Экстраверсия и интроверсия. Системное понимание


Темперамент человека, его принадлежность к экстравертам и интровертам – это очень популярная тема, особенно среди неспециалистов. Очень часто можно услышать, что человек объясняет какие-то свои особенности или привычки тем, что он экстраверт или интроверт. Но, на самом ли деле все знают, о чем говорят? Действительно ли общедоступная поверхностная информация об этих психотипах дает достаточное понимание сути? Сейчас мы с этим разберемся.
Первым в психологии о разделение людей в зависимости от их темперамента на экстравертов и интровертов заговорил ученик Фрейда, швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. В своем труде о психологических типах, он указывал, что типологизация людей на экстравертов и интровертов зависит от направления их жизненной энергии, то есть, направления либидо.

Карл Густав Юнг в центр своей концепции ставил фокус на межличностном взаимодействии людей. Так, фокус внимания интровертов, направленность их жизни, исходя из мысли психоаналитика, находится именно в субъективном восприятии и понимании психического содержания, то есть, направлена вовнутрь, на понимание внутренней психической активности. Экстраверсия же, как поведенческий тип, характеризуется концентрацией внимания и направленностью сил на внешние объекты в мире. Концепция Юнга остается одной из самых популярных в типологизации людей в психологии сегодня. Но, важно подчеркнуть, что не единственной. Среди специалистов психологического профиля также пользуется популярностью типология Павлова, который разделял людей по типу нервной системы, в зависимости от того, какие качества ей присущи: сила, подвижность, уравновешенность, слабость и так дальше.

Тем не менее, и в наши дни возникают все больше вопросов относительно понятий экстраверт и интроверт. Знание, сформулированное в научных кругах, перекочевало в житейскую мудрость. Сейчас для многих не составит труда первому встречному объяснить общее понимание этих двух понятий: экстраверсия и интроверсия. Однако, как показывает практика, житейское понимание может отличаться от понятия научного.

Понятия

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов, Карл Юнг считал «направление движения либидо». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине различной вертности их авторов. Если первый, по Юнгу, является интровертом, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо.

Ганс Айзенк заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведённых разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Юнгианский термин пришёлся в этой ситуации весьма кстати. Более того, оказалось, что экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк, в конце концов, определил три.

В психиатрии распространена интерпретация Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данных понятий по Юнгу и переосмыслил его: согласно Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Р. Л. Акофф и Ф. Э. Эмери[en]), и др. В психиатрию Эйгеном Блейлером было введено понятие аутизма, симптома шизофрении, который в довольно большой части покрывается понятием Юнга «интроверсия». Аутизм — патологическая интроверсия, сопровождающаяся активным уходом из внешнего мира.

Впоследствии экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях, как «Большая пятёрка» (John et al., 2008) или HEXACO (Ashton et al., 2004).

Особенности эмпатии

Юнг определял эмпатию как «интроекцию объекта», представляющую собой акт объективирования (уподобления) объекта субъекту. По своей сущности эмпатия это форма утверждения воли к жизни. Эмпатировать человек способен только в органическую, естественно-верную форму, которая стремится к жизни.

В форме эмпатии может отражаться тип жизненной установки или ориентации. Производными от этого показателя считаются:

  • Мировоззрение;
  • Поведение;
  • Характер творческого выражения и др.

Либидо, которое Юнг понимал как психическую энергию человека в целом, способно получать при наличии эмпатии ярко выраженную направленность наружу. Данный тип направленности и является свойством экстраверсии.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии 400 руб.
  • Реферат Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии 280 руб.
  • Контрольная работа Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Экстравертную установку определяют не только ориентацией на объективную реальность, также была отмечена отзывчивость экстравертов и их потребность присоединения (проявляется в непрерывном внимании к окружающему, стремлении иметь друзей и др.).

Этика и философия жизни экстраверта наделены альтруистической природой и коллективистскими чертами. Такие люди живут другими людьми (в них, через них). Очевидно, что такому лицу в большей степени свойственна эмпатия.

Юнг писал:

«Человек, который находится в экстравертном состоянии, проявляет мысли, чувства и поступки в отношении объекта таким образом, столь прямо и с такой внешней наглядностью, что нет никакого сомнения в его позитивной установке по отношению к объекту. Экстраверсия интеллектуальна, поэтому субъект вдумывается в объект. Когда ее осуществляют чувством, то субъекты вчувствываются в объект. В состоянии экстраверсии есть большая, если не исключительная, обусловленность объектом».

Поведение

Экстравертам и интровертам присуща разница в поведении. Согласно одному исследованию, экстраверты склонны носить более декоративную одежду, в то время как интроверты предпочитают практичную, удобную одежду.[4] Экстраверты чаще любят более оживлённую, традиционную и энергичную музыку, чем интроверты.[5] Особенности характера также влияют на то, как люди организуют своё рабочее пространство. В целом, экстраверты больше украшают свои офисы, держат свои двери открытыми, держат рядом несколько запасных стульев и более склонны ставить тарелки с конфетами на свой рабочий стол. Им свойственны попытки пригласить других сотрудников и поощрение взаимодействия. Интроверты, наоборот, меньше украшают и стараются изолировать своё рабочее пространство от социального взаимодействия[6].

Люди сложны и уникальны, и, так как интроверсия-экстраверсия представляет собой непрерывное пространство измерений, люди могут иметь совокупность характеристик обоих типов. Человек, который ведёт себя как интроверт в одной ситуации, может вести себя как экстраверт в другой, и люди могут изучать поведение «противоположного типа» в некоторых ситуациях. Теория Юнга основывается на том, что если первичная функция человека экстраверсивна, то вторичная всегда интроверсивна (и наоборот)[1].

Психология ребенка

Рейтинг 10

Характерные личностные особенности детей-экстравертов и интровертов и советы родителям

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Существует важная характеристика личности ребенка, называемая «темпераментом». Темперамент – это предрасположенность человека действовать и реагировать определенным образом, опираясь на индивидуальные особенности, присущие ему с рождения. Экстраверсия и интроверсия при этом являются своего рода «южным и северным полюсами темперамента», как выразился в свое время один из ученых.

Самая известная шкала оценки личности – это «Идентификатор типов Майерс-Бриггс» (опросник MBTI), основанная на «психологических типах» Юнга, описанных им в книге с аналогичным названием.

Юнг предположил, что все мы имеем естественную склонность либо к экстраверсии, либо к интроверсии, комбинируя в себе определенные предпочтения к четырем основным психическим функциям, таким как «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Шкала Майерс-Бриггс определяет эти предпочтения и предлагает шестнадцать различных профилей личности, которые отображают склонность человека к экстраверсии или интроверсии в зависимости от его конкретных предпочтений в пользу мышления или чувств, ощущения (сенсорики) или интуиции, оценки (суждений) или восприятия.

Для родителей знание темперамента своего ребенка может быть очень полезным для понимания того, какие виды деятельности и ситуации могут наилучшим образом раскрыть его природные таланты и предпочтения, а также какие виды ситуаций являются для него трудными, а иногда и истощающими. Вооруженные этой информацией, родители могут лучше понять, почему ребенок действует определенным образом, а также направлять его на достижение успеха. Родителям также полезно понимать особенности своего собственного темперамента и оценивать то, как они гармонируют или диссонируют с темпераментом ребенка. Это станет яснее позже в процессе прочтения данной статьи. Итак, тема обсуждения: склонности к экстраверсии и интроверсии.

Экстраверты

Каждый способен быть одновременно и экстравертом, и интровертом, поскольку во многих случаях способ наших действий продиктован ситуацией, в которой мы находимся, и непосредственно тем, что от нас требуется. Например, если у вас работа, которая требует большого количества встреч и взаимодействия со многими людьми и, возможно, участия в групповых проектах, вы будете использовать экстравертный подход, т. е. такой, какого требует ситуация. Но при этом вы можете иметь конституциональное предпочтение к интроверсии. Дело в том, что у всех нас есть предпочтение одного или другого типа, которое становится очевидным, когда мы рассматриваем способы восстановления собственной энергии или, говоря иначе, способы подзарядки энергией.

Экстраверт черпает энергию или заряжается ею от других людей. Он обожает ситуации, которые предполагают большое количество взаимодействия, деятельности и стимуляции. Таким образом, экстраверты, как правило, довольно компанейские и общительные люди и имеют врожденную способность знакомиться с новыми людьми. Они чувствуют себя комфортно в группе, умеют быстро сближаться с людьми, включая незнакомцев, и получают удовольствие от работы в оживленной деловой среде. И наоборот, они могут чувствовать себя унылыми и опустошенными, если им приходится проводить много времени в одиночестве.

Экстравертов можно охарактеризовать словом «экспрессивный» («выразительный»). Они склонны направлять свою энергию наружу, в действия и речь. Желание взаимодействовать и предпочтение деятельности могут заставлять их совершать поступки, прежде чем подумать о них. Это связано с тем, что они обрабатывают информацию и получают энергию посредством межличностных взаимодействий и перед общением или взаимодействием с кем-либо не прибегают к внутренней обработке информации. Экстраверты воспринимаются доступными и открытыми людьми, на них часто обращают внимание из-за их легкости в общении и явного удовольствия, которое они получают, разговаривая и взаимодействуя с другими. Им нравится находиться в центре общественного внимания, они тяготеют к деятельности, способствующей взаимодействию или происходящей в больших группах.

Интроверты

В отличие от экстравертов, интровертов может утомлять большое количество взаимодействия. Они черпают энергию из своего внутреннего мира мыслей, эмоций и идей. Они более склонны к созерцанию и любят уединенную деятельность, которая позволяет им работать спокойно и наедине с собой. После того как они посещают общественные мероприятия или участвуют в групповых занятиях, им требуется время, чтобы побыть в одиночестве, дабы зарядить себя энергией. Они, как правило, раньше всех уходят с вечеринок и празднеств, тогда как экстраверты остаются до последнего.

Интровертов можно охарактеризовать словом «сдержанные». Они, как правило, держат при себе мысли и идеи, внимательно слушают, что говорят другие люди, и вдумчиво обрабатывают и принимают предлагаемую информацию. У экстраверта, наоборот, есть потребность в самовыражении и он стремится высказать то, что у него на уме вместо того, чтобы слушать. Экстраверт хорошо говорит и плохо слушает, а интроверт много слушает и мало говорит.

Интроверты предпочитают взаимодействие один на один или в небольших группах. Им лучше с людьми, которых они хорошо знают; они получают большое удовольствие от глубоких разговоров, сосредоточенных на идеях, концепциях и размышлениях. Они умеют концентрироваться и наслаждаться содержанием такого взаимодействия в отличие от экстравертов, которые больше наслаждаются энергией общения, а не его содержанием. Интроверты – это закрытые люди, которым требуется время для знакомства.

Дети-экстраверты

Ребенок-экстраверт, как правило, очень энергичен и любит взаимодействовать с родителями. Такие дети любят партнерство, интерактивные игры и часто разыгрывают сценки, они не любят подолгу играть в одиночку в своей комнате. Такие дети практически не умеют занять самих себя и, с позиции стиля обучения, лучше учатся с помощью взаимодействия и разговоров. Подростки-экстраверты любят обучение в группах, так как они учатся, объясняя другим людям то, что знают сами, или слушая, как другие люди объясняют им изучаемый материал. В общем, этим детям нравится взаимодействовать с другими детьми, они заряжаются энергией во время занятий в группе.

Подходящие занятия для ребенка-экстраверта

Детям-экстравертам могут нравиться любые из следующих видов деятельности:

  • Участвовать в пьесах, кукольных спектаклях или в эксцентрических комедийных постановках и, соответственно, переодеваться в костюмы – им нравятся актерская игра и участие в любых театрализованных представлениях.
  • Говорить в микрофон или обращаться к аудитории.
  • Строить что-то.
  • Заниматься рисованием и поделками.
  • Заниматься командными видами спорта.
  • Участвовать в клубах по интересам.
  • Посещать библиотеки, музеи или научные выставки.
  • Ходить на пикники или в походы.
  • Свободно разговаривать на темы личного интереса.
  • Обсуждать идеи и будущие цели с заинтересованными слушателями.
  • Заниматься физической деятельностью, например, прыжками на батуте.

Ситуации, которые подавляют экстраверта

Экстраверты начинают скучать, если проводят слишком много времени в одиночестве. Благодаря своей интерактивной, взаимодействующей природе им необходимо большое количество точек выхода собственной энергии и творческого самовыражения на художественном, физическом или интеллектуальном уровне. Кроме того, они нуждаются в обратной связи с окружающими и предпочитают демонстрировать свои таланты другим людям, а не самостоятельно наслаждаться чувством удовлетворения достигнутым результатом. Поскольку у экстравертов есть сильная потребность выражать свои идеи и взгляды, их очень стесняют критика и большое количество возражений, поступающих в процессе их самовыражения. Им также не нравятся рутина или проекты, длящиеся неопределенный срок. Экстравертам необходима регулярная стимуляция, их опустошают долгосрочные обязательства, которые блокируют их потребность в разнообразии. Это не означает, что они не способны к долгосрочным личным обязательствам во взаимоотношениях или личных целях, но им необходимо находить способы привносить в эти ситуации разнообразие и волнение.

Успокаивающие занятия для экстраверта

Ванна с пеной и большим количеством игрушек, время, чтобы просто пообщаться и высказаться, прогулки и разговоры на природе с любимым человеком или чтение увлекательного рассказа – все это успокаивающие мероприятия для экстраверта. Экстраверту важно наличие партнера или помощника, который посодействует в выполнении утомительной работы и с которым можно обсуждать новые идеи. Иногда для лучшей концентрации экстраверту нужна физическая активность, которая предполагает плавные, размашистые движения тела, например, водная аэробика или йога. Прежде всего экстраверту очень важно иметь возможность преследовать свои собственные цели и интересы, что требует терпения и поддержки родителей.

Дети-интроверты

Ребенку-интроверту могут нравиться некоторые из тех занятий, которые любят экстраверты, но интроверты уделяют больше внимания исследованию самого себя, а не самовыражению. Это особенно заметно при занятиях деятельностью, связанной с актерским, исполнительским искусством.

Интровертам нравится:

  • Вести дневник.
  • Заниматься писательством, включая написание рассказов, прозы и поэзии.
  • Заниматься драматическим искусством.
  • Живопись, графика, скульптура.
  • Искусство и ремесла.
  • Играть в одиночку, особенно в воображаемые игры с куклами, или играть в школу или магазин.
  • Читать.
  • Посещать библиотеки.
  • Строить различные конструкции, собирать паззлы, играть на компьютере.
  • Глубокая реализация или изучение одного предмета или идеи.
  • Проводить долгое время в одиночестве в своей комнате, занимаясь уединенной деятельностью.
  • Проводить время с одним или двумя хорошими друзьями.
  • Играть рядом с другими детьми.

Ситуации, которые подавляют интроверта

Больше всего детям-интровертам надоедают любые ситуации или занятия, которые их перевозбуждают. Они обычно очень чувствительны к шуму, толпам людей и слишком большому количеству мероприятий, происходящих в одно время. Если такие дети долго находятся в обществе, не имея возможности подзарядиться энергией наедине с самими собой, они становятся истощенными, что может проявляться в виде капризности, усталости или физически такими симптомами, как боль в животе, головные боль и тому подобное. Они не любят часто менять один вид деятельности на другой и очень чувствительны к постоянным или резким изменениям. Вообще, интроверты любят свою независимость и бывают недовольны, когда внешние ситуации или посторонние люди мешают удовлетворению этой потребности.

Успокаивающие занятия для интроверта

Интроверты любят проводить много времени в одиночестве, чтобы исследовать идеи, созерцать или полностью погружаться в какое-либо занятие. Они целыми днями могут работать над проектом и расслабляются, если никто и ничто не вмешиваются в их работу. Интровертам нравится проводить время в мечтах и погружаться в чтение книг, рисование или собственные мысли. Им нравится спокойная обстановка, они предпочитают все планировать заранее, чтобы иметь возможность эмоционально подготовиться. Для них не менее важно иметь четко понимаемые ожидания, прежде чем приступать к какой-либо деятельности. Имейте в виду, что интроверты любят сначала обрабатывать всю имеющуюся информацию, а лишь затем действовать, а также работают лучше, когда могут определить и понять взаимосвязь между идеями. Некоторые дети-интроверты демонстрируют желание заниматься уединенной деятельностью или хобби уже в самом раннем возрасте.

О вашем темпераменте

Размышляя о том, к темпераменту какого типа относится ваш ребенок, при прочтении этой статьи вы, несомненно, задумывались о собственном типе темперамента. Это важно не только для того, чтобы помочь вам сформировать и подтвердить то, что вы уже знаете о себе, но и для того, чтобы помочь вам понять различия и сходства, которые существуют между вами и ребенком. Если вы родитель-интроверт, а ваш ребенок экстраверт, вы, скорее всего, часто чувствуете себя истощенным его постоянной потребностью в вашем участии в его занятиях, даже таких простых, как пролистывание новой книги. И наоборот, если вы родитель-экстраверт ребенка-интроверта, вы можете быть озадачены его потребностью в одиночестве в течение длительных периодов времени или его раздражением, когда вы говорите слишком долго или привлекаете его к участию в большом количестве мероприятий вне дома.

Что вы можете узнать из любой из этих ситуаций, так это то, как изменять свою стратегию воспитания, чтобы справляться с определенными моделями поведения ребенка. Вновь обретенное понимание того, как ваш ребенок подпитывается энергией, может помочь вам создать лучшие условия и придумать наиболее полезные занятия для ребенка, а также поможет вам находить время в своем расписании для удовлетворения собственных потребностей.

Родители не должны приписывать все виды поведения и тенденции упрощенным категориям темперамента. Важно держать в голове общую картину, когда речь идет о личностях и подходящих им видах деятельности. В формировании типа поведения вашего ребенка наряду с темпераментом играют роль и другие факторы, такие как возрастное развитие, домашние условия, стрессы и взаимоотношения в семье. Эта статья призвана лишь привлечь внимание родителей к значению, которое может иметь врожденная конституция ребенка, чтобы вы могли использовать эту информацию, чтобы помочь ему в достижении успеха.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5

из 5 на основе
2
оценок.

Ссылки по теме:

  • ▶ Позвольте детям оставаться самими собой
  • ▶ «Множественный интеллект»: как понять своего ребенка
  • ▶ Воспитание и темперамент ребенка
  • ▶ Можно ли изменить темперамент ребенка?
  • ▶ Больше статей о психологии детей

Развитие ребенка 15.02.2016

Амбиверсия

Существует, наконец, и третья группа, где очень трудно сказать, откуда, в основном, исходит мотивация: снаружи или же изнутри. Эта группа наиболее многочисленна и включает менее дифференцированного нормального человека, который считается нормальным либо потому, что он не позволяет себе всякого рода эксцессов, либо же потому, что у него нет в них нужды. Нормальный человек, по определению, испытывает влияние как снаружи, так и изнутри. Он составляет обширную среднюю группу, на одной стороне которой помещаются те, чьи мотивации определяются, главным образом, внешним объектом, а на другой те, чьи мотивации формируются изнутри. Первую группу я называю экстравертной

, а вторую —
интровертной
.

— К. Г. Юнг, Международный Конгресс по Образованию, Швейцария, 1923 г.[7]

Амбиверсия соответствует средним показателям по шкале интро-экстраверсии[8]. Амбиверсия является независимой личностной характеристикой и представляет собой категорию, отдельную от интроверсии и экстраверсии. Амбиверт не является ни интровертом, ни экстравертом, но находится между этими двумя крайностями, сочетая качества тех и других. Амбиверт может вести себя как интроверт или экстраверт в зависимости от ситуации[9].

Большинство людей являются амбивертами[7][8][9][10][11].

Швейцарский психиатр К. Г. Юнг, который популяризовал идею интровертов и экстравертов, признал существование третьего типа (по его предположению, соответствующего норме) в своей лекции на Международном Конгрессе по Образованию в 1923 г. Однако Юнг не включил этот третий тип в свою типологию интро-экстравертности[7][12].

Термин «амбиверсия» был предложен американским психологом Эдмундом Конклином[en] в 1923 г. Конклин считал амбиверсию психологической нормой. Отсутствие термина для обозначения людей, которые не являются ни интровертами, ни экстравертами, учёный объяснил тем, что психоаналитическая терминология разрабатывалась в первую очередь для описания патологий. Конклин полагал, что, в отличие от других двух типов, амбиверт здоров, гибок, адаптивен и эффективен[13][12].

Американский психолог М. Кроу и соавт. к 2006 г. исследовали взаимосвязь между уровнем интро-экстравертности в среднем возрасте и когнитивным статусом по прошествии 25 лет (количество участников: n=4039). Согласно результатам тестирования, амбиверсия ассоциирована с меньшим риском когнитивных нарушений; это позволило авторам выдвинуть гипотезу, согласно которой амбиверсия позитивно влияет на сохранение когнитивных функций при старении[14].

Согласно исследованию американского психолога А. Гранта (2013 г.), проведённого по итогам 3 месяцев трудовой деятельности 340 продавцов, работающих в «исходящих» колл-центрах, амбиверты из числа этих продавцов добились на 24 % большего дохода по сравнению с интровертами и на 32 % большего дохода по сравнению с экстравертами. По мнению Гранта, амбиверты склонны к большей гибкости в способах взаимодействия с клиентами, задействуют более широкий набор поведенческих подходов, сбалансировано принимают решение когда говорить и когда слушать, выражают достаточную уверенность и энтузиазм для убеждения, расположены внимательно воспринимать интересы покупателя[10].

Различия в поведении экстравертов, интровертов и амбивертов в условиях конфликта описали в 2020 г. к. психол. н. С. В. Дубровина и соавт. По мнению исследователей, стратегия соперничества в большей степени характерна для экстравертов; к стратегии избегания, приспособления и компромисса чаще прибегают интроверты; амбиверты же в конфликтной ситуации более других ориентированы на сотрудничество[11].

К. психол. н. О. А. Апуневич и соавт. к 2020 г. изучили зависимость эмоционального выгорания сотрудников правоохранительных органов от их уровня интро-экстраверсии. В исследовании приняли участие 32 работника УВД г. Череповца. Согласно выводам авторов, амбиверты более устойчивы к эмоциональному выгоранию, по сравнению с интровертами и экстравертами[15].

Эмпатия и ее связь с экстраверсией и интроверсией

Юнг рассматривал мышление и чувства как рациональные функции сознания. Если эмпатия представляет собой «вчувствование» и «вдумывание» в объект, то ее можно считать сознательной установкой, которая была противопоставлена абстрагированию.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Как правило, потребность в эмпатии способствует проявлению экстраверсии, а потребность в абстрагировании ведет к интроверсии. Для эмпатии характерна некоторая готовность доверия субъекта в отношении объекта. Стремление к эмпатии связано со счастливым, доверчивым, детским, изначально активным и добрым отношением к внешним явлениям мира.

Эмпатия предполагает рассмотрение объекта до известной степени пустым, наполняя его своей жизнью. Напротив, абстрагирование — это следствие большой внутренней тревоги индивида, которая вызвана внешним миром. Для абстрагирующего человека объект живой и действующий, поэтому он должен от него защититься, уклоняясь от его воздействия.

Замечание 1

Таким образом, категория «эмпатия» в качестве свойства экстравертной установки может способствовать ассимиляции во внешнем мире. Процесс абстрагирования служит защитой от внешнего мира.

Эмпатия представляет собой тип восприятия, в соответствии с которым индивид с помощью чувств может вкладывать определенное психическое содержание в объект. В этом процессе формируется очень тесная связь между ними. Таким образом, субъект начинает ощущать себя в объекте. При эмпатии для человека характерно одухотворение вещей. Он как бы переносит в объект бессознательные содержания.

Экстраверт — это эмпатийный человек, так как рассматривает мир с позиции нужды в его участии и чувстве для наличия жизни и души. Интраверт, напротив, проявляет стремление поберечь жизнь и душу от активного участия мира в них. Если отследить механизм эмпатии более тщательно, то можно обнаружить, что и она играет роль защиты (субъект защищается от самого себя, от своих внутренних беспредельных фантазий, потребности действовать).

Объект, с которым предпочитает слиться эмпатирующий, имеет для него значение начала ограничительного и организующего характера. Эмпатирующий человек проявляет стремление всего себя вложить в объект (безотносительно к желанию объекта), испытывая себя в нем. По этой причине требуется, чтобы разница между ними была небольшой.

Примечания

  1. 12
    Jung, C.J. (1921) Psychologischen Typen. Rascher Verlag, Zurich — translation H.G. Baynes, 1923.
  2. Jung, Carl (1995). Memories, Dreams, Reflections. London: Fontana Press. pp. 414—415. ISBN 0-00-654027-9.
  3. Thompson, E. R. (October 2008). «Development and Validation of an International English Big-Five Mini-Markers». Personality and Individual Differences 45 (6): 542—548.
  4. Sharma, R. S. (1980). Clothing behaviour, personality, and values: A correlational study. Psychological Studies, 25, 137—142.
  5. Rentfrow, P. J., & Gosling, S. D. (2003). The do re mi’s of everyday life: The structure and personality correlates of music preference. Journal of Personality and Social Psychology, 84, 1236—1256.
  6. Gosling, S. (2008). Snoop. New York: Basic Books.
  7. 123
    Юнг, 1998, с. 615.
  8. 12
    Мещеряков, Зинченко, 2009.
  9. 12
    Georgiev, Christov, Philipova, 2014.
  10. 12
    Grant, 2013.
  11. 12
    Дубровина, Климонтова, Чепурко, 2020.
  12. 12
    Davidson, 2020.
  13. Conklin, 1923.
  14. Crowe, Andel, Pedersen et al., 2006.
  15. Апуневич, Смирнова, 2020.

Литература

  • АМБИВЕРТ, ИНТРОВЕРСИЯ, ЭКСТРАВЕРСИЯ // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — М. : АСТ, 2009. — ISBN 978-5-17-055693-9.
  • Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. — 464 с. — ISBN 5896920148.
  • Апуневич, О. А.
    Особенности эмоционального выгорания у работников УВД с разным уровнем экстра-интроверсии // Психология и педагогика: достижения и тенденции развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции / О. А. Апуневич, Е. С. Смирнова ; под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. — Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. — С. 16-24. — ISBN 978-5-9908644-8-1.
  • Дубровина, С. В.
    Стратегия поведения в конфликтной ситуации при различной направленности личности (по параметру эстраверсия-интроверсия) / С. В. Дубровина, Т. А. Климонтова, Ю. В. Чепурко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 5, вып. 17, № 4. — С. 335-337.
  • Юнг, К. Г.
    Психологические типы (1923) // Психологические типы / под общ. ред. В. В. Зеленского. — М. : Университетская книга, 1998. — С. 608-624. — ISBN 5-88230-042-8.
  • Ashton, M. C., Lee, K., Perugini, M., Szarota, P., de Vries, R. E., Di Blas, L., et al. (2004). A six-factor structure of personality-descriptive adjectives: Solutions from psycholexical studies in seven languages. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 356—366.
  • Conklin, E. S.[en].
    The definition of introversion, extroversion and allied concepts : [англ.] // Journal of Abnormal Psychology and Social Psychology[en]. — 1923. — Vol. 17, no. 4. — P. 367-382. — DOI:10.1037/h0065888.
  • Crowe, M.
    Personality and risk of cognitive impairment 25 years later : [англ.] / M. Crowe, R. Andel, N. L. Pedersen // Psychology and Aging[en]. — 2006. — Vol. 21, no. 3. — P. 573-580. — DOI:10.1037/0882-7974.21.3.573. — PMID 16953718.
  • Davidson, I. J.
    The ambivert: A failed attempt at a normal personality : [англ.] // Journal of the History of the Behavioral Sciences[en]. — 2020. — Vol. 53, no. 4. — P. 313-331. — DOI:10.1002/jhbs.21868. — PMID 28926096.
  • Eysenck, H. J. Dimensions of Personality. — London, 1947.
  • Georgiev, S. Y.
    Ambiversion as independent personality characteristic : [англ.] / S. Y. Georgiev, C. V. Christov, D. T. Philipova // Activitas Nervosa Superior Rediviva. — 2014. — Vol. 56, no. 3-4. — P. 65-72.
  • Grant, A. M.
    Rethinking the extraverted sales ideal: The ambivert advantage : [англ.] // Psychological Science[en]. — 2013. — Vol. 24, no. 6. — P. 1024-1030. — DOI:10.1177/0956797612463706. — PMID 23567176.
  • John, O. P., Naumann, L. P., & Soto, C. J. (2008). Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy // O. P. John, R. W. Robins, & L. A. Pervin (Eds.). Handbook of personality: Theory and research (pp. 114—115).
  • Moore, L.[en].
    10 Signs You’re an Ambivert : [англ.] // Cosmopolitan. — 2020. — 17 February.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]