Эмоциональные и волевые психические процессы
5.1. Эмоциональные процессы
Эмоциональный процесс
– психический процесс отражения в сознании субъективного значения объектов и ситуаций (в форме переживаний), влияющий на восприятие, поведение, мышление, мотивацию, деятельность индивида. Эмоциональные процессы – общий термин, обозначающий субъективный сознательный опыт, характеризующийся и связанный с психофизиологическими и биологическими реакциями и психическими состояниями организма.
Эмоциональный интеллект
(англ. emotional intelligence) – тип интеллекта, определяемый как способности правильно и надлежащим образом воспринимать, оценивать и выражать эмоции, использовать эмоции для содействия мыслительным процессам, понимать и анализировать эмоции, эффективно использовать эмоциональные знания, управлять своими эмоциями, одновременно содействуя эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Классификация эмоциональных процессов
по их психологическим особенностям и закономерностям протекания:
- аффекты
(англ. affect, от лат. affectus – душевное волнение) – кратковременные интенсивные эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне, проявляющиеся в резко выраженных моторных реакциях и изменении в работе внутренних органов и систем организма; - эмоции
(англ. emotion) – эмоциональные процессы, отражающие субъективную оценку ситуации на сознательном уровне
,
которые, по сравнению с аффектами, являются более продолжительными и менее интенсивными; - чувства
(англ. feeling) – субъективная репрезентация эмоций, принадлежащая индивиду, который их испытывает; - настроения
(англ. mood) – диффузные аффективные состояния, характеризующиеся, по сравнению с эмоциями, большей продолжительностью и меньшей интенсивностью.
Страсть
(англ. passion, от греч. страдать) – термин, применяемый для описания интенсивных эмоций, сильных чувств и желаний. По силе страсть сравнима с аффектом, а по длительности – с чувствами.
Физиологическая основа
эмоциональных процессов – перестройка внутренней среды организма в целях адаптации, осуществляющаяся под управлением специализированных структур головного мозга. Ведущую роль в эмоциональных процессах играют кора больших полушарий и центры вегетативной нервной системы, расположенные в подкорковых отделах головного мозга.
Волокна вегетативной нервной системы опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез внутренней секреции (эндокринных желез), которые синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, оказывающие влияние на артериальное давление, пульс, ритм дыхания, уровень глюкозы в крови и др.
В нормальном состоянии кора больших полушарий головного мозга оказывает тормозящее действие на центры вегетативной нервной системы, и внешние проявления эмоций и чувств незначительны. При переходе коры больших полушарий в состояние чрезмерного возбуждения центры вегетативной нервной системы также перевозбуждаются, что приводит к ярким эмоциональным проявлениям.
Рис. 5.1.
Классификация эмоциональных психических процессов
Аффекты
Термином аффект обозначают инстинктивные реакции на внешние стимулы, возникающие до типичных познавательных процессов, необходимых для формирования более сложных эмоций. Аффект является самой интенсивной формой эмоционального переживания. Чаще всего сильный аффект возникает в экстремальных ситуациях, нарушая нормальное функционирование восприятия и мышления. Аффективные реакции могут протекать непроизвольно, без преднамеренного восприятия и когнитивной обработки.
Реакция на раздражители является доминирующей у низших организмов и первичной для человека. У животных аффекты являются защитной реакцией и обусловлены факторами, напрямую касающимися жизненно-важных биологических потребностей и инстинктов. На содержание и характер аффектов оказывает значительное влияние социальная среда и взаимоотношения с другими людьми.
Отличительные черты аффекта:
ситуативность, обобщенность, кратковременность, высокая интенсивность.
Формы проявления аффекта:
гнев, восторг, экстаз, ужас, отчаяние, ступор, скованность.
Эмоции
Эмоция – сложный паттерн изменений, включающих физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы и поведенческие реакции, в ответ на ситуации, которые воспринимаются субъектом как личностно значимые.
Эмоции часто влияют на настроение, темперамент, характер, мотивацию и поведение; они возникают под влиянием гормонов и нейромедиаторов, таких как допамин, норадреналин, серотонин, окситоцин и кортизол. Эмоции часто являются движущей силой положительной / отрицательной мотивации и связаны с трендами в поведении.
Эмоции – связанные с инстинктами, потребностями и мотивами человека / животного психические процессы и состояния, выраженные в форме переживаний. Эмоции сопровождают различные проявления активности человека и являются важнейшим механизмом внутренней регуляции его деятельности и поведения. Важным аспектом эмоций является познание, в частности, оценка и интерпретация событий. Базовые эмоции:
гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление (Пол Экман, []).
Компоненты
эмоций
:
- импрессивный –
внутренние проявления эмоции (например, учащение дыхания и пульса, повышение давления); - экспрессивный
– внешние проявления эмоций: недифференцированные мышечные реакции (дрожь, усиление тонуса) и выразительные движения коммуникативного сигнального характера (мимика, жесты, поза, интонации голоса).
Эмоции не привязаны к конкретному объекту и возникают по отношению к ситуации в целом, могут интенсивно протекать и быстро меняться. По сравнению с аффектами, эмоции значительно более длительны по времени и слабее по силе; у некоторых из них может отсутствовать экспрессивный компонент.
Эмоции могут отражать субъективное оценочное отношение не только реальных, но и виртуальных ситуаций. Идеаторный характер эмоций заключается в способности возникать не только по отношению к реальным, но и по отношению к ожидаемым, воображаемым ситуациям и событиям.
Составляющие эмоций:
- когнитивная оценка событий и ситуаций.
- физические симптомы – физиологическая составляющая эмоционального опыта;
- тенденции действия – мотивационный компонент для подготовки и управления двигательными реакциями;
- экспрессия – сопровождающие эмоцию мимика и голос показывают реакцию и намерения действий;
- чувства – субъективный опыт пережитого эмоционального состояния.
Психологические теории эмоций:
- Эволюционная теория происхождения эмоций
, автор Чарльз Дарвин, «Выражение эмоций у человека и животных», 1872 г. Эмоции развились в ходе эволюции путем естественного отбора как жизненно важные механизмы адаптации организма к внешней среде. Физиологические изменения, сопровождающие эмоции – рудименты (остаточные проявления) реальных приспособительных реакций организма. - Рудиментарная теория эмоций
, авторы Герберт Спенсер (1820 – 1903), Теодюль Рибо (1839 – 1916) и др. Эмоции – рудименты аффектов, которые сопровождали полноценные биологические реакции организма. Эмоции человека биологически происходят из инстинктивных и аффективных реакций животных. - Структурная теория эмоций
, автор Джеймс Пейпец (1883 – 1958). Существует единая система, объединяющая ряд структур мозга и образующая мозговой субстрат для эмоций – лимбическая система. - Соматическая теория эмоцийДжеймса-Ланге
, авторы Уильям Джеймс (1842 – 1910), Карл Георг Ланге (1834 – 1900). Эмоции вторичны по отношению к физиологическим явлениям. Воздействие внешних стимулов на организм вызывает в нем физиологические изменения, что приводит к возникновению эмоций. - Теория эмоций Кеннона-Барда
, авторы Уолтер Бредфорд Кэннон (1871 – 1945), Филип Бард (1898 – 1977). Эмоции имеют сенсорную природу: в процессе восприятия сенсорная информация поступает в таламус, где затем перераспределяется: часть информации передается в кору больших полушарий мозга, порождая субъективное переживание эмоций, а другая часть – в гипоталамус, который регулирует все функции организма. - Активационная теория Линдсея-Хебба
, авторы Дональд Олдинг Хебб (1904 – 1985). Эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга, способной активировать кору больших полушарий. Активность ретикулярной формации ствола головного мозга, которая фильтрует сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга, находится в корреляции с интенсивностью, длительностью и качеством эмоционального переживания. - Двухфакторная теория эмоций
, авторы Стенли Шехтер (1922 – 1997), Джером Эверетт Сингер (род. 1934). Эмоция – сочетание двух компонентов: количественного (физиологическое возбуждение) и качественного (когнитивная интерпретация возбуждения). - Биологическая теория эмоций
, автор П.К. Анохин (1898 – 1974). Эмоции – биологический продукт эволюции, реализующий механизм приспособления животных к среде. Отрицательные эмоции обусловлены возникновением потребностей и играют мобилизующую роль. Удовлетворение потребностей порождает положительные эмоции. - Потребностно-информационная теория эмоций
, автор П.В. Симонов (1926 – 2002). Появление эмоций вызвано недостатком /избытком информации, необходимой для удовлетворения потребности. «
Формула эмоции
«, предложенная П.В. Симоновым:
Э = П_(Ис – Ин)
, где
Э
– эмоция (сила, качество, знак),
П
– потребность,
Ин
– информация, необходимая для ее удовлетворения,
Ис
– информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности. - Теория когнитивного диссонанса
, автор Леон Фестингер (1919 – 1989). Возникновение отрицательных эмоций обусловлено
когнитивным диссонансом
(расхождением ожидаемого и полученного результата), а положительных эмоций –
когнитивным консонансом
(совпадением ожидаемого и действительного). - Единая концепция сознания и эмоций
(Ю. И. Александров []). Сознание и эмоции не следует рассматривать как отдельные психологические процессы с различными нейрофизиологическими механизмами. В целенаправленном поведении сознание и эмоции выполняют аналогичные функции, но с разными аспектами и на разных уровнях. Поведение является одновременно эмоциональным и сознательным.
Функции эмоций:
- отражательно-оценочная
– позволяет обобщенно отразить и оценить ситуацию на сознательном уровне; - сигнальная
– психофизиологические и биологические реакции сигнализируют о необходимости мобилизации и адаптации организма к внешней среде; - подкрепляющая
– эмоции способствуют вырабатыванию условных рефлексов и более прочному запоминанию; - коммуникативная
– эмоциональный отклик, в том числе синтония (эмоциональное «созвучие»), а также микровыражения, которые сопровождают эмоции и не поддаются сознательному контролю, способствуют улучшению взаимопонимания между участниками коммуникативного акта; - управляющая
– эмоции выступают в качестве механизма внутренней регуляции деятельности и поведения; - мобилизующая
– физиологические изменения, сопровождающие эмоции, мобилизуют организм в условиях экстремальных ситуаций; эмоции являются побудителями (мотивами) деятельности и поведения индивида; - компенсаторная
– эмоции позволяют компенсировать недостатки других психических явлений.
Классификация видов эмоций
- По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют виды эмоций:
- низшие
– эмоции, связанные с удовлетворением естественных (органических) потребностей (в кислороде, воде, пище и т.д.), присущи и животным и человеку;
высшие
– социально обусловленные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в безопасности, принадлежности и любви, уважении, когнитивных, эстетических потребностей, потребностей в самореализации и трансцендентых потребностей; присущи только человеку. - низшие
- По валентности
(
тону
) эмоции могут быть
положительными
(радость, интерес) или
отрицательными
(страх, гнев, ярость). Интересно, что у человека количество отрицательных эмоций в несколько раз превосходит количество положительных.Амбивалентность
– одновременное переживание противоположных по знаку эмоций.
- По интенсивности
(
силе
) выделяют
сильные
и
слабые
эмоции; чем сильнее эмоция, тем более выраженными будут ее импрессивный и экспрессивный компоненты. - По влиянию на активность
различают виды эмоций:- стенические
(от др.-греч. сила) – повышают жизнедеятельность организма, мобилизуют, побуждают к активной деятельности (радость, энтузиазм, восторг и др.);
астенические
(от др.-греч. бессилие) – угнетают, подавляют жизненные процессы в организме (ужас, грусть, тоска, подавленность и др.). - стенические
Нарушения эмоций
Выделяют следующие патологии эмоциональной сферы личности:
- аффективная возбудимость
– склонность к слишком легкому возникновению сильных эмоциональных переживаний, не соответствующих вызвавшей их ситуации; - аффективная слабость
– чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям; гневливость является разновидностью аффективной слабости; - аффективная вялость
– ригидность, инертность эмоциональных реакций, сочетающаяся со склонностью к фиксации на отрицательных переживаниях; может сопровождаться чрезмерной обидчивостью, патологической злопамятностью; - аффективная истощаемостъ –
кратковременность ярких эмоциональных проявлений, которые затем сменяются слабостью и безразличием.
Психология личности: как чувства и эмоции регулируют наше поведение
Человек такое существо, которое не может быть равнодушным к внешнему миру. Предметы вокруг него, события, свидетелем или участником которых он становится в жизни, вызывают различные чувства и эмоции. Все чувства выражают отношение человека к происходящему.
news.livedoor.com
Человеческие переживания
Характер переживаний (удовольствие либо неудовлетворение) определяет состояние эмоций – положительное или отрицательное. По воздействию на людей и влиянию на их дальнейшее поведение эмоции делятся на стенические и астенические. Первые — повышают жизнедеятельность и активность человека, а вторые – снижают её. Положительные эмоции относят к стеническому эффекту, а отрицательные – к тому и другому. Например, если человек испуган, то он быстро убегает, но часто из-за дикого страха просто стоит на месте и не предпринимает никаких решительных действий. Многие эмоции зависимы между собой. И любое позитивное желание или, наоборот, негатив, вызывают ряд схожих реакций. Всё это усложняет жизнь. Гармония внутри исчезает и взгляд на всё это можно мгновенно увидеть, не вникая в подробности произошедшего. Часто своё же поведение начинает вызывать у личности неприятные странные ощущения. Часто он начинает копаться в себе, думать, что сделал ужасную ошибку, и начинает проводить анализ всех своих действий. Такое убивающее состояние сразу заставляет мыслить по-другому и редактировать сделанное.
Схема эмоций личности
Врождённые спектры ощущений делятся на следующие:
- веселье – это позитив, надежда и энергия;
- голод – все страстные желания (ожидание любви, прикосновений, спокойствия, а также еды и воды);
- гнев – состояние от лёгкого раздражения до ярости;
- страдание – физическая и эмоциональная боль;
- страх – состояние от лёгкой тревоги до дикого ужаса;
- грусть – состояние от просто подавленного или плохого настроение до страшного горя;
- переживание – рождение недоверия, а в худшем случае – отчаяния.
Есть такие люди, которые по малейшему поводу впадают в глубокие переживания и везде видят безысходность, а жизнь для них резко становится неинтересной. Или же вообще приобретают безразличность ко всему вокруг, и их уже ничего не волнует, не вызывает абсолютно никаких эмоций, настроения и восторженности.
classpic.ru
Почему мы плачем
С одной стороны, плакать полезно. Тем самым человек снимает напряжение. Но, при всём этом, неправильное функционирование действий, отвечающих за настроение, доказывает, что оно всё-таки создаёт важную роль в нашей судьбе. Один из более изученных стадий расстройств — аффект – это непродолжительная очень сильная тревога. К ним принадлежит ужас, беспокойство, негатив в мыслях. Эти негативные волнения вызывают нарушения работы внутри организма. У них есть такое неприятное выражение: всё тело трясёт, а лицо становится либо очень бледным, либо слишком красным.
Вообще, плач — уникальная способность организма. Когда мы плачем, из организма выводятся вредные химические вещества. И, в целом, нам становится намного легче, и мы даже можем улыбнуться в первые секунды после окончания плача. Так организм показывает, что он устранил сильный негатив и снова готов к продолжению деятельности. То есть, слёзы это как средство от выделенного организмом стрессового яда. Плакать мы начинаем иногда резко и непроизвольно, а иногда заставляем себя этой делать, понимая, что нужно выплакаться, — вот такой особенный наш организм, который всё чувствует. Интересно, что в этой человеческой эмоции много чего неразгаданного и непонятного до сих пор.
Старайтесь вызывать у себя только положительные эмоции! Они делают жизнь лучше.