Калибровка и сенсорная чувствительность (Методы развития)
Если вы способны почувствовать состояние другого человека, вы будете понимать, стоит ли вам форсировать события или лучше притормозить, двигаться дальше или остановиться!
Такое умение различать малейшие нюансы проявлений других людей формируется в ходе развития специального навыка, который носит название на языке НЛП — «Калибровка».
Профессиональный коммуникатор будет эффективен в своей работе ровно настолько, насколько он настроит свой сенсорный аппарат на восприятие нюансов, тонкостей, казалось бы, несущественных мелочей в речи и поведении партнера.
Точная калибровка требует сенсорной чувствительности, т.е. способности замечать изменения (даже самые незначительные) в таких элементах, как:
- положение тела;
- жесты;
- выражение лица;
- движение глаз;
- цвет кожи;
- дыхание;
- громкость голоса, темп речи;
Как это делается?
Обычно, перед общением с партнером необходимо, настроиться на его восприятие. Для этого важно отследить его исходное физиологическое состояние, в котором он находится в начальный момент.
Затем любым способом, например, с помощью вопросов вызвать у него изменения физиологии (реакции). Ваша задача настроиться на партнера таким образом, что бы легко видеть его физиологические сдвиги.
Когда изменения его физиологии становятся для вас видимыми и понятными, это значит, что вы его откалибровали и теперь можно переходить к важной коммуникации.
Теперь вы способны получать ответы на невербальном уровне ещё до того, как человек даст их в словесной форме. А именно, эти ответы чаще всего более информативны и правдивы, чем слова и более важны процесса изменений.
Пример
Например, Мы хотим откалибровать физиологические изменения партнера на состояние: «приятное – неприятное», чтобы потом определять его отношение к тому, что будем говорить и предлагать.
Для этого необходимо в начале беседы поговорить о чем-то, что, как мы заранее знаем, вызовет у нашего партнера позитивное чувство, т.е. ему будет приятно об этом говорить.
При этом, мы убьем сразу двух зайцев. С одной стороны, создадим позитивный настрой партнера, что естественно благоприятно повлияет на дальнейшую беседу.
С другой стороны, выявим (откалибруем) физиологические проявления данного состояния (выражение лица, цвет кожи, дыхание, особые жесты, поза, тон голоса и т.д.).
Далее мы можем переходить к основной теме нашей встречи и будем способны четко замечать истинное отношение партнера к тому, что мы будем говорить. Это позволит вовремя заметить, что нашему партнеру неприятно из того, что мы говорим, и адекватно отреагировать.
С точки зрения успешной коммуникации, важно уметь развить сенсорную чувствительность, прежде всего, в отношении таких состояний человека, как:
- приятное – неприятное;
- согласие – несогласие;
- правда – ложь;
- уверенность – неуверенность;
- доверие – недоверие;
Умение различать данные состояния в процессе коммуникации с партнером позволяют получить информацию, значение которой трудно переоценить.
Отслеживание тонкостей позволяет получить максимальную информацию о человеке и возможность управлять его бессознательным в процессе общения.
Полезные внутренние вопросы, которые могут помочь нам определить то, что мы общаемся эффективно:
- Как я узнаю, что этот человек меня понимает и по-прежнему заинтересован в разговоре?
- Как я узнаю, что этот человек сотрудничает со мной в решении этой проблемы?
- В каком внутреннем состоянии находится этот человек?
Далее приводятся несколько упражнений предназначенных для развития сенсорной чувствительности, которые обычно используются в процессе подготовки НЛП-практиков. Желательно проделывать их регулярно, пока не появится необходимая чувствительность. Будет хорошо, если вы найдете кого-то, кто составит вам компанию в ваших занятиях. Чем больше разных людей, чем лучше!..
Используйте свои чувства
Я часто бегаю по утрам, чтобы проснуться и хорошо себя почувствовать. Прежде чем отправиться на пробежку, я всегда решаю, на каком чувстве сосредоточиться во время бега. В один день я уделяю внимание звукам вокруг меня, на следующий концентрируюсь на том, что я вижу. И тогда я начинаю замечать то, что прежде ускользало от меня. Я так же осознаю, какое из моих чувств нуждается в дополнительном оттачивании.
Упражнения
Вы можете приспособить следующее упражнение к собственному распорядку дня и выполнять его так часто, как вам этого захочется.
Упражнение на развитие чувств
В следующий раз, когда вы отправитесь погулять в одиночестве, попробуйте выполнить это упражнение.
Природная среда, пусть даже в городском парке, — это очень интересное место для подобного занятия, поскольку оно дает массу материала для развития различных чувств.
Вы можете выбрать определенное место и исследовать его на протяжении длительного времени. Тогда вы сможете заметить, насколько больше вы станете ощущать с течением времени, насколько обогатится ваш жизненный опыт. Делайте каждый день по одному упражнению.
Зрение
Для начала обратите особое внимание на окружающий вас пейзаж. Опишите, что вы видите. Есть ли вокруг вас деревья? Какого цвета их листья? Обратите внимание на оттенки цвета. Смотрите на людей, здания, дорожки. Отмечайте самые мельчайшие детали…
Слух
Сегодня сконцентрируйтесь на звуках, которые вы услышите в выбранном вам месте. Гуляя по берегу моря, я начинаю слышать шелест листвы, дуновение ветерка, шорох прибоя, шум дорожного движения, даже собственное дыхание. Откройте же уши и слушайте мир вокруг вас!..
Осязание
Сосредоточьтесь на осязательных ощущениях. Когда вы выходите на солнечный свет, то ощутите тепло. Если стало жарко, то вы почувствуете, как по лбу потек пот или выступила испарина. Попав в тень вы ощутите прохладу. Возможно, вы почувствовали дуновение ветерка, проникающего сквозь одежду. Отмечайте самые мелкие и незначительные ощущения.
Обоняние
Теперь мы с вами концентрируемся на запахах. Гуляя вдоль моря, я отмечаю запахи моря, водорослей, сигаретного дыма от сидящего неподалеку человека, запахи зелени.
Если вы находитесь в городе, то ощутите запах бензина, выхлопных газов, только что подстриженного газона, цветов от клумбы, духов проходящей мимо женщины…
Очень часто, когда запах вокруг нас становится неприятным, мы бессознательно отключаем обоняние. Сегодня не делайте этого. Будьте открыты всем запахам, даже неприятным…
Вкус
Это упражнение можно выполнять во время еды. Попробуйте почувствовать вкус каждого ингредиента, входящего в поданное вам блюдо. Распознайте его. Не думайте, что вкус связан только со съедобными предметами. Когда вы разовьете чувствительность вкусовых сосочков, вы начнете ценить множество вкусных вещей.
Продолжая выполнять это упражнение регулярно, концентрируясь на различных чувствах, вы заметите, как обострятся ваши ощущения. Вы многое узнаете о мире и о людях, вас окружающих.
Вы удивитесь, как вы могли не замечать этого раньше…
Пара слов об обонянии
Обоняние — это единственное чувство, связанное непосредственно с корой головного мозга. Обоняние очень сильно связано с воспоминаниями. Уверен, что многие запахи вызывают в вас определенные воспоминания. Например, аромат одного геля для душа стойко связался в моей памяти с заграничной поездкой.
Каждый из нас обладает определенным запахом. Наше тело — это химическая фабрика, постоянно производящая определенные продукты.
Наше тело выделяет химикаты, называемые феромонами. Когда человек испуган, его тело пахнет иначе, чем когда он находится в состоянии экстаза или сексуального возбуждения.
Нас привлекает запах человека. Возможно, близкий вам человек потому и стал так близок, что вам подсознательно нравится запах его тела. Один мой знакомый рассказал, что ему нравится естественный запах тела его партнерши.
Но запах может не только привлекать, но и отпугивать. Вам никогда не приходилось стоять рядом с человеком, запах которого был вам неприятен? Причем не потому, что он сто лет не мылся, а просто на подсознательном уровне?
Иногда один человек привлекает другого и визуально, и обонятельно, и чувственно. Нас привлекает то, что возбуждает органы наших чувств.
Не забывайте о том, что следует очень внимательно относиться к сигналам, посылаемым нам людьми, чтобы не ошибиться в истолковании их эмоций.
Если вы любите обобщения, вроде таких как «Он выглядит счастливым» или «Она явно скучает», остановитесь!
Будьте очень осторожны в истолковании внешнего вида человека. Разве вам никогда не говорили, что вы выглядите веселым, когда на душе у вас скребли кошки?
Умея распознавать изменения сенсорных сигналов, которые посылаете сами, вы можете двинуться дальше и освоить уже специальные упражнения на развитие сенсорной чувствительности по отношению к другим. Ниже приводится несколько упражнений, как это можно делать. Желательно их выполнять в кем-то.
Первые три упражнения направлены на общее развитие сенсорной чувствительности во всех трех ведущих системах восприятия мира: визуальной. аудиальной и кинестетической.
Острота зрительного восприятия
(Выполняется вдвоем, по 15 мин на человека на каждом этапе)
Этап 1. Статический.
1. Участник А принимает и фиксирует какую-нибудь особую позу и выражение лица.
2. Участник Б старается запомнить все это, как можно лучше, после чего закрывает глаза.
3. Далее Участник А изменяет отдельные элементы позы и выражение лица (например, наклоняет голову, переносит тяжесть тела на другую ногу, меняет положение рук, поднимает брови…) или оставляет все по-прежнему и дает сигнал Участнику Б открыть глаза.
4. Задача Участника Б определить, изменилось ли что-нибудь с Участником А или все осталось по-прежнему. Если есть отличия, то Участник Б указывает на них, показывая обнаруженные изменения.
После 6 и более удачных попыток А и Б меняются местами и повторяют шаги 1-4.
Этап 2. Динамический.
Смысл и этапы упражнения те же, но теперь к позе и выражению лица добавляются движения и жестикуляция.
Острота аудиального восприятия
(Группы по 3 человека по 10 мин на каждого)
1. Участник А закрывает глаза и настраивается на тонкое восприятие звуков. Участники Б и В воспроизводят один и тот же звук (например, хлопание в ладоши, щелканье пальцами, храп, посвистывание, вздох и т.д.).
Меняя положение в пространстве, чтобы нельзя было определить источник, Участники Б и В по очереди издают звук и называют себя.
2. Участник А старается определить и запомнить разницу между звуками каждого участника.
3. Далее Участники Б и В воспроизводят в произвольной последовательности звуки, не называя себя, причем различия между ними должны постоянно сохраняться.
4. Участник А определяет источник (Б или В издают звук) и сразу же получает утвердительный или отрицательный ответ («да» или «нет«).
5. После 6 или более успешных попыток угадывания Участники Б и В постепенно уменьшают различия между подаваемыми сигналами до тех пор, пока Участник А уже не сможет различить их.
6. Далее участники меняются местами. Участники А и В выбирают новый набор звуков и повторяют шаги 1-6, а Участник Б определяет различия.
Острота тактильной чувствительности
(Группы по 3 человека; 10 мин на каждого)
1. Участник А закрывает глаза. Далее используются точно те же указания, которые приведены для упражнений на развитие остроты аудиального восприятия, заменяя лишь аудиальную информацию в шагах 1-6 на тактильную. Участники Б и В по очереди осторожно касаются А, соблюдая при этом такт и называя себя в тот момент, когда он дотрагивается до А.
2. В парах. Участник А закрывает глаза, а Участник Б раскладывает на столе несколько предметов. Участник А затем с закрытыми глазами ощупывает их и называет по очереди. Участник Б подтверждает правильность угадывания.
3. В парах. Для этого упражнения используются монеты разного достоинства. Участник А становится покупателем, а Участник Б — кассиром.
Оба закрывают глаза. Далее разыгрывается ситуация оплаты разных покупок в магазине, где оба партнера должны на ощупь определять достоинства монет и производить расчеты.
Следующие четыре упражнения направлены уже на непосредственное развитие способности калибровать.
Описание состояния
(два человека, 25 мин. на каждого)
Этап 1. Три контрастных состояния.
1. Участник А выбирает 3 физиологически разных состояния достаточной интенсивности, чтобы возникли физиологические реакции (например, выбрать трех людей, один из которых вызывает приятные воспоминания, другой – неприятные и третий – нейтральные ). Затем он их нумерует – один, два, три.
2. Далее Участник А говорит: «Первое состояние» и погружается в переживание состояния 1, мысленно переносясь в то время и в то место, где это переживание возникло. Его цель, как можно более полно пережить снова это переживание в течение нескольких минут. Затем Участник А говорит: «Два» и проделывает то же с состоянием 2. Затем Участник А говорит: «Три» и проделывает то же с состоянием 3. Если необходимо, то Участник А проделывает это несколько раз.
3. Задача Участника Б откалибровать каждое состояние по физиологии, просто обращая внимание на все те изменения, которые происходят с Участником А: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т.д.
4. Теперь Участник А делает то же самое, что и раньше, называет номер и „включается» в соответствующее переживание. Участник Б же не только смотрит, но и описывает изменения, происходящие с партнером. Например, „Уголки вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека напряжена больше, чем правая, дыхание учащается…» и т,д. Важно следить за тем, чтобы это описание не включало интерпретаций, суждений, например, „Вы выглядите счастливым…» или „Сейчас вы обеспокоены…» .
4. Участник А снова испытывает переживания, но не называет их номера, Он может начать с любого. Участник Б старается определить какое из трех переживаний имело место, называя их. Участник А подтверждает это или нет.
5. Далее работа продолжается следующим образом: испытывающий переживания перебирает их в различном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если наблюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжать работу.
6. Затем партнеры меняются ролями.
Этап 2. Голос и его особенности.
7. Далее то же самое упражнение повторяется, но теперь калибруется голос и его особенности. То есть Участник А, как и прежде, погружается в переживаемые состояния и, при этом, что-то говорит. Участник Б, сидя к нему спиной, калибрует каждое состояние по голосу до тех пор, пока не определит все состояния 5 раз.
Этап 3. Кинестетические сигналы.
8. Далее то же самое проделывают с кинестетическими сигналами. В данном случае Участник А перед погружение в переживаемые состояния, берет руки Участника Б и держит их во время переживаний. Задача Участника Б откалибровать разницу в телесных прикосновениях.
9. После каждой серии участники меняются ролями.
10. После того, как это упражнение будет получаться легко можно взять более разноплановые переживания, например, такие как: любопытство и невовлеченность, доверие и скептицизм, мотивация и безразличие и т.д.
11. Далее для более тонкой отработки берутся три состояния, которые близки по физиологии переживания (напр., восхищение, высокая концентрация, спокойствие, самодовольство, веселье, высокая компетенция и т.д.).
Согласие / несогласие
(два человека, 15 мин. на каждого)
1. Калибровка. Задайте несколько вопросов, требующих ответа «да»/«нет», на которые вы уже знаете ответ. Попросите партнера просто «думать» об ответе, не произнося его вслух. Если вы, например, проводите калибровку с 30-летним человеком по имени Боб, ему можно задавать вопросы типа:
- Вас зовут Боб?..
- Вам 16 лет?..
- Вам 30 лет?..
- Вы живете в Японии?.. и т.д.
2. Различение. После того, как вы позанимались калибровкой достаточное время для того, чтобы научиться выявлять различия в невербальной реакции в каждой репрезентативной системе, проверьте правильность своих выводов, задавая вопросы, на которые вы не знаете ответ. Постарайтесь указать ответ и попросите партнера подтвердить, правильно ли вы угадали.
Ложь
(два человека, 15 мин. на каждого)
1. Калибровка. Данное упражнение похоже на предыдущее, но стой разницей, что теперь вы просите вашего партнера не просто «думать» об ответе, а произносить его вслух. Задайте несколько вопросов, требующих ответа «да»/«нет», на которые вы уже знаете ответ. Попросите участника просто «думать» об ответе, и произносить его вслух.
- Сейчас весна?..
- Мы сейчас находимся на улице?..
- На тебе черные брюки?..
- Тебе 80 лет?..
2. Различение. После того, как вы позанимались калибровкой достаточное время для того, чтобы научиться выявлять различия в невербальной реакции в каждой репрезентативной системе, проверьте правильность своих выводов, задавая вопросы, на которые вы не знаете ответ. При этом партнер, по своему усмотрению может говорить правду или лгать. Постарайтесь определить, когда партнер говорит правду, а когда лжет.
Контрабанда
В парах. Участники делятся на контрабандиста и таможенника.
Цель контрабандиста перевести контрабанду. Цель таможенника выявить это. Игра проходит следующим образом.
Сначала определяют предмет, который будет контрабандой. Контрабандист выходит из комнаты и решает, будет ли он в этот раз просто туристом или повезет контрабанду. Если да, то он ее прячет, например в карман.
После этого он возвращается в комнату и проходит таможенный осмотр. Задача таможенника опрашивая контрабандиста по его невербальным проявлениям выявить есть ли у него контрабанда или нет.
Каждый удачный обыск дает плюс одно очко. Каждый неудачный обыск минус одно очко. Побеждает тот, кто наберет больше очков. Перед началом игры можно откалибровать оба состояния.
0 Rating 0.00 (0 Votes)
Калибровка при знакомстве
Калибровка в пикапе очень важна при знакомстве с девушкой. Во время общения со своей новой знакомой просто потрогай ее и посмотри на реакцию. Если она положительно реагирует на твои прикосновения, ей приятно с тобой общаться, она легко дает тебе номер телефона или соглашается на встречу, значит, в большинстве случаев с ней и дальше все будет позитивно. Хотя исключения здесь тоже бывают.
Использовать калибровку можно еще до того, как ты подошел к девушке, чтобы понять, имеет ли смысл с ней знакомиться вообще. Если девушка на несколько мгновений задерживает на тебе взгляд, поправляет волосы, улыбается тебе, – смело иди к ней, она хочет с тобой познакомиться. Если она вообще не обращает на тебя внимание и торопится по своим делам, можешь пробовать подходить к ней, но гарантировать положительный результат здесь тебе никто уже не может.
Вообще перед тем, как подходить к девушке, я не советуют делать главный акцент на калибровке. Часто женщины идут, думают о своих делах или специально стараются не смотреть на интересных мужчин, так как стесняются показать свою заинтересованность. Тут редко когда можно угадать ее истинные намерения. Поэтому если девушка тебе понравилась, подойди к ней. Таким образом, ты быстро узнаешь, как она к тебе относится, и потом не будешь жалеть об упущенном варианте.
В заключение хочу сказать, что умение правильно калибровать девушек – это одна из важнейших основ пикапа. Это умение позволяет не только быстро затащить женщину в постель, но и выстроить с ней гармоничные отношения, благодаря пониманию того, что ей действительно нужно.