Почему появляется синестезия? Немного о теориях

Можно понюхать музыку? Можно! Причём речь идёт не о таком сомнительном занятии, как попытка обнюхать, ну например, симфонический оркестр… Кстати, скорее всего, состав симфонического оркестра должен пахнуть достойно. Во всяком случае до того, как концерт завершился… А речь идёт о людях, которые ощущают, и очень отчётливо ощущают, запахи, ну, например, слушая музыку.


Сразу проверьте себя, и послушайте, как звучит число π. Если у вас когда либо происходило что то подобное, Пухлый поздравляет Вас! Вы синестет. Это глупое тестирование на синестезию, конечно. На самом деле всё намного сложнее.

Характерная особенность синестезии

Сразу нужно оговориться и отметить тот факт, что синестезия не является психическим отклонением. Это не болезнь, а скорее особенность восприятия конкретным человеком окружающего мира. Разновидностей сего нейрологического феномена довольно много. А потому, что органов чувств у человека много. Небольшое количество людей слушая музыку видят цвета. Некоторые разглядывая числа слышат музыку… Новые виды синестезии, благодаря современным методам исследования, открывают до сих пор… Может быть потому, что современный человек перестал скрывать свою «ненормальность»? Сейчас «нормальным» быть «не нормально»…

Графемно цветовая синестезия

Графемы, это изображения. Изображения цифр, букв. Кстати, это наиболее глубоко изученная разновидность синестезии. А потому, что о зрительной системе очень много знают учёные. К тому же её легче всего изучать. Во всех случаях графемно-цветовой синестезии она индивидуальна. Строго индивидуальна. И самое интересное, что соответствие графем и цветов у одного человека не меняется. Хотя обширные исследования этого феномена некоторую повторяемость установили. Так буква «А», скорее всего, большинством будет видеться красной… Представьте, человек видит цифры и буквы в цвете. Одни и те же цифры и буквы в одном и том-же цвете.

А вот еще: Роскомнадзор

Почему появляется синестезия? Немного о теориях

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Как проявляется синестезия?

Людей, отличающихся таким необычным способом восприятия, называют «синестетами» или «синестетиками» (мне ближе первый, менее «больничный» термин). У каждого синестета феномен синестезии может развиться очень индивидуально и способен иметь как единичные, так и множественные проявления. В последнем случае синестета называют «множественным» или «многоаспектным» — когда синестезия возникает не на одну, а на несколько групп (категорий) символов или явлений.

Существует синестезия «проецирующего типа», при которой синестет действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества как бы поверх предметов мира, воспринимаемого органами чувств. В противоположность этому типу выделяют тип «ассоциирующий», при котором у синестета субъективно возникают дополнительные качества в форме непроизвольного знания или в виде реакции на уровне стойких впечатлений, которые физически – то есть в виде проекций – никак не выражаются. Правда, такое деление весьма условно — часто можно обнаружить промежуточные варианты синестетического восприятия.

Например, какого цвета вентиль холодной воды? Вы наверняка ответите: «Синий». Ведь это знание сформировано вашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом. Но на самом-то деле цвет крана и температура не тождественны и никак не зависят друг от друга. У синестета тоже есть ощущения, что те или иные предметы, символы, звуки обладают какими-то качествами, которые в ощущении и в опыте других людей с ними не связаны. Но в отличие от вашего «синего крана», синестет не может точно вспомнить, что сформировало связи его ощущений.

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете. Если вы сами воспринимаете музыку в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, значит, вы – «музыкально-цветовой» синестет.

Термин «цветной слух», хотя и сохранился до наших дней, все же не совсем точен: он может обозначать цветовую реакцию как на музыку, так и на речь, а до определенного времени вообще был полным синонимом синестезии во всех без исключения её проявлениях — вероятно, по той лишь причине, что другие типы синестезии были мало изучены или совершенно неизвестны. Есть и другие классификации типов синестезии. Например, мне кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление, по-моему, сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной причины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

Синестезия переживается непроизвольно– то есть, помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех понятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припоминания характерных понятий или явлений невозможно.

Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят: с самого раннего детства. Вероятнее всего, развитие синестезии находится за временным порогом так называемой младенческой амнезии. Правда, некоторые синестеты утверждают, что могут непосредственно указать на момент своей жизни, когда впервые пережили синестетические ощущения. Я такой возможности не исключаю. Тем не менее, предполагаю, что запоминаются не самые первые синестетические ощущения, а, вероятнее всего, те, что произвели большее, чем обычно, впечатление. Другим, более сложным объяснением могло бы стать явление переноса, при котором, например, ребенок-синестет, воспринимающий отдельные звуки речи в цвете, при обучении чтению начинает «видеть» в цвете и написанные буквы — ведь каждая из них уже обладает для него «цветным» звучанием. Именно этот момент и запоминается как начало синестезии, по сути таковым не будучи.

Итак, если для ваших ощущений характерны приведенные выше описания, — то есть, они непроизвольны, постоянны, проявляются в виде «элементарных» качеств (всплесков цвета, объемов, фактур и т.д.) и вы не можете проследить, как и когда они у вас появились, то, скорее всего, вы — обладатель врожденной синестезии.

Синестезия: норма или патология?

Синестезия — хотя и чрезвычайно необычное, но довольно распространенное явление. По мнению некоторых исследователей, максимальное количество синестетов – 4 процента. Это значит, что из ста человек среди нас четверо – каждый двадцать пятый — могут обладать синестезией в той или иной форме. Я сам считаю данную статистику немного завышенной из-за того, что метод и место её сбора были выбраны не совсем адекватно (музей крупнейшего города). Более реалистичной кажется цифра в 0,05%. Тем не менее, цифры даже при такой выборке говорят отнюдь не в пользу огульного и стереотипного заключения энтузиастов от медицины. Кроме того, я уверен, что к расходам по медицинским страховкам, отчетности в районных поликлиниках или больничным листам синестезия не имеет ни малейшего отношения.

Конечно, нам хочется, чтобы все вокруг думали и чувствовали одинаково. Как все «нормальные» люди. Поэтому даже в крупных изданиях иногда встречаются мелкие вспышки психологической дискриминации в виде вариаций фразы «страдать синдромом синестезии». Но поскольку такие пассажи никак не обоснованы и большое количество фактов свидетельствует об обратном, пишется это не более, чем по неведенью.

Ответ на вопрос о патологии можно дать, по крайней мере, с двух позиций: с точки зрения научных выводов и на основании здравого смысла. В случае синестезии эти перспективы практически совпадают.

Синестезия может быть симптомом неврологического расстройства, но сама по себе она — не патология. Сравните это с математическими способностями и навыками счета: их наличие, отсутствие или гипертрофированные проявления могут, наряду с другими признаками, служить сигналами особого развития. Но их сильно неравномерное распределение среди людей разных профессий и складов ума — не причина для того, чтобы выставить диагноз всем математикам. Подчеркну, что синестезия отсутствует как в списке недугов, перечисленных в последнем издании Международной Классификации Болезней (МКБ-10), так и в Руководстве по Диагностике и Статистике Психических Расстройств (DSM-IV) — в отличие от клаустрофобии, обострения аппендицита, язвы желудка или банальной депрессии.

В истории нет свидетельств того, чтобы писатель Владимир Набоков, физик Ричард Фейнман, композиторы Ференц Лист, Ян Сибелиус и Оливье Мессиан жаловались на свои необычные ощущения или обращались по их поводу за медицинской помощью. Швейцарский психиатр Ойген Блёйлер, обогативший свою науку, а заодно и все мировое сообщество, понятиями «аутизм» и «шизофрения», обладал графемно-цветовой синестезией. Однако он никогда не ставил особенности собственного восприятия – которые он сам называл вторичными ощущениями — в один ряд с основными объектами своих исследований.

Распространенность синестетических реакций, их разнообразие и связанные с ними индивидуальные проявления таких познавательных способностей, как память, образность представлений, ощущение и воображение, дают полное основание называть синестезию еще недостаточно изученным задатком, который проявляется в очень раннем возрасте. Глубокое и планомерное исследование этого задатка поможет пролить свет на наше понимание связи абстрактного мышления и чувственной сферы.

В чем значение синестезии?

Моё тесное и дружеское общение не с одним десятком синестетов открыло для меня удивительный факт: значение синестезии для самого синестета может варьироваться от совершенного к ней равнодушия до экзальтированного преклонения перед нею. Все это зависит от личных свойств, мировоззрения и опыта. Так, наверное, и должно быть. Чем меньше изучено явление, тем большим количеством личных интерпретаций насыщается его понимание.

Синестезия может быть основным свойством восприятия, вокруг которого разворачивается внутренний мир синестета, его творчество и отношение с другими людьми. Иногда происходит и обратное: синестезия может избегаться, скрываться и служить причиной комплексов, чувства неполноценности или сомнения в своей «адекватности». И в том, и в другом случае важно наличие образовательных материалов, совместного общения, умение понимать свои уникальные свойства, не только и не столько синестетические, но и те, что проявляются в сопоставлении всех личных качеств, видение себя целостно, в развитии, в отношении с другими. Тогда синестезия не приобретает флёр загадочного дара, не становится назойливым балластом или никчемной диковинкой, а предстаёт как индивидуальная особенность восприятия, значимое умение и черта, способная гармонично развиваться.

Феномен синестезии важен также и для культуры и искусства. Это весьма разработанная тема, и я могу лишь поверхностно пересказать самые общие её моменты, не претендуя на полноту понимания.

В первую очередь, синестезия как способ творчества или, точнее, как мировоззрение очень распространена в произведениях романтизма и символизма. Она даёт основу для формальных методов абстракционизма и оказывается эффектом, на который рассчитаны технические решения некоторых современных мультимедийных работ. Вероятно, обращение к межчувственным связям возвращает произведению полноту ощущений, избавляя его от приевшейся одномерности и «накатанности» практики самовыражения, которые появляются у жанра или направления из-за повторений на предыдущих этапах развития искусства.

Любое произведение претендует на построение целостного мира – то есть, в той или иной степени синестетично. Поэтому, на мой взгляд, важно понять саму причину декларации художником своих произведений как синестетических или межчувственных. Для романтиков это мог быть программный шаг, обозначающий разрыв с чопорностью эпохи классицизма и проявившийся в волне экспериментов с чувственностью на фоне протестов против доминировавшего в познании мира рационализма. В свою очередь, если бы не синестетические манифесты Кандинского, абстракционизм быстрее исчерпал бы средства, доступные зрению и полотну. В данном случае синестезия способствовала установлению совершенно новых связей между субъективным переживанием и его отображением — обновляемой символике отвлеченных форм и цвета. Для художников мультимедиа важна претензия на полнокровность творимого ими виртуального пространства и попытка вырваться посредством включения иных, помимо зрения, чувств из пикселированного мира без теней и гравитации.

Другое важное значение синестезии в культуре – и в данном случае я говорю о феномене непроизвольной синестезии – опыт мистического откровения. Вероятнее всего, первые сообщения о синестезии воспринимались именно так. Если вдуматься в то, что некоторые проявления синестезии сходны с описанием «аур» и «испускания энергий», что до массового распространения письменности подавляющее число книг имело религиозный характер, а музыка сопровождала в основном культовые действа или была относительной редкостью, то синестезия могла восприниматься как физическое подтверждение существование иного мира и приближенности некоторых людей к священным источникам и действам, то есть — к знанию чего-то, недоступного другим.

В рамках научных исследований психики человека значение синестезии, на мой взгляд, ни в зарубежной, ни в российской психологии еще не было оценено по достоинству. Дело в том, что исследователи чаще обращают внимание на более видимую, проявляющуюся сторону синестезии: окрашивание музыки, визуализацию последовательности числовых рядов или единиц времяисчисления. Конечно, эти проявления очень важны, однако не только как факт, но и как возможность человеческого разума – случайная или закономерная. Впрочем, еще важнее попытаться понять условие и основу её возникновения в контексте целостного, системного понимания нервной системы человека.

На мой взгляд (я здесь сильно упрощу свою позицию), исследование синестезии может пролить свет не только на частные вопросы об особенностях памяти, внимания или восприятия человека, но и, учитывая, с одной стороны, символический характер синестезии, а с другой – её слитность с бессознательными механизмами психики, способствовать нашему пониманию таких собственно человеческих проявлений, как символизация, абстрактное мышление, связь мышления и ощущений, их закономерное взаимодействие. То есть, исследование синестезии может, по существу, приоткрыть некоторые стороны баланса между свободой и детерминированностью, который позволяет нам избавляться от средовой зависимости, но тем не менее держит человека в адаптивном напряжении и не позволяет окончательно оторваться от насущной реальности.

Синестетические механизмы делают символ, знак и абстрактные понятия индивидуально значимыми и одновременно — физически реальными и универсальными, как бы погруженными в физиологию и приобретающими тем самым самодостаточность. Программой-максимум в исследовании синестезии, по-моему, должно стать именно такое определение и выявление синестетических основ человеческого сознания.

Все мы «синестеты»?

Все люди обладают памятью, но это не даёт оснований называть нас всех «мнемонистами». Термин для того и существует, чтобы выделять людей с особым качеством восприятия. Элитарности в этом не больше, чем в профессии математика, использующего особенности и способности своего ума в определенных познавательных и созидательных целях.

Терминологическая путаница, однако, иногда заходит еще дальше и приводит к смешению двух явлений: непроизвольной синестезии и межчувственного образного мышления, связь которых, хотя субъективно и кажется очевидной, объективно и аналитически пока не доказана. Обратная сторона такого упрощения — страстные попытки причислить к синестетам знаменитых личностей из сферы искусства и науки. Обладали или не обладали синестезией Василий Кандинский, Оливье Мессиан и Ричард Фейнман– тема отдельной статьи. Однако (разные) ответы на этот вопрос ничуть не приблизят нас к пониманию самой сути явления: ведь среди синестетов встречаются люди, посвящающие свою жизнь не только и не столько творчеству, а среди самых выдающихся художников, композиторов или физиков было все же не так много синестетов.

Тем не менее, каждый из нас испытывал то, что можно было бы назвать «синестетическим инсайтом»: кратковременное, мимолетное переживание, при котором захвативший наше внимание образ или ситуация вызывают у нас новое, необъяснимое переживание. Например, после просмотра грустного и мрачного кинофильма можно действительно ощущать гнетущее физическое состояние, а после просмотра комедий – настоящую легкость и раскованность.

Дело в том, что, вероятно, смысл фильма оказался для нас настолько значимым, что вызвал не только эмоциональную реакцию, но и буквально захватил нас физически, так сказать, «захлестнул» наши чувства. Вероятно, именно это переживают люди творческого склада при погружении в вопросы о смысле той или иной ситуации и, будучи вовлеченными в неё буквально всем своим существом, переживают её так эмоционально, что это вызывает в них новые ощущения, для которых они подбирают оригинальный образ. Какой это будет образ – зрительный, телесный, слуховой и т.д., иными словами, какую сферу ощущений заполнит «чувственная проекция» – зависит в равной степени как от особенностей и предпочтений самого поэта или художника, так и от принятых в его культурной среде способов переживания и выражения: запахи утра – в игривой мелодии, признание в любви – в танце, звуки музыки – в цвете. Ситуация поэта в таком случае чрезвычайно похожа на ситуацию ребенка-синестета, пытающегося осмыслить пока еще малопонятные для него значения при помощи доступных ему врожденных возможностей организма.

С другой стороны – со стороны системы образования и воспитания как за рубежом, так и у нас в стране – призывы «развивать синестетические способности» стали звучать тогда, когда теоретики образования с ужасом стали обнаруживать, что тела большинства взращиваемых ими детей анатомически стали повторять форму стула и парты, а интеллект – школьной доски с формулами в столбик. Однако то, что было великолепным начинанием, постепенно превратилось в еще один шаблон и «параграф в методичке». В этом контексте так называемое «развитие синестезии» часто сводится к навязыванию определенных средств выражения, весьма предсказуемых для нашей культуры (музыки и рисунка), с обязательным поиском изобразительных связей между ними. При этом, как правило, не ставится цель научить ребенка свободному владению всей палитрой, пластикой чувственности, логикой движения и гаммой мышления – от прикосновений к бьющемуся сердцу товарища до вкуса снега и чувства невесомости – всему, из чего складывается интеллектуальный потенциал в его личностно значимом спонтанном проявлении и в широком, неограниченном смысле этого понятия. Стоит ли в таком случае говорить о синестезии как образовательной задаче? Думаю, стоит – если, конечно, это не очередное формально-теоретическое покушение на творческое развитие ребенка, в котором интеллектуальные и чувственные границы, как мне кажется, должны не навязываться извне, а отыскиваться или создаваться ребенком самостоятельно с чуткой и очень осторожной помощью взрослого.

Как проявляется синестезия?

Людей, отличающихся таким необычным способом восприятия, называют «синестетами» или «синестетиками» (мне ближе первый, менее «больничный» термин). У каждого синестета феномен синестезии может развиться очень индивидуально и способен иметь как единичные, так и множественные проявления. В последнем случае синестета называют «множественным» или «многоаспектным» — когда синестезия возникает не на одну, а на несколько групп (категорий) символов или явлений.

Существует синестезия «проецирующего типа», при которой синестет действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества как бы поверх предметов мира, воспринимаемого органами чувств. В противоположность этому типу выделяют тип «ассоциирующий», при котором у синестета субъективно возникают дополнительные качества в форме непроизвольного знания или в виде реакции на уровне стойких впечатлений, которые физически – то есть в виде проекций – никак не выражаются. Правда, такое деление весьма условно — часто можно обнаружить промежуточные варианты синестетического восприятия.

Например, какого цвета вентиль холодной воды? Вы наверняка ответите: «Синий». Ведь это знание сформировано вашим опытом: холодный кран чаще всего обозначают синим цветом. Но на самом-то деле цвет крана и температура не тождественны и никак не зависят друг от друга. У синестета тоже есть ощущения, что те или иные предметы, символы, звуки обладают какими-то качествами, которые в ощущении и в опыте других людей с ними не связаны. Но в отличие от вашего «синего крана», синестет не может точно вспомнить, что сформировало связи его ощущений.

В названии типов проявления синестезии традиционно принята формула «стимул-реакция». То есть, если вы слышите, что кто-то обладает «графемно-цветовой» синестезией, это значит, что он или она видит или чувствует изображение букв или цифр в цвете. Если вы сами воспринимаете музыку в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн, значит, вы – «музыкально-цветовой» синестет.

Термин «цветной слух», хотя и сохранился до наших дней, все же не совсем точен: он может обозначать цветовую реакцию как на музыку, так и на речь, а до определенного времени вообще был полным синонимом синестезии во всех без исключения её проявлениях — вероятно, по той лишь причине, что другие типы синестезии были мало изучены или совершенно неизвестны. Есть и другие классификации типов синестезии. Например, мне кажется логичным разделять проявления синестезии на более базовые, чувственные (например, на звуки речи или эмоции) и более понятийные, «абстрактные» (например, на дни недели или цифры). Такое деление, по-моему, сосредоточивает внимание исследователя на механизмах вокруг непосредственной причины самого феномена синестезии: на первичной, предсознательной категоризации.

Синестезия переживается непроизвольно– то есть, помимо воли синестета. Однако большая часть синестетов может вызвать у себя синестетические ощущения путем припоминания тех понятий или явлений, которые у них обычно порождают синестезию. Сделать это без припоминания характерных понятий или явлений невозможно.

Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят: с самого раннего детства. Вероятнее всего, развитие синестезии находится за временным порогом так называемой младенческой амнезии. Правда, некоторые синестеты утверждают, что могут непосредственно указать на момент своей жизни, когда впервые пережили синестетические ощущения. Я такой возможности не исключаю. Тем не менее, предполагаю, что запоминаются не самые первые синестетические ощущения, а, вероятнее всего, те, что произвели большее, чем обычно, впечатление. Другим, более сложным объяснением могло бы стать явление переноса, при котором, например, ребенок-синестет, воспринимающий отдельные звуки речи в цвете, при обучении чтению начинает «видеть» в цвете и написанные буквы — ведь каждая из них уже обладает для него «цветным» звучанием. Именно этот момент и запоминается как начало синестезии, по сути таковым не будучи.

Итак, если для ваших ощущений характерны приведенные выше описания, — то есть, они непроизвольны, постоянны, проявляются в виде «элементарных» качеств (всплесков цвета, объемов, фактур и т.д.) и вы не можете проследить, как и когда они у вас появились, то, скорее всего, вы — обладатель врожденной синестезии.

Почему появляется синестезия? Немного о теориях

Ученые всегда очень осторожны с выводами о сложных феноменах, каким является человеческий мозг в общем и непроизвольная синестезия в частности. Сегодня синестезию исследуют как бы «по частям», фрагментарно. Кто-то, выбрав одно конкретное проявление, пытается в нем разобраться подробнее. Кто-то исследует характер внимания и памяти у синестета. Кто-то изучает анатомию мозга и динамику нейронной активности. Кто-то – возможную склонность синестетов к образности мышления… Ситуация осложняется еще и тем, что в западной нейронауке сейчас нет общей теоретической базы — то есть, такой прагматической картины функций головного мозга и их физиологической основы, которую разделяло бы большинство исследователей.

Нейрофизиология, нейрохимия, биоэлектрическая активность, когнитивные стили, отдельные функции восприятия часто рассматриваются в вынужденной изоляции от целостной картины мозга (надо признаться, она пока не так ясна, как хотелось бы). Конечно, это облегчает исследование. Но в результате о синестезии накопилось огромное количество статистических и индивидуальных данных, которые чрезвычайно разрознены.

Да, появились оригинальные классификации и сопоставления, выяснились определенные строгие закономерности. Например, мы уже знаем, что у синестетов есть особый характер внимания — как бы «досознательный» — к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. У синестетов — немного иная анатомия мозга и кардинально иная его активация на синестетические «стимулы». Известно и то, что синестезия может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству.И многое-многое другое.

Тем не менее — а, может быть, именно поэтому! — общей теории синестезии (научно доказанного, универсального представления о ней) пока нет.

Однако существуют последовательные, непротиворечивые гипотетические описания, которые в науке называются «моделями».

На разных этапах исследования в зарубежной нейронауке с 1980-х (а в советской /российской нейрофизиологии — с 1950-х) годов выдвигались разные версии объяснения возможных синестетических механизмов. Одна из них заключалась в том, что у синестета в определенном участке головного мозга отростки нейронов, называемые «аксонами» — проводящие нервные пути — утрачивают (или недостаточно развивают) миелиновую оболочку. Из-за истонченного слоя миелиновой «изоляции» нейроны начинают непреднамеренно обмениваться электрическими возбуждениями, вызывая фантомные синестетические образы цветов, запахов и т.д. Другое популярное объяснение, до сих пор сохраняющее свою силу, состоит в том, что в мозге синестетов с раннего детства сохраняются определенные «нейронные мостики», способствующие связям между органами чувств (это – так называемая гипотеза «рудиментов синаптического прунинга»). Предположительно, такие связи в полной мере развиты у младенцев, воспринимающих мир как хаотичную картину, в которой цвета, звуки, прикосновения и «сигналы» других органов чувств перемешаны и слиты.

Однако обе эти гипотезы – неполной миелинизации и рудиментов прунинга – не завоевали всеобщей поддержки в научных кругах.Вероятнее всего, по причине того, что они не вполне соответствуют нашим представлениям о психологических особенностях синестетического переживания.

Дело в том, — и я говорил об этом раньше, — что синестетические переживания очень избирательны

. Например, если синестет «видит» музыку или буквы, «слышит» определенные движения, то другие звуки или знаки на бумаге, а также движения иного характера не вызывают у него синестезии. Может ли младенец «сохранить» нейронные связи на буквы или музыку, если он должен сначала их увидеть и научиться распознавать? Подобным образом дело обстоит с неполной миелинизацией: даже если и существует локальный «разрыв сети» нейронов, то можем ли мы объяснить избирательную пропускаемость в нём нейронного заряда, не объясняя свойства всей сети? Иными словами: может ли разрыв «распознавать» музыку или буквы или даже быть «осведомленным» о днях недели? Наивное предположение!

Чтобы избавиться от таких противоречий, было выдвинуто еще одно предложение о нейронной основе синестетических связей — на частном примере графемно-цветовой синестезии (окрашивание цифр или букв). Пока именно это объяснение – самая распространенная версия нейробиологической модели синестезии. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, «отвечающих» за цвет и буквы (или цифры), происходит перекрестная активация («кросс-активация»).При этом «цветовая зона» функционально подчиняется работе «буквенно-цифровой» области — либо посредством сохранившихся «младенческих мостиков», либо на основе неправильного или отсутствующего подавления работы «цветовой зоны» (за счет выброса особых химических агентов-нейротрансмиттеров, при помощи которых нейроны «общаются» между собой на «коротких и длинных дистанциях»).

Основная черта такого понимания механизмов синестезии — локализация функции, то есть нахождение наблюдаемой функции в конкретной области мозга. При этом синестезия возникает из-за того, что зона распознавания букв или цифр в коре головного мозга предположительно связана с зоной различения цветов, а сама область связи расположена где-то посередине: в веретенообразной извилине.

Заметим также, что, согласно модели «кросс-активации», синестезия — это врожденное сенсорное явление, вызванное мутацией определенных генов. Именно эта мутация и вызывает необычную совместную активность указанных областей мозга. В качестве доказательств исследователи обращают внимание на то, что, во-первых, в мозге графемно-цветовых синестетов, в зоне связи, увеличен объем белого вещества (то есть количество аксонов). Во-вторых, в специально разработанных тестах поиск определенных букв или цифр синестет выполняет гораздо быстрее, чем не-синестет. В-третьих, функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) выявляет высокую активность обмена веществ в указанной зоне.

Большое упущение такого понимания синестезии – в том, что оно игнорирует, по меньшей мере, три факта.

Во-первых, надо иметь в виду, что, как я уже говорил, синестетические ощущения строго избирательны. Во-вторых, многие типы проявления синестезии должны включать в себя зоны, находящиеся друг от друга на огромном расстоянии. И, в-третьих, эта модель не учитывает особую символическую роль вызывающих синестезию стимулов — таких, как музыка, буквы, имена и другие сложные явления человеческой культуры. Эти сложные явления становятся возможными благодаря одновременной работе многих структур мозга, а не отдельных его областей исключительно в коре больших полушарий.

В качестве попытки выработать альтернативную модель и сократить теоретические пробелы теории кросс-активаций мной была предложена интегративная нейрофеноменологическая парадигма исследования синестезии.

Этот подход в самом широком смысле включает в себя непротиворечивое комплексное изучение как влияний среды, так и возможной генетической предрасположенности, как когнитивные (мыслительные), так и сенсорные особенности, как субъективное переживание, так и объективные проявления феномена синестезии. Результатом стала модель, получившая название «Осциляционно-Резонансного Соответствия» или ОРС. Согласно этой модели, синестезия – это непроизвольное сенсорное проявление особой нейрокогнитивной стратегии. Очень упрощенно такую стратегию можно описать как избыточную или чрезмерную реакцию на стимулы определенного рода. Особенность этих стимулов- в том, что для их «обработки» необходимо одновременное совмещение двух навыков: индивидуального выделения из определенной группы (например, распознавание конкретной буквы как таковой) и включения в значимую последовательность (слова, предложения и т.д.). Применения навыков использования систем условных знаков (языка, музыки и т.д.) всегда индивидуальны и ситуационны, то есть носят принципиально открытый характер. Именно эта «открытость» порождает у синестета особое отношение к ним — как бы напряженное ожидание того, что последовательность (звуков, букв, имен, дней недели) может заключать в себе новые и новые элементы и смыслы. Здесь нужно заметить, что речь идет о ребенке, который не знает заранее, сколько дней в неделе или букв в алфавите и что их комбинация может обозначать при каждом последующем использовании. Такое ожидание и порождает избыточность реакции.

Структуры мозга (базальные ганглии), посредством которых реализуется двойной навык «узнавания-включения», анатомически сопряжены с другой структурой – таламусом, который придаёт переживаниям сенсорное качество. Поэтому таламус принимает эту избыточную реакцию на себя — а целостная система мозга интерпретирует это как дополнительное ощущение, которое соответствует тем или иным «сигналам», исходящим извне от органов чувств. Происходит это не посредством линейных синаптических разрядов отдельных нейронов, а совокупным резонансным захватом — как бы «общей волной» — одних больших скоплений нейронов, распределенных по многим зонам мозга, другими нейронными группами.

Объясним еще проще. Можно сказать, что те структуры мозга, которые отвечают за узнавание элементов (букв, цифр, прикосновений, звуков) и включение их в единое целое, — то есть категорию, — настолько «перевозбуждаются», что передают напряжение обратно «вглубь» мозга, где находятся структуры, отвечающие за восприятие более элементарных качеств, таких как цвет, вкус, запах и т.п. Таким образом, в восприятие, например, буквы включается больше структур, чем действительно необходимо — и возникает необычная связь буквы с цветом, вкусом или ощущением объема. Как «чувственное эхо» сложнейшего символического мышления. Каждый элемент этой модели еще требует тщательного подтверждения. Но уже сейчас можно сказать, что ни одно из её положений не противоречит наблюдаемым фактам о синестезии и общим представлениям о работе головного мозга. Более того: гипотетические основы нейродинамики синестезии (получившие название «синестетический фактор», по А. Лурия), выделяемые в модели ОРС, включают в себя большинство известных сегодня типов синестетического переживания. А выделенная в ней общая характеристика стимулов избавляет от грубого понимания взаимодействия наследственности и среды при развитии нейронной активности как основы соответствующих когнитивных навыков.

1Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]