Психосоматические причины травм рук, ног, пальцев и других частей тела


Психологическая травма – это вред, который наносят психическому здоровью экстремальные стрессовые ситуации. Человек видит окружающий мир опасным, а себя – беспомощным. Безуспешно пытается избавиться от болезненных воспоминаний, эмоций и пребывает в ступоре – так организм помогает справляться с психотравмой.

В этой статье мы расскажем, как возникают психологические травмы, каких видов они бывают и какие методы лечения используют для борьбы с ними.

Причины психологических травм

Некоторые люди успокаивают себя тем, что, психотравмы не так уж и страшны и они не способны отражаться на будущих поколениях. На самом деле швейцарские ученые в начале ХХІ века установили, что они влияют на генетический код человека и передаются по наследству. Существуют действительно подтверждения того, что индивиды, чья психика пострадала, не способны дать все необходимое ребенку для психологического благополучия и передают ему свои страхи, боль, тревоги, и таким образом, возникает еще одно поколение с травмированной психикой.

Ведь что такое психотравма? Это душевная боль, которая наносит вред здоровью, а точнее, приводит к душевному разладу. Этот вред способен быть нанесен внутренними либо внешними обстоятельствами, либо же действиями других людей.

Необходимо различать психологическую травму от травмы психической, поскольку это далеко не одно и то же. Если речь идет о психической, то это значит, что психике человека нанесены повреждения (тяжелые испытания), повлекшие за собой нарушения для ее нормальной работы.

Если же у человека психологическая травма, то психика его остается ненарушенной, и он остается вполне адекватным и способным к адаптации во внешней среде.

В борьбе с психотравмой некие экстремальные условия могут отвлечь индивида от переживаний, но когда влияние экстремальных событий заканчивается, воспоминания могут вернуться, то есть возвращается и травмирующее событие.

Причиной психологической травмы может стать смерть близкого человека, разрыв отношений с любимым человеком, установление серьезного диагноза, потеря работы и прочее.

Люди, пережившие войну, бомбежку, террористические акты, насилие, грабежи, вместе с физическими повреждениями получают и душевную травму.

Клинические врачи, психологи-практики, изучающие психологические травмы называют основные факторы, которые наиболее ярко характеризуют травматическое событие и вызывают психотравму.

Самым травмирующим и серьезным событием для психики и душевного равновесия всегда является угроза смерти, для кого бы эта угроза не предназначалась: кому-то из близких человека или ему самому. Иногда травмирующим событием для психики становится угроза смерти даже незнакомым личностям. Не меньший вред наносит перед обстоятельствами чувство сильного страха, беспомощности и бессилия. Особенность многих травмирующих событий выражается в том, что их крайне сложно и зачастую невозможно предугадать и взять их под контроль.

Травмирующие события могут уничтожить уверенность в безопасности и возможности благополучного исхода, поэтому такие события делают людей крайне ранимыми и уязвимыми. Принимать непосредственное участие для получения психологической травмы в травмирующем событии совсем необязательно, иногда такое событие просто очень близко касается индивида.

Особенности психологической травмы, как выделяют врачи-психотерапевты, во многом схожи с особенностями стресса и стрессовых ситуаций.

Многие исследователи данной проблемы считают, что стресс — это личное восприятие того, что произошло и одинаковые события на всех влияют по-разному: для кого-то всего лишь неприятность, а для кого-то досадное недоразумение или трагедия всей его жизни.

Специалисты считают, что для формирования психотравмы необходимы как происходящие события, так внешние и внутренние факторы: психологический склад личности и сформированные вместе с тем представления о зле и добре, о неправильном и правильном, о непозволительном и позволительном, и так далее.

Психология ребенка

Рейтинг 40

Все что нужно знать родителям о том, как помочь ребенку выйти из состояния стресса и потрясения

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Поделиться
  • Подписаться на новости

Родители могут сделать очень многое для восстановления состояния своего ребенка после пережитых потрясений и тяжелых стрессовых ситуаций. Такими ситуациями могут быть опасные для жизни автомобильные аварии, пожары, наводнения, внезапные заболевания или смерть близких членов семьи, преступление или насилие. Если вы пережили большое потрясение или горе, помните о главном: время и поддержка непременно помогут вам снова встать на ноги. Дети реагируют по-разному Реакция ребенка на горе или пережитую трагедию будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от его возраста, стадии развития и становления личности, а также от того влияния, которое оказало это событие на его родителей или других членов семьи. Реакция вашего ребенка может быть совершенно не такой, какую вы ожидаете. Реакции на психологическую травму могут быть следующими:

  • Уход в себя – такая реакция может выражаться в утрате интереса к деятельности, в потере доверия, в нежелании разговаривать или же в регрессе к более инфантильному поведению.
  • Зацикленность – проявляется в потребности вновь переживать стрессовые события, например, через повторяющиеся игры или рисунки. Ребенок может быть чрезмерно обеспокоен возможными событиями в будущем (которые, по его мнению, могут быть как-то обусловлены случившимся) или же по ночам ему могут сниться кошмары.
  • Тревога – в связи с тревожным состоянием могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или сосредоточением, навязчивое поведение, боязнь разлуки, проблемы со сном, раздражительность и несдержанность.
  • Физические симптомы – зачастую проявляются головными болями и болями в животе. Также возможны задержки реакции.

Поначалу может показаться, что некоторые дети хорошо справляются с ситуацией, но стрессовое состояние может проявиться у них гораздо позже, например, дать о себе знать через несколько дней, недель или даже спустя месяцы. Важно поговорить о произошедшем Внимательный и доверительный разговор помогает выявить все проблемы. Попробуйте сделать следующее:

  • Убедите вашего ребенка, что все уже позади и он в безопасности (но только если это действительно так). Возможно, вам придется говорить ему об этом снова и снова.
  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Отнеситесь серьезно к его тревогам и чувствам.
  • Пусть ваш ребенок знает, что вам важно выяснить, что он сам думает о случившемся, так как его мнение вам очень дорого.
  • Расскажите ребенку о том, что произошло, но так, чтобы это было доступно его уровню понимания, не вдаваясь в пугающие и страшные подробности. Используйте понятный для ребенка язык. Если вы попытаетесь скрыть от него точную информацию, он будет заполнять пробелы в понимании на основе своего опыта, имеющейся у него информации и с помощью своего воображения, а это может усугубить его состояние.
  • Убедитесь, что ваш ребенок не сделал каких-либо неправильных выводов. Например, дети младшего возраста могут думать, что трагедии – это их вина, потому что они были непослушными или плохо думали о ком-то.
  • Поговорите о событии в кругу семьи. Разрешите высказаться абсолютно всем, в том числе и детям. Это поможет каждому члену семьи преодолеть изоляцию, понять и услышать друг друга, а также почувствовать поддержку.
  • Поговорите с ребенком о том, как люди могут реагировать на трагические события. Расскажите ему о различных проявлениях таких состояний. Скажите ребенку, что в таких обстоятельствах его чувства абсолютно естественны и нормальны, убедите его в том, что со временем он будет чувствовать себя лучше.

Ваша реакция очень важна То, как кризис влияет на вас, а ваши реакции на чувства и поведение вашего ребенка, будет играть огромную роль и оказывать мощное воздействие на способность ребенка справиться со случившимся и выйти из стрессового состояния. Что при этом следует иметь в виду?

  • Будьте понимающими. Примите тот факт, что изменения в поведении вашего ребенка, такие как истерики или ночное недержание мочи, могут быть его реакцией на горе или пугающие события.
  • Уделите ребенку дополнительное внимание, особенно перед сном, а также в других случаях, когда он находится не с вами и его это очень волнует.
  • Дети смотрят на своих родителей, чтобы понять произошедшее горе и найти способы отреагировать и побороть его. Чтобы понять свои страхи и стресс, а также чтобы утешиться и получить поддержку, им необходимо, чтобы взрослые были рядом. Если вы страдаете и не можете справиться со своими чувствами, реакциями или отношениями, важно, чтобы вы все-таки нашли поддержку и помощь для себя. Если вы этого не сделаете, страх и душевные страдания ребенка будут только усиливаться.
  • Деликатно и осторожно поговорите с вашим ребенком о своих чувствах и позвольте ему рассказать о своих.
  • Помните, что все люди разные и могут иметь разные эмоциональные реакции. Не ожидайте, что ваш ребенок почувствует то же, что и вы.
  • Дайте ребенку ощущение контроля над своей жизнью. Даже незначительные решения, такие как выбор между двумя начинками для бутерброда, позволяют ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Это особенно важно после душевного хаоса, который следует за кризисом. У детей, которые чувствуют себя беспомощными (и не чувствуют контроля), как правило, симптомы стресса имеют более выраженную глубину.
  • Старайтесь не слишком оберегать вашего ребенка. Желание, чтобы после пережитого все члены семьи были рядом, – это нормально, но важно также, чтобы они чувствовали, что их (собственный) мир – вполне безопасное место для жизни.

Очень важен распорядок жизни семьи Предложения следующие:

  • Старайтесь как можно больше придерживаться вашего обычного распорядка дня. Ежедневная предсказуемость привычного графика действует на детей успокаивающе.
  • Заверьте вашего ребенка в том, что очень скоро его обычный распорядок дня вернется на круги своя. Какое-то время он может быть не в состоянии справляться со своими ежедневными делами, например, посещать школу или выполнять работу по дому. Не давите на него. Просто дайте ему время.
  • Не вводите пока никаких изменений, например, таких как новые правила или более строгие стандарты поведения. Оставьте это на другой раз.
  • Сохраните роли в семье такими, какими они были прежде. Например, не настаивайте, чтобы ваш ребенок взял на себя больше обязанностей по дому, и не ожидайте, что он будет удовлетворять эмоциональные потребности опечаленных (горюющих) родителей.

Практические стратегии для родителей Предложения следующие:

  • Позвольте вашему ребенку проводить много времени, играя или занимаясь рекреационной деятельностью, например, спортом, в частности любимыми играми с лучшими или старыми друзьями.
  • Оставьте время для веселья. Смех, хорошее времяпровождение и занятия для совместного удовольствия могут помочь всем членам семьи почувствовать себя лучше.
  • Если аппетит вашего ребенка уменьшился, не настаивайте на том, чтобы он ел во время трех основных приемов пищи. Если в это время он не хочет есть, просто предложите ему регулярные перекусы в течение дня.
  • Убедитесь, что ваш ребенок достаточно отдыхает и спит.
  • Привлекайте ребенка к каким-то физическим занятиям – это поможет ему «сжечь» химические вещества, выделяемые организмом во время стресса, а также укрепит сон.
  • Ограничьте стимуляторы, такие как сахар, яркие продукты и шоколад.
  • Помогите вашему ребенку расслабиться физически – теплые ванны, массаж, рассказ хороших историй и частые объятия прекрасно помогут снять мышечное напряжение.
  • Вмешайтесь, если какая-либо деятельность расстраивает или тревожит вашего ребенка – например, телевизионное шоу, которое напоминает ребенку о пережитой травме или способствует увеличению беспокойства, тревоги или страха. Не бойтесь выключить телевизор, если содержание программы не способствует восстановлению ребенка.

О чем нужно помнить родителям

  • Дети и взрослые оправятся от горя или тяжелых переживаний, необходимы время и поддержка.
  • То, как вы сами справляетесь с кризисом и как вы реагируете на чувства и поведение вашего ребенка, будет иметь огромное влияние на его способность пережить тяжелые события.
  • Рассказывайте ребенку о фактах произошедшего события доступным для его понимания языком.

Но если вы обеспокоены состоянием вашего ребенка или чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, обращайтесь за профессиональным советом. Хорошим началом в таком деле может стать посещение вашего семейного врача.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00

из 5 на основе
8
оценок.

Развитие ребенка 24.09.2015

Последствия психологических травм

Продолжающиеся травмирования, катастрофические (массированные) травмы, острые и внезапные способны служить источником клинических состояний, при которых возникшие измененные состояния, например, посттравматический эффект с обоснованием, способны приносить ухудшение здоровью, уход от следования норм социальной жизни индивида (возможность самоутверждения, социальный престиж, уважения близких и окружающих людей и т. п.).

Психотравмы также способны приводить к интимно-личностным последствиям на биологическом и личностно разрушительном уровне, провоцировать психосоматические заболевания, неврозы, реактивные состояния.

Губительная сила психотравмы обусловлена субъективной значимостью травмирующего события для индивида, силы духа или степени его психологической защищенности, устойчивости к жизненным ситуациям или иным факторам.

По каким симптомам можно распознать психотравму

Психологические травмы сопровождаются болезненными симптомами не только на эмоциональном уровне, но и на физическом.

Вот примеры психологических симптомов:

  • Недоверие к людям;
  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Раздражительность и перепады настроения;
  • Тревожность, страх;
  • Чувство вины, стыда;
  • Ощущение безнадежности, беспомощности.

Таких людей пугает все. Они боятся одни остаться дома или куда-то пойти, опасаются чужих людей и т.д. Спокойно чувствуют себя только в родных стенах в присутствии семьи.

Помимо негативных эмоций у человека проявляются физические симптомы:

  • Плохо спит, его мучают кошмары;
  • Испытывает постоянную усталость и мышечное напряжение;
  • Его легко напугать;
  • Он постоянно нервничает;
  • У него учащенный пульс.

Виды психологических травм

Выделяют несколько видов психологических травм. Первая классификация делит травмы на шоковые, острые и хронические.

Для шоковой травмы характерна краткосрочность. Она появляется всегда спонтанно, в результате угрожающих событий жизни индивида и его близких.

Острая психологическая травма имеет краткосрочное влияние на психику. Ее появление связывают с предшествующими событиями, такими как, унижение, разрыв отношений.

Психологическая, хроническая травма обусловлена негативным затяжным воздействием на психику, не имеет ярко выраженные формы и способна длиться десятилетиями. Например, это детство в неблагополучной семье или брак, причиняющий психологический дискомфорт или физический вред.

Вторая классификация выделяет следующие психотравмы:

— травмы потери;

— экзистенциальные;

— травмы собственных ошибок.

— травмы отношений.

Экзистенциальные травмы — это убежденность в смертельной угрозе либо в том, что человеку и его близким нечто угрожает. Характерным симптомом является страх смерти. Индивид в этой ситуации оказывается перед выбором – замкнуться в себе или стать сильнее.

Под травмой потери понимается страх одиночества.

Травма отношений появляется, например, после предательства близкого человека и в этом случае возникают сложности в будущем с доверием к людям.

Травма ошибки — это стыд за содеянное или чувство вины.

Психосоматические причины травм

Люди, склонные к травмам имеют особый склад личности, склонность к саморазрушению и самонаказанию. Что еще характерно для таких людей:

  • хроническое чувство вины;
  • подавленная агрессия, гнев;
  • неуверенность в себе;
  • стремление заслужить любовь и признание окружающих;
  • зависимость от мнения и оценки окружающих;
  • постоянная душевная боль, старые раны;
  • запрет на выражение чувств и эмоций;
  • ранимость;
  • импульсивность;
  • психическая нестабильность;
  • рискованное поведение (поездки автостопом, прыжки с парашютом и прочее).

Психоаналитик Хелен Фландерс составил такой портрет личности, подверженной травматизации:

  • решительность;
  • импульсивность;
  • ориентация на немедленное исполнение желаний, быстрое получение удовольствия и удовлетворения;
  • подверженность сиюминутным желаниям;
  • склонность действовать эмоционально исходя из сложившейся ситуации;
  • нелюбовь к планированию, граничащая с неспособностью предугадывать будущее;
  • тяга к приключениям, возбуждению.

Люди, склонные к саморазрушению, не задумываются, что опасно, а что нет. Они никогда не сомневаются и не анализируют свои поступки на предмет безопасности. Наоборот, они постоянно вовлекают себя в неприятные ситуации. Подсознательно они хотят убить себя. Отдельные индивиды даже могут произносить это вслух: «Вот умру я или случиться со мной что-то, и вы обо всем пожалеете».

Специфика личности формируется еще в детстве. Виной тому авторитарный стиль семейного воспитания. Вероятно, родители не давали должной заботы, внимания и любви. Они часто наказывали и ругали ребенка, запрещали ему выражать свое мнение и желания.

Человек, склонный к травмам, имеет внутриличностный конфликт. Он страдает от противоречивого сочетания потребности в любви и агрессии, недоверия к миру. Сначала возникает агрессия и любовь только в отношении родителей, позже это странное сочетание чувств проецируется на всех людей, весь мир и саму личность.

Это интересно! Стороны тела имеют разное психосоматическое значение. Левая сторона отвечает за женскую энергию, а правая – за мужскую. В связи с чем, например, травма левой ноги может говорить о страхе пред будущим, вызванным трудностями в отношениях с матерью. А травмы правой руки – о неспособности принимать или отдавать из-за конфликтов в отношениях с отцом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]