Статья на конкурс «био/мол/текст»: Что отвечает за способности к обучению — воспитание или наследственность? Специалисты из разных научных областей обычно отстаивают собственную точку зрения: решающими называют либо внешние факторы (социальные отношения), либо внутренние (психофизиологические процессы). Психогенетика как сфокусированная на изучении наследственности и изменчивости психофизиологических свойств наука склоняется к утверждению: человек формируется под влиянием и тех, и других факторов. Заявлять это позволяют, в частности, результаты работ, использовавших методику GWAS (полногеномный поиск ассоциаций) — направление биологических исследований, связанное со сравнительным анализом геномных вариантов и фенотипических признаков. Одно из таких исследований под эгидой международного консорциума SSGAC недавно выявило, что гены влияют на обучаемость человека не так сильно, как кажется.
Методы психогенетики
Так называют методы, позволяющие определить влияние наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических особенностей человека. Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов.
- Метод близнецов
является одним из наиболее информативных.
Он основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный. При этом члены близнецовых пар любого типа должны иметь сходную среду воспитания, тогда большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Существенное ограничение этого метода состоит в том, что сходство собственно психологических признаков монозиготных близнецов может иметь и негенетическое происхождение.
- Генеалогический метод
— исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим главным образом в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
- Популяционный метод
позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, то есть представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод также более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков —
данный метод, взятый изолированно от других методов психогенетики, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д. - Метод приёмных детей
— сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями — с другой.
Методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по крайней мере двух первых методов.
Словарик
Аллели альтернативные формы гена, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом. Если организм диплоидный, то в норме он может содержать либо два одинаковых, либо два разных аллеля одного и того же гена. В первом случае организм будет гомозиготным, во втором — гетерозиготным. Разные аллели определяют альтернативные варианты развития одного и того же признака. Генетическая корреляция (ρ) степень сходства при изменчивости двух и более признаков под воздействием общих генетических влияний. Генотип совокупность генов организма, характеризующая не вид, а отдельную особь. Генотипирование определение всех аллелей всех локусов данной хромосомы. Гены-кандидаты гены, которые можно ассоциировать с проявлениями сложных признаков или заболеваний. Локус местоположение определенного гена на хромосоме. Макулодистрофия комплекс заболеваний, проявляющихся деградацией центральной части сетчатки (макулы, желтого пятна). Невротизм личностная черта, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой. Полигенный фенотип фенотип, который определяется не одним геном, а многими. Сцепленное наследование совместное наследование нескольких аллелей, расположенных на одной хромосоме (они просто не разделяются при кроссинговере между гомологичными хромосомами). Фенотип индивидуальные «негеномные» характеристики человека, приобретенные в ходе его развития (в том числе — заболевания и особенности поведения). Экспрессия гена реализация информации, закодированной в гене, включающая синтез РНК по матрице ДНК и (не всегда) дальнейшее построение белка по матрице РНК. P-значение (P-value) величина, используемая при тестировании статистических гипотез, вероятность ошибки при отклонении нулевой гипотезы. Если говорить о GWAS, то чем ниже этот показатель, тем достовернее ассоциация SNP с фенотипическим признаком; значение P в идеале должно быть очень низким, ориентировочно 10−7–10−8.
Примечания
- Трубников В. И.
Психогенетика. Юнита 1. — М.: Современный Гуманитарный Университет, 2000. — 71 с. - ↑ 123
Психогенетика: Учебное пособие. Александров А. А. — СПб Питер, 2007. — 192 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие») ISBN 5-94723-662-1 - Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Под ред. И. В. Равич-Щербо
Психогентика. Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 447 с. — ISBN 5-7567-0232-6 https://www.pedlib.ru/Books/1/0187/1_0187-1.shtml - Психогенетика (недоступная ссылка) // Кондаков И. Психологический словарь, 2000 г.
GWAS как междисциплинарная методика
В рамках GWAS обрабатываются полные последовательности ДНК каждого участника исследования. Часто GWAS проводится как поиск связей между определенным заболеванием и единичными различиями в аллелях генов.
Эти различия размером в один нуклеотид, оказавшиеся весьма эффективными маркерами при сравнении геномов, называются однонуклеотидными полиморфизмами, или снипами (от англ. SNP, single nucleotide polymorphism). Снипы сами по себе — результат точечных мутаций. Полногеномный поиск связей устанавливает корреляцию конкретного варианта генома, характеризующегося уникальным набором снипов, с наличием какого-то заболевания. Это обстоятельство делает GWAS особенно ценным для современной биомедицины: анализ генетической предрасположенности к заболеваниям, как и соответствующее прогнозирование — подспорье для персонализации лечения и профилактики [3].
GWAS основывается на анализе частоты встречаемости аллелей различных генов: если при сравнении ДНК внутри выборки некоторые аллели генов встречаются у людей с исследуемым фенотипом значимо чаще, чем другие, именно их можно условно признать «ответственными» за проявление этого фенотипа. Таким образом, главные критерии применимости GWAS — наличие репрезентативной выборки (как правило, с большим количеством участников) и, конечно, сама возможность выявить связь (ассоциацию) между генотипом и фенотипом.
Первый в истории результативный GWAS проведен сотрудниками лаборатории статистической генетики Рокфеллеровского университета в 2005 году на выборке из двух групп, одну из которых составили больные макулодистрофией, а вторую, контрольную — здоровые люди. Сравнение их образцов ДНК выявило два снипа.
Для всех индивидов сначала проводится генотипирование уже известных SNP, после чего для каждого снипа проверяют, насколько различается встречаемость аллелей в тестируемой и контрольной группах. Уже в начале 2010-х годов количество снипов, ассоциированных с заболеваниями, превысило 4000: анализ ДНК к тому времени провели у сотен тысяч людей. Вдобавок к этому развитие всех генетических дисциплин стимулировало появление биобанков — крупных хранилищ человеческого генетического материала.
Существуют специальные базы данных вроде GWAS Central, где представлены в открытом доступе наиболее полные собрания известных снипов, P-значения ассоциаций и прочая тематическая информация. Вообще, для визуализации данных в GWAS используют так называемые манхэттенские графики (рис. 1), где степень ассоциации отображается как отрицательный логарифм P-значения в зависимости от локуса, то есть геномных координат снипа.
Рисунок 1. Манхэттенский график EY, где каждая из точек представляет собой SNP. Ось Х — расположение SNP в геноме, ось Y — уровень ассоциации каждого SNP (чем сильнее ассоциация с признаком, тем ниже ее P-значение, а значит, выше отрицательный логарифм этого значения и соответствующий «столбец»). На графике представлены снипы из GWAS 2013 года и 74 недавно обнаруженных локуса (помечены красными крестиками), связанных с обучением.
[6]
Надо отметить, что результаты применения GWAS сами по себе весьма многообразны. Так, к примеру, только за 2020 год международный коллектив ученых из США, Германии и Великобритании выявил связь между нарушениями иммунитета и серьезными психическими расстройствами [4]. Другая исследовательская группа проанализировала гены, предположительно обусловливающие различные черты человеческих лиц [5]. А члены консорциума Social Science Genetic Association Consortium (сокращенно SSGAC), объединившего специалистов по генетике, медицине и социологии, задействовали полногеномный поиск для изучения роли генов в обучении людей [6]. На последнем остановимся подробнее, ведь он выступает иллюстративным примером применения GWAS для решения задач психогенетики.
Литература
- Goldhaber D. The nature-nurture debates: bridging the gap. Cambridge University Press, 2013. — 188 p.;
- Jensen A.R. (1969). How much can we boost IQ and scholastic achievement. Harvard Educational Review. 39, 1–123;
- От медицины для всех — к медицине для каждого!;
- Tylee D.S., Hess J.L., Tahir M.A., Sharma E., Malik R., Worrall B.B. et al. (2016). Genetic correlations among brain-behavioral and immune-related phenotypes based on genome-wide association data. bioRxiv;
- Shaffer J.R., Orlova E., Lee M.K., Leslie E.J., Raffensperger Z.D., Heike C.L. et al. (2016). Genome-wide association study reveals multiple loci influencing normal human facial morphology. PLoS Genet. 12, e1006149;
- Okbay A., Beauchamp J.P., Fontana M.A., Lee J.J., Pers T.H., Rietveld C.A. et al. (2016). Genome-wide association study identifies 74 loci associated with educational attainment. Nature. 533, 539–542;
- Rietveld C.A., Medland S.E., Derringer J., Yang J., Esko T., Martin N.W. et al. (2013). GWAS of 126,559 individuals identifies genetic variants associated with educational attainment. Science. 340, 1467–1471;
- Krapohl E., Rimfeld K., Shakeshaft N.G., Trzaskowski M., McMillan A., Pingault J.B. et al. (2014). The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence. Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 111, 15273–15278;
- Pearson T.A. and Manolio T.А. (2008). How to interpret a genome-wide association study. JAMA. 299, 1335–1344;
- Okbay A., Baselmans B.M., De Neve J.E., Turley P., Nivard M.G., Fontana M.A. et al. (2016). Genetic variants associated with subjective well-being, depressive symptoms, and neuroticism identified through genome-wide analyses. Nat. Genet. 48, 624–633.
Полногеномный поиск SSGAC и «гены образованности»
Речь идет о масштабном GWAS, куда оказались вовлечены образцы ДНК нескольких сотен тысяч индивидов и несколько сотен ученых из Англии, Швеции, Голландии и многих других стран.
Это исследование выросло из более раннего проекта SSGAC [7], результаты которого были опубликованы журналом Science в 2013 году. Именно тогда международная группа исследователей из 129 научных центров, расположенных в 13 европейских странах, Австралии и США, впервые обнаружила генетические маркеры, определяющие академическую успеваемость. Общий вклад проанализированных генетических факторов в обучение исследователи тогда оценили в 2%.
Соответственно, архивные материалы изучения 101 069 индивидов «унаследовала» и новая популяционная выборка, при формировании которой главными критериями стали европейское происхождение индивидов и возраст не менее 30 лет. В итоге размер выборки (n) составил 293 723 человека. Новое исследование включило также данные 111 349 индивидов из UKB (United Kingdom Biobank, Биобанк Соединенного Королевства). Впоследствии генетическая корреляция (ρ) между образцом и данными из биобанка составила 0,95. Это очень высокий показатель, поскольку предельное значение коэффициента корреляции — единица.
Образованность во всех анализах считали как количество лет, которое человек официально потратил на получение образования, — сокращенно EY (EduYears), со средним значением 14,3 и наименьшим 3,6. Хотя этот уровень серьезно зависит, например, от социальных факторов, предыдущие исследования также успели показать: генетические факторы потенциально отвечают по крайней мере за 20% изменчивости показателя EY среди индивидов [7]. Кроме того, согласно результатам этой же работы, естественный отбор способствует уменьшению времени учебы примерно на полтора месяца за поколение.
Снипы, ассоциированные с образованием, оказались неравномерно расположены в участках генома, регулирующих экспрессию генов в головном мозге. В случае с уровнем образованности гены-кандидаты экспрессируются преимущественно в нервной ткани головного мозга, особенно в период внутриутробного развития.
Полученная при измерениях образованности информация о целой популяции оказалась полезной и для проверки генетического влияния на ряд других признаков — например, на познавательную деятельность и психоневрологические заболевания. Основываясь на итоговой статистике (рис. 2), ученые установили генетическую корреляцию между повышением образованности и улучшением когнитивных функций, увеличением внутричерепного объема, ростом риска биполярных расстройств и в то же время снижением риска болезни Альцгеймера и уменьшением невротизма. Также они нашли позитивные и статистически значимые, но всё же очень малые генетические корреляции с риском шизофрении и ростом человека.
Рисунок 2. Генетическая корреляция EY (образованности) с другими признаками.
[6]
Сами авторы подчеркивают, что установленные генетические ассоциации объясняют лишь малую долю изменчивости при обучении, зависящей в основном от условий окружающей среды [8]. Проблема в том, что всегда можно сказать: выборка, использованная в данном конкретном GWAS, нерепрезентативна. Опровергнуть это утверждение не так-то просто [9].
Кроме того, члены SSGAC сделали на основе этого же GWAS другой вывод: субъективное благополучие, невротизм и склонность к депрессиям имеют высокий показатель генетической корреляции: ρ ≈ 0,8 (соответствующий материал недавно опубликован в издании Nature Genetics [10]). Само по себе это исследование локусов, ассоциированных с тремя фенотипами («субъективное благополучие», где n = 298 420; «депрессивные симптомы», где n = 161 460; «невротизм», где n = 170 911), по мнению авторов, показывает, что с помощью GWAS можно успешно устанавливать ассоциации снипов даже с крайне полигенными фенотипами, если выборка достаточно крупная, а такой высокий коэффициент корреляции, полученный при совместном изучении трех ассоциаций, повышает доверие к соответствующим выводам.
Несмотря ни на что, в ходе GWAS стабильно обнаруживают новые гены-кандидаты и метаболические пути, которые можно использовать в дальнейших исследованиях. Это справедливо и в случае анализа «генов обучаемости», и в случае других современных проектов подобного рода.
Психогенетика как область современной науки
Начнем со стандартного определения: психогенетика (psyhogenetics) – наука, возникшая в свое время на стыке генетики и психологии и изучающая роль наследственности и среды в формировании психофизиологических свойств человека, соотношение генотипа (особенностей, которые передаются человеку генетическим путем) и фенотипа (приобретенных в процессе жизни личностных характеристик). Есть вариант: психогенетика – это наука, называемая еще генофизикой и становлением своим обязанная не только генетике и психологии, но и физике! Уникально то, что в некоторых странах мира считается, будто психогенетика может дать простые и доступные жизненные советы, как чувствовать себя счастливым, благополучным и здоровым.
За рубежом предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics). Целью исследования является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Одно практически ясно: термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения все же, видим, поступок, а его нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, и, в свою очередь, свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент и пр.), не являются поведением. Конечно, судить о поведении человека можно со стороны, анализируя его – отсюда и понимание, и оценка памяти, интеллекта, темперамента, воли… Особенности поведения человека или свойства психики представляют собой особые признаки фенотипа. Но именно психогенетический анализ поведения чрезвычайно сложен еще и потому, что для человека участие среды в формировании фенотипа заключается не просто в воздействии «здесь и сейчас» – среда представляет собой не только физическое окружение, а проявляется в сложных и разнообразных культурных и социальных воздействиях, каждое из которых имеет свою историю.
Определяя круг проблем психогенетики как науки, стоит упомянуть об относительно недавно появившемся термине поведенческая геномика – термине, введенном для обозначения психологического уровня анализа работы генов (2000). Он возник по аналогии с функциональной геномикой, которая изучает особенности функционирования генов на молекулярном уровне, включая взаимодействие продуктов деятельности генов – протеинов. Есть термин и для обозначения понятия геномики протеинов – «протеомика» (proteomics). Протеомика решает сложную задачу, поскольку уже вполне понятно, что и после процессов транскрипции и трансляции информация, закодированная в генах, подвергается серьезным модификациям. Правда, скажем, что появляются и новые, все более эффективные методы исследования: разработаны методики, позволяющие «выключать» определенные гены или, наоборот, включать их в геном и изучать последствия данных манипуляций; сегодня можно оценить экспрессию большого числа генов в определенных участках мозга после тех или иных событий. Итак, функциональная геномика пытается установить, как ген работает, к чему приводит его активность и как она реализуется в фенотипе, а поведенческая геномика – направление исследований, идущее от уровня поведения. Чтобы понять, как работают гены, надо установить, как генетические эффекты взаимодействуют и коррелируют с воздействиями среды, индивидуальным опытом, какой вклад оказывают генные влияния на ход развития, как они влияют на поведение и различные виды психопатологии – и это главные вопросы поведенческой геномики (помимо оценки наследуемости тех или иных психологических свойств).
Психологи считали в свое время, что характеристики поведения человека почти целиком определяются воздействиями среды, в которой происходит развитие. Психогенетика обратила внимание на природу индивидуальных различий у человека (современная дифференциальная психология сегодня немыслима без психогенетического подхода) – абсолютно одинаковые воздействия могут приводить не к увеличению сходства, а к возникновению значительного числа различий между людьми, разные генотипы под влиянием одинаковых воздействий среды могут формировать отличающиеся фенотипы.
Психогенетика существенно повлияла на психологию развития и возрастную психологию, заставив пересмотреть такие традиционные положения, как увеличение роли воздействия среды на формирование черт личности по мере взросления. А важность влияний среды на формирование свойств, общих для членов одной семьи, поставлена под сомнение – в результате исследования психогенетических данных становится известно, что одинаковые средовые воздействия по-разному переживаются членами семьи и могут приводить к различиям многих черт психики. Да и вообще, вероятно, простое разделение генетических и средовых воздействий в ряде случаев практически невозможно: генотип может активно взаимодействовать со средой (вплоть до того, что воздействия среды в какой-то степени сами станут предопределяться особенностями генотипа). Обнаружение генотип-средовых взаимодействий, определение их роли в формировании поведения является одной из важнейших задач психогенетики.
Итак, для всей психологии важность психогенетики обусловливается тем, что она позволяет уточнить роль воздействий среды в развитии тех или иных особенностей личности и помогает выявить те компоненты среды, которые действительно способны повлиять на формирование особенностей поведения человека и свойств его психики. При планировании психологических экспериментов стоит предусмотреть способы разделения эффектов воздействия среды на индивида от влияний индивида на среду (необходимо учитывать, что имеется большое количество данных, показывающих очень сильные индивидуальные различия в реакции на средовые воздействия. И нередко воздействия среды, являющиеся, например, фактором риска возникновения какой-нибудь патологии, ярче всего проявляются у тех индивидов, у которых имеется генетически определенная предрасположенность). Заметим сразу – есть различия в подходах психогенетики и социобиологии . Социобиология использует достижения этологии (науки о поведении животных в естественных условиях, преимущественно генетически обусловленном) для объяснения социального поведения человека. Она сравнивает социальное поведение животных и человека и обнаруживает сходство определенных механизмов. Здесь наиболее распространенный подход – сравнение особенностей поведения в популяциях человека, которые резко отличаются по культурным традициям. Например, способность улыбаться или поднимать брови при удивлении является общей для всех популяций человека. Естественно полагать, что подобное поведение генетически детерминировано, что существуют генетически контролируемые репертуары поведения. Однако переносить эти выводы на большинство аспектов поведения вряд ли стоит, как и преувеличивать роль ограничений, налагаемых биологией на социальные процессы у человека. Психогенетика в отличие от социобиологии человека изучает не сходство поведения в различных популяциях, а индивидуальные различия человека в одних и тех же популяциях – предметом психогенетики является природа индивидуальных различии человека. Также добавим: психогенетикой изучаются в первую очередь те психические и психофизические свойства человека, которые могут быть достоверно оценены и изучены. В частности, предметом исследования в нашей науке, как уже ясно из предыдущего текста, часто становится наследуемость и изменчивость девиантных форм поведения; психических болезней; типов темперамента; типов мозговых ритмов.
Сразу, чуть забегая вперед, скажем: основным методом психогенетики является близнецовый метод. Он исходит из того, что только монозиготные близнецы имеют идентичный набор генов и, следовательно, в ситуации одинаковых условий среды сходство внутри пары у них должно быть больше, чем у дизиготных. Данный метод исследует еще и индивидуальные особенности людей, генетически одинаковых, но воспитывавшихся в разных средах (изучение разлученных монозиготных близнецов). Однако лишь объединение результатов, полученных разными методами (существуют также популяционный, генеалогический, метод приемных детей и др.), дает наиболее достоверные сведения о роли и соотношении генетической и средовой составляющих в формировании психологических признаков человека.
• Генеалогический метод – исследование сходства между родственниками в разных поколениях.
Для этого необходимо точное знание ряда признаков прямых родственников по материнской и отцовской линиям и охват возможно более широкого круга кровных родственников. Возможно также использование данных по достаточному числу разных семей, позволяющему выявить сходство родословных. Этот метод применим в основном в медицинской генетике и антропологии. Однако сходство поколений по психологическим признакам может объясняться не только генетической их передачей, но и социальной преемственностью.
• Популяционный метод позволяет изучать распространение отдельных генов или хромосомных аномалий в человеческих популяциях.
Для анализа генетической структуры популяции необходимо обследовать большую группу лиц, которая должна быть репрезентативной, т. е. представительной, позволяющей судить о популяции в целом. Этот метод более информативен при изучении различных форм наследственной патологии.
- Анализ наследуемости нормальных психологических признаков – данный метод, взятый изолированно от других, надежных сведений не дает, ибо различия между популяциями в распределении той или иной психологической особенности могут вызываться социальными причинами, обычаями и т. д.
- Метод приемных детей – сопоставление сходства по какому-либо психологическому признаку между ребенком и его биологическими родителями, с одной стороны, ребенком и воспитавшими его усыновителями – с другой.
Все методы предполагают обязательную статистическую обработку, специфическую для каждого метода. Наиболее информативные способы математического анализа требуют одновременного использования по меньшей мере двух первых методов.
Обязательно следует сказать и о таких новых отраслях науки, как генетическая психофизиология и генетика индивидуального развития.
А теперь вернемся к истории науки. В середине 50-х годов XX в. произошла встреча инженера-физика Чампиона Тойча, прошедшего войну боевым офицером авиаразведки США, и Джоэл Мари Ноэл, одаренной экстрасенсорными способностями. В их бесконечных разговорах и спорах создавалась новая удивительная наука и/или практика – психогенетика.
До встречи с Джоэл Чампион Тойч настойчиво искал средства объяснения поведения человека и путей его изменения к лучшему: изучал признанные классические направления психоанализа и психотерапии 3. Фрейда, К. Юнга, Б. Скиннера, исследовал случаи спорадического духовного исцеления. Однако психоаналитики не удовлетворяли его, потому что процесс исцеления клиента был длительным и неустойчивым, а уникальным единичным случаям не хватало рациональности и логичности – их случайность и научная необоснованность просто настораживали. Однако ситуация изменилась, когда Д. Ноэл, обладавшая сверхъестественным даром воздействовать на подсознание клиентов и верой в истинность добра, совершенство жизни и способность духовно, психологически изменять болезни, неудачи, разочарования в позитивные состояния, показала свои умения Тойчу Что их объединило? Любовь, работа, чудо общения и чудо способностей? Вдвоем они справлялись со случаями, перед которыми оказались бессильными традиционные методы. Ими было создано естественно-научное обоснование новому направлению психотерапии, связанному с духовным целительством, а их концепция обсуждалась и затем получила признание в университетах, клиниках, на научных симпозиумах во многих странах мира.
Попытаемся разобраться в основной мысли создателей нашей научной дисциплины: генетический код еще до рождения человека определяет большую часть жизненных перспектив и практически все основные модели поведения (!). Сведения об опыте предков сохраняются вместе с информацией о внешности в молекуле ДНК. Каждый человек имеет свое основное внутреннее направление уникальное соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет социальные роли – независимо от собственных сознательных реакций и интерпретаций. Вектор основного внутреннего направления и влияет на поведение, успех, здоровье человека.
Бессознательные ожидания, тайная, спящая до поры до времени враждебность, вина, страх или желание смерти еще и притягивают потенциальных партнеров. С ними-то и живет человек, бродя по лабиринтам непонимания, недугов и ненависти, по кругам, так сказать, ада. И не исправить ничего, решая лишь конкретные проблемы, как это делается в классических и современных направлениях психотерапии – в биографии человека или его потомков конфликты будут проигрываться снова и снова – до тех пор, пока не будет изменено его основное жизненное направление. Психогенетика утверждает: пока мы сами не осознаем негативных программ своего генетического кода, мы так и будем, по большей части, оставаться жертвами обстоятельств, случайных встреч, чьей-то злой воли. Осознание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и уже собственными руками, умом и волей создавать новое настоящее и будущее благополучие. Доктор Тойч строит генограмму, показывает причины и общие корни прошлых переживаний, нынешней ситуации и будущего направления развития. Нескольких сеансов обычно достаточно, чтобы добиться существенного прогресса в делах клиента… Но все это из области практики, околонаучных теоретизирований, поп-психологии, приключений разума и эмоций на просторах американских прерий и небоскребов…
Как у каждой науки, у психогенетики, основы которой мы изучаем, есть и своя настоящая история, непростая, запутанная, версионная подчас, и все же…
Формально-динамические характеристики личности и индивидуальности! Сегодня к ним относят эмоциональность и способности, реагирование и модели поведения, да и многое другое, вполне известное специалистам. Причем, все это реально диагностируется: по особенностям поведения в существующих или специально моделируемых жизненных ситуациях. Мы разные! Древние египтяне и вавилоняне очень высоко оценивали должность писца, – но испытания проходили достаточно жестко – претенденты должны были обладать многими обязательными профессионально значимыми качествами (кстати, не прошедшие испытания, повторно уже не допускались). Египетские жрецы выбирали преемников не только из собственных семей – тяжелые испытания проходили для всех соискателей. Древний Китай оставил свидетельства проверки знаний, умений и реакций на происходящее – а уж создавать ситуацию чиновники умели! Легендарный ученый и маг Пифагор придавал большое значение тому, как ведет себя молодой человек, поступающий в его школу, в эмоционально напряженные моменты, которые специально создавались для них – как он реагирует на насмешки и даже издевательства, как держится на людях, как общается. Характер человека, считал Пифагор, проявляется и в походке, и смехе – кстати, манера смеяться, с его точки зрения, самый лучший помощник в обнаружении особенностей характера. Великий Теофраст описал 30 ярких характерологических типов и их конкретные проявления. Ученые полагают, что и Гиппократ , и Аристотель , и Гален говорили о большом количестве информативных показателей, применяющихся нами сейчас в психодиагностике. Средневековые ученые Востока – Авиценна, Аль Бируни и другие развивают мысли своих великих учителей и предшественников.
С Античности так или иначе существует физиогномика – учение о распознавании природных индивидуальных особенностей (характера) по физическим характеристикам человека, его внешнему облику.
А почерк? Это тоже внешнее проявление, только вот чего? История графологии восходит к античным временам и первые высказывания о связи почерка и личности можно найти в трудах уже перечисленных выше Аристотеля, Теофраста и др.
Собственно, начало эмпирического, донаучного этапа развития графологии обычно связывают с появлением в 1622 году работы итальянца К. Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму».
В XVIII–XIX вв. во Франции, Италии, Германии и России появляется бурный интерес к вопросам зависимости между почерком и психологическими особенностями человека. Графология интересует И. Гете и Ч. Дарвина, А. Гумбольдта, А. Дюма-сына, Ж. Санд, В. Скотта, Эдгара По, позднее В. Соловьева, А. П. Чехова и др. И. В. Гете писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и все, с чем нам приходится соприкасаться».
Основателем графологии как науки считается Ж. И. Мишон. В 1871 г. им были предприняты первые попытки систематизировать характерные черты почерка. Он ввел и термин графология. Мишон считал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основное значение, указывающее на свойство личности. Он был убежден, что графически выраженный и графологически оцененный признак приводит непосредственно и однозначно к тому или иному свойству личности. В книге «Тайны письма» Мишон отмечал необходимость широко использовать графологию при экспертизе письма. Он полагал, что графология должна привлечь внимание судебных работников для суждения о натуре обвиняемого, и сам привлекался в качестве эксперта для установления авторства. По инициативе Мишона, в конце XIX столетия образовались графологические общества и начали выпускаться специальные журналы по графологии.
Освещались вопросы графологии и в трудах Ч. Ломброзо. По его мнению, почерку прирожденного преступника свойственны особые графологические признаки, свидетельствующие о наследственных криминальных наклонностях их обладателя. Позднее, в советской криминалистике, антропологическое направление Ломброзо считалось реакционным.
Биолог В. Прейер изучал вопросы физиологии, психологии и патологии письма, экспериментировал над письмом под гипнозом. Он внушал человеку, находящемуся под гипнозом, что он хитрый, скрытный и пр., и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного лица в обычном для него состоянии и содержали признаки, интерпретируемые графологами как признаки скрытности, хитрости и др. Например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, поля почти отсутствуют или очень малы и т. д.
Особая роль в графологической науке принадлежит Л. Клагесу , который исходил из того, что характер человека отражается в любых его движениях. Письмо есть проекция сознания в форме различных фиксированных движений, а почерк представляет собой фиксированный след движений и в нем должен отображаться индивидуальный характер человека, предопределяющий и индивидуальность почерка. Движения при письме автоматизированы, поэтому в них закономерно находят свое выражение внутренние импульсы человека, которые могут быть распознаны по таким параметрам движений, как скорость, сила, ритм и т. п. Л. Клагес считал, что природа каждого признака почерка двойственна (позднее графологи признали ее многозначной), а каждый признак имеет негативное и позитивное значение.
Экспериментальная психология, возникшая в середине XIX в., ставила целью познание общих закономерностей человеческого поведения. Индивидуальные особенности как отклонения от основных закономерностей, рассматривались как помеха, источники неточностей в описании. Признанный авторитет в области дифференциальной психологии А. Анастази считала, что эта установка сказалась даже в терминологии: именно от первых экспериментальных психологов мы унаследовали термин «ошибка», применяемый для обозначения отклонения от средней величины (например, «стандартная ошибка»).
А вот начало научного изучения индивидуальности связано прежде всего с именами английского ученого Фрэнсиса Гальтона и немецкого – Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был первым, кто сделал индивидуальные различия между людьми специальным предметом исследования, создал измерительные процедуры и начальный статистический аппарат для оценки различий; собрал большой экспериментальный материал, касавшийся, как мы теперь сказали бы, разных уровней в структуре индивидуальности – соматического, физиологического, психологического. Гальтон поставил вопрос о происхождении индивидуальных особенностей и попытался решить его.
В. Штерн в 1900 г. в книге «О психологии индивидуальных различий (идеи к дифференциальной психологии)» впервые ввел в употребление сам термин «дифференциальная психология» для обозначения новой области, «эмансипировавшейся», по его словам, от материнской науки – общей психологии. Сформулированные Штерном методологические и экспериментально-методические подходы, базовые понятия, многие статистические приемы, несмотря на прошедшие почти 100 с лишним лет, верны и сейчас.
Будем считать, что все вышесказанное является исторической канвой нашей науки – психогенетики (нужно отметить, что в современной зарубежной научной литературе, которая выходит преимущественно на английском языке, термин психогенетика практически не употребляется – для обозначения этой научной дисциплины обычно используется название генетика поведения человека (human behavioral genetics). Некоторое время назад, в немецкоязычной научной литературе, можно было встретить и иные обозначения – в 1969 г. вышло руководство по генетике человека под редакцией П. Беккера, одна из глав которого называлась Humangenetische Psychologic, что можно перевести на русский язык как психогенетика. В 1982 г. была опубликована книга немецкого психогенетика Ф. Вайса, в которой интересующая нас область знаний четко обозначена как psychogenetik. В отечественной психологии для обозначения нашей дисциплины в высшей школе прочно закрепилось название психогенетика, хотя, как мы выше сказали, можно встретить термины генетика поведения или генетика поведения человека, которые употребляются как синонимы.
«Большой толковый психологический словарь», изданный на русском языке в 2001 г., поведение определяет, как родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и т. д., т. е. любую измеряемую (курсив наш) реакцию организма. А вот И. В. Равич-Щербо , один из ведущих психологов, основатель первой в нашей стране лаборатории психогенетики, подчеркивает неправомерность отождествления всей психологии с наукой о поведении и считает, что область знаний, которую можно было бы назвать психологической генетикой, правильнее именовать психогенетикой, а не генетикой поведения человека, как это принято на Западе . Видим – и в нашей стране наука наша не всегда обозначается одинаково. Вообще, при современном уровне интеграции науки, следовало бы принять то обозначение, которое является общепризнанным, чтобы не разговаривать на разных языках, однако для внутреннего употребления привычный термин психогенетика следует все же сохранить, но четко договориться, какое содержание будет стоять за этим наименованием.