Что такое коммуникативная компетентность? статья на тему


Определение

Коммуникация в психологии — это сознательная или подсознательная передача и обмен информацией с другими людьми. Является своеобразной формой взаимодействия между индивидами, что осуществляется посредством познавательной деятельности. Относится к адресному влиянию на ценности и взгляды собеседника, которые выстраиваются исходя из рациональной составляющей.

Коммуникацию можно рассматривать в качестве необходимого условия для развития взаимоотношений человека. Способность к передаче информации также является одним из основополагающих аспектов совершенствования всего общества, поскольку она выступает в роли основного взаимодействия между различными этническими группами.

Автор термина, социолог американской школы психологии, Чарльз Купи в начале XX века определил коммуникацию в качестве «механизма, благодаря которому, существуют и развиваются абсолютно все человеческие отношения — в контексте образов подсознания, соединенными со способами их визуализации и передачи в жизни, включая сохранение во времени».

Согласно советскому ученому И. П. Яковлеву, а также другими психологами в смежных тематиках, под определением коммуникации следует понимать систему исследовательской практики в роли коммуницирования в обществе, включая: развитие, структуру и содержание, практическое использование.

В то же время, М. С. Андрианов локализирует определение в качестве понимания первоначальных аспектов социального взаимодействия, отталкиваясь лишь от смыслового значения.

Исходя из слов немецкого социолога Никласа Лумана, коммуникация — это «определенное исторически протекающее событие, зависящее от временного этапа».

Также определение было охарактеризовано им в качестве совокупности действий, подходящих для социальных систем, наличие которых перераспределяет знания в обществе. Он не воспринимал коммуникацию в роли передачи информации или семантического содержания психологической подсистемы.

Коммуникация в психологии — это средство, при помощи которого отдельные индивиды могут поддерживать и конструировать собственные отношения между собой, согласно Т. Силларсу и А. Вангелисти,

История развития

Исследовательская практика, направленная на изучение коммуникации в роли самостоятельной научно-социологической области связана с развитием инфокоммуникации на основе телекоммуникационных и информационных технологий.

В особенности, на формирование коммуникации, повлияло возникновение радио в 1920-х г. Позднее, с появлением компьютеров и телевидения, а также с началом глобализации больших компаний, процесс исследования в качестве научно-психологического феномена возрос в несколько раз.

Первая коммуникационная кафедра открыта в начале 1940-х г., в США. Со слов доктора философских наук, по совместительству, профессора социальной философии А. В. Назарчука, проявление проблематики термина развивалось исходя из 3 основных направлений:

  • англо-американский. Направлен на анализ лингвистически обусловленного процесса, а также прояснения языковой систематики разных народов;
  • французский. Отличается неограниченным смысловым значением языкового коммуницирования, что определяется социальной проблематикой современного общества: идеологические искажения, критическое настроение к власти, отсутствие осмысления и т.п.
  • «Философия диалога». Характеризуется полемическим отношением к философии трансцендентального и психологического типа, отталкиваясь от субъективности значения «Я — Ты» в сторону ведения коммуникации. Развита М. Бубером, М. Бахтином, Ф. Эбнером и др.

Ф. И. Шариковым был выведен неологизм «коммуникология», который объяснял любые исследовательские деятельности, направленные на объективное понимание коммуникации — систематизированные знания о развитии средств общения в качестве психологического феномена.
В психологии и лингвистической практике, коммуникация рассматривается в качестве факторов, способствующих для правильного восприятия и передачи образной информации, что объясняет процесс локальной и массовой деятельности. Это также позволило вывести определение коммуниканта — участника диалога.

Общение, коммуникация: понятия, их взаимосвязь

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение, познание. Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании [2, С 109]. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

Помимо этого, часто встречается термин «коммуникация». Какая связь между ними? Коммуникация(с лат. «общее, разделяемое со всеми») — это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию [2, С. 109]. В качестве систем обменивающихся информацией могут выступать: 1) техника (искусственная система) – техника, 2) живая система (в частности, человек) – техника; 3) живая система – живая система. Например, два компьютера соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация. Танец пчелы, сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация. Пилот управляет самолетом – возникает коммуникация «человек – техника». По приборам пилот определяет режим работы, исправность узлов, условия полета. На основе этих данных производится управление. В третьем варианте, живая система – живая система, в частности может идти обмен информацией между людьми, который называется общением. В силу такого рассмотрения следует, что понятие «коммуникация» шире, чем понятие «общение», но, если рассматривать общение как взаимодействие двух субъектов, то наряду с другими компонентами, общение, содержит коммуникационный [26, С. 137]. Тогда понятие «общение» шире, чем «коммуникационный компонент».

6.2. Аспекты общения: цель, содержание, средства

Цель общения —это то, ради чего возникает данный вид активности. У животных побуждение к действию – биологическая потребность, а у людей возникает целый спектр целей; в том числе потребность в общении может быть средством для удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, нравственных и т.д.

Содержание общения – информация, которая передается от одного человека к другому. Через общение могут передаваться потребности и данные об эмоциональном состоянии, что может повлиять на наше поведение. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На семинаре преподаватель истории сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, студент растолковывает своему товарищу теорему Коши, закон Кулона. Преподаватель сообщает, студент растолковывает – передача знаний – это есть содержание общения. Студенты – участники клуба веселых и находчивых совместно пишут и проигрывают сценку для участия в конкурсе «Студенческая весна». Взаимодействие, которое при этом осуществляется, — есть тоже содержание общения.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом».

Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, деятельность. Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив ВУЗа решает вопрос о состоянии успеваемости студентов. Во всех этих случаях содержанием общения оказывается общее дело, задача, их выполнение и решение.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют его, придают своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это лишь отдельные предметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения у каждого человека, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность [2, 26].

Средства общенияможноопределить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому.

Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми также передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей) [7].

Выделяют невербальные средства общения. Это внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (маторика всего тела), прикосновения. А также расположение людей в пространстве. Например, пантомимика — позы, осанка, поклоны, походка; прикосновения — поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и пр.

Отдельно, среди невербальных средств общения, подразделяют – оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвинистические (темп речи, громкость, изменения высоты и темпа окраски голоса) и экстралингвинистические (включение в речь пауз, других вкраплений, таких как покашливание, плач, смех).

Вербальными средствами общения выступает речь. Речь – это знаковая система. Знаком называют такое явление, которое введено кем-либо с той целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в определенном направлении. То, к чему знак относится, называется значением знака. Например, значение слова «луна» является естественный спутник Земли. Эти средства присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагают усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не могут полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Непосредственное и опосредованное общение. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющие в распоряжении средства. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. В непосредственном общении используются вербальные и невербальные средства общения. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Опосредствованное общениесвязано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.) [7]. Например: просмотр телепередачи, чтение книг, восприятие произведений искусства. Если два человека разговаривают по видеотелефону, то можно считать опосредованность минимальной: они видят, слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. В том случае, когда один другому посылает письмо или через вторых и третьих лиц передает информацию, — опосредованность значительная [2].

Предыдущая10Следующая

Классификация

В психологической практике, разновидности коммуникации принято распределять исходя из методов ее осуществления в общественной деятельности. К основным видам относится вербальная и невербальная коммуникация. В свою очередь, последний тип определяется жестовым, знаковым, символьным или мимическим проявлениями.

Исходя из субъектов коммуникации, а также типов взаимодействия между ними, в психологии принято разделять следующие виды:

Межгрупповая

Типы взаимодействия индивидов, которые определяются исходя из принадлежности к тем или иным социальным сообществам или категориям населения. Не зависит от межличностных отношений или индивидуальных предпочтений.

Публичная

Тип инструментального или ориентированного на статус общения в публичном пространстве. В большинстве случаев характеризуется затрагиванием общественно-смысловых интересов.

Массовая

Вид систематического развития информативности, которая носит сугубо официальный характер, включая передачу заранее подготовленной информации при помощи тех или иных технологических средств.

Также относится к процессам динамического характера общественной сознательности, выступает в роли настроения у масс и сильным воздействием на индивидуальность каждого из участников определенной группы людей.

Межличностная

Тип общения, ориентированного на личностный характер, что связано с обменом информации и ее последующей интерпретацией 2 или более субъектов, которые вступают в отношения друг с другом.

Наиболее значимой и часто используемой разновидностью, является межличностная коммуникация, которая выделяется следующими типами речевого взаимодействия между субъектами:

Диалог

Является наиболее активной формой общения, при котором оба коммуниканта делятся личностными явлениями или представлениями. Речь диалогического характера определяется конкретной ситуацией, при которой происходит разговор.

Характеризуется наличием тематической составляющей или мотивами собеседников. Каждый из участников беседы выступает в роли говорящего и слушателя, которые чередуются между собой. Интеракция по Г. Бушу распределяется на группы дискуссионного характера, тематического обсуждения, или типа «вопрос-ответ».

Монолог

Функционально развернутая и осмысленно производимая речь отдельного субъекта, что является прямым результатом его объективной деятельности речевого аппарата. Строится на высказывании личной позиции, исходя из определенного опыта. Выявляется характером обсуждения или вопросом, обращенным к проблеме.

Не отличается непосредственной реакцией наблюдателей и существует как в письменной, так и в устной форме. Является важнейшей формой вербального общения.

Полилог

Тип межличностного коммуницирования между несколькими участниками беседы — от 3 субъектов.

Современная психологическая теория не может точно сказать, кто первый выявил и развил коммуникационную теорию. Принято считать, что одним из пионеров, исследующим речевую характеристику является социолог В. Л. Скалкин, который добавил к основным формам общения термин «трилог» — разговор исключительно 3 индивидов.

Характеристика

Характеристика основного взаимодействия коммуникации в обществе состоит из определенных особенностей, которые вместе составляют ее специфику в роли психологической и научной дисциплины.

Наиболее значимыми являются:

  • непосредственное наличие обратной связи в развитии межличностной коммуникации;
  • выступление индивидов в качестве, как получателя, так и отправителя информации;
  • необратимость коммуницирования в контексте невозможности уничтожения уже проговоренной информации;
  • наличие неизбежности коммуникации вследствие основных целей человеческой жизни в роли социального феномена — невозможности существовать без какого-либо общения, что также является основной потребностью субъекта.

Базовые элементы

Наличие коммуникационного процесса определяется совокупностью многих элементов.

Социально-психологической теорией принято выделять 4 базовых элемента:

ЭлементХарактеристика
ОтправительСубъект, который генерирует идею или предмет разговора, включая сбор информации и ее передачу
СообщениеВыступает в роли сказанной информации
КаналСпособ устной или письменной передачи данных
Получатель или адресатИндивид, которому предназначается получение или отправка информации с ее последующей интерпретацией

Коммуникация в качестве социального процесса обмена и передачи данными, характеризуется такими этапами: отбор релевантной информации, определение канала передачи, взаимодействие с субъектом, интерпретирование полученных данных.

Теории коммуникативного процесса

Психологами принято выделять следующие теории коммуникативного процесса:

  1. Снижение неопределенности. Характеризуется прохождением значимых этапов при общении с незнакомыми людьми, что позволяет снизить психологически обоснованную неопределенность друг к другу. Формирует первое представление о человеке.
  2. Социальный обмен. В этом случае взаимодействие между людьми приравнивается к экономической сделке, что объясняется максимизацией какой-либо выгоды со стороны участников. Так, индвид рассказывает о себе лишь в том случае, когда соотношение выгоды и затрат является приемлемым.
  3. Символическое определение. Сосредотачивается на аспекте роли и места субъекта в рамках определенного общества, что выясняется посредством личностного взаимодействия или навыков.
  4. Социальное проникновение. Объясняет взаимность общения между двумя индивидами, которые пребывают в процессе развития и совершенствования дружеских отношений. Подобное поведение может быть как вербальным, так и основываться на восприятии. Проявляется исходя из уровня близости.
  5. Ожидаемые нарушения. Объясняет теорию невербальной передачи данных с тем, как индивид ее интерпретирует. Характеризуется наличием ожиданий у собеседника, которые основаны на тех или иных социальных нормах, опыте или ситуациях.

Психологами из США, Д. Джексоном и П. Вацлавиком были открыты свойства коммуникации, которые объясняют ее развитие в общественной модели.

В психологии они называются аксиомами человеческого общения:

  • коммуникация — всегда социальный процесс, который не может отсутствовать;
  • любой тип общения имеет собственный уровень отношений и содержаний;
  • коммуникация последовательна событиям или опыту;
  • взаимодействие между людьми является симметрическим или комплиментарным, что базируется на отличительных или равных особенностях двух субъектов.

В свою очередь, межличностное общение делится на следующие характеристики: формальное и неформальное, типичное и атипичное, вертикальное и горизонтальное общение.

Как проявляются способности?

Проявляются в особом психологическом складе личности, от которого зависит эффективность информационного обмена с окружающими людьми.

Успех человека в жизни определяется не только его характером, темпераментом и судьбой.

Большое значение имеет именно тип взаимодействия с окружающими людьми, умение выстраивать с ними контакт.

Нередко личности, обладающие большим количеством положительных черт характера и высоким уровнем интеллекта, не добиваются успеха в обществе, на работе или в личной жизни из-за низкого уровня развития коммуникативных навыков.

Они попросту не умеют донести до окружающих информацию так, чтобы она была воспринята нужным образом. В этом случае говорят о низком уровне коммуникативных способностей.

Если же человек всегда находит подход к собеседнику или аудитории, умеет приспособиться к предлагаемой ситуации и легко оказывает влияние, то в его случае коммуникативные способности развиты высоко.

Данные черты характера во многом заложены от природы, но существенное значение имеет влияние близких людей и среды.

Чем больше родители посвящают времени общению с ребенком и прививанию ему навыков взаимодействия с окружающими, тем легче в дальнейшем ему устанавливать межличностные и деловые контакты.

Также значительную роль играет работа над собой, поскольку навыки общения можно вырабатывать опытным путем. Помогает чтение специальной литературы, самоконтроль, консультации со специалистами, участие в тренингах.

Коммуникативные способности включают следующие компоненты:

  1. Информационный. Способность привлечь внимание оппонента, заинтересовать его темой обсуждения, а также , обладание навыками вербального, невербального общения.
  2. Аффективный. Умение распознать эмоциональное состояние собеседника и грамотно подстроиться под него, проявляя при необходимости понимание, участие, сочувствие.
  3. Регуляционный. Способность принимать поддержку и ее проявлять. Это позволяет наиболее продуктивно взаимодействовать с людьми, снижая до минимума вероятность возникновения конфликтов.

Функции и роль

Коммуникация в психологии — это такое определение, которое косвенно влияет на развитие общественного взаимодействия между людьми.

Является особо значимым процессом, имеющим собственные цели и функции:

  • обеспечение продуктивного и качественного обмена информацией;
  • развитие межличностного общения исходя из обмена данными;
  • создание и совершенствование каналов передачи;
  • регулировка и интеллектуализация потоков информации.
  • информирование, предупреждение и убеждение других людей.

Цели коммуникации в контексте различных групп различаются по своей функциональности. Если в экстренных ситуациях, необходимо провести общее информирование участников, или их успокоить, то, например, в учебных целях — обучить, поддержать или объединить группу лиц.

Исходя из персонализированных целей субъекта, в научной практике выделяют следующие функции коммуникации:

  1. Информационная. Коммуникация выступает в роли посредника, что характеризуется обменом мнений, информацией, решениями и замыслами между коммуникантами. Подобный обмен развивается как при решении проблем, так и для практической цели, в том числе — поддержания отношений между субъектами.
  2. Социальная. Развитие и формирование культурных составляющих во взаимоотношении индивидов. Отличается наличием формирования личностных мнений или мировоззрений, а также реакций на определенные события. Характеризуется обеспечением высокой компетенции у человека, при помощи которой качественно повышается сосуществование в рамках культурных особенностей.
  3. Экспрессивная. Используется для выражения и понимания тех или иных эмоциональных переживаний. Состоит из непосредственного сбора информативной составляющей и вербально обоснованной оценочной модели. Объясняет теорию расположенности к конкретным людям. Так, если первое впечатление об оппоненте оказалось плохим, дальнейшие планы по развитию отношений могут разрушиться. Любое выражение эмоциональных проявлений особо важно при желании совершенствовать диалог с собеседником. Характеризуется повышенным самовыражением эмоций или чувств через оба коммуникативных вида — вербального и невербального.
  4. Прагматическая. Дает возможность регламентировать поведенческие факторы и оценить деятельность участников беседы, а также скоординировать действия в какую-либо сторону. Может использоваться, как для себя, так и для партнера, что позволяет мотивировать его к совершению определенных действий.
  5. Интерпретативная. Помогает лучше понять собеседника, его установки или намерения, а также выявить нежелательные переживания при беседе. Чаще всего используется для сбора и передачи информации, помогающей в какой-либо деятельности, оценке или мнениях.

Социально-ролевой контекст общения связан с наличием ожиданий и не может проявляться без знаний окружающей среды. Уровень деловых отношений реализуется посредством совместного сотрудничества между партнерами общения.

Личностно-интимный характер обязует человека к удовлетворению собственной потребности для понимания, переживания или сочувствия другого индивида. Для этого обычно используются такие психологические факторы, как эмпатия, близость или доверительность.

Методы управления

В современном обществе, построенном на технологическом совершенстве, где можно с легкостью получить любую информацию из интернета или любых других источников, навык коммуникации — все более ценное умение.

Управление методами и разновидностями коммуникативного общения — особо важный навык, позволяющий совершенствовать личность и достичь высоких успехов на работе, в общении, и в целом — в обществе.

Так как в большинстве случаев, люди решают проблемы при помощи общения, трудности в коммуникации могут воспроизводиться вследствие ее недостаточного развития, что особенно проявляется в случае, когда существует нехватка опыта.

Основные цели всех техник по управлению коммуникативного навыка:

  • легко и доступно устанавливать взаимодействие между людьми с его последующим поддержанием;
  • развитие нужного впечатления на индивидов посредством различных методик;
  • освоение психологических приемов для воздействия на аудитории;
  • обучение убедительной аргументации личностной позиции;
  • успешное отстаивание собственного мнения и интересов;
  • быстрое преодоление жизненных конфликтов;
  • осознание мотивов сказанных слов и поступков, включая реакцию на них от окружающих людей;
  • развитие эффективного слушания и способности задавать интересующие вопросы;
  • осознанное применение невербальных методов общения;
  • диагностирование различных психологических признаков в действиях оппонента;
  • выявление и дальнейшее устранение манипуляции со стороны собеседника;
  • создание нужной доверительной атмосферы сплоченности в коллективе, включая близких и родных людей.

Коммуникация в психологии — это навык, характеризующийся коммуникативными способностями, которые увеличивают качество общения. Сюда обычно входит умение договариваться, поддержания беседы, быстрого установления контакта и прочее.

В любых типах отношений, наиболее востребованными являются навыки личностной коммуникации:

  1. Не создавать споров, не возражать и не перебивать оппонента.
  2. Противостоять негативным темам разговора, развивая позитивные стороны беседы.
  3. Уметь обозначать собственные намерения и желания посредством вербального или невербального общения.
  4. Избегать лишней категоричности при развитии собственного мнения.
  5. Доносить информацию максимально рационализировано и мягко, учитывая возможные вопросы со стороны.
  6. Разговаривать тезисно, четко и структурировано выражать основную мысль.
  7. Спрашивать у оппонента о том, что он думает об обсуждаемой тематике.
  8. Избегать лишних обвинений или упреков в сторону собеседника, не затрагивать болезненные темы.
  9. Подчеркивать важный смысл и согласие с мнением субъекта: восхищаться, благодарить, высказывать комплименты.

Навыки коммуникации — это особо важный компонент любого общения, что позволит развить желаемые отношения, заполучить нужное одобрение, а также использовать достоинства в различных сферах жизни. Верное понимание психологии коммуницирования — ключ к успеху и совершенствованию личности человека.

Коммуникативность

Это способность личности устанавливать контакт с окружающими людьми с целью передачи им сведений.

Основные компоненты коммуникативности: разговорчивость, активность, эмоциональная реактивность, уверенность, доброжелательность, авторитет.

Для личностей с развитой коммуникативностью общение представляет большую ценность и интерес. При помощи перечисленных черт характера человек легко достигает поставленных перед собой целей.

Само общение он рассматривает одновременно как средство достижения желаемого результата и как процесс, доставляющий положительные эмоции.

Каждый межличностный и деловой контакт представляет для него очередную возможность проверить имеющиеся навыки и выработать новые.

В итоге формируется определенный коммуникативный опыт, который повышает эффективность последующих взаимодействий.

У личностей с развитой коммуникативностью присутствуют следующие черты:

  • высокий уровень интеллекта, эрудиции,
  • четкое понимание собственных потребностей,
  • готовность подстраиваться под новые обстоятельства, под предлагаемую ситуацию,
  • уважение и принятие социальных норм, убеждений, интересов других индивидов, групп, организаций,
  • объективная оценка своих способностей,
  • умение контролировать собственные эмоции,
  • умение адекватно оценивать окружающую обстановку, других людей,
  • уверенное владение вербальными, невербальными навыками общения.

Большое значение имеет жизненный опыт, накопленный человеком. Маленькие дети даже в раннем возрасте, общаясь с окружающими, осваивают первые навыки коммуникативного общения. По мере социализации в обществе эти умения совершенствуются.

Чем активнее протекает социальная жизнь человека, тем быстрее вырабатываются и больше накапливаются необходимые навыки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]