Понятие совести включает в себя внутреннюю оценку человеком собственного поведения на соответствие моральным принципам и нормам. Это своеобразный анализ своих поступков и мыслей с критической точки зрения.
В той или иной степени развитости чувство совести присуще каждому человеку. Это подтверждает, что моральная составляющая – неотъемлемая часть полноценной личности. Как сказал Лев Толстой:
Совесть – это память общества, усвояемая отдельным лицом
Обладание этим качеством позволяет человеку ставить себя на место окружающих и уважать их чувства и переживания. Совесть формируется на основании полученных человеком знаний о моральных нормах. Исходя из этих знаний складываются представления о добре и зле, плохом и хорошем.
Можно выделить несколько составляющих, которые включает понятие совести:
- умение честно и объективно оценивать свои действия, чувства, помыслы,
- собственные внутренние правила, сформированные на основе моральных норм общества,
- чувство ответственности за каждое совершенное действие и сказанное слово,
- умение контролировать себя и сдерживать в рамках общепринятых правил.
Как появляется чувство вины в человеке
С детства каждому человеку прививают моральные и нравственные принципы, которые приняты в обществе. Без этого невозможно представить себе нормальную социализацию личности. Когда поступок, слова или мысли расходятся с этими заложенными с раннего возраста правилами, неизбежно появляется чувство недовольства собой.
Можно почитать: Полный список чувств и эмоций человека
Человек тяжело переносит, что он не смог соответствовать внутренним убеждениям. Негативная оценка своего поведения, переживание за последствия и называются чувством вины. Таким образом, появление чувства вины напрямую связано с тем, что человек глубоко сожалеет о совершенном.
Какие бывают основные формы вины
В психологии принято выделять три основных формы чувства вины.
Обоснованная вина
Возникает, когда совершенный поступок действительно диаметрально расходится с нормами морали и нравственности. За прошлую ошибку человек расплачивается переживаниями и беспокойством.
Это своего рода прививка от подобных действий в будущем. Человек осознает, что поступил неправильно, что это причинило кому-то боль или вред и начинает сожалеть о совершенном. Таким образом он получает искупление за свое отрицательное поведение.
Экзистенциальная вина
Чтобы лучше понять ее сущность, можно разделить данную форму на 3 варианта.
1. Человек сожалеет о том, чего не сделал в своей жизни. Это связано с нереализованным потенциалом, упущенными возможностями, нежеланием или боязнью менять будущее. Периодически подобные ощущения возникают у каждого человека и в идеале они должны становиться толчком к активным действиям по улучшению существующей действительности.
2. Человек сожалеет о том, что мало времени проводит со своей семьей или близкими. Это может быть выражено и в переживаниях, связанных с отсутствием взаимопонимания. В данном случае нужно осознавать, что родственники не могут всю жизнь находиться рядом. Они в любом случае будут вынуждены проводить какое-то время отдельно, но это не трагедия.
3. Человек сожалеет о том, что не понимает Божественный замысел. Его угнетает уход в обыденность и ежедневную суету и невозможность в полной мере осознать смысл своего существования и принципы построения мира.
Необоснованная вина
Независимо от того, что произошло на самом деле, человек культивирует внутри чувство вины. Он перекладывает на себя ответственность за чужие поступки, утрирует собственные промахи, стесняется быть счастливым, выделяться, привлекать внимание. Зачастую именно такая форма вины переходит в невротические расстройства, бороться с которыми приходится под контролем специалистов.
Подробнее о видах вины в видеоролике:
Совесть, как трансценденция духовного бессознательного
В своих знаменитых трудах «Человек в поисках смысла» и «Подсознательный бог» Виктор Франкл формулирует конечную цель экзистенциального анализа, как учения, конечная цель которого привести человека к осознанию ответственности за свое существование. «Быть ответственным» – тезис, лежащий у основе психотерапии В. Франкла. С другой стороны, быть ответственным, значит соотносить свои поступки с требованиями своей совести.
Франкл внес существенные изменения и развил понимание бессознательного, включив в его состав, помимо подсознательной инстинктивности, такую важнейшую компоненту, как «духовное бессознательное». Он показал, что совесть, как феномен, лежащий в основе бытия каждого человека, восходит к бессознательному генетически. Подлинные решения, определяющие ценность человеческого бытия с точки зрения экзистенциального анализа всегда принимаются бессознательно и рефлексивно.
Совесть, как продукт духовного бессознательного и выражение его трансцендентности Франкл называет «Подсознательным богом». И в этом смысле исходной точкой а анализе совести, как трансцендентного феномена, может стать использованный им афоризм: «Будь господином своей воли и рабом своей совести».
Как сказал Виктор Франкл: «Подобно тому, как существует дологическое познание бытия, существует и доморальное постижение ценностей, принципиально предшествующее любой морали. Это и есть наша совесть».
Таким образом, если нашему сознанию открыто только сущее, нашей совести доступна «возможность, а не действительность», то, чего еще не существует, но должно существовать как моральная необходимость. «Духовное предвосхищение», как ощущаемое нами проявление совести раскрывается интуитивно в акте созерцания.
Почему людей терзает совесть
Если совесть – это инструмент самоконтроля и оценки своих поступков, то именно она и помогает человеку осознать, что одно из совершенных им действий не соответствует его понятию о морали. Индивид устраивает суд над собой и выносит себе приговор. В данному случае все зависит от черт характера. Кто-то, даже совершив объективно негативный поступок, не будет долго переживать по этому поводу и его моральные муки быстро сойдут на нет.
Другие, наоборот, склонны драматизировать. Они сознательно накручивают себя и мысленно раздувают масштабы своей ошибки. Нравственные терзания постепенно перерастают в депрессию и чувство ненависти к самому себе.
В словаре Д.Н. Ушакова
СО́ВЕСТЬ, совести, мн. нет, ·жен. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение. «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто… едиразве совесть.» Пушкин. «Меня и совесть никогда не грызла.» Пушкин. «Жгучие упреки совести язвили его, как иглы.» Гончаров. «Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь.» Пушкин. Спокойная совесть. Совесть не позволяет. Угрызения совести. Усыпить совесть. Поступить по совести. Есть ли в тебе совесть? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). • ***** ответственность, без оформления документами (·устар. ). Брать деньги на совесть. Не за страх, а за совесть — вполне добросовестно. «К общей благости работай не за страх, а за совесть.» Маяковский. По совести или говоря (сказать) по совести (вводное слово; ·разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. «Никем, по совести, она не дорожит.» Грибоедов. «Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо.» Маяковский. По чистой совести (·разг.) — то же, что по совести. Свобода совести (полит.) — отсутствие ограничений в исповедывании какой-нибудь религии или в отказе от религии. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды.» История ·ВКП(б). Со спокойной совестью — совершенно спокойно. Со спокойной совестью могу сказать.
Что значит понятие «совесть»
Есть 3 подхода к понятию совесть:
- религиозный,
- психологический,
- обывательский.
Они различаются по мотивам и смыслу, вкладываемому в это слово. Необходимо познакомиться поближе со всеми тремя значениями.
Расшифровка понятия
С точки зрения религии, совесть – это присутствие Бога или частички Вселенной в человеке. Многие вероисповедания относят совесть к духовным «инстинктам» человека. Именно он помогает отличать хорошее от плохого. В религии синонимами слова «совесть» являются сердце и душа.
С точки зрения психологии, совесть – это критическое рассмотрение личностью своих поступков и мыслей. Каждый индивид имеет свои критерии, через которые переходить нельзя. Очень часто на совесть имеет большое влияние общество.
С обывательской точки зрения, совесть – это внутренний голос, который запрещает поступать плохо и неправильно. Чем сильнее воля человека, тем больше в нём прорастают зёрна совести.
Совесть – это волевой механизм человека, формирующий моральные и нравственные принципы. Это качество воздерживает его от дурных поступков (кражи, лжи, лицемерия). Совесть воспитывает моральные принципы, совершает духовную подготовку к соблазнам внешнего мира.
Когда человек идёт наперекор сформировавшимся убеждениям, то его начинают мучить угрызения совести. Его «ест» внутренний контролёр и заставляет признаться в содеянном.
Развитие совести обусловлено коллективной жизнью человеческих особей и формированием интеллекта. Это является заметным отличием людей от всех остальных видов живых организмов. У них есть огромное достижение – они наделены способностью мыслить. Животные не испытывают угрызений совести, потому что у них её нет. Они живут по законам стада или стаи, а все их действия обусловлены инстинктами.
Что значит «поступать по совести»?
Поступать по совести – вести себя в соответствии с моральными принципами, принятым в обществе. Однако помимо общественного, у человека имеется личное самосознание. Прежде чем совершить поступок, он рассматривает его со стороны и личного, и общественного сознания. Именно поэтому иногда рамки могут раздвигаться. Один человек может считать какое-то действие недопустимым, а для другого это станет нормой.
Примером можно считать постоянно выпивающего человека. Он появляется в пьяном виде в людных местах, не видя в этом ничего плохого. В отличие от него, среднестатистическому индивиду будет очень неловко и стыдно вспоминать о походе в магазин в нетрезвом состоянии. Тот же пример и с шумными подростками, ругающимися матом в общественных местах. Для них это нормально, а воспитанный взрослый человек постыдится вести себя таким образом.
Исходя из этого, можно понять, что каждый человек в первую очередь руководствуется собственной системой ценностей. Человек не вызовет чувство стыда у другого, если у них не совпадают жизненные ориентиры.
Пришло время разобраться с понятием «бессовестный человек». Как нужно себя вести, чтобы попасть в рамки этого определения? Какими моральными принципами руководствоваться?
Кто такой бессовестный человек?
Бессовестный человек – имеющий отличительно плохие свойства внутренней морали. Он поступает плохо по отношению к другими, даже не задумываясь о причиняемом вреде. Бессовестные люди не имеют внутренних ограничителей, не придавая внимания неудобству окружающих.
Отличительные признаки бессовестного человека:
- Чрезмерный эгоизм. Такой индивид думает только о себе, поступая в ущерб окружающим людям.
- Ложь, попытки выгородить свою персону. Бессовестный человек не видит проступка во лжи и пытается избежать заслуженного наказания.
- Поиск своей выгоды. Такой человек не упустит возможности получить материальные блага незаслуженно.
- Лицемерие. Бессовестные люди не будут высказывать негативное мнение о человеке, который им нужен. Корыстные цели заставляют их лебезить и подхалимничать.
Духовное бессознательное и совесть
Исходя из понимания, предложенного Франклом, духовный аспект в человеке проявляется, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Это понимание легло в основу логотерапии, как психотерапии духовного.
Совесть, как продукт духовного бессознательного и выражение его трансцендентности Франкл называет «Подсознательным богом». И в этом смысле исходной точкой а анализе совести, как трансцендентного феномена, определяющего истинное бытие человека, может стать афоризм А. Дюма: «Будь господином своей воли и рабом своей совести».
Для того, чтобы мы смогли разобраться в понимании того, что такое духовное бессознательное, Виктор Франкл предлагает использовать метод анализа сновидений. Именно в снах, уверен он, как нельзя более отчетливо проявляется голос совести и неосознанная глубинная религиозность человека. Подсознательный бог, проявляющий себя голосом совести скрыт в каждом из нас и не имеет ничего общего с институтом церкви и принадлежностью к какой-либо конфессии. Поэтому, по мнению Франкла, каждый человек религиозен по-своему и эта глубоко персонализированная религиозность проявляет себя как совесть, на уровне способности осознавать ответственность за свое существование.
Что делать, если мучает совесть из-за ерунды
С раннего детства родители пытаются воспитать чувство совести в своих детях. Из-за усердия и «перегибания палки» взрослые люди руководствуются не только ею. В детском сознании развивается чрезмерное чувство вины и страха осуждения. Человеку, имеющему такой набор, сложно отказывать в помощи и поддержке окружающим людям. Им движет не внутреннее желание помочь, а гипертрофированная совесть и чувство стыда.
Очень часто индивид понимает, что переживает и «грызёт» себя из-за ерунды, но ничего не может с собой поделать. Человеком руководит чрезмерно воспитанная и стыдливая часть разума. Как помочь себе в этой ситуации? Вот план:
- Осознать проблему.
- Проанализировать свое поведение.
- Снять с себя негативные эмоции.
- Вернуться к нормальному душевному состоянию.
Во-первых, человек, мучающийся из-за ерунды, должен осознать масштаб трагедии. Ему нужно чётко понимать, что это несерьёзная причина для душевных страданий. Без осознания проблемы не получится грамотного исцеления от гипертрофированной совести.
Во-вторых, человек должен оценить своё поведение со стороны. Может быть, он подвергся манипуляциям? Или им пользуется несколько людей, сознательно давя на чувство вины? Стоит проанализировать проблему, попросив помощи у действительно близкого человека. Если потребуется, необходимо обратиться к психологу и выговориться ему.
В-третьих, необходимо полностью осознать свою невиновность в данной ситуации. Нужно приказать своей совести не обращать внимания на мелочи и спокойно жить дальше. Очень часто перевести внимание на другие вещи помогает усилие воли. Если этого недостаточно, необходимо обратиться за помощью к грамотному специалисту.
В-четвёртых, стоит задать себе один простой вопрос: «Зачем я себя мучаю?». Может причина в самонаказании, и муки совести всего лишь повод? Разберитесь в себе.
В словаре Даля
ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. Робка совесть, поколе не заглушишь ее. От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь. Совесть мучит, снедает, томить или убивает. Угрызение совести. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. Беззуба, а с костьми сгложет (или съест), совесть. Делай по совести, честно. Мы на совесть сделались, полагаясь на нее взаимно. Брать что на совесть, на свой нравственный ответ. Это у меня лежит на совести, сознаю себя должником, обязанным исполнить что. Надобно же и совесть знать, на все есть мера. Напала совесть и на свинью, как отведала полена! У него совесть мешок: что хо’шь положи. Добрая совесть — глаз Божий (глас Божий). Рожа кривая, да совесть прямая. Совесть спать не дает. К кафтану (к коже) совести не пришьешь. Богатый совести не купит, а свою погубляет. В ком стыд, в том и совесть (и страх). У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица! Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука. Совестный, к совести относящ. Совестное дело, подлежащее суду совести, а не гражданскому закону. Совестный суд, учреждение, где известный разряд спорных дел разбирается по совести судей. | Совестный или совестливый человек, добросовестный, честный, поступающий всегда по совести. Ну как не совестно тебе людей, не стыдно, не боишься позору, покору. Он совестливо исполнял свое дело. Мне совестно беспокоить тебя. Совестность, совестливость, качество, свойство и состояние по прилаг. Совестить кого, усовещевать, стыдить, заставить стыдиться, стараться привести к сознанию проступка и к раскаянью. -ся, терпеть упреки совести, вследствие дурного поступка, или стыдиться, сознавать вину свою, грех свой, и каяться в самом себе, сожалеть идосадовать на себя. Что того и совестить, у кого нет совести! Он совестится на глаза показаться. Пустившись во все нелегкие, обессовестел, и -тился. Когда наелся, тогда и засовестился. Хоть бы ты посовестился! Усовестили его, признался.
Почему женщин чаще мучает совесть, чем мужчин
Женщины любят загонять себя в рамки, думать о приличиях и требовать от себя идеального поведения. Прекрасная половина человечества гораздо чаще мучается из-за морали и принципов. В чём же заключается проблема слишком сильно развитой совести у женщин?
Причины совестливости у женщин:
- Эмоциональность.
- Воспитание.
- Общественные требования.
Во-первых, женщины имеют гораздо более развитию эмоциональность , в отличие от мужчин. Они могут переживать из-за неправильного взгляда или слова. По своей природе они сильнее страдают из-за незначительных проблем. В большинстве своём женщины слушают эмоции, не обращая внимание на сухие факты.
Во-вторых, при воспитании женщинам высказывается гораздо больше требований, чем сильному полу. Они должны уметь готовить, стирать, убирать, говорить и молчать. Если женщина не сможет стать хорошей хозяйкой, то подсознание будет корить её. Создаётся внутренний конфликт. Конечно, не каждая нервная система выдержит такой напор.
В-третьих, общество требует от женщин огромных, фактически невозможных подвигов. Женщина должна родить, хорошо выглядеть, строить карьеру и быть прекрасной хозяйкой. А как совмещать это – не понятно. Общество не помогает решить ситуацию, а лишь усугубляет её.
Аргументы
«Война и мир» Л. Н. Толстой
. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.
«Челкаш» М. Горький.
Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.
«Смерть чиновника» А. П. Чехов
. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.
«Матрёнин двор» А. И. Солженицын
. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.
«Человек на часах» Н. С. Лесков
. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский.
Где искать пример на тему «совесть», как не в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь главный герой – Родион Романович Раскольников – обременил свою совесть страшным преступлением – он убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Если бы Раскольников был нравственно мёртв и не имел шанса на спасение души, то чувство вины его не терзало бы на протяжении всего произведения. Расследование шло всего несколько дней, но для Родиона они тянулись вечность. Он сильно заболел и ослаб из-за страшных переживаний, вызванных своим ужасным поступком. И, в конце концов, к Раскольникову приходит осознание, что он совершил страшную ошибку, представив, что имеет право распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, герой искренне раскаялся в своём страшном поступке, потому что у него есть совесть, к которой он прислушивается. Он не полностью потерял нравственные ориентиры, а лишь временно и по ошибке отвернулся от них. На его примере каждый из нас точно поймет, зачем человеку дано чувство вины? Оно помогает нам исправиться и исцелить душу, даже если мы оступились и упали очень низко.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков.
В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.
«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин
. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов
. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго. В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод – история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем. Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин.
Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст – юноша-дворянин – реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста. Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем – он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен.
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн.
Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь. Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова. Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе.
«Станционный смотритель», А.С. Пушкин
. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.