Эмоции и чувства
Эмоции – это кратковременные внутренние энергетические импульсы (переживания), в то время как чувства — более стабильные и долговременные.
Энергетическая (вибрационная) природа эмоций и чувств одна, и в рамках данной статьи они используются как синонимы.
Чувство печали
Наиболее слабая эмоция (с точки зрения вызывания желаний) — печаль. Печаль по сути является пассивной эмоцией, это созерцание того, что человек отделен от Божественного (идеала). В печали уже есть мысль отделения “я далек от идеала”, но еще слабо выражена побуждающая мысль “я хочу обратно”, то есть еще слабо выражено желание.
Чувство страха
Далее следует страх. Страх более активная эмоция чем печаль, и приводит к более сильным желаниям. Мы осознаем, что отделение сделало нас уязвимыми, и с нами может случиться что-то “плохое”, что-то чего мы не хотим. Страх — это скорее мысль “я не хочу”, чем “я хочу”. Конечно, любая мысль “я не хочу” содержит в себе мысль “я хочу”, но в достаточно слабой неактивной форме.
Чувство зависти
Зависть еще более активна, чем страх. Слово “зависть” в нашем языке имеет настолько негативную окраску, что даже сложно думать о зависти как о чем-то позитивном. Однако зависть (которую возможно было бы правильнее назвать конкурентностью или честолюбием, но в языке сложно подобрать точное слово) впервые четко формирует мысль “я хочу”. Мы сравниваем себя с другими, мы видим, что нам не хватает чего-то, что есть у других, и что мы хотим это получить. Если с помощью печали и страха сложно реализовать свои желания, то зависть — первая эмоция, которая дает возможность достичь целей.
Более подробно про чувство зависти здесь
Чувство злости (гнева)
Злость — одна из самых активных эмоций. С ней “я хочу” превращается в “Я ХОЧУ”. Я уже не просто хочу это получить, я злюсь на все, что мне мешает это получить. Многие люди в нашей жизни получают то, что они хотят, с помощью зависти (честолюбия) и злости.
Чувство любви
Любовь — самая сложная эмоция. Путь от печали до злости — это путь роста силы нашего желания и в некотором смысле пусть роста нашего эгоизма. Мы учимся получать то, что нам надо с помощью эмоций печали, страха, зависти и злости. Любовь же меняет направление желания. Как и все предыдущие эмоции любовь направлена на преодоление разделения, но объектом желания уже являемся не мы, а они, другие. Любовь расширяет нам область зрения. Базовая мысль все та же “я хочу”, но объектом этой мысли являются другая часть, “не мы”.
Однако отдать что-то другим мы можем только, если это что-то уже есть у нас. Эмоция полноценной любви возможна только тогда, когда у нас нет сомнения в том, что у нас всегда есть то, что нам надо. Иными словами полноценная эмоция любви возможна, когда нет ощущения недостатка. Это мысль “У меня это есть”.
Рассмотрим базовые мысли всех этих эмоций по отношению к некоторому объекту:
- печаль: “этого у меня нет”
- страх: “это у меня есть, я не хочу потерять”
- зависть:“это у меня есть, это есть у других, у других лучше, я хочу как у них, хочу получить”
- злость: “это неправильно (несправедливо), что у меня этого нет, я хочу это получить”
- любовь: “это есть у меня, я хочу, чтобы это было у других”
Все эмоции в своем чистом виде являются естественными, но этот чистый вид, увы, не так часто присутствует в нашей жизни и в наших мыслях. Когда эмоции искажаются в нашем сознании, они становятся похожи на испорченное лекарство. Обычно мы искажаем эмоции двумя путями: либо принижая их ценность, либо наоборот преувеличивая их до гротеска.
Как научиться контролировать свои мысли и чувства
Способность к мыслительной деятельности является главным отличием человеческого субъекта от животного. Сама природа подарила людям этот драгоценный дар. Однако он же может периодически становится причиной серьезных неприятностей. Поскольку, если у индивида довольно часто появляются негативные мысли, он систематически драматизирует различные жизненные события, то он имеет неплохие шансы превратиться в «раба» собственных мыслей. Поэтому важно научиться контролировать свои мысли и чувства.
В первый черёд, следует четко понимать, что мысли не случайно порождаются мозгом. В некоторой степени все думы человека являются результатом множества обстоятельств, взаимосвязанных между собой, в которых человек оказался на данный момент либо оказывался раньше. Поскольку на мыслительные процессы любого индивидуума довольно сильно влияет его окружение, жизненные условия и события. Проще говоря, «плохие» мысли практически всегда являются последствием отрицательного воздействия извне, от которого можно и даже нужно защищаться.
Итак, как контролировать свои мысли и чувства?
Первое правило. Необходимо смириться с собственным несовершенством, ведь идеальных представителей человеческого вида не существует. Каждый субъект, по своему, чем-то несовершенен. Поэтому примирившись с данной аксиомой, человек перестанет заниматься самоедством и переживать впустую, а начнет любить собственную персону такой, какой она является в действительности.
Второе правило гласит, что неотложных дел просто не существует, всё может подождать. Поэтому не нужно выставлять жёсткие рамки для себя и выполнять запланированные дела в строгом соответствии перечню. Делать что-либо лучше по желанию. Это значительно облегчит жизнь и сэкономит время. Ведь работа, выполняемая с удовольствием, делается намного быстрее. На первом месте у человека всегда должна находиться забота о близких, а затем все остальное.
Следующее правило состоит в игнорировании плохих мыслей. Если зародился в голове негатив, то не нужно на нёём зацикливаться. Необходимо постараться отвлечься и подумать о приятных вещах, семье, предстоящих покупках или отпуске. Нужно понимать, что ситуаций без выхода просто не бывает. Поэтому, не следует программировать развитие в сторону негатива. Лучше отложить решение проблемного вопроса на некоторое время, если одолевают плохие мысли. Готовое решение, удовлетворяющее потребности субъекта, придет само. Жизнь, наполненная позитивными мыслями, становится намного счастливее, ярче и красочнее.
Правило четыре говорит о необходимости научиться воспринимать проблемные ситуации философски. То есть, любые неприятности являются опытом. Об этом нужно помнить. Поэтому, любую даже самую серьезную проблему нужно анализировать, а не впадать в отчаяние от ее кажущейся неразрешимости.
Пятое правило заключается в наслаждении жизнью. Ведь она не является дорожкой к счастью, напротив, счастье – это дорога к жизни. У счастливого субъекта прекрасно и его бытие. А кроме этого, к такому индивиду будут притягиваться исключительно добрые и положительные лица. Именно поэтому положительный жизненный настрой позволит преобразоваться жизни в лучшую сторону.
Шестое правило – себе нужно обязательно давать послабления. Ведь жизнь – это не армия, которая подчиняется строгому распорядку. Хотя даже в армии разрешены увольнительные. Ни один субъект не в состоянии делать все по высшему разряду. Это просто невозможно. Поэтому незначительные промахи нужно прощать себе и не зацикливаться на пустяках. Кроме того, нужно иногда позволять себе некоторые вольности и отступления от намеченной жизненной стратегии.
Седьмое правило гласит, что больше, еще не означает лучше. Нужно научиться довольствоваться малым, получать удовольствие от простых явлений, например, от того, что солнышко светит ярко или от бескрайнего звездного неба над головой. Без удовлетворения малым никогда не будет большого.
Следующее правило базируется на доброте к окружающим. Чужим и даже близким людям не всегда нужно знать истинное мнение о себе. Тем более что истина является растяжимым понятием. Один субъект может считать наглость пороком, а другой – жизненной необходимостью и восхищаться данной чертой. Нельзя оскорблять человека как личность, а собственное мнение об индивиде нужно сообщать лишь тогда, когда данный индивид им поинтересовался. И даже в таком случае нужно быть сдержанным и корректным. Только при таком отношении к окружающему социуму человека будут уважать и ценить, а поводов для заполнения мозга негативными мыслями, соответственно будет меньше.
Девятое правило гласит, что чем проще субъект относится к происходящим событиям, тем большего успеха он сможет добиться. Ведь негативные мысли зарождаются вследствие постоянных переживаний, треволнений и неосуществимого желания получить все сразу. Нужно понимать, что всему свое время. Если чего-то не хватает, это значит, что просто не настало еще время получить желаемое.
Живите одним днем – вот что говорит десятое правило. Не нужно загадывать собственное будущее. Ведь оно может быть еще не определенным. При помощи позитивного мышления можно сформировать новое счастливое будущее. Следует получать удовольствие от существования здесь и сейчас, поскольку, что случится через пять минут никому неизвестно. Нужно понимать, что, так как у каждого индивида существует в прошлом негативный опыт, периодически «плохие» мысли связанные с ним будут возникать в голове, программируя тем самым события будущего. Другими словами, если индивидуума постоянно преследуют негативные мысли о пережитом опыте, то и будущее будет отягощено проблемными моментами. Необходимо научиться прощать и отпускать обиды прошлого. Человек, контролирующий свои мысли, способен достичь небывалых высот.
Выделяют несколько методов, помогающих взять под контроль собственные думы. Первый метод заключается в способности отвлекать внимание. Поймав себя на мысли негативной направленности, следует тотчас же вспомнить приятный случай или подумать о чем-либо хорошем. Нужно вытеснить все плохое из собственной головы.
Тренировки по концентрации внимания также способствуют обретению контроля над потоком мыслей. Систематическая концентрация внимания на явлениях и событиях позитивно окрашенных постепенно приводит к значительному уменьшению негативных дум, вплоть до их полного исчезновения.
Нужно научиться всяким «плохим» мыслям своевременно говорить «прощай». Ведь они составляют балласт, ненужную ношу, которая лишь отягощает жизнь. При этом нельзя грубо искоренять негативные думы из головы. Жить следует в гармонии с собственным «Я». Избавление от «нехороших» мыслей можно представить в виде своеобразной формулы: негативный мысленный образ появился в голове, необходимо проанализировать его, переосмыслить и с легким сердцем попрощаться с ним. Чтобы подобный образ вновь не зародился в голове, нужно не совершать поступков, приведших к его появлению. То есть, своевременное устранение причины приводит к ненаступлению ее следствий.
Всякой «плохой» мысли необходима подпитка эмоциями. Обдумывание негативных образов сознания и их анализ, дают сильнейшую эмоциональную подпитку, что ведет к «перегоранию» негативной мысли.
Неуверенность в себе также порождает массу отрицательных эмоций в голове. Поэтому нужно вырабатывать в себе уверенность. А также рекомендуется меньше критиковать собственную персону, больше улыбаться и радоваться даже самым незначительным моментам.
Кроме этого, можно заняться йогой либо медитациями, связанными с управлением дыханием. Ведь, как известно, когда мы управляем дыханием, мы контролируем мысли.
Подавление эмоций
Принижение эмоции идет либо через подавление эмоции, либо через обесценивание желания, которое она вызывает. В основе любого такого принижения лежит страх, что мы не сможем реализовать наше желание, которое эмоции вызывают. В итоге мы становимся неэмоциональными. Печаль превращается в бесчувственность (мысль — “этого у меня нет, и оно для меня ничего не значит”), страх в показное бесстрашие (“мне не жаль это потерять”), зависть в отсутствие всякого честолюбия (“мне это не нужно”), мы теряем способность проявлять злость, а любовь становится безразличием.
Преувеличение эмоций можно видеть на примерах: печаль превращается в горе, страх в панику, зависть в ревность, злость в неуправляемый гнев, а любовь в чувство собственности.
Вибрационная частота
У эмоций есть сила (интенсивность) и энергия — и это разные понятия. Если рассматривать эмоцию как энергию, то энергия определяется вибрационной частотой — чем она выше, тем энергия эмоции выше. Энергия не зависит от силы (интенсивности) эмоций.
Хорошей аналогией является явление фотоэффекта, объясненный Эйнштейном в начале 20 века. Фотоэффект — это выбивание электронов из вещества падающим светом. Как известно, цвета тоже различаются частотой и расположены в определенном частотном порядке. Из видимого света самый низкочастотный — красный, а самый высокочастотный — фиолетовый. Так вот, фотоэффект наблюдался для света с высокими частотами даже при очень небольшой интенсивности, и не наблюдался для красного низкочастотного света даже при очень высокой интенсивности.
Эйнштейн предположил (впоследствии за это предположение он получил Нобелевскую премию), что для энергии света интенсивность не имеет значения, имеет значение только частота. Поэтому энергии красного цвета не хватает, какой бы интенсивности он ни был.
Это означает, что эмоции низкой энергии (низких уровней вибрации = низкой частоты), например, печаль или страх, могут быть не менее сильными (интенсивными), чем эмоции более высоких частот, но их энергия кардинально меньше. Поскольку их энергия кардинально меньше, то их способность вызывать желания также кардинально меньше. В этом смысле они являются “слабыми” даже при высокой интенсивности.
Соответственно, для того, чтобы вызвать правильные желания, нам желательно выбирать эмоции более высокой частоты — вероятность их появления будет гораздо выше.
Помимо загадки фотоэффекта, теория Эйнштейна решила также еще один парадокс физики тех лет. Незадолго до этого Эдисон изобрел лампочку накаливания. Тепловая энергия переходила в свет, при этом лампочка светилась сначала красным светом, а по мере увеличения температуры становилась оранжевой и затем желтой. Но дальше увеличение температуры (мощности) не приводило к появлению других цветов более высокой частоты, например, голубого.
Ответ тот же. Чем выше частота светового излучения, тем выше должна быть мощность (температура). Чтобы получить голубой свет, необходима температура около 9,000 градусов, а фиолетовый — 18,0000 градусов, что не мог позволить материал спирали тех лет (для сравнения желтый цвет при температуре 2,500 градусов). Иными словами, чем выше частота, тем больше энергии требуется, чтобы ее произвести.
Виды чувств, их проявления и классификация
Из-за того, что само понятие чувств и их производных до сих пор остается открытым, существуют разные их категории и виды. Самой часто используемой классификацией сегодня является отражение чувств как социальной сущности человека, которая разделяет все психоэмоциональные переживания на 3 группы.
Чувства в психологии делятся на 3 группы: моральные, интеллектуальные и этические.
Они такие:
- моральные;
- интеллектуальные;
- этические.
Также существуют такие подкатегории как социальные, практические, правовые и профессиональные чувства, которые частично пересекаются с тремя вышеупомянутыми.
Моральные или нравственные чувства
Нравственные чувства являются основой каждого общества. Они имеют исторические и культурные корни, обусловленные нормами поведения, формировавшимися столетиями. Их существование обусловлено необходимостью каждого человека чувствовать себя причастным к коллективу.
Моральные чувства предполагают оптимальное поведение людей с целью быть понятыми, также они формируют основы коллективного и индивидуального сознания.
Придерживаясь основ нравственного поведения, человек, как общественное существо, чувствует удовлетворение и принятие себя другими. Моральные чувства формируют ощущение привязанности, общности и коллективной идеи с которой отождествляются все члены общества.
Впервые основу для понимания нравственных чувств описал английский философ Адам Смит в XVIII столетии. Он дал собственную классификацию их важности, однако особенностью нравственных чувств является их изменчивый характер, поэтому, сегодня, важность и ценность моральных норм существенно изменилась.
Также не все нравственные чувства имеют одинаковую значимость и могут варьироваться в том или ином обществе, зависимо от того, какие культурные и общественные цели считаются приоритетными.
Самыми распространенными и универсальными нравственными чувствами сегодня являются:
Примеры моральных чувств | Описание |
Симпатия и сочувствие | Чувство симпатии и его влияние между людьми формирует положительное расположение и желание помочь человеку, даже вопреки собственному комфорту. Сочувствие, как разновидность симпатии, является способностью разделять любые чувства собеседника. |
Привязанность | Это ощущение близости, основанное на глубинной симпатии. В отличие от любви, привязанность касается только эмоциональной близости, формируется в процессе социализации и дает ощущение общности ценностей. |
Уважение | Чувство выражения достойного отношения к любому другому человеку, независимо от его достижений, ценности или важности. Уважение подразумевает необходимость учитывать мнение других и значение последствий тех или иных действий не только для себя, но и для коллектива. |
Благодарность | Это чувство признательности, возникшее на основании положительного опыта за сказанное или сделанное другим человеком. Благодарность является глубоким внутренним переживанием, пассивной реакцией на различные способы выражения уважения или поддержки, не требующей взаимных действий. |
Любовь | Это сильное чувство привязанности, обычно сопровождается эмоциональными и душевными переживаниями, нежели привязанность или симпатия. |
Дружба | Бескорыстные отношения между людьми, основанные на взаимных интересах или рода занятости. Дружба является важной составной частью процесса адаптации человека в обществе. |
Коллективизм, товарищество, патриотизм | Ощущение разделения и понимания единых жизненно важных ценностей с другими людьми. Такие чувства как коллективизм и патриотизм являются основополагающими для формирования общества и совместной культуры. В отличие от дружбы, чувство товарищества не нуждается в наличии общих личностных интересов, в его основе лежит разделение некой идеи. |
Совесть | Чувство осознанного выбора собственных действий, согласно с которым, последствия не должны причинить вреда другим членам общества. |
Доброжелательство и справедливость | Высшие чувства нравственности, вызванные желанием действовать бескорыстно во благо других. |
Таким образом, нравственные чувства являются основополагающими для формирования гармонии в межличностном существовании, независимо от наличия общих интересов с другими людьми или нет.
С противоположной стороны, существуют антиобщественные чувства, которые деструктивно влияют на отношение между людьми.
К ним относятся чувства:
- гнева;
- злобы;
- ненависти;
- антипатии;
- презрения;
- вражды;
- зависти;
- недоброжелательности.
Интеллектуальные чувства
В отличие от нравственных чувств, которые дают человеку ощущение общности, интеллектуальные связаны с познавательной деятельностью.
Таким образом, интеллектуальные чувства являются не только психологической составной каждого человека, но и формируют его мировоззрение и мыслительные процессы, способствуя умственному воспитанию и развитию творческого мышления.
Возникновение интеллектуальных чувств у каждого человека, по мнению психологов, основывается на физиологической предпосылке ориентировочного рефлекса, связанного с потребностью объяснять все процессы вокруг себя, которые каждый воспринимает с помощью органов чувств.
В отличие от нравственных чувств, неосознанно копируемых от других членов общества, интеллектуальные чувства развиваются целенаправленно в процессе обучения. Они являются основой для профессионального роста человека, а также составляют важную часть его уверенности в собственных силах.
К самым главным примерам интеллектуальных чувств относятся:
Примеры интеллектуальных чувств | Описание |
Чувство удивления | Вызванное чем-то новым и необычным, мало привычным для личной картины мира человека. В результате удивления повышается внимание, и стимул разобраться в непознанном объекте. |
Чувство догадки | Возникает в процессе познания чего-то нового. Чувству догадки свойственно составлять гипотезы, предполагать исход событий и построение логических связей между доступной информацией. Главная цель этого чувства – понять природу и суть нового. |
Уверенность | Чувство, которое рождается при правильном формировании логических связей и общей картины понимания того или иного предмета. Уверенность возникает в процессе мышления, и основывается на ощущении правильного объяснения информации. |
Чувство удовлетворения | Возникает как результат успешно проделанной работы. |
Чувство ясности и нечеткости мысли | Чувства, возникшие на основании четкости осознания мыслительного процесса: если решения и выводы получаются легко, ощущается легкость и ясность, в противоположном случае – чувствуется смутность. |
Недоумение | Чувство, вызванное трудностями объяснения фактов и причинно-следственных связей. Недоумение может иметь двоякое влияние на познавательный процесс: или побуждать разобраться в проблеме, или провоцирует сильный ступор и непонимание, куда двигаться дальше. |
Сомнение | Чувство, связанное с возникновением сомнений из-за несогласованной и нелогической информации, нестыковки фактов и проблем в наблюдении за событиями. Обычно чувство сомнения не позволяет увидеть полную картину происходящего. |
Эйфория | Ощущение, возникшее от правильного решения, успешно пройденного пути и завершенной работы. |
Таким образом, интеллектуальные чувства являются главным источником приобретения новых знаний и развития собственных творческих способностей.
Все навыки, полученные в результате развития интеллектуальных способностей, связанные с решением проблем и формированием собственного независимого мышления.
Эстетические или высшие чувства
Эстетические чувства являются самыми неоднозначными среди всех свойственных человеку переживаний. Несмотря на постоянные попытки создать объективное понимание об их критериях и свойствах, эстетические чувства остаются субъективным.
Если нравственные чувства воспринимаются человеком через неосознанное проживание в обществе, а интеллектуальным обучаются, то эстетические чувства являются максимальным проявлением индивидуальности и развиваются интуитивно каждым человеком.
Поэтому, самыми важными чертами эстетического мировоззрения является индивидуализм и исторический контекст.
Главная цель эстетических чувств – не в ощущении единства или поиске истины, а в стремлении к совершенству, красоте, гармонии и пониманию всех процессов. Отличающая черта эстетических чувств – поиск качества.
Уровень эстетического удовольствия проявляется не в функциональности и практичности, а в попытке творения и материализации в художественных образах действительности, которую человек созерцает, как источник вдохновения.
Поэтому, эстетические чувства описывают попытку человека найти прекрасное, возвышенное, определить суть комического и трагического.
Предполагается, что проявление этих чувств самое разнообразное и его можно найти везде: от созерцания природы (голубизны неба или блеска звезд), архитектуры, живописи, поэзии и музыки до поступков людей и поиска наслаждения в ежедневном труде.
Особая черта эстетики состоит в том, что чем дольше человек ищет прекрасное и возвышенное, тем больше он его находит и понимает в разных проявлениях.
Этому процессу свойственно выделение факторов, особенностей, связей и осознание эмоционального переживания личности к заинтересованному предмету, которого она наделила особым интересом.
Эстетические чувства всегда субъективные и специфические, они формируются человеком с целью не только осознать фактическую важность предмета или явления для общества, но, и чтобы наделить его особым смыслом.
Главными элементами, формирующими эстетические чувства, являются:
Примеры эстетических чувств | Описание |
Любование, или эстетическое наслаждение | Особое восприятие целостности объекта, чувство удовольствия от сочетания красок, форм, звуков, движений или других особенностей предмета или явления. |
Гармония | Осознание завершенности предмета или явления, логичности его формы и важности каждого элемента. |
Чувство красивого | Субъективная оценка реально существующего предмета, его внутренней гармонии и творческого вклада создателя и важности его намерения. Чувство красоты оценивается с точки зрения разных факторов (сочетание цвета и форм, контрастов и исторической актуальности предмета). |
Чувство возвышенного | Восприятие гениального в предмете или явлении, выделении уникальных особенностей сочетания важности, интеллектуального вклада и прогресса. |
Чувство прекрасного | Свойство чувственного восприятия, переживания и подражания реальности не через фотографическое копирование увиденного, а через художественную переоценку того или иного объекта. |
Чувство трагического | Сильные душевные переживания, цель которых – оторваться от будничной реальности и задуматься над глубиной и смыслом жизни. |
Чувство комического | Восприятие целостности и несоответствия разных аспектов предмета, дисгармония между формой, смыслом и сюжетом. |
Чувства в психологии, такие как эстетические, моральные и интеллектуальные – это высшие познавательные свойства каждого человека.
Развивая те или иные элементы высших чувств, человек не только осознает свое место в обществе и чувствует себя частью коллективного сознания, он также способен развивать индивидуальные потребности и стремление осуществить задуманные идеи.
Возникновение эмоций
Возвращаясь к эмоциям, это означает, что нам нужно много гораздо больше энергии, для того, чтобы произвести эмоцию более высокой частоты. То, какая эмоция возникает, зависит не только от внешнего события, но и от уровня нашей энергетики. Низкий уровень энергетики просто не сможет выдать высокочастотную эмоцию.
И еще — по мере увеличения температуры (мощности) в случае с лампой накаливания цвет меняется автоматически. Невозможно увеличить мощность до той, что соответствует скажем желтому цвету и получить при этом красный цвет. При увеличении мощности (энергии) цвета автоматически переходят друг в друга.
Здесь полностью прямая аналогия невозможна. Главное отличие — у лампы накаливания нет памяти. Подашь более высокую мощность — будет один цвет, подашь менее высокую — будет другой цвет. А у нас память есть. Мы помним те эмоции, которые ощущали раньше, возможно, когда у нас было гораздо меньше энергии. У нас возникло убеждение (мысли, наше представление) о том, какие эмоции мы обычно производим. И автоматически повторяем то, что было когда-то. Требуется волевое усилие, чтобы переключиться на новый энергетический уровень.
Тем не менее — при увеличении уровня энергетики, подобный переход от более низкой к более высокой эмоции будет гораздо более простым. Переход здесь — это перенос внимания, т.е. у нас есть возможность произвести любые из тех эмоции, которые по силам нашей энергетике.
Кроме того, мы можем генерировать несколько эмоций одновременно так, что они складываются в некоторую палитру. Например, мы можем одновременно испытывать восхищение и страх или восхищение и зависть. Или все три вместе — восхищение, страх и зависть.
Кстати, и обычные лампы накаливания и вообще все тела при нагревании излучают не волны одной частоты, а целый спектр волн. Это приводит, например, к тому, что свет солнца в космосе мы воспринимаем как белый, а не как зеленый. На самом деле там максимально зеленого цвета, но присутствуют также и другие цвета, и в совокупности они дают белый.
Функции чувств
Чувства в психологии – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.
Они помогают формировать собственное представление о мире, оценивать приоритеты и эффективно поддерживать коммуникацию с другими людьми.
Мотивационная
Мотивационная функция чувств выполняют основополагающую роль стимулирования человека к действию и поддержания его активности.
Мобилизуя все переживания и цели, чувство желания является важным побуждающим фактором к любому действию:
- концентрации над заданием;
- планированию;
- формированию необходимого психоэмоционального настроя;
- быстрому восстановлению после стресса или тревоги.
Сигнальная
Сигнальная функция является способностью человека реагировать на разные сигналы из окружающей среды и собственного внутреннего состояния.
Благодаря этой функции человек воспринимает любую информацию (эмоции, чувства, невербальную коммуникацию), а его мозг может идентифицировать и придать значимости тем или иным сигналам, на основании которых формируется оценочное суждение и ответная реакция.
Оценочная
Главное задание оценочной функции человека – понять, что происходит вокруг, интерпретировать любое восприятие информации (вербальной и невербальной) с субъективной точки зрения как желаемое или вредное воздействие на собственное состояние.
Оценочная функция формируется на основании жизненного опыта и неосознанно придает некой значимости предмету или ситуации в положительном или негативном ключе.
Функция, синтезирующая основы образа
Чувства в психологии – это множество разных чувственных раздражителей, которые воспринимают информацию по-разному.
Поэтому цель синтезирующей функции состоит в создании целостной и понятной картины восприятия из разных кусочков информации (например, целостное восприятие торта с его формой, запахом, вкусом и эстетикой). Эта функция создает возможность гармонического существования мыслей, чувств и эмоций.
Экспрессивная функция
Экспрессивная функция чувств является важной частью коммуникации каждого человека. Она помогает не только воспринимать невербальную информацию во время общения с другими, но и обеспечивает собственное синхронное выражение чувств и мыслей с целью создания более полной картины экспрессии.
Эмоции и убеждения
Эмоции сами по себе не являются (морально) ни негативными, ни позитивными, и становятся таковыми лишь в контексте конкретного переживания. Однако в нашем языке и мышлении у эмоций существует четко выраженная моральная окраска. Например, любовь или радость воспринимаются нами как положительные эмоции, а страх — как негативная. Однако может быть и радость при виде чужого горя, и любовь к пыткам. И страх за своего ребенка, или страх утратить связь с Божественным. Иными словами, могут быть ситуации когда несмотря на то, что мы испытываем страх, мы стоим гораздо энергетически выше, чем когда мы испытываем любовь.
Как такое может быть? Ведь эмоция страх энергетически стоит ниже эмоции любви. Дело в том, что эмоции лишь показывают, где мы находимся по отношению к идеалу, но ничего нам не говорят о самом идеале. Идеал, т.е. наши убеждения о том, кто мы есть, и кем мы хотим быть, представляет собой другую принципиально энергетически более мощную полосу (точнее, даже несколько разных полос). Поэтому, энергия эмоции есть лишь малая частьнашей общей энергетической системы.
Аналогией в физике (хотя и неполной) является излучение электромагнитных волн, например, солнцем. Солнце состоит из разных зон, начиная с ядра — наиболее глубокой и энергетически мощной зоны, которая и излучает волны сверхвысоких частот, например гамма лучи. Температура в ядре достигает миллионы градусов. По мере продвижения к поверхности температура и энергия падают, и более поверхностные слои излучают волны с более низкой частотой и меньшей энергией, например волны видимого спектра и радиоволны. Таким образом, солнце целиком излучает волны во всем диапазоне.
Эмоции человека соответствуют достаточно поверхностному излучению слабой энергией, которое далеко от ядра. Ближе к ядру находятся наши убеждения и представления о нас и мире. Еще ближе — та наша часть, которая непосредственно является частью Высшего Мира, и которая содержит наше более высокое представление о том, кто Мы есть на самом деле.
В примере выше человек, который радуется чужому горю, испытывает эмоцию высокого уровня, но его представление о себе находится на низком энергетическом уровне.
Неполнота аналогии состоит в том, что в человеке разные зоны (разные энергетические полосы) влияют друг на друга. Так, эмоции с одной стороны зависят от нашей системы убеждений, с другой меняют ее. Но, может быть, и у Солнца есть свои эмоции и свои представления о себе и его месте во Вселенной.
И значит — Солнце разумно.
О философских чувствах (текст и видео)
Поделиться:
Чувствительное сердце есть богатый источник идей…
Николай Карамзин
Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
Петр Чаадаев
Философия — не только мышление
Мы привыкли отождествлять философию с мышлением. Словосочетание «философская мысль» представляется самоочевидным, почти тавтологичным: философия есть мысль в ее высшем развитии. Ни в одном словарном определении философии — а их десятки и сотни — нет упоминания о философских чувствах, эмоциях, переживаниях. В англоязычном интернете словосочетание «философская мысль» (philosophical thought) встречается в сто раз чаще, чем словосочетание «философское чувство» (philosophical feeling) – соответственно 651 000 и 5 600, а в рунете — в пятьдесят раз, 332 000 и 6 500. Это говорит об огромной диспропорции рациональных и эмоциональных составляющих философии в общепринятых воззрениях на ее природу.
Мне представляется, что философскими бывают не только мысли, но и чувства. Среди многообразия чувств можно выделить такие, которые обращены к миру в целом, к законам бытия, к природе человека и благодаря своей универсальности поднимаются до ранга философских. Да и вообще почему фило-софия, как любовь к мудрости, должна проявляться только в мыслях, а не в чувствах? Ведь любовь – это чувство, да и мудрость – не только мысль, а скорее мыслечувствие, сплав того и другого: способность эмоционального наполнения мысли и интеллектуального наполнения чувства.
В «Притчах Соломона» Премудрость говорит о себе и о Боге: «…я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. (Притчи Соломона, 8:30, 31). Здесь Премудрость представлена прежде всего в полноте своих чувств, как радость и веселье перед лицом Бога, и она разделяет эту радость с теми, кто любит ее.
Так какое же право имеет любовь к мудрости иссушать себя до рассудочных категорий и пропозиций, эмоционально опустошаться до аналитических суждений? Мысль сама по себе еще не образует софийной целостности.
Чем философские чувства отличаются от нефилософских?
Философская мысль отличается от нефилософской тем, что охватывает законы мироздания в целом. «Ваня – дурак» – мысль не философская, а «род человеческий глуп» уже философична. Точно так же обида на грубого, надоедливого соседа не входит в диапазон философских чувств, а горечь от несовершенства мироздания – входит.
У философски чувствительного человека отношение к миру превращается в эмоциональную драму. Его мучают, радуют, потрясают не отдельные явления, а мироздание в целом. «Екклесиаст» – книга философических чувств и переживаний. «И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!» [Еккл 2:17] Это мысль или чувство? Очевидно, чувство, коль скоро оно выражается словами «возненавидел», «противны стали». Но предметом этого чувства являются не отдельные лица и события, а «жизнь» как таковая и «все дела, которые делаются под солнцем». И разрешается это чувство обобщающей мыслью: «все — суета и томление духа!» Мысль и чувство переходят друг в друга, поэтому можно говорить о философском умо-настроении или философском мысле-чувствии.
Предмет философских чувств — бытие как таковое и универсалии: единство и множество, свобода и необходимость, жизнь и разум, пространство и время, случай и закон. Чувство потерянного времени вследствие того, что не успеваешь выполнить намеченное, — это просто чувство. Но меланхолия всеобщей бренности и обреченности, неумолимого хода вещей, разрушающего все привычное, — это философское чувство.
В пушкинской трагедии Сальери испытывает к Моцарту не житейскую, но философскую зависть: зависть алгебры к гармонии, чувство величайшей несправедливости, доходящее до философского негодования. Мир неправильно устроен, если гуляке праздному достается гений, в котором отказано великому труженику. «Нет правды на земле…. Но правды нет и выше!»
Философическими могут быть боль и скорбь, если они переживаются за все человечество. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Это начало радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» стало началом и всей русской философии, которая замешана на чувстве страдания и сострадания, на карамазовском вопросе об оправданности детской слезинки.
Еще одно важное философское чувство — удивление, которое Аристотель считал родоначальником философии как таковой, да и знания вообще. «Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим…» [Аристотель 1975, 69]. Аристотель показывает как житейское удивление переходит в философичное по мере того, как оно распространяется на «более значительное», на основы бытия, на происхождение Вселенной и т.п. Удивление — эмоция столкновения со странным, неизвестным, непонятным — побуждает задавать вопросы о природе привычных вещей, а тем самым и углубляться в их причины и далее в причины причин, до самых глубинных оснований всего сущего, которые и исследуются метафизикой.
Если удивление — начало философии, то оно же, в единстве с чувством благоговения, — и ее итог, как явствует из признания Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне» [Кант]. Следовательно, не только удивление побуждает размышлять (Аристотель), но и размышление ведет к еще большему удивлению (Кант). Собственно, цель философии — не объяснять окончательно тот или иной предмет, а вести вглубь непознанного и непознаваемого, от тайны к тайне, от поверхностных чувств ко все более глубинным.
Диапазон философских чувств чрезвычайно широк:
Философское презрение — презрение к тем мелким обстоятельствам, частностям, жизненной суете, которые отвлекают от главного, от поиска смысла жизни, от выполнения своего высшего предназначения.
Философский гнев — гнев против несправедливого мироустройства, которое одним дает все, другим ничего, праведных мучит, а нечестивых ублаготворяет. Философское беспокойство — это тревога об ускользающем смысле целого, о том, что мир лежит в обломках и мысль не может собрать его воедино.
Философский страх — страх перед бытием, потому что оно непознаваемо, или перед небытием, потому что оно опустошительно, страх за свое маленькое «я», несоизмеримое с бесконечностью мироздания.
Философская грусть — грусть о том, что все проходит, нет ничего вечного под Солнцем, даже великие дела и люди обречены на забвение и живая собака лучше мертвого льва.
Философская мука описана в «Идиоте» Достоевского: «Мучило его то, что всему этому он совсем чужой. Что же это за пир, что ж это за всегдашний великий праздник, которому нет конца и к которому тянет его давно, всегда, с самого детства, и к которому он никак не может пристать. Каждое утро восходит такое же светлое солнце… каждая-то травка растет и счастлива! И у всего свой путь, и всё знает свой путь, с песнью отходит и с песнью приходит; один он ничего не знает, ничего не понимает, ни людей, ни звуков, всему чужой и выкидыш. О, он, конечно, не мог говорить тогда этими словами и высказать свой вопрос; он мучился глухо и немо…»
Философское умиление. Допустим, я испытываю умиление, видя, как маленькое деревце упорно противится ветру, сгибается под его порывами, но потом выпрямляется. При этом я начинаю сопереживать всему слабому и восхищаться его внутренней силой, упорством и несгибаемостью малых сих. Именно такой род чувств лежит в основании книг даосизма, китайской мудрости, утверждающей, что гибкое и податливое сильнее твердого и жесткого.
Любое чувство, достигающее универсальности, может стать философским. Вообще философски значимая граница проходит не между мыслями и чувствами, а между житейскими, эмпирическими — и бытийными, универсными мыслями и чувствами. И здесь нужно поставить вопрос o природе самих универсалий, составляющих область философии. Под универсалией понимается общее понятие, общий признак многих явлений, например, «дом», «число», «ум», «животное», «человек», «тяжелое», «желтое». Но универсалией может быть и «радостное» и «печальное», «удивительное» и «умилительное», «страшное» и «скучное», если оно у большинства людей вызывает соответствующие чувства. Дело не в том, что чувство может стать предметом философского размышления, а в том, что чувство, обретая универсальность, само становится философическим. Философично не только мыслить о радости, но и испытывать радость, если эта радость обращена не к конкретным событиям или ситуациям, но ко множеству вещей, к построению мироздания в целом, к законам бытия. Можно назвать такие универсные чувства или философские сантименты «унисентименталиями» (unisentimentals).
Призвание философии
Я полагаю, что призвание философии — формировать не только наши мысли, но и чувства, способствовать их развитию и углублению. Не только интеллектуально объяснять мир, но делать нас чувствующими гражданами мироздания, т.е. восходить от чувств единичных, ситуативных, житейских — к мирообъемлющим. Эту задачу можно описать стихами Уильяма Блейка, заменив в них «видеть» на «чуять» (в значении «чувствовать»): В одном мгновенье чуять вечность, Огромный мир — в зерне песка, В единой горсти — бесконечность И небо — в чашечке цветка.
Чувство более сопряжено с целостной личностью и завладевает ею более бытийно и событийно, чем отвлеченная мысль. Философия, которая ограничивается только мыслями, суждениями, силлогизмами, анализом понятий, не доходит до уровня мудрости, т.е. не выполняет своего дисциплинарного предназначения. Великие философы: Платон, Кант, Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Соловьев, Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев — проникнуты философскими чувствами и страстями, которые и определили масштаб их мысли. Без переживания мысль мелка и тавтологична. Чувство, вложенное в понятия, но из них логически не выводимое, отличает синтетические суждения от аналитических.
Сравним аналитическое суждение: «Все холостяки неженаты», — и синтетическое (апостериорное): «все холостяки несчастливы». В первом связь понятий основана на логическом анализе, во втором – на эмоциональном опыте. Когда Паскаль пишет о человеке: «мыслящий тростник», он вкладывает в это философское утверждение и сострадание к человеку, и восхищение им. «В отношении пространства, вселенная обнимает и поглощает меня как точку; мыслью же своею я обнимаю ее. <�…> Мысль, стало быть, по природе своей есть нечто удивительное и несравненное» [Паскаль] Аналитическая философия лишена больших философских чувств, и напротив, синтетизм философского суждения может быть основан на их «взлетах» и «перепадах».
Одни философии более тяготеют к мысли, другие — к чувству. Например, гегелевская философия умозрительна, спекулятивна и ближе к логике (не случайно ее ядро — «Наука логики»), тогда как ницшевская философия — «веселая наука», и вообще не наука, а скорее мораль, причем имморальная. Она кипит страстями, далеко не всегда добродетельными: там и гнев, и обида, и страдание, и восторг, и месть, и отвращение, и любовь, и злость. У Ницше чувства порой перехлёстывают мысль, подавляют ее, делают ее чрезмерно раздражительной, экстатической.
Еще больше этим эмоциональным недержанием страдает Василий Розанов: он часто экстраполирует свои чувства за пределы мыслей, которые остаются мелкими или тривиальными: «Итак, мы с мамой умрем и дети, погоревав, останутся жить. В мире ничего не переменится: ужасная перемена настанет только для нас. «Конец», «кончено». Это «кончено» не относительно подробностей, но целого, всего — ужасно» [Розанов]
Здесь чувство есть: «ужасно», — а от мысли остается только та банальная констатация, что все кончается для умерших, а мир остается неизменным. Вообще англо-американская аналитическая философия и континентальная экзистенциальная философия (в том числе русская) — два крайних предела, за которыми мышление и чувство порой склонны освобождаться друг от друга. Как их воссоединить?
Призвание философии именно в том, чтобы мыслями раздвигать область чувств, придавать им всеобщность, – и чтобы чувствами раздвигать область мыслей, придавать им действенность. Философии необходимо пройти курс сентиментального воспитания, чтобы приобрести способность, по выражению исихастов, «погружать ум в сердце», переживать то, что она мыслит. Воспитание предельно емких чувств, относящихся к миру и к человеку, — важнейшая часть философского образования. На философских факультетах изучают различные школы, системы, идеи, но важно не только постигать категории мысли, т.е. образовывать свой ум, но и развивать философские чувства, способы переживания мира, удивляться великому в малом, страдать от неразрешимых противоречий бытия, воодушевляться диалектикой и т.д.
Без понимания философских чувств мы не поймем и хода истории, тех величайших событий, которые происходят под их воздействием. Маркс писал, что когда идеи овладевают массами, они становятся материальной силой. Но массами овладевают не просто идеи, а идеи-эмоции, всеохватывающие чувства, которые равнообъемны и равномощны идеям, относятся не к частному, а к коллективному опыту, распространяются на жизнь общества или всего человечества. Исторические процессы не в меньшей степени, чем индивидуальное поведение, диктуются эмоциями, только иного масштаба. Революцию совершает философская эмоция несправедливости мироустройства, озлобленности на существующий порядок вещей. Научными открытиями движет удивление перед загадками мироздания. В основе художественных произведений и технических изобретений лежит радость обретения свободы, позволяющей преодолевать сопротивление косного вещества и творчески преображать мир.
Лирическая философия: петь умом
Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь умом. Первое послание к Коринфянам, 14:15
Бывают такие состояния ума, когда он воистину начинает петь. Мысль переполняется музыкальным ритмом и восторгом самовыражения — но при этом остается именно мыслью, выстраивается в ряды понятий, предпосылок, заключений, как у Ф. Ницше в «Так говорил Заратустра»:
«Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Ониотравители, все равно, знают ли они это или нет….Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту. Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы тоски по другому берегу» [Ницше 1990, 8,10].
Что это — философская лирика? Или это философия, но только лирическая, требующая присутствия лирического «я» и выражающая от первого лица прямые акты воли, обращенные к «вы»: «я учу», «я заклинаю», «пусть ваша воля…», «не верьте тем…»
Ницшевский лиризм можно сравнить с поэтическим, например, у А. Пушкина:
«Но не хочу, о други, умирать.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»
или:
«Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?»
Разница в том, что Пушкин не определяет и не систематизирует понятий «мысли», «страдания», «случайности», «судьбы» и т.д. Он сосредоточен на лирическом «я», через которое проходят разные побуждения, переживания, в том числе обращенные к высшим ценностям, к смыслу жизни. Ницше, наоборот, фокусируется именно на понятии «сверхчеловека» и систематически развивает его через весь «трактат-поэму», но развивает именно лирическим способом, как непосредственное воление мыслящего «я», взыскующего перехода от человека к сверхчеловеку. Это и есть лирическая философия, лирософия, где лирика служит философии, в отличие от философской лирики, где философия служит лирике.
Между тем, что такое философская лирика, понятно каждому: Омар Хайям, Дж. Донн, И. В. Гете, Ф. Тютчев, Р.М. Рильке, Н. Заболоцкий… А вот для лирической философии пока что не нашлось места в системе понятий. Даже если посмотреть по Гуглу: в русскоязычном интернете первое словосочетание встречается на полутора миллионах сайтов, а второе – всего 3 630, т.е. в соотношении 416:1. В англоязычном интернете соотношение 2:1, но следует учесть, что здесь гораздо более популярно выражение «метафизическая поэзия» («metaphysical poetry»), которое встречается в 27 раз чаще, чем «поэтическая метафизика» («poetic metaphysics»), соответственно 209 000 и 7 800. Между тем очевидно, что в философии есть место лиризму не меньше, чем в лирике — философизму. А. Августин, М. Монтень, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Р. Эмерсон, В. Розанов, Г. Марсель — это, в значительной своей части, лирическая философия, т.е. совокупность философских суждений от первого лица, прямое самовыражение мыслящего субъекта. И однако в каталогах даже крупнейших библиотек, где присутствуют самые экзотические рубрики, от «философии спорта» до «философии чучхэ», — нет рубрики «лирической философии».
При этом лиризм как род философии нельзя отождествлять ни с одним ее направлением. Экзистенциальная философия может быть лирической, как у Кьеркегора, а может быть эпической, как у Хайдеггера в «Бытии и времени». Точно так же и идеализм может быть лиричным (например, у П. Флоренского в «Столпе и утверждении истины») или не-лиричным (Вл. Соловьев). Уж на что, кажется, нелиричен материализм — но у Л. Троцкого и В. Беньямина можно найти примеры лирического марксизма. Можно, очевидно, говорить и о лирической теологии, например, в «Исповеди» Аврелия Августина – по контрасту с эпической теологией Фомы Аквинского.
Обсуждая разные философские направления, концептуальные системы, мы часто забываем о том, что философия, как всякая словесность, разделяется на роды и жанры, которые отчасти пересекаются с литературными. Лирическая философия заслуживает рассмотрения как особый, малоизученный род философской словесности, раскрывающей волевые акты и интенции мыслящего «я» в процессе его самосознания.
Мы знаем от Канта, что субъект неустраним из актов своего суждения о мире. Обычно философия стесняется своего лиризма и прячет его за претензиями на познавательную объективность, «научность». Лирическая же философия не скрывает своей укорененности в мыслящем субъекте и выражает ее системно. При этом субъектность (subjecthood), как источник философских чувств и способ самовыражения трансцендентального (в кантовском смысле) субъекта, следует отличать от чисто личной субъективности (subjectivity), присущей эмпирическому индивиду со всеми его личными наклонностями и переживаниями. Именно поэтому лирический образ философствующего «я» нужно отличать от биографического «я» автора; лирический герой философии часто выступает под гетеронимом, как ницшевский Заратустра или кьеркегоровские концептуальные персоны.
В каждом акте самопознания мы выходим за пределы себя как предмета познания, т.е. становимся «сверхчеловеками» по отношению к самим себе. Теорема Геделя о неполноте говорит о невозможности полного самоописания системы в рамках ее собственных аксиом, что ведет к динамике самой системы, ее переходу на новый уровень бытия. Лиризм философии – это и есть признак превосходства субъекта самопознания над собой как объектом, способ его самотрансценденции.
Таким образом, в более широком плане можно говорить не только o лирическом роде философии, но и о лиризме философии как таковой. Едва ли не главный вопрос философии – что такое сама философия, каково ее место в мире? Поскольку у философии, в отличие от более частных наук, нет своего отдельного, «позитивного» предмета, она постоянно занята условиями своей собственной возможности и/или необходимости. Поэтому все крупнейшие философы, от Платона и Аристотеля — через Канта и Гегеля — до Хайдеггера, Делеза и Деррида, в центр своих учений ставят вопрос о том, что такое философия и почему именно в их мышлении она получает самое полное обоснование. Философия насквозь саморефлексивна, обращена на себя, — и в этом плане соразмерна человеку, который, в отличие от прочих существ, не имеет заранее заданного места («эко-ниши») в бытии и занят его поиском и обоснованием, прежде всего опять-таки через философию. Если человек – это животное, ищущее самого себя, то философия – это дисциплина, ищущая самое себя, занятая самоопределением.
Отсюда неизбывный, «родовой» лиризм философии, ведь обращенность субъекта на себя составляет суть лиризма. Философия лирична в том смысле, что постоянно говорит и мыслит о самой себе, о своих задачах, возможностях, границах, о том, что значит быть философом и почему мир нуждается в философии. По Аристотелю, метафизика – единственная из наук, цель которой – она сама. «И так же, как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» [Аристотель 1975, 69]. Эта обращенность философии на себя определяет глубинный лиризм не только отдельных мыслителей, как Кьеркегор или Ницше, но и философии как таковой. В этом смысле и философия Гегеля, внешне наукообразная и «объективистская», на самом деле в целом, как проект и метод мышления, глубоко лирична, поскольку она рассматривает всю историю мироздания как пролог к самой себе, как самопознание абсолютной Идеи и ее самоотражение во всех зеркалах природы и общества. Вот почему тема лиричности в философии мне представляется не случайной, не «одной из», а центральной для философии как опыта самообосновывающей и самосозерцающей мысли.
Управление эмоциями
Мы привыкли считать, что эмоции порождаются внешними ситуациями, событиями, воздействиями. На самом деле эмоции порождаются нашими мыслями. А мысли возникают на основе убеждений — наших представлений о себе, мире, других людях.
Иногда эмоция возникает сразу, минуя наши мысли. Например, страх высоты, возникающий при взгляде в пропасть. Такие ситуации встроены в наше сознание с рождения, они необходимы для выживания.
Но таких ситуаций сравнительно немного.
Все, что происходит с нами в мире, мы воспринимаем сквозь фильтр наших убеждений. Это восприятие и вызывает эмоции.
Рассмотрим, например, возникновение эмоции страха.
Страх — эмоция естественная. Она подсказывает, что что-то нам угрожает.
Мы считаем обычно, что эмоцию страха вызывает некая внешняя угроза. Однако одни люди могут испугаться при возникновении этой угрозы, а другие — нет. Сила испуга у разных людей будет различна.
И даже один и тот же человек в один день может испытать страх, а в другой — не испугаться. Как писал Лев Толстой: “Никого не следует называть трусом, поскольку тот, кто струсил в среду, может оказаться храбрецом в пятницу”.
Вначале может быть несколько коротких моментов, когда мы еще не решили, как нам воспринять эту угрозу. Сможем ли мы с ней справиться. Насколько важно то, чему она угрожает. Этим пока еще неясным мыслям соответствует всплеск эмоциональной энергии. Эта эмоциональная энергия пока еще не кристаллизовалась в конкретную эмоцию, она ждет пока наши мысли приобретут ясность.
Если прислушаться к себе, то можно почувствовать тот момент, когда эмоциональная энергия уже появилась, но еще не стала конкретной эмоцией (или конкретными эмоциями). Это похоже на то, как оркестр разминается перед выступлением — музыка уже звучит, но мелодии еще нет. Оркестр ждет дирижера — дирижер пришел и зазвучала мелодия.
Наши убеждения и являются таким дирижером — они переводят энергию в ту или иную конкретную эмоцию (или спектр эмоций).
На наши убеждения влияет опыт решения таких ситуаций в прошлом. Весь процесс возникновения конкретных эмоций может занимать доли секунды.
Если бы мы могли управлять своими мыслями, то в эти доли секунды мы могли бы выбрать любую эмоцию для выражения своих переживаний — от страха до любви.
Сколько всего чувств у человека?
Несмотря на то, что чувства являются одним из способов познания мира человеком, вопрос их полного понимания и категоризации до сих пор открыт.
Чувства лежат в основе большинства человеческих потребностей и действий, а также развиваются в сложной взаимозависимости с культурной и социальной средой человека. Первые попытки описать важность и целенаправленность чувств принадлежат Аристотелю.
Он обосновал наличие 5 чувств человека, способствующих познанию человека:
- зрение;
- слух;
- обоняние;
- осязание;
- вкус.
Позже философы включили сюда еще и чувство интуиции, или непостижимое, и такой набор человеческих чувств считался завершенным на протяжении столетий. Но современные неврологи далеко не согласны с такой классификацией. Чувства стали рассматривать более детально и выделять отдельные аспекты их проявлений.
Так, например, чувство вкуса, как восприятие, включает чувство сладкого, соленого, кислого или горького. Основываясь на разных научных подходах и классификациях, выделяют от 3 до 21 чувств, свойственных человеку.
Современная наука выделяет 3 минимальные категории чувств, таких как:
- химические чувства (обоняние и вкус);
- механические (слух и осязание);
- световое (зрение).
Более расширенный перечень человеческих чувств включает другие ощущения и восприятия:
- суставно-мышечное чувство;
- вибрационная чувствительность;
- вестибулярный аппарат (чувство равновесия или эквибриоцепция и чувство ускорения);
- болевая чувствительность или ноцицепция;
- температурная чувствительность или термоцепция;
- проприоцепция или чувство осознания тела (если исключить восприятие окружение мира человеком 5 чувствами, он все равно осознает, где и как лежит его рука);
- чувство времени;
- висцеральное (интуитивное) чувство.
Главный подход, который свойственен этой классификации, – что все эти чувства могут распознаваться человеком осознано. Немного другой подход к пониманию чувств предлагают психологи. Чувства в психологии – это набор переживаний, свойственных каждому человеку.
Считается, что первичными являются 2 формы чувств – удовлетворение и страдание, а количество их производных возрастает и усложняется с возрастом.
Поэтому, исходя из взаимозависимости жизненного опыта, настроения, эмоций и мышления, психологи описывают 5 основных чувств и их разновидностей, которые испытывает каждый человек.
А именно:
- гнев (бешенство, ненависть, раздражение, обида, ревность, недовольство);
- страх (ужас, испуг, оцепенение, вина, стыд, замешательство, раскаяние);
- грусть (горечь, тоска, лень, жалось беспомощность, одиночество);
- радость (счастье, восторг, умиротворение, надежда, любопытство, вера, уверенность);
- любовь (нежность, сочувствие, доброта, восхищение, искренность, естественность).
Таким образом, чувства человека являются основой психологической грамотности, которая обеспечивает устойчивое формирование личиночного развития и познания.
Резюме
- Предназначение эмоций – воссоединение с Божественным
- Эмоции стремятся этого достичь, вызывая в нас желания
- Пять основных эмоций (в порядке увеличения вызываемой ими силы желания): печаль, страх, зависть, злость, любовь
- Каждой эмоции соответствует своя базовая мысль (раскрыто в тексте).
- Искажения эмоций связаны с подавлением эмоций или подавлением вызываемого ими желания
- Эмоции – это энергия. Каждой эмоции соответствует своя вибрационная частота. Аналогом в физике является эффект фотоэффекта
- То, какая эмоция у нас возникает, зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от уровня нашей энергетики. Человек с низким уровнем энергетики не может испытать эмоции высокой энергетики
- Эмоции являются лишь частью нашей энергетики – важной, но не определяющей. Так, наши убеждения (частично формирующие идеал) являются более важной частью энергетики.
- Искусство управления эмоциями определяется искусством управления мыслями (убеждениями)