Что такое цель
Понятие «цель» означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс. При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.
Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.
Приведем некоторые из них:
«разработать…»;
«выявить…»;
«определить…»;
«установить…»;
«обосновать…»;
«доказать…».
Что такое задача
Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.
От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.
Для формулирования задач используются такие слова, как:
«изучить…»;
«проанализировать…»;
«исследовать…»;
«рассчитать…»,
«рассмотреть…».
Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.
Врожденное стремление к смыслу
Согласно взглядам австрийского психолога, невролога и психиатра В. Франкла, стремление человека к поиску и реализации смысла и целей своей жизни — врожденная мотивационная тенденция. Она присуща всем людям без исключения и является основной движущей силой, определяющей поведение и развитие личности.
Ощущение смысла собственного существования и определение жизненно важных целей чрезвычайно важны для сохранения психического и психологического здоровья любого человека вне зависимости от возраста. Руководствуясь своими жизненными наблюдениями, результатами клинической практики и разнообразными эмпирическими данными В. Франкл пришел к следующему выводу: человеку для того, чтобы жить и активно действовать, необходимо верить, что его поступки имеют смысл.
Цель и задача в чем разница
Внимание!
Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.
Расчет стоимости Гарантии Отзывы
Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.
Самоактуализация человека
Самоактуализация по А. Маслоу — это стремление человека к самоосуществлению, к проявлению своего потенциала и полному использованию своих талантов, способностей и возможностей.
Согласно его концепции, люди — разумные, сознательные создания. Они от природы хороши и способны к самосовершенствованию. Сама сущность постоянно движет их в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.
Самоактуализированный человек — это не обычный человек, которому что-то добавлено, а обычный человек, у которого ничего не отнято. Среднестатистического индивидуума он рассматривал как полное человеческое существо, с подавленными и неосознаваемыми способностями и одаренностями.
Тенденцию к самоактуализации А. Маслоу рассматривал как ядро личности. Человек стремится постоянно воплощать, опредмечивать себя, свои способности и таланты. Но реализовать себя он может только в деятельности. Таким образом, потребность в самореализации и потребность в деятельности являются неделимыми для личности.
Последовательность формулирования цели и задач
Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.
Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.
Основные отличия цели и задач
Важно!
Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузовСтоимость и сроки
Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться. Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя. Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.
Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.
LiveInternetLiveInternet
Первый — это принцип конгруэнтности . Ваши ценности представляют ваши глубочайшие убеждения об истинном и ложном, о хорошем и плохом, о важном и незначительном. Высокие результаты и большое самоуважение возможны только тогда, когда ваши цели и ценности находятся в полной гармонии друг с другом.
Второй принцип определения целей — это область, в которой вы совершенны . Каждый человек способен добиться совершенства в чем-то одном, возможно, даже в нескольких вещах. Только отыскав свою область совершенства и посвятив всего себя развитию собственных талантов в этой области, можно реализовать весь свой потенциал.
Вам никогда не знать счастья и удовлетворения до тех пор, пока вы не определите свое сердечное желание и не посвятите ему свою жизнь. Оно — единственное, что только вы можете делать действительно хорошо. Ваше дело — отыскать эту область, если вы этого еще не сделали.
Ваша область совершенства может меняться по мере развития вашей карьеры, но успеха добиваются только те, кому удается ее найти. Ваша область совершенства неизменно будет иметь отношение к такой деятельности, которая вам больше всего нравится и лучше всего удается.
Третий принцип определения целей — это концепция алмазной россыпи . Алмазная россыпь — это название речи, произнесенной министром Расселлом Конвеллом. Речь завоевала такую популярность, что его просили повторить ее более пяти тысяч раз слово в слово.
В этой речи упоминался старый африканский фермер, которого очень взволновал рассказ странствующего торговца о людях, приехавших в Африку, открывших алмазные россыпи и ставших сказочно богатыми. Он решил продать свою ферму, организовать караван и отправиться вглубь Африки на поиски алмазов, чтобы затем привезти своей жене несметное богатство.
Долгие годы он исследовал огромный Африканский континент в поисках алмазов. Наконец у него закончились деньги и его все покинули. Оставшись один, он в отчаянии бросился в океан и утонул.
А тем временем на заднем дворе проданной им фермы новый фермер поил осла из ручья, протекающего прямо по полю. Там ему попался странный камень, который удивительным образом отражал свет. Он принес камень в дом и позабыл о нем.
Несколько месяцев спустя упомянутый выше торговец, путешествуя по своим делам, остановился на ночь на этой ферме. Увидев камень, он пришел в сильное волнение и спросил, не вернулся ли старый фермер. «Нет, — сказали ему. — Старого фермера больше никто не видел. Но в чем же причина такого волнения?»
Торговец взял камень и сказал: «Это — алмаз огромной цены и ценности» Новый фермер отнесся к этому скептически, но торговец настоял, чтобы тот показал, где был найден алмаз. Они пошли на поле к тому месту, где фермер поил осла, и, оглядевшись, нашли еще один алмаз, потом еще один, потом еще и еще. Оказалось, что вся ферма покрыта алмазами. Старый фермер отправился вглубь Африки на поиски алмазов, даже не посмотрев себе под ноги.
Мораль истории такова. Старый фермер не сознавал, что алмазы совсем не похожи на бриллианты, если они не обработаны. Для неопытного глаза они похожи на обычные камни. Алмаз необходимо разрезать, огранить и отполировать, прежде чем он станет одним из тех бриллиантов, которые мы видим в ювелирных магазинах.
Ваши собственные алмазные россыпи тоже могут лежать у вас под ногами. Но они обычно замаскированы под тяжелую работу. Может быть, ваши алмазные россыпи заключаются в ваших талантах, интересах, образовании, жизненных обстоятельствах и опыте, в вашей области промышленности, в вашем городе, в ваших контактах.
От вас не требуется пересечь страну или устроить грандиозный переворот в собственной жизни. В большинстве случаев то, что вы ищете, находится у вас под носом. Но это и не выглядит лежащей на поверхности возможностью.
Четвертый принцип успеха в постановке цели — это принцип баланса . Принцип баланса означает, что для того, чтобы вы показали лучшее, на что вы способны, у вас должно быть несколько целей в шести существенных сферах вашей жизни . Точно так же как колесо автомобиля должно быть уравновешено, чтобы плавно вращаться, так и ваши цели должны находиться в балансе, чтобы ваша жизнь проходила гладко.
Вам необходима:
- постановка личных целей и целей, имеющих отношение к вашей семье;
- физических целей и целей, связанных со здоровьем;
- ментальных и интеллектуальных целей;
- целей, связанных с обучением и самосовершенствованием;
- целей, связанных с работой и карьерой;
- финансовых и материальных целей; и наконец,
- постановка духовных целей, целей, направленных на развитие внутреннего мира и духовного просветления.
Для того чтобы достичь необходимого баланса, у вас должны быть по две или три цели в каждой области — в сумме от двенадцати до восемнадцати целей. Равновесие подобного рода позволит вам постоянно работать над чем-то, что важно для вас. Когда вы не занимаетесь развитием спортивной формы, вы можете работать над развитием вашей личности или профессиональных способностей. Когда вы не занимаетесь медитацией или созерцанием или другой работой над развитием своего внутреннего мира, вы можете заняться своими материальными целями. Ваша цель — сделать жизнь непрерывным потоком развития и достижений.
Пятый принцип постановки целей — это определение вашей главной жизненной цели . Ваша главная цель — это ваша цель номер один, цель, которая более важна для вас, чем достижение любой другой отдельной цели или задачи сегодня. У вас может быть множество целей, однако может быть только одна центральная, главная цель.
Главной причиной рассеивания усилий, потери времени и неспособности к развитию является неспособность определить первостепенную, доминирующую, главную цель. Путь определения первостепенной цели — анализ ваших целей, сопровождаемый вопросом: «Какая цель, при условии ее достижения, в наибольшей степени поможет мне выполнить все остальные цели?» Обычно это финансовая или коммерческая цель, но иногда это может быть, напротив, цель, связанная со здоровьем или взаимоотношениями. Ваша главная цель становится катализатором. Когда вы полны энтузиазма по поводу достижения ясной главной цели, то начинаете быстро двигаться вперед, несмотря на все препятствия и ограничения.
Серия сообщений «цели и желания»:
Часть 1 — Меняю жизнь к лучшему за 100 дней Часть 2 — Цели. Использование своих талантов. Часть 3 — Цели. Базовые принципы определения цели. Часть 4 — Наличие целей. Постановка и достижение целей. Часть 5 — «Симорон — исполнение желаний»
Принципиальные отличия цели от задачи
Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:
- узнать где находится магазин;
- решить какой хлеб купить;
- взять деньги;
- сходить в магазин.
Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».
Пирамида логических уровней
В рамках нейролингвистического программирования Р. Дилтс разработал модель нейрологических уровней. В ее основе лежит иерархия смысловых уровней личности, каждому из которых соответствуют свои конкретные вопросы. Автор представил ее в виде пирамиды и выделил следующие уровни:
- Миссия — Ради чего? Ради кого еще?
- Идентичность — Кто я?
- Ценности и убеждения — Что важно? Во что я верю?
- Способности — Что могу? Как?
- Поведение — Что делать?
- Окружение — Где? С кем? Когда?
Пирамида нейрологических уровней Р. Дилтса позволяет глубоко исследовать конкретную цель. Отвечая, казалось бы, на очень простые вопросы, переходя от одного этажа пирамиды к следующему, человек приобретает возможность вознестись от нижнего уровня привычной окружающей действительности до уровня осознания своей миссии.
Наполнившись новыми смыслами, более масштабным и целостным видением, необходимо пройтись по вопросам пирамиды еще раз, только теперь в обратном направлении. Это позволит увидеть неиспользованные возможности, тормозящие факторы и понять какие необходимо внести коррективы на каждом из уровней пирамиды. Использование данной модели Р. Дилтса для определения основных жизненных целей человека, позволит также аутентично согласовать с ними его частные цели.