Евгений Плющенко и психологическая установка на данность

Недавно я прочитал замечательную книгу профессора психологии Стэндфордского университета Кэрол Дуэк. В оригинале книга называется “Mindset: The new psychology of success” (“Мышление (установки): Новая психология успеха”). На русский название перевели как «Гибкое сознание». Сразу скажу, что эта книга мне очень понравилась. Эта статья содержит обзор книги и некоторые мои пояснения и дополнения к основному содержанию этой работы.

В конце поста я написал несколько своих мыслей, которые развивают и поясняют идеи автора. Поэтому, я надеюсь, что этот пост будет интересен не только тем, кто собирается прочитать книгу, но и тем, кто ее прочитал.

Основные вопросы книги

В своей книге Кэрол Дуэк отвечает на следующие вопросы:

  • Все ли люди рождаются с раз и навсегда определяемыми природой качествами (интеллект, сила, творческие способности, свойства характера) или эти качества можно изменить при жизни?
  • Некоторые люди считают, что талантливым личностям не нужно прилагать никаких усилий для того, чтобы заниматься той деятельностью, которая лежит в сфере их таланта. Этим людям все, якобы, дается легко и без усилий. А если им приходится прилагать усилия, значит, они недостаточно талантливы. Действительно ли это так?
  • Многие люди считают, что человек, лишенный таланта, обречен быть неудачником. И, как бы он ни старался, какие бы усилия ни прилагал, он навсегда останется в тени талантливых везунчиков и никогда не станет таким же успешным как они. Верно ли это мнение?
  • Какие люди на самом деле добиваются большего успеха в карьере, в семейных отношениях, в спорте, в личном развитии: те, кто поддерживают веру в неизменность собственных врожденных качеств (будь то «гении от природы» или люди, убежденные в собственной природной бездарности) или те личности, которые верят, что личные качества можно развивать, какими бы способностями ни наделила этих людей природа?
  • Как влияет на человеческую психологию вера в неизменные человеческие качества? Чем отличается человек с установкой на развитие своих качеств от людей с установкой на то, что качества даны им природой в неизменном виде? Как разные установки могут влиять на успех, личную жизнь, самомнение, реакцию на критику, отношение к другим людям?
  • Как развить в себе, в своих детях, коллегах, учениках те личностные установки, которые отвечают развитию личности и ее врожденных талантов?

Исцеление

Прокрастинация снижает качество жизни. Сорванные сроки, нарушенные обещания, упущенные возможности и недостигнутые цели — все это приносит ущерб в личном и профессиональном плане.

Автор книги «Легкий способ перестать откладывать дела на потом» Нейл Фьоре отмечает, что некоторые прокрастинаторы умудряются сдавать дела вовремя, но при этом чувствуют себя изможденными и недовольными полученным результатом. Человек, страдающий прокрастинацией, не способен наслаждаться жизнью и реализовывать потенциал.

Если вы хотите справиться с прокрастинацией, не нужно искать волшебную таблетку. Важно разобраться, что именно мешает приступить к действию прямо сейчас.

Освободитесь из рабства дедлайнов. Закладывайте на проект больше времени, чем фактически требуется. Если случится потоп, пожар или другая катастрофа, у вас останется время закончить работу в нормальном темпе. Вознаграждайте себя за каждый этап работы, завершенный с запасом времени.

Избавьтесь от внутреннего критика. Перфекционизм — убийца всех начинаний и творческих решений. Вы не начнете по-настоящему плодотворно работать, пока не избавитесь от самобичевания.

Выберите приоритетные направления. Бессмысленно тратить силы на прокручивание в голове всевозможных вариантов развития событий. Определитесь с ключевыми направлениями деятельности и сконцентрируйтесь на них.

Начните до того, как будете готовы. Невозможно достичь мастерства в какой-то сфере, рассуждая о ней в теории. Сделайте первый шаг к практике. Ваше представление о деле может кардинально измениться.

Не ждите вдохновения. Составляйте расписание, назначайте заранее встречи, структурируйте свой день. Если среди ночи вас озарит гениальная идея — прекрасно! Но в ожидании такой идеи можно потерять ценные дни, недели и даже годы.

Текст: Жанна Омельяненко

Иллюстрации: Константин Амелин

Фото в начале: Олег Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова»

Слушайте статью в iTunes и SoundCloud.

Вы просили решение для Android. Попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Установка на данность и установка на рост

Отвечая на эти вопросы, автор вводит два центральных понятия: установка на данность и установка на рост. Люди с установкой на данность думают про себя: «я такой какой я есть, я не могу меняться, все мои качества предопределены». Люди с установкой на рост считают: «любые качества можно развить. Человек — это не то, чем он является, а то, чем он стал!»

Зачастую имеет место быть смешанная установка. Некоторые люди, например, уверены, что интеллект развить можно, а творческие способности нельзя. Или наоборот.

В своей статье миф 1 – себя изменить нельзя я писал о том, что самым опасным человеческим заблуждением является вера в то, что личность дается нам от рождения, и мы не можем на нее никак повлиять. Я писал, что люди с таким убеждением не используют возможность саморазвития, так как в такую возможность просто не верят.

В результате, они так и остаются на уровне своего «природного развития», тогда как люди с установкой на рост развиваются и становятся более счастливыми и успешными, ведь они знают, что личностные качества можно развить, а характер можно изменить.

В самой основе саморазвития, духовного самосовершенствования лежит вера в развитие собственного потенциала, другим языком, установка на рост. Без установки на рост саморазвитие просто невозможно.

Именно поэтому в одной из первых своих статей я писал, что изменить себя может каждый. В ней я вспоминал, как открытие того, что я могу сделать из себя того человека, которым всегда хотел стать, изменило мою жизнь!

Все мои идеи, можно сказать, произрастают из установки на рост, стремлению к развитию и личностным метаморфозам. Вне этой установки эти идеи не имели бы никакого смысла.

«Зачем развивать себя, зачем медитировать, чтобы стать лучше и счастливее, если личность изменить невозможно?» — Могут подумать многие люди.

Такие рассуждения я считаю очень опасными, так как они лишают людей самых лучших возможностей. Но, прочитав книгу Кэрол Дуэк, я понял, что установка на данность — это намного опаснее, чем я думал до этого!

Оказывается, установка на данность не только мешает вашему успеху и самосовершенствованию, но и делает вас менее уверенными в себе, более тщеславными, формирует неспособность адекватно оценивать себя и воспринимать чужую критику. Установка на данность портит ваши отношения, вашу карьеру и ваше счастье.

Люди с установкой на данность, как правило:

  • Плохо контролируют эмоции
  • Боятся неудач
  • Саботируют долгосрочные цели из-за того, что пытаются удовлетворить сиюминутные желания
  • Не могут адекватно оценивать свои достоинства и недостатки
  • Терпят неудачи в бизнесе
  • Завидуют
  • Не умеют адекватно воспринимать критику в свой адрес
  • Не развиваются
  • Подвержены депрессии и хроническому недовольству
  • Зависят от успеха
  • Много оправдываются
  • Винят других людей в своих неудачах. Не могут взять ответственность на себя
  • Боятся перемен
  • Не могут разобраться с проблемами в любовных отношениях. Отношения часто не складываются
  • Не умеют прощать
  • Страдают застенчивостью
  • Находят радость в унижении других людей
  • Транслируют свою установку своим детям, подчиненным, ученикам

Эти качества могут быть вызваны установкой на данность. Правда, это не значит, что любой человек с этой установкой будет обладать такими качествами. Также это не значит, что только установка на данность рождает эти недостатки. Не подумайте, что люди с установкой на рост полностью свободны от этих недостатков. Но между ними и установкой на данность существует большая связь.

Если вы прочитаете книгу, вы поймете, что человеческая вера в неизменность личности, во врожденный талант может породить массу неприятных последствий.

Установка на данность – это прогнивший фундамент человеческой личности, который делает ваше «Я» неустойчивым и шатким, слабым и зависимым. А установка на рост – это крепкая опора вашего здания, которая делает его прочным и позволяет расти ввысь!

Послесловие

Я никогда не думал, что подвержен прокрастинации. Но избежать этого недуга удается немногим.

Два месяца назад мне предложили выступить на конференции, поделиться опытом Мегаплана. Я тянул до последнего с темой выступления: занимался другими делами. Мне казалось, они приоритетнее, а идея выступления свалится на голову с неба, когда придет время. Время не пришло.

В день дедлайна я заставил себя сесть, подумать и сформулировать тему: «Бизнес без юриста: что обязан знать руководитель» — о необходимом минимуме юридических знаний для руководителя компании. Результат меня удовлетворил, не удовлетворили средства: беспокойство и страх, потраченные на ожидание музы. Результат моих мучений можете увидеть 26 марта. Приходите или слушайте онлайн.

Сергей Козлов, генеральный директор Мегаплана

Проклятье гениев

Кто-то, прочитав этот список, подумает, что эти беды – только лишь удел людей, бездарных от природы, тогда как гениям, великим дарованиям эти проблемы не грозят, даже если они не верят в то, что личность можно изменить.

Автор книги приводит множество убедительных примеров того, как успех и вера в собственную гениальность губили великих спортсменов, политиков и бизнесменов, даже если эти люди действительно обладали выдающимися способностями!

Высокое самомнение, неприятие критики, страх перед неудачами, нежелание развиваться и прилагать усилия связаны с установкой на данность. И именно эти качества тянули действительно талантливых и способных людей в пропасть неудач. Осознание своей природной гениальности кружило им голову и заставило их забыть о том, что в жизни, чтобы чего-то добиться, недостаточно просто быть гением или талантом, а нужно много работать. Дутая самонадеянность, чувство собственной уникальности, чувство превосходства стали проклятием многих даровитых людей!

В противовес этому, Кэрол Дуэк рассказывает о людях, которые никогда не показывали большого таланта в детстве, но стали выдающимися людьми. И это не просто какие-то посредственности, которым потом и кровью удалось достичь какого-то подобия успеха, которое доступно только истинным гениям и талантам. Это действительно известные художники (Полок), спортсмены (Мухамед Али, Майкл Джордан – самый известный баскетболист в мире!) и бизнесмены.

Кто бы мог подумать, что Майкл Джордан не был золотым ребенком, который уже из детской кроватки закидывал «трехочковый» в корзину. Он не показывал выдающихся достижений в детстве. И, как он сам признается, вся его блестящая карьера – результат упорной работы над собой и длинной череды неудач.

Текст изобилует примерами из жизни разных известных людей. Минусом является то, что книга, скорее всего, первоначально писалась для американских читателей. Поэтому в этих примерах часто фигурируют национальные герои лиги американского футбола или бейсбола, американские бизнесмены, то есть люди, о которых европейский или российский читатель никогда не слышал.

Но из-за этого, как я считаю, эти примеры не становятся менее показательными.

Автор доказывает, что интеллект, характер и даже творческие способности поддаются развитию! И многим людям, которых считают «гениями» на самом деле пришлось хорошо потрудиться, чтобы стать теми, кем они стали.

Почему же установка на данность может таким роковым образом отразиться на жизни и характере человека? Почему она ломает карьеры и рушит судьбы? Я написал вопросы и факты, но не предоставил ответов и объяснений.

Все объяснения вы найдете в этой книге, и я очень рекомендую ее вам прочитать.

Если бы была моя воля, я бы в принудительном порядке выдал бы ее школьным и институтским учителям, тренерам и родителям, чтобы эти люди перестали внушать подрастающему поколению губительную веру в неизменность личностных качеств.

Я верю в исключительную социальную роль этой книги, она может быть очень полезной, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Паралич решения

Мир открывает перед нами столько возможностей, что глаза разбегаются. Хочется стать космонавтом, балериной и Нобелевским лауреатом по физике в одном лице. Мы не знаем, за что хвататься.

Финансовый аналитик Маша приходит домой и пытается решить, чем заняться вечером после рабочего дня. Маша устала от цифр и аналитики, ей хочется смотреть в окно и рисовать в альбоме акварелью. С другой стороны, Маша понимает, что нужно разобраться с алгоритмами расчетов нового программного продукта, который недавно внедрили в компании. На работе времени на это не остается.

Маша разрывается между тем, что хочется, и тем, что правильно. В итоге Маша не занимается ни тем ни другим — весь вечер она проводит в бессмысленном серфинге по информационным сайтам и соцсетям.

Машу одолел паралич решения. Обдумывание вариантов истощило ее когнитивный ресурс, и Маша предпочла вообще ничего не решать.

Автор книги «Победи прокрастинацию!» Петр Людвиг предлагает представить все доступные возможности в виде ножниц. Нам кажется, что разнообразие возможностей делает нас счастливее. Но происходит обратное: чем больше опций, тем сложнее выбрать что-то одно, тем шире раскрываются лезвия ножниц. Даже после принятия решения нас могут одолеть сомнения и сожаления — мы начинаем гадать, что было бы при выборе другого варианта.

Чтобы преодолеть такие препятствия, Людвиг предлагает обратиться к личному видению. Личное видение помогает определить приоритетные направления жизни и перестать разрываться между тысячей возможностей.

Если Маша ставит во главу угла карьеру, то без сожаления занимается работой в свободное время. Если в приоритете творческая реализация, Маша рисует по вечерам и не обижается, когда повышение получает кто-то другой.

Достоинства книги

Читается книга легко и быстро, несмотря на то, что она достаточно объемная. Язык, структура построения текста, использование примеров – все выполнено на очень высоком уровне. Когда читал, старался учиться блестящей логике развития мысли автора, чтобы улучшить свои навыки написания статей.

Также, должен отметить, отличный перевод, который передал великолепный язык этой книги.

Моя жена, например, посчитала книгу затянутой и ей показалось, что примеров в ней чересчур много и все они раз за разом только повторяют основные идеи Кэрол Дуэк.

Не могу не согласиться с ней в том, что после того, как ухватишь основную мысль текста, читать дальше становится скучнее. Но, во-первых, в каждом примере я находил что-то новое, свежее и легко дочитал книгу до конца. Автор избегает буквальных самоповторений.

Во-вторых, я не вижу ничего плохого в том, чтобы лишний раз проиллюстрировать идеи, которые лежат в основе книги, идеи, которые бесспорно являются важными и значимыми. Все-таки это не учебник по математике и книга повествует не об абстрактных истинах, о которых достаточно услышать один раз, чтобы их запомнить.

Книга говорит о вещах, которые лежат в основе фундамента личности. И чтобы человеку перейти от губительной установки на данность к благотворной установке на рост недостаточно один раз сказать ему, что установка на рост – это круто и полезно.

Как говорит сама автор:

«Нелегко проститься с чем-то, что на протяжении многих лет ты считал своим «я», что служило для тебя источником самоуважения. Особенно непросто заменить его установкой, которая призывает тебя раскрыть объятия для встречи с тем, что ты всегда воспринимал как угрозу: с трудностями, борьбой, критикой и поражениями»

Другими словами, от установки на данность не всегда просто избавиться. Я не говорю, что установку на рост нужно внушить при помощи монотонных повторений. Автор просто подходит к описанию роли наших установок с разных сторон жизни: со стороны отношений, со стороны карьеры, со стороны воспитания детей, со стороны занятий спортом, со стороны дружбы. И в каждом из этих описаний приводит свои примеры.

Это помогает читателю провести параллели примеров книги со своей жизнью и глубже осознать деструктивную роль установки на данность и с этим пониманием двинуться в сторону изменения своих установок. Последняя глава книги называется «как изменить установку». Но, на мой взгляд, само чтение книги уже является изменением установки!

Я перестал верить во врожденные качества и в неизменность характера еще до того, как прочитал эту книгу. Но, несмотря на это, мне было все равно очень интересно ее прочесть, я узнал очень много нового. Тем более, она будет интересна и полезна для людей, которые считают, что себя изменить нельзя и пожинают все горькие плоды этого убеждения.

Чтобы не ограничиваться только обзором книги я, как обещал в начале, хотел бы дополнить и развить некоторые мысли автора и рассказать немного о примерах из собственной жизни.

Вечный дедлайн

Трудно представить себе мир без дедлайнов. Они помогают структурировать и упорядочить жизнь. Многие ненавидят дедлайны, но охотно их устанавливают.

В 2002 году журнал «Сайколоджикал сайенс» опубликовал результаты исследования, которое провели Дэн Ариели и Клаус Вертенброх на базе Массачусетского технологического института.

Студентам предложили самостоятельно установить дедлайны для сдачи трех работ в течение семестра. 27% участников назначили крайний срок для всех заданий на одну максимально позднюю дату. Остальные студенты распределили дедлайны по семестрам. Большинство не прогадало — по сравнению с первой группой качество их работ оказалось выше, а нарушений сроков было меньше.

Дедлайны временно помогают работать эффективнее, но в долгосрочной перспективе вызывают привыкание и оказывают противоположный эффект.

Каждому доводилось доделывать работу в последнюю ночь перед сдачей. Причина могла быть объективной: болезнь внезапно вывела из строя или подвели коллеги, не предоставив нужную информацию в установленные сроки.

Вы мобилизуете силы организма и практически чудом сдаете работу вовремя. Сознательно вы обещаете себе, что больше такого не повторится. Но на физиологическом уровне организм делает совсем другие выводы: благодаря всплеску адреналина вы справились с работой в рекордные сроки, да и качество получилось приемлемое. Организм открывает для себя отличный способ экономии энергии.

Такая зависимость формируется еще в студенческие годы. Мы переходим от ежедневных школьных заданий к большим работам, которые нужно сдать в течение семестра. Также зависимость от дедлайна характерна для работников творческих сфер и других областей, где деятельность проходит в режиме «пожар-пожар!».

Человек, привыкший к адреналиновой стимуляции, не может действовать, пока крайний срок не маячит на горизонте. Но не все в жизни стоит доводить до дедлайна.

Здоровьем важно заниматься, пока оно еще не совсем потеряно, и иностранный язык лучше подучить заранее, а не ночью накануне собеседования в зарубежную компанию.

Зависимость от дедлайнов лечится так же, как и любая другая зависимость, — реабилитацией. Это длительный и кропотливый процесс — маленькими шагами приучаться выполнять работу заранее и обязательно вознаграждать себя за небольшие успехи.

Сделайте отчет для клиента на два часа раньше и уйдите с работы вовремя. Наведите порядок в документах до того, как нагрянет проверка, и устройте себе выходной.

Дополнения к книге

Депрессия

В одной из глав автор пишет о связи установки на данность и депрессии. Когда проводились исследования о поведении студентов, страдающих депрессией, то обнаружили, что студенты с установкой на данность страдают более тяжелыми формами депрессии, чем учащиеся с установкой на рост. Почему?

Студенты из первого множества (установка на данность) опускали руки, когда депрессия настигала их. Они переставали ходить на лекции и учиться и вместо этого оставались дома, где они предавались мыслям о своей никчемности. А ученики из второго множества (установка на рост) ходили на пары, упорно трудились, несмотря на депрессию, так что времени на нытье и жалость к себе у них было меньше (да-да, пример этих людей специально для вас, мои дорогие читатели, которые говорят, что во время депрессии что-то делать ну никак «нельзя»). Естественно, такие действия облегчали симптоматику депрессии.

Автор объясняет это отношением к неудачам людей того и другого типа.

Я бы хотел провести еще некоторую связь между установкой на данность и депрессией. Многие люди, страдающие депрессией, часто объясняют возникновения заболевания свойствами собственной личности («я всегда был слишком эмоциональным, много волновался и часто зацикливался на себе»). В этом нет ничего страшного, я сам верю в то, что депрессия – это не просто проклятье, которое может поразить каждого, но результирующий эффект свойств вашей личности.

Но опасность состоит в том, что многие из этих людей убеждены в том, что они не могут ничего сделать с собой и излечиться от депрессии. «Я такой человек, я от природы беспокойный и застенчивый, у меня склонность к страданию, я меланхолик. Такой вот я, и поэтому депрессия будет сопровождать меня всегда».

Это в человеке говорит установка на данность. Люди, которые верят в то, что характер можно изменить, пытаются это сделать и часто добиваются хороших результатов и избавляются от депрессии (как это произошло у меня). Но люди, которые не верят в возможность меняться, не делают ничего, разводят руками и только знают, что ныть о том, какие они несчастные.

Роль установок в культуре

Автор подмечает, насколько сильна роль установок в обществе и в нашем восприятии людей. Люди привыкли восхищаться чьим-то врожденным талантом, а не чьими-то усилиями.

Мы с придыханием и восхищением говорим: «он гений», «вот это талант», «человек от Бога», когда слушаем какое-то музыкальное произведение, наблюдаем за чьей-то игрой в рамках спортивных соревнований, читаем литературу.

И когда мы так говорим, мы даже не хотим думать о том, сколько усилий вложил этот человек в свое дело, сколько неудач он потерпел, прежде чем стать таким, каким он стал сейчас.

И так происходит потому, что мы хотим видеть в тех, кого мы обожаем, особенных людей, небожителей, а не обычных мужчин или женщин, которые заслужили свою славу только пОтом и кровью. «Они не такие как мы, поэтому мы ими восхищаемся».

Я абсолютно согласен с тем, что в мире людей все так и происходит. Только хотелось бы немного распространить эту идею на другие фругменты нашей культуры.

Установка на данность очень глубоко укоренилась в общественных взглядах. Я убежден, что вера в гороскопы, знаки зодиака является симптомом установки на данность. Недалеко от этой веры ушла более адаптированная под научную терминологию вера в темпераменты, психотипы.

Когда мы говорим: «Я Скорпион», «Я меланхолик», мы тем самым провозглашаем наличие каких-то неизменных качеств, данных нам от рождения или по воле природы или по воле звезд. Поэтому я считаю гороскопы и всякие психологические тесты, призванные выявить ваш тип личности вредными распространителями установки на данность.

О гениальности

Автор вскользь касается одной важной идеи, на которой я хочу остановиться. В книге проскакивает мысль о том, что гениев формируют не только феноменальные врожденные способности, но и их одержимость какой-то идеей!

Люди считают, что, если они лишены природных способностей, например, к математике, к игре в шахматы, то им можно даже не пытаться в этой сфере чего-то добиться.

Хотя, дело не только в способностях.

Бобби Фишер – один из самых знаменитых шахматистов в мире, бывший чемпион мира. Это был очень эксцентричный, болезненный человек, поэтому он, должно быть, являлся классическим гением для многих людей, человеком, в голове которого, по их мнению, был установлен шахматный компьютер с рождения.

Но вы знаете, чем занимался Бобби Фишер, когда обычные люди ходили в школу и сидели на уроках? Играл в шахматы, тренировался! А что он делал, когда эти люди выросли и обнимали девушек на задних рядах кинотеатров? Играл в шахматы, девушки его не интересовали!

Он был этим одержим, он сделал свой выбор, шахматы, а не учеба, шахматы, а не девушки! Он тренировался и работал над своей игрой целыми днями, и это позволило стать ему чемпионом мира! Что бы стало с Бобби Фишером, если бы он думал «я гений, мне не нужно тренироваться, чтобы выигрывать». Я думаю, он бы тогда не прошел дальше каких-то мелких городских соревнований.

Гениальность, как мы видим, обуславливается не только большой удачей получить в подарок от природы какой-то особенный мозг. Гений формирует упорная работа и одержимость. Способность пожертвовать многими возможностями и желаниями ради одной цели. И даже многим гениям приходится упорно трудиться, чтобы кем-то стать…

Поэтому не бросайте свои идеи и мечты только потому, что вы считаете, что природа не наделила вас выдающимися способностями. Именно упорная работа позволяет людям достигать своей мечты, а вовсе не врожденные качества. А качества развиваются в ходе этой работы.

Если вы будете развивать все свои способности, не станете сдаваться на достигнутом, то в будущем вы сможете развить в себе такие умения, о способностях к которым вы даже и не догадывались! И тогда, быть может, люди с установкой на данность скажут про вас: «какой талант», «должно быть этот человек одарен от природы»! И они даже не будут догадываться о том, что никакого врожденного дара не было, а были труд и развитие!

Развитие установки

Последняя глава книги называется «Развивайте свою установку». Глава дает хорошие советы, как можно развить установку на рост в своих детях, учениках и друзьях.

На мой взгляд, хорошим способом развить в людях установку на рост — это рассказывать им о роли труда, усилий, анализа ошибок в успехе любого начинания на чьем-то примере или на своем собственном.

В своем прошлом обзоре литературы о саморазвитии я рассказал о том, как после прочтения книги я применил прием из нее на своих соседях, которые мешали мне спать. Здесь я продолжу эту традицию и расскажу, как я попытался научить своего коллегу по работе установке на рост.

Мой коллега находится сейчас в поиске работы, но дела с этим у него идут не очень. Как мне кажется, это происходит потому, что он ленится и считает, что работа должна сама находить человека.

Несколько дней назад он стал говорить о том, что «работа никак не ищется». Я спросил: «неужели работу так трудно найти?» Мой коллега, квалифицированный молодой специалист, ищет работу в Москве и поэтому его слова вызвали недоумение у меня. Мне казалось, что проблем в поиске работы быть не должно для него.

На мой вопрос он ответил: «Может тебе найти и легко. Ты ловкий и умеешь болтать языком. А я не могу найти, потому что я не такой человек».

Вот она установка на данность в действии! Его слова можно перевести как: «есть проблема, но она в принципе нерешаема, потому что я такой человек! От меня ничего не зависит». Установка на данность лишает людей чувства ответственности и способности как-то повлиять на ситуацию. «Я такой человек, что я могу сделать?»

(Примечание 23.01.2014:Именно поэтому, на мой взгляд, установка на данность так притягательна и от нее бывает так сложно избавиться. Мне кажется, что часто многие люди верят в невозможность измениться не потому, что им это мнение навязали, а потому, что они хотят в это верить. Признание того, что все качества можно изменить, оборачивается ответственностью за все, что с человеком происходит. Раз ты можешь все изменить, значит ты за все отвечаешь, значит только ты виноват в том, что твоя жизнь сложилась так, а не иначе. У тебя была возможность изменить себя и свою жизнь, но ты ей не воспользовался. А установка на данность помогает снять эту ответственность с себя. «Я такой человек, я таким родился, мне просто не повезло, я ни в чем не виноват. Я ленивый, глупый, бездарный, что я могу с собой поделать? Поэтому я бы хотел добавить автору, что развивая установку на рост нужно также развивать чувство личной ответственности в человеке. Эти две вещи идут рука об руку»)

Сначала я объяснил коллеге, что его проблема связана не с тем, что он такой человек, а с тем, что он, возможно, что-то неправильно делает. Естественно, я не стал рассказывать про установку на данность и установку на рост, хотя накануне закончил чтение книги об установках. Вместо того, чтобы прибегать к теории, я рассказал коллеге, что, прежде чем устроится на настоящую работу, я год(!!!) ходил по собеседованиям, параллельно с этим работая на другой работе.

Я посетил собеседований 50 и сначала не получал ничего кроме отказов. Отказ за отказом. Но я постепенно набирался опыта, и мои выступления на интервью при приеме на работу становились все лучше и лучше. При этом я не ждал, пока работа найдет меня сама. В день я отправлял по несколько десятков резюме в разные фирмы. Я не просто разместил резюме и ждал, когда на него ответят.

Я советовался со знакомыми HR-ами по вопросам, как лучше это резюме составить. Я его постоянно переделывал и дорабатывал. Я менял свою тактику поведения на собеседовании и наблюдал за реакцией на мои ответы.

И мое умение говорить на собеседовании — не следствие моего таланта, а следствие опыта и труда! Если бы не опыт, если бы не мои усилия, я бы так и работал на какой-нибудь унылой работенке.

Я попытался доказать, что мои навыки не появились просто так, что у меня тоже сначала многое не получалось в поиске работы, и если мой коллега будет продолжать также пассивно ждать, когда работа к нему придет сама, то он ничего стоящего не найдет.

Если честно, мне не показалось, что мои слова возымели эффект, но если в данном случае не сработало, не значит, что это не работает вообще.

Все-таки, если вы хотите устранить установку на данность в своих детях или учениках, чаще рассказывайте им с каким трудом вам удалось развить то, что они считают вашим талантом.

Комплекс вечного студента

Делать что-то впервые всегда волнующе. Вдруг процесс пойдет не по плану, а у нас нет опыта, чтобы правильно справиться с ситуацией. Мы рисуем в воображении самые страшный исход и приходим к выводу, что лучше вообще не ввязываться.

Студент музыкального колледжа хочет подрабатывать частными уроками игры на гитаре, но ему кажется, что он сам играет недостаточно виртуозно.

Менеджер по продажам мечтает снимать короткометражные фильмы, но боится, что без профессионального образования у него ничего не получится.

Маркетолог собирается открыть небольшой бизнес, специализирующийся на исследовании рынка, но постоянно откладывает — нужно заработать еще немного денег и набраться опыта.

Студент, менеджер и маркетолог чувствуют, что еще не готовы приступить к новому делу. Так и есть, но не из-за отсутствия необходимых навыков, а из-за воображаемых препятствий. Они создают ментальный лабиринт, из которого невозможно выбраться. Однако реальные трудности, в отличие от выдуманных, можно преодолеть.

Автор книги «О чем мечтать» Барбара Шер предлагает перестать теоретизировать и перейти к реальным действиям. Даже самый маленький практический шаг даст больше уверенности и осведомленности, чем мысленные эксперименты. Принцип, который предлагает Барбара, прост: делай до того, как будешь готов.

Невозможно научиться плавать, не замочив ноги. Точно так же в теории не получится освоить иностранный язык, написать книгу, научиться управлять бизнесом. Приступить к подобным начинаниям «во всеоружии» не удастся, потому что большую часть знаний можно извлечь только из практики.

Стив Роулинг. «Я хочу больше идей!»

Для развития творческого мышления автор книги и бывший журналист BBC предлагает читателям понять процесс, который стоит за креативностью. Роулинг уверен, что творчество в любом его проявлении — это не магический дар, а способ работы и решения проблем, который каждый может понять, освоить и применить на практике.

Работу Роулинга очень хочется назвать руководством — именно с такой позиции она написана. Книга логически разбита на два блока: в «обзорах» вы найдете краткие тезисы и небольшие упражнения, а в «разборах» сможете погрузиться в тему.


Книга в МИФ

Книга Стива Роулинга научит генерировать идеи:

«Однажды нас научили работать определенным образом, и именно так мы и работаем. Очень скоро метод становится привычным, и “мы однажды сделали” превращается в “мы так работаем”. Старое и проверенное может стать преградой на пути свежих идей».

На сайте издательства «МИФ» можно получить скидку 15% на любой товар, если ввести промокод SKILLBOX.

Майкл Микалко. «Взлом креатива»

Книга Майкла Микалко — один из главных бестселлеров, посвященных развитию творческого мышления. Работу автора можно смело назвать полноценным исследованием, в котором он собрал стратегии мышления известных всему миру гениев, начиная с Леонардо да Винчи и заканчивая Пикассо. Согласно автору, креативность совершенно не связана с уровнем интеллекта, это скорее особый способ воспринимать мир и анализировать ситуацию.

В книге вы найдете десятки примеров историй великих мыслителей, иллюстрирующих их подход и технологии развития творческого мышления, а еще — массу упражнений, которые помогут закрепить полученный навык.


Книга в МИФ

Книга «Взлом креатива» рассказывает, какие средства развития творческого мышления использовали великие гении:

«Эйнштейна как-то спросили, в чем разница между ним и обычным человеком. Он ответил, что если любого попросить найти иголку в стоге сена, то он прекратит поиски, когда эту иголку найдет. Сам Эйнштейн, напротив, прочешет весь стог в поисках всех возможных иголок».

Чип Хиз и Дэн Хиз. «Сделано, чтобы прилипать»

Братья Чип и Дэн потратили многие годы на анализ идей, стремясь понять, почему некоторые из них оказываются феноменально успешными, а об остальных забывают практически сразу. В ходе исследования братьям удалось вывести и сформулировать шесть принципов «прилипчивой» идеи: простота, неожиданность, конкретность, достоверность, эмоциональность и нарративность — способность передать вашу идею в виде истории. Авторы подробно разбирают эти принципы и на реальных примерах демонстрируют, как их можно применить в жизни.

Придумать идею — половина дела, еще одна серьезная задача — донести свою мысль до мира, начальника или клиента. Именно с этим вам и поможет исследование братьев Хиз.


Книга в МИФ

«Сделано, чтобы прилипать» — один из главных бестселлеров 2018 года:

«Мы хотели детально проанализировать прилипчивые идеи, как естественные, так и созданные, и выяснить, что делает их прилипчивыми. Что делает городские легенды такими увлекательными?»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]