Почему мы не доводим начатое до конца и как с этим бороться


Этапы выполнения задач

Если Вы читаете данную статью, то Вам свойственна фраза «я не довожу дела до конца». Далеко не все догадываются, что любое начинание в процессе достижения результата проходит ряд этапов. Кто-то справляется, достигая завершающей стадии, и получает отличный результат, кто-то останавливается на втором, третьем, а кто-то и на первом этапе, не имея возможности закончить свое дело. Давайте рассмотрим, с какими же этапами предстоит столкнуться на пути к достижению своей цели.

  1. Первый этап — необоснованный оптимизм. Человека посещают положительные мысли, он полон сил и энергии, находится в отличном настроении, готов реализовывать свое желание. Не замечает возможные отрицательные стороны предстоящего задания.
  2. Второй этап — информативный пессимизм. Задача становится более отчетливой, появляются заметные трудности, возникают волнения. Первые победы являются незначительными, будущий результат уже не кажется реальным. В голове появляются мысли о том, что можно отказаться от поставленной цели. Значительно снижается настроение, уменьшается энергия, рождается скептицизм, задача кажется непосильной.
  3. Третий этап — время отчаяния. Многие люди бросают начатое дело именно на этой стадии. Появляются трудности с выполнением задач, налицо все негативные стороны поставленной цели. Человек начинает думать о том, что «оно того не стоит». Нередко люди отказываются от своей идеи, оставляют ее, но по истечению небольшого промежутка времени снова загораются, и жаждут закончить начатое.
  4. Четвертый этап — информативный оптимизм. Если личность не сдается до достижения этой стадии, то на данном этапе удается ощутить правильность своего решения. Настроение улучшается, появляются первые, пусть небольшие, но результаты. Выполнение задачи не кажется столь трудным, каким было ранее. Появляется уверенность и понимание того, что можно все завершить.
  5. Пятый этап — самореализация и успех. Цель достигнута, ощущается прилив положительных эмоций, повышение самооценки.

Возможные причины провала

Столкнувшись с трудностями, люди нередко опускают руки, не доводя дело до конца

  1. Основная причина, по которой человек чаще всего бросает свое дело — это встреча с трудностями. Кто-то опускает руки при первом препятствии, кто-то продолжает бороться, но постепенно утрачивает свою мотивацию.
  2. Другая частая причина — внутренний саботаж, препятствующий достижению целей. В данном случае корни могут расти из детства: родители критиковали за ошибки, наказывали за промахи, часто говорили, чтоб ребенок не брался за новое начинание – «все равно ничего не получится, ты не сможешь закончить начатое».

Давайте рассмотрим и другие способствующие факторы:

  • особенности темперамента;
  • занятие делом, которое не соответствует интересам человека;
  • случай, когда индивид взваливает на себя слишком много обязанностей, просто не успевает со всем справиться;
  • перфекционизм;
  • отсутствие личной заинтересованности в результате;
  • прокрастинация;
  • отсутствие четкой цели. Например, когда индивид говорит о том, что хочет сбросить лишний вес – речь не идет об истинной цели. А вот, если он говорит, что желает похудеть на 2 кг, то да.

Я нередко сталкивалась с подобной проблемой. Всему виной была неуверенность в своих силах и страх первых трудностей, столкнувшись с которыми, у меня сразу опускались руки. Но со временем я поняла, что нужно бороться со своими страхами, ставить перед собой цель и идти к ее достижению, несмотря ни на что. Теперь я заранее готова к тому, что в работе могут появиться какие-то сложности, но их преодоление делает меня только сильнее.

Не забывайте хвалить

Часто бывает так, что ребенок делает какое-то важное и большое дело, но не чувствует, что продвигается вперед. Из-за этого прогресс мало-помалу останавливается, а интерес к занятию пропадает.

Как реагировать: хвалить. Похвала еще никому не помешала, а ребенок до определенного возраста соизмеряет свой успех с тем, хвалят его взрослые или нет. А чувствовать себя успешным в деле — значит хотеть двигаться дальше и доводить начатое до конца.

Важно хвалить правильно. Оценивайте не личность ребенка, а то, что он сделал. Не «Молодец!», а «Как здорово ты вышила голову котенка! Представляю, какой красивой получится вся картина!», «Вот эта строчка с буквой «И» тебе особенно удалась!».

Как доводить начатое до конца

  1. Самое время определиться с приоритетами. Перед тем, как браться за новую задачу, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться в том, что данное дело действительно Вам необходимо. Также нужно учитывать, хватит ли у Вас времени на выполнение поставленной задачи. Важно определять для себя, чем является поставленная цель, неким экспериментом или важным обязательством? Нужно понимать, что с первым можно и распрощаться на полпути, и в этом нет ничего такого, а вот обязательства бросать недопустимо. Так, если предстоит длительный проект, и Вы сомневаетесь, браться за него или нет, то перед тем, как соглашаться, проведите небольшой эксперимент. Например, если решили сесть за написание книжки, начните с маленькой статьи, возможно, в процессе написания Вы осознаете, что не имеете желания посвящать много времени этому делу. Не исключено, что столкнетесь с такими проблемами, которые отобьют у Вас желание этим заниматься. Если увидите, что проект действительно для Вас интересен, то сможете довести задачу до конца, даже в случае, если по какой-либо причине потеряете мотивацию на середине пути. Когда Вы поймете, как правильно расставлять приоритеты, научитесь ответственнее относиться к задачам, их сортировать, отдавая предпочтение наиболее важным, у Вас будет достаточно времени на их выполнение, доведение до логического завершения.
  2. Нужно быть готовым к плохому результату. Многие люди, принимаясь за выполнение какой-либо задачи, на начальном этапе полны энтузиазма. Но, встречаясь с первыми трудностями, у них опускаются руки, что ведет за собой отказ от завершения дела. Поэтому надо заранее готовить себя к тому, что трудности будут появляться на Вашем пути, но Вам нужно будет их преодолеть. Когда Вы беретесь за новую работу над каким-то проектом, попытайтесь спрогнозировать возможность сомнений, трудностей, возникающих на Вашем пути, даже представить момент потери мотивации и появления желания распрощаться с этим проектом. После этого нарисуйте в своей голове, что Вы смогли осознать ситуацию и нашли силы двигаться дальше. Когда уже будете выполнять задачу, столкнетесь с реальными трудностями, не исключено, что они будут более тяжелыми, чем Вы ожидали, не исключено, что потеряете равновесие. Однако, удар будет не столь сильным, если бы он стал для Вас неожиданностью, а, значит, Вы сможете его выдержать и Вам ничего не помешает двигаться дальше.
  3. Всегда ставьте перед собой дополнительную мотивацию. Необходимо понимать, что сила воли не являются бесконечным ресурсом, не стоит на нее полагаться. Для укрепления воли необходимо внешнее давление. Так, например, ставя перед собой какую-либо задачу, Вы можете мотивировать себя тем, что в случае невыполнения должны будете отдать другу или родственнику определенную сумму денег, значимую для Вас. Мысли о том, что придется распрощаться с финансами, заставят двигаться дальше.
  4. Не стоит тратить слишком много времени на процесс планирования. Это не означает, что Вы должны браться за дело без подготовки, необдуманно. Тут речь идет о том, что некоторые люди тратят буквально часы на то, чтобы приступить к выполнению задачи. Ваша же цель — действовать максимально быстро. Конечно, планирование способствует работе, однако, для Вас оно может обернуться формой прокрастинации. Но не стоит думать, что отсутствие плана — возможность на время отложить задачу.
  5. Устанавливайте будильник. Вы должны понять, что Ваша задача не сделать все максимально идеально, ставьте перед собой дедлайны. Если беретесь за какую-то задачу, определите время на ее выполнение и ни минуты больше. Также можно распланировать, что на выполнение определенного проекта ежедневно будет уходить два часа. Когда садитесь за выполнение этой задачи, ставьте таймер на определенное время. Так у Вас появится временное давление, что будет способствовать более быстрой работе, упростятся этапы принятия решения.
  6. Готовьтесь к тому, что не обойтись без создания «мусора». Человек не должен думать, что выполнение поставленных задач всегда будет максимально идеальным. Наверняка, появятся и плохие результаты работы, те, которых не хотелось бы видеть, но это не повод, чтоб остановиться. Ошибки и провалы — это Ваш опыт и Вы на нем должны учиться и двигаться дальше.
  7. Не стоит сидеть в ожидании того, как Вас озарит вдохновение. Человек может сам создавать окружение, которое будет способствовать возникновению этого самого вдохновения. Важно быть последовательным в своих действиях. Можно прибегнуть к определенным ритуалам выполнения Ваших задач. Так Вы привыкнете к тому, что последовательные действия способствуют оптимизации всех внутренних сил организма и достижению поставленных целей.
  8. Научитесь понимать, что бездействие приносит больше проблем и боли, чем трудности, с которыми Вы сталкиваетесь в процессе выполнения какой-либо задачи. Также стоит понимать, чем труднее задание, тем больше положительных эмоций сможете ощутить с его завершением.
  9. Не нужно зацикливаться на обязательном успехе. У каждого человека могут быть ошибки и провалы, на то мы и люди. Также стоит понимать, что выполненная работа кем-то может рассматриваться, как максимально успешная в тот момент, как от других людей можно будет услышать слова критики.
  10. Убивайте в себе прокрастинатора и перфекциониста. Определенным личностям перед выполнением задачи необходимо собраться с силами. Таких людей пугает рабочий процесс, который занимает много сил и времени. Поэтому они начинают искать возможность на что-то отвлечься, чем-то другим заняться, ищут оправдания, позволяющие перенести задачу на следующий день. Прокрастинация возникает по ряду причин, одна из которых — страх перед новым делом или задачей. Прокрастинатор неспособен правильно распланировать свое рабочее время, вследствие чего большая доля энергии растрачивается впустую. Над делом, на которое можно потратить буквально час, такие люди бьются намного дольше. Перфекционисты стремятся выполнять все дела идеально, жаждут проработать каждую мелочь, не позволяют себе продвигаться в выполнении задачи, пока все не будет максимально идеальным. Вследствие этого также тратят очень много времени, изматывают себя, доводят до нервного срыва.

Объясняйте пользу сложностей

Не секрет, что дела часто бросаются после того, как происходит столкновение со сложностями. Нравилось девочке танцевать в красивом платье. Чтобы потом ей хлопали или дарили цветы. А когда стало нужно тренировать растяжку, а это больно и скучно, и преподаватель ругает, что не получается, — дома скандал: «Не пойду на танцы!» Задача родителя в такой момент показать, что неудача — не конец света. А просто ступенька для дальнейшего успеха.

Как реагировать: «Не получилось? Давай попробуем еще раз!» Если снова не получилось, предложите свою помощь ребенку: «Может, попросим Марию Ивановну дополнительно позаниматься с тобой?» Или «Давай поищем в интернете, как решается эта шахматная задачка».

Ребенок проиграл на соревнованиях? Объясняйте, что такое бывает. Да, это очень обидно. Но не повод бросать спорт. Нужно тренироваться — и результат придет.

Обязательно проговаривайте эмоции ребенка от столкновения со сложностями: «Понимаю, что тебе горько и обидно — ты много тренировался, но награда досталась не тебе». Объясняйте, что разделяете эти чувства. Но верите в силы ребенка. Доводить дела до конца ему станет чуть проще.

Советы

Думайте о том, какое удовольствие обретете, доведя начатое дело до конца

  1. Анализируйте причины, которые влекут за собой потерю интереса к выполнению задачи.
  2. Научитесь концентрироваться на деле. Нельзя ни на что и ни на кого отвлекаться, бросая выполнение своей задачи.
  3. Держите себя в строгих рамках, никогда не хватайтесь за новое дело, если еще не закончили начатое.
  4. Если убеждены, что точно не в состоянии выполнить задуманное, полностью откажитесь от своего плана. Не стоит бросать его в подвешенном состоянии.
  5. Сразу выполняйте действия, которые можно сделать в первую очередь, не оставляйте их на потом.
  6. Если предстоит выполнение трудной задачи, займитесь ею утром, без перерывов. Если отвлечетесь, Вам заново придется погрузиться в сложную проблему, что потребует лишних сил и энергии.
  7. Старайтесь оптимизировать свои силы, максимально быстро выполняйте поставленные задачи, не растягивайте процесс.
  8. Используйте не только свой опыт, но и чужой, ведь таким образом Вы сумеете сэкономить время.
  9. Сложные задачи разделяйте на более простые. Делайте все поэтапно и последовательно.
  10. Хвалите себя за проделанную работу, поддерживайте, поощряйте себя.
  11. Не сравнивайте свою личность с кем-то другим. Оценивайте себя со стороны того, кем Вы были ранее, и кем стали сегодня.
  12. Не стоит себя ругать за совершенные ошибки. Все их допускают. Так мы становимся опытнее, мудрее и сильнее.
  13. Не нужно пытаться перебросить на кого-то свои дела, искать поддержки в близком окружении. Находите ресурсы внутри самого себя.

Вам должно было прийти понимание того, что Вы не единственный человек, который не доводит дело до конца, таких людей много. Но не все знают, как с этим бороться. Следуйте рекомендациям, изложенным в статье, и у Вас обязательно все получится, сможете достичь больших результатов, стать успешной личностью.

Не дайте заскучать

Бывает так, что дети бросают дела, как только им становится скучно. Это палка о двух концах. С одной стороны, в жизни столько всего интересного и детство — отличный период, чтобы перепробовать разные кружки, секции, забавы. Стало скучно в одном — испытай свои силы в другом. Но, с другой стороны, любое дело, превращаясь в рутину, становится скучным. И вот занимался ребенок на фортепиано, и вскоре начинается: «Надоело эти противные гаммы с утра до ночи долбить!» И действительно, гаммы — скучное занятие. Но без них ведь никуда!

Как реагировать: сесть и расписать с ребенком перспективы занятий — немного освежить в памяти, для чего вы когда-то выбирали этот кружок или секцию. И поставить условие: «Занимаешься до конца года. Если по-прежнему будешь хотеть все бросить, будь по-твоему». Ну а к концу года ребенок либо втянется в занятия, либо действительно утвердится во мнении, что это дело — не его. И к его желаниям нужно прислушаться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]