Трансперсональная психология: что общего у секса, наркотиков и религии

В последнее время всё большую популярность набирает трансперсональная психология. Новое направление психологической науки исследует сверхвозможности индивида и его взаимосвязь со Вселенной. Трансперсональная дисциплина не только изучает изменённое состояние сознания, но и ищет способы решения психологических проблем человечества.

Что собой представляет трансперсональная психология?

Трансперсональная психология — это наука, занимающаяся исследованием трансперсональных, то есть выходящих за границы простого «я», состояний психики и сознания индивидуума. Научное направление появилось под конец шестидесятых годов минувшего века на основании психоаналитических постулатов К. Юнга и гуманистических мировоззрений А. Маслоу. Учёные о для решения проблем личности, а также заметили, что существует некое коллективное бессознательное и будто все индивиды в разной степени неосознанно влияют друг на друга.

Корни трансперсональной науки уходят в историю различных религий и культур, а также во многие известные духовные практики. Родоначальниками такого направления в психологии по праву считают Станислава Грофа, Алана Уотса, Энтони Сутича, Абрахама Маслоу, К. Уилбера, А. Минделла, Ч. Тарта, С. Криппнера и других. Каждый учёный дополнил сокровищницу знаний трансперсональной психологии, а некоторые психологи развили собственное направление и провели ряд новых экспериментов.

Трансперсональная психология предлагает своё объяснение парапсихологическим феноменам. Наука изучает надчеловеческие переживания, которые не существуют в рамках обычного состояния Эго, а также переживания, связанные со смертью, духовный кризис, личностные ресурсы, возникновение интуиции, переход на высшие духовные состояния.

Сферы трасперсональной психологии:

  • изменённые состояния сознания;
  • парапсихология;
  • разнообразные духовные практики, в т. ч. религии;
  • воздействие на сознание индивидуума психоделических веществ;
  • методики дыхательного воздействия на психоэмоциональное состояние индивида;
  • йога и различные способы медитации;
  • процессы старения;
  • переживания, тесно связанные со смертью;
  • духовный рост.

История возникновения

Начало формирования данного течения психологии относится к концу 60-х годов XX века. Трансперсональная психология берет свои корни из психоаналитического направления (К.Юнг) и гуманистической психологии (А.Маслоу). Работы данных исследователей о существовании коллективного бессознательного, о том, что люди неосознанно (бессознательно) влияют друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в формировании личности послужили толчком для открытия этого нового течения психологии.

Исследователи того времени всё яснее стали осознавать тот факт, что в психологии до сих пор не были учтены духовные пласты человеческой личности. Основатель гуманистической психологии А.Маслоу не был доволен тем категориальным аппаратом, который они имели на данный момент. С его точки зрения необходимо было изучать и трансперсональное, выходящее за рамки обыденного сознания человека, «надчеловеческое», космическое сознание и психоделические переживания. Так в 1967 году в США была организована группа психологов, создавшая новую психологию, изучающую необычные особенные состояния сознания, учитывающая всю широту переживаний человека. Новое течение психологии получило название «трансперсональная психология» от слова «трансперсональное» — выходящее за границы привычного Я, за рамки времени и пространства. Представителями данного направления стали А.Маслоу, Э.Сьютич, С. Гроф, Дж.Фейдиман, М.Вич, С.Маргулис.

Данными представителями была создана «Ассоциация трансперсональной психологии», а также выпущен «Журнал трансперсональной психологии». Позже (в 1975 году) Робертом Фрейджером был создан Институт трансперсональной психологии в Калифорнии. Однако признание в научных кругах трансперсональная психология долгое время не приобретала. Данное направление психологии считалось паранаучным. В 1996 году было открыто отделение трансперсональной психологии в Британском психологическом обществе. Благодаря этому трансперсональная психология всё же приобрела ограниченное признание в научных кругах [1].

Основные идеи трансперсональной психологии

Трансперсональная психология основывается на существовании бессознательной составляющей психики любого индивида. Неосознанные компоненты воздействуют на образ мыслей, взгляды, реакции, поступки и поведение индивидуума на протяжении всей жизни. Бессознательный пласт психики включает жизненные переживания, вытесненные из сознания в силу разнообразных причин. В подсознании индивида также находятся воспоминания, никак не привязанные к его жизни, например, разнообразные воплощения себя или коллективное бессознательное.

Трансперсональная дисциплина акцентирует внимание на важные психологические аспекты личности. Однако главенствующую роль отводит именно духовности. Эта психологическая наука изучает сознание, которое в определённых состояниях способно выходить за рамки собственного Эго. Расширение границ Эго происходит, когда индивид погружается в изменённое состояние личного сознания.

Существуют разнообразные техники, помогающие человеку понять себя и собственный внутренний мир. В момент трансперсональных переживаний психика индивида претерпевает разнообразные изменения. Человек начинает чувствовать единение с космосом и разрешает свои накопившиеся психоэмоциональные проблемы.

Если же взрослый человек не в состоянии справиться со своими психологическими проблемами самостоятельно, рекомендуем обратится к специалисту.

Отличие трансперсональной психологии от иных наук

Многие направления в психологии являются научными и объективными. Для традиционных психологических дисциплин важно в ходе исследований и экспериментов получить достоверные факты. Однако современная психология игнорирует феноменальные проявления личности, то есть трансперсональный опыт.

Принципы трансперсональной психологии:

  • сознание индивида соразмерно космосу и не может ничем ограничиваться;
  • личность рассматривается в разнообразных контекстах;
  • изучается сознание индивида в сочетании с разумом космоса;
  • душа и рассудок составляют целое и определяют личность;
  • охватывает широкий диапазон знаний, даже из диаметрально противоположных наук.

Однако научные сообщества критикуют трансперсональную психологию. Дело в том, что многие годы учёным этого направления не удавалось предоставить научно доказанные факты или предъявить миру результаты использованных в ходе экспериментов методов. Правда, согласно сложившемуся научному подходу, трансперсональная психология способна объединить психофизику и психофизиологию.

Введение

Трансперсональная психология возникла в 60-е гг. XX в., и стала активно развиваться. В начале 90-х гг. трансперсональная психология пришла в Россию, тогда и появились первые вузовские курсы, которые обучали трансперсональной психологии. На данный момент в Москве существует всего два вуза, которые обучают трансперсональной психологии и психотерапии. Проблема еще и в том что нет практически учебников и учебных пособий по этому направлению. В 2010 г. вышло учебное пособие В. В. Козлова, которая так и называлось «Трансперсональная психология» – это был первый и единственный в России учебник по трансперсональной психологии.

Автор предпринил попытку создать учебник по трансперсональной психологии для студентов вузов, которые одним из направлений психологии выбрали для изучения трансперсональную психологию. В тоже время учебник будет интересен профессорско-преподавательскому составу, которые могут взять данное пособие в помощь в преподавании их курса по трансперсональной психологии.

Учебник состоит из 11 частей, которые посвящены не только трансперсональной психологии, но и методам проведения экспериментов в учебнике подробно рассказывается о том как ставить проводить научное исследование, что-такое объект и предмет исследования, что такое научная парадигма и т. д. Это было дано с цель того, чтобы будующий трансперсональный психолог не просто проводил тренинги по холотропному дыханию и другим практикам, но и мог проводить эксперименты и исследовании в области трансперсональной психологии исмежных направлениях.

Первая часть учебника посвящена экспериментальной психологии: что из себя представляет психология как наука, что такое объект и предмет исследование, как составлять программу исследования, методы психологического исследования.

Вторая часть посвящена научной парадигме, что такое методология, что из себя представляет классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, подробно рассказывается о квантовой теории и парадигме трансперсональной психологии.

Третья часть рассказывает об истории трансперсональной психологии от эпохи ЛСД до создания трансперсонального направления в гуманистической психологии, как за рубежом (Маслоу, Сутич, Гроф), так нашими соотечественниками – учеными СССР и России.

Четвертая часть посвящена современной трансперсональной психологии и ее методам, и психотехникам, которые широко распространились по всему миру и практикуются в России и за рубежом.

В пятой части обсуждается вопрос разных религий и традиций востока таких как Шаминизм, Буддизм, Индуизм, Даосизм, Суфизм и Христианство.

Шестая часть посвящена духовным практикам, которые используются в трансперсональной психотерапии, такие как холотропное дыхание, вайвейшен, ребефинг, трансперсональное дыхание или пневмосинтез и медитация.

Седьмая часть посвящена измененным состояниям сознания как объекту исследования трансперсональной психологии. Здесь излагается история изучения ИСС, и уделено внимание современным исследованиям, как за рубежным, так и России.

Восьмая часть повествует о мистических переживаниях и мистическом опыте. В этом разделе я приведу подробную классификацию мистических переживаний и поделюсь своим мнением о мистическом опыте.

Девятая часть расскажет о состояниях сознания, которые по мнению автора имеют шесть уровней, каждый из этих уровней определяет глубину подводного айсберга человеческой психики. Подробно рассказывается о графической картографии сознания.

Десятая часть повествует о клинической трансперсональной психологии, тема которая в трансперсональной литературе освещается крайне редко. В этой части речь пойдет о возникновении психических заболеваний в результате возникновения мистического опыта.

Последняя одинадцатая часть посвящена новому направлению – трансоанализ, его значению для трансперсональной психологии. Трансоанализ исследует глубинные структуры психики и анализирует мистические состояния сознания.

В конце каждой части, в помощь студенту, проведен список контрольных вопросов и небольшой словарик терминов, которые были использованы в данной главе.

В 2012 г. автор создал учебную программу, которая называется «Трансперсональная психология: история и современное состояние» в том же 2012 г., курс по трансперсональной психологии был успешно прочитан студентам одного из вузов Москвы. С программой курса можно ознакомится в учебном пособии автора «Введение в трансперсональную психологию» издательство Русайнс 2020 г.

Я надеюсь что данный учебник послужит хорошей базой для изучения курса по трансперсональной психологии для студентов и их преподавателей.

Методики трансперсональной психологии

В трансперсональной психологии используют такие методики:

  • дыхательные психотехники;
  • психофизиологическое исследование;
  • методики с применением психоделических веществ;
  • психодиагностические способы;
  • воздействия на органы чувств и осязания;
  • визуализация и практика с воображением.

Отдельно применяются техники для инициализации изменений в сознании:

  • вначале внимание фокусируется на каком-то предмете, потом внезапно переключается на другой объект;
  • стимуляция через ограничение в питье при интенсивных физических нагрузках;
  • повышенная активность (бег без остановки);
  • воздействие низких и высоких температур (купание в холодной воде, хождение по горячим углям);
  • воздействие звуков и мелодий (постоянное песнопение);
  • уединение и ограничение двигательной активности;
  • создание условий, при которых не удаётся уснуть;
  • холотропное дыхание;
  • ребёфинг;
  • тета-хилинг.

Трансперсональная психология: методы исследования

Методы исследования в ТП основаны на использовании устоявшихся и передовых подходов. К традиционно психологическим методам в ТП следует отнести: психофизиологические (активность мозга исследуется через ЭЭГ – электроэнцефалографию), психодиагностические (применяются тестовые методики и опросники – индекс базовых духовных переживаний, методика САН).

Сугубо трансперсональными можно назвать:

  • психоделические методы (использование фармакологии – психостимуляторов);
  • дыхательные психотехники;
  • работа с органами чувств (воздействие на анализаторы – зрительные, слуховые);
  • визуализация и работа с воображением.

Отдельно существуют техники инициации измененного состояния сознания (ИСС). В практике используются несколько приемов, которые берутся из различных областей (религиозных, шаманизма, мистицизма):

№ п/пНазвание техники ИСССодержание техники ИСС
1Фокусировка внимания и внезапное его переключениеприкосновение предметом в момент суггестии (жезлом, символическим предметом)
2Стимуляция через жидкостную депривациюотказ от питья на некоторое время, воздержание от жидкости при интенсивных физических нагрузках
3Усиленная двигательная активностьбезостановочный бег, бесконечный танец
4Температурное (значительное снижение/повышение) воздействиекупание в ледяной воде, пробежки по снегу босыми ногами, пребывание в условиях повышенных температур
5Акустическое воздействиенепрерывное песнопение, звуковое воздействие музыкальных инструментов или предметов
6Ограничение двигательной активности, уединениенеподвижное сидение в уединенном, темном и тихом месте
7Депривация снасоздание условий, когда невозможно погрузиться в сон

Устоявшимися в ТП и применяемыми наиболее часто являются: холотропное дыхание, ребефинг, тета-хилинг.

Холотропное дыхание

Особенность холотропной терапии состоит в пробуждении бессознательной составляющей психики через холотропное дыхание (глубокое, с высокой интенсивностью и частотой), телесные упражнения и специальные музыкальные композиции. Под таким воздействием снимаются блоки, восполняется энергия жизненных переживаний в психике человека, которые до этого подавлялись.

Человек должен двигаться в потоке активированной энергии, спонтанные действия (движения, позы, звуки) не нужно сдерживать в ходе сеанса. Именно так отыщется путь к трансформирующему исцелению, энергия потечет в необходимое русло. Практика дыхания должна продолжаться до момента угасания потока энергии, полого расслабления тела.

Результатом сеанса должно стать обретение целостности Я. В измененной реальности могут возникать любые образы: нерешительный мужчина смотрит в глаза понравившейся женщине, преодолевая свои комплексы; женщина, утратившая свою идентичность из-за жизненного кризиса, вновь постигает очарование женственности и словно перерождается. Или запутавшийся в жизненных приоритетах человек обретает способность понять, что любит свою семью, что именно ей сейчас нужно уделить максимум внимания.

Главное, что реальность личности действительно меняется.

Ребёфинг

Техника словно заставляет пережить процесс рождение заново, тем самым проработать родовую травму и выплеснуть из себя негативные переживания. Последовательность реализации ребефинга включает 5 элементов:

  1. дыхание, организованное по определенному циклу (чередование вдоха и выдоха без пауз);
  2. достижение расслабленного состояния (мышц, психики в целом);
  3. особое внимание (тотальное, не пропускающее мельчайших нюансов);
  4. позитивное интегрирование (изменение контекста – от негатива к позитиву во всем);
  5. доверительное отношение к сеансу ребефинга.

Тета-хилинг

Изменение активности мозга путем сосредоточения и работы на определенной волне (тета) стало основой тета-хилинга. Через тренировки и медитативное состояние человек научается чувствовать энергетическое поле особого порядка. Тут могут возникать зрительные образы, ощущения парения в воздухе, творческие озарения.

Простейшая технология перехода в тета состояние начинается с воображения пульсирующего у себя в груди сгустка света. Дальше надо представить, что световой поток поднимается вверх (2,5 м над головой). Через короткое время поток нужно вернуть назад. Есть практики, в которых нужно представлять как столб энергии поднимается из центра Земли, входит в человека и затем над головой появляется шар, представляющий самого человека. Затем этот шар поднимается вверх, проходя много слоев. Достигая последнего слоя, состоящего из энергии Вселенной, шар растворяется со всем сущим – с энергией Бога. В этом состоянии приходит исцеление и решение проблем.

Результатом подобной визуализации должно стать ощущение необычного спокойствия в сочетании со сконцентрированным вниманием. Схему нужно повторять до состояния полного отсутствия мыслительных процессов – это и называют состоянием тета.

Трансперсональная психология Грофа

Предметом исследований С. Грофа было бессознательное в психике индивида в состоянии изменённого сознания. Учёный научился проникать в сферу неосознанного посредством психоделических средств. Вскоре эти психоактивные вещества запретили, а исследователь разработал новейший метод проникновения в изменённое состояние сознания. Речь идёт о холотропном дыхании.

Правда, прежде чем перейти на уровень бессознательного, индивид сталкивается с целым рядом препятствий:

  • сенсорный (активизируются органы чувств в момент проникновения в неосознанное);
  • неосознанное индивидуального характера (психотравмы и другие воспоминания из прошлого, которые вытеснены в подсознание);
  • перинатальные матрицы (связанные со смертью и рождением переживания);
  • выходящая за рамки пространства и времени трансперсональная составляющая психики (взаимосвязь индивида со Вселенной).

По мнению учёного, многие неразрешённые проблемы индивида коренятся в его подсознании. Человек может избавиться от психотравмирующих переживаний, если на каком-то уровне подсознания встретится с ними и заново их переживёт. Во имя этой цели и существует метод холотропного дыхания.

С использованием глубоких вдохов индивид «перемещается» в изменённое состояние личного сознания. Применяются также расслабляющие музыкальные произведения. Посредством таких приёмов внутри активизируется поток энергии и индивид следует за ним. Поток подавленного состояния трансформируется в поток переживаний. В такой момент психика индивида податлива, а сам он может кричать, принимать разнообразные непроизвольные позы, а также испытывать широкий спектр эмоций. Энергия потока исцеляет. Накопившийся в подсознании негатив высвобождается и индивид расслабляется.

Метод Грофа применим для терапии психологических расстройств, а также лечения ряда психических заболеваний. С помощью холотропного способа можно добиться развития собственных способностей, активировать скрытые таланты. Исследования Грофа помогают людям выйти их тяжёлого кризиса и разрешить всевозможные проблемы.

Трансперсональная психология. Новые подходыАлексей Тулин, 2020

Эпоха ЛСД

Как известно, ЛСД впервые был получен швейцарским химиком Альбертом Хофманом в 1938 году, в 1943 году случайно обнаружились его психоактивные свойства, и с этого момента началась так называемая эпоха ЛСД, или психоделическая революция.

Про психоделическую революцию написано достаточно много статей и книг как в России, так и за рубежом, и здесь я только выскажу свое мнение по поводу эпохи ЛСД и ее главных участвующих лиц. Это прежде всего химик Альберт Хофман, дебошир Тимоти Лири, психоаналитик Джон Лилли, психиатр Станислав Гроф, писатели Кен Кизи и Олдос Хаксли. Все они по-своему были лидерами психоделической революции, кто-то как создатель, другой — популяризатор, учитель, лектор, «гуру», исследователь, но при этом все они вместе и каждый по-своему создавали новое движение.

Психоделическая революция 60–70 годов XX века, я полагаю, одно из самых неоднозначных явлений в истории. С одной стороны — новые исследования сознания, возможный прорыв в психологии и психиатрии, личный мистический опыт, свобода, удовольствия, развлечения, беспечность, с другой — безумие и суицид, уголовные преследования и наркотическая зависимость. Масштаб этого культурного явления огромен, как и эмоциональный резонанс, но все же эксперимент был очень опасным.

Вряд ли Альберт Хофман, создавая вещество под названием ЛСД-25, думал о таких серьезных последствиях, которые потом возникнут. «Хофман, поначалу занимавшийся исследованиями средиземноморского морского лука, через некоторое время тоже переключился на спорынью. В течение восьми лет он методично синтезировал одну молекулу производных эрготамина за другой, проверял их на животных и, получив неблагоприятные результаты, принимался за следующую. Теоретически он хотел открыть новый аналептик — лекарство от мигрени…» [16]. А в итоге получил сильнейший галлюциноген ЛСД-25, который чуть не изменил весь мир. Сам Хофман вспоминал: «Для исследования гликозидов морского лука и первых работ над спорыньей я все еще пользовался старыми способами разделения и очистки времен Либига: частичной экстракцией, частичным осаждением, частичной кристаллизацией и им подобными. <�…>

Лизергиновая кислота оказалась весьма нестойким веществом, и связывание ее с основными радикалами вызывало трудности. В конце концов я нашел способ — метод, известный как синтез Курциуса, работавший для соединения лизергиновой кислоты с аминами. <�…>

В дальнейшем я применил свою процедуру синтеза, чтобы получить новые соединения лизергиновой кислоты, не выделяющиеся маточной активностью, но от которых, основываясь на их химическом строении, можно было ожидать других интересных фармакологических эффектов. В 1938 году я получил двадцать пятое вещество в этой серии производных лизергиновой кислоты: диэтиламид лизергиновой кислоты, в лабораторных записях сокращенно называвшийся ЛСД-25 (нем

. Lyserg-saure-diaethylamid).

Я синтезировал это соединение, планируя получить стимулятор кровообращения и дыхания (аналептик). Диэтиламид лизергиновой кислоты мог иметь подобный стимулирующий эффект, поскольку по своей химической структуре имеет сходство с другим аналептиком, уже известным в то время, а именно с диэтиламидом никотиновой кислоты (корамином)» [55].

Хофман прожил долгую жизнь и умер в 102 года, войдя в историю как великий химик и отец ЛСД.

ЛСД продолжали исследовать, в первую очередь он был интересен психологам и психиатрам и применялся для исследования сознания. Человек, принявший ЛСД, впадал состояние, похожее на шизофреническое, терялась ориентация в пространстве, появлялись яркие галлюцинации, которые последователи психоделической революции иной раз считали мистическим опытом или даже просветлением.

Одним из пионеров в экспериментах с ЛСД был Тимоти Лири, который проводил исследования на студентах Гарвардского университета, в результате чего был из университета изгнан. Сложно сейчас говорить, был ли причиной увольнения именно ЛСД или бунтарский характер самого Лири. Так, Стивенс, автор книги «Штурмуя небеса», пишет: «Когда в Гарварде узнали о „чуде в часовне“, им стало окончательно ясно, что Лири не собирается подчиняться правилам. Прошел даже слух, что на факультете богословия отвергнут диссертацию Панке. Некоторые требовали немедленного увольнения Уолтера Хьюстона Кларка из Эндовер-Ньютона. <�…> Тот факт, что бедные молодые люди прекрасно провели время, а девятеро из них увидели Бога или обнаружили иные подтверждения существования высшей жизни, — совершенно не принимался во внимание» [16].

Тимоти Лири

«К черту гарвардскую психологию, хотелось крикнуть Лири, к черту всю вашу буржуазную науку! К черту вашу буржуазную религию! Наркотики, расширяющие сознание, — вот религия будущего XXI века. Исследовать сейчас религию без использования наркотиков — это все равно что вести астрономические наблюдения невооруженным глазом», — замечал Тим, который станет одним из главных новаторов.

«Он начал превращаться в мистика и поэта, — вспоминает Уолтер Хьюстон Кларк. — Тим почувствовал себя Прометеем — после того как сам пережил глубокий религиозный опыт, он стал ощущать призвание изменять других». Гарвард стал слишком узок для него, да и академическая наука тоже. Как вспоминает Кан, Тим «хотел уйти из науки. Я сказал ему, как говорил и прежде, и, мне кажется, это все тогда чувствовали: „Куда бы ты ни пошел, я пойду туда же. Иди вперед, и я последую за тобой“» [16].

Возможно, Тимоти Лири надо было вести себя чуть более сдержанно, однако не мне его за это судить. Случилось то, чему суждено было случиться. Тимоти Лири стал «ЛСД-гуру». Впрочем, с моей точки зрения, ничего хорошего из этого не вышло, поскольку через некоторое время Тима арестовали, посадили в тюрьму, а ЛСД запретили. На этом его личная психоделическая революция закончилась.

Однако в то же время ЛСД широко распространился среди тогдашней молодежи. Не зная техники безопасности, молодые люди стали применять его направо и налево, что иногда заканчивалось весьма плачевно, в том числе нередким был летальный исход. По всей видимости, самому Лири на эти суициды было наплевать, и он не прекращал свою деятельность в качестве ЛСД-проповедника. И хотя некоторые, принимая ЛСД, впадали в помешательство или приобретали настоящую психологическую зависимость, а еще чаще попросту шагали из окна собственной квартиры, никого из лидеров ЛСД-движения это не волновало.

Вторым исследователем ЛСД можно по праву считать Джона Лилли. Психоаналитик, биолог, нейрофизиолог, он исследовал сознание с помощью ЛСД и создал свою многоуровневую числовую картографию сознания. Лилли, так же как Лири, считал ЛСД прорывом в изучении сознательного и бессознательного. Но, как бывает с ЛСД, мы ходим вокруг да около и ничего не находим. Конечно, Лилли создал интереснейшую картографию, но после запрета все его исследования были свернуты и он заинтересовался дельфинами, однако это уже другая история, и к нашей теме она не относится. Составление картографии сознания, измененного ЛСД, должно быть, было занятием интересным, но при этом лишенным перспектив, так как все «высшие» состояния, которые вызывают галлюциногены, ложны.

Джон Лилли

Кен Кизи и Олдос Хаксли по праву могут считаться если не гениальными писателями, то уж точно крупными фигурами литературного мира. Кен Кизи — автор легендарного романа «Полет над гнездом кукушки», который принес ему мировую известность.

Кен Кизи

Олдос Хаксли — автор романа-антиутопии «О дивный новый мир». Обе знаменитых книги были написаны на волне ЛСД-революции, которая сильно повлияла как на их авторов, так и на тех, кто был рядом с ними в то время. Кен Кизи сформировал коммуну почитателей ЛСД «Веселые проказники», члены которой занимались исследованиями сознания, создавали новую философию, пропагандировали свободную любовь. Через некоторое время они купили старый школьный автобус International Harvester

1939 года, раскрасили в яркие цвета и колесили по Америке, рассказывая миру о новой ЛСД-философии и снимая фильм об этом путешествии.

Олдос Хаксли

Я полагаю, это было одно из самых романтичных и веселых приключений за всю эпоху ЛСД.

Школьный автобус International Harvester 1939 года выпуска. «Веселые проказники» назвали его Далше. Автобус «Далше» был единственным средством передвижения членов коммуны, фигурируя практически в каждом значимом событии периода ее существования. Последняя поездка была предпринята в 1969 году.

В отличие от Кизи, Олдос Хаксли писал свои романы дома, при этом тоже отражая в них философию ЛСД-революции. В его главном романе «О дивный новый мир» большинство психологических проблем люди решают с помощью безвредного наркотика — сомы. По всей видимости, сома был прототипом ЛСД. Хаксли выступал одним из самых страстных приверженцев новой философии. Не будет ошибкой утверждать, что наибольшим образом на его литературное творчество, а писателем он был действительно одаренным, повлияла именно культура ЛСД. Тень ЛСД лежит на всем мировоззрении Хаксли, и в этом можно убедиться, читая его книги. Умер писатель от рака гортани, перед смертью попросив свою жену Лауру Арчер сделать ему внутримышечную инъекцию ЛСД — 100 мкг…

Станислав Гроф — один из последних ныне живущих представителей поколения исследователей ЛСД. Гроф занимался перинатальной психологией, и, по всей видимости, эта тема его очень интересовала. Часть своих идей он перенес в будущую трансперсональную психологию. Базовые перинатальные матрицы рождения являются одной из самых важных частей его теории. Вот что писал Гроф о ЛСД: «Он [ЛСД] появился еще до того, как ученые выработали определенную теоретическую систему взглядов, способную примирить мистический опыт с перинатальным. В процессе создания и разработки этой системы взглядов ЛСД, к сожалению, был нами утрачен» [16].

Несмотря на то, что Гроф не был так известен, как Тимоти Лири или Кен Кизи, он был близок к ним во взглядах и создал свою холотропную теорию на базе исследований ЛСД и перинатальной психологии. Еще в первой своей книге «Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД» (1976) Гроф описал и базовые перинатальные матрицы, и систему конденсированного опыта, и трансперсональные переживания — все то, что мы сегодня знаем как картографию бессознательного С. Грофа. В дальнейшем данная картография легла в основу теории о холотропном дыхании, о нем я скажу ниже. Гроф исследовал действие ЛСД на умирающих от рака пациентах, считалось, что галлюциноген облегчал их душевные страдания. В результате ему удалось собрать действительно обширный материал, который Гроф использовал для написания своих будущих книг. После запрета ЛСД Гроф в 1975 году создал технику холотропного, или глубокого, дыхания. Сам метод был не нов. В начале 1970-х Леонард Орр разработал метод ребёфинга

, который заключался также в глубоком дыхании. Поэтому можно сказать, что Гроф ничего принципиально нового не изобрел и лишь дополнил ребёфинг своей картографией бессознательного, созданной в ходе экспериментов с ЛСД. Сейчас Станислава Грофа многие последователи считают создателем трансперсональной психологии, а метод холотропного дыхания — главным в данном направлении. Так, например, в России участие в тренинге по холотропному дыханию у ведущих мастеров стоит несколько тысяч рублей. Данный метод «исследования бессознательного» достаточно популярен.

Шестого октября 1966 года вступил в силу закон о запрете ЛСД в штате Калифорния, за ним последовал запрет на ЛСД-терапию и в других штатах США. Так закончилась эпоха самого знаменитого галлюциногена.

В настоящее время среди представителей нью-эйдж, холистического движения трансперсональной психологии, ЛСД вспоминается достаточно редко. При этом в США издается журнал «МАРС», посвященный пропаганде и исследованиям ЛСД. Сейчас его переводной вариант на русском языке в свободном доступе выложен в интернете, его можно найти на сайте Геннадия Широкова и Татьяны Гинзбург (https://prosvetlenie.daism.ru/zhurnal/maps).

Татьяна Гинзбург

Геннадий Широков

Трансперсональный психолог Татьяна Гинзбург — доктор психологических наук, наверное, одна из последних, по крайней мере известных мне, пропагандистов ЛСД. Эта пропаганда критикуется со стороны ее коллег, трансперсональных психологов. ЛСД полностью запрещен на территории России.

Мое личное отношение к ЛСД двояко. Должно быть, интересно исследовать свой «Иной мир» с помощью такого сильнодействующего вещества, однако действительно неизвестно, чем все это может закончиться. Кроме того, в трансперсональной психологии появились более легальные и безопасные методы исследования подсознательного, вот почему нет больше смысла возвращаться к ЛСД.

Техника ребёфинга

Американский учёный Леонард Орро разработал 40 лет назад технику дыхания и назвал её ребёфинг. Благодаря дыхательным упражнениям индивид словно перерождается. Он избавляется от негативных переживаний, которые находятся в его подсознании в подавленном состоянии.

В момент рождения, а также на протяжении всей жизни индивид переживает ряд психотравмирующих событий, которые негативно сказываются на его психическом и телесном состоянии. Болезненные воспоминания сознательно подавляются и вытесняются в пласт неосознанного. У индивида появляются комплексы, фобии и боязни.

Техника ребёфинга способна устранить последствия индивидуальных подавленных душевных страданий. Индивид погружается в состояние, которое даже можно назвать вторым рождением. Благодаря дыхательным приёмам индивид вытесняет из подсознания отрицательные эмоции, ещё раз проживает все неприятные моменты своей жизни и трансформирует переживания в положительную энергию. Индивид погружается в состояние эйфории и гармонии. Дыхательная практика помогает избавиться от накопившихся в глубинах подсознания проблем, а также высвобождает психоэнергию, которая ранее «лелеяла» эти подавленные переживания.

Ребёфинг имеет много общего с холотропным дыханием. Обе эти дыхательные техники позволяют проникнуть в пласт бессознательного.

Элементы ребёфинга:

  • индивид производит дыхание носом или ртом, причём вдох может быть разным, а выдох всегда обыкновенный;
  • в момент расслабляющего дыхания тело следует полностью расслабить, при этом индивид лежит на спине, ноги не скрещивает и ни о чём не думает;
  • внимание должно быть приковано к ощущениям в собственном теле, если появилась боль или покалывание, значит, активировалось негативное воспоминание, его нужно прочувствовать;
  • негативные переживания следует трансформировать в положительные эмоции (отнестись к прошлому с юмором или просто наслаждать выходом негатива);
  • отнестись с доверием к дыхательной практике и процессам, происходящим с организмом и сознанием.

ПРОГРАММА

Трансперсональная психотерапия – это врачевание души. В результате такого врачевания восстанавливается подлинная личность, скрытая за масками и социальными ролями.

Такая работа открывает доступ к бессознательному человека, где спрятаны причины его проблем, заболеваний, конфликтов. У каждой проблемы есть решение: в бессознательном также находится источник внутренней трансформации, необходимой для восстановления подлинной сущности человека. Происходит обращение к глубинным слоям психики, на уровне которых возможна работа с давно забытыми травматическими событиями.

Введение в измененное состояние сознания достигается с помощью дыхательных, телесных, медитативных, шаманских и других техник. Они используются как катализатор для высвобождения внутренней энергии, которая направляется на исцеление душевных ран и выхода из болезненных ситуаций.

На трансперсональных сеансах человек открывает и повторно проживает боль, обиды, чувство вины, вытесненные психикой в бессознательное и послужившие причиной продолжающихся жизненных проблем в настоящем. В измененном состоянии сознания Ваше бессознательное само выбирает то переживание, которое является в данный момент самым значимым и болезненным для личности. По мере применения практик жизненная позиция человека корректируется, меняются стереотипы его поведения и его реакции на определенные жизненные ситуации.

Хотя термин и кажется новым, на самом деле человечество использует приемы, составляющие трансперсональный подход, уже несколько тысячелетий. Это шаманство и медитации, толкование сновидений, особое дыхание, известные еще жрецам Древнего Египта, индийским йогам, индейцам Северной Америки; обряды, применяющиеся в языческих и религиозных ритуалах.

Трансперсональная психотерапия – это возможность отправиться в приключения и исследовать неизведанные области своего внутреннего мира – свой «скрытый космос».

Для современного человека трансперсональная психология представляет не только этнографическую ценность, но и практический интерес.

И медитации, и дыхательные практики, и шаманские ритуалы практиковались во все эпохи и во всех странах, но, как правило, оценивались лишь как эзотерическая экзотика.

Это бесконечные закрытые миры, пространства, глубины души. Там содержатся все наши воспоминания, фантазии, жизненный опыт, опыт наших предков и семейных родов, опыт всего человечества, всей эволюции, мир духовных существ и энергий.

Предлагаемая Вам программа включает большинство современных трансперсональных методов: холотропное дыхание, ребёфинг, вайвэйшн, психосинтез, трансперсональную арт-терапию, работу со сновидениями, трансовую музыку и многое другое, без налета мистики.

Техника тета-хилинга

Методика энергетического исцеления была придумана В. Стайбл в момент, когда она болела раком костей. С помощью её разработки можно изменить жизнь в лучшую сторону и исцелиться от любого заболевания. Индивид способен почувствовать гармонию и умиротворённость с помощью медитации и специальных тренировок.

Автор методики предлагает два «маршрута» попадания в состояние Тета:

  1. Первый способ.

Необходимо сесть на стул, выпрямить спину, ступни опустить на землю. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов с небольшой задержкой дыхания после каждого. Постоянно расслабляясь, важно мыслями переместиться в область сердца и собрать там всю энергию.

Затем необходимо этот энергетический сгусток забрать из сердца и опустить в центр планеты Земля. В этот момент можно почувствовать, как энергия Земли растекается по телу. Потом эту энергию нужно мысленно собрать в огромный шар и поднять его над головой. Усилием мысли следует поднять себя над домом, деревьями, городом, материком, Землёй и войти в космос.

Там необходимо мысленно продолжать движение мимо проблесков белого и тусклого свечения. Важно пройти сквозь зыбкую массу и проникнуть в белый и переливающийся свет. Можно в нём искупаться. Правда, в ходе такого полёта следует избегать синего цвета. Действовать нужно быстро. Главное, достичь жемчужного белого свечения.

  1. Второй способ.

Следует сесть поудобней и полностью расслабиться. Затем закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. В ходе дыхания важно достичь расслабления. Потом необходимо сконцентрировать внимание на сердце. В этот момент следует представить, будто вы и стул, на котором сидите, является одним молекулярным целым. Молекулы стула сплетаются с молекулами тела, однако каждый объект сохраняет свою форму.

Потом необходимо слиться с комнатой и представить себя на одном молекулярном плане со всеми находящимися в ней вещами. Затем нужно прочувствовать молекулярное единение с домом, городом, лесами, полями, Землёй. Не стоит останавливаться. Мысленно нужно выйти в космос. Необходимо объединиться со вспышками белого света, космической желеобразной субстанцией. Важно слиться с энергией Вселенной. Таким образом можно попасть в состояние Тета.

Обучение трансперсональной психологии

Получить знания из области трансперсональной дисциплины можно на семинарах по эзотерике или в институтах, преподающих эту науку. Главное требование к учащимся — желание почерпнуть познания из области психологии, открыть для себя сферу неопознанного и научиться полученный опыт использовать во благо себе и окружающим.

Трансперсональная наука поможет познать себя и мир вокруг. Благодаря её методам можно улучшить своё состояние и жизнь в целом. Избавляясь от проблем и высвобождая энергию, индивид исцеляется от разного рода душевных заболеваний и приобретает гармонию с миром. Знания по трансперсональной дисциплине можно применить для раскрытия своего творческого потенциала и развития личных способностей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]