Гуманистическое и экзистенциальное направления возникли в середине прошлого столетия в Европе как результат развития философской и психологической мысли двух последних веков, будучи, по сути, следствием сублимации таких течений, как «философия жизни» Ницше, философский иррационализм Шопенгауэра, интуитивизм Бергсона, философская онтология Шелера, психоанализ Фрейда и Юнга и экзистенциализм Хайдеггера, Сартра и Камю. В трудах Хорни, Фромма, Рубинштейна, в их идеях отчетливо прослеживаются мотивы этого течения. Довольно скоро экзистенциальный подход в психологии приобрел большую популярность в Северной Америке. Идеи были поддержаны видными представителями «третьей революции». Одновременно с экзистенциализмом в психологической мысли этого периода развивалось и гуманистическое течение, представленное такими видными психологами, как Роджерс, Келли, Маслоу. Обе эти ветви стали противовесом уже закрепившимся направлениям в психологической науке – фрейдизму и бихевиоризму.
Экзистенциально-гуманистическое направление и другие течения
Основатель экзистенциально-гуманистического направления (ЭГП) — Д. Бюдженталь — часто критиковал бихевиоризм за упрощенное понимание личности, пренебрежение к человеку, его внутреннему миру и потенциальным возможностям, механизацию поведенческих шаблонов и желание управлять личностью. Бихевиористы же критиковали гуманистический подход за придание сверхценности понятию свободы, рассматривая его как объект экспериментального исследования и настаивали на том, что свободы нет, а основным законом существования является стимул-реакция. Гуманисты настаивали на несостоятельности и даже опасности такого подхода для человека.
К последователям Фрейда у гуманистов также были свои претензии, несмотря на то что многие из них начинали как психоаналитики. Вторые отрицали догматизм и детерминизм концепции, выступали против фатализма, характерного фрейдизму, отрицали бессознательное как универсальный объяснительный принцип. Несмотря на это, следует отметить, что экзистенциальная психология личности все же в определенной степени близка к психоанализу.
Из истории
Эта отрасль психологической науки появилась в последние годы 19 века, а основателем ее принято считать датского философа Сёрена Кьеркегора, который обозначил главные парадигмы нового философского направления — экзистенциализма. Позже, уже в начале 20 века, рассматриваемый нами метод был существенно укреплен и развит.
На существование данного философского и психологического течения огромное влияние оказали тяжелые времена – многочисленные войны, экономические и социальные кризисы, духовные волнения людей. Не удивительно, что многие представители экзистенциализма работали над своими теориями, находясь в заключении в тюрьмах и лагерях, зачастую испытывая в те моменты серьезные личные трагедии. Получается, что экзистенциальная психология стала своего рода проекцией настроения большинства людей в 20 веке.
Изначально экзистенциальная психология и психотерапия появились, как и многие другие философские и психологические течения, в Европе, поэтому именно там экзистенциализм больше всего распространился. Но после окончания Второй мировой войны теория постепенно стала перекочевывать в Америку и другие страны и там заняла свое определенное пространство в науке.
Человеческая природа в ГП и ЭП
В основе гуманистического подхода (ГП) лежит понятие сущности человеческой природы, которая объединяет его многообразные течения и отличает от других направлений психологии. По Рою Кавалло, суть человеческой природы состоит в том, чтобы непрерывно быть в процессе своего становления. В процессе становления человек автономен, активен, способен к самоизменению и творческой адаптации, ориентирован на внутренний выбор. Уход от непрерывного становления есть отказ от подлинности жизни, «человеческого в человеке».
Экзистенциальный подход психологии (ЭП) гуманизма характеризуется, прежде всего, качественной оценкой сущности личности и взглядом на природу источников процесса становления. Согласно экзистенциализму, сущность личности не задана ни позитивной, ни негативной — она изначально нейтральна. Особенности личности же обретаются в процессе поиска им его уникальной идентичности. Обладая как позитивным, так и негативным потенциалом, личность выбирает и несет за свой выбор персональную ответственность.
Основные положения экзистенциальной психологии
В центре внимания экзистенциальной психологии категория личности. В этом ее принципиальное отличие от других психологических подходов и теорий. Известно, что бихевиоризм изучает поведение, психоанализ инстинкты, психология сознания — сознание и только экзистенциальная психология предметом своего исследования берет целостную личность.
Экзистенциальная психология непосредственно связана с философской системой экзистенциализма. В экзистенциализме психология бытия приобрела (позаимствовала) не только понятийный аппарат, но механизмы становления и распада личности.*
Онтологическая трактовка сознания. Экзистенциальная психология делает попытку найти априорные характеристики «чистого» сознания. Эти априорные характеристики понимаются как врожденные свойства человеческого бытия. Сознание обладает не меньшей сущностью, чем бытие. Нельзя ставить вопрос о первичности двух фундаментальных категорий. Нет бытия человека без бытия сознания. Таким образом, в рамках экзистенциальной психологии сознание объективируется. Взгляд на эмоции. Эмоции экзистенциальная психология рассматривает не как аффекты наподобие страха, а как характеристики, коренящиеся в онтологической природе человека. Чувство вины как беспокойства в связи с нереализованной возможностью подлинного бытия. Свобода как поиск выбора, что предполагает беспокойство, есть такое состояние личности, когда она сталкивается с проблемой реализации жизненных потенциалов. Онтологическая и экзистенциональная вина имеет три модуса. Первый модус связан с невозможностью полной самоактуализации и относится к внутреннему миру. Второй модус связан с обреченностью человеческого существования на бесчувствие, в силу невозможности до конца понять другого и относится к социальному миру. Третий модус вины наиболее всеобъемлющий — это вина в утрате единства с природой, что относится к объективному миру.
Взгляд на человека.
Экзистенциальная психология в своей основе пессимистична относительно человека. «Ничто» всегда на пути человека. «Я свободен, означает, в то же время «я полностью ответственен за свое существование. Свобода, всегда соседствует с ответственностью (Э. Фромм «Бегство от свободы»).
«Человек есть то, что он делает из себя сам» писал Ж-П. Сартр. Человеческое бытие уникально и существует в определенный, конкретный момент времени и пространства. Человек живет в мире, постигая свое существование и свое не существование (смерть). Мы не существуем вне мира, но наш мир не существует без нас, не имеет значения без нас (если быть точным).
Что есть человек. Его сущность определяется генетическими факторами или воздействием социального окружения? Что в нем больше от среды или наследственности? Экзистенциалисты отвергают это на их взгляд непродуктивный, принижающий человека спор. Человек и наша жизнь есть то, что мы из нее делаем. Не происхождение человеческого бытия, а сущность бытия вот поистине человеческое прочтение вопроса. Вот тема достойная для раздумья. Не откуда и как он появился, а куда и зачем он идет, что он из себя «делает» и что не делает, не может, не хочет, предает.
Мы пришли в этот мир с предназначением реализовать то, что в нас заложено. Человеческая жизнь это постоянная работа по реализации собственных потенциальных возможностей стать человеком. Что трудно, никогда не достижимо в полной мере и это не может не вызывать тревога по поводу возможности найти смысл в этой нескончаемой борьбе, в этом бессмысленном мире. Человек принимает ответственность за обретение смысла в этом абсурдном, бессмысленном мире. Человек это существо, которое чувствует, должен чувствовать, ответственность за свою судьбу. В человеке столько человеческого, сколько чувства ответственности за свою судьбу Поэт Александр Блок очень точно обозначил это состояние как «чувство пути». Вместе с этой ответственностью за свою судьбу человек всегда на грани отчаяния, одиночества, тревоги. Одиночество и тревога как следствие невозможности получить помощи в поиске своего пути, так и невозможности до конца пройти этот путь. Вопреки такой абсурдности и неоднозначности мира, человек ответственен за выбор своего пути. Человек может сказать, характеризуя сущность самого себя — «Я есть мой выбор» (Ж.-П. Сартр).
Становление человека.
Становление человека сложный проект и немногим удастся его выполнить (психологическая смерть в детстве А. Б. Орлов, К. Чуковский). Понятие становление наиболее важное в экзистенциальной психологии. Существование не статично, оно всегда процесс. Цель — стать полностью человеком (или богом по Сартру), т.е. наполнить все возможности Dasein*. Следует признать, что это безнадежный проект, так как выбор одной возможности есть отказ от других.
Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может разрушаться.
Человек всегда в динамике становления, Человек ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей. Подлинная жизнь — реализация этого условия. Подлинное существование требует больше чем удовлетворение биологических потребностей, сексуальных и агрессивных побуждений. В каждый момент своего времени человек обязан (перед самим собой) максимально выявить свои способности.
Человек должен принять вызов, создать свою жизнь, полную смысла. Другой путь это путь предательства. Легче, оказывается, предать свою судьбу, свой жизненный путь. Что тогда? Незаметно для человека наступает психическая смерть, которая может застигнуть его еще в детстве. «Тайная психическая смерть в детстве», — так психолог А.Б. Орлов характеризует это состояние, цитируя анонимного автора. Моя жизнь имеет смысл только тогда, когда я могу реализовать мою человеческую природу.
Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Особенно поиск затруднен в эпоху культурных перемен и конфликтов, в эпоху упадка (Нового времени, например). В такие эпохи, внешние, традиционные ценности и убеждения больше не являются адекватными вехами для жизни и для нахождения смысла существования.
В частных случаях, в кризисных ситуациях действует тот же психологических механизм. Проверенные, способы реагирования не работают, и происходит пошатывание, частичная потеря жизненного смысла.
Не всем хватает мужества «быть». Человеческое бытие предполагает уход от старых шаблонов, стереотипов, умения настоять на своем, желания искать новые и эффективные пути для самоактуализации. Именно, в кризисные моменты жизни, проверяется наличие «мужества быть», способность к самоактуализации вопреки.
Человек ответственен, полностью ответственен за одну единственную жизнь — собственную.
Избегать ответственности, свободы, выбора — означает предавать самого себя и жить в состоянии отчаяния, безнадежности, быть не подлинным, неаутентичным.
Связь бытия человека и бытия мира.
Становление человека и становление мира всегда связано (М. Бубер, М.М. Бахтин). Это со-становление (Эрвин Штраус) Я и Ты (М. Бубер), диалог (М. М. Бахтин).
Человек раскрывает возможности своего существования через мир другого (М. Бубер), а мир, другой, в свою очередь, раскрывается человеком, который в нем. С ростом и расширением одного, поневоле растет и расширяется другой. Если один останавливается в росте, останавливается и другой. Кризисные события выражают различные возможности — невозможности человеческого существования.
Методы экзистенциальной психологии.
Единственная реальность, утверждает психология экзистенциализма известная кому-либо — субъективная реальность или личная, но необъективная. Значение субъективного опыта состоит в том, что этот опыт основной феномен связи человека с миром. После коперниковского переворота И. Канта, который он совершил в гносеологии: мышление является конституирующим для своих объектов, оно создает их, познавая их, — психологи могли опираться на опыт при конструкции своих психологических моделей. Только в опыте можно обнаружить и мир и человеческое «Я», задача подняться над ним и увидеть опыт в процессе рефлексивного анализа.
Теоретические построения вторичны по отношению к непосредственному опыту.
Именно поэтому методы экзистенциальной психологии построены по существу на самоотчетах, возвращая психологию к субъективизму. Экзистенциальные исследования подчинены следующей задачи: найти проект или фундаментальные отношения, к которым сводятся все поведенческие проявления. Предполагается, что структура мира человека раскрывается через его жизненную историю, характер, содержание языка, сновидения. Экзистенциальная психология интегрирует целостный психологический опыт в непосредственной данности сознанию, она сосредотачивают внимание на переживаниях. Экспериментальные методы, принятые в психологии, экзистенциальная психология считает следствием дегуманизации и принципиально их отвергает.
Экзистенция
Экзистенция – существование. Ее главная характеристика – отсутствие предначертанности, предзаданности, которая может влиять на личность, определять, как она разовьется в перспективе. Исключается откладывание на будущее, перенаправление ответственности на плечи других, нации, социума, государства. Человек решает сам – здесь и сейчас. Экзистенциальная психология определяет направление развития личности исключительно выбором, который он делает. Личностно-центрированная же психология рассматривает сущность личности как заданную позитивной изначально.
Вера в человека
Вера в личность – базисная установка, отличающая гуманистический подход в психологии от иных течений. Если в основе фрейдизма, бихевиоризма и подавляющего большинства концепций советской психологи лежит неверие в личность, то экзистенциальное направление в психологии, напротив, рассматривает человека с позиции веры в него. В классическом фрейдизме природа индивидуума изначально негативна, цель влияния на нее – исправление и компенсация. Бихевиористы оценивают человеческую природу нейтрально и влияют на нее путем формирования и коррекции. Гуманисты же видят природу человека либо безусловно-позитивной и видят целью влияния помощь в актуализации личности (Маслоу, Роджерс), либо оценивают личностную природу как условно-позитивную и основной целью психологического воздействия видят помощь в выборе (экзистенциальная психология Франкла и Бюдженталя). Таким образом, в основу своего учения институт экзистенциальной психологии ставит понятие индивидуального жизненного выбора человека. Личность рассматривается как изначально нейтральная.
Психология в лицах
Чтобы наиболее полным образом понять, что представляет собой рассматриваемая нами теория, нужно подробнее поговорить о тех великих людях, которые ее основали. Итак, Сёрен Кьеркегор – это, пожалуй, главная личность в экзистенциализме. Сёрен – получивший теологическое образование датский философ. Ему принадлежит огромное количество трудов по религиоведению и философии.
Рекомендуем: Что такое индивидуальность?
Именно он первым стал рассуждать о том, что индивидуальность первична, и о том, что к поступкам и действиям любого человека нужно относиться не так, как это было принято раньше. Кьеркегор прожил относительно небольшое количество лет, при этом довольно-таки тяжелых, поэтому совсем не случайно он в кризисные и проблемные моменты задумывался о том, что такое смысл жизни, для чего люди существуют на этом свете, о том, что такое смерть.
https://youtu.be/MS73NIcPU0o
Другим ярким представителем учения был Виктор Франкл. Он занимался изучением основных трудов Адлера и Фрейда, именно они помогли ему понять и раскрыть собственные психологические теории. В своих трудах он опирался на трудные жизненные ситуации, в процессе которых люди задумываются о смысле собственного бытия.
К примеру, такое часто случается, когда человек или кто-то из его близких тяжело заболел или попал в тюрьму. Только в такие моменты как никогда человек начинает ценить собственное существование в этом мире. Самому Франклу пришлось пережить пять тюремных заключений и потерять при этом свою семью, зато взамен этого он стал гениальным психологом. Одной из главных заслуг Франкла считают введенное им понятие «экзистенциальный вакуум», которое означает полное отсутствие у человека смысла жизни, нежелание жить, равнодушие и опустошение, что может привести к глубокой депрессии или вовсе суициду.
Рекомендуем: Интенция — это
Нельзя обойти стороной Джеймса Бьюдженталя, который вывел основные положения экзистенциальной психологии:
- Проблемы любого человека всегда имеют более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд.
- Следует непременно в каждой личности уважать ее автономию и самостность.
- Каждая личность является субъективной, поэтому у каждого человека свои переживания, тревоги, радости, мысли и чувства, и у разных людей они не похожи. Поэтому удивляться, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же жизненные обстоятельства, не приходится.
- Главная роль в человеческом поведении отводится настоящему, хотя имеется зависимость и от прошлого, и от будущего.
Одним из сильнейших представителей, изучающих экзистенциальный подход, можно назвать Ролло Мэя. Он на протяжении всей своей жизни был весьма увлечен литературой и искусством, что существенно повлияло на его психологические теории.
Стартовой точкой его учений стало то, что Мэй заболел такой страшной болезнью, как туберкулез. Только в тот момент он понял, что человек сам является хозяином своей жизни и может ее менять, а если он надеется на судьбу и сам ничего не делает, это не приводит ни к чему хорошему. Большую роль в его теориях играло понятие «тревожность». Мэй считал, что она может быть нормальной, то есть необходимой для того, чтобы человек оставался бдительным, и нервозной, которая не приводит ни к чему хорошему.
Рекомендуем: Причины тревоги и как от нее избавиться?
Школа экзистенциальной психологии не представляется полной без такого психолога, как Бинсвангер. Он жил в Швейцарии и учился у великих психологов: Юнга, Фрейда и др. Стоит отметить, что Бинсвангер был не просто психологом, но и врачом-психотерапевтом, использующим на практике техники экзистенциализма.
Из ныне живущих самых ярких представителей экзистенциального направления в психологии можно назвать такого психотерапевта, как Ирвин Ялом. Его главная идея состоит в том, что для каждого человека нужно придумывать индивидуальную психотерапию, поскольку здесь не может быть какого-то универсального метода.
Проблемы экзистенциальной психологии
В основу гуманистического подхода помещено понятие осознаваемых ценностей, которые человек «выбирает для себя», разрешая ключевые проблемы бытия. Экзистенциальная психология личности декларирует первичность существования человека в мире. Индивидуум с момента рождения беспрерывно взаимодействует с миром и находит в нем смыслы своего бытия. Мир содержит как угрозы, так и позитивные альтернативы и возможности, которые может выбирать человек. Взаимодействие с миром порождает у личности основные экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу, неспособность совладать с которыми приводит к дисбалансу в психике индивида. Проблематика разнообразна, но схематично ее можно свести к четырем основным «узлам» полярностей, в которых личности в процессе развития необходимо делать выбор.
Детерминизм, свобода, ответственность
Понимание свободы в экзистенциализме также неоднозначно. С одной стороны, человек стремится к отсутствию внешней структуры, с другой – испытывает страх перед ее отсутствием. Ведь существовать в организованной, подчиняющейся внешнему плану Вселенной проще. Но, с другой стороны, экзистенциальная психология настаивает на том, что человек сам создает свой мир и полностью за него отвечает. Осознание отсутствия заготовленных шаблонов и структуры порождает страх.
Экзистенциальная психотерапия
1834 год. Воскресенье. Полдень. В маленьком кафе сидит молодой датчанин, курит сигару и размышляет о том, что он состарится, не оставив следа в этом мире. Возникают мысли о своих успешных друзьях. Сигара догорает. Молодой датчанин, зажигает другую и продолжает размышлять. Внезапно в его сознании возникает мысль: «Ты должен что-то сделать, но, поскольку твои ограниченные способности не позволят тебе облегчить что-либо еще более, чем оно есть, то ты должен, с тем же гуманитарным энтузиазмом, как у других, приняться за то, чтобы что-либо затруднить». «Когда люди стремятся все на свете облегчить, возникает опасность, что станет слишком легко», — подумал он и решил, что возможно, нужен кто-то, кто вновь затруднит жизнь. Таким образом, Серен Кьеркегор, основоположник экзистенциальной терапии открыл свое предназначение.
Найти трудности оказывается очень легко. Достаточно поразмыслить о ситуации собственного существования, стоящих перед собой выборах, своих возможностях и ограничениях, страхе перед смертью. Эти четыре фактора — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность и составляют основное содержание экзистенциальной психодинамики.
Кьеркегор обосновал понятие экзистенции, как неповторимости человеческой жизни. Он же обратил внимание на поворотные моменты в жизни человека, дающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор. Слово «существование» («existence») происходит от корня ex—sistere, означавшего буквально «выделяться, появляться».
Экзистенциальная психотерапия (existentialtherapy) — одно из направлений гуманистической психологии, которое ставит своей задачей, — справиться с отчаянием человека и фокусируется на базисных проблемах существования индивидуума. В настоящее время выделяют ряд очень разных психотерапевтических подходов, обозначающихся одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа):
- экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера,
- Dasein анализ Медарда Босса,
- экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла,
- экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.
В нашей стране широкое распространение получила американская ветвь экзистенциальной терапии: экзистенциально-гуманистическая психотерапия Дж. Бьюдженталя и экзистенциальная терапия И.Ялома.
Развиваясь, двигаясь вперёд, стремясь к индивидуальности, человек на своём пути может встретиться с одиночеством, его может посетить ощущение незащищённости, страх перед чем-либо. На определённом этапе жизни каждый человек сталкивается с мрачными мыслями. Первое, что он делает, когда страх становится невыносимым, — отступает, хочет раствориться в другом человеке, отрекается от своей индивидуальности. Но, это лишь мнимый комфорт. Экзистенциальная психотерапия связана с анализом ценностей человека и может помочь при любых ситуациях и жизненных затруднениях: справиться депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, кризисами и неудачами, нерешительностью. Цель терапии — принятие мироздания, максимально полноценное, насыщенное и осмысленное существование.
В экзистенциальной психотерапии за основу берутся жизненные вопросы, сама жизнь в тесной связи с окружающим миром, а не изучение проявлений психики и не симптомы. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать, — не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и размышлять о том, что вне времени — об отношениях своего сознания и пространства вокруг. Это значит размышлять о том, что мы есть, а не о том, каким образом мы пришли к тому, какие мы есть.
Большинство людей обращаются к терапевту, когда теряют что-то в себе, некий смысл. Проблемы могут завладеть жизнью человека и сделать её невыносимой, но, в любой момент есть возможность сделать шаг в пользу жизни по-другому. Человек способен понять уникальность своей жизненной ситуации, способен сделать выбор, как относиться к своему настоящему, прошлому и будущему. Он также может развить способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий.
Экзистенциальный терапевт стремится понять личный мир пациента, а не установить, как именно его мир отклоняется от «нормы». Он не дает ответов, а спрашивает и помогает человеку самому прийти к ним.
Отложите все дела, сядьте, расслабьтесь и подумайте о своей жизни, своём существовании в этой жизни. Ответы внутри человека.
Человек может быть тем, кем он решил быть. В самом его существовании заключена возможность выйти за пределы самого себя и выйти решительно. Такой выход всегда сопряжён с риском и неопределенностью, но, «игра стоит свеч». Как писал Сартр, — «человек — это не мох, не плесень и не цветная капуста».
Жизнь — это искусство. Каждый из нас обладает талантом жить, а экзистенциальная терапия лишь помогает человеку войти в новую фазу развития этого таланта.
Вы хотите жить полной жизнью? Так в чём же дело?
Каждому человеку дано во владение его бытие, при этом, на него возлагается и полная ответственность за существование. Это оптимистическая новость. Единственное, что позволяет человеку жить, — это действие.
«Изначально у меня были сомнения, что психотерапия может помочь, но, оказывается, она помогает», — это слова человека, решившего изменить свою жизнь. В чём же она ему помогла? Он начал жить осмысленной, полноценной, насыщенной жизнью.
Аутентичность и конформизм. Вина
Психологи-гуманисты, основываясь на принципе личного выбора человека, выделяют две основные полярности – аутентичность и конформизм. В аутентичном мировосприятии человек проявляет свои уникальные персональные качества, видит себя как личность, которая способна влиять на собственный опыт и общество через принятие решений, поскольку социум создается выбором отдельных индивидуумов, следовательно, способно изменяться в результате их усилий. Аутентичному стилю жизни присущи внутренняя направленность, новаторство, гармония, утонченность, мужество и любовь.
Человек же, ориентированный внешне, не имеющий смелости взять на себя ответственность за собственный выбор, выбирает путь конформизма, определяя себя исключительно как исполнителя социальных ролей. Действуя по заготовленным общественным шаблонам, такая личность мыслит стереотипно, не умеет и не хочет признавать свой выбор и давать ему внутреннюю оценку. Конформист смотрит в прошлое, опираясь на готовые парадигмы, вследствие чего у него возникает неуверенность и чувство собственной никчемности. Происходит накопление онтологической вины.
Ценностный подход к человеку и вера в личность, ее силу позволяют более глубоко ее изучить. Об эвристичности направления свидетельствует и наличие разнообразных углов зрения в нем. Основные из них — традиционно-экзистенциальная, экзистенциально-аналитическая и гуманистическая экзистенциальная психология. Мэй и Шнайдер также выделяют экзистенциально-интегративный подход. Кроме того, существуют такие подходы, как диалогическая терапия Фридмана и логотерапия Франкла.
Несмотря на ряд концептуальных расхождений, личностно-центрированное гуманистическое и экзистенциальное течения солидарны в доверии к человеку. Важное достоинство этих направлений состоит в том, что они не стремятся «упростить» личность, помещают ее наиболее сущностные проблемы в центр своего внимания, не отсекают трудноразрешимые вопросы соответствия бытия человека в мире и его внутренней природы. Признавая, что общество влияет на формирование личности и ее бытие в нем, экзистенциальная психология тесно соприкасается с историей, культурологией, социологией, философией, социальной психологией, одновременно являясь целостной и перспективной ветвью современной науки о личности.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
К экзистенциальному направлению относят теории и системы личностной коррекции, основанные на теории экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое личностное становление, когда упор делается на «свободную волю», осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. При таком подходе целью коррекции становится доведение до понимания человека смысла, который он хочет придать своей жизни
Основателем экзистенциализма считается С. Кьеркегор,датский теолог и философ. Термин «existentia» переводится с позднелатинского как «существование». В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М. Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Э. Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.
Д. Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:
.человек есть целое, несводимое к сумме его частей; .человек существует в контексте собственных человеческих проблем; .человек способен к осознанию и способен действовать рационально; .человек всегда
имеет выбор;
.поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамерено, человек может принимать осознанные решения.
61 Основные понятия и положения экзистенциального подхода
Базисные понятия у того или иного конкретного представителя приобретают различный акцент, но в целом они составляют понятийную экзистенциальную определенность концепции:
«Диалог» —
понятие, выдвинутое и разработанное М. Бубером. Согласно Буберу в языке существуют основные слова, образующие словесные пары. Отличие основных слов в том, что они не обозначают нечто существующее, а, будучи произнесены, порождают существование. Эти слова: «Я- ты», «Я-оно». По Буберу, основное слово «Я-ты» порождает и утверждает мир отношений в отличие от «Я-оно», которое порождает опыт.
«Опыт» — понятие, отношение к которому в науке и философии вылилось в драматическую борьбу. Категория «опыт» соотносима не с объективной истиной по отношению к «моей» экзистенции, а с субъективностью «моего» онтологически, а не гносеологически постигаемого бытия. В этом смысле опыт жизни 5-летного ребенка ничуть не менее истинен, чем опыт жизни умудренного сединами старца.
Поэтому в тесной связи с понятием «опыт» идет понятие «переживание».
«Переживание» — понятие, характеризующее собой особый способ или состояние бытия. Предложенное в 1965 г. Джендлином, оно описывается следующим образом: переживание, которое скорее чувствуется, чем мыслится, знается или вербализуется; переживание происходит в непосредственном сиюминутном настоящем. Переживание -это изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида почувствовать что-то в любой данный момент. Особое значение придается пиковым переживаниям, сопровождающим самоактуализацию, рост личности. Пиковое переживание — максимальное ощущение полноты бытия и всех своих потенций.
«Аутентичность» (подлинность) — понятие, введенное М. Хайдеггером и развитое К. Ясперсом в связи с центральной проблемой философии человека, а именно —
проблемой превращения неподлинного человеческого бытия в подлинное. Подлинность, по Ясперсу, — бытие, нескованное и неукрепленное какой-либо одной концепцией, идеей или возможностью, которая навязана извне и предопределяет выбор человека. Иначе говоря, это искренность до конца и по отношению к другим, и по отношению к себе, при которой индивид свободен как от внешнего манипулирования, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно свободном бытии.
«Самоактуализация». По мнению одного из ее создателей, А. Маслоу, это понятие, выступает в синонимичном ряду с такими понятиями, как «рост», «саморазвитие», «индивидуация». Оно определяется двумя существенными признаками: 1) принятием и выражением внутреннего ядра
(«самости»), т.е. актуализацией латентных способностей и потенциала; 2)
минимальным наличием нездоровья
(неврозов и других потерь дееспособности). В истоках же осмысления понятия лежит поиск исходной ценностной парадигмы, которую можно назвать здоровьем, причем полным (психическим, социальным, физическим), т.е. здоровьем как полнейшим раскрытием человеческих возможностей в индивидуальной жизни.
«Ценность» —
понятие, которое в экзистенциальной психокоррекции отражает содержание, относящееся к направленности, устремленности переживаний. Ценность еще не смысл, но, по крайней мере, его условие. Реализация ценности
может составить жизненный смысл. Различают следующие ценности:
когнитивные предпочтения, эстетические, моральные, культуральные «Я». А. Маслоу предложил следующую дихотомию ценностей:
1. В-ценности —
бытовые ценности, ценности полноты бытия.
2. D-ценности —
депривационные ценности, ценности, возникающие от дефицита чего-либо.
Тип ценности, свойственный человеку, определяет его бытие. По Маслоу, В ценности включают: добро, справедливость, красоту, правдивость, самодостаточность и др. в традиционной формулировке, в которой представлены базисные, т.е. основные, жизненные потребности. Их можно разграничить еще и таким образом: В-ценности -порождения индивида и его, направленные на мир, переживания, в то время как 0-
ценности — требования индивида и его, направленные от мира к себе, переживания.
«Бытие в мире». Категория анализируется практически всеми представителями экзистенциальной психологии и обозначает целую совокупность сущностных признаков и феноменологии переживания собственного «Я» как пребывающего в мире:
во-первых, это чистая экзистенция, т.е. наличность, данность себе и миру;
во-вторых, это подлинное существование «самости»;
в-третьих, бытие есть трансцедентирование человека в иное;
в-четвертых, бытие — это «тосіиз ѵіѵепсіі» в отличие от «тосіиз орегапсіі»;
в-пятых, это определенное качество существования, характеризующееся неограниченностью, полнотой и самоотдачей.
Поэтому с категорией бытия тесно связана категория становления, а сама категория бытия соизмерима с категорией «мир».
«Жизненный мир» — понятие, введенное и разработанное Э. Гуссерлем. Это то, что имеет значимость для сознания. «Жизненный мир» — понятие, фиксирующее самовстраивание переживаемого, осознаваемого, воспринимаемого, проговариваемого мира как такового фактологического. Понятие «жизненный мир» не только признает онтологичность (независимую данность человеческого сознания), но и требует обязательного учета этой внутренней онтологии сознания, принятие всерьез ее в работе с клиентом.
«Событие» —
скорее не предметно отнесенное понятие, а принцип построения коррекционной работы в экзистенциальной психологии. Принцип событийности предполагает отказ от инструментального активизма (с его инфантильным стремлением к
самоутверждению любой ценой) и отводит субъекту деятельности иное место в гораздо более сложном взаимосвязанном мире, чем это казалось в эпоху классических научных представлений.
Цели коррекции.Основная цель экзистенциальной коррекции — помочь клиенту обрести смысл жизни, осознать личностную свободу, ответственность и открыть свои потенции как личности в полноценном общении. И одновременной задачей экзистенциального взаимодействия выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и безусловным, заслуживающим признания жизненным миром, само существование которого есть ценность.
Позиция психолога.Основная предпосылка психологической позиции — понимание клиента в терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности. Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни клиента и его «сейчастным» переживаниям. Сложность позиции также в том, что психолог должен уметь совмещать понимание клиента и способность конфронтации с тем, что именуется ограниченным существованием в клиенте. Способность или свойство психолога «быть в мире» — самое очевидное условие его успешной коррекционной деятельности.
Основные задачи психолога, участвующего в процессе экзистенциальной коррекции
· Полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы.
· Формировать и поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя сам.
· Помогать клиенту обнаруживать в себе силы, разрушающие его и его жизнь, помогать находить консервативные структуры, которые он сам построил и соответственно может сам изменить.
· Быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента.
· Быть глубоко уверенным в том, что клиент в состоянии помочь себе сам.
Требования и ожидания от клиента.В экзистенциальной психокоррекции основные усилия направлены на помощь клиенту принять всерьез свой феноменологический мир, осознать реальность своих осознанных или неосознаваемых выборов и их последствий Поэтому позиция клиента не ограничивается достижениями инсайта, формулируется как ожидание действий, проистекающих из проясненной ценности личности и ее потенций Поэтому в клиентах поощряется открытость, спонтанная активность и сосредоточенность на основных проблемах
жизни
рождение, любовь, тревога, судьба, вина, смерть, ответственность,
т е на экзистенциальных проблемах, которые не имеют рационального решения, но конфронтация с которыми позволяет решать текущие психологические проблемы клиента
Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и к своей жизни, в этом проявляется глубокий уровень его субъективности Он должен быть способен реагировать на глубинный интерес к самому себе Иногда этот интерес может быть поврежден, поэтому клиент нуждается в коррекции
Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях Процесс поиска осуществляется через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущении, эмоции, мыслей и ожидание открытия
65 Техники
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир»
На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир»
В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач
Первый подход#
—
упор на развитие самосознания
Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла В контексте экзистенциальной
парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и жизни в настоящем — таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.
Второй подход — культивирование свободы ответственности.
В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации -таковы основные предпосылки реализации данной установки.
В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении — таков путь в экзистенциальной психокоррекции.
Третий подход — помощь в открытии или создании смысла.
В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.
Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне.
Четвертый подход — уникальность и идентичность.
Ключ к реализации данного механизма психокоррекции — в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки — открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность, где «Я», «Мое», а где «Не я», «Не мое», и переживание своей идентичности, своего «Я» как уникального неповторимого жизненного мира — таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки.
Пятый подход — работа с тревогой.
В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила — снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее.
Тревога как проявление пограничной ситуации, в которой находится или в которую помещает себя клиент, — важный феномен для коррекционной работы. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней — компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.
1. Отношение со временем.Хотя главное внимание уделяется актуальному переживанию, отношение ко времени (будущему, прошлому) — важный момент и прием в коррекционной работе. Простой вопрос: «Как вы представляете себе нашу с вами встречу через 10 лет?» — может вызвать целую гамму переживаний, связанных не только с осмыслением собственной жизни, но и с проработкой ее возможных смыслов. Кроме того, проективное исследование возможных путей самоосуществления может повысить степень личностной реализации в настоящем времени.
2. Взаимоотношения между психологом и клиентом.В экзистенциальной коррекции взаимоотношения представляют особую ценность, поскольку, как ясно уже из анализа психотехник,
эти отношения самоценны. Их неповторимый личностный оттенок, личностный смысл, нюансировка, вся гамма переживаний в связи с общением с человеком как со значимым другим — источник могучих воздействий и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и честность по отношению к себе; отказ от манипулирования и готовность принять отношение к себе в ответ на свою прозрачность, с помощью которой психолог своей личностью моделирует продуктивные способы переживания, не беря на себя ответственность за навязывание другому своего поведения, — такова коррекционная сердцевина.
Главными результатами успешной экзистенциальной психокоррекции являются расширение чувства бытия клиента и увеличение его жизнеспособности (жизненных сил).