Отражение, анализ и интерпретация результатов практического исследования

29 июня 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы слышали об интерпретации роли актёра на сцене или музыкального произведения пианистом. Кажется, что это слово связано, прежде всего, с искусством и не имеет к повседневной жизни никакого отношения.

А между тем, каждый из нас с раннего детства постоянно интерпретирует, ведь этот процесс является одним из этапов познания окружающего мира.

Итак, давайте разбираться, что такое интерпретация, как она проявляется в разных сферах человеческой жизни и как варьируется значение слова в зависимости от области применения.

Что это такое?

В переводе с латыни слово interpretatio означает объяснение, истолкование).

Интерпретация — это совокупность значений, придаваемых каким-либо элементам некоторой теории (формулам, знакам, символам).

Такое определение термина даёт нам толковый философский словарь. В гуманитарном знании, оно употребляется в значении, близком к слову «понимание»

В более широком смысле, интерпретация – это способ бытия на основе понимания и толкования смысла чего-либо.

Синонимы слова интерпретация:

  1. толкование;
  2. комментарий;
  3. разъяснение смысла;
  4. расшифровка.

Воспринимая информацию из окружающей среды, каждый человек её по-своему анализирует. Конечно, существуют общие для всех представления и понятия, но, поскольку все люди обладают индивидуальным мышлением, то одни и те же явления трактуются по-разному.

Часто этот процесс происходит неосознанно (на уровне ощущений, норм морали, заложенных с детства правил поведения, мировосприятия). Когда же человек использует свои знания для расшифровки каких-либо данных, то интерпретация носит направленный характер (например, переводы текстов с иностранных или сложных научных языков на родной или более простой для понимания язык).

Интерпретировать можно всё что угодно: информацию, события, сны, законы, музыкальные и литературные произведения, фильмы и даже анализы.

Академик РАН Николай Моисеев писал: «Разные интерпретации отражают лишь определённые черты реальности. Не более! И они далеко не всегда могут быть согласованы друг с другом, иногда могут и противоречить друг другу».

Интерпретации в различных областях жизни

«Художники, писатели, журналисты пытаются интерпретировать реальность. Политики и юристы меняют её» (Кэти Летт).

Интерпретация проявляется в разных сферах:

  1. в философии – при переводе сложных сочинений и трудов мыслителей на более доступный для понимания язык;
  2. в гуманитарных науках интерпретировать – это истолковать смысл текстов (исторических источников, литературных произведений, переводов);
  3. в информатике интерпретация представляет собой программу-интерпретатор, которая исполняет инструкции, изложенные с помощью языков программирования, в машинный язык;
  4. в политике представители разных политических течений по-разному истолковывают законодательные акты и статьи;
  5. в юриспруденции адвокат и прокурор интерпретируют один и тот же закон, исходя каждый из своих целей. Как раз на эту тему смотрите небольшую лекцию в приведенном видео:

Что можно интерпретировать в музыке

В музыкальном искусстве интерпретация означает процесс превращения партитуры (нотной записи) в произведение, отражающее индивидуальное сознание исполнителя. То, каким оно получится, зависит от мастерства, личностных качеств музыканта и от его принадлежности к какому-либо музыкальному направлению.

Сущность интерпретации в музыке точно выразил композитор А.Н. Серов: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силой своего таланта освещают изнутри, вкладывают туда целый мир ощущений из своей собственной души».

Каждое значительно исполненное произведение талантливым музыкантом вносит изменения в первоначальную задумку композитора. При неизменном нотном тексте варианты исполнения могут заметно отличаться у разных музыкантов или даже у одного человека в разное время.

Один из лучших интерпретаторов скрипичной музыки Л. Ауэр писал: «Не существует точно установленного способа исполнения артистом музыкального произведения. Обязанность исполнителя заключается в том, чтобы проникнуть в дух сочинения и раскрыть намерения композитора».

АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОНЛАЙН

Процедура исследования

Эксперимент носит констатирующий характер и имеет два этапа:

Этапы процедуры исследования

I этап – определение уровня увлеченности компьютером у младших школьников; II этап – анализ характера детско-родительских отношений у детей с разным уровнем увлеченности компьютером.

Описание процедуры исследования

С целью изучения характера детско-родительских отношений и его влияния на возникновение компьютерной зависимости у детей, мы разделили участников исследования на 2 группы. В 1 группу вошли дети с умеренным и незначительным уровнем увлеченности компьютером (16 человек), а во вторую – с высоким уровнем (4 человека).

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Описание результатов исследования

Было обследовано 20 семей, из них — 20 родителей и 20 детей. При анализе результатов, полученных по методике И.Л. Матасовой, были выявлены показатели увлеченности компьютером младших школьников (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели увлеченности компьютером младших школьников

Уровень увлеченности кол-во чел. %
Незначительный 2 10
Умеренный 14 70
Высокий 4 20
Риск возникновения зависимости 0 0

На рисунке 1 представлено количественное соотношение младших школьников с разными уровнями увлеченности компьютером.

Рисунок 1. Показатели увлеченности компьютером младших школьников

Тест на определение компьютерной зависимости дал следующие результаты: 10% детей имеют незначительный уровень увлеченности компьютером, 70% детей имеют умеренный уровень, а 20% детей – высокий уровень увлеченности компьютером.

Анализ и описание результатов исследования

С целью изучения характера детско-родительских отношений и его влияния на возникновение компьютерной зависимости у детей, мы разделили участников исследования на 2 группы. В 1 группу вошли дети с умеренным и незначительным уровнем увлеченности компьютером (16 человек), а во вторую – с высоким уровнем (4 человека).

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Рассмотрим результаты исследований по «Методике диагностики родительского отношения» Варга, Столина в группах с разным уровнем увлеченности компьютером (таблица 2).

Таблица 2. Показатели родительского отношения по методике Варга, Столина.

Тип родительского отношения 1 группа 2 группа
количество % количество %
Отвержение 0 0 2 50
Социально- желательный образ 11 69 2 50
Симбиоз 7 44 1 25
Гиперсоциализация 6 38 1 25
Инфантилизация 4 25 3 75

Результаты проведенного исследования по методике диагностики родительского отношения показали, что во 2 группе родителей особое внимание привлекает шкала «Отвержение»(50% имеют высокие баллы). Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Данная шкала в 1 группе не обнаружена.

Описание результатов научных исследований

В 1 группе родителей максимальные величины имела шкала «Социально-желательный образ» (69%), которая означает кооперацию как тип родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

По шкале «Симбиоз» в 1 группе у 44% отмечались высокие баллы, а во 2 группе – у 25%. Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» в 1 группе у 38% отмечались высокие баллы, а во 2 группе – у 25%. Данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Структура описания результатов научного исследования

Во 2 группе родителей максимальные величины имела шкала «Маленький неудачник» (75%), которая отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Рисунок 3. Показатели родительского отношения по методике Варга, Столина (%).

Таким образом, максимальные различия по типу родительского отношения в 1 и во 2 группе отмечались по шкале «Отвержение» и «Маленький неудачник». Можно сделать вывод о том, что именно эти типы детско–родительских отношений оказывают влияние на возникновение компьютерной зависимости.

Интерпретация результатов исследования

В начале исследования мы предполагали, что результатом исследования должна получиться взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и предрасположенностью к компьютерной зависимости.

С помощью программы SPSS методом корреляционного анализа Спирмена были выявлены корреляционные взаимосвязи показателей родительского отношения к ребенку и его предрасположенности к компьютерной зависимости.

Корреляционный анализ данных, полученных по методике ОРО и опросника на определение уровня увлеченности компьютером, выявил следующие результаты:

1. Установлена корреляционная связь между отвержением ребенка и возникновением компьютерной зависимости с коэффициентом корреляции R=0,566*, при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители относятся к ребенку с отвержением, тем больше вероятность возникновения компьютерной зависимости у ребенка.

2. Выявлена значимая корреляционная связь между инфантилизацией («маленький неудачник») и возникновением компьютерной зависимости с коэффициентом корреляции R=0,665**, при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители относятся к ребенку как к маленькому неудачнику, тем больше вероятность возникновения компьютерной зависимости у ребенка.

3. Определена корреляционная связь между отвержением ребенка и инфантилизацией с коэффициентом корреляции R=0,524* при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители отвергают ребенка, тем больше они относятся к ребенку как к маленькому неудачнику.

4. Выявлена значимая корреляционная связь между авторитарной гиперсоциализацией и инфантилизацией с коэффициентом корреляции R=0,594** при уровне достоверности . Это означает, чем больше родители применяют авторитарный стиль воспитания ребенка, тем больше они относятся к ребенку как к маленькому неудачнику.

Помощь с анализом в практической части ОНЛАЙН ЗДЕСЬ

Таким образом, выявленные взаимосвязи подтверждают влияние детско-родительских отношений на возникновение компьютерной зависимости у детей. Гипотеза доказана.

Выводы

Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на возникновение компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста показало следующие результаты:

  • — По тесту на определение компьютерной зависимости 10% детей имеют незначительный уровень увлеченности компьютером, 70% детей имеют умеренный уровень, а 20% детей – высокий уровень увлеченности компьютером.
  • — В группе детей с умеренным уровнем увлеченности компьютером по методике ОРО максимальные величины имела шкала «Социально-желательный образ» (69%), которая означает кооперацию как тип родительского отношения. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему.
  • — В группе детей с высоким уровнем увлеченности компьютером по методике ОРО максимальные величины имела шкала «Отвержение»(50%). Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.
  • — Методом корреляционного анализа были выявлены корреляционные взаимосвязи показателей родительского отношения к ребенку и его предрасположенности к компьютерной зависимости.
  • — Гипотеза о том, что на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста оказывает влияние характер детско-родительских отношений, подтверждена.

В живописи

Произведения живописи всегда рассматриваются как предмет интерпретации. Необходимо принимать во внимание различие двух картин мира – художника и созерцателя:

  1. первый рисует произведение исходя из окружающей его действительности, его мировоззрения и чувств;
  2. второй может только догадываться, о чём своей картиной хотел сказать автор, соотносятся ли его восприятие (что это?) с задумкой художника.

Произведения художников-абстракционистов (В. Кандинского, К. Малевича, П. Пикассо), пожалуй, нуждаются в этом больше всего.

Рисуя картины в этом стиле, мастер применяет для интерпретации предмета визуальный язык форм, линий, контуров и цветов. Это сильно отличается от традиционных направлений живописи, в которых предметы интерпретируют ближе к общепринятым представлениям.

Особенности проведения практического исследования

Практическое исследование – это основная часть научной работы, в которой автор «проверяет на деле» выдвинутую им идею, анализирует реальную проблему и ее воздействие на конкретный объект исследования, определяет возможные методы ее решения с учетом принципов эффективности и оптимальности.

Практическое исследование

Практическое исследование предполагает проведение конкретного эксперимента, притом участие автора в нем будет обязательным. Он может наблюдать за объектом со стороны или создавать определенные условия и «регулировать» их для оценки воздействия отдельных параметров и пр.

Каждый эксперимент подлежит детальному планированию: определение цели, задач, объекта, основных воздействующих на него факторов, диагностику проблемы, учет возможностей объекта при решении проблемы, прогнозирование результатов и пр.

В этой части научной работы тесным образом соприкасается теория и практика, когда автор руководствуется существующими и действующими правилами, анализирует ситуацию и пытается разработать инновационный способ ее решения с учетом возможностей и перспектив объекта. Именно в этом разделе знания находят реальное применение, а автор пытается творчески подойти к созданию нового алгоритма, способного усовершенствовать деятельность изучаемого явления/процесса и пр.

Практическая часть научной работы предполагает выделение следующих аспектов:

  • Краткая характеристика объекта исследования;
  • Описание основных мероприятий и полученных результатов;
  • Описание результатов апробации.

Практическое исследование подчеркивает значимость и важность перемен, варианты их воздействия на конкретный объект или отрасль, область науки в целом, перспективы развития и пр.

Интерпретации в литературе

Фразеологизмы, многозначные слова, эпитеты, метафоры и другие средства художественной выразительности языка могут затруднять понимание литературных произведений. Одно и то же слово можно истолковать по-разному (особенно, если оно изменило с течением времени своё лексическое значение).

Например, сейчас под словом «фактор» понимается движущая сила какого-либо процесса. Но в текстах XIX века речь шла о работнике типографии: «Фактор объяснил их весёлость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая книгу Гоголя». Сейчас подобный текст вызвал бы недоумение: как фактор может что-то объяснить?

В интерпретации нуждаются художественные произведения на иностранном языке. Часто переводы разных авторов отличаются друг от друга и не всегда точно отражают мысль, заложенную в оригинале. Отличия возникают не только из-за индивидуальных или профессиональных качеств переводчика, но и из-за неучтённых национальных особенностей, региональных аспектов языка, свойственных конкретной местности.

Стихотворение Гёте «Ночная песня путника» переведено на 130 языков мира. На русский язык его перевели Лермонтов, Брюсов, Анненский и Пастернак. В каждом переводе есть свои особенности. Ни один перевод не похож на другой.

Корректную интерпретацию текста можно назвать искусством. Яркий пример настоящего мастерства – переводы сонетов Шекспира С. Маршаком и Б. Пастернаком.

Один и тот же сонет у писателей переведён по-разному, а некоторые исследователи отмечают, что их перевод получился образнее текстов-оригиналов, благодаря лексическому богатству русского языка.

Как анализировать результаты исследования?

Анализ результатов исследования – основополагающий момент, позволяющий оценить не только новаторские способности автора, но и уровень его профессионализма, компетентности. Именно выводы аналитической работы подводят исследователя к обоснованию его гипотезы, необходимости ее проверки.

Анализируем результаты исследования

Анализ результатов практического исследования предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Сравнение исходных данных с полученными экспериментальными данными (результатами действий, предпринимаемых в ходе проведения эксперимента) для определения динамики, отклонений и пр.;
  • Сравнение текущих показателей с нормативами, действующими ограничениями в целях выявления отклонений;
  • Диагностика реальной проблемы на базе конкретного объекта, сравнение теоретических и реальных «симптомов», форм ее проявления;
  • Оценка использованных методов исследования: какие из них наиболее эффективны, а какие требуют замены или корректировки, скорость получения результатов. Оптимизация исходного плана действий и пр.;
  • Определение правильности расчетов, неточностей погрешностей;
  • Констатация полноты и достоверности данных для получения гарантий: результаты исследования можно использовать на практике (как и где), они способны изменить деятельности объекта к лучшему;
  • Формирование рекомендаций по решению проблемы с учетом текущей ситуации и возможностей объекта.

Анализ полученных результатов должен не просто подчеркнуть наличие противоречий, актуальной проблемы, но и подчеркнуть практическую значимость работы, возможности применения результатов в жизни и перемены, которые они принесут.

Что интерпретируют в психологии

Своё значение это понятие имеет и в психологии.

Здесь интерпретация представляет собой объяснение врачом пациенту его самочувствия, природу навязчивых мыслей, тревожащих симптомов, сновидений или ассоциаций.

Если дать возможность человеку объяснить смысл его переживаний, можно интерпретировать проблему одновременно со стороны сознательного и бессознательного. Иногда люди становятся заложниками своих стереотипов, из-за которых не могут за деревьями увидеть леса.

Многие психологи работают с рисунками и тестами. На основе полученных результатов формируются выводы о состоянии психического здоровья пациента. Внимание уделяется деталям, которые у каждого клиента прорисовываются по-разному.

Интерпретация сновидений – это довольно сложный метод, который относится к области социального психоанализа. Для корректного толкования значений сна необходима помощь специалиста. Его расшифровка позволяет расширить представления сферы бессознательного восприятия окружающего мира.

Как отражать результаты практической работы в НИР?

Важно не просто тщательно спланировать, организовать и реализовать план действий, но и грамотно его представить в научной работе. Отражение полученных результатов в исследовании может быть следующим:

Из чего состоит научное исследование?

  • Текстовая форма. Данный вариант используется преимущественно при создании характеристики объекта исследования в целях описания: чем он занимается, как давно действует на рынке, описание общей картины (организационная и производственная структура и пр.). Также с помощью текста автор может представить анализ полученных данных, отметив ключевые моменты: что изменилось, о чем это свидетельствует и пр.
  • Графический способ. Этот вариант целесообразен для отражения определенных тенденций, сравнения данных. Чаще всего его применяют при анализе показателей (анализ их динамики), прогнозирование результатов и пр.
  • Табличная форма. Данный вариант целесообразен для отражения расчетов. Ни один автор не представляет детальные расчеты, достаточно отразить их итоги в небольших таблицах. В них целесообразно представлять исходные данные, затем определять динамику (абсолютное отклонение, темп роста и пр.).

В описании практической части автор может отразить не только полученные результаты, но и проблемы, сложности, с которыми он столкнулся в ходе организации и проведения отдельных моментов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Результаты практического исследования подлежат детальному описанию непосредственно в научно-исследовательской работе, а также в таких разделах, как результаты апробации, заключение.

Если объемы графических, табличных материалов велик, то их целесообразно вынести в раздел «Приложения», в описании (согласно структуре проекта) отметить его номер (например, по данным Приложения 1).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]