Нужна ли фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия?


Что такое фантазии?

Не будем ходить вокруг да около и сразу же разберемся в трактовке, что дает нам словарь. Согласно ему, фантазия – это мысленный процесс, благодаря которому человек способен представить в своей голове различные места и предметы, не существующие в реальности.

Фантазии могут быть созданы как сознательно, так и бессознательно. И если в первом случае человек является хозяином своего воображения, то во втором он может быть полностью поглощен им. Например, некоторые расстройства психики связаны с тем, что человек полностью переключается с реального мира на иллюзорный.

Воображение и фантазия: какая между ними разница?

Что же, начнем с того, что такое воображение. Согласно психологическому словарю, это способность разума моделировать определенные ситуации. Например, планировать распорядок дня, выстраивать логические и нелогические цепочки, восстанавливать картины прошлых лет и так далее. Проще говоря, воображением принято считать все мыслительные процессы, которые отображаются в виде образов.

Тогда что такое фантазии? Это те же самые образы, только абсолютно не связанные с личным опытом. Ведь если воображение – это манипулирование любой информацией, то фантазия – это нечто нереальное.

Вот простой пример: воспоминание о коте, сидящем на дереве, – это воображение, в то время как образ розового кота, свободно парящего в небе, – это уже фантазия. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что фантазии – это часть человеческого воображения. Но при этом они подчиняются определенным законам, из-за чего их выделяют как особую категорию.

Тест на эротический интеллект, или Как понимать наши фантазии


Иллюстрация: Маша Млекопитаева Мы уже привыкли и приняли аббревиатуру EQ — эмоциональный интеллект, или способность понимать и адекватно трактовать собственные и чужие эмоции. Только недавно заговорили еще об одном EQ, эротическом интеллекте. Журнал Psychologies определяет его как «способность доверять себе, понимать свое тело, свои границы, свои ценности и то, как мы ощущаем собственную энергию. Это знание того, что нас заводит, что доставляет удовольствие нашему телу».

Одна из важнейших частей самопознания в этой области — это наши сексуальные фантазии. Они есть почти у всех, но далеко не все знают, что они означают. Более того, на пути этого понимания стоят стигмы невероятных размеров. Социолог Майкл Андерсон в своем TED-выступлении говорит, что из всех табуированных тем для обсуждения в паре сексуальные фантазии являются наиболее запретной.

До сих пор многие психологи и терапевты полагаются на устаревшую трактовку фантазий как инфантильного побега от реальности, компенсации слабого либидо и страхов. «Нас учили воспринимать фантазии как симптом невроза или незрелости, как болезненные романтические идеализации, которые подрывают субъектность партнера и являются побегом от реальных отношений», — пишет в своей книге Mating in Captivity (англ. «Размножение в неволе») психотерапевт Эстер Перел.

Одним из первых, кто предложил новую теорию понимания сексуальных фантазий, был психоаналитик Майкл Бэдер. В своей книге Arousal: The secret logic of sexual fantasies (англ. «Возбуждение: Тайная логика сексуальных фантазий») он показывает, что наши сексуальные фантазии и предпочтения являются не результатом программирования общества или биологии, а скорее психологическим инструментом, с помощью которого психика противостоит подсознательным страхам.

За последние десятки лет мы очень многое вытащили из-под грифа «как не стыдно!». Обнаружили, что с помощью лени тело спасает нас от выгорания, с помощью гнева и отвращения защищает от токсичных отношений, с помощью прокрастинации подсказывает, что мы делаем что-то через силу, поперек себя. Пришло время вытащить из-под этого грифа и сексуальные фантазии — наш способ регулирования психики. «Сексуальная фантазия — это путеводная тропа, которую мы прокладываем, чтобы найти путь между тревогой, виной и запретами. Это работа сознания, реагирующего на давление подсознания», — пишет в своей книге Men in Love (англ. «Влюбленные мужчины») психоаналитик и социальный историк Нэнси Фрайдей.

Когда-то мой отец, психолог, доктор наук и академик, научил меня понимать сны. Сон — это как клапан на скороварке. Это способ сознания снизить внутреннее напряжение от тех чувств, которые мы запрещаем себе испытывать и проявлять в нашей дневной реальности. Когда перед важным выступлением мне снится, что я потеряла в городе детей или у меня украли все документы, это мое подсознание стравливает страх, тревогу, которые я днем запрещаю себе испытывать, проговаривая «да все будет нормально», «да ты это сто раз делала». Образы, которые подтягивает мозг, индивидуальны, но подобраны с единственной целью — чтобы во сне я прожила тревогу, восторг, надежду, злость, отчаяние — все то, что я не очень решаюсь чувствовать осознанно. То же самое делают и фантазии. Секс, сексуальность — это минное поле, на котором то тут, то там спрятаны стыд, осуждение, страхи, тревоги, потребности, о которых мы не очень знаем и не очень хотим знать. С помощью сексуальных фантазий наша психика протягивает нам руку помощи. Как во сне, в фантазии мы наступаем на мину и не взрываемся, тем самым проживая больное и опасное без страха.

Именно потому, что сексуальные фантазии позволяют прикоснуться и прожить запретные для нас самих чувства, они редко согласуются с нашим мнением о себе или публичной персоной. Феминистка, возбуждающаяся от фантазии о жестком доминантном мужчине, мать семейства, которую заводят фантазии о быстром сексе в туалете с незнакомцем, любящий муж, испытывающий эрекцию от фантазии группового секса с юными соблазнительницами, властный руководитель, мечтающий, чтобы его связали, могут стыдиться и скрывать то, что вызывает у них эротическое возбуждение, вопрошать «что со мной не так?!», «что я за человек?», сомневаться в своей адекватности.

Но чем большим стыдом маркировано то, что нас возбуждает, тем больше мы подавляем свое эротическое воображение, тем хуже для либидо и принятия своей сексуальности. Понимание, что сценарий фантазии — лишь декорация, что фантазии, как искусство и сны, нельзя трактовать дословно, что это лишь конструкт психики, открывающий дорогу к нашей сексуальности для проживания запретных чувств, для избавления от страхов, позволяет снять эту печать стыда.

Согласно одному из исследований, 62% женщин фантазируют о насильственном сексе. В эпоху #МеToo это удивительное открытие, если рассматривать фантазии, как призыв к действию. Но фантазия — не призыв к действию. Ни одна из женщин не фантазирует о боли из-за сломанного носа или выбитых зубов, в фантазии насильственный секс вызывает возбуждение, удовольствие, оргазм.

Доктор Лори Бет Бисби объясняет этот феномен: «Такие фантазии — как срывание с себя жесткого корсета. Нападающий всегда красив, принадлежит к тому типу мужчин, которому женщина бы и так хотела отдаться. Он груб и напорист с ней, но он не причиняет ей боли по-настоящему, и в конце концов она сдается».

В сути этой фантазии лежит чувство неотразимости, желанности. Женщину в ней настолько хотят, что мужчина просто обязан обладать ей, он не в силах себя контролировать. В этой фантазии спрятано так необходимое многим современным женщинам избавление от ответственности, необходимости блюсти себя и принимать решения, от заботы об эго партнера, от стыда и запрета на удовольствие. Она не в силах сопротивляться (читай: она может расслабиться), ее вынуждают отдаться (читай: ей можно наконец перестать себя контролировать), она возбуждена вопреки (читай: она избавляется от маски правильной девочки) и она испытывает оргазм от этого запретного для нее падения. На самом деле она испытывает оргазм от освобождения, реализации запрещенного и отсутствия ответственности за все на свете, включая собственный оргазм.

В фантазиях наши декоративные герои избавляют нас от страхов, от неприятия себя. Фантазия о том, чтобы быть связанным, позволяет проживать подчинение без страха подчиненной позиции, временно отдавая свою потребность в контроле картонному насильнику в черной маске. Фантазия о ненасытных, всегда желающих красотках дарит нам недостающее чувство желанности, уверенности. Фантасмагорические героини в чулках или халатике медсестры всегда хотят, им всегда хорошо, у них не болит голова, им не надо забирать ребенка из садика, у них нет прошлого, венерических заболеваний, сумки с продуктами и раздражения к видеоиграм. С героями фантазий можно рисковать, не рискуя, быть в опасности, не находясь в опасности, выражать желание, не стесняясь, быть в зависимости, не находясь в зависимости, брать свое, не боясь причинить боль.

Мужчины фантазируют о женщине, которую не нужно уговаривать и заманивать, которая не откажет, которая всегда в настроении, которая не скажет с презрительным лицом: «Как ты можешь думать о сексе сейчас!» С ней они могут не чувствовать вины за то, что хотят секса, ответственности за то, чтобы непременно доставить удовольствие и быть «на высоте». Женщины фантазируют о долгом, красивом, запретном соблазнении, в котором можно не стесняться целлюлита и формы груди, в котором она видит и чувствует себя бесконечно желанной, не стыдится, что ей нужна долгая прелюдия. Таинственный настойчивый незнакомец не сбежит, если она скажет, что что-то идет не так, никогда не потеряет эрекцию, за которую она чувствует себя в ответе, не отвернется к стене и не захрапит. В наших фантазиях мы позволяем себе выражать что угодно: страх, сопротивление, наглость, агрессию, желание. Кричать так, как нельзя кричать с соседями за стенкой, заниматься сексом так, как нельзя заниматься с матерью собственных детей, требовать — и получать, не просить — и получать. Наши сценарии могут меняться, но не меняется то, что мы ищем в сексе, что получаем с его помощью: экстаз, власть, побег, привлекательность, желанность, бунт, близость, понимание, победу, уверенность, свободу. Все то, чего нам не хватает.

Герои наших фантазий всегда точно знают, как мы хотим, что нас возбуждает, что приносит нам огромное, запретное удовольствие. Потому что они — это мы. Это мы знаем. Это мы лечим себя, открываем себя, освобождаем себя, перестаем отрицать себя. Это мы даем себе подсказки — что внутри нас требует выхода, что мы запретили, подавили, высмеяли, застыдили, выкинули из сознания. Это мы соединяемся в фантазии со всем отвергнутым, в целостность. И испытываем оргазм.

Добро пожаловать в эротический интеллект.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Зачем нужны фантазии?

Куда важнее то, зачем человеку нужна фантазия. Для чего же человеческое подсознание создает образы, которые попросту не существуют в реальности?

Дабы понять это, обратим свой взор на такую категорию людей, как художники. Бесспорно, многие из них являются реалистами и изображают на своих картинах обычные пейзажи, портреты и натюрморты. Но есть и те, чьи полотна — сплошная загадка, ведь на них изображены персонажи и фигуры, доселе невиданные человеком. И подобные работы сильно завораживают зрителей, ведь они способны открыть для людей дверь в неизвестное пространство.

К тому же не только для художников важна фантазия. Те же самые писатели, дизайнеры и музыканты не способны обойтись без нее. Так что это свойство нашего мозга крайне важно для людей творческих профессий. Но теперь возникает следующий вопрос: как фантазировать? Точнее, как заставить свой мозг регулярно придумывать новые образы?

Статья Тема: «Фантазия и мечта». статья

Фантазия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания.

Фантазия — это импровизация на свободную тему. Фантазировать, значит воображать, сочинять, представлять.

Фантазия — обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Примером тому, могут быть разрозненные архивные источники, на основе которых, писатель создает цельное произведение, дополняя посредством собственной фантазии возможные связки, а также внося по мере возможности своего таланта живое впечатление.

Для фантазии характерно:

  1. НЕ готовность действовать ради достижения
  2. Присуще чувство пожелания, то есть «хотелось бы»
  3. Надежда, что когда-нибудь это осуществится
  4. НЕ верит в ее реализацию
  5. НЕ верит, что он может ее осуществить
  6. Смирение, привыкание к текущему положению дел

Мечта́ — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но человек всё же желает, чтобы они воплотились в реальность (например, такой мечтой может быть желание поехать в какое-либо место — это не осчастливит человека до конца его дней, зато он будет вспоминать и рассказывать об этом событии достаточно долго как об одном из наиболее приятных моментов в каком-нибудь периоде его жизни). А также это могут быть и не сбыточные желания, как достижения бессмертия и полу несбыточные желания, которые могут сбыться при особых обстоятельствах (например власть над всей планетой, становление очень сильным, полет на Марс и т.п.)

Для мечты характерно:

  1. Готовность действовать ради достижения
  2. Присущи чувства страстного желания
  3. Человек испытывает необходимость в осуществлении мечты
  4. 4 Верит в ее реализацию, и верит, что он может ее осуществить

Чувство мечты не ограничивается лишь надеждой или пожеланием, а является скорее страстным желанием, нуждой. Эта страсть затмевает все другие помыслы, становится навязчивой идеей. Такое состояние необходимо для того, чтоб руководить всеми вашими планами, действиями, целями. Оно помогает приобрести ту настойчивость в действии, которая полностью исключает возможность поражения. И только такое желание принесет успех. Такое желание приведет к тому, что ваши мечты сбудутся. А весь смысл заключается в том, чтоб действительно желать, чтоб мечта сбылась и быть настолько непоколебимым в своем желании, чтобы убедить себя в будущем успехе.

Необходимо быть верным своим мечтаниям, быть истинным мечтателем до тех пор, пока они не станут навязчивой идеей и наконец, не превратятся в реальность. Каждый, кто хочет выйти победителем из любого предприятия, должен решиться сжечь мосты и отрезать все пути к отступлению. Только в этом случае вы можете обрести то состояние разума, которое известно, как страстное желание победить, столь необходимое для успеха.

Главный фактор отличия фантазии и мечты заключается в силе самого желания. Вторым очень важным отличием является фактор веры. Эти 2 пункта влекут за собой все остальные. Тем и объясняется готовность человека к действию.

Стихи

Мечта и фантазия Спешила Мечта по тропинке, Котёнка несла для Маринки. Навстречу Фантазия Вовки Акулу вела на верёвке: — Куда ты, с котёнком в корзинке? — Спешу, понимаешь, к Маринке. Не вечно ж Мечтой оставаться, Когда-нибудь надо сбываться! Фантазия Вовки кивнула, Погладила нежно акулу, Дала ей с орехами булку… — А мы просто так, на прогулку! Анна Игнатова

Фантазия, иллюзия, мечта Фантазия, иллюзия, мечта… Как вас мне разделить, поставить точки? Чтоб мне не выдать лошадь за осла, Иль розы пышные за дикие цветочки… Порою нас ведет иллюзии тропа, В которую мы без оглядки верим. Лишь потому, что вера в чудеса В нас с детства поселилась. Не взрослеем. Нам хочется, чтоб чудо в дом пришло, Принц прискакал, спасла из вод русалка… Чтоб мы не сами, а оно САМО… Хоть чародей иль та же хоть гадалка. Так и сидим пол жизни у окна, Мечтательно глядим, тихонечко вздыхаем. Давайте, люди, вспрянем ото сна. Жизнь коротка. Двух жизней не бывает!

Татьяна Ламм

Пока мы маленькие, мы фантазируем, мечтаем, детям свойственно по природе своей мечтать и выдумывать, это сущность любого первооткрывателя, которым и является любой ребенок.

Не стоит пугаться, если вдруг ваша маленькая дочь заявит, что когда вырастет, станет феей, а сын скажет, что хочет стать… пандой. Для деток дошкольников такие «профессии» норма. Детский мир меняется со скоростью света. Мы ищем себя с самого момента осознания своего существования, даже не в детском саду, а еще раньше, примеряя на себя в воображении различные ситуации и модели. Фантазийные желания детей очень информативны и ассоциативны, не спешите с реакцией, попробуйте понять происхождение того или иного детского плана на взрослую жизнь. Яркое воображение – это яркая индивидуальность, а мечты, стоит лишь внимательнее к ним присмотреться, раскрывают не просто желания, но и задатки вашего чада, говорят о его способностях и талантах, которые нужно поддержать, раскрыть и направить. Думается, что нужно выбирать золотую середину. Совсем оторванного от жизни мечтателя создавать, конечно, ни к чему. Он будет находиться в постоянном противоречии с реальностью. Прислушиваясь к детским размышлениям, нужно выяснить сначала что, зачем и почему, а затем очень тактично показать отсутствие практичности отдельных идей (с учетом возраста ребенка) или, что еще лучше преобразовать их в реально достижимые, найти близкие пути и идеи.

Рациональное зерно в мечтательном сборе нужно выявить как самое главное, сделать на нем акцент, преобразовать в достижимую цель. Идите дальше, дайте возможность реализовать отдельные мечты. Такое кропотливое занятие будет хорошей тренировкой, мечты будут приобретать связь с реальностью. Выработается навык формировать близкие и дальние цели своей деятельности. Характер ребенка постепенно приобретет целенаправленность, настойчивость, смелость. Он не будет бояться быть инициативным. Это задатки будущей личности, может даже лидера. Скажите ребенку, что не нужно горько сожалеть о несбывшемся. Несбывшаяся в данный момент, мечта может осуществиться позже, если в это верить и прилагать определенные усилия. Упав, надо подняться и идти дальше. Нельзя сложить руки и впасть в уныние. Сохраняя надежду, мы оставляем ей возможность сбыться.

Мечты должны сбываться, может и не все, но хотя бы частично. Это придает человеку уверенность в своих силах, порождает оптимизм и дает возможность создавать новые мечты. У большинства людей мечты загнаны в дальний угол и сидят там тихонечко, лишь иногда напоминая о себе печалью. Даже не признающийся в мечтательности человек имеет что-то в душе сокровенное, какую-то надежду, которую не выводит наружу, тихонько лелея и греясь ее немного грустным теплом. Мечтайте и фантазируйте, ведь без них никак.

Как развить способность фантазировать?

Развивать творческие способности лучше всего в детстве, так как в этот период разум наиболее податлив для обучения. Но даже в зрелом возрасте можно улучшить свои навыки воображения, для этого следует использовать следующие приемы.

  1. Несколько раз в день следует проводить умственную зарядку. При этом нужно представлять объекты и места, которые в реальности не существуют.
  2. Идеальным способом развить фантазию является рисование. Как и в предыдущем варианте, прежде всего нужно сосредоточиться на выдуманных образах. Например, можно рисовать несуществующих животных, скрещивая между собой вполне реальные виды.
  3. Еще одним хорошим способом является замена свойств. Например, берем за основу пульт от телевизора и придумываем ему ряд фантастических возможностей: управление временем, переключение эмоций, телепортация и так далее.

Используя эти методики, можно довольно быстро повысить свои навыки фантазирования. И если ваша работа связана с творчеством, то подобная практика рано или поздно поможет достигнуть общего признания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]