Социальный статус человека, его положение в обществе, признание окружающих и благополучие во многом зависят от личностных качеств. Но при этом люди, стремящиеся к успеху, достаточно большое количество времени уделяют образованию. Для того чтобы достичь в жизни наилучшего результата, они готовы постоянно работать над собой. Другими словами, стремятся к саморазвитию. Это и позволят им дополнять и расширять собственные представления.
К теме личностного роста и саморазвития имеет непосредственное отношение понятие одаренности. Ведь люди, которые стремятся к самосовершенствованию, уделяют большое внимание своим талантам и изыскивают возможности их проявления.
Способности
Прежде чем рассмотреть понятия одаренности, таланта и гениальности, стоит ознакомиться с весьма сложным образованием, являющимся совокупностью самых различных качеств личности, предоставляющих ему возможность придти к успеху в определенной деятельности. Это и есть способности. Они для человека не являются ключом к успеху. Способности – это только потенциальная возможность. Реальность же будет зависеть от трудолюбия, целеустремленности и упорства человека.
Способности формируются и продолжают развиваться на протяжении всей нашей жизни. Подтверждением тому могут служить примеры людей, которые, будучи в зрелом или даже в преклонном возрасте, добивались успехов в изобретательстве, литературе, живописи и т.д.
В основе способностей лежат природные задатки, являющиеся врожденными качествами человека, но не обязательно наследственными. Среди них:
- музыкальный слух;
- внушительный объем легких;
- высокая чувствительность к различению цветов;
- повышенная активность левого или правового полушария головного мозга и проч.
Понятия «задатки», «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» тесно связаны между собой. Без наличия тех или иных природных качеств добиться успеха человеку довольно сложно. Но и при имеющихся задатках гарантировать его нельзя. Ведь развиваться в способности они могут только в том случае, если человек будет систематически учиться и упорно трудиться. То есть в процессе получения навыков определенной деятельности.
Связанные с понятием одаренности задатки и способности имеют две разновидности. Так, они могут быть специальными. Такие способности связаны с конкретной деятельностью и проявляются в ней. Бывают они и общими. К таким способностям относят прежде всего познавательные. Необходимы они в любой деятельности. Человеку, который имеет плохую память или обладает невысоким уровнем интеллекта, не удастся стать, например, композитором, даже при имеющемся феноменальном музыкальном слухе. Именно общие способности определяют уровень эффективности и скорости получения, обработки и хранения информации. Непосредственное влияние оказывают они и на результативность взаимодействия индивида с окружающей средой и с социумом.
Вся совокупность задатков человека, предполагающая наличие у него высокого уровня общих способностей, как правило, и считается одаренностью. Что же это такое?
Амбидекстры и амбицеребральная одаренность
В последние несколько лет выделяют третий вариант одаренных детей – амбидекстры (одинаково высокое развитие правого и левого полушария). Этот вид выглядит как двойственность поведения (будто два ребенка в одном) или синдром гиперактивности (СДВГ). До некоторого момента полушария работают поочередно или заметны способности, свойственные одному из них. Равное проявление активности полушарий происходит спонтанно. Это выглядит в прямом смысле как прорыв и резкий большой скачок в развитии. Это момент пикового развития мозга. В наши дни амбидекстры полностью созревают в среднем к 16 годам.
С 2008 года среди амбидекстров психологи выделяют особо одаренных детей, или амбицеребральных детей. Их полушария не просто работают одновременно и параллельно, но и при этом решают разные задачи. Например, ребенок пишет разный текст двумя руками одновременно. Пик психического развития особо одаренных детей наступает еще позже, чем у амбидекстров – 23-27 лет.
Проблема в том, что до этого пика дети выглядят чрезмерно инфантильными и отстающими в развитии. Они с трудом оканчивают школу, с трудом осваивают профессию. Но как только происходит скачок, демонстрируют выдающиеся способности. Становятся успешными профессионалами, устраиваются на хорошо оплачиваемую должность. Не исключено, что Альберт Эйнштейн относился к этой категории (его дважды выгоняли из колледжа за проблемы с математикой).
Определение понятия
На сегодняшний день в психологии единого мнения о том, что же является одаренностью, нет. Данный термин более всего употребляют в педагогике. Понятие одаренности здесь выступает как комплекс тех качеств, которыми обладает личность. При этом их совокупность позволяет человеку успешно овладевать знаниями и осваивать навыки учебной деятельности.
В психологии по поводу сути понятия одаренности имеется множество точек зрения. Однако наиболее часто подобное качество связывают со вниманием человека, его познавательными способностями, мышлением, памятью, творчеством и воображением.
Именно поэтому в понятие одаренности включены такие индивидуальные способности:
- Наблюдательность.
- Высокая степень концентрации внимания.
- Быстрое и нередко спонтанное запоминание разнородной информации.
- Ассоциативное мышление, позволяющее осуществить быстрый доступ к тем данным, которые хранятся в памяти человека.
- Оригинальное мышление, позволяющее находить нестандартные варианты решений самых разнообразных задач.
- Развитое воображение.
- Гибкость мышления, позволяющая оперировать категориями и понятиями из различных областей знаний.
- Высокая степень логического мышления.
Таким образом, вытекающее из задатков и способностей понятие одаренности предоставляет человеку возможность овладения различными видами деятельности. Но, как это было указано ранее, она является лишь потенциальным ресурсом. Для достижения успеха человеку необходимо обладать и способностями, которые относятся к специальным.
В психологии понятие одаренности рассматривается как склонность человека к творчеству, а также его высокая общая активность. Именно поэтому люди, обладающие высоким уровнем подобной характеристики, в любых ситуациях способны найти для себя сферу самореализации, а также конкретную область, в которой они непременно добьются успеха. К тому же некоторые психологи выделяют и такое понятие, как «специальная одаренность». Это качество имеет непосредственную связь со специальными способностями.
Что понимают под понятием одаренности? Способности человека в спорте, науке, искусстве или другой области. Они могут быть и художественными. Для достижения успеха важно то, как сам человек относится к своим способностям, считает ли он, что эти качества следует развивать. Нередко люди не верят в себя и в свои возможности достижения больших высот, отказываются от тех перспектив, которые они вполне успешно могли бы превратить в реальность.
Необходимо понимать, что началом любых достижений служит момент принятия индивидом своей сущности. Одаренность является не только великим благом. Это еще и большая ответственность.
Что входит в определение понятий одаренности? Рассмотрим составляющие и характерные черты этого качества.
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К «интеллектуалам» в школе относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы «помещать» их в особые школы для одаренных.
Однако не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Нешаблонное мышление
Известно, что большинство людей стремятся быть как все. Они боятся показаться окружающим ненормальными и странными. Именно поэтому люди, как правило, отказываются иметь собственное мнение и подчиняются стадному чувству. Все это буквально на корню губит замечательные карьеры, не дает развиться талантам, принижает имеющиеся достижения и амбиции. Люди не стремятся обращаться к своему «Я». Они жалеют времени на чтение познавательных книг и предпочитают в свое свободное время праздные занятия. Но если у человека имеется способность к нешаблонному мышлению, то это существенно меняет его восприятие окружающего мира. Она позволяет расти и развиваться индивидуальности. Человек получает возможность приблизиться к себе и осознать собственную ценность.
Что такое одаренность?
Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?
Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество. Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка.
Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.
Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.
Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
Желание познавать
Не важно, на какую область человек обратит свое внимание — на музыку, танцы или чтение. Главным при этом является стремление сделать что-либо
Причем обязательно посвящать своему занятию большую часть времени. Желание познавать становится источником смелости и энтузиазма, стремления идти на риск и осуществлять самые, на первый взгляд, невероятные идеи. Все это наполняет индивида новой энергией и приносит ему счастье.
Склонность к уединению
Известно, что одаренные люди, например художники и писатели, целиком погружаются в себя. Происходит это потому, что творческому человеку необходимо обладать определенным личным пространством.
Оно позволяет неторопливо обдумывать свои планы и анализировать происходящее. Человек, лишенный такой перспективы, перестает чувствовать себя в безопасности. Он вновь приобретает чувство комфорта, только получив тишину и покой, что позволяет появляться на свет великим шедеврам.
Признаки одаренности
Более всего подобное качество применимо к детям. Ведь у взрослых имеющаяся одаренность уже должна перерасти в талант. Ребенок, отличающийся от сверстников высоким уровнем способностей, непременно является поводом для гордости родителей. Он развивается быстрее и во многом опережает других детей. И если родители обладают знаниями о том, каковы признаки одаренности ребенка, то они смогут первыми увидеть зарождение в их чаде индивидуальности и дать возможность ее развитию. В чем же выражаются потенциальные возможности, которыми обладает человек?
Классификация одаренности
Основные современные концепции одаренности предполагают подразделение этого явления по разным критериям.
По типу склонности
- Академическая
Представляет собой возможность быстро учиться новому, усваивать определенные знания, навыки и быстро применять их на практике. Также может определяться как некий склад ума. Особенно важно наличие этого типа при ведении научно-исследовательской деятельности. В меньшей мере при педагогической практике. Включает в себя три компонента. Интеллектуальный как основа, мотивацию, ведущую прогресс вперед и креативную составляющую. Благодаря последнему компоненту удается привносить в применение знаний и навыков новые особенности, решать задачи нетривиальным путем.
- Интеллектуальная
Для интеллектуальной одаренности типичны повышенные изначально когнитивные способности. В первую очередь абстрактное мышление. Возможность анализировать (раскладывать целое на части), синтезировать (обобщать), пользоваться понятийным аппаратом, формализовать явления, придавать им вербальную форму (давать определения), оперировать суждениями, делать дедуктивные и индуктивные умозаключения, мыслить по аналогии. Это только часть целого. Помимо, сюда же относят память, возможность не только запоминать, но и произвольно воспроизводить с собственной интерпретацией. Интеллект состоит из множества компонентов.
Можно включить в эту сферу повышенную чувствительность (сенситивность), высокую степень любознательности с ранних же лет, что может рассматриваться как бестактность, разумеется, ложно. Зачастую эта форма встречается параллельно с академической. Дети и люди, имеющие высокие интеллектуальные способности, обычно быстро учатся, в том числе самостоятельно. Обладают инициативностью, имеют такую особенность, как нестандартное мышление, целенаправленность в умственной активности.
- Творческая
Если академическая одаренность проявляется больше в интеллектуальной сфере, как и собственно интеллектуальная, эта в повышенной сенситивности. Преимущественно работает правое полушарие головного мозга. Человек креативен, нестандартно мыслит, проявляет интерес к музыке, изобразительному искусству, работе со средствами языка. Музыкально-двигательная одаренность характеризуется повышенность пластикой тела. Поскольку творческий потенциал исходит примерно из одних посылок, у одного и того же человека возможно быстрое развитие разных способностей. Это доказывается, в том числе множеством лиц, занятых одновременно музыкой, художественной деятельностью и прочими видами искусства с определенными успехами в каждой.
Высшая степень творческой одаренности в любой названной сфере называется гениальностью. Она встречается редко.
Иногда в отдельную сферу включают спортивную одаренность. Наличие хороших рефлексов, понимание сути деятельности, хороший глазомер и прочие специфические задатки.
По моменту проявления свойства
- Врожденная одаренность
Возникает спонтанно. В основном — это результат сочетания качеств, полученных по наследству от разных предков. Встречается особенно часто. Без достаточного развития так же быстро и угасает.
- Приобретенная форма
Результат долгого и кропотливого труда. Имеет место обратное развитие процесса. Если в классической ситуации все идет по схеме задатки-умения-результат, в этом случае все работает так: длительная деятельность-опыт-одаренность. Такие лица достигают больших результатов, чем большинство врожденных талантов, поскольку работают не переставая.
По возрастному аспекту
- Детская одаренность
- Взрослая форма. Не всегда человек знает о собственных задатках, раскрытие может сильно запаздывать
Исходя из степени раскрытия
- Потенциальная одаренность
Это примерный ориентир. То, насколько человек сможет добиться успеха в выбранной сфере.
- Реальная
То, что имеется на данный момент. Это очень приблизительные и грубые прикидки. Степень зрелости одаренности можно дифференцировать посредством различных тестов, это уже вопрос диагностики.
Есть и более обширный метод подразделения
- Общая разновидность
Общая одаренность детей проявляется в возможности успешно заниматься творческой, интеллектуальной деятельностью. Однако встречается не всегда и далеко не у всех.
- Специальная
Определяется одним конкретным аспектом. Как общая одаренность влияет на специальную? Без специального подхода — негативно. Поскольку человек не может ничего довести до конца, поскольку все получается и интерес быстро пропадает. Это проблема чрезмерного количества задатков.
Виды одаренности — не только теоретическая выкладка. Благодаря пониманию сути вопроса, педагоги-психологи имеют возможность направлять молодых людей в верном направлении.
Быстрое развитие
Что включает в себя в раннем возрасте понятие одаренности? Одаренный ребенок проявляется впервые в период от трех до пяти лет. Это время, когда происходит формирование его личности. Малыш начинает осознавать свои способности и таланты, понимая, что что-то у него получается очень хорошо. Ребенок, сравнивая себя со своими сверстниками, начинает осознавать, что он отличается от них.
Явным признаком одаренности является прогрессирующее развитие. Если малыш в свои 3-4 года уже может читать по слогам, то на него стоит обратить особое внимание. Ведь этот ребенок имеет собственный ритм жизни, и в скором времени ему уже будет не интересно общаться со сверстниками. Он потянется к старшим детям или к взрослым. При постоянно возрастающем темпе прогрессирования развития можно говорить о гениальности.
Развитие одаренности
Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».
В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен. Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка. Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.
Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.
Любовь к чтению
На сегодняшний день найдется немного детей, которые с удовольствием читают художественную литературу. Книги у них остаются невостребованными. А вот понятие одаренности детей любовь к чтению подразумевает в обязательном порядке.
Книга для такого ребенка является возможностью участия в захватывающем приключении, полном удивительных открытий и загадочных тайн. При наличии такого признака одаренности родителям необходимо всячески поддерживать его у своего чада.
Стремление к самовыражению
Одаренные дети всячески желают продемонстрировать собственную позицию. Уже с малых лет они отстаивают принадлежащую им точку зрения и хотят, чтобы к их мнению прислушивались. Также для них важно быть узнаваемыми, так как одаренность непременно стремится к самовыражению. Такие дети никогда не станут скрывать от людей, что они думают на самом деле, если даже останутся непонятыми окружающими. Уже к 3-5 годам такой ребенок является яркой индивидуальностью. И навязать свое мнение или заставить его сделать что-либо взрослые не могут. Все это говорит о самодостаточности маленького человека, которая находит свое выражение в упрямстве.
Любимое дело
Очень редко дети, даже будучи в подростковом возрасте, думают о том, чем они хотят заниматься в жизни. Но это вовсе не относится к тому, кто обладает одаренностью. Такие дети уже в младших классах школы имеют планы на будущее. Им не нужен совет взрослых, ведь он только собьет их с намеченного пути.
Наличие у ребенка собственного дела – верный признак его одаренности. Взрослым важно обратить на это внимание и начать развивать ту деятельность маленького человека, которая ему по душе.
Проблемы одаренности
Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.
С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:
- буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
- потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
- внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.
Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.
Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:
- своевременное выявление одаренности;
- направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
- объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).
В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.
Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.
Виды одаренности
Потенциальные возможности могут быть сгруппированы по различным признакам. Их классификация производится по интенсивности, куда входит выраженная и невыраженная одаренность, по времени возникновения (ранняя и поздняя) и т.д. Однако когда рассматривают понятие и виды одаренности, самая популярная группировка таких способностей основывается на области их проявления. Согласно этому они бывают:
- В практической деятельности. К этой категории относится природная одаренность к ремеслам, к спорту или организаторские способности.
- В интеллектуальных и теоретических занятиях (сфера науки).
- В художественно-эстетическом направлении. Здесь рассматриваются способности к рисованию, музыке и скульптуре.
- В коммуникационной области. Примером тому может служить ораторское искусство.
- В духовно-ценностном направлении. В эту группу входит деятельность, касающаяся служения обществу и создания новых ценностей.
Стоит иметь в виду, что одаренность проявляется не только в раннем возрасте. Именно поэтому взрослым людям не стоит отказываться от тех спортивных, духовных, интеллектуальных и творческих занятий, к которым они стремятся для овладения соответствующими навыками. Другими словами, понятия задатка, одаренности и таланта не чужды и им. Вполне возможно, что, занимаясь любимым делом, взрослые люди смогут найти в себе новые способности и развить их.
Классифицировать одаренность можно и по степени ее выраженности. Для этого необходимо мысленно представить себе некую шкалу, вдоль которой и будут находиться человеческие способности.
И здесь понятие и виды одаренности можно распределить соответствующим образом, начиная с нуля (при отсутствии потенциальных возможностей) до самых высоких ее значений, что соответствует гениальности.
Существует также классификация по форме. В этом случае выделяют одаренность явную, которая заметна всем, а также скрытую, пока еще не проявившуюся. В последнем случае нередко делается ошибочное умозаключение об отсутствии у человека потенциальных возможностей. Однако они всегда могут проявиться весьма неожиданно. Случается это при изменении внешних условий или из-за каких-либо событий, касающихся внутреннего психологического мира.
По широте своего проявления одаренность бывает общей и специальной. Первый из этих двух видов находит свое проявление в большинстве направлений деятельности человека. Специальная одаренность касается лишь конкретных сфер.
Актуальная и потенциальная одаренность
Врпрос.
Одаренность-это в психологии особенный уровень развития личных способностей.Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес,как в области науки,так и в обществе.И не всегда известные люди,которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Одарённость-это явление,известное даже детям.Одарнность в психологии-это,то свойство,которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности.Это может касаться как одной,так и нескольких сфер жизни,в которых одновременно может быть одарен человек.Также одаренность в случае заболевания,конечно же,сопровождается удачными средовыми воздействиями-большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
2вопрос.Признаки одаренности.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу»и»могу»,поесть наличии мотивации к определенной деятельности,интересу и удовольствию от неё,появлении этой мотивации в деятельности,что является уже видимыми результатами способностей.Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том,что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы.Например,при звуках музыки прислушивается,замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр.Ребенок готов не только интересоваться,но и хочет,стремиться довести своё увлечение до высшего результата,получает от этого личное удовлетворение.Эти стремления являются вложением энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты,связанные уже со следующим признаком одарённость-это деятельности. Деятельная сторона одаренности как «могу» помимо того,что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам,также ещё связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию,находить новые нестандартные решения,углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий,личном почерке мастера,подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий.Результатом такого стиля является уникальный продукт деятельности.Психооги определяют одаренность как умение создать новые смыслы.
3Характеристики одаренных детей.
Одаренные дети всегда выделяются на фоне остальных детей. Характеристики одаренных детей:1)потребность в познании.Детям,имеющим больший потенциал,свойственно стремиться к все новым и новым знаниям.Это свойство появляется очень рано и сопутствует его на всю жизнь. 2)сверхчувствительность к проблемам.Можно смело говорить о том,что качество отличает настоящую творческую личность от посредственности. 3)Склонность к решению задач дивергентного типа.Это любые проблемные или творческие задачи,которые имеют множество вариантов решений. 4)оригинальность и гибкость мышления.Оригинальность мышления проявляется во всём:в рисунках ребёнка,сочинении и фантазии,в конструировании и т.п.Гибкость мышления во многом зависит от методов усвоения. 5)лёгкость генерирования идей или беглость мышления.Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию,выдавая множество вариантов её решения.Из них он обязательно выберет оптимальный. 6)лёгкость ассоциирования.Они видят связи и аналоги,там где обычный ребёнок,да и взрослый тоже,может сразу их не распознать. 7)способность к прогнозированию. 8)высокая концентрация внимания.Они склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание. 9)отлична память.Это важнейший фактор одаренности. 10)способность к оценке.Он может оценивать собственный поступок,а также действия и мысли других людей. 11)широта интересов.Интнресы одаренных детей очень устойчивы,т.е такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели.
4 вопрос Специалисты дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности. Известно, что дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Потенциал может быть не проявлен до определенного времени по разным причинам. Невнимательность родителей, педагогов, других взрослых к тонким движениям детской души, недостаток знаний, не сработала интуиция. Нередко бывает, что в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей, недооценили и даже рассматривали творческие проявления, интеллектуальную инициативу как негативные свойства, считая наиболее ценными совсем другие. Факт существования актуальной и потенциальной одаренности выдвигает проблему прогнозирования ее развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? В детском возрасте одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития личности по отношению к последующим этапам жизни. Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) проявляется в следующем: 1) Одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст характеризуется своими предпосылками развития способностей. В дошкольном — особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии; в подростковом — различными формами поэтического и литературного творчества и т.п. Это нередко создает видимость одаренности. 2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. признаки детской одаренности могут угасать. 3) Формирование детской одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Наряду с высоким уровнем развития одних способностей возможно отставание в развитии других. В итоге по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. 4) Нередко хороший результат обучения и воспитания ребенка в благоприятных условиях жизни (когда семья прилагает усилия к его развитию) бывает трудно отличить от проявления детской одаренности.
5вопрос Существуют различные виды одаренности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации выделяют следующие виды одаренности: актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одаренность. Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего наличные показатели психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), даже при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в несколько замаскированной форме, она не замечается окружающими. Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт). Ранняя и поздняя одаренность выделяются по критерию «особенности возрастного развития». Кроме того различают следующие виды одаренности. Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности исследуется в психологии спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, — спортивные школы, секции, кружки и т.п. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специаль\u001fных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро усваивают понятия, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им добиваться успеха во многих областях знаний. Академическая одаренность ребенка проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети, имеющие этот вид одаренности, могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в ма\u001fтематике, физике или иностранном языке, литературе и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
6 Вопрос Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Вопрос №37. Самостоятельность и перфекционизм
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно за одаренность принимают самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т. д.
Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам тем не менее необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», невозможность довести работу до конца.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Вопрос № 38 Психопатическое прявление одоренных детей
К сожалению, у детей с высоким уровнем интеллекта, с незаурядными способностями могут обнаруживаться черты характера, затрудняющие общение с ними, а то и резкие психопатические проявления. Их повышенные умственные возможности могут как бы отходить на второй план, а на первый план выступают тяжелые конфликты с окружающими. Странности и недостатки их характера приводят к тому, что окружающие сосредоточивают внимание прежде всего на том, чем плохи эти дети. Для некоторых их воспитателей и многих соучеников заметны только шипы, а сами розы оказываются от них скрытыми.
Вопрос № 39 Проблемы во взаимоотношениях со сверсниками
Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии . Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д. У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается
Врпрос.
Одаренность-это в психологии особенный уровень развития личных способностей.Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес,как в области науки,так и в обществе.И не всегда известные люди,которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Одарённость-это явление,известное даже детям.Одарнность в психологии-это,то свойство,которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности.Это может касаться как одной,так и нескольких сфер жизни,в которых одновременно может быть одарен человек.Также одаренность в случае заболевания,конечно же,сопровождается удачными средовыми воздействиями-большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.
2вопрос.Признаки одаренности.
Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу»и»могу»,поесть наличии мотивации к определенной деятельности,интересу и удовольствию от неё,появлении этой мотивации в деятельности,что является уже видимыми результатами способностей.Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том,что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы.Например,при звуках музыки прислушивается,замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр.Ребенок готов не только интересоваться,но и хочет,стремиться довести своё увлечение до высшего результата,получает от этого личное удовлетворение.Эти стремления являются вложением энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты,связанные уже со следующим признаком одарённость-это деятельности. Деятельная сторона одаренности как «могу» помимо того,что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам,также ещё связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию,находить новые нестандартные решения,углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий,личном почерке мастера,подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий.Результатом такого стиля является уникальный продукт деятельности.Психооги определяют одаренность как умение создать новые смыслы.
3Характеристики одаренных детей.
Одаренные дети всегда выделяются на фоне остальных детей. Характеристики одаренных детей:1)потребность в познании.Детям,имеющим больший потенциал,свойственно стремиться к все новым и новым знаниям.Это свойство появляется очень рано и сопутствует его на всю жизнь. 2)сверхчувствительность к проблемам.Можно смело говорить о том,что качество отличает настоящую творческую личность от посредственности. 3)Склонность к решению задач дивергентного типа.Это любые проблемные или творческие задачи,которые имеют множество вариантов решений. 4)оригинальность и гибкость мышления.Оригинальность мышления проявляется во всём:в рисунках ребёнка,сочинении и фантазии,в конструировании и т.п.Гибкость мышления во многом зависит от методов усвоения. 5)лёгкость генерирования идей или беглость мышления.Одаренный ребенок так реагирует на сложную проблемную ситуацию,выдавая множество вариантов её решения.Из них он обязательно выберет оптимальный. 6)лёгкость ассоциирования.Они видят связи и аналоги,там где обычный ребёнок,да и взрослый тоже,может сразу их не распознать. 7)способность к прогнозированию. 8)высокая концентрация внимания.Они склонны полностью погружаться в задачу и долго выполнять задание. 9)отлична память.Это важнейший фактор одаренности. 10)способность к оценке.Он может оценивать собственный поступок,а также действия и мысли других людей. 11)широта интересов.Интнресы одаренных детей очень устойчивы,т.е такие дети преданны своему делу и с упорством достигают цели.
4 вопрос Специалисты дифференцируют детскую одаренность еще в одном аспекте. Если она проявлена ребенком в данное время и является очевидной замеченной педагогами, психологами, родителями, то ее называют «актуальной» одаренностью. И напротив, если одаренность не сразу заметна, не очевидна для окружающих, то ее относят к «потенциальной» одаренности. Известно, что дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Потенциал может быть не проявлен до определенного времени по разным причинам. Невнимательность родителей, педагогов, других взрослых к тонким движениям детской души, недостаток знаний, не сработала интуиция. Нередко бывает, что в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей, недооценили и даже рассматривали творческие проявления, интеллектуальную инициативу как негативные свойства, считая наиболее ценными совсем другие. Факт существования актуальной и потенциальной одаренности выдвигает проблему прогнозирования ее развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? В детском возрасте одаренность можно рассматривать в качестве потенциала психического развития личности по отношению к последующим этапам жизни. Специфика одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека) проявляется в следующем: 1) Одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст характеризуется своими предпосылками развития способностей. В дошкольном — особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, яркостью фантазии; в подростковом — различными формами поэтического и литературного творчества и т.п. Это нередко создает видимость одаренности. 2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. признаки детской одаренности могут угасать. 3) Формирование детской одаренности может проявляться в виде неравномерности психического развития. Наряду с высоким уровнем развития одних способностей возможно отставание в развитии других. В итоге по одним признакам ребенок может рассматриваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии. 4) Нередко хороший результат обучения и воспитания ребенка в благоприятных условиях жизни (когда семья прилагает усилия к его развитию) бывает трудно отличить от проявления детской одаренности.
5вопрос Существуют различные виды одаренности. В зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации выделяют следующие виды одаренности: актуальную и потенциальную, явную и скрытую, общую и специальную, раннюю и позднюю одаренность. Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, имеющего наличные показатели психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Явная одаренность обнаруживается в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), даже при неблагоприятных условиях. Скрытая одаренность проявляется в несколько замаскированной форме, она не замечается окружающими. Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт). Ранняя и поздняя одаренность выделяются по критерию «особенности возрастного развития». Кроме того различают следующие виды одаренности. Психомоторная одаренность. Этот вид одаренности исследуется в психологии спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти способности, — спортивные школы, секции, кружки и т.п. Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специаль\u001fных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро усваивают понятия, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им добиваться успеха во многих областях знаний. Академическая одаренность ребенка проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети, имеющие этот вид одаренности, могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в ма\u001fтематике, физике или иностранном языке, литературе и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко.
6 Вопрос Общая одаренность проявляется в различных видах деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, спорт).
Актуальная и потенциальная одаренность
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Талант
Что обозначает это понятие? Если рассматривать понятие задатка, одаренности и таланта, то под последним из них имеют в виду специальные способности, находящиеся на очень высоком уровне. Считается, что это дар, который человек получает от Бога. Задатки же составляют основу таланта и создают условия для достижения успеха в определенной сфере деятельности и развитию одаренности. Однако когда будет иметь место талант? Понятия способности и одаренность будут непременно предшествовать получению этого высшего уровня мастерства. Человеку придется, несмотря на имеющиеся у него природные данные, хорошенько потрудиться, упорно овладевая методами и приемами определенной деятельности. То есть пройти путь развития и дальнейшего совершенствования способностей. Только это и позволит стать мастером своего дела, а не просто ремесленником. В противном случае он, как говорят в народе, зароет свой талант в землю.
Специалисты отмечают, что практически всех детей уже при рождении можно назвать потенциально одаренными. И лишь от процесса воспитания и собственного упорства ребенка будет зависеть в дальнейшем, превратится ли его талант из потенциального в реальный.
Одаренность
В основу статьи положено интервью (07.07.04) с Викторией Соломоновной Юркевич, зав. cектором «Психология одаренных детей» МГППУ, профессором, лауреатом Государственной премии и просто талантливым – одаренным человеком. В.С. Юркевич имеет более ста шестидесяти публикаций (статьи, монографии) в области «одаренные дети». Понятие «одаренность» это своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или другой деятельности. Особенность понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или иная практическая деятельность. Поэтому можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Понятие «одаренность» лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности. Многие ученые психологи изучали феномен одаренности детей. Американским психологом Говардом Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности детей. Креативность – творческий потенциал человека, является важнейшим фактором одаренности. Американский психолог Паль Торренс объясняет понятие креативности как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации дефицита информации, поиск которой включает определение проблемы, выдвижение гипотез и т.п. «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности и характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению. Многие отечественные ученые занимаются исследованием одаренности детей. Виктория Соломоновна Юркевич – известный ученый исследователь в области «Одаренные дети». Она считает, что – одаренность детей характеризуется ее степенью, качеством, своеобразием и другими показателями. Тесты невозможно использовать для выявления особо одаренных детей. Суть особой одаренности детей, это особенно яркая и мощная познавательная потребность. Нормальная одаренность – когда эти виды одаренности входят в ряд других потребностей. У особо одаренных детей познавательная потребность – чрезвычайная. Психологи говорят о так называемой «десинхронии», т.е. неравномерности развития особо одаренного ребенка. Умственно и интеллектуально такой ребенок чрезвычайно развит, а все остальное: социальное развитие, понимание человеческих отношений, семейных отношений, общение со сверстниками и понимание их интересов – недостаточно развито, а иногда отстает. У одаренных детей, как мы видим, их развитие происходит, совершенно по другим принципам. Одаренные дети – это группа риска, а особо одаренные дети – это особая группа риска, так как они недостаточно адаптированы к жизненной среде. Высокий интеллект зачастую не соответствует ожиданиям среды, и с этих позиций они, конечно, относятся к группе риска. Природные предпосылки, генетика, изначально имеют большое значение. В шесть месяцев, у особо одаренных детей можно наблюдать особое внимание, на новых предметах они долго задерживают свой взгляд (т.е. врожденные задатки уже имеют отличие). Развивать способности нужно у всех детей. И у особо одаренных детей, не взирая на их задатки. Вот пример. Если особо одаренный ребенок попадает в семью, где нет развивающей среды, то эти задатки в способности все равно не превратятся. Родиться одаренным не может никто, так как способностей от природы нет, а есть нечто, что, мы называем задатками, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. У многих детей эти задатки в способности не превратились. Цифры чудовищны. Около 70% детей идут по жизни с неразвитыми способностями. Отсюда следует, что способности надо развивать! Важное значение имеет роль воспитания в формировании одаренности. Надо с детства смотреть, какова природа ребенка и воспитывать исходя из индивидуальности, внимательно отслеживать развитие, наклонности ребенка. В этом и заключается проблема воспитания. Воспитание четко должно ориентироваться на то природное своеобразие, на то психическое своеобразие, которое представляет данный ребенок. И уже тогда идти по тому пути, который ребенок фактически выбирает в той или иной мере сам. Развитие – эта пища, которую дадим мы взрослые, мы воспитатели. Если способности сформировались, они пропасть не могут, потому что способности от слова «способ». Если человек научился кататься на велосипеде, то по прошествии многих лет, эти умения сохраняются. Так и со способностями. Другое дело, когда говорят о взрослом человеке, то имеют в виду другое. Способности и достижения не соразмерны. Большинство одаренных детей, на том уровне, на котором сложились их способности, часто не могут себя реализовать. Такое положение связано с целым рядом сложившихся обстоятельств. Это своего рода «группа риска». Если человек с нормальными способностями «вырастает» – добивается нормальной квартиры, машины, хорошей семьи, а одаренный человек этого не может, не может реализовать себя для людей, то для него это кризис. Эта боль часто приводит к психическим заболеваниям. Есть такое понятие: «социальный кризис» – не соответствие своей жизни тому, что она обещала. Эти люди часто трудны в межличностном общении. С ними очень тяжело. Тяжелое состояние нереализованности у многих одаренных людей. Такие люди готовы ради реализации жить в нищете. Обычно общество заинтересовано в научных открытиях, а следовательно, творческих, одаренных людях. Общество держится на двух вещах: на преемственности и на изменениях. Но есть такая китайская поговорка: «Не дай Бог жить в эпоху перемен», поэтому с одной стороны общество нуждается в ярких, талантливых людях, а с другой стороны ограничивает доступ гениев. Некоторые страны страдают от недостатка творческих людей и вынуждены заниматься «brain– drain» – импортом мозгов. Потребность оставить себя в обществе, истории больше присуща одаренным людям, как желание быть бессмертным. Главное препятствие для реализации одаренности в самих одаренных детях. Неумение управлять собой – это недостаток саморегуляции. Одаренным детям не надо делать волевые усилия на не нравящиеся вещи. Такой ребенок никогда не научится делать то, что ему не нравиться, т.е. не будет себя насиловать, проявлять волю, волевые навыки, а нужно преодолевать неудачи, уметь делать рутинную и монотонную работу, доводить дело до конца. Все это недостатки самоуправления, недостатки общения с людьми. Задача психолога в данном случае очень важна. В интервью принимали участие психологи МГППУ. Согласие Юркевич В.С. на публикацию материалов интервью имеется.
Одаренность – это в психологии особенный уровень развития личных способностей. Сегодня к вопросу одаренности существует постоянный интерес, как в области науки, так и в обществе. И не всегда известные люди, которых считают гениями, действительно гениальны с точки зрения науки. Даже Александр Македонский, которого обыватель наверняка посчитает гением – таковым вряд ли являлся, он был всего лишь успешным учеником истинного гения Аристотеля. И сегодня часто это результат не личных способностей, а помощи закулисных сил – коучей, тренеров, пиарщиков, целой команды профессионалов. Без нее человек не сможет быть так исключительно успешен в своем деле.
Одаренность — это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот что они ответили: «Одаренность – это талант, когда у тебя что-то очень хорошо получается». «Одаренность – это когда у человека особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?
Одаренность в психологии – это, то свойство, которое позволяет своему обладателю достигать незаурядных результатов в деятельности. Это может касаться как одной, так и нескольких сфер жизни, в которых одновременно может быть одарен человек. Яркую, редчайшую по своей выраженности одаренность, когда человек настолько значительно отличается от остальных в своих результатах деятельности, что совершает прорыв в интересующей его области или даже в нескольких – называют гениальностью.
Гениальность
Подобное явление также связано с уровнем способностей человека. Тем не менее встречается оно в жизни довольно редко. С одной стороны, одаренность и гениальность – понятия, тесно связанные друг с другом. С другой – последнее из них представляет собой явление, выходящее за пределы верхних значений психической нормы. Именно поэтому люди с такими способностями встречаются в жизни очень редко.
Гениальность, несмотря на то что находится вне пределов нормы, вовсе не является болезнью или патологией. Просто способности человека в этом случае значительно превышают ту стандартную норму, которая принята в обществе. Они позволяют гениям добиваться успеха сразу в нескольких сферах деятельности. Кроме этого, такие люди, как правило, оказывают влияние на процесс развития человеческого общества. И если талантливый человек от способного отличается уровнем своих возможностей в количественном выражении, то гениальный обладает уже качественными различиями. Ведь он имеет высший уровень возможностей человека.
Гением можно назвать того, кто:
- обладает необычным восприятием окружающего;
- нестандартно мыслит;
- имеет высочайшую степень креативности, которая проявляется спонтанно, что позволяет новым оригинальным идеям рождаться естественно и просто;
- обладает интуитивным мышлением, опережающим рациональное.
Для гениальных людей характерны такие черты, как увлеченность и заинтересованность, что нередко переходит в одержимость. Они могут добиться успеха на любом поприще, причем благодаря не только одаренности и таланту, но и целеустремленности, упорству и трудолюбию.
Детская одаренность и потенциал развития
Что такое детская одаренность в принципе? Прежде всего, это наделенность ребенка определенными выраженными способностями. Но не менее важно и второе условие – стремление ребенка проявлять эти способности в деятельности и вдобавок испытывать свои возможности в новых ситуациях.
Детская одаренность предполагает творческий потенциал, который включает и высокий уровень развития познавательных процессов, и наличие способностей, и потребностно-мотивационные рычаги, и личностные особенности ребенка. Этот творческий потенциал может развернуться, если будут тому способствовать условия.
Но в реальной жизни встречается много преград, подавляющих потенциал ребенка. Например, творческие задатки малыша могут быть чужды данной семье: ребенок наделен музыкальными способностями, в то время как его родители мало интересуются музыкой и не обращают внимания на это направление развития. Или же родители, заметив смышленость малыша, заваливают его интерактивными игрушками, чтобы тот надолго увлекся игрой и не отвлекал их от собственных дел.
Нет смысла рассчитывать на то, что, если ребенку посланы особые способности, то рано или поздно они проявятся. Детская одаренность нуждается в поддержке со стороны взрослых, но для этого они должны быть более осведомлены в данной теме.
Особенности детской одаренности
Развитие неординарных способностей ребенка в большой степени зависит от условий, которые ему обеспечивают взрослые. И это вовсе не развивающие игрушки, детские пособия и пр., хотя и они приносят пользу. Речь идет об иных условиях.
Ранняя детская одаренность имеет место только там, где родители и воспитатели обеспечивают детей психологической безопасностью и психологической свободой в их деятельности.
Психологическая безопасность проявляется в уважении к ребенку как к личности, каким бы маленьким он еще не был. В запретах и одергиваниях, в критике и безосновательном ограничении самостоятельности таланты не развиваются.
Психологическая свобода обеспечивается тем, что взрослые не допускают каких-либо ограничений в выражении ребенком своих чувств и переживаний. Малыш имеет полное право злиться, если у него что-то не получается; прыгать от радости, что ему удалась поделка, пусть и ценой измазанного клеем стола (многие взрослые пытаются в подобной ситуации вызвать у ребенка чувство вины).
При изучении детской одаренности рассматривают как интеллектуальный, так и личностный компонент. На развитие таланта определенно влияют три фактора:
- Задатки, заложенные в самом ребенке;
- Условия среды (какие условия созданы в семье, отношения с родителями и другими значимыми взрослыми);
- Личностный фактор (мотивация, познавательная активность ребенка).
Важна открытость опыту и доминирование самооценки. Если дошкольник ориентирован на результат, который похвалят взрослые, открытие для него не состоится.
Психологи практически единодушно заявляют, что стиль воспитания, преобладающий в конкретной семье, также сильно влияет на развитие одаренности дошкольника. Если родители подавляют ребенка своей авторитарностью, или с чрезмерной заботой ограждают малыша от самостоятельных действий, они не дают возможности развиваться его неординарным способностям.