Подростковые комплексы, как помочь избавиться?


Причины появления комплекса неполноценности у подростков

Одна из основных причин, которая заставляет подростка отнестись к себе с критикой, – это интенсивные изменения во внешности, появление угловатости в движениях, прыщей на лице и теле. У мальчиков ломается голос, а у девочек неожиданно для них самих увеличивается вес, и им начинает казаться, что появились не 1-2 лишних килограмма, а не менее 10.

Гормональная перестройка в организме и стремительное физическое развитие идут часто с такой скоростью, что ребенок психологически просто не успевает за своим телом. Очень часто можно наблюдать, как взрослый на вид парень играет с детьми в обычные детские игры. При этом он в свой адрес часто слышит насмешки, касающиеся его роста и ума, что приводит к отчуждению от друзей и родных.

Психологи утверждают, что в подростковом возрасте ребенку очень важно стать членом какого-либо сообщества, будь то компания во дворе дома, субкультура либо просто группа в социальной сети. Непринадлежность ни к одному из коллективов влечет за собой чувство одиночества, ненужности. Как следствие, у подростка развивается комплекс неполноценности.

Невнимание со стороны родителей тоже может стать причиной возникновения комплекса неполноценности у подростка. Даже благополучные родители бывают слишком заняты своими повседневными делами, они не уделяют должного времени своему ребенку, ссылаясь на его «взрослость». А неокрепшая детская психика воспринимает это как нелюбовь со стороны родителей. При этом появляется чувство одиночества в собственной семье, подросток может замкнуться в себе или стать агрессивным по отношению к окружающим. Такое же поведение можно наблюдать из-за неразделенной любви.

Работа с детскими комплексами

Мастер класс на тему:

«Работа с комплексом неполноценности и формирование личности подростка»

Подготовила: Педагог психолог МБОУ Сулиновской СОШ

Тимошенко Елизавета Николаевна

ТСО : компьютер,проектор,колонки

Цели:
оказание помощи в формировании характера, силы воли
и воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние

Задачи:

развитие коммуникативных качеств личности

Проблема заключается в том, что у многих подростков комплекс неполноценности часто развивается по причине навязанных стереотипов, неблагополучного детства, критики и негативных внушений окружающих.

На мой взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как комплекс неполноценности негативно сказывается на формировании личности подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги, случалось ли вам сталкиваться с проблемой психологического комплекса?

Каждый из нас на определенном этапе жизни стремится познать себя и окружающих, сопоставить свое личное «Я» с окружающим миром, найти свое место в обществе, в кругу друзей и близких. И в детском, и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни нам всегда хочется иметь близких друзей, которым можно доверить свои душевные тайны, найти опору в трудной ситуации, обратиться за помощью или разделить чувство своего успеха.

Но именно в подростковом возрасте у многих не получается сразу «завоевать успех» в компании ровесников. И тогда у них могут возникнуть психологические комплексы.

Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями. Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает неприятные переживания, ведет к замкнутости личности, стремлению своими силами преодолеть тот или иной недостаток.

Комплекс представляет собой стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого самостоятельно практически невозможно Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов.

Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.

О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:

— частые и сильные переживания из-за собственного поведения, неадекватных реакций на действия других людей (недовольство своей внешностью);

— неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и поведение других людей;

— чрезмерная заинтересованность какой-либо проблемой и поиском путей ее разрешения (навязчивость идей);

— чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;

— чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми;

— чувство скованности в различных компаниях, нерешительность в выполнении каких-либо поручений или работы («все равно у меня не получится»);

— порой, наоборот, излишнее стремление привлечь к себе внимание (неадекватные поведение, внешний вид, манера разговора).

Комплексы могут быть следующих видов.

Комплекс неполноценности

— необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей, уступает им и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.

Комплекс неполноценности возникает по поводу:

— внешних, физических недостатков человека (фигура, лицо, руки, ноги);

— внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс мнительности и самовнушения

— постоянное, навязчивое мнение человека, что именно на него все смотрят, его обсуждают, им недовольны и т. Д

Комплекс превосходства

— не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, «лучшему» роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться особыми привилегиями.

Комплекс враждебности

проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным-в том, что обладание силой (властью) дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности, что все люди коварны и злы, и, следовательно, агрессивность — это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.

Комплекс вины

выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс защиты

проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Задание:

1. Случалось ли вам ощущать в себе какой-либо из перечисленных комплексов?

2. Как, по вашему мнению, можно преодолеть психологические комплексы?

Роль комплекса неполноценности в жизни человека.

Улюдей с комплексом неполноценности нет ясности в отношении своих главных жизненных целей,

они плохо управляют собственной жизнью и со временем превращают ее в череду одинаковых, безрадостных дней, наполненных лавиной дел, усталостью, растерянностью, раздражением, страхами, отчаянием, опустошением. A если и есть конкретные цели, то их трудно осуществить, так как отсутствует вера в способность это сделать. Hад жизнью теряется контроль, ею управляет комплекс неполноценности с разрушительными установками: «Мне не везет», «У меня такой характер…», «Со мной так всегда…», «Я не могу рассчитывать на лучшее», «Oт меня ничего не зависит», «Жизнь прошла и теперь все бесполезно», «Я привык так жить…». Oни прячут голову в песок, уходя от реальных проблем «в себя» или в круг таких же закомплексованных особ.

Люди с заниженной самооценкой вполне могут вести достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов1. Hо больших успехов они боятся. Однажды достигнутые результаты ведут за собой соответствующие ожидания окружающих. A это их пугает.

Они чрезвычайно зависимы от значимых фигур в своей жизни,

переживают, как отнесутся к их словам и действиям окружающие, зачастую испытывают гипертрофированную потребность в уважении. Для них характерны, с одной стороны, боязнь близости с другими людьми, а с другой — боязнь отвержения,

непереносимость одиночества, болезненная потребность во внимании и симпатии, выраженное неосознанное стремление к симбиотическим отношениям, в которых можно раствориться, укрыв, тем самым, себя от различных невыносимых страхов — боязни реальной жизни, личной ответственности и собственной идентичности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что комплекс неполноценности действительно является препятствием для решения каких-либо жизненных задач.

Причины комплекса неполноценности

Причины комплекса неполноценности различны. Kак правило, это неблагополучное детство, стереотипы, существующие в обществе, критика и негативные внушения от окружающих, неуспешность в делах и невезучесть по жизни, отсутствие привычки к уверенному поведению, негативные самовнушения. В своих трудах Альфред Адлер раскрывает основные пути возникновения комплекса2

  • Наследственный фактор.

Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (сангвиники обычно более общительны, активны, могут быть «душой компании», лидером, a меланхолики чаще всего сверхвпечатлительны и т.д.), умственные способности (особенно ярко комплекс неполноценности может быть выражен у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития).

  • Гиперопека родителей.

Излишняя и навязчивая забота, выражающаяся в ограничении самостоятельности ребенка, стремлении защитить его oт любых опасностей окружающего мира. Ребенок, выросший в такой семье, испытывает трудности во время взросления, ему трудно дается получение новых навыков (как в трудовой, так и в бытовой деятельности), он не может самостоятельно сделать выбор, решить возникшие проблемы, склонен перекладывать ответственность на других людей.

  • Гипоопека родителей.

Лишение ребенка заботы и внимания со стороны родителей может привести к тяжелым психологическим проблемам. Ребенок, с малых лет предоставленный сам себе, вынужденный не рассчитывать на помощь и поддержку близких людей, может в результате «заработать» себе низкую самооценку и комплекс неполноценности.

Кроме уже перечисленных причин возникновения комплекса можно добавить и отношения, складывающиеся у ребенка в обществе с учителями, со знакомыми, с одноклассниками, представителями противоположного пола. Как известно, в детских коллективах распространен «дух коллективизма», где каждому важно быть «не хуже других» во избежание травли со стороны ровесников. Любое отличие, любой изъян в характере, поведении, внешности ребенка могут в школьном возрасте быть высмеяны со стороны сверстников. Kроме того, большую роль сегодня играет навязывание стереотипов в СМИ. Все каналы ТВ демонстрируют например, стандарты 90x60x90, к которым стремятся все молодые люди. A у тех, у кого не получается изменить себя, возникают комплексы. Это приводит к тому, что в сознании человека закрепляется искаженное представление о себе, заставляющее его думать, будто он хуже других, ущербен, невзрачен, незначителен.

Важно отметить исключительную ранимость подростковой психики, ведь именно в этом возрасте зачастую «находит почву» комплекс неполноценности в психике человека. Подростку трудно адекватно реагировать на обидные слова окружающих, их безразличие, ведь он пока ещё не обладает знаниями, нужными для того, чтобы проанализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, как его отразить, как себя правильно повести.

Подростковая психика очень ранима. Hа любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Комплексы могут развиться и в том случае, если подросток плохо учится в школе – к примеру, если дома нет нормальных условий для занятий. Подросток, у которого дома сложная обстановка, растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему не до учебы, у него свои, недетские проблемы. У подростка опускаются руки – зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Kроме того

, не все родители понимают, как трудно подростку пройти через период взросления, и вместо слов поддержки высказывают претензии, критикуют, читают нотации, порицают поведение подростка3. A ведь именно ободряющие слова могут повысить самооценку человека».

Пути решения проблемы

Проблема актуальна – некоторые дети сегодня, действительно, имеют комплекс неполноценности, который мешает им гармонично развиваться.

ПАМЯТКИ для родителей (советы детей родителям), для учителей (советы детей учителям) и для учащихся по данной проблеме. Их можно использовать на классных часах и родительских собраниях

Памятка для детей

  • Старайтесь не сравнивать себя с теми, кого считаете лучше себя.
  • Больше общайтесь с людьми, а особенно с теми, кто несёт положительные эмоции.
  • Найдите для себя любимое занятие, это поможет вам самореализоваться.
  • Занимайтесь физической культурой или спортом, это поможет вам решить проблему с лишним весом.
  • Представляйте себя успешным человеком, тем самым вы сумеете настроить себя на позитивный лад.
  • Не обращайте внимания на стандарты, которые навязывают СМИ и окружающие вас люди.
  • Не позволяйте родителям делать за вас то, что можете сделать сами.
  • С удовольствием откликайтесь на просьбы родителей помочь им.
  • Не заставляйте родителей думать, что вы все ещё маленькие и не способны справиться с порученным делом.
  • Помните, что легче в жизни приходится тем людям, которые многое умеют делать.

Памятка для родителей (Советы детей родителям)

  • Уделяйте нам как можно больше внимания, но опекайте нас излишне и не «откупайтесь подарками».
  • Не балуйте нас и не потакайте нашим желаниям. Вы нас этим портите.
  • Никогда не сравнивайте нас с детьми родственников или знакомых.
  • Поддерживайте нас, хвалите за хорошие дела.
  • Никогда не произносите фразы:

— Чего от тебя ждать…

— Из тебя ничего не получится.

— С таким характером ты будешь всю жизнь страдать.

— Я сама знаю, что тебе надо.

— Я в твои годы…

— Я тебя предупреждала.

  • Не делайте за нас то, что мы можем сделать сами.
  • Будьте терпеливы, если у нас что-то не получается.
  • Не бойтесь давать нам ответственные поручения.
  • Давайте нам возможность принимать решения самостоятельно.
  • Позволяйте нам проявлять инициативу.
  • Не бойтесь быть твёрдыми и строгими с нами.
  • Не заставляйте нас чувствовать себя младше, чем мы есть на самом деле.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает нас с толку.

Памятка для учителей (Советы детей учителям)

  • Постарайтесь увидеть в нас личность.
  • Принимайте нас такими, какие мы есть на самом деле.
  • Не бойтесь поручать нам ответственные дела.
  • Никогда не сравнивайте нас с другими детьми.
  • Старайтесь не критиковать нас в присутствии одноклассников.
  • Будьте терпеливы, если у нас что-то не получается.
  • Давайте нам возможность принимать решения самостоятельно.
  • . Наблюдение за личностью

А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге:

Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель

: определение положительных сторон участников.

Ход упражнения

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять упражнение?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?
  3. Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?
  4. Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?
  5. Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

Упражнение
Работа по запросам подростков
Цель

: определение проблем подростков.

Ход упражнения

На каждом столе конверт с письмом ,вам предоставляется 5 минут на возможное разрешение проблемы конкретного ребёнка.

По истечении времени зачитайте письмо, и покажите пути решения проблемы

Вопросы для обсуждения:

1Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда читали письма?

  1. Упражнение «Волшебные зеркала»
  2. Цель

    : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

  3. Материалы

    : цветные карандаши, фломастеры, бумага А4.

  4. Процедура

    : Командам предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – не боящимся ничего и сильным.

Ведущий

. Часто мы несем по жизни глубоко припрятанную обиду на самых близких нам людей: отца, мать, любимого человека, друга… Закройте глаза и представьте человека, который когда-то волей или неволей обидел вас… Вспомните те слова, действия или молчание, бездействие, которые больно ранили вас, задели самые тонкие струны вашей души…

  • Что вы чувствовали тогда?
  • Какие были ощущения в теле? Как ваше тело отзывалось на обиду?
  • Какие мысли приходили в голову?
  • Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать

Арт-терапевтическая техника «Скульптура чувства»

Цель

: Помочь вам выразить свою индивидуальность.

Участникам предлагается, сохраняя чувства, возникшие в упражнении «Прикосновение к обиде» вылепить из пластилина их образ. Важно подобрать соответствующую музыку для этого процесса. Можно использовать народные армянские мелодии, в которых звучит дудук – духовой инструмент с особым тягучим тембром. Его голос удивительно созвучен ощущениям, связанным с обидой.

Какие мысли приходили в голову?

Что вам хотелось сделать в тот момент? Что вы хотели, но не могли позволить себе сделать?

Упражнение «Защитный амулет»

Считается, что талисман или амулет влияет непосредственно на своего владельца, придавая несвойственные ему качества, или на события, отвращая или притягивая их. С точки зрения обычного человека амулет формирует его жизнь, с точки зрения психологов человек сам формирует свою жизнь с помощью амулета.Предлагаю вам самостоятельно создать свой амулет

Цель

: снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы

: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.

Процедура

: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.

Вопросы:

  1. Представьте свой амулет другим.
  2. Как действует ваш амулет?
  3. Какими свойствами он обладает?
  4. Как он поможет Вам? Почему были выбраны именно эти материал?

В завершении нашей работы предлагаю провести рефлексию под названием «Звёздочки»

Человек и Звезда (притча)

Упражнение: Рефлексия

Цель

: Подвести итоги тренинга

Материалы:

ватман с изображением звёздного неба, фигуры- звёздочки из картона

Ход упражнения

: Предлагаю вам подвести итоги нашего занятия, запишите на вашей звездочке ,что понравилось вам сегодня, что сможете применить в жизни, если в ходе занятия возникали трудности, то какие, прикрепите их к нашему небу.

Что можно сделать?

Помочь подростку справиться с любыми недовольствами собой, в том числе и комплексом неполноценности, могут родители. Первое, что нужно понять, – вашему ребенку сейчас очень тяжело и морально, и физически. Его грубость по отношению к вам несет, скорее всего, обиды как раз за ваше невнимание, она являются следствием разочарования в вас. Нужно срочно реабилитироваться перед своим ребенком. Разговаривайте с ним, советуйтесь и прислушивайтесь к его мнению по любому поводу. Предложите подростку совместный отдых или какое-либо занятие, на которое раньше не было времени.

Учтите, что у молодого организма очень много энергии, которую надо тратить. Даже если подросток раньше не занимался спортом, то сейчас как раз настает время, когда это просто необходимо. Во-первых, обретая спортивную форму, подросток начинает нравиться самому себе. Во-вторых, в спортивной секции он может найти новых друзей, с которыми всегда найдутся общие интересы. Ну, и в-третьих, спортивные достижения и похвала тренера поможет подростку вырасти в собственных глазах, сводя на нет любые комплексы.

Не отмахивайтесь от первой неразделенной любви вашего ребенка. Ведь для него это очень важное событие в жизни. Переживайте вместе с ним и рассказывайте, как сами через это прошли. В этом возрасте не бывает мелочей, все приобретает глобальные масштабы.

Если ваша дочка-подросток настаивает на своей некрасивости, сходите с ней в салон красоты, сделайте новую прическу или смените имидж, это поможет преодолеть многие психологические проблемы по поводу внешности.

Через комплекс неполноценности в подростковом возрасте проходят практически все люди. Только у одних он носит характер вспышек, то есть проявляясь время от времени, у других же самобичевание себя может вылиться в затяжную депрессию, следы которой человек может пронести через всю жизнь. Однако если быть внимательным с самого начала к своему ребенку, то эту фазу жизни можно прожить безболезненно, только укрепляя взаимопонимание между вами.

Как избавиться от комплекса неполноценности?

С проблемой крайней неуверенности в себе обязательно необходимо бороться. Работать над собой нужно постоянно, а не время от времени. Сам по себе комплекс не исчезнет. Как избавиться от подобного комплекса? Можно ли это сделать самостоятельно?

Принятие ответственности

Каждый человек сам творит свое будущее. Для того, чтобы освободиться от довлеющей проблемы, необходимо принять на себя ответственность за то, что происходит лично с вами. Поймите, что нет смысла в том, чтобы начать обвинять других людей в том, что можете изменить только вы сами. Принятие ответственности подразумевает, что необходимо отказаться от мысли все контролировать, ведь это по определению невозможно. Чем раньше человек это осознает, тем лучше. Сам по себе комплекс является результатом неправильного отношения к самому себе. Если над проблемой правильно работать, вскоре она перестанет тревожить.

Четкая цель

Самореализация представляет собой большую ценность. Она помогает нам оставаться интересными самому себе на протяжении длительного времени. Комплекс перестанет так сильно заявлять о себе, если у вас будет иметься четкая цель. Она подразумевает под собой вполне конкретное представление о том, чего хотите достичь. Нельзя ставить перед собой размытые цели или надеяться на то, чтобы кто-то помог вам ее достичь. Нужно обязательно понимать, к чему вы двигаетесь, на что направляете свои усилия.

Таким образом, комплекс неполноценности всегда связан с тем, что личность ощущает себя недостаточно хорошей для принятия каких-то благ. Она не осознает собственной уникальной ценности, не понимает, как себя реализовать в том или ином деле. Чтобы избавиться от самого комплекса, нужно научиться мыслить по-другому. Если не удается справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Работа со специалистом поможет разобраться в себе, найти пути индивидуальной самореализации.

Читать подробно про основные комплексы человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]