Многие психологи рассматривают процесс самосовершенствования как цель и основу жизнедеятельности личности. Это связано с тем, что человеку приходится работать над собой на протяжении всей жизни. Рассмотрим подробнее с чего начать самосовершенствование, какие сеть способы и методы для реализации процесса, техники. Нужен ли план или программа для самосовершенствования?
Cодержание
- 1 Самосовершенствование с чего начать
- 2 Пути самосовершенствования
- 3 Способы самосовершенствования личности
- 4 Методы самосовершенствования
- 5 Стратегии самосовершенствования
- 6 Техники самосовершенствования
- 7 Задания для самосовершенствования
- 8 Индивидуальная программа самосовершенствования и развития
- 9 План самосовершенствования
Самосовершенствование с чего начать
Потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала служит основным мотивирующим фактором для начала работы над собой. По большому счету, данный процесс происходит автоматически по мере взросления и становления личности. Сначала в детском саду, нам прививают основные правила поведения, закладывают первоначальные знания и навыки. Потом мы их совершенствуем в школе, ВУЗе или профучилище. Приступив к работе, осваиваем новые методики, технологии, касающиеся нашей специализации. Кроме этого, мы постоянно находимся в социуме, следовательно приобретаем навыки общения с людьми, влияния на них, манипуляций, учимся решать конфликтные ситуации и т.п. То есть каждый день «автоматически» происходит процесс развития. Способность к самосовершенствованию определяется окружающими условиями. Конечно, если допустить, что человек изо дня в день производит одни и те же действия, то процесс развития останавливается. Но такие условия создать наверно невозможно, так или иначе, мы ежедневно сталкиваемся с чем-то новым. Даже поступление информации извне – двигатель прогресса. Но все это – бесконтрольное, естественное самосовершенствование. Можно ли задать вектор в работе над собой? Саморазвитие и самосовершенствование с чего начать? В первую очередь важно определить цели, то есть результат, которого вы хотите достичь: стать профессионалом своего дела, научиться рисовать, выступать перед большой аудиторией и т.д. Для достижения поставленных задач можно использовать различные методики, техники, способы.
Способность к самосовершенствованию, саморазвитию
Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.
Самосовершенствование личности – путь долгой и кропотливой работы над собой стремление к достижению гармонии тела и души, это значит сознательно развивать в себе положительные качества, способности и уменья. Люди совершенствуются разными способами: кто-то «грызет гранит наук», пытаясь стать умным и эрудированным, кто-то занимается спортом, чтобы обеспечить себе здоровье и хорошую фигуру и т. д. И для того, чтобы добиться совершенства, необходимо прежде всего сильное желание и упорный труд, ведь способность к самосовершенствованию присуща всем, но раскрывается отнюдь не в каждом. Совершенство достигается не всякой личностью не только потому, что самому совершенству нет пределов, но и потому, что среда и жизненные обстоятельства могут оставить человеку слишком мало шансов многого добиться на этом пути. Да и бывает такое, что работа над собой пугает нас своей сложностью. Однако, стоит только сильно этого захотеть и сделать первый шаг, как все станет таким легким и понятным.
1. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своей уникальности, непохожести, первоначально сопровождающееся выделением себя из массы себе подобных и мира в целом.
2. Самоутверждение – это такое принятие себя и опора на самого себя, с помощью которой человек приемлемым для себя образом, демонстрируя свои достоинства или подкрепляя их реальными достижениями (в учебе, спорте и т.д.) вписывается в социальную среду и занимает определенное – моральное и законное – положение в обществе.
3. Саморазвитие – это не просто применение в практике внутренней и внешней жизни своих определенных качеств и способностей, но и стремление преодолеть отрицательные, опираясь на положительные. Саморазвитие – проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Данное понятие объединяет различные аспекты совершенствования личности, ее восходящего развития. Вопрос об общих критериях развития, особенно с учетом возраста человека, не однозначен. Однако ясно, что применительно к детям и юношеству это будут физический, психологический, нравственный, интеллектуальный и мировоззренческий критерии. Саморазвитие в данном контексте означает обретение личностью умения давать собственные импульсы (принимать и реализовывать решения) соответствующим сторонам своей жизни.
4. Поиски призвания и смысла жизни
Поиск призвания и смысла жизни тесно связан с первыми тремя этапами и составляет их мотивационную основу. Речь идет об обретении личностью самой себя, выяснении сути и цели ее существования.
5. Самореализация
Современные психологические теории личности в зарубежной психологии: психоанализ (З. Фрейд), психодинамическое направление (Э. Эриксон, К. Хорни) бихевиоризм (Э.Торндайк и Дж. Уотсон), гуманистическая психология (А.Маслоу и К. Роджерс).
Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; эти влечения преимущественно бессознательны; попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее; освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.
Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека.
Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.
Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.
Бихевиори́зм— направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон.
Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.
Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США.
Современные психологические теории личности в зарубежной психологии: гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В Келле), аналитическая психология (К.Юнг), индивидуальная психология А.Адлера), когнитивная психология (У. Найссер и А. Павийо).
Гешта̀льт психоло́гия— школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.
В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название «-гештальтов»-. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.
Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной
Индивидуальная психология— направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века.
Это направление Адлер создал на основе психоанализа З.Фрейда, отрицая некоторые идеи «родительской» школы. индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.
Когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Пути самосовершенствования
Путь к самосовершенствованию личности проходит через три основных процесса: • самопознание; • саморазвитие; • самореализацию. Каждый из них является этапом, плавно переходящим в следующий.
То есть, как мы видим, все начинается с самопознания – изучения себя, своих положительных и отрицательных качеств, сильных и слабых сторон. Кроме этого важно проанализировать свои способности, таланты, которые, возможно, на данный момент не реализуются ни в какой мере. Полученные выводы потребуются для формирования процесса саморазвития, разработки плана и алгоритма дальнейших действий в работе над собой. Прежде всего требуется искоренение недостатков, которые мешают развивать положительные качества и новые навыки. Для реализации поставленных целей вам потребуется составить специализированный пошаговый алгоритм действий. На третьем этапе существенным фактором самосовершенствования становится самореализация. Вы наконец-то осознаете свои возможности, которые нужно применить на практике, воплотить в жизнь. Но без прохождения предыдущих двух этапов, процесс реализации вашего потенциала не возможен.
Стремление и осознание необходимости самосовершенствования
Самосовершенствование — это познание самого себя, собственной личности, развитии потенциала и воплощении в жизнь задуманного. Каждый человек стремится меняться в лучшую сторону, доказывая себе способность на лучшее. Такое осознание и стремление самосовершенствоваться заложены природой. Мотивация, обусловленная социальными нуждами, готовность к переменам и осознание возможности развития и есть стремление. Это не только побуждение к действию, но и некоторое соединение понятий «могу» и «хочу», слияние которых способно сделать всё, на что способен человек.
Стремление личности генерирует самореализацию, воспринимающуюся в положительных тонах, доставляя удовольствие отдела. Важно найти внутри себя желание действовать, которое провоцирует воплощение вашего потенциала. Это главный двигатель устоявшейся личности, направляющий в нужное русло. Осознание необходимости саморазвития человека дает психологический толчок к движению вперёд.
Ценностно-смысловая база личности состоит из нескольких мотивационных факторов, осознав которые мы понимаем необходимость развития личности:
- Стремление к самосовершенствованию делает человека лучше.
- Осознание духовного мира личности.
- Регулирования поведения в социуме, процесс самообразования.
- Стремление к искусству, творчеству — занятия поэзией, музыкой, живописью.
- Построение стабильной жизни, создание семьи.
То есть, осознание процесса самосовершенствования — основа психологии и культуры человека, рождающая мотивацию к достижению цели и пути её достижения. Стремление к самосовершенствованию, как полностью осознанное действие означает готовность индивида становиться лучше и успешнее. В разные периоды жизни у нас разнится понимание жизни, как и стремления к целям. В детстве личность стремиться получить игрушку, в школьные годы понять устройство мира, социума. В студенческие годы формируется личность, а при наступлении взрослой жизни мы стремимся стать лучше остальных, насытив жизнь комфортом. Не важно, какой стороне жизни вы отдаёте предпочтение — духовной, либо материальной — важно себя развивать.
Способы самосовершенствования личности
В процессе работы над собой вы можете выбрать те способы самосовершенствования, которые более доступны, а главное подходят для реализации ваших целей. Одним из самых эффективных для большинства задач является чтение, как способ самосовершенствования. Основная доля всех полученных знаний, приходится именно на данный источник приобретения информации. Независимо от того, что в приоритете на перспективу на ближайшее время, чтение позволит получить знания, которые вы сможете реализовать в дальнейшем на практике.
Существуют и другие способы саморазвития и самосовершенствования: • изучение или совершенствование уже полученных знаний иностранного языка (самостоятельно, с репетитором, семинары, курсы, вебинары и т.д.); • путешествия – источник новых знаний, впечатлений, положительных эмоций; • самовоспитание – приучайте себя к правильному и здоровому образу жизни, к рациональному и сбалансированному питанию, к гармоничному ритму бодрствования и отдыха; • исключение вредных привычек и «дел-паразитов», искоренение лени и прокрастинации; • занятия спортом – хороший способ выплеснуть негативные эмоции и сохранить здоровье, спорт – возможный источник самосовершенствования для каждого человека; • визуализация своей цели и мечты. Выбирайте подходящие именно для вас способы, включайте их в индивидуальную программу самосовершенствования и развития.
Методы самосовершенствования
Методами самосовершенствования личности являются: • различные направления саморазвития; • духовные практики; • проработанные методики воздействия, в том числе гипноз, самовнушение и др.; • процессы самоанализа; • планирование; • самоконтроль; • самовоспитание. Какие методы применять – выбор каждого индивидуально. Вы можете использовать уже проверенные методики или разработать свои, в зависимости от направления совершенствования и ваших приоритетов. Главное не ошибиться в подборе инструментов, чтобы процесс работы не превратился в скучную рутину, отодвигая результаты. Не стоит использовать медитации, если вы в них не верите или не умеете правильно выполнять.
Оптимальный вариант, сочетать несколько методов, например планирование и самоконтроль, духовные практики и самовоспитание. Возможно для реализации каждой конкретной цели понадобится применять индивидуальные методы самосовершенствования, разрабатывать определенные стратегии.
Стратегии самосовершенствования
Стратегии самосовершенствования подразделяются на виды: • стандартные; • авторские. Стандартные стратегии включают четко определенные нормы, задания, упражнения, техники. Алгоритм действий уже предопределен, спланирован, что упрощает его применение. Это связано с тем, что теоретическая и практическая часть уже апробированы, выявлены погрешности и возможные последствия. Берите и действуйте! Авторские методики являются уникальными и вызывают множество разногласий как среди специалистов, так и среди пользователей. Но они прорабатываются под каждого человека индивидуально. Выбор стратегии определяется рядом факторов: • поставленных задач выбранного направления развития (например, для похудения подойдет стратегия физического самосовершенствования, для карьерной реализации – профессионального, для утверждения философских убеждений – духовного развития); • итогом самоанализа, то есть выявленными положительными и отрицательными качествами, приоритетами, направлениями самосовершенствования и т.д. • изучения видов стратегий, для рассмотрения возможности их адаптации под ваши потребности; • возможностей самоконтроля и отслеживания результатов проделанной работы. При выборе подходящего варианта, вы можете внести корректировки в соответствии со своими ресурсами, потребностями и желаниями. Кому-то требуются тренировки 5-6 раз в неделю по несколько часов, а кому-то достаточно 2-3 занятий. Не забывайте про самовоспитание как основную форма самосовершенствования.
Техники самосовершенствования
Определившись с методами и стратегией самосовершенствования, остается подобрать подходящие техники: • мнемотехника – направленная на развитие памяти и сопутствующих мыслительных процессов;
• визуализация прошлого – для устранения блоков, страхов, ошибок, мешающих реализации поставленных задач; • нейролингвистическое программирование (НЛП)- самостоятельно договориться с собой о выполнении каких-то мероприятий, пусть не очень приятных, чтобы побороть какие-то негативные качества, например, лень;
• нейробика – применение специальных упражнений для мозга;
• арт-терапия – рисование с целью отражения и уничтожения негатива, в некоторых случаях душевного исцеления;
• коучинг – достижение поставленных целей под руководством «тренера»;
• расстановки по Хеллингеру – метод решения проблем, возникающих в различных сферах жизни;
• соционика – учение о типах личности и взаимоотношениями между ними.
Опять же, для каждого подойдет определенная техника, которая поможет ускорить процесс и выполнение заданий для раскрытия собственного потенциала.
Задания для самосовершенствования
Мы выяснили, что необходимо для самосовершенствования: • определение целей в соответствии с приоритетами; • выбор стратегии в соответствии с направлением самосовершенствования; • применение подходящих методов и техник для работы над собой. Все это в комплексе должно быть направлено на выполнение заданий, способствующих обретению новых знаний и развитию навыков: • читайте, каждый день, определенный период времени или запланированный объем текста; • посещайте музеи, галереи, театры, выставки; • принимайте участие в тематических обсуждениях в группах, форумах, семинарах и т. д.; • каждый день анализируйте прошлое, делайте выводы и отпускайте накопленный негатив; • следите за своей речью, старайтесь правильно строить предложения, не употребляйте слова-паразиты; • воздерживайтесь от критических высказываний об окружающих; • старайтесь мыслить всегда позитивно; • избавьтесь от старого, обновите гардероб, сделайте ремонт или просто перестановку; • осваивайте новые технологии, не только в сфере IT, но и в быту; • больше двигайтесь, занимайтесь спортом; • расширяйте кругозор. Даже изменив сегодня траекторию своего пути домой, вы заложили основу новой нейронной связи в мозгу, помните об этом.
Резюме
В большинстве случаев профессиональное саморазвитие – неявное, но обязательное условие карьерного роста или успеха в бизнесе. Достичь хороших результатов в этой сфере можно любому, но при этом совмещая различные направления самосовершенствования, имея достаточную мотивацию, базовые способности и готовность постоянно работать над собой в заданном направлении. При этом важно не только осваивать новые навыки и умения, но также повышать уровень уже имеющихся и следить за возможными внутренними ограничениями. Соблюдая все эти условия и уделяя хотя бы минимум времени каждый день своему развитию, у каждого специалиста есть уникальная возможность добиться удивительных результатов без посторонней помощи, резко увеличив свои шансы на карьерное продвижение, увеличение дохода и профессиональную самореализацию.
Планомерное самосовершенствование как идея — твой вектор к успешности. Не упускай уникальную возможность подняться на новую ступень и приблизиться к мечте. Начни сейчас — почувствуй изменения завтра!
Индивидуальная программа самосовершенствования и развития
Как в итоге должен происходить процесс работы над собой, в полной мере отражает программа самосовершенствования. Она включает в себя следующие этапы самосовершенствования: 1. Первый этап самосовершенствования определение идеального я, то есть определение того, к чему вы стремитесь, чего хотите достичь. 2. Второй этап – анализ «я-сегодня». Данный процесс подразумевает объективную оценку себя-реального, со всеми положительными и отрицательными моментами. 3. Третий этап – определение направлений самосовершенствования. 4. Исходя из предыдущих трех пунктов спланируйте пошаговый алгоритм действий, с учетом своих ресурсов и возможностей. 5. От теории переходите к практике – начните осуществлять все действия сегодня! 6. Избавьтесь от токсичного окружения, ищите тех, кто поддержит ваши начинания. 7. Фиксируйте результаты, анализируйте успехи и неудачи. Не пытайтесь подражать кому-то или полностью повторить чей-то успех, стратегию, методику, станьте примером для тех, кто только встает на путь самосовершенствования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА статья на тему
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА
(Иванова Т. В.)
Профессиональное самосовершенствование педагога – это процесс, который направлен на повышение и развитие педагогических качеств, соответствие тем требованиям, которые ставит перед собой преподаватель. (слайд, № 2).
При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает ряд задач как личностного, так и профессионального развития и результатом решения этих задач, по моему мнению, является конечный продукт – выпускник. Я считаю, что именно уровень подготовки выпускника и его дальнейшие успехи – результат ежедневной кропотливой работы преподавателя над самим собой, над самосовершенствованием своих личностных и профессиональных качеств.
Хороший преподаватель, как известно, продолжает учиться всю жизнь. Педагог, который дает только тот материал, который изложен в учебнике, особого уважения среди студентов не вызывает. Особенно актуальна эта проблема стала в последнее десятилетие, когда идет бесконечный поток новой информации через телевидение, сеть Интернет. Поэтому в реальных условиях остро стоит вопрос о том, что нужно быть крайне подготовленным, чтобы не попасть впросак, когда столкнешься с вопросами особо любознательных студентов.
Справляться с такими задачами помогают именно самосовершенствование педагогических навыков, постоянное пополнение собственных знаний.
Конкретно на своем примере хочу показать небольшие достижения и минусы работы молодого преподавателя.
- Начинающему и работающему не один год педагогу не нужно бояться спрашивать, просить совета и помощи у более опытных преподавателей. Те педагоги, к которым я неоднократно обращалась за помощью, отзывчивы и всегда с энтузиазмом готовы придти на помощь, одобрить или в корректной форме покритиковать, дать совет не только касаемо методики преподавания, но и в плане воспитательных вопросов; охотно показывают свою документацию для примера.
Многие говорят, что учатся у своих учеников или вместе с ними, и я полностью согласна с этим мнением. Иногда студенты, не подозревая об этом, подсказывают мне выход из нестандартной ситуации. И в этом тоже имеется частичка самосовершенствования педагога.
- Немаловажную поддержку в самосовершенствовании можно найти и в коллективной работе, например, на заседаниях предметных (цикловых) комиссий. На таких мероприятиях можно обсуждать не только вопросы, которые прописаны в плане работы ПЦК, но и попросить о помощи членов этого узкого коллектива. Рассматривая конкретно свой пример, хочу рассказать, что готовясь к проведению недели по специальности, никак не получалось придумать мероприятия, да и к тому же, хотелось провести неделю как-то нестандартно, чтобы увлечь студентов и чтобы проведенные мероприятия отложились в их памяти как яркие впечатления студенческой жизни. Члены коллектива с удовольствием откликнулись на зов о помощи, каждый начал предлагать свои идеи, что-то придумывалось по ходу обсуждения. В итоге мы распланировали мероприятия на недели трех специальностей, разработали порядок и структуру проведения недель, распределили обязанности, а также решили максимально подключить к подготовке, организации и проведению недель самих студентов. Результаты получились хорошие: студенты были рады не только участвовать, но и помогать; все члены ПЦК посещали мероприятия недель, участвовали в их подготовке и проведении. (слайд № 3-13).
Данные взаимопосещения положительно повлияли не только на мое самосовершенствование, как педагога, но и на коллектив в целом, так как мы учились друг у друга и каждый для себя сделал вывод о положительных и отрицательных моментах, наметил пути дальнейшего совершенствования и исправления недочетов на будущий учебный год.
- Следующим моментом в самосовершенствовании, моё мнение, является взаимопосещение уроков и различных мероприятий. (см. презентацию, слайд № 14-15). У каждого преподавателя своя тактика проведения занятий, свои «изюминки», и посещая уроки коллег, делаешь для себя открытия, определенные выводы, видишь недостатки своих уроков и в дальнейшем, делая работу над ошибками, совершенствуешь свое мастерство. Кроме того, меняя что-то в своей работе, оттачиваешь методику преподавания, сразу отмечается заинтересованность студентов, в работу включаются даже особо пассивные и урок проходит не скучно, позитивно и увлекательно, в психологической атмосфере наблюдается положительная динамика, из-за хорошей активности студентов повышается и наполняемость оценок.
- Одним из немаловажных факторов самосовершенствования я выделила успехи выпускников. (см. презентацию, слайд № 16). Выполняя функции дипломного руководителя последние несколько лет, я наблюдаю сдвиги в положительную сторону.
При распределении тем выпускных квалификационных работ, при дальнейшей работе над ними, проведении предзащит я делаю акцент на личностное ориентирование. В данном вопросе наметились следующие итоги (см. презентацию, слайд № 17).
Кроме того, в 2011 г. в ВУЗ поступил 1 выпускник, а уже в 2012 – трое. Я считаю для себя это маленьким успехом. Помимо этого, плотное сотрудничество с базами практик и ведущими преподавателями ВУЗов, приглашение на защиту директоров предприятий также положительно сказалось на результатах: ребята стараются подготовиться отлично, а двое работодателей предложили трем моим выпускникам рабочие места после получения дипломов. Но и для меня как для педагога, который ищет пути самосовершенствования, сотрудничество с работодателями дает возможность обсуждать новые открытия в области техники, перспективные и современные методы диагностики, ремонта оборудования, которые еще не представлены в учебниках.
Самым большим минусом для себя, преподавателя специальных дисциплин, считаю то, что я не имею опыта работы на производстве. В образовательном стандарте третьего поколения говорится следующее (слайд №18): «Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года». Исполняя обязанности куратора и оформляя своих студентов на преддипломную практику, я начала тесно сотрудничать с некоторыми профильными предприятиями (см. презентацию, слайд № 19), а именно: ООО «Фригогласс Евразия», которое занимается монтажом торгового холодильного оборудования; ООО Группа «Торговое оборудование», которое предоставляет услуги по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию промышленного холодильного и вентиляционного оборудования; ООО РБТО-сервис, которое производит ремонт холодильного и пищевого оборудования; центр промышленного оборудования ЗАО «Остров», который осуществляет монтаж, пусконаладочные работы, техническое обслуживание коммерческого и промышленного холодильного оборудования, систем промышленного кондиционирования воздуха, приборов холодильной автоматики. В настоящее время официальную стажировку с выдачей сертификата государственного образца осуществляет только ЗАО «Остров» и только на территории города Москвы, где создан специальный учебный центр для начинающих и практикующих специалистов. Касаемо пищевого оборудования официальных мест стажировки на территории города Орла для педагогов также нет. Поэтому необходимо вести переговоры по данному вопросу и может даже стоит заключить специальный договор о предоставлении подобных услуг, тем более, если, к примеру, на одном предприятии будут стажироваться одновременно 2-3 педагога из разных учебных заведений. Это дополнительно даст возможность преподавателям обмениваться опытом, знаниями между собой, а по окончании стажировки реализовать новые идеи на своих уроках и тем самым вырасти не только в своих глазах, но повысить авторитет среди студентов.
ВЫВОД: (см. презентацию, слайд № 20) Профессиональное самосовершенствование педагога – это сумма следующих слагаемых:
- Образованность педагога, его эрудированность;
- Любовь к студентам и умение находить с ними общий язык;
- Владение методиками обучения;
- Творческий подход к построению урока, изложению материала, проведению внеклассных мероприятий;
- Позитивное самовосприятие;
- Личностно-ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения;
- Знание возрастной психологии.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ДЕЛО РУК САМОГО ПЕДАГОГА!
План самосовершенствования
При формировании пошаговой инструкции учитывайте ряд важных нюансов: 1. Планирование работы по самосовершенствованию должно обязательно происходить в соответствии с выбранными направлениями развития. 2. Алгоритм действий должен отражать как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, первые станут стимулом для вторых. 3. При составлении плана, учитывайте сроки выполнения, и ставьте отметки о результатах самосовершенствования. 4. Разрабатывайте проект исходя из своих возможностей и ресурсов. Например, если вы не можете себе позволить ходить в тренажерный зал и заниматься индивидуально с тренером, это можно сделать в домашних условиях, подобрав подходящее видео в интернете или используя приложения, в которых расписаны программы тренировок. 5. Рассчитывайте свои силы, степень активности невсегда одинакова. 6. Выполняйте все пункты плана, стараясь не пропускать задуманные мероприятия. 7. Уделяйте особое внимание ежедневным ритуалам, направленным на формирование самодисциплины, самоконтроля и самовоспитания. 8. Включайте в план разные техники и методы совершенствования.
Вся наша жизнь – это процесс работы над собой, собственного развития и совершенствования. Мы можем пустить все на самотек, а можем задать правильное направление своей деятельности, и добиться успехов во всех значимых сферах жизни, следовательно стать счастливыми, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Нет предела самосовершенствованию!
Из чего состоит профессиональное самосовершенствование?
Профессиональное самосовершенствование – это не только изучение полезных материалов и наработка специального опыта. Это понятие значительно шире. Оно включает в себя следующие важные аспекты:
- личностный рост, развитие необходимых для эффективной работы персональных качеств;
- развитие интеллектуального потенциала для расширения своих возможностей в любой сфере деятельности;
- рост уровня квалификации – необходимое условие точного исполнения своих основных компетенций;
- забота о здоровье и поддержание оптимальной физической формы для эффективной работы.
В разных сферах значение каждого из вышеперечисленных аспектов может быть более или менее выраженным. В любой ситуации не следует забывать, что профессиональное саморазвитие – это комплекс мероприятий, относящихся как к физическому здоровью, так и к состоянию ума, как к индивидуальным навыкам, так и личности в целом. Важно понимать, что даже офисный работник не будет эффективен, если его мучает бессонница или хронические болезни, а разнорабочий никогда не станет бригадиром, не проявив организационные способности и соответствующие личные качества.