Психоанализ. Теория личности. Зигмунд Фрейд.


Принцип удовольствия

Первая часть цикла заметок о принципе реальности и принципе удовольствия опирается на прочтение работы Фрейда «Положения о двух принципах психического события», опубликованной в 1911. В этой работе Фрейд обозначает принципом удовольствия высшую тенденцию, которой подчинены первичные бессознательные процессы души. Таким образом, путь к пониманию того, что вобрал в себя термин принцип удовольствия, лежит через понимание бессознательных первичных процессов. В этой же работе первичные процессы души, характеризуются как «пережитки» и «более старые» и предполагается, что существовала фаза развития душевных процессов, на которой они были единственными. Первичный процесс и принцип удовольствия связывается Фрейдом формулой: первичные процессы нацелены на получение удовольствия и от того что может доставить неудовольствие психическая деятельность отстраняется при помощи механизма вытеснения.
Размышления о приведенной формуле Фрейда оставляют нерешенными ряд вопросов, которые в последующих работах Фрейда получат разрешение. Куда помещается вытесненные психические акты, связанные с неудовольствием? В логике подчинения принципу удовольствия бессознательного, вытесненному, приносящему неудовольствие не место в бессознательном. И следующее размышление – какова связь первичного и вводимого Фрейдом вторичного процесса, исполняющего в данном случае функцию вытеснения. В случае вытеснения, есть ли необходимость разграничения душевных процессов на первичный и вторичный?

Переход от принципа удовольствия к принципу реальности

Причиной послужившей для введения принципа реальности является по мысли Фрейда «властное требование внутренних потребностей». Но при прочтении текста, можно сделать вывод о том, что попытка удовлетворения этих потребностей галлюцинаторным путем потерпела неудачу. И как следствие возникает стремление душевного аппарата изменить реальные условия внешнего мира. Таким образом, появляется новый принцип душевной деятельности – принцип реальности: способность душевного аппарата отказаться от приятных галлюцинаторных представлений и в связи с этим переход к представлению того, что реально, для последующего изменения.

Не совсем ясным после этого описания остается ряд моментов. Как можно различить «приятное» галлюцинаторное представление и представление того, что реально? Почему душевным аппаратом была изначально предпринята попытка галлюцинаторного удовлетворения? Что представляет собой властное требование внутренней потребности?

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Читать далее: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА

66. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ 3. ФРЕЙДА

3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-компонентной модели.

1. Ид (Оно) — источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид — мысли, чувства, воспоминания, события из жизни — бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид — хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых — инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) — часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) — источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэто может быть различным в зависимости от осознаваемое^ его содержаний.

Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

67. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития

1. Оральная стадия (0-1 год) — для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1-3 года) — ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) — проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет — до начала полового созревания) — сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов -обучения, школы, активного физического и интеллектуального развитии ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет)-внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

68. ХАРАКТЕРИСТИКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА 3. ФРЕЙДА ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ 3. ФРЕЙДА

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике — сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа — бессознательное — изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение о том, что личность е своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение «сексуальных комплексов*, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития личности.

ФРЕЙД ВЫДЕЛЯЛ СЛЕ­ДУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

1) вытеснение желаний — непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психи­ки «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытес­ненные мысли не теряют своей активности в бессознатель­ном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания деятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто являет­ся источником телесных заболеваний психогенной приро­ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безраз­личие к данной сфере, реальности. Выделяют полное по­давление — когда болезненные переживания настолько по­давлены, что человек полностью их забывает, и не знает, что они были в его жизни, но они косвенно влияют на его здоровье и поведение. Вытеснение — это частичное подав-

ление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен­ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бур­ных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрица­ние — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек прояв­ляет яркое безразличие к логике, не замечает противоре­чий в своих суждениях; 3) рационализация — бессозна­тельная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых мораль­ных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по­ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершен­ного поступка, а истинная причина может человеком не осознаваться; 4) инверсия или противодействие — под­мена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой люб­ви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция — бессознательная попытка из­бавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее друго­му лицу, приписывание другому человеку своих собствен­ных качеств, мыслей, чувств — т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не при­нимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, че­ловек утверждает, что «некоторые евреи — обманщики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманываю»; таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь за свои недостатки и промахи. Проек­цией также объясняются социальные предрассудки и фе­номен «козла отпущения», поскольку этнические и расо­вые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-нибудь другому своих негативных лич­ностных характеристик;

6) замещение — проявление эмоционального импуль­са переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка замещают родителей, на которых сердит ребенок. Реже встречается такая форма замещения, когда оно на правлено против самого себя: враждебные импульсы, адре­сованные другим, переадресовываются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя;

7) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделейности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8) регрессия — возвращение на более ранний, прими­тивный способ реагирования, устойчивые регрессии прояв­ляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаи­вает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.). В тяжелых случа­ях, когда «настоящая ситуация для человека невыносима», психика защищается, возвращаясь в более ранний и безо­пасный период своей жизни, например в раннее детство, и регрессия приводит к потере памяти о более поздних пери­одах жизни. Более мягкие проявления регрессии у взрос­лых включают несдержанность, недовольство (надуться и не разговаривать с другими), противодействие авторитетам, детское упрямство, или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

Все люди в какой-то степени используют защитные меха­низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

• они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля­ются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя­тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на уг­розу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес­печить самосохранение;

• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опас­ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспо­собным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу на­казания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к

активному выражению безнравственных мыслей или дей­ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

• социальная тревога возникает в связи с угрозой исклю­чения из группы сверстников из-за неприемлемых дей­ствий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прош­лые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреж­дения человека о надвигающейся опасности. При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угро­за исходит от конкретного внешнего источника, при невро­тической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмер­ного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымыш­ленной внешней угрозы, или психологическую защиту, ней­трализующую повышенное возбуждение инстинктов. Ин­стинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизоф­рения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА Читать далее: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. Г. ЮНГА

Информация о работе «История психологии как самостоятельная наука»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 242389 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Становление психологии как самостоятельной науки

37568

1

0

… НАУКИ Нач. XIX – б0-е гг. XIX в. Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение

О некоторых общих вопросах разработки истории психологии

21890

0

0

… у нас за последнее время работ, но едва ли эти требования вполне осознаны как обязательные для историко-психологических исследований. Большой заслугой советских исследователей следует признать интенсивную разработку вопросов истории психологии у народов СССР. В этой области открыто много новых и очень ценных материалов (работы Б. Г. Ананьева, Г. С. Костюка и его сотрудников, М. В. Соколова и …

Билеты по истории психологии

191052

0

0

… зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста · Изучить роль личности, её индивидуального пути в становлении самой науки. 2. Периодизация истории психологии. См. билет 1 вопрос 1 Билет 3. 1. Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического в древности. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII …

Предмет и задачи психологии как науки

48772

0

0

… широкое понимание предмета психологии. Психология, как мы уже говорили, — очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла своего подлинного предмета, и его обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: «Мир …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]