Любовь и шизофрения
14 августа 2014 года
Тема не новая. Можно обойтись и без соединительного союза «и», больше подойдет дефис «Любовь-шизофрения». Эти понятия отражают очень сложное, состоящее из двух частей явление. Они, если применим круги Эйлера, пересекаются, хотя полностью и не совпадают, особенно в наш постмодернистский век, где многое перемешано до неузнаваемости. Говоря о любви, следует уточнить, что я имею в виду не только влечение и страсть к женщине, но и, так сказать, в общем смысле. Само слово «любовь» настолько затаскано и застирано, что давно оторвалось от своего реального, традиционного смысла и, по правде говоря, ничего не обозначает, кроме как общего позитивного отношения. Что-то вроде «как дела – нормально». Это просто подтверждение некоей гравитации одного объекта-субъекта к другому. Но порой так называемая «любовь» принимает зловещий, роковой характер, особенно гетересексуальная. Есть такая пословица: «Любовь зла, полюбишь и козла». Учитывая «химию любви», всякие там гормоны, дофамины, тестостерон и прочее, увидеть свою избранницу в объективном свете невозможно. Мысль, что любимая страдает психическим расстройством, некоей патологией вроде шизофрении или эпилепсии, как-то не приходит в голову. А жаль. Потом, после романтического периода, «идеализации», открывается другая субличность, и появляется жуткий мистер Хайд, а доктор Джекил куда-то пропадает. Боже мой. Оказывается, он алкоголик, прелюбодей, псих, олигофрен и т.д. Набор смыслов в определенном контексте в период ухаживания становится не более чем пустым понятием, иллюзией, картинкой, галлюцинацией в широком смысле. И здесь входим на территорию скрытой шизофрении. Этот термин означает «расщепление рассудка», а раньше это психическое расстройство называлось (Dementia praecox – преждевременное слабоумие) в целом, по моему субъективному мнению, относится к специфичному поведению современного человека. Сейчас на почве виртуальных технологий: Интернет, скайп, соц. сети, сотовые телефоны происходит дегуманизация сознания, реальный разум, чувства, отношения превращаются в «виртуал». Читая и просматривая электрические сигналы на мониторе, на экране мы видим «не реал», а его изображение. Отсюда и начинается «шиза». Вы смотрите на красивую картинку молодой женщины с обворожительным взглядом, читаете ее «месиджи» и включаетесь в виртуальное общение, которое в отличие от реального чрезвычайно богато нарисованными, придуманными, приписанными смыслами, всякими интересными историями, продуктами творческой фантазии и порой откровенной ложью. Вы слышите и читаете на экране, мониторе постоянные заверения в любви и преданности, идущие к вам по электронной почте, видите на скайпе картинку и чувствуете себя «центром» внимания, обожания. О Господи, как все прекрасно, изумительно, фантастично, супер! Вы никогда не виделись, не встречались с вашим виртуальным другом, партнером, любовником, но связь уже зафиксировалось. Теперь знаки начинают работать сами по себе и включается шизофрения с ее очень характерными признаками: галлюцинация и бред. Не надо только думать, что галлюцинации – это нечто страшное в виде пауков, бегающих по комнате, чудовищ из «белой горячки». Вовсе нет, это уже крайний случай. Всякие «голоса» и видения что-то приказывают делать, спорят между собой. Это уже госпитализация. Но давайте вспомним, что советская психиатрия сажала диссидентов в психбольницу с диагнозом вялотекущая шизофрения и превращала их там в «овощи». Согласитесь, различные сверхценные идеи и ментальные построения вроде грядущего апокалипсиса, гибели демократии, возвращение сталинизма, истинной веры, пришельцев из созвездия Большой Медведицы и прочее, очень похожи на бред. Носители этого бреда уже далеко оторвались от реальности и пребывают во власти собственных симулякров, то есть подобий реальностей. Учитывая, что телевизионный ящик постоянно подкармливает наше сознание «картинками», вы теряете способность критического суждения и медленно превращаетесь в «овощ», «зомби». Ваша идентичность, то есть ваше истинное я, взломано, искажено, а может, и стерто. Вашего собственного сознания больше нет, оно заменено виртуальным. Зомби-ящик голосом Киселева или Брилева вещает, дескать, на Украине геноцид, фашизм, русофобия, и информация усваивается, проглатывается. Картинка и есть реальность. Это полная шизофрения, потому что реальность – совсем не картинка. То же самое и в Любви. Реальная молодая девушка может далеко уже не девушка и далеко уже не совсем молода, зато есть ее «образ», виртуальная копия, которая гораздо привлекательней. Помните фильм «Суррогаты». Там, правда, все слишком прямолинейно, дорогая аппаратура, некий электронный центр и прочая мишура. В жизни смыслы работают на более глубинных уровнях. Человек может даже и не подозревать, что он скрытый шизофреник, и торжествующе умиляется своей полноценности. Вот он всего достиг, жизнь удалась, как говорится. И волки целы, и овцы сыты, не так ли? Любовь – это сплошной и бесконечный делирий. Влюбленный говорит и говорит о своих чувствах к возлюбленной часами, днями, месяцами, годами. Его даже не интересует, слушает ли его собеседник или давно исчез с экрана. Какая разница. Бред может быть прерван только какими-то органическими потребностями, то есть необходимостью покушать, посетить туалет, желанием поспать, если вообще оно появляется. Казалось бы, ничего особенного, никому же нет вреда. Так-то оно так, но посмотрите на бред, называющий себя информацией, о том, что происходит в мире и, в частности, в России. Только недавно во время присоединения Крыма СМИ скандировали: «Русские своих не бросают», митинги, знамена. А теперь, когда на Юго-Востоке Украины убивают русских и нерусских людей и те бегут в Россию-матушку, которая принимает и обогревает беженцев, то почему лозунг «русские своих не бросают» оказывается пустым слоганом. Сколько можно показывать по «ящику» страдания людей?! Риторический вопрос. Почему нельзя двинуть полки и за двое суток решить судьбу так называемой национальной гвардии? Где смысл? Что нам показывать, как «тополь», который летит куда-то на Приморье и уничтожает цель или наши «сушки» виртуозно делают пируэты. Ну и что? Мощь? Впечатляет? Только не надо говорить ЕС и НАТО, геополитика. Конечно, главный источник шизофрении – это телевидение. Да что там говорить, вспомним историю, бред величия Адольфа Гитлера, этого типичного шизофреника. И вот еще один пример бреда. Борьба с курением. Закон, принятый Госдумой РФ, попрятали сигареты, довели до абсурда пустяковый вопрос. Может, лучше повысить зарплату медсестрам и врачам, модернизировать больницы, открыть социальные аптеки. Уверен, это гораздо будет эффективней в политике улучшения здоровья населения. Шизофрения – это свободные, можно даже сказать, слишком произвольные отношения с реальностью, с окружающим миром, когда человек перестает сверять свои представления, карты реальности с территорией. Это выключение критики собственных ментальных построений, то есть готовность к бреду и сам бред. В той или иной степени люди смешивают реальность со своими представлениями. Иногда лучше казаться для себя успешней, перспективней, ослепительной, обворожительной, чем ты есть на самом деле. Вера в себя и все такое. Шизофреник живет в мире собственных иллюзий: кактусов, цветочков, инопланетян, насекомых, разговаривает с камнями и деревьями, ангелами и плачет, если с ними что-то не так. Итак, любовь-шизофрения, конечно, не просто психическое расстройство, это своего рода знамение в широком смысле, и прежде чем начинать общение с новым знакомым или незнакомкой в соц. сетях, в жизни, попросите справку о его/ее психическом здоровье, так, на всякий случай.
Р. Э. ЛЮКМАНОВ.
Интересно о медицине. Шизофрения заразное заболевание?
В переводе с латинского языка «Расщепление рассудка». В связи с таким переводом многие путают понятие шизофрения с заболеванием, которое сопровождается раздвоением личности.
На самом деле шизофреники не страдают раздвоением личности, это совсем другое заболевание. Шизофрения хроническое заболевание, связанное с психическими расстройствами. У больных шизофренией бывают периоды обострения и затишья.
Эта болезнь сопровождается слуховыми и зрительными галлюцинациями, больной несет бред, у него могут происходить сбои в речи. В мире насчитывается менее 1 % людей страдающих этим недугом. До сих пор медицина не нашла точного ответа на вопрос, что является причиной возникновения этого заболевания.
Как жить с шизофренией, как ее лечить – эти вопросы так же не имеют однозначных ответов. В связи с этим загадочное заболевание окутано мифами и предположениями.
Бойтесь шизофрении, она заразна!
Ряд европейских и американских ученых, проводя исследования, обнаружили молекулярный след ретовируса в жидкости, взятой из головного и спинного мозга у людей, страдающих шизофренией.
В результате исследования выяснилось, что у 30% больных страдающих острыми психическими расстройствами присутствует этот ретровирус. А у здоровых людей следов ретровируса обнаружить не удалось.
В отличие от других вирусов, состоящих из ДНК, ретровирусы состоят из другого генетического матирала – РНК. Как и ВИЧ ретровирус шизофрении могут формировать ДНК из своего РНК с целью дальнейшей репродукции. Остановить этот процесс практически невозможно.
И если они возникли у одного человека, то могут передаваться из поколения в поколение. Из чего ученые пришли к выводу, что шизофрения, как и другие нервно-психические расстройства являются вирусными заболеваниями.
Газета «Аргументы и факты» в номере 38 от 21.09.2005 года опубликовала статью об известном психиатре, докторе медицинских наук Этелий Казанец. Этелий утверждает, что шизофренией заразиться так же просто, как и любой другой инфекцией. Достаточно простого бытового контакта.
Еще в 70 года, когда Казанец работал в НИИ Минздрава, он услышал о девушке, которая живя в коммунальной квартире, заразилась шизофренией от своей подруги. Этелий заинтересовался этим фактом и начал исследования. Провел статистику по 40 домам и получил неожиданный результат.
Около 10% людей, проживающих вместе с больными шизофренией, тоже стали подвержены этому недугу. Он вывел закономерность, что заражение зависит от близости и частоты общения с больным. Наиболее подверженными этой болезнью Казанец считал подростков в период их полового созревания.
Свое сенсационное открытие Этелий зачитал на столичном форуме, а затем и опубликовал в зарубежной печати. Представители медицинского сообщества восприняли его заявление в штыки, и в итоге карьера Казанец в России была закончена. Его уволили из института судебной психиатрии им. Сербского.
После этого он прожил в России еще 10 лет, занимаясь частной практикой, а потом иммигрировал в США.
Другое мнение:
Газета РБК в 2001 году опубликовала мнение на эту тему доктора медицинских наук, нейропсихолога Евгения Шапошникова. Нейропсихолог утверждает, что действительно веских доказательств вирусной природы шизофрении нет. Шизофрения относится к внутренним заболеваниям психики. Причины ее возникновения не известны.
Есть некоторый риск наследственной предрасположенности к этой болезни. Такой – же, как у больных сахарным диабетом или раковым заболеванием. Но это совсем не означает, что женщина больная шизофренией обязательно родит ребенка склонного к этому недугу. Эффект заразности этой болезни он объясняет следующим аргументом.
Если больной, страдающий навязчивыми идеями, манией преследования и т.п., постоянно контактирует со своими близкими, он все время рассказывает им об этом и в результате может убедить их в реальности угрозы. Близкие люди заражаются не шизофренией, а ее симптомом, т.е.
мыслью шизофреника, начинают верить в то, что он говорит.
Другие врачи соглашаются с тем, что шизофрению может вызывать некий вирус, но отвергают факт заразности этой болезни. И приводят достаточно весомый аргумент.
Если бы эта болезнь была заразной, то все лечащие шизофреников врачи, давно заразились бы этим недугом.
Причинами же возникновения болезни они называют: гормональное нарушение, нарушение работы головного мозга, длительные травмирующие обстоятельства.
Мнение обывателей:
Что уж говорить о мнении простых людей об этой болезни, если даже специалисты в области медицины не пришли к единому мнению. Среди обывателей сформировалось несколько мифов об этой не до конца изученной болезни.
Существует мнение, что шизофреником можно стать в результате плохого обращения с человеком в детстве. На самом деле это не так.
Плохое обращение может лишь ускорить процесс у предрасположенного к заболеванию ребенка или усугубить болезнь.
Мнение о том, что больные шизофренией агрессивны, так же является заблуждением. Сама по себе агрессия не связана с этим заболеванием. Проще сказать, если человек по жизни агрессивен, то в и периоды обострения шизофренией он будет таковым, а если он спокойный по своей натуре, то шизофрения не сделает его агрессивным.
Но следует все-таки учитывать тот факт, что некую опасность эти люди все- таки несут. В период обострения заболевания они могут принести вред окружающим даже из благих намерений. Например, захотят что-нибудь разрушить, чтобы спастись от предполагаемых преследователей и т.п. К тому же такие люди очень подвержены риску увлечься наркоманией или алкоголизмом.
Что в свою очередь сокращает их жизнь.
Некоторые считают, что человек может заболеть шизофренией, после совершения им некоего неблагоприятного поступка. И в последствие сильного переживания стать шизофреником. Это тоже ошибочное мнение.
Все шизофреники гении. Есть и такое мнение. Действительно мозг гениев работает с большей отдачей, чем мозг простого человека. Возможно, по этой причине у многих гениев могут происходить расстройства психики. Но это совсем не означает, что все больные шизофренией обязательно гении.
Лечится ли шизофрения?
Некоторые люди считают, что больные шизофренией просто морально слабые и поэтому они не могут справиться со своим недугом. Но шизофрения это такое же заболевание как, например глухота.
Плохо слышащий человек не может только лишь усилием своей воли начать лучше слышать. Большинство шизофреников осознают свое заболевание, и стремятся от него избавиться. Конечно, для осознания болезни им нужна поддержка и понимание близких им людей.
Ведь шизофренику нужно еще поверить в тот факт, что часть того мира, который они слышат и видят нереальна.
Но, правда, такова, что на сегодняшний момент нет такого лекарства, которое бы полностью излечило больного шизофренией. Есть лишь средства, которые в той или иной степени способные снять или уменьшить симптомы заболевания. Тем самым они могут улучшить качество жизни больного и его близких людей. Но у таких лекарств, как правило, есть и негативные побочные эффекты.
Но все-таки даже больной шизофренией человек может одержать победу над этой болезнью!
И этому есть практическое подтверждение. Великий математик – гений, получивший нобелевскую премию, был шизофреником. Он не смог излечиться от этого недуга, но он сумел обмануть свою болезнь. Об этой реальной истории снят замечательный художественный фильм «Игры разума».
А если вам будет интересна тема, когда человек, не смотря ни на какие жизненный обстоятельства, иногда казалось бы из абсолютно безвыходной ситуации, находит путь к победе, вы можете зайти в наш раздел «Мы рекомендуем фильмы» и ознакомится с нашим рейтингом фильмов посвященных теме: Все возможно!
Либо зайти в любой раздел и найти тему «Истории успеха» и прочитать другие удивительные истории побед.
Источник: //svoipravila.ru/zdorove/interesno-o-medicine/shizofreniya-zaraznoe-zabolevanie.html
Нарушение речи
Больной шизофренией часто разговаривает с самим собой, как бы размышляя вслух, особенно этот феномен заметен у больных, испытывающих слуховые галлюцинации.
Больного отличает дезорганизованная речь, чрезмерно обстоятельная, иногда непонятная или отклоняющаяся от темы. В процессе разговора пациент может внезапно остановиться и не закончить свою речь или начать фразу, которую продолжит только мысленно.
Нарушения речи при шизофрении
- Отклонение от темы
- Внезапные остановки
- Нарушение скорости («беглости речи»)
- Склонность к абстрактным словам
- Краткость высказываний
- Уменьшение словарного запаса
- Ограниченное использование союзов и предлогов
- Отсутствие инициативы в начале беседы
- Резонерство
- «Ответы по касательной»
- Непоследовательность и бессвязность («инкогеренция»)
- Персеверации
- Парафазии
Сравнительно частый симптом шизофрении — нарушение беглости речи и уменьшение объема речевой продукции. Больному сложно быстро говорить, быстро произносить слова и фразы, он часто пользуется абстрактными словами и чрезмерными обобщениями. Его короткие высказывания напоминают телеграфный стиль из-за опущенных союзов и предлогов.
Ответы на вопросы следуют с задержками, как правило, они краткие. Сравнительно редко пациенты начинают говорить первыми, забывая даже о приветствии.
Нейропсихологи установили, что в ряде случаев больной шизофренией понимает обращенную к нему речь, но ему сложно адекватно ответить собеседнику. Здесь можно предполагать поражение определенных структур мозга, скорее всего, извилины Брока, или «центра речи», локализованного в базальных отделах лобных долей мозга. Отметим, что способность узнавать предметы с необычной точки зрения фиксируется тестом теменной доли, а способность к спонтанной речи — тестом лобной доли.
Ошибки пациентов с бедностью речи и ограниченными действиями обычно носят характер упущений.
Резонерство — сложный синдром, сравнительно часто встречающийся при некоторых формах шизофрении. При резонерстве внешняя формальная сторона мышления сохранена: «заключениям предпосылаются посылки, которые, в свою очередь, обосновываются очень подробно, а нередко с излишней пространностью. При этом, однако, на первый план обыкновенно выдвигается что-либо несущественное, какая-либо мелочь, тогда как наиболее важное как бы намеренно упускается из вида, или же с обстоятельной, но крайне поверхностной мотивировкою устраняется как не имеющее никакого значения» (Сербский В.П., 1912).
В последние годы для изучения особенностей речи больных шизофрении используется ее эвристическая модель, в которой семантическая организация включает в себя три разных, но взаимосвязанных компонента, отражающих свойства, процессы и содержание семантических сетей. Свойства относятся к весу связей между словами, а также к размеру и связанности сетей. Процессы характеризуют активацию, торможение и контекстное использование локальных и глобальных особенностей речи. Содержание сетей касается слов, чисел, символов.
Вернуться к Содержанию
Шизофрения — лишь путь познать неведомое?
Автор Редакция Правда.Ру
25.01.2006 00:01
Здоровье » Здоровье и профилактика » Психотерапия
В предыдущей статье о революционных открытиях в психологии и психиатрии минувшего века мы рассказали о вкладе Зигмунда Фрейда в исследования человеческого бессознательного. Будучи закоренелым материалистом, Фрейд тем не менее не мог игнорировать загадочные и мистические феномены нашей психики, а в одном из писем 1924 года написал: «Если бы я не занимался психоанализом, который теперь уже слишком раскручен, то сосредоточил бы свое внимание на парапсихологических случаях». Тем самым Фрейд признал, что объяснить феномены сознательного и бессознательного в рамках традиционной, основанной на материализме науки невозможно.
Спустя два года после выхода фрейдовского «Толкования сновидений», в 1902 году, появляется книга великого американского философа и психолога Уильяма Джеймса «Многообразие религиозного опыта», ставшая поворотной для всей мировой науки о человеке. Она была переведена на все основные языки (русский перевод под редакцией психолога С.Лурье вышел в 1910 году) и вызвала острую полемику об истинной природе человеческой психики.
Видения и озарения – это не всегда причуды поврежденного ума
Джеймс привел множество примеров – как из истории, так и из современной ему жизни, свидетельствующих о том, что религиозные видения и озарения – это не причуды поврежденного ума, а реальные события психического мира, требующие внимательного изучения. Через такие случаи, через «поток сознания» можно создать подлинную картину уровней психики, которая явно не ограничивается обыденной реальностью.
Кроме того, Уильям Джеймс привел данные опытов с закисью азота, во время которых люди переживали мистические состояния. Впервые в серьезной литературе был поставлен вопрос о том, что некоторые вещества могут быть действенными катализаторами перехода человека в иные психические реальности.
После смерти Джеймса в 1910 году вокруг его имени возникло немало легенд. Особенную известность получила история про «красную пижаму». Перед своей смертью Джеймс сообщил профессору Хоуфорту, что свяжется с ним из потустороннего мира. Спустя полгода Хоуфорту написала письмо семейная пара из Ирландии, которая сообщила, что во время спиритического сеанса им явился «Уильям Джеймс», дал координаты Хоуфорта, просил с ним связаться и напомнить историю про «красную пижаму». Хоуфорт долго ломал голову, пока не вспомнил, как в молодые годы они с Джеймсом ездили в Париж, где купили в магазине китайские красные пижамы причудливой формы.
Тем временем и в традиционной психиатрии произошли большие изменения. В 1911 году крупнейший немецкий врач и, кстати, учитель Юнга Блейлер предложил коллегам отказаться от термина «раннее слабоумие», которым обозначали целую группу психических расстройств, не связанных с органическим поражением мозга. На основе накопленного материала Блейлер ввел понятие «шизофрения», что в переводе с греческого означает «расщепленный ум».
Психиатры всего мира сразу определили, что именно шизофрения является самым распространенным психическим расстройством. Но уже первые попытки дать какую-нибудь внятное теоретическое обоснование шизофрении и многообразных форм ее проявления показали, что чисто опытным и физиологическим путем это сделать не удастся. Уже тогда многие стали сомневаться, что такие парадоксы шизоида, как галлюцинации, «внутренние голоса», расщепление эго на две и более личности, не могут быть вызваны только нарушением в функционировании клеток головного мозга.
К тому же Блейлер поставил и такой вопрос: является ли шизофрения заболеванием или это особый способ психического бытия? C него начались острые дискуссии о том,чтосчитать психической нормой и психическим расстройством, продолжающиеся до сих пор.
В 1917 году происходят два события, которые по своей значимости являются исключительными в истории и психиатрии и человеческой культуры в целом. Они показали, что психические феномены, которые традиционная психиатрия считала и до сих пор считает проявлением патологии и болезни, на самом деле говорят о многогранности человеческого бессознательного и поразительных целительных возможностях необычных состояний сознания.
Первый случай произошел с крупнейшим реформатором психологии и психиатрии Карлом Густавом Юнгом. Этот случай особенно выразителен, поскольку речь идет не просто о психологе, а о профессиональном психиатре с девятилетним опытом клинической работы.
В 1916-17 году Юнг , проживавший вместе со своей семьей в отдаленном поместье на берегу Базельского озера, часто находился в необычных состояниях сознания. Ему являлись призраки и другие развоплощенные
Карл Густав Юнг на себе испытал измененное состояние сознания
сущности, а зимой 1916-17 года Юнга навещало некое астральное существо, которое, как пишет сам психолог в мемуарах «Воспоминания, сновидения, размышления», представлялось гностиком II века из Александрии Василидом. По утверждению Юнга, именно Василид продиктовал ему мистический текст, который был обнародован под названием «Семь проповедей к мертвым». Даже поверхностное знакомство с этим не поддающимся никакому истолкованию шедевром производит ошеломляющее впечатление.
С точки зрения традиционной психиатрии, Юнг во время создания «Семи проповедей к мертвым» находился в состоянии острого шизоидного приступа, сопровождавшегося галлюцинациями. Но поскольку речь идет о крупнейшем психологе и психиатре минувшего столетия, то случившееся с Юнгом говорит об обратном: о неспособности официальной медицины объяснить мистические феномены психической реальности вне рамок бессмысленных утверждений о патологии и болезни.
Это подтверждается и полной капитуляцией традиционной науки при объяснении так называемого чуда в Фатиме. Речь идет о событиях в португальском городе Фатима, когда трем девочкам было видение Богоматери. Согласно их свидетельствам, Дева Мария должна была явиться пять раз – с 13 июня по 13 октября 1917 года. Каждый раз в Фатиму стекалось все больше паломников, но Богоматерь видели только девочки, остальные же наблюдали необъяснимые небесные феномены.
Наконец, 13 октября 70 тысяч человек, включая журналистов, наблюдали настоящее чудо: появление светящегося диска, который вначале устремился к земле, а потом растаял в солнечных лучах. При этом все почувствовали, как долина, где происходили события, наполнилась благоуханием и свежестью, а впоследствии многие засвидетельствовали, что состояние их здоровья – и физического, и духовного – значительно улучшилось.
«Чудо в Фатиме» до сих пор остается загадкой. Попытки традиционной психологии и психиатрии объяснить чудесное видение как коллективный психоз выглядят нелепыми, поскольку не могло такое количество людей с различным психическим статусом пережить один и тот же галлюцинаторный ряд.
20-30-е годы прошлого века неслучайно называют периодом «открытого кризиса» в психологии. Традиционная наука по-прежнему продолжала изучение человеческой психики в духе материалистической парадигмы, заложенной еще во времена французского Просвещения. Были достигнуты большие успехи в исследовании деятельности центральной нервной системы и биохимии работы мозга, разработаны лекарства для снятия острых психических состояний.
Но уже тогда становилось ясно, что медикаментозное вмешательство только смягчает симптомы расстройств, как бы уводит их в тень, но не помогает основательно восстановить душевную гармонию пациентов. Феномены психики, парадоксы духовного развития уже не могли быть объяснены нарушениями ЦНС органической природы.
Большое значение для пересмотра материалистической парадигмы в психологии имели революционные открытия в физике. Оказалось, что на атомном уровне принципы классической механики Ньютона не действовали. Теория относительности Эйнштейна , подтвержденная опытами, показала, что время не является чем-то определенным, а может под влиянием силы тяготения замедлять свой ход. Последнее открытие заставило многих психологов и психиатров засомневаться в том, что особое восприятие времени, диагностируемое при шизофрении, является показателем болезненной патологии.
В 1927 году в Англии выходит первый перевод на европейский язык «Тибетской книги мертвых», психологический комментарий к которому написал Юнг. Рационалистической европейской культуре был представлен радикально иной взгляд на природу человеческого сознания, согласно которому психическое не находится в прямой и биологической связи с деятельностью мозга. «Тибетская книга мертвых» описывала метаморфозы человеческого сознательного и бессознательного перед и во время смерти, а также посмертные странствия души.
Специалисты по сравнительному религиоведению тут же отметили схожесть описаний «Тибетской книги мертвых» и христианских мистических сказаний, в особенности рассказа о мытарствах святой Феодоры. Так в серьезной науке обозначился интерес к изучению психических феноменов околосмертных состояний сознания и было положено начало новому междисциплинарному направлению, получившему название танатология.
Успехи фашистских движений в Италии и Германии поставили психологическую мысль Запада в полный тупик. Основанная на рационализме все тех же французских Просветителей демократическая идеология без боя уступала свое место в умах
Зигмунд Фрейд признавал, что объяснить феномены сознательного и
миллионов людей взглядам, основанным на обращении к глубинным и древним понятиям, – таким как почва, земля, дух нации и так далее. Попытки последователей Фрейда, среди которых наиболее заметным был отец «сексуальной революции» Вильгельм Райх, объяснить психологию масс проявлением вытесненных в подсознательное сексуальных комплексов и девиаций, оказались безуспешными.
Обращение лидеров и идеологов фашизма к мифологическим основам национальных культур и успех этих обращений говорил о том, что сексуальность не является главной движущей силой человеческой психики, что в ней существуют архаичные пласты, которые при активизации определяют поведение не только конкретного индивидуума, но и больших сообществ.
Предвоенные годы Европа встретила переполненными психиатрическими клиниками, большинство пациентов которых продолжали лечить таблетками и беседами. Богатая публика так же без особого успеха пыталась помочь себе, изливая свою душу психоаналитикам. И мало кто обратил внимание на сенсационное предложение, сделанное в 1940 году выдающимся швейцарским психиатром Людвигом Бинсвингером.
На основе многолетних клинических исследований он пришел к выводу, что так называемые психические расстройства не поддаются какой-либо классификации. Бинсвингер предложил отказаться от понятия «шизофрения» и заявил, что врачи должны работать с миллионами индивидуальных случаев, для каждого из которых необходимо разработать и свою теорию, и свои методы лечения.
Андрей Щербаков
Темы паломничество
Обсудить