Понятие мышления и особенности мыслительных процессов статья по окружающему миру

Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.

Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.

В психологии установились такие центральные виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.

Описание методики

Диагностика типа мышления респондента. Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности.

Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление. В данной версии опросника типы мышления уточнены в соответствии с имеющимися в отечественной психологии классификациями (предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное).

Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей). Профиль мышления, отображающий преобладающие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей индивидуальной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Конкретное мышление в процессе достижения цели

Допустим, Вы определились с целью, составили план действий и оценили, насколько он результативен, сравнив с работающими моделями. Теперь Вы начинаете работать по этому плану. Но даже в этом случае Вы можете потерпеть неудачу, если Ваше мышление не будет конкретным, и план получится таким же.

Следует научиться различать конкретное, и абстрактное мышление.

Абстрактное мышление использует такие категории, как счастье, уют, здоровье, сила. достаток, благополучие, независимость, финансовая свобода.

Конкретное мышление использует более зримые и исчисляемые определения: срок, цена, вес, скорость, время.

Чтобы Вы могли достичь своей цели, Ваше мышление должно быть предельно конкретным. Идеальное мышление работает в категориях действие — результат.

Мыслить конкретно означает понимать действие: что делать, куда идти, с кем разговаривать, и при этом сразу представлять себе результат — что это Вам дает.

Получая какие-то знания, Вы должны сразу применять их на практике. Если знания приносят пользу, и улучшают Вашу жизнь в одной из категорий жизненных ценностей, значит, Вы получили что-то действительно полезные знания. Если нет — значит, Вы просто потеряли время.

Успешные люди знают, что нужно делать для достижения конкретного результата, и делают это. Они не рассчитывают, не надеются, не предполагают, не верят и не гадают. Они находят работающее знание, и применяют его на практике.

Развить конкретное мышление очень просто: как только у Вас появляется какая-либо идея, задайте себе вопрос — как это сделать? И задавайте его до тех пор, пока у Вас не будет четкого плана действий. При этом Вам нужно обязательно в деталях представлять себе все промежуточные результаты Ваших действий.

Теперь рассмотрим еще один момент, который имеет очень большое значение. Нам важен не только процесс достижения цели, но важна также и скорость, с которой Вы продвигаетесь к ней. Мы не бессмертны, и поэтому нам важно двигаться быстро, иначе не хватит и жизни, чтобы цели достичь.

Допустим, Вы мечтаете о частном доме. Пусть такой дом стоит 60.000 долларов. Если Вы будете откладывать каждый месяц по 100 долларов, Вам понадобится 50 лет, чтобы накопить такую сумму. Очевидно, что этот срок слишком большой, к тому же велика вероятность того, что за это время недвижимость существенно подорожает.

Значит, данный подход к задаче будет неверен.

Сила мышления человека проявляется не только в том, как он умеет ставить цели, и добиваться их, но и в скорости достижения. Чтобы процесс достижения цели ускорить, нам нужно сконцентрироваться на цели, и мыслить максимально конкретно.

Ученые подсчитали, что в средней жизненной задаче насчитывается от тридцати до ста элементов. Только понимание задачи — отдельный сложный процесс. И если еще при этом распыляться на другие цели и задачи — то все дело существенно осложняется.

Очень трудно концентрироваться на одной цели, когда Вас со всех сторон бомбардирует информация. Умные люди каждый момент времени решают только одну задачу, пока не решат ее, но это не так просто.

Обилие информации во всех сторон приводит к тому, что большинство людей не могут сконцентрироваться на чем-то одном. Человек может знать очень много, но постоянно терпеть неудачу за неудачей именно по этой причине.

Как можно ускорить процесс достижения цели, и развить конкретное мышление? Существуют приемы, которые помогают сделать это:

  • Вопрос «зачем». Каждый раз, делая что-то, Вы спрашиваете себя, зачем Вы это делаете. Если Вы смотрите телевизор, или читаете книгу, спросите себя — зачем? Что это Вам даст? Может быть, отдых, а может быть, Вы просто хотите убить время. Данный прием очень мощный, и помогает отсеивать все ненужное.
  • Ограничение информации. Отгородитесь от лишней информации, которая только мешает Вам: от новостей, рекламы, сериалов, беллетристики, сплетен. Все это загромождает Ваш ум, и не дает ему ясно мыслить.
  • Умение договариваться. Когда возникает какой-то конфликт, обычно начинается выяснение отношений. Появляются эмоции, которые отключают мышление, и порой надолго выбивают из колеи. Умные люди предпочитают договариваться, а не разбираться, кто прав, кто виновать. Как только обсуждение перерастает в выяснение отношений, дальнейший разговор теряет всякий смысл.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах «Все курсы» и «Полезности», в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях. Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже: Подписаться на блог: Дорога к Бизнесу за Компьютером

Обработка результатов

Ключ

Тип мышленияВопросы
1Предметно-действенное1 6 11 16 21 26 31 36
2Абстрактно-символическое2 7 12 17 22 27 32 37
3Словесно-логическое3 8 13 18 23 28 33 38
4Наглядно-образное4 9 14 19 24 29 34 39
5Креативность (творческое)5 10 15 20 25 30 35 40

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

  • 0-2 – низкий,
  • 3-5 – средний,
  • 6-8 – высокий.

Образное мышление (ВВП)

Помимо мышления в форме высказываний человек может также мыслить в форме образов, особенно зрительных образов.

Многие из нас чувствуют, что частично мышление осуществляется визуально. Часто кажется, что мы воспроизводим прошлые восприятия или их фрагменты и затем оперируем ими как реальным перцептом. Чтобы оценить этот момент, попытайтесь ответить на следующие три вопроса:

  1. Какой формы уши у немецкой овчарки?
  2. Какая получится буква, если заглавную N повернуть на 90 градусов?
  3. Сколько окон в жилой комнате у ваших родителей?

Отвечая на первый вопрос, большинство людей говорят, что они формируют зрительный образ головы немецкой овчарки и «смотрят» на уши, чтобы определить их форму. Отвечая на второй вопрос, люди сообщают, что сначала они формируют образ заглавной N, затем мысленно «вращают» ее на 90 градусов и «смотрят» на нее, чтобы определить, что получилось. А при ответе на третий вопрос люди говорят, что представляют себе комнату и затем «сканируют» этот образ, считая окна (Kosslyn, 1983; Shepard & Cooper, 1982).

Вышеприведенные примеры основаны на субъективных впечатлениях, но и они, и другие свидетельства указывают на то, что в образах участвуют те же самые репрезентации и процессы, что и в восприятии (Finke, 1985). Образы объектов и пространственных участков содержат зрительные детали: мы видим немецкую овчарку, заглавную N или жилую комнату своих родителей «мысленным взором». Кроме того, мысленные операции, которые мы выполняем с этими образами, видимо, аналогичны операциям, выполняемым с реальными зрительными объектами: образ комнаты родителей мы сканируем во многом так же, как сканировали бы реальную комнату, а образ заглавной N вращаем так же, как вращали бы реальный объект.

Нервная основа образов

Возможно, наиболее убедительное подтверждение сходства образов с восприятием состояло бы в том, что и то и другое опосредуется одними и теми же мозговыми структурами. В последние годы было собрано множество такого рода данных.


Рис. 9.8. Образы и восприятие. Эти задачи использовались для того, чтобы определить, участвуют ли в зрительных представлениях те же структуры мозга, что и в зрительном восприятии. В задаче на восприятие испытуемым надо было решить, попадает ли крестик на часть прямоугольной буквы. В задаче на образы они должны были представить прямоугольную букву и затем решить, попадает ли крестик на часть (образ) прямоугольной буквы. Чтобы испытуемые знали, какую букву им представлять, под сеткой показывался строчной вариант буквы (строчной вариант показывался и в перцептивной задаче — просто чтобы не нарушать сходство) (Kosslyn et al., 1993).

Некоторые из этих данных получены в исследованиях пациентов с поврежденным мозгом, и они показывают, что все нарушения зрительного восприятия у пациента, как правило, сопровождаются аналогичными нарушениями зрительных образов (см. напр.: Farah et al., 1988). Особенно поразительным примером служат пациенты с поражением теменной доли правого полушария, у которых в результате развивается зрительное игнорирование левой стороны поля зрения. Хотя и не слепые, эти пациенты игнорируют все, что находится в левой части их зрительного поля. Пациент-мужчина может, например, не побрить левую сторону лица. Это зрительное игнорирование распространяется и на образы, как установил итальянский невролог Бизиак (см. напр.: Bisiach & Luzzatti, 1978). Бизиак просил своих пациентов со зрительным игнорированием представить себе знакомую площадь в их родном Милане: как она выглядит, если стоять лицом к церкви. Эти пациенты называли большинство объектов, находящихся от них справа, но очень мало те», что были слева. Когда их просили представить себе эту сцену с противоположной точки, как если бы они стояли перед церковью и смотрели на площадь, пациенту игнорировали объекты, которые они ранее называли (теперь эти объекты находились с левой стороны образа). Итак, у этих пациентов в образах проявлялось то же игнорирование, что и при восприятии, откуда можно сделать вывод, что поврежденные у них структуры мозга обычно опосредуют и образы, и восприятие.

Некоторые недавние исследования, в которых применялись методе сканирования мозга, показали, что у нормальных испытуемых участки мозга, связанные с восприятием, связаны также и с образами. В одном эксперименте испытуемые выполняли и мысленную арифметическую задачу («Начать с 50 и считать, отнимая по 3»), и задачу на зрительные образы («Представить прогулку по своему кварталу, поворачивая попеременно направо и налево, начиная от своей двери»), В ходе выполнения испытуемыми каждой задачи измерялся кровоток в различных участках коры. Кровоток в зрительной коре был больше, когда испытуемые выполняли задачу на образы, чем когда они выполняли мысленную арифметическую задачу. Кроме того, паттерн интенсивности кровотока при решении задачи на образы был сходен с тем, что обычно обнаруживается в перцептивных задачах (Roland & Friberg, 1985).

В недавнем эксперименте с ПЭТ-сканером (Kosslyn et al., 1993) дается яркое сравнение структур мозга, участвующих в восприятии и образном представлении. Испытуемые во время сканирования мозга выполняли две различные задачи — задачу на восприятие и задачу на образы. В задаче на восприятие прямоугольная заглавная буква предъявлялась на фоне сетки, а затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик; задачей испытуемого было решить как можно быстрее, попадает ли крестик на какую-либо часть прямоугольной буквы (рис. 9.8). В задаче на образы снова предъявлялась фоновая сетка, но без прямоугольной буквы. Под сеткой была строчная буква, а испытуемых перед этим инструктировали создать образ прописного варианта этой строчной буквы и спроецировать его на сетку. Затем в одной из ячеек сетки предъявлялся крестик, и испытуемым надо было определить, попадает ли он на какую-либо часть воображаемой прямоугольной буквы (рис. 9.8). Неудивительно, что задача на восприятие вызывала повышение нервной активности в участках зрительной коры. Но то же происходило и в задаче на образы. Действительно, задача на образы приводила к повышению активности в тех структурах мозга, которые, насколько известно, относятся к первичным зонам коры, первыми получающим зрительную информацию.

Следовательно, образы сходны с восприятием, начиная с самых ранних этапов обработки информации в коре. Кроме того, когда нервная активация в этих двух задачах сравнивалась непосредственно, в задаче на образы активация была больше, чем в задаче на восприятие, и этот факт говорит о том, что задача на образы требовала больше «перцептивной работы», чем задача на восприятие. Эти результаты почти не оставляют сомнений, что образы и восприятие опосредуются одними и теми же нервными механизмами. И здесь мы снова находим в результатах биологических исследований подтверждения гипотезы, которая была изначально предложена для психологического уровня.

Операции над образами

Как мы отмечали, мысленные операции над образами выполняются аналогично операциям с реальными зрительными объектами. Многочисленные эксперименты объективно подтверждают эти субъективные впечатления.

Одна из наиболее хорошо изученных операций — мысленное вращение. В классическом эксперименте испытуемым в каждой пробе показывали заглавную букву «R». Эта буква предъявлялась и нормально (R), и зеркально (Я), а также с обычной вертикальной ориентацией или повернутой на различные углы (рис. 9.9). Испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Чем больше буква была повернута относительно своего вертикального положения, тем больше времени требовалось испытуемым на принятие решения (рис. 9.10). Эти результаты позволяют предположить, что при принятии решения испытуемые мысленно вращали образ буквы, пока он не становился вертикально, и тогда проверяли, обычная это буква или зеркальная.

Рис. 9.9. Изучение мысленного вращения. Показаны примеры букв, предъявлявшихся испытуемым при изучении мысленного вращения. После каждого предъявления испытуемым надо было решить, была ли буква обычной или зеркальной. Цифрами показан угол поворота относительно вертикали (по: Cooper & Shepard, 1973).

Рис. 9.10. Время принятия решения при изучении мысленного вращения. Время, затраченное на принятие, решения, была ли буква обычной или зеркальной, было наибольшим при повороте буквы на 180°, т. е. когда она предъявлялась вверх ногами (по: Cooper & Shepard, 1973).

Рис. 9.11. Сканирование мысленных образов. Испытуемый сканирует образ острова с юга на север в поисках названного ему места. Видимо, мысленный образ испытуемого подобен, реальной карте, и на его сканирование у испытуемого уходит больше времени, когда сканируемое расстояние больше (по: Kosslyn, Ball & Reiser, 1978).

Еще одна операция, одинаково применимая к образам и восприятию, — это сканирование объекта или пространства. В эксперименте по сканированию образа испытуемые сначала изучали карту несуществующего острова, содержавшую 7 особых участков. Карту убирали и просили испытуемых представить ее образ и сосредоточиться на определенном месте (например, дереве в южной части острова — рис. 9.11). Затем экспериментатор называл другое место (например, дерево в северном конце острова). Испытуемым надо было, начиная с зафиксированного места, просканировать свой образ острова, найти названное место и тогда нажать кнопку «прибытие». Чем больше было удаление между местом старта и названным местом, тем больше времени испытуемым требовалось для ответа. Это указывает, что испытуемые сканировали свой образ во многом так же, как они сканировали бы реальный объект.

Еще одно сходство между образной и перцептивной обработкой состоит в том, что обе они ограничены величиной зернистости. Например, от величины зернистости электронной трубки телевизора зависит, насколько маленькими могут быть детали на экране, чтобы оставаться различимыми. Хотя на самом деле экрана в мозге нет, можно представить, что образы возникают как бы в мысленной среде, зернистость которой ограничивает количество деталей, которые можно обнаружить в образе. Если величина зерна фиксированная, то меньшие образы разглядеть труднее, чем большие. Это положение подтверждается многими данными. В одном эксперименте испытуемые сначала формировали образ знакомого животного, скажем кота. Затем их просили решить, есть ли у воображаемого ими животного определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины — маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины — маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство.

В случае больших образов испытуемые принимали решение быстрее, чем в случае меньших. Итак, и в образах, и в восприятии чем больше образ, тем легче рассмотреть детали объекта (Kosslyn, 1980).

Зрительное творчество

Существует бесчисленное количество историй об ученых и художниках, создавших свои самые выдающиеся работы посредством визуального мышления (Shepard & Cooper, 1982). Хотя эти истории и не являются строгим свидетельством, они — один из лучших имеющихся показателей силы визуального мышления. Удивительно, что визуальное мышление весьма эффективно работает в таких абстрактных областях, как математика и физика. Альберт Эйнштейн, например, говорил, что он редко думает словами и разрабатывает свои идеи в виде «более или менее четких образов, которые можно «произвольно» воспроизводить и комбинировать». Так, Эйнштейн говорил, что идея теории относительности возникла у него первоначально, когда он думал о том, что «видел», представляя себе, как он догоняет световой луч и равняется с ним.

Пожалуй, самый замечательный пример можно привести из химии. Фридрих Кекуле фон Страдониц пытался определить молекулярную структуру бензола (которая оказалась кольцеобразной). Однажды ночью ему приснилось, что корчащаяся змееподобная фигура неожиданно свернулась в замкнутую петлю, кусая собственный хвост. Строение этой змеи и оказалось структурой бензола. Образ во сне оказался решением важнейшей научной проблемы.

Мышление в действии: решение задач

Для многих людей решение задач олицетворяет само мышление. При решении задач мы стремимся к цели, не имея готового средства для ее достижения. Мы должны разбить цель на подцели и, возможно, поделить эти подцели далее, на еще меньшие подцели, пока не дойдем до уровня, на котором мы располагаем необходимыми средствами (Anderson, 1990). См.→

Интерпретация результатов

  1. Предметно-действенное мышление
    свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
  2. Абстрактно-символическим мышлением
    обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
  3. Словесно-логическое мышление
    отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
  4. Наглядно-образным мышлением
    обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
  5. Креативность
    – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.

Понятие мышления и особенности мыслительных процессов статья по окружающему миру

Мышление – это опосредованное, опосредствованное и обобщенное познание реальности (опосредованное – то, что осуществляется при наличии среды; опосредствованное – осуществляется при наличии средства). Посредниками при мышлении оказываются образы, понятия, слова и т.д. Мышление неразрывно связано с деятельностью, и конечным критерием его истинности является практика.

Психологическая сущность и природа мышления изучалась многими крупнейшими зарубежными (А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Р. Кэттел и др.) и отечественными исследователями (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Л. А. Анцыферова, О. К. Тихомиров и др.).

Каждый учёный понятие мышления определяет по-своему. А.Н. Леонтьев, например, определяет мышление как высшую ступень познания.

Согласно П.Я. Гальперину, мышление – это процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач[1].

А.В. Петровский под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредствованным отражением действительности[2].

По мнению С.Л. Рубинштейна, мышление выступает как деятельность. Он пишет, что мышление как реальный психологический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального. Им представлена модель мышления с четырьмя фазами или этапами: осознанная постановка проблемы; разрешение проблемы в форме гипотезы; критическая проверка гипотетического решения; формирование решения в виде суждения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, исходным в мышлении является акт соотнесения условий и требований задач, требующих особых интеллектуальных усилий[3].

Согласно Дж. Дьюи, процессуальная динамика полного акта мышления включает пять ступеней: чувство затруднения; определение проблемного затруднения; представление о возможном решении; аналитическое развитие гипотезы; эмпирическое обоснование результата.

По мнению Ж.Пиаже, мышление – это очень сложный процесс, включающий несколько важных видов психической деятельности.

Любое мышление осуществляется посредством мыслительных операций. Ученые Н.В. Бордовская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Г. Маклаков, Ж. Пиаже, А.А. Реан, С.И. Розум, С.Л. Рубинштейн и другие к мыслительным операциям относят: анализ и синтез, сравнение, обобщение и систематизацию, абстракцию и конкретизацию.

Рассмотрим каждый из этих процессов отдельно.

Сущность анализа состоит в расчленении познаваемых предметов и явлений на составные части, элементы. Анализ как мыслительная операция может сопровождаться и фактическим расчленением познаваемого предмета и явления (например, при изучении какого-либо механизма).

Синтез – это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых при анализе существенных связей. Синтез дает человеку более широкое и глубокое знание, чем то, которым он обладал до синтеза. Анализ и синтез – противоположные мыслительные операции, выступающие в единстве. Физиологической основой анализа и синтеза являются процессы образования новых и торможение неактуальных, условно-рефлекторных связей в первой и во второй сигнальных системах, их дифференциация.

Анализ и синтез человека опираются на такие его мыслительные действия, как сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация.

Сравнение – это сопоставление вещей, явлений, их свойств и выявление сходства и различий между ними. Благодаря сравнению, человек более полно познает окружающий мир.

Абстракция есть мысленное отвлечение от несущественных признаков и свойств изучаемого явления и выделение в нем существенного, главного для анализа и синтеза.

Обобщение характеризуется тем, что человек выделяет нечто общее, присущее всем отражаемым предметам и явлениям. На основе выделения общих признаков производится классификация, т.е. отнесение отдельного предмета или явления к определенной группе явлений и предметов.

Следовательно, классификация – это подведение частного под общее по наиболее существенным признакам.

Конкретизация – это операция, при которой движение мысли идет от общего к частному, при этом предмет или явление характеризуются со всех сторон. Выделяют следующие формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль, в которой отражены общие и существенные признаки предметов и явлений. Понятия могут быть научные и ненаучные (ошибочные, ложные, житейские). Овладение научными понятиями – одно из важных условий формирования правильного мировоззрения.

Одной из основных форм мышления является суждение, которое является итогом мысли: утверждением или отрицанием чего-то. С помощью суждения отражаются связи и отношения, существующие между предметами или между свойствами предметов. Акт мыслительной деятельности, в результате которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением.

Новые суждения могут выводиться на основе индукции или дедукции. При индукции процесс мышления идет от единичных фактов и посылок к общему выводу, а при дедукции – в обратном порядке: от общего к частному.

Умозаключение может осуществляться путем аналогии, когда вывод делается на основе сопоставления сходства предметов и явлений. Когда говорят о мыслительных операциях, формах и методах мышления, то следует различать логику и психологию мышления.

Опосредствованность мышления проявляется в том, что с его помощью человек выходит за пределы чувственного познания и непосредственного опыта и познает объекты, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Таким образом, мышление является обобщенным отражением действительности, оно содержит в себе данные познания многих людей и личного опыта того, кто мыслит; оно связано с выделением в познаваемых явлениях и предметах общих свойств и отношений. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее.

[1] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. — М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. — 400 с.

[2] Петровский А.В. Общая психология. – М.: Академия. – С. 215

[3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — — СПб.: 2008 — 720 с.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]