Психологическое знание
Определение 1
Психологические знания – это знания, которые опираются на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики человека.
В психологии сегодня достаточно много фактов, которые показывают, что новое знание человека о самом себе меняет его отношения, цели, состояния и переживания, а это значит, что психология – это наука, созидающая человека, а не только его познающая.
Знание является отражением в сознании человека свойств и признаков познаваемого объекта. Знание конструирует самосознание, является его элементом.
Замечание 1
Сознание по отношению к знанию является формой его существования.
Сознание сопровождает любое знание и в то же время оно не единственный продукт субъект-объектного взаимодействия.
Наряду со знаниями можно говорить о мнениях и верованиях. Они тоже конституируют сознание познающего субъекта, но только в качественно ином облике. С помощью категорий абсолютного и относительного можно пояснить различия между ними. Родовым можно использовать термин «когниция» – продукт познавательной активности. В этом случае знание – это когниция, которая характеризуется единством относительного и абсолютного. Знание в этом смысле есть процесс – оно существует в процессе перехода от знания менее определенного к более определенному и полному.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
В отличие от знания вера – это когниция, где происходит абсолютизация относительного, а мнение – это когниция, где имеет место релятивизация абсолютного. Если сознание человека конституировано не верой и мнениями, а в основном знаниями, то человек склонен к конструктивному диалогу. Владеющий знаниями человек, является компетентным.
Другая система оппозиций, которая включает в себя понятие знания – это «знания-умения-навыки». Умения и навыки трактуются как формы познавательной активности субъекта.
Замечание 2
Знание всегда предметно, а умения и навыки – субъектны и характеризуют способность человека к преобразованию.
В обусловленности психологического знания своим специфическим объектом, можно обнаружить признак, который лежит в основе все специфических признаков психологического знания. В существенной своей части психологическое знание является знанием о сознании.
Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 12Следующая ⇒
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.
Классификация знаний
По природе
· декларативные
· процедурные
Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам.
Процедурные же знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний.
По степени научности
Научные знания могут быть
· эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
· теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).
Вненаучные знания могут быть:
· паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом;
· лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки;
· квазинаучными — они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения;
· антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности;
· псевдонаучными — представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
· обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности;
· личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
По местонахождению
Выделяют: личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания;
Неявные знания:
· знания людей,которые еще не формализованы и не могут быть переданы другим людям.
Формализованные на некотором языке (явные) знания:
· знания в документах,
· знания на компакт дисках,
· знания в персональных компьютерах,
· знания в Интернете,
· знания в базах знаний,
· знания в экспертных системах, извлеченные из неявных знаний людей-экспертов.
Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Житейские знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию, тогда как научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов, осмысления их в системе понятий данной науки, включаются в состав теории.
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов.
Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента. Это знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.
Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний.
Теоретический уровень научного знания предполагает установление законов, дающих возможность идеализированного восприятия, описания и объяснения эмпирических ситуаций, то есть познания сущности явлений. Теоретические законы имеют более строгий, формальный характер, по сравнению с эмпирическими.
Формализованные знания объективизируются знаковыми средствами языка. охватывают те знания, о которых мы знаем, мы можем их записать, сообщить другим.
Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования.
Принципы научного познания.
1. Причинность.
В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями.
2. Критерий истины.
Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью. Если научная теория подтверждена практикой, то она истинна.
3. Относительность научного знания.
Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели, теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.
опыт — это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.
Уровень философских предпосылок, философских оснований. Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях. Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.
84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
Переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной (антропогенной) — в результате научно-технической революции.
В экономической сфере:
* преобладание так называемой третичной сферы в экономике – сферы науки, образования, услуг
* социальная направленность экономики: производство товаров массового потребления, развитие сферы услуг
* основная сфера экономической деятельности – сфера услуг
* индивидуализация производства и потребления
* увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утрате господствующих позиций массовым производством
* устранение тяжелого и монотонного физического труда
* ведущая роль науки, знаний и информации
* развитие информационной техники и технологий, внедрение информационных технологий во все сферы
* применение ресурсосберегающих технологий (замена природного сырья синтетическим сырьём), развитие высоких и безлюдных технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов
* превращение информации в главный стратегический ресурс мировой экономики, интеграция национальных, региональных и мировых экономик на базе информационных технологий и телекоммуникаций
В социальной сфере:
* стирание классовых различий
* ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса «среднего класса»
* возникновение нового интеллектуального класса профессионалов и технических специалистов (решающая роль в функционировании и развитии общества)
* изменение структуры профессиональной занятости населения, преобладание доли категорий населения, связанных с производством, распространением, хранением, передачей информации
* закрепление за уровнем образования и знания роли главного фактора, определяющего социальный статус личности, социального слоя и социальную структуру в целом
* тенденция к деурбанизации (отток населения из больших городов в пригороды)
В политической сфере:
* развитие правовой регуляции общественных отношений
* замена представительной демократии непосредственной демократией (принятие решений избирателями посредством электронной связи)
* расширяются возможности местного муниципального самоуправления → децентрализация общественно-политической жизни
В духовной сфере:
* в центре – человек, его индивидуальность → антропогенная цивилизация
* возрастающая зависимость повседневной жизни общества от средств массовой информации, видеопродукции, рекламы и т.д.
* наука – производительная сфера
* высокий уровень образования населения, осознание проблемы функциональной неграмотности
Главная цель – повышение творческого потенциала личности и её информационной среды.
Составляющие этой среды: медиатизация, компьютеризация, интеллектуализация.
· медиатизация: процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
· компьютеризация: процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
· интеллектуализация: процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта.
Проблемы
1.обеспечение свободного доступа к национальным информационным ресурсам как важнейшее условие соблюдения конституционного права на информацию;
2.развитие информационной (компьютерной) психологии человека;
3.развитие социальной информатизации общества (языковая коммуникация, информационная безопасность личности, защита от компьютерной преступности);
4.информационная экология общества в социальной и природной среде;
5.разработка мер по преодолению интеллектуальной эмиграции;
6.адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к современной информационной среде;
7.изменение роли труда в жизни общества, развитие новых стимулов трудовой деятельности;
8.предотвращение формирования общества потребления, ведущего к его деградации.
85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
ЭТОС НАУКИ — совокупность нравственных представлений и моральных ограничений, связанных с постижением роли науки в общественной жизни, в судьбе человечества, раскрытием специфики науки и возможностей научного познания. Некоторые формы общественного сознания, напр. религия, философия, этика, имеют отчетливо выраженное ценностное измерение. К науке это относится в меньшей степени, ибо она не отвечает на вопросы: зачем? во имя какой цели? каков смысл бытия? По самому своему определению наука призвана дать объективную картину мира.
В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.
Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира.
Содержание истины как гносеологической проблемы.
Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. — “нескрытность”) — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Любое истинное знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является заблуждение. Особое внимание, я считаю, нужно уделить такому вопросу, как критерии истины. Истины бывают эмпирические и теоретические. Эмпирия — это опыт. Из опытов мы выносим представление о каких-либо частных эмпирических истинах. Чаще всего они поверхностны, не претендуют на статус закона и могут быть легко опровергнуты разными ситуациями. Теоретические же истины являются полной противоположностью эмпирических. Они заключены в строгих формулировках закона, то есть выражают не случайную и поверхностную, а глубинную связь вещей.
⇐ Предыдущая10Следующая ⇒
История психологического знания
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Представления о психологии, которая называлась наукой о душе, сформулировали ещё античные философы.
Мир в представлениях Демокрита был движущейся материей. Платон понимал душу как особую сущность и считал её бессмертной, а Аристотель написал первую работу – трактат «О душе» и считал душу формой тела, как отпечаток предмета на воске.
Его сочинение долгое время было главным руководством по психологии, а сам Аристотель считался её основателем. По мнению Аристотеля, душа является целесообразно работающей органической системой.
В средние века на душу в Европе установились христианские взгляды. Новая эпоха в развитии психологического знания начинается в XVII веке. В это время существуют попытки осмыслить духовный мир человека с общефилософских позиций.
В конце XIX века психология исходит из постулата Декарта – он утверждает, что первое в себе человек обнаруживает собственное сознание, а основная задача психологии состоит в том, чтобы анализировать состояния и содержания сознания. Психология начинает рассматривать сознание как основной предмет. Это был второй этап развития психологии.
По мнению Декарта, человек с детских лет впитывает в себя многие заблуждения и различные утверждения и идеи принимает на веру. В поисках истины, считает ученый, необходимо сначала всё подвергнуть сомнению, включая достоверность информации, получаемой органами чувств.
Замечание 3
Сомнение – это признак мышления, а отсюда известное выражение Декарта – «Мыслю, значит существую».
Развитие психологии сознания в конце первой четверти XX века по ряду причин начинает замедляться, а во втором десятилетии этого же века предмет психологии изменился. На место сознания приходит поведение человека и животных.
Во время кризиса психологии происходит формирование влиятельных школ психологической науки – бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ. Основы бихевиоризма были заложены американским ученым Д. Уотсоном, гештальтпсихология возникла в Германии, а австрийский психиатр и психолог З. Фрейд заложил основы психоанализа.
Отечественным основоположником психологии считается И.М. Сеченов, который выяснил, что схема психологических процессов имеет сходство с рефлексами.
В развитие отечественной психологии большой вклад внесли В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, создавший в России психологический институт.
Экспериментальные направления в психологии развивал В.М. Бехтерев, а И.П. Павлов изучал условно рефлекторные связи в деятельности организма.