Социологические объяснения причин девиации

Девиация – это совокупность отклонений в поведении личности, в основе которых лежит нарушение социальных норм и правил. С точки зрения обществознания, девиации в социуме – это угроза для безопасности. Все это понимают, но при этом аморальные поступки и противоправные действия сегодня не являются редкостью.

Важно понимать, что девиация – это такое явление, которое нельзя рассматривать только как негативные проявления, ведь героизм или одаренность в той или иной области также считается отклонением от среднестатистической нормы. Но это будут аномалии уже совсем другой природы.

Определение понятия

В психологии девиация – это поведение людей, нарушающее стабильность межличностного взаимодействия. Психологи утверждают, что девиация – это поведение индивида, которое противоречит социокультурным нормам, моральным и нравственным устоям общества.

В структуре девиации выделяют:

  • поведение человека;
  • ценностные отношения и моральные ориентации личности;
  • социальные нормы и правила, которые выступают основным критерием отклоняющегося поведения;
  • оценочное отношение окружающих.

Иногда проявление психических заболеваний со стороны выглядит как умышленное нарушение норм и правил. Но между отклоняющимся поведением и медицинским диагнозом нельзя ставить знак равенства.

Понятие «девиация»

Социальная девиация является одним из видов социального поведения, который обладает своими чертами и особенностями. Данное поведение характеризуется как неблагоприятное, отклоняющееся от общепринятых норм и ценностей. А в данном случае это полное противопоставление социально приемлемому поведению в определенном обществе или социальной группе.
Замечание 1

Девиация оказывает негативное влияние на психическое состояние человека, что не позволяет ему в полной мере осуществлять создание новых социальных связей и вступать в коммуникации.

Несмотря на то, что зачастую девиантное поведение подразделяют на позитивное или негативное, исследование проводится в области конкретно отрицательных черт данного вида поведения. Его проявления ведут к тому, что в обществе возникает необходимость в применении особых как формальных, так и неформальных санкций. К ним относятся изоляция индивида от остального общества в профилактических целях, лечение от вредных привычек и психических отклонений, последующая реабилитация в специальных организациях и медицинских учреждениях, исправление или наказание нарушителя в порядке назначения штрафа или уголовного наказания, если нарушение носит резко негативный характер. Особо часто уголовное наказание назначают в случае, если поведение человека полностью вышло из-под контроля, и он нанес ущерб другому лицу или целой группе (избиение, воровство, убийство в умышленной или неумышленной форме, состояние аффекта).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная девиация 410 руб.
  • Реферат Социальная девиация 240 руб.
  • Контрольная работа Социальная девиация 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 2

Отметим, что проблема социальной девиации и девиантного поведения изучается еще со времен возникновения социологии как науки. Например, одной из известных работ об отклоняющемся поведении, которое выходит за рамки нормы, является работа Э. Дюркгейма «самоубийства», которая была опубликована в 1897 году и стала классическим произведением в области исследований социальных девиаций.

Теория девиации

Первым исследователем, который пытался дать ответ на вопрос, что такое девиация, стал Э. Дюркгейм. Пристальное внимание на девиации ученые обратили в 19 веке. В это время появилось множество различных теорий и концепций, объясняющих возникновение деструктивных процессов в поведении. К распространенным теориями девиации относятся:

  1. Биологизаторские теории (теория Ч. Ломборзо, в которой автор определенные черты внешнего облика соотносит с наличием у человека склонности к противоправному поведению; теория У. Шелдона). Авторы этих теорий убеждены, что деструктивное поведение обусловлено генетикой и врожденными особенностями психики. К примеру, считалось, что физически сильные люди с выпирающей вперед челюстью и высоким болевым порогом чаще всего оказываются замешанными в преступной деятельности.
  2. Социологизаторские концепции (теория конфликтов Г. Беккера, концепция стигматизации, функциональная теория Э. Дюркгейма, теория Мертона, теория делинквентных культур П. Миллера, теория подражания Г. Тарда, концепция дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда). Сторонники данного подхода полагают, что аномалии возникают в результате негативного влияния общества на отдельного индивида. Исследователи усматривают причины девиаций в социальном неравенстве. Как правило, девиантное поведение возникает не сразу. Ему предшествуют различные неудачи, стрессы, те или иные происшествия.
  3. Психологические теории (концепция З. Фрейда). Психоаналитик первопричиной девиантного поведения считал внутриличностные конфликты людей, а их внешние проявления расценивал в качестве результата пережитой психотравмы.

В результате многолетнего исследования поведенческого феномена, ученые пришли к выводу, что он возникает под совокупным воздействием нескольких факторов: биологических, психологических и социальных.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 192792

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Формы

Формы девиации выделил Р. Мертон. При анализе девиации он не рассматривал сам поступок, а пытался установить, какой элемент жизни человека послужил мотивом для того или иного действия. Пристальное внимание он уделял методам, с помощью которых человек достигает асоциальную или просоциальную цель. Понятие девиации он связывал с противоречием между потребностями индивида и его возможностями к их удовлетворению.

Типы

Считается, что отклонения от нормы в виде девиации можно классифицировать по следующим типам:

  • позитивные отклонения от усредненной нормы;
  • негативные девиации, связанные с психическими расстройствами;
  • противоправные и преступные действия;
  • культурные отклонения;
  • агрессивные действия;
  • асоциальные поступки;
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Все девиации делятся на 2 типа: первичные и вторичные. Первичная девиация – это разновидность отклоняющегося поведения, которое никак не карается уполномоченными органами. Вторичная девиация – это необратимое изменение личностной сферы, возникающее в результате систематического повторения тех или иных действий разрушительного характера.

По количеству участников асоциальных действий девиации могут быть групповыми и индивидуальными.

Клейберг предлагает все девиации в обществе делить на 3 типа:

  • негативные (преступления, употребление психоактивных веществ);
  • нейтральные девиации (бродяжничество, попрошайничество);
  • позитивные (самопожертвование).

Е. Змановская полагала, что девиации – это такое социальное явление, говорить о котором простыми словами нужно с точки зрения негативных последствий действий индивида для него самого или для общества. Она выделила следующие типы этого социального явления:

  • аутодеструктивное отклоняющееся поведение (примерами такой девиации являются суицид, виктимность, неоправданный риск);
  • асоциальное пренебрежение нормами и правилами общественной жизни (протест против законодательства вызывает всеобщее осуждение, карается санкциями);
  • антисоциальные действия, которые угрожают жизни и здоровью граждан

Согласно другой классификации, выделяются следующие типы девиации:

  • Инновация – данная разновидность предполагает использование запрещенных действий для достижения цели. В негативном контексте данный тип отклоняющегося поведения свойственен для преступников, шантажистов. В позитивном же варианте такое отклоняющееся поведение используют ученые.
  • Ретреатизм – своеобразный уход от реальности. Такой способ существования используют люди с алкогольной, игровой или наркотической зависимостью.
  • Ритуализм – следование определенным стереотипам, которые противоречат истинной цели деятельности.
  • Бунт – активная форма протеста установленным нормам и правилам. Индивид с данным стереотипом поведения с помощью агрессивных действий старается защищать свои интересы, выдвигать свои идеи.

Девиация и норма. Понятие и виды девиантного поведения

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций.

В историческом аспекте возникновение социологии девиантного поведения связывается с именем Э. Дюркгейма, предложившего концепцию аномии («безнормия»). По его мнению, аномия является следствием кризисов и резких общественных перемен и представляет собой такую ситуацию в обществе, которая характеризуется ослаблением или разрушением норм, противоречивостью правил, регулирующих социальные отношения. В результате этого индивиды теряют социальную ориентацию, что способствует развитию девиантного поведения. Так, в работе «Самоубийство» Дюркгейм отмечал, что в периоды социальных спадов и подъемов растет число самоубийств, показывая, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения.

В социологии проблемы девиантного поведения рассматривались также в культурологических теориях, усматривающих причины социальных отклонений в конфликте между нормами субкультур и доминирующей культуры. Э. Саттерленд – автор теории дифференцированной связи, утверждал, что преступности обучаются, что преступная девиация является следствием многократного и продолжительного общения индивида с носителями девиантных норм поведения.

В отличие от криминологии, уголовного права и других правовых наук, рассматривающих отклоняющееся поведение в ракурсе нарушения норм права, социология использует более широкое определение девиации как отступления от общепринятых ценностей и норм.

Она относит к девиантному поведению не только преступления и иные правонарушения, но и алкоголизм, пьянство, наркоманию, бродяжничество, тунеядство, детскую беспризорность, аморальное поведение и т.п.

Тем не менее, сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам – субъектам отклоняющегося поведения – относят людей, представляющих определенную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так. Социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом можно отнести политических радикалов, художников-новаторов, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение – тоже отклоняющееся.

Российский исследователь Я. Гилинский выделяет негативное

отклоняющееся поведение, наносящее ущерб обществу и препятствующее социальному развитию, и
позитивные
отклонения – различные формы социального творчества.

Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию девиантного поведения – девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае крайне сложно определить, что является девиацией, а что нет.

Девиантное поведение как социальное явление имеет определенные исторические корни, характеризуется устойчивостью и массовостью. Разнообразие социальных норм, действующих в обществе – религиозных, эстетических, политических, правовых и др. – влечет за собой разнообразие девиаций (социальных отклонений). Со временем как социальные нормы и правила, так и социальные отклонения претерпевают изменения. То, что ранее считалось девиантным, может превратиться в норму поведения и наоборот. Возникновение новых законов и правил влечет за собой и новые виды девиаций. Поэтому социальная оценка отклонений должна осуществляться с исторических позиций и носить конкретный характер.

Социальное отклонение может быть воплощено как в отдельном поступке личности, так и в череде поступков, характеризующих поведение индивида. Девиантный характер может также носить и деятельность социальных групп (к примеру, семьи), оказывая негативное влияние на взаимоотношения индивидов внутри и вне этих групп. В деятельности представителей коллективов и организаций девиантное поведение может проявляться в форме бюрократизма, местничества, взяточничества, отступления от правил добросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов, а также других нарушений установленных правил и предъявляемых к ним правовых, организационных или нравственных требований.

Нарушение социальных норм имеет место и в сфере межгосударственных и внутригосударственных отношений, что ведет к увеличению широты распространения социальных отклонений и ужесточает социальные последствия девиантного поведения, выражающегося в актах агрессии, геноцида, терроризма, апартеида, рабства, разрушения или уничтожения культурных ценностей и т.п. Наиболее опасные виды девиантного поведения ряд авторов относит к разряду социальной патологии.

Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация

», когда на определенные отклонения окружающие смотрят «сквозь пальцы», а человек, игнорирующие некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.

Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация

), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.

При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные

формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности некой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.

Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.

2. Причины девиаций. Отклоняющееся поведение людей существует потому, что:

§ Во-первых, новая социальная система возникает не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной системы – идет ли речь о людях или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры.

§ Во-вторых, процесс развития новой социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и приводит к отставанию некоторых из них и тем или иным дефектам функционирования.

§ В-третьих, может наблюдаться неполная адаптация развивающейся системы к внешним и внутренним условиям его существования. говоря иными словами, социальное, культурное, или техническое развитие может не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями.

§ В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события. Все это в совокупности и служит конкретным источником негативных явлений.

Рассмотрим эти причины подробнее.

Отклоняющееся поведение опосредуется главным образом экономическими отношениями. Оно не находится в прямой зависимости от их состояния. Взаимосвязь более сложна и многопланова. Но о том, что она существует, говорит вся история существования общества.

Основное, что не следует упускать из виду, это существование различных форм социального неравенства. Те или иные формы неравенства существовали и будут существовать, причем зачастую они вызваны не объективно обусловленными причинами, а деформированными общественными отношениям. Источником отклоняющегося поведения в советский период были противоречия между квалифицированным и неквалифицированным, престижным и непрестижным трудом, создававшие предпосылку для противоречивых действий людей. Конечно, это не значит, что неквалифицированный труд влечет за собой отклонения.

В середине 90-х гг. XX века эти противоречия были вытеснены другими причинами, которые порождаются массовой безработицей. Именно безработица стала питательной средой для формирования групп с отклоняющимся поведением – бомжей, бродяг, наркоманов и преступников.

При анализе условий и причин отклонений нельзя не обращать внимания на противоречия интересов различных слоев и групп населения. Несвоевременное и неадекватное разрешение противоречий накладывает отпечаток на сознание и поведение людей. На почве пренебрежения общественными интересами произрастают разрыв между словом и делом, социальная апатия. Видя бесхозяйственность, безразличие руководства к материальным ценностям, люди начинают пассивно относиться ко всему, ищут пути облегчить свой труд за счет общества.

Источником отрицательных явлений становятся ошибки в управлении, нарушения законности, принципов демократии и справедливости.

Рассматривая социальные девиации, нельзя обойти и вопрос о социальной наследственности. С ней связано воспроизведение как позитивных, так и негативных сторон образа жизни людей. Механизм социальной наследственности не лишен противоречий. Одно из них заключается в том, что предметом преемственности становится не только нормальный, положительный, но и порочный жизненный опыт, который посредством социальной информации передается от поколения к поколению.

И, наконец, девиантное поведение связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований.

Анализ проявлений девиантного поведения предполагает выделение типологических групп, имеющих как общие черты, так и специфические особенности. Помимо вышеуказанных (деление на первичную и вторичную девиации, на индивидуальные и групповые формы), классификацию данного вида поведения можно осуществить по сферам жизнедеятельности людей. Иногда девиантное поведение типологизируют по другому основанию — противоправное (деликвентное) и аморальное, исходя из того, что нормы, стандарты и правила определяются двумя главными регуляторами жизни людей: нравственностью и правом. Конечно, граница между ними условна, тем не менее ею можно руководствоваться при изучении конкретных форм отклоняющегося поведения.

Рассмотренные типы отклоняющегося поведения свидетельствуют о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Причем важно отметить, что ищет их не общество, а индивид. Задача современного развитого общества стоит в том, чтобы пойти ему навстречу, облегчить поиск взаимопонимания, создать благоприятные условия деятельности, которые снизили бы возможности социальных отклонений в поведении. Другими словами, встает проблема социального контроля.

3. Социальный контроль – это механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Данный термин был впервые введен в научный оборот Г. Тардом, который говорил о том, что контроль является средством возвращения правонарушителя к нормальной жизни. Находясь под влиянием идей Тарда, представители Чикагской социологической школы характеризовали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на индивида в целях создания и обеспечения в обществе социального порядка.

Социальный контроль традиционно рассматривается как часть общего процесса социализации. Социализация способствует формированию нормативного поведения личности, соответствующего правилам, нормам, обычаям, принятым в данном обществе. Таким образом, социализация формирует внутренний контроль, тем самым снижая необходимость контроля внешнего.

Социальный контроль проявляет себя через групповое давление и групповой контроль

. На поведение индивида влияет нормативно-ценностный механизм тех групп, в жизнедеятельность которых он включен.

Кроме того, социальный контроль выступает в форме принуждения

, осуществляемого через санкции. Они могут применяться в рамках группового давления, а также через институциональные и социальные механизмы. Принуждение – это крайняя форма социального контроля.

Также социальный контроль рассматривается зарубежными социологами как практика всех видов социальных групп по предписанию и поощрению конформности и применению санкций к поведению, нарушающему принятые нормы.

Таким образом, социальный контроль относится не только к девиантам, но к любому человеку, поступку или действию, которые регулируются социальными нормами, ценностями и стандартами. Основная задача социального контроля – наиболее полно учитывать интересы и потребности человека в условиях рационально организованного общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое поведение называется девиантным?

2. В чем проявляется позитивная и негативная направленность девиаций?

3. ++Охарактеризуйте и приведите примеры на различные виды девиаций.

4. Что такое социальный контроль? Какие виды социального контроля Вам известны?

5. В чем специфика девиаций в современном российском обществе? Каковы их причины?

Литература

Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы // Социол. исслед. 2002. № 5.

Быков С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социол. исслед. 2000. № 4.

Двойменный И.А. Рецидивная преступность: характер, факторы, уровень // Социол. исслед. 2000. № 1.

Девиантность и социальный контроль в России ХIХ – ХХ вв.: тенденции и социологическое осмысление / Отв. ред. Я.И. Гилинский. СПб., 2000.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М., 1993.

Осипова О.Ф. Девиантное поведение: благо или зло? // Социол. исслед. 1998. № 9.

Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социол. исслед. 2000. № 4.

Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социол. исслед. 2000. № 1.

Виды девиации

Психологи и социальные педагоги в своей работе сталкиваются со следующими видами аномального поведения:

  • делинквентное поведение, преступные действия;
  • экстремизм;
  • терроризм;
  • вредные привычки;
  • проституция;
  • яркий макияж, экстравагантный стиль в одежде;
  • аномальное реагирование ребенка на привычные ситуации;
  • различные формы аддикции, пристрастие к азартным играм;
  • вандализм;
  • жестокое обращение с животными;
  • крайняя форма эгоцентризма;
  • замкнутость, стремление свести к минимуму социальные контакты, отшельничество, аутизм;
  • излишняя общительность;
  • сквернословие;
  • игнорирование ребенком требований взрослых;
  • слабое развитие навыков самоконтроля у личности;
  • перепады настроения без видимой на то причины, которые приводят к постоянному внутреннему напряжению и сбоям в работе нервной системы;
  • немотиивированная агрессия и самоповреждающее поведение;
  • склонность решать проблемы кулаками;
  • тревожность, фобии, панические атаки;
  • суицидальные попытки;
  • патологические процессы в психике;
  • поведенческие отклонения, обусловленные ошибками семейного воспитания.

К позитивным девиациям относятся:

  • гениальность или одаренность личности в той или иной сфере науки или искусства;
  • высокий уровень развития патриотизма, совершение геройских поступков во благо других людей и человечества в целом;
  • способность жертвовать собой и своими интересами во имя общего дела или интересов другого человека;
  • альтруистическая направленность личности, обостренное чувство жалости;
  • ярко выраженное трудолюбие и обостренное чувство долга;
  • наличие у человека тех или иных уникальных способностей.

В отличие от негативных, позитивные виды девиаций не вызывают осуждения со стороны общества.

Теории отклоняющегося поведения

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Ученые пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Можно выделить три типа теории: биологические

(теории физических типов),
психологические
(психоаналитические объяснения),
социологические
(культурологические, стигматизации, аномии).

Рассмотрим эти теории более подробно.

В конце XIX века итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Ломброзо утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями – они тоже установили связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами.

Уильям Х. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что определенное строение тела означает присутствие важных личностных черт. Эндоморфу

(человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям.
Мезоморф
(чье тело отличается силой и стойкостью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец,
эктоморф
(отличающийся тонкостью и хрупкостью тела) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Хотя подобные биологические концепции были популярны в начале XX века, другие концепции их постепенно вытеснили. Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Например, если мальчика дразнят за маленький рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют движению девиации, сочетаясь с социальными или социологическими. Поэтому при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать совокупность многих факторов.

Психологический подход, так же как и биологические теории, часто применяется к анализу криминального поведения. Ученые прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. В их основе лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Например, Фрейд считал, что у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное – это биологическая сущность человека, не изведывавшего влияния культуры. Человек способен защититься от бессознательного состояния путем формирования Эго и Суперэго, которые сдерживают, ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Эго и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм.

Фрейд ввел понятие «преступники с чувством вины», речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего «влечения к разрушению», они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть влечение.

Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какай-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность преступности и другого типа девиации.

Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.

Теория аномии.

Впервые социологическое объяснение было предложено в теории аномии, разработанной Дюркгеймом. Он использовал эту теорию при исследовании сущности самоубийства. Дюркгейм считал, что одной из причин самоубийства является аномия (разрегулированность). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, они знают, чего следует от других ожидать и чего ждут от них. Жизненный опыт людей, т. е. их удовольствия и разочарования, более или менее соответствуют ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации.

Хотя теория Дюркгейма подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Противоречивые критерии оценки поведения людей и слабый контроль со стороны властей в значительной мере способствуют росту правонарушений.

Сравнительно недавно теория аномии нашла новое выражение в понятии «социальных обручей». Тревис Хирши утверждает, что чем больше людей верят в ценности, принятые обществом, чем активней они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности, чем выше их привязанность к семье, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки.

Некоторые изменения в концепцию аномии внес Мертон. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Согласно Мертону, когда люди стремятся, например, к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам – рэкету, спекуляции и т. д.

К социальному типу относятся и культурологические объяснения

, которые делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации.

Селлин подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп преступников, нормы которых отличаются от норм остального общества.

Миллер углубил идею Селлина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям, везение.

Сатерленд пытался объяснить, почему лишь некоторые люди усваивают ценности девиантной субкультуры, а другие отвергают ее. Он вводит понятие «дифференцированная ассоциация» и утверждает, что преступности обучаются. Люди распределяют ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения девиантных ценностей человеком. Важную роль играет и возраст.

За последние 20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание обращают на тех, кто оценил человека с точки зрения девиации, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык «девианта».

Говард Беккер отверг многие психологические и социологические объяснения девиации, потому что они основаны на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле «больным». Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация на деле обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим определенные стандарты поведения.

Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации

, т. к. они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. Первичная девиация наблюдается тогда, когда индивид лишь время от времени нарушает правила, но окружающие смотрят на это сквозь пальцы, а он сам вовсе не считает себя девиантом. Вторичная характеризуется тем, что на человека наклеивают ярлык, ставят клеймо «девианта», окружающие обращаются с ним не так, как с обычными людьми, и постепенно он сам начинает считать себя девиантом. В отличие от концепций, обращающих основное внимание на особенности индивидов, способствующие девиации, теория стигматизации объясняет, каким образом формируется отношение к людям как девиантам.

Ярко выраженный политический подход к девиации выбран социологами, которые называют себя «радикальными криминологами

». Они отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов; утверждают, что такие концепции характеризуют общество как единое целое. Согласно их точке зрения, создание законов и подчинение им являются частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами. «Радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее, как бунтарей, выступающих против капиталистического общества.

Таким образом, существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими объяснениями девиации. Но для всех этих теорий характерна общая тенденция. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим и психологическим факторам, толкающим людей на девиантное поведение. Новейшие теории делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации. Новейшие теории намного более критичны к существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества в целом.

Типы девиации

Типологизация девиантного поведения связана с трудностями, так как любые его проявления можно считать как девиантными, так и не девиантными; все определяется нормативными требованиями, на основе которых они оцениваются. Поэтому, наверное, нет смысла составлять классификацию типов абсолютного девиантного поведения, хотя некоторые из них, например, изнасилование, убийство, большинство людей (но не все) считают девиантными. Каким же образом типологизировать девиантное поведение?

Наиболее удачна из всех разработанных до сих пор классификация девиантных поступков, предложенная Мартоном. Он классифицирует девиантные поступки, опираясь на анализ факторов, способствующих принятию или отрицанию людьми целей общества, социально одобряемых средств их достижения или того и другого вместе. Согласно этой классификации конформизм

предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице – олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

Вторая возможная реакция называется инновацией

, она предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства – он занимается рэкетом, шантажом и т. п.

Третья реакция, названная ритуализмом

, предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства.

Четвертая реакция, названная бегством от реальности (ретриатизм

), наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т. п.

Наконец, бунт

, подобно бегству от действительности, тоже одновременно отрицает культурные цели и социально одобряемые средства достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые – развивается новая идеология.

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней так же сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди. Вор не отвергает социально одобряемую цель достижения материального благополучия. Бюрократ, олицетворяющий ритуализм, не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, чем доводит до абсурда. Однако оба эти человека проявляют девиантное поведение.

В каждой из рассмотренных нами теорий выделяют различные аспекты девиации. Упорядочить эти подходы возможно, если взглянуть на нее как на процесс развития. Таким образом, можно определить ряд важных переходных стадий в развитии девиантного поведения: создание норм; сущность норм; совершение девиантного поступка; признание поступка девиантным; признание человека девиантом; стигматизация (клеймение); следствия стигматизации; коллективные формы девиации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое девиация?

2. Какие формы социальных отклонений наблюдаются в обществе?

3. Как можно сформулировать основную концепцию теорий «физических типов» и психоаналитических теорий?

4. Что понимается под термином «аномалия» в рамках социологических теорий? Как использовался этот термин в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

5. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по отношению к целям и средствам их достижения?

Заключение

Изложение основного содержания курса социологии позволяет сделать некоторые обобщающие выводы, важнейшие из которых состоят в следующем: жить в обществе и не знать его – все равно, что вести в потемках поиск выхода из длинного и сложного лабиринта. Общество – сложнейший и труднейший объект научного познания. Весомый вклад в изучение законов функционирования общества, его развития вносила и вносит социология, находящаяся в центре современного обществознания.

В центре внимания социологии находятся проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Можно сказать, что это основной вопрос социологии, т. к. именно от его решения зависит то или иное понимание сущности личности и общества, их организации, жизнедеятельности, источников и путей развития. Социологи немало спорили о приоритете личности или общества. Действительное его решение заключается не в обособлении и противопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия.

В учебном пособии нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по мнению автора, не способствует четкой логике изложения материала и затрудняет его изучение. Однако все вышеизложенное явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей и учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов.

Можно надеяться, что студенты получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов.

Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и существующие в ней проблемы, однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное учебное пособие окажется удобным для усвоения студентами учебного курса.

Библиографический список

Основная литература:

1. Добреньков, В. И.

Социаология : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М. : ИНФРА–М, 2006. – 623 с.

2. Мухаев, Р. Т.

Социология : учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : Книга сервис, 2003. – 543 с.

3. Радугин, А. А.

Социология : курс лекций / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1997. – 312 с.

Дополнительная литература:

4. Кравченко, А. А.

Социология : учебное пособие / А. А. Кравченко. – М. : Академия, 2005. – 367 с.

5. Кравченко, А. И.

Социология : учебник / А. И. Кравченко. – М. : Проспект, 2008. – 533 с.

6. Основы социологии : учебное пособие / под ред. М. В. Прокопова. – М. : Русская деловая литература, 2000. – 388 с.

7. Тощенко, Ж. Т.

Социология : общий курс / Ж. Т. Тощенко. – М. : Променик, 1994. – 369 с.

8. Фролов, С. С.

Социология : учебник / С. С. Фролов. – М. : Логос, 2003. – 255 с.

9. Харчева, В.

Основы социологии : учебник / В. Харчева. – М. : Логос, 1999. – 370 с.

Предыдущая10Следующая

Признаки

Традиционно к признакам отклонений в поведении относят:

  • крутой нрав, агрессивность;
  • эгоцентризм;
  • болезненное восприятие критики;
  • беспричинная смена настроения;
  • слабое развитие навыков самоконтроля;
  • замкнутость, тяга к одиночеству;
  • наличие у индивида симптоматики психического расстройства;
  • связь человека с преступной группировкой, общение с криминальными личностями;
  • желание и готовность человека противостоять мнению большинства.

Причины и предпосылки

Психологи стали изучать причины и предпосылки формирования девиаций, чтобы разработать эффективные методы борьбы с ними. Факторами, вызывающими поведенческие аномалии, являются:

  • генетическая предрасположенность;
  • возраст (часто девиации встречаются у подростков, сопровождая процесс формирования элементов самосознания индивида);
  • низкий интеллектуальный потенциал личности;
  • наличие акцентуаций характера;
  • неблагоприятный уровень экономического развития того региона, в котором проживает человек;
  • осознание социального неравенства;
  • материальные трудности человека;
  • политическая нестабильность в стране;
  • воспитание ребенка в асоциальной среде;
  • ошибки семейного воспитания;
  • низкий уровень развития морально-нравственных основ личности;
  • сомнительное социальное окружение человека, копирование им неправильных образцов поведения под давлением группы;
  • трудности социализации личности;
  • стресс;
  • патологические процессы в нервной системе и головном мозге;
  • психосоматические расстройства;
  • интересы и склонности личности, особенности восприятия;
  • открытая пропаганда в СМИ сексуальной раскрепощенности;
  • противоречивость социальных норм, которая приводит к сложности выбора единственно верной модели поведения;
  • отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих потребностей;
  • чувство вседозволенности и уверенность в безнаказанности;
  • выученная беспомощность, привычка перекладывать на других ответственность за свою жизнь;
  • желание прославиться в сети интернет;
  • подростковое желание завоевать признание участников референтной группы;
  • желание подростка выглядеть взрослым;
  • желание сделать мир лучше.

Примеры девиаций

Приведу примеры негативных, нейтральных и положительных девиаций:

  1. Ребенок родился в благополучной полной семье. Стилем родительского воспитания была гиперопека. Достигнув подросткового возраста, ребенок стал неуправляемым: он стал шантажировать родителей, оскорблять мать. Родители полагали, что у всех детей подростковый возраст проходит сложно, нужно набраться терпения. Активных мер для решения они не предпринимали, контроль и опеку над сыном снизили. В результате родители не заметили, как мальчик связался с плохой компанией, где пристрастился к наркотикам.
  2. Девочка с детства застенчивая. Ей трудно заговорить с незнакомым человеком, обратиться с просьбой к кому-нибудь. Мама полагает, что застенчивость является синонимом скромности, поэтому не предпринимает попыток искоренить данную черту характера дочери. У девочки мало друзей, в классе ее считают замкнутой, потому что она не здоровается с одноклассниками, отказывается от коллективных игр на переменах. Со стороны педагогов к девочке нет претензий по поводу учебы, к ней не могут быть применены какие-либо санкции, ее застенчивость не причиняет вреда окружающим, но при этом является формой нейтральной девиации.
  3. Сотрудник научно-исследовательского института на протяжении многих лет занимался разработкой собственной методики обучения детей дошкольного возраста чтению. Защитив докторскую диссертацию, он открыл лингвистический центр, стал заниматься с детьми по собственной программе. Через несколько месяцев дети 4–5 лет научились читать. Инновационная деятельность ученого в данном случае является примером положительной девиации.

Типы девиации (по Р. Мертону)

Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Аномия возрастает по мере социальной дезинтеграции. Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Мысль о том, чтосоциальная дезорганизация является основной причиной девиантного поведения,и в наши дни считается общепризнанной.

2. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками. Источником девиации может бытьналичие в обществе социального неравенства,высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, ана индивидуальном уровне — социальную неустроенность.При этомдевиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (юноши могут усваивать ролевые модели преуспевающих девиантов, например — участников организованной или профессиональной преступности, которые завоевали влияние, престиж и высокое положение в обществе). Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья — это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

3. Еще одна социологическая теория девиации — «теория навешивания ярлыков» —указывает на тот факт, что девиация может быть продуктом воздействия социальной структуры и социального контроля.Девиация — это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.

Эта теория основана, по существу, на двух положениях:

· девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных (девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие);

· навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию, ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации.

Каким же образом типологизировать девиантное поведение? По-видимому, классификация девиантных поступков, предложенная Мертоном, наиболее удачна из всех разработанных до сих пор. Девиация, по Мертону, возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Исходя из этого Мертон строит типологию девиантных поступков.

Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

· Конформная (приспособленческая) модель адаптации — когда личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами.В системе Мертона, тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Молодой человек или девушка, которые получают хорошее образование, находят престижную работу и успешно продвигаются вверх по служебной лестнице, — олицетворение конформизма; они ставят перед собой цель (скажем, финансовый успех), и достигают ее законными средствами. Следует учитывать, что конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения.

· Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами (распространена в новых стратах современного российского общества, которые движимы мотивом обогащения). «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения богатства — он занимается рэкетом, шантажом или совершает так называемые «преступления белых воротничков» (вроде растраты чужих денег).

  • Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценностисвоего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Бюрократ, фанатически преданный своему делу, настаивает, чтобы каждый бланк был тщательно заполнен, дважды проверен и подшит в четырех экземплярах. В конце концов он становится жертвой жестокой бюрократической системы и спивается от отчаяния. Происходит это именно потому, что обнаруживается забвение цели деятельности — для чего все это делается.
  • Эскейпизм (эскапизм), или ретритизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры), модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам (не разделяются ни его цели, ни средства). Наиболее ярким проявлением такой девиации становятся маргиналы: бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т.п.
  • Бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда отрицаются и общепризнанные цели, и средства их достижения. Р. Мертон, говоря о девиантности, отличал ее особую форму – нонконформизм.Нонконформист знаком с общественными нормами, но считает их несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя. Нонконформист ищет новую мораль и действует вполне ответственно, хотя и отклоняется от существующих норм. Это социальный реформатор, намного опередивший свое время. Подобную форму девиации, с точки зрения долговременной перспективы, следует назвать конструктивной (в отличие от деструктивной, когда человек знает и принимает норму, но ради выгоды способен ее нарушить, то есть поступить безответственно по отношению к обществу).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]