех себя и окружающих? Рассмотрим самые эффективные методы:
- Мудрые фразы;
- Истории выдающихся людей;
- Позитивное мышление;
- Визуализация цели;
- Аффирмации;
- Успешные друзья и знакомые;
- Дневник успеха.
Каждый из этих методов эффективен сам по себе, но если их объединить, то результаты появятся быстрее. Итак, разберем их по порядку.
Мудрые фразы.
Афоризмы известных людей порой оказывают мощное мотивирующее воздействие. Например, вдохновляют слова американского писателя и бизнес-консультанта Брайана Трейси «Вы можете иметь все, о чем способны думать постоянно». Заряжает энергетикой фраза величайшего британца Уинстона Черчилля «Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать». Колумбийский писатель и журналист Габриель Гарсия Маркес подметил «Каждое мгновенье жизни – еще одна возможность».
Французский писатель, сценарист и кинорежиссер Жан Кокто говорил «Воля способна изменить даже линии на наших ладонях». Немецкий драматург Кристиан Хеббель утверждал «Кто верит в свою удачу, удачлив». Мотивируют на успех слова известного американского диктора Дэвида Бринкли «Удачливый человек – тот, кто способен сложить прочный фундамент из камней, которые швыряют в него другие». Древнекитайский мудрец Лао Цзы сказал «Путь в тысячу миль начинается с одного-единственного маленького шага». Надеемся, что эта статья станет тем самым первым шагом, с которого начнется путь к успеху каждого читателя.
Пройти тест на уверенность в себе
Истории выдающихся людей.
Помимо высказываний, сами биографии многих известных личностей мотивируют на успех. Дело в том, что далеко не все богатые и знаменитые люди получили свое состояние по наследству. Основная масса знаменитостей добились всего этого сами. Многие из них – выходцы из бедных семей, которые в детстве могли мечтать только о еде.
Например, звезда смешанных единоборств камерунского происхождения Фрэнсис Нганну в воспоминаниях о детстве рассказал, что у него даже не всегда было, что кушать. Культовая американская телеведущая и самая богатая женщина в шоу-бизнесе Опра Уинфри родилась в крайне неблагополучной семье, и до первого класса у нее не было даже личных вещей. Популярный комедийный актер Джим Керри детские годы провел в нищете. Начиная с 15 лет, он был вынужден стать уборщиком, чтобы хоть как-то заработать своей семье на еду. Известный киногерой Джеки Чан родился в настолько бедной китайской семье, что родители хотели продать его акушеру.
Вспоминая трудное детство, американский киноактер Том Круз отмечает, что успел поучиться в 15 школах США и Канады. Кроме того в детстве у него были кривые зубы, что явно не вписывалось в стандарты «голливудской» улыбки. Один из богатейших людей Америки Эндрю Карнеги родился в очень бедной семье, пройдя путь от разнорабочего до мультимиллионера. Магнат из Лас-Вегаса Шелдон Адельсон в детские годы делил одну комнату с тремя братьями и своими родителями. Чтобы перечислить примеры всех выдающихся личностей, не хватит и огромной энциклопедии.
Позитивное мышление.
Отличная мотивация на успех – привычка позитивно мыслить. Чем с большим оптимизмом человек смотрит в свое будущее, тем чаще у него все получается. Принцип обратной связи срабатывает во всех сферах жизни. Люди получают те результаты, в которые они верят. Если настроиться на успех, то намного больше шансов его достичь. Яркая иллюстрация этого принципа – взгляд на мир глазами мухи и пчелы. Первая видит сплошные помойки, а вторая – цветочные поляны. Парадокс в том, что обе правы. В зависимости от точки зрения, человек сам формирует свою реальность. Оптимисты чаще добиваются успеха, чем пессимисты – это закон природы.
Пройти тест: оптимист или пессимист
Визуализация цели.
Хороший способ мотивировать себя на успех – четко представить результат. Зачем это нужно? Детальная мысленная прорисовка мечты помогает вызвать необходимые позитивные эмоции, которые подпитывают человека «гормонами счастья». Они заряжают энергией на работу. Кроме того, благодаря сильным эмоциям человек влияет на свое подсознание. Дело в том, что логика – это атрибут сознания, тогда как эмоциональный интеллект затрагивает глубинные механизмы психики. Если задействовать свое подсознание для реализации поставленных целей, намного больше шансов достичь успеха. Метод визуализации как раз на это и направлен. Человек стимулирует появление сильных эмоций, которые «включают» подсознание, тем самым активизируя скрытые резервы организма.
Аффирмации.
Мотивироваться на успех можно при помощи самовнушения. Не зря ведь говорят, что «вода камень точит». Даже, если человек абсолютно не верит в себя, но будет регулярно повторять себе обратное, то станет намного увереннее. Постепенно разум перестает сопротивляться и начнет воспринимать новую психологическую установку, как истину.
Например, девушка долго не может найти парня, считая себя некрасивой и неинтересной. По принципу обратной связи, все события в ее жизни только укрепляют эту уверенность. Если в определенный момент она решит все изменить, то на помощь придет техника аффирмаций – коротких позитивных фраз в утвердительной форме. Допустим, глядя в зеркало каждое утро, она будет регулярно произносить «Я нравлюсь парням». Через определенный промежуток времени это утверждение проникнет в подсознание, укрепится в нем и начнет формировать совершенно другую реальность.
Успешные друзья и знакомые.
Эффективный прием, помогающий мотивировать на успех – создать подходящее окружение. Если человек хочет стать лучшим, ему необходимо общаться с лучшими, иначе друзья, знакомые и коллеги будут оказывать тормозящее действие. Например, кто-то решил стать предпринимателем, открыть собственный бизнес. Ему важно окружить себя людьми с такими же ценностями и приоритетами. Если его окружение будет считать бизнесменов «спекулянтами» и «барыгами», то подсознательно этот человек будет точно также расценивать предпринимательскую деятельность. Рано или поздно, он откажется от своей затеи, пополнив ряды «барыгоненавистников». Если же будет общаться с владельцами бизнеса, то начнет перенимать их образ мышления и манеру поведения, тем самым превращая мечту в реальность.