.
Если взрослые умеют контролировать свои эмоции перед страхом, то дети в этом плане беззащитны. Их страх проявляется в беспокойстве или тревоге. Чаще всего это происходит из-за психологического давления окружающих, влияния родителей.
Дети сильнее взрослых подвержены испугам
Диагностика страхов у дошкольников, методики исследований которой весьма разнообразны, доказывает, что нельзя данную эмоцию игнорировать, т. к. в будущем это может сказаться на психическом состоянии личности. С одной стороны, страх выступает как защита перед многими опасностями, а с другой — провоцирует развитие психологического заболевания.
Суть диагностики
Любая методика выявления страхов у детей направлена на то, чтобы расположить их к откровенности. Дальнейшая диагностика помогает узнать не только сам страх, но и причину его возникновения.
Не всем родителям понятно, зачем с дошкольником должен общаться психолог, если у них благополучная семья, они тщательно следят, чтобы у малыша возникало как можно меньше стрессовых ситуаций. Специалисты не могут сразу выяснить наличие страхов у детей дошкольного возраста. Для их определения выясняют:
- возможны ли какие-то отклонения невротического характера;
- зависит ли его поведение от воспитания (в большинстве случаев от недостатка родительского внимания);
- особенности характера.
Классификация страхов
Сравнивая диагностики детских страхов дошкольников и школьников, психологи выделили два уровня возникновения страхов:
- естественный;
- возрастной.
Страхи 1 уровня наблюдаются у детей до трех лет. Их можно охарактеризовать как охранительные. Малыш может испугаться громкого или неприятного звука, огромного предмета, незнакомого человека, отсутствия рядом кого-то из родителей.
Страхи возрастного уровня можно встретить у детей:
- Младшего возраста. После трех лет страхи возникают больше всего из-за темноты, замкнутого пространства, страшных персонажей сказок или мультфильмов.
- Приблизительно в пять лет большинство дошкольников начинают бояться смерти как своей, так и близких людей.
- В младшем школьном возрасте, когда дети попадают в новую для себя обстановку, у них возникает еще больше страхов, главный из которых — несоответствие ровесникам.
- В старшем школьном возрасте дети боятся непризнания окружающих и физиологических изменений в организме. В этот период дети больше всего нуждаются в психологической поддержке, т. к. их эмоциональная сторона слишком уязвима. Игнорирование взрослыми таких детских страхов приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе.
Исследуя диагностики страхов у детей, специалисты отмечают следующий факт — страх, беспокоящий малыша дошкольного возраста, в большинстве случаев проходит на протяжении 3–4 недель. У школьников страх в основном проходит быстро.
Если страхи старшеклассников носят невротический характер, то самими опасными считаются патологические. Они являются провокаторами возникновения психических болезней в дальнейшем. Яркими их признаками являются:
- невротические тики;
- плохой сон;
- регулярная агрессия;
- тревожность;
- сложности в общении с окружающими.
Эти страхи появляются у детей еще в младшем возрасте и основными причинами их появления считаются:
- Стремление родителей отгородить детей от опасностей внешнего мира. У детей вырабатывается боязнь того, что во внешнем мире их ожидает что-то плохое.
- Регулярные конфликтные ситуации в домашней обстановке;
- Высокие требования, которые ставят для детей домочадцы. Дети пребывают в постоянном страхе, боясь не справиться с этими требованиями.
- Авторитарное поведение в семье, где решения и правила не оспариваются. Таким детям из-за страхов перед родными тяжелее всего общаться с окружающими.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год |
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста |
Интеллектуальный компонент |
Эмоциональный компонент |
Личностный компонент |
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте |
Психофизиологический компонент |
Профессиональное самоопределение |
Приложения |
Все страницы |
Страница 6 из 11
4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 4.1. «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА» Источники: Кудрина Г.Я. «Методы изучения личности младшего школьника» //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск,1999.
Цель: Выявить доминирующие психическое состояние, восприятие различных учебных ситуаций. В этой методике оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка, с его точки зрения, основными причинами тревожности, страхов. Инструкция: «Я буду говорить о разных случаях, которые бывают в жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для Вас, вызывают у Вас страх, беспокойство. Если этот случай, эта ситуация в Вашей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для Вас, Вы ставите «++»; если это только немножко неприятно для Вас, Вы ставите один «+»; если этот случай не страшен в Вашей жизни не страшен Вам — то «0». Психолог (учитель) зачитывает вопросы: 1. Отвечаешь у доски на уроке. 2. Тебя ругает мама или папа. 3. Встречаешься с ребятами из школы. 4. Пойдешь, а гости к незнакомым людям. 5. Ты дома остаешься один. 6. Сам подходишь, разговариваешь с учителем. 7. Не можешь справиться с заданием на уроке. 8. Сравниваешь себя с другими ребятами. 9. Думаешь о своих делах. 10. На тебя смотрят как на маленького. 11. Ты часто плачешь. 12. Учитель тебе неожиданно задает вопрос на уроке. 13. Никто не обращает на тебя внимания на уроке, когда ты хорошо, красиво выполнил работу. 14. С тобой не согласны, спорят с тобой. 15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе в подъезде. 16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь. 17. Тебе снятся страшные сны. 18. Учитель дает трудное задание. 19. Выбираешь в игре главные роли. 20. Оценивают твою работу дома или ребята. 21. Не понимаешь объяснения учителя. 22. Ребята смеются, когда отвечаешь на уроке. 23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории. 24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим. 25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель). 26. Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на уроке. 27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь. 28. У тебя что-то не получается. 29. Ребята с тобой не играют (не беру никогда в игру), не дружат с тобой. 30. Учитель делает замечание на уроке. Методика включает в себя ситуации трех типов, которые определяют виды тревожности: 1. ситуации связанные с процессом обучения, общения с учителем; 2. ситуации, анализирующие представления о себе; 3. ситуации общения. Интерпретация: ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: «++» — 3 балла; «+» — 2 балла; «0» — 0 баллов. Подсчитывается общая сумма балов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале — общий уровень тревожности). Кроме того, анализ ответов детей по каждой ситуации поможет психологу определить проблемы ребенка, причины его тревожности, его страхов. Особого внимания требуют дети с высокой тревожностью (более 20 баллов по каждому разделу или более 60 суммарный уровень) и «очень спокойные», особенно те случаи, когда по каждому разделу не превышают 5 баллов или приближаются к 0) Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 — 15 баллов до 20.
Вид тревожности | баллы | |||||||||
Учебная | 1 | 6 | 7 | 12 | 13 | 18 | 21 | 22 | 26 | 30 |
Самооценочная | 5 | 8 | 9 | 11 | 17 | 19 | 20 | 23 | 24 | 28 |
Межличностная | 2 | 3 | 4 | 10 | 14 | 15 | 16 | 25 | 27 | 29 |
4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга «Особенности школьной тревожности»
Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
Высокие баллы по отдельным видам тревожности или в целом свидетельствуют о реальном неблагополучии ребенка, которая может существовать даже вопреки объективному благополучному положению (особенно с точки зрения взрослых), являясь следствием определенных личностных конфликтов или нарушений в развитии самооценки у данного ребенка. Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п., выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность, то во втором — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности. А это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности достаточно общие, вне зависимости от реальных ее причин. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся, прежде всего, вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
<< Предыдущая — Следующая >>
Проявление страха
Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста, дошкольного возраста заключается в определении характера данной эмоции. Если страх реальный, то малышу действительно угрожает опасность и в определенный момент сработал инстинкт самосохранения.
Если страх придуманный, и преследует человека на протяжении длительного времени, то он носит невротический характер.Такой страх еще называют свободным, т. к. он возникает в моменты, несвязанные с какой-либо опасностью.
Благодаря методикам выявления детских страхов, специалисты разделили данные эмоции на две формы их проявления:
- немые;
- «невидимки».
В первом случае ребенком категорически отрицается присутствие страха, хотя родные убеждают его в обратном. Здесь они акцентируют внимание на новом, опасном и непривычном. Это могут быть:
- страхи из-за животных;
- опасности перед неизвестными людьми;
- боязнь новой обстановки;
- испуг при возникновении громких звуков.
Страхи «невидимки» — противоположность немым. Малыш боится чего-то определенного, в то время как члены семьи не понимают причины его перепуга. Например, ребенок уронил кружку и она разбилась. Он длительное время находится в напряженном состоянии в ожидании наказания, а в итоге никто даже не обратил внимания на происшествие с посудой.
Такая форма боязни указывает, что между членами семьи отсутствуют взаимопонимание и коммуникабельность. При его выявлении стоит задуматься, как изменить манеру поведения, чтобы вернуть хоть минимальное доверие малыша. Если же не предпринимать никаких шагов, и оставить все как было, то для малыша это грозит негативными последствиями психологического характера.
Часто в детских страхах присутствует какой-то элемент, вызывающий у ребенка чуть ли не панику. При этом со стороны взрослых на такую его реакцию он видит только улыбку, или даже смех. Не следует поступать таким образом, т. к. подсознание малыша уже отметило данное эмоциональное проявление на его страх. В дальнейшем результатом такого веселья может стать его замкнутость, т. к. он постоянно будет бояться эмоциональных проявлений.
Диагностика детских страхов
С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.
Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.
Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.
В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.
Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.
Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.
Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.
Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.