Не могу избавиться от зависимости прослушивания музыки.


Положительное влияние музыки на человека сложно переоценить. Мыслители древности считали, что первые мелодии возникли одновременно с сотворением мира. Музыкой наполнено все в природе: мы можем слышать ее в пении птиц, шуме водопадов и морских волн, шорохе листьев, закате и восходе солнца.
До наших дней сохранились сведения о том, что великие люди использовали музыку в качестве терапии. В уцелевших предметах искусства древних людей можно найти этому доказательства. Путем воздействия мелодий на организм излечивали в священных храмах невротические заболевания и депрессию.

Действие мелодии на организм

Еще не родившись, мы способны слышать музыку. На семнадцатой неделе беременности гармоничная спокойная мелодия оказывает влияние на малыша и расслабляет, снимает напряжение в трудную минуту, изменяет мировосприятие. Когда звучит рок-музыка или раздаются ритмичные громкие звуки, ребенок в животе мамы начинает проявлять повышенную активность.

Музыкотерапия у древних народов

Вопросы о влиянии музыки на психику человека волновали человека еще в древние времена, потому что уже тогда люди заметили, что некоторые звуки вызывают радостные эмоции, снимают болевые ощущения и способны исцелять от болезней. С помощью пения хора, например, в Древнем Египте излечивали проблемы со сном.

Знахари в Китае выписывали мелодичные звуки всем пациентам, считая, что с их помощью можно вылечить любые заболевания. Авиценна применял на практике музыкальные ритмы в лечении душевнобольных. Пифагор первым предложил взять на вооружение силу воздействия мелодий для воспитательного процесса. Он был уверен, что музыку можно применить против всех «страстей души» — гнева, раздражительности, злости, тоски и уныния. Также он полагал, что приятная мелодия способна наполнить душу ребенка гармонией.

Платон предлагал музыкальное образование включить в систему обязательного на государственном уровне образования для всех без исключения граждан. В Древней Руси верили, что колокольный перезвон устраняет головные и суставные боли, способен снимать сглаз. Ученые это объясняют тем, что при звучании колокола происходит ультразвуковое резонансное излучение, мгновенно уничтожающее вирусы и возбудители серьезных заболеваний.

Изучение влияния музыки на человека

Результаты проводимых современных исследований о влиянии музыки на здоровье человека показали, что прослушивание записей симфонических концертов во время еды способно изменить концентрацию кислоты в желудочном соке, улучшить пищеварение и процесс обмена веществ.

Советские ученые в области медицины В. Бехтерев и И. Сеченов высказывали мнение о пользе и вреде звучания музыки на наш организм. Прежде всего это касается нервных структур, дыхательной системы и кровообращения. Различный темп и частотность ритмов может привести к изменениям в артериальном давлении (поднять или снизить), а также повысить или замедлить частоту пульса.

В европейских государствах при университетах существуют учебные курсы психологии, подготавливающие практикующих специалистов по музыкотерапии. А сам факт наличия расслабляющего и даже обезболивающего эффекта от прослушивания мелодий уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Лечебным музыкальным воздействием пользуются не только специалисты в области психиатрии, но и анестезиологи, акушеры при приеме родов и зубные врачи.

В санаторно-курортном лечении благоприятное влияние музыки на организм человека применяется для лечения нарушений сна в результате стрессовых ситуаций и депрессивных состояний. Специфический темп и ритм мелодии способен возобновить крепкий сон у 40% больных, а после пройденного курса лечения их количество увеличивается вдвое.

Во Франции медицина пошла еще дальше — забор крови у пациентов проводят под сопровождение расслабляющих музыкальных произведений. В Голландии ученые при исследовании деятельности сердечных мышц обнаружили, что людям, у которых есть нарушение дисфункций сердечной деятельности, полезно прослушивание музыкальных произведений в мажорной тональности.

Важно понимать, что подействовать благотворно на организм и интеллект способен не всякий жанр

музыки. Слушайте мелодии с правильной ритмической организацией (классические произведения). Также пагубное воздействие могут вызывать музыкальные ритмы, не имеющие яркой мелодии (полиритмические). Современная музыка, которая создается не для искусства, а в коммерческих целях, пишется в низкочастотных ритмах. Исследования доказали негативное влияние звуков с низкой частотой на психическое состояние человеческого организма. Рок-музыка, попса и рэп наносят вред неокрепшей подростковой психике. Такие композиции могут вызывать у человека депрессию и упадок сил.

Музыкальная психология: принципы и влияние.

Музыкальная психология изучает универсальные и дифференциальные законы приема и производства музыки. Она преследует принципы создания влияния на эмоции, мотивацию, когнитивные процессы (усвоение информации, обучение, мышление, творчество), а также интерактивную связь между музыкой, обществом и культурой. Сегодня это рассматривается как часть системы, в которой живем, хотя исторически ее первоначальные импульсы исходили из психологии, философии и образования.

Международное музыкально-психологическое обучение и исследование является больше междисциплинарным, преподается в музыковедении, а реже в психологических университетских институтах. Многочисленные результаты на практике привели к созданию прикладной музыки с разбором и акцентированием на:

  • Музыке в жизни и в рабочем мире;
  • В рекламе;
  • Музыкальной психологии в педагогике;
  • Психологических основах музыкальной терапии (музыкотерапия).

В результате появились классификации, созданные из скрещивания некоторых дисциплин. Подробней о них ниже.

Акустика и психофизика.

  1. Музыкальная акустика: акустика, в которой рассматриваются механизмы генерации звука с помощью инструментов, эффекты воспроизведения и влияние звуковых пространств воспроизведения на звучание (акустика помещений, например, реверберация, как эффект отражения звука, обычно хорошо слышна в помещения санузла с отсутствием ковров, которые бы препятствовали распространению эхо-реверба);
  2. Музыкальная психоакустика: исследует субъективные процессы музыкального восприятия и обработки, посредством чего делается попытка понять абсолютный и сравнительный опыт музыкальных звуковых событий при помощи экспериментальной оценки звучания (например, измерение децибелов, спектральный анализ инструментальных звуков);
  3. Физиологическая акустика: касается функций и механизмов слуха в восприятии индивидуальных (единичных) и комбинированных (смешанных) звуков;
  4. Музыкальная психофизика: она основана на психических и физиологических реакциях организма при восприятии высоты тона, частоты и объемы звука.

Когнитивное музыковедение.

Изучает прием (музыкальное восприятие, признание) и производство (создание, воспроизведение) в перспективе обработки информации мозгом. Относится к моделям распознавательного языка, памяти и знаний и пытается создать формализованные декодирующие модели посредством их адаптации к музыкальному контенту, которые делают теоретическое понимание функционирования и генерации мелодических, гармонических и ритмических структур теоретически понятными.

В последнее время модели подключения (нейронные сети) и методы искусственного интеллекта нашли свой путь в познании музыкального моделирования. Они подвергаются возможности с помощью компьютерного моделирования применять формализованные модели обучения к системно-автономному или обучающему музыкальному обучению.

Физиология.

Исследования вегетативных реакций на музыку взяло свое начало в глубокой древности: Герофил (древнегреческий врач) в 296 году до нашей эры обнаружил связь между музыкальным восприятием и ритмом пульса.

Вегетативные изменения (пульс и частота сердечных сокращений, дыхания, степень перфузии, психо-гальваническая реакция кожи и т.д.) были изучены в связи с эмоциональным восприятием музыки. Углубленный анализ по вопросу связи с электроэнцефалограммой (ЭЭГ) — представил Харрер в 1975 году.

Пешешь пытался с помощью специально рассчитанных корреляционных отношений проанализировать корреляцию двух колебаний в шести частотных полосах ЭЭГ от 1,5 до 31,5 Гц синхронизации областей мозга при прослушивании и воображении музыки.

Исследование показывает, что включив и слушая ее, можно стимулировать многие отделы мозга одновременно, при почти любой деятельности. Инструментальное творчество разной интенсивности воздействует на одни и те же участки, но по-разному, отсюда были выведены модели музыкальной терапии, о них поговорим чуть ниже. Что касается развития мозга, то у музыкантов, придумывающих и играющих музыку больше математических и гуманитарных способностей.

Социальная психология музыки и образование.

Соц. психология музыки: в основном это касается социальных и групповых явлений в музыкальных культурах, способность создавать группы людей, делящихся на так называемые субкультурные общества. Музыка, связанная с психологией развития, акцентируется на:

  • Образовании и индивидуальном развитии музыкальности человека;
  • Исследовании талантов и продвижении по службе;
  • Психологических аспектах музыкального образования;
  • Музыкальных влияниях на развитие личности.

Лечение удивительными звуками

Музыкотерапия используется психотерапевтами в виде метода лечения, основанного на управлении психологическим состоянием человека путем прослушивания музыкальных произведений. В этом методе используется целый комплекс эффектов, оказываемых на человека с помощью звуков: слуховой, с помощью амплитудных колебаний и звуковых вибраций.

Принципы такого лечения заключаются в следующем:

  1. Нервная система в организме человека и даже мускулы воспринимают ритм.
  2. Музыкальный темп является раздражителем, стимулирующим процессы жизнедеятельности всего организма.

Звучание музыки можно различать не только с помощью рецепторов слуха (ушей), но и всем телом. Ритмичность, темп, выстроенность музыкальной композиции, вибрации музыкальных инструментов — это все оказывает влияние на психику человека. Одной из главных сфер такого воздействия по праву считается нервная система. Вот это и используют психиатры в своей работе. Взбудоражить, умиротворить, смягчить, волновать, побуждать — это далеко не все, что способен сотворить с нами мир музыкальных отзвуков.

Звуки природы

Психологи советуют слушать природные звуки — шум волн, плеск прибоя, звуки дождя, перезвон лесных птиц, рокот ручьев, шум таинственного леса. Такая терапия оказывает благотворное влияние на здоровье человека:

  • справляется с бессонницей;
  • избавляет от излишней раздражительности;
  • снимает головные боли различной этиологии;
  • лечит невротические состояния и снижает негативную реакцию нервной системы в результате влияния неблагоприятных факторов, вызывающих стресс.

Какое влияние оказывает музыка на ребенка в утробе матери?

Конечно, нежная музыка успокаивает мать и неродившегося ребенка. Но наблюдения констатируют, что главная забота ребенка — это то, что слышать рядом с сердцем. Он знает это, он связывает это с безопасностью в брюшной полости матери и предпочитает этот ритм.

Уже в утробе матери ребенок может привыкнуть к успокаивающим колыбельным, которые имеют такой же эффект после рождения. Исследование показало, что ребенок сразу узнает музыку, которую он слышит в животе, и помнит, пока не услышит снова, первый же год после рождения он не влюбляется и не запоминает ни одно музыкальное произведение, кроме того, которое слышал в утробе.

Вот такая психология, ребята!

Как классическая музыка влияет на детей

Современные родители делают огромную ошибку, сюсюкаясь с детьми до сознательного возраста. Доля генетики в развитии интеллекта есть, но она не решающая. Решающую роль играет развитие ребенка в первые годы жизни: как быстро он научится ходить, говорить, читать. Музыка, особенно классическая, играет в этом особую роль. Слушая классику, ребенок настраивается на её тон, подражает звукам. Это способствует скорому развитию речи и благоприятно влияет на интеллект.

Интересный факт: Моцарт не был гением с рождения. Его отец – знаменитый музыкант, усиленно занимался с сыном музыкой с 4-х лет. Влияние оказала и среда, в которой он рос: музыка играла в доме маленького композитора постоянно. Это способствовало его быстрому приобщению к ней.

Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка

При формировании новой личности важна не только алгебра с геометрией. Восприятие искусства оказывает широкое воздействие на мировоззрение человека. Приучая ребенка к классике с ранних лет, вы привьете ему хороший вкус. Важно не останавливаться на музыке. Обучайте ребенка этикету, хорошим манерам.

Влияние классической музыки на детей с расстройствами аутистического спектра

У детей с РАС повышенная эмпатия. Проблема в том, что дети с подобными заболеваниями не могут выразить свои чувства, эмоции. У многих из них наблюдается задержка развития речи. Они могут отказываться говорить вообще или трудно запоминать слова.

При этом музыку они воспринимают не хуже обычных людей. Вышеописанные опыты показали, что классика позволяет людям раскрываться. Классическая музыка служит для детей с РАС мостиком в повседневность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]