Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой.


Механизм влияния сказки

Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами малыша.

Существует негласное правило: чем больше узнаешь о предмете/персонаже, которого страшишься, тем меньше боишься. Когда малыш слушает о победе главного героя над страхом, сам постепенно становится уверенным и перестает бояться.

Очень часто можно встретить сказки, в которых главному герою помогают преодолеть трудности. Это члены семьи, друзья, животные или другие персонажи. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок осознает, что он в своей проблеме не один. Он обретает уверенность, что проблема решаема и обязательно придут на помощь близкие люди. В сказках прорабатываются темы любви, дружбы, добра и сочувствия.

Пребывая в размышлениях о сказке, дошкольник постепенно понимает, что имеет внутренние силы: самостоятельность, смелость и разные умения. Терапевтическая значимость историй в том, что ребенок расслабляется, приобретает решимость и узнает свои сильные стороны.

Примеры использования сказок

Всем известны некоторые сказки, пришедшие к нам из древности. Известный пример «Курочка ряба» − для многих непонятная и нелогичная история. Но если к ней подойти с точки зрения терапии, можно проработать с ребенком многие вопросы:

  • О чем эта сказка? подарок судьбы – золотое яичко, неподготовленные люди не могут принимать такие подарки, они не знают, что с ними делать;
  • стереотипы – разбивать яйцо не обязательно, они могло быть сувениром, так и дети повторяют плохие поступки за другими, не думая о последствиях;
  • случайности, которые изменяют жизнь – случайности возникают по своим законам, важно рассмотреть их;
  • любовь к ближним – утешение во время трудностей, воспитание сострадания к близким;
  • разбившаяся мечта – при разбитии яйца все плачут, но концовка истории должна быть позитивная, направленная на поиск ресурсов после сложной ситуации.
  • Почему дед и баба расстроились, хоть и сами хотели, чтобы яйцо разбилось? Здесь можно порассуждать о неоправданных ожиданиях, несоответствии желаний и реальности и так далее.
  • Затем разговор направляется в русло, чему нас учит сказка: чистота в помещении, чтобы не было мышей, гибкость в решении проблем, не делать другим то, что не желали бы себе.
  • Это пример работы специалиста с известной сказочной историей. Психотерапевтических сказок существует много, они подбираются исходя из проблемы ребенка. Если это речевые трудности, сказки должны быть с простыми словами, диалогами, чтобы дошкольнику было просто их повторять. Также можно использовать авторские истории: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Смелый гномик», «Мышонок и темнота» и многие другие.

    Виды сказок для занятий

    Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:

    • Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
    • Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги. Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
    • Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний. Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
    • Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
    • Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
    • Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.

    Рекомендации для терапии сказками

    Сказки для сказкотерапии – это не обычные истории, которые читаются и забываются. Каждая из них должна соответствовать цели и давать предполагаемый результат.

    Чтобы ребенок воспринял сказку, между ним и взрослым должна сформироваться эмоциональная связь. Быстро и легко достигается терапевтический эффект, если сказку на ночь читает один из родителей, лучше мама.

    Психолог или логопед, перед сказкотерапией должен обучиться проведению таких сеансов. Основные рекомендации по прочтению сказок:

    • Нельзя читать или рассказывать сказку монотонно! При передаче истории должны проживаться истинные чувства, эмоции.
    • Садиться нужно перед малышом, чтобы он видел лицо чтеца. При этом он перенимает мимику взрослого, видит жесты, выражение глаз. Для детей важен зрительный контакт.
    • Затянувшимся паузам запрет. Переживание чувств и эмоций должно быть «здесь и сейчас».
    • Сказка не должна иметь очевидный конец. Готовые ответы в сказкотерапии не допускаются. Дошкольники самостоятельно, насколько это можно, должны фантазировать. Тогда малыш постепенно перестанет плакать во сне, его сон станет спокойным.
    • Сказки должны подходить по возрасту. Именно поэтому такие сеансы проводит сказкотерапевт – человек, знающий все нюансы терапевтической работы. В два года ребенку еще сложно сосредоточиться, поэтому необходимо использовать элементарные сказки: «Теремок», «Колобок». Уже к 4 годам дошкольник отличает выдумки от реальности, воспринимает сюжеты и может дополнить историю самостоятельно.

    Терапия с применением сказки происходит не только классическим методом – чтением. В своей работе сказкотерапевт использует рисование истории, диагностику через сказку, сочинение, постановку с помощью маленьких фигурок, изготовление куколок.

    Чтобы сказкотерапия пошла на пользу непослушному или тревожному ребенку, малышу, имеющему проблемы с речью, необходимо учитывать его интеллектуальное и физическое развитие. Дети не соглашаются работать со взрослым, если у них недостаточная мотивация. Поэтому специалист, прежде всего, объясняет, что будет происходить, и какую обратную связь он желает получить от ребенка.

    Программа преодоления детских страхов

    Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.
    Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

    Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно «расселить» свои страхи — самые сильные и не очень). Обычно детские страхи делятся на:

    • медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)
    • физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара, войны, стихий)
    • страх своей смерти
    • страх, связанный с боязнью животных
    • боязнь сказочных персонажей
    • страх темноты и ночных кошмаров
    • социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)
    • боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

    Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления страхов дошкольников:

    1. Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».
    2. Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».
    3. Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций «Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное настроение».
    4. Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок «Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».
    5. Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой — враг мой» и игр «Пятнашки» и «Прятки с голосом».
    6. Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

    Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.
    Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в профилактических и терапевтических целях при участии детского психолога. При индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]