Взаимосвязь психологических и неврологических заболеваний, проблема диагностирования и лечения


Области знания

Первое и главное, чем они отличаются — это область знания, в которой каждый из них является [при удачном стечении обстоятельств] специалистом. Итак, психиатрия. Во-первых, это часть медицины. Т.е. области знаний и индустрии, посвящённой болезням и их лечению, предупреждению, профилактике и реабилитации после. Психиатрия изучает разного рода психические расстройства. Нормой она не занимается. Вернее, не так: она занимается ей в том смысле, что старается привести к ней своих пациентов, но если человек психически здоров и не собирается этого статуса лишиться, то ей он, вероятнее всего, будет неинтересен. Психология — практически полная противоположность. Во-первых, это не отрасль медицины (да, есть т.н. медицинская психология, но о ней — ниже и отдельно). Она изучает работу психики. Нормальной здоровой психики, по большей части (опять же, да, есть патопсихология, но мы её также рассмотрим отдельно). Т.е. ей-то как раз здоровый человек, отвергнутый психиатрией по причине своей нормальности, будет интересен в практическом и теоретическом плане. А вот лечением психология не занимается. Зато занимается повышением уровня адаптации, личной эффективности, личностным ростом и прочим подобным. Психотерапия. Это тоже часть медицины. В том смысле, что она рассматривает, изучает и практикует лечение психических болезней. Но, в то же время, она может заниматься и нормализацией / решением проблем здорового человека. Т.е. в области решаемых задач это такая смесь психиатрии и психологии.

Психиатрия относится к отрасли клинической медицины, которая изучает психические расстройства, а также лечит душу, используя методы диагностики, профилактики и лечения. Также этот термин подразумевает и включает совокупность аккредитованных негосударственных и государственных учреждений, имеющих право на принудительную изоляцию потенциально опасных лиц.

Немецкий врач психиатр В. Гризингер получил широкое признание благодаря более точному определению понятия психиатрии, как учения о лечении и распознавании психических болезней. Лечение включает терапию, организацию психиатрической помощи, реабилитацию, профилактику, социальные аспекты психиатрии. Распознавание включает диагностику, исследование патогенеза, этиологии, течения, а также исхода психических расстройств. Согласно распространенного определения, к психической болезни относится изменение сознания, которое выходит за пределы нормы. Пограничные состояния между патологией и нормой изучает клиническая психология. Данное направление широко развивается в США.

Психиатрия подразделяется на частную и общую.

В частной психиатрии предметом изучения выступают отдельные болезни, а в общей психиатрии предметом изучения выступают общие закономерности психического расстройства. В общую психиатрию включают также общую психопатологию, а также патопсихологию. Частную психиатрию изредка называют частной психопатологией. Признаки психических расстройств являются предметом психиатрической семиотики. Симптоматику психических заболеваний, биологическую сущность, проявления в организме патологических изменений, приводящих к расстройству психики изучает клиническая психиатрия, а современная психиатрия исследует этиологию, клинику, патогенез, диагностику, профилактику, лечение, экспертизу и реабилитацию психических расстройств.

Экспертиза в психиатрии подразделяется на военно-психиатрическую, судебно-психиатрическую, медико-социальную (трудовую). Основной метод психиатрического обследования — клиническое исследование. Психиатрический диагноз устанавливается после добытых клинических и лабораторных методов исследований.

На протяжении нескольких столетий и по настоящее время идет дискуссия: психиатрия наука или искусство. Мнение критиков таково, что нет реальных доказательств научности психиатрии и действенности её методов.

Психиатрия конца XIX — начала XX века выделилась двумя школами. К первой отнесли психоанализ, где Зигмунд Фрейд положил начало своими работами о теории бессознательного. Согласно его теории, мозг человека выделяет область животных инстинктов. Фрейд считал, что «Оно» противостоит личностному «Я», а «Сверх-Я» — диктату общества, которое руководит личностью и навязывает определённые нормы поведения. Бессознательное, полагал Фрейд, является тюрьмой для запретных желаний, например – эротических, вытесняемых из него сознанием. По причине невозможности окончательного уничтожения желания сознание предлагает механизм сублимации — замещение через реализацию творчества или религии.

При этом нервное расстройство представляет сбой программы в механизме сублимирования и наступает выплескивание запретного из пациента через болезненную реакцию. Восстановление нормального функционирования личности осуществляется через технику, называемую психоанализом. Этот метод включает возвращение пациента к детским воспоминаниям, а также разрешению возникшей проблемы.

Фрейду противостоял Эмиль Крепелин со своей школой позитивистской медицины. В основу теории психического расстройства Крепелин отнес прогрессирующий паралич, и разработал новую форму изучения болезни как процесса, который развивается во временных рамках, а затем распадается на определённые стадии, при определённых симптомах. Позитивистская медицина дает объяснение умственному расстройству как разрушению мозговой ткани, биологическому разладу, вызванному множественными причинами.

Однако ни одна из теорий не смогла претендовать на обоснование доказательствами. Теорию о детском половом влечении Фрейд выстроил на психоанализе взрослых, объясняя, что у детей невозможно подтвердить ее из-за страха запретной темы. Оппоненты упрекали Крепелина, что фактически теория органического поражения приводит к безумию и эмоциональной, а также умственной деградации. Излечение заболевшего на то время считалось невозможным, а профессиональная деятельность врача сводилась к надзору, а также купированию возможной агрессии. Кроме этого позитивистская теория затруднялась дать объяснения многочисленным случаям душевных расстройств.

Психические расстройства разделяют на два уровня: психотический и невротический. Эта граница условна и предполагается, что ярко выраженная грубая симптоматика — признак психоза. А мягкость и сглаженность симптоматики свойственна для невротических расстройств.

Психиатрия это область человеческих знаний, занимающаяся исследованием патологии психической деятельности человека. Что является патологией психической деятельности? Точно ответить на этот вопрос нельзя. Где не определена норма, не может идти речь о патологии. Одновременно бесспорным является проявление психической деятельности, которую можно расценивать как анормальную. Это значит проявление психического расстройства, которое одновременно выступает в значительной степени, противодействующим, и устойчивым. К таковым относят навязчивые идеи, бредовые, фобии, патологию настроения (аффект и маниакальные состояния), расстройства восприятия (иллюзии, галлюцинации, сенестопатии).

На сегодняшний день к действенным методам терапии, которые используются психиатрами относятся блокировка работы мозга (нейролептиками), фармакотерапия — нейролептики, разрушение мозга (электрошоком — электросудорожная терапия, лоботомия-психохирургия).

Образования специалиста

Психиатр и психотерапевт — это всегда специалисты с высшим профильным образованием. Психологом (но не медицинским психологом) может (по крайней мере, на момент написания поста, пока не принят закон об оказании психологической помощи) быть человек, вообще не имеющий никакого формального образования. Далее, психиатр и психотерапевт — это врачи. Т.е. это люди, окончившие лечфак, прошедшие ординатуру / интернатуру / практику ВОПом / другие формальные этапы — в зависимости от того, на какое время пришлось обучение данного специалиста: в последнее время чиновники любят менять эту врачебную бюрократию довольно часто. Обычный психолог может ничего этого не делать. Бывают психологи с высшим психологическим образованием. А бывают без него, но прошедшие проф. переподготовку или обучение в каком-нибудь МААПе или институте гештальта. Т.е. формально это не высшее образование, но учиться там тоже долго, дорого и весьма хардкорно. Психиатр, психотерапевт и медицинский психолог (но не просто психолог, к нему это не относится) должны проходить обучение и повышение квалификации, иначе их диплом / лицензия теряет свою силу. Психотерапевтом может стать только человек, который уже является психиатром (но не психологом!) путём дополнительного обучения. После этого он получает соответствующую корочку и право называться психотерапевтом. На психолога можно относительно быстро (не более 1100 часов) и дешево (от 15 000 руб) переучиться. Даже на клинического / медицинского (это одно и то же). Делается это через профессинальную переподготовку, на основании которой потом даётся диплом с присвоением квалификации. Но смысла в этом особого нет — с одной стороны, частную практику можно вести вообще без диплома, с другой, если работодатель требует прям высшее образование, то, вероятнее всего, диплом о переподготовке его не устроит. Но, как я уже говорил, настоящим клиническим психологом так стать не получится. Чем отличается настоящий от ненастоящего? Тем, что настоящий имеет право работать в психушке, а ненастоящий — нет. При этом он может работать в МВД, армии, обычной больнице, но не в психушке. Есть мнение, что можно вывернуться и стать настоящим клиническим психологом, не отучившись на него изначально, если получить высшее по психологии, а потом пройти переподготовку на клинпсих (или закончить лечфак, а потом переподготовиться на клинпсих), но выяснить достоверность этой информации мне не удалось. В разных образовательных организациях и психушках мне давали разные ответы.

Клиническая психология и психиатрия

Представление о психическом здоровье возникает у человека очень рано. «Сума­сшедший», «псих», «ненормальный» — эпитеты, которыми щедро награждают дети своих сверстников и взрослых, сталкиваясь с чем-то необычным в их рассуждениях и поступках. Взрослые также используют подобные выражения не менее часто, т. е. кажется, что практически каждый может отличить психически здорового человека от психически больного. Но часто основанием для постановки «диагноза» служат суще­ствующие в данном обществе представления о «правильном» поведении. В соответ­ствие с этими представлениями некоторые вполне здоровые по клиническим меркам люди, чьи взгляды и поступки не укладываются в общепринятые рамки, нередко вос­принимаются как «ненормальные». Однако не только обычные люди, но и специали­сты — психологи и врачи — далеко не всегда едины в своих подходах к оценке психи­ческих расстройств.

Основные науки, которые изучают психическую патологию, — это психиатрия и клиническая (медицинская) психология.

Клиническая психология изучает:

— как воздействуют различные психологические факторы на возникновение, раз­витие и лечение болезней;

— как влияют различные заболевания на психику человека и его поведение;

— как влияют особенности взаимоотношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой на процесс выздоровления.

В задачи клинической психологии также входит разработка принципов и методов психологического исследования в клинике, создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Психиатрия относится к медицинским дисциплинам, и следовательно, ее основ­ная задача — это лечение и профилактика (предупреждение) психических болезней.

До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о разграничении предме­та теоретических разделов клинической психологии и психиатрии: патопсихологии и психопатологии. Трудности такого разграничения неизбежны, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом — нарушениями психической деятельности. Различие между психопатологией и патопсихологией можно видеть в том, что пер­вая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этио­логия, патогенез, симптом, синдром), основываясь при этом главным образом на кли­ническом методе, в то время как патопсихология изучает закономерности нарушений психики, пользуясь психологическими методами и понятиями.

В настоящее время печатается много работ по психиатрии, психотерапии, клини­ческой психологии, в том числе и научно-популярных изданий. Многие люди в по­пытках самостоятельно разобраться в своих собственных психологических пробле­мах или оценить поведение кого-то из окружения с точки зрения «нормальности» начинают читать специальную литературу. Иногда это полезно, однако следует помнить, что в случае возникновения состояний, с которыми человек не может спра­виться, необходимо обращаться к специалисту — врачу-психиатру или клиническо­му психологу.

Между тем в обществе существует стойкое предубеждение, своего рода страх перед обращением к психиатру или психологу, и отчасти это связано с тем, что отдельные психические расстройства могут служить ограничениями в социальном функциони­ровании человека. Преодолеть этот страх будет возможно при росте общей психоло­гической культуры населения.

В современной психиатрии существуют разные подходы к диагностике психиче­ских заболеваний, но при этом, с одной стороны, наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, а с другой — существует общая система терминов и понятий, благодаря которой психиатры и клинические психологи разных теоретических направлений понимают друг друга.

Медикаментозная терапия

Психолог не выписывает и не назначает весёлые таблетки. И невесёлые — тоже. Даже медицинский. Если он что-то рекомендует попринимать, то он выходит за рамки своих формальных прав. В текущих реалиях это не означает, что он обязательно ошибается, но вы должны понимать, что он превышает свои полномочия. Напротив, и психиатр, и психотерапевт имеют право назначать таблетки. На практике первые, как правило, только этим и ограничиваются, а вторые часто от такой возможности отказываются, предпочитая лечение словом. С другой стороны, и психиатр, и психотерапевт имеют право применять немедикаментозные методы воздействия (те самые лечебные разговоры во всём их многообразии).

Практический подход к работе

В действительности всё часто бывает не так, как на самом деле. Поэтому чётких правил тут нет, и всё очень зависит от специалиста: я видел и психологов, нелегально рекомендующих препараты (весьма грамотно и успешно), и психиатров, проводящих откровенно психотерапевтические сеансы (что, по идее, тоже харам), и психотерапевтов, отказывающихся совмещать психиатрию с таблетками. Но это исключения, а мы рассмотрим общую тенденцию. Психиатр, скорее всего, будет кормить вас таблетками, колоть уколами и капать капельницами. Ему, в большинстве случаев, откровенно пофиг на ваш богатый внутренний мир, его интересует отсутствие продуктивной (бред, галлюцинации) и (реже) негативной (эмоционально-волевой дефект) симптоматики. Насколько хорошо (субъективно) вы будете себя чувствовать после живительного галоперидола — ему пофиг (разумеется, есть хорошие специалисты, которым нет, но в моей провинциальной выборке их исчезающе мало). Психолог, вероятнее всего, будет с вами разговаривать. Что-то распрашивать про детство, анализировать ваши мысли, ощущения и как-то их интерпретировать. В принципе, все известные мне психологи (и лично, и по интернетам, и по литературе) забили на запрет заниматься психотерапией и активно её проводят. Единственное «но» — en masse они боятся настоящих психов. Т.е. если психолог способен распознать шизика, скорее всего, он откажется с ним работать. Нет-нет, если у вас ОКР, БАР, аутизм или что-то ещё, не стоит радоваться — обычно психологи не особо разбираются в сортах психов и боятся всех одинаково. Медицинский психолог будет заниматься с вами диагностикой, тестированием и определением того, что вы и кто вы. И, конечно, психоконсультированием. И даже психологической коррекцией (см. ниже). А после, вполне возможно, пошлёт вас к психиатру, психологу или психотерапевту с конкретными рекомендациями, которые бывают очень полезны. Психотерапевт может накормить вас таблетками, а потом, собственно, работать либо в формате психотерапии (лечения словом), либо психологии (повышение осознанности, помощь в самопознании и понимании других). Но на практике они всё равно в душе являются либо психиатрами и основывают лечение на медикаментозной терапии, либо психологами (помним, что в реальности психологи не обламываются применять методы психотерапии, хоть, по идее, им и нельзя).

Взаимосвязь психологических и неврологических заболеваний, проблема диагностирования и лечения

 Анализируется проблема разрозненности лечения больных с заболеваниями комплексной психоневрологической природы, недостаток профильных специалистов в этом контексте, лишь временная эффективность лечения пациентов сугубо средствами неврологии. Рассматривается влияние стрессовых состояний и негативных психологических установок на развитие неврологических симптомов и заболеваний; способы комплексного лечения.

Ключевые слова: психология, психиатрия, психолог, психотерапевт, неврология, невропатология, диагностирование, лечение, психосоматия, невроз, ВСД (вегето-сосудистая дистония), панические атаки, тревожные состояния, навязчивые состояния.

The problem of fragmentation of treatment of patients with diseases of the complex psychoneurological nature, the lack of specialized specialists in this context, and only the temporal efficiency of treatment of patients with exclusively neurological means are analyzed. The significance of stress states and negative psychological settings on the development of neurological symptoms and diseases is considered. Methods of complex treatment.

Keywords. psychology, psychiatry, psychologist, psychotherapist, neurology, neuropathology, diagnosis, treatment, psychosomatics, neurosis, vegetovascular dystonia, panic attacks, anxiety states, obsessive states.

Введение. На практике часто бывает, что человек болен определенными нервными заболеваниями, однако не может их правильно интерпретировать. В нашем консервативном обществе чаще всего за помощью он в первую очередь обращается к неврологу, невропатологу. У данного врача он получает курс лечения (например, стандартные мексиприм, луцетам и т. п.), который чаще всего помогает лишь на время. В силу внутренних установок, главным образом переживаний, нередко заболевания возвращаются, и всё повторяется по кругу.

Конечно, грамотный невролог интересуется образом жизни и мыслями пациента, однако в силу непрофессионального подхода происходит это поверхностно, часто благодаря опыту врача.

Врачи психотерапевтического профиля при этом часто остаются в стороне либо решают проблемы со своими пациентами так же обособленно.

При этом врачи признают, что, говоря обывательским языком, одни лечат «программу», а другие ремонтируют «техническую оснастку», тогда как одно без другого в данном контексте не работает.

Затронутая тема — это проблема наличия в медицинской практике врачей-диагностов, каких рядовой обыватель привык видеть в образе всеведущего доктора Хауса из одноимённого сериала. Функциональный диагност — это врач, специализацией которого является проведение глубокого комплексного обследования пациента. В отечественной медицине такой практике уделено меньшее внимание. Психоневрология отлично вписывается и при диагностировании как комплексная проблема. Психоневрология — это раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы — неврозы, психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику. Существуют и психоневрологические отделения в больницах. Главная цель — сделать уже доказанные взаимосвязи применимыми для лечения на практике повсеместно. Ведь еще в предвоенные годы В. М. Бехтеревым был создан Психоневрологический институт, проблема уже тогда рассматривалась комплексно. В начале ХХ века им было организовано новое научное направление, названное им психоневрологией, которое соответствует всем запросам, предъявляемым сегодня наукой к междисциплинарному изучению нервной системы пациента.

По словам Бехтерева, «к неврологии, понимаемой в том обширном значении этого слова, которое мы придаем ему в настоящее время, примыкают самым теснейшим образом те отделы знания, которые ставят своею задачею изучение духовного или внутреннего мира и его болезненных нарушений. Эти отделы знания, известные под названием психология и психиатрия…» [3].

Так, при обособленном обследовании у невролога на ранних этапах заболеваний нередко в анализах может быть относительная норма, в то время как психотерапевт заметит отклонения. Поэтому при совмещении психологии и неврологии мы имеем отличные прогностический и предупредительный эффекты, не говоря уже о более эффективном диагностировании и лечении.

Однако прежде чем рассуждать об этом, проследим связь между психологическими и неврологическими компонентами заболевания, оценим, как часто такое можно проследить.

Самыми популярными можно назвать неврозы, дисфункции вегетативной нервной системы (термин «вегето-сосудистая дистония» является устаревшим и обывательским, он отсутствует в современной Международной классификации болезней, в данном контексте рассматривается как полиэтиологический синдром) и вообще любые симптомы неврологического профиля [1].

Факторами риска здесь нередко являются хронические и острые стрессовые ситуации, депрессии. Однако стандартные рекомендации невролога относительно приведения в порядок режима дня, образа жизни и питания могут не сработать: человек часто страдает изматывающими навязчивыми состояниями, которые не отпускают его по абсолютно разным причинам. Таким образом, смена образа жизни (являясь и у психотерапевта одной из главных рекомендаций) может не помочь, не будучи подкрепленной дополнительной психологической работой с пациентом. Некоторые люди чрезмерно мнительны, у других слабая от природы нервная система, третьи перенесли большие переживания в жизни (в том числе по поводу своего здоровья, ухудшения которого и боятся).

В данном случае, когда человек испытывает неврологические симптомы (головокружения, тремор, онемения, шаткость походки, невнятность речи, бросание в жар или в холод, заторможенность, снижение концентрации, растерянность, снижения зрения), вызванные переживаниями, из-за этого он начинает переживать ещё больше, что в свою очередь вновь усиливает неврологические симптомы. Таким образом человек загоняет себя в депрессивно-неврологическую яму, что сопровождается снижением продуктивности и общего самочувствия, тревожными состояниями разной силы (вплоть до панических атак), сбоями различных систем организма, например зрения, где вегетативно-сосудистый фактор имеет большое значение.

Описываемая картина часто свойственна неврозам, которые включают в себя дополнительно целый комплекс вариаций: неврастения, истерия, навязчивые состояния и пр. Невроз — одно из самых часто встречающихся нервно-психических заболеваний. Главная причина неврозов — психические травмы, значимость которых определяется не физическим воздействием, а информационным значением. Другими словами, невроз — это болезнь, которая развивается в результате воздействия информации. Неврозы и невротические состояния причисляют к обратимым нарушениям нервной деятельности. Прогноз при психотерапии неврозов чаще всего положительный.

Часто подобные заболевания сопровождаются психосоматическими недугами (влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний). Это те же неврологические симптомы, но имеющие ещё более выраженную психологическую подоплёку, и вариации проявлений могут быть разными. Из распространённого: человек может ощущать сложности с дыханием, может болеть сердце, голова (локализация, как правило, затрагивает наиболее важные системы органов).

По словам З.Фрейда, «если мы гоним какую-то проблему в дверь, затем она в виде симптома болезней проникает через окно».

Человек не избежит заболевания, если избегает самой проблемы. Здесь принят за основу механизм вытеснения, своеобразная психологическая защита. Человек отбрасывает неприятные ему мысли, боясь напрямую взглянуть на них, и поэтому они просто переходят на другой уровень, никуда при этом не пропадая. Все наши проблемы впоследствии преобразуются из социального (то есть межличностных взаимоотношений) или психологического уровня (невыполненных желаний, наших мечтаний и влечений, подавленных эмоций, внутренних конфликтов) на уровень физиологии [4].

Встречается, хоть и реже, и обратная картина, когда не психика провоцирует неврологические проблемы, а наоборот. Например, при недостатке питания мозг будет сигнализировать о своих проблемах с помощью тревог и т. п. Многие врачи отмечают такой эффект при шейных остеохондрозах. Однако, как правило, развитие заболевания идёт одновременно по двум векторам.

Отдельно стоит упомянуть и психоневрологический комплекс расстройств после некоторых тяжёлых заболеваний, поражений сосудистой системы, мозга и т. п.

Встречаются и совсем нетривиальные причины, такие как воздействие токсичных веществ на организм. Так, данные экспериментального исследования выявили влияние малых концентраций ртути на снижение слуховой и зрительной памяти, эмоциональную неустойчивость и снижение контроля над эмоциями (обследовано непосредственно на производстве 107 человек, работающих в условиях воздействия паров ртути) [2].

Как видим, причины могут быть разными, но психические и неврологические проявления очень часто отмечаются вместе.

Лечение же должно строиться следующим образом: пациент, попадая к неврологу, проходит лечение с помочью медикаментозных препаратов (при необходимости) и коррекции образа жизни, после чего направляется к психологу или психотерапевту, где с помощью бесед, специальных тестов и других методик анализируется источник проблемы (например, систематические проблемы на работе, страх перед ответственными задачами, откладывание их в долгий ящик и накапливание, из-за чего пациенту кажется невыполнимой даже простая задача). Формируется правильное отношение к вещам, человек понимает, что источник страха — он сам, что боязнь каких-либо заболеваний безосновательна или преувеличена. (Главная задача психотерапевта — это борьба с иррациональными установками психики, идущими вразрез со здравой логикой). Дополнительно корректируются данные ранее неврологом рекомендации с учётом психогигиены и психопрофилактики; могут использоваться и специфические методы: гипнозы, релаксации, медитации, специальные упражнения.

В то же время медицина не стоит на месте, и всё чаще начинают появляться на рабочих местах врачи, объединяющие две стороны проблемы, — психоневрологи.

Психоневролог — это врач, который разбирается и в неврологии, и в психиатрии. Во-первых, всякое неврологическое заболевание всегда имеет психосоматический компонент, то есть внутренний дискомфорт, беспокойство, страхи, дисфории (форма патологического спада настроения, антоним слова «эйфория»). В организме все эти явления воплощаются вполне материальными болезнями — головной болью, бессонницей, различными болевыми синдромами и др. Задача врача состоит в том, чтобы увидеть за маской соматического заболевания, например гастрита, колита, бронхиальной астмы, цистита, мигрени, вегето-сосудистой дистонии или, например, артериальной гипертензии невроз, скрытую депрессию. Поэтому психоневролог кроме стандартного неврологического статуса принимает во внимание информацию о психологическом состоянии пациента.

Заключение. Ещё древние философы акцентировали внимание на связи здорового духа и здорового тела. Люди замечали, что человек, длительное время находящийся в подавленном состоянии, впоследствии начинает часто болеть, «таять» в телесном и моральном плане. Как видим, современная медицина подтверждает этот феномен. И задачей на данном этапе будет являться комплексное диагностирование и лечение подобных заболеваний, подготовка врачей, разбирающихся в обоих проявлениях проблемы — психоневрологов, а также совмещение медикаментозного и немедикаментозного лечения и их этапности; диалог между врачами двух профилей.

Литература:

1. Абдуева Ф. М., Каменская Э. П. Вегето-сосудистая дистония или соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы сердца? // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия «Медицина». — 2012. — № 23 (998).

2. Гнелицкий Г. И., Кауров Я. В., Артеменко А. Г., Андрюхин В. И. Психоневрологические нарушения при длительном контакте с малыми концентрациями ртути // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2011. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihonevrologicheskie-narusheniya-pri-dlitelnom-kontakte-s-malymi-kontsentratsiyami-rtuti (дата обращения: 26.01.2019).

3. Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.

4. Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 1986. 384 с.

К кому пойти

К хорошему специалисту. Серьёзно: хороший специалист в «неправильной» (т.е. не самой подходящей к вашему конкретному случаю) области гораздо лучше, чем плохой в правильной. Просто потому, что хороший психолог знает хорошего психиатра и отправит вас по нужному адресу, если вдруг ваше недопонимание с женой — проявление параноидной шизы, и никакой жены у вас нет. С другой стороны, хороший психиатр пропишет вам аскорбинку и отправит к психологу, если вы не психотичный ипохондрик. Но если вы не знаете хорошего мозгоправа, можно руководствоваться следующей схемой. 1. Идите к психотерапевту или медицинскому (не обычному!) психологу. И требуйте от него определения того, к какой области относится ваша проблема. После этого всё станет понятно. 2. Если такой возможности нет, и выбор стоит между просто-психологом и психиатром, то идите к психиатру. Просто потому, что в этом случае цена ошибки ниже: не так страшно здоровому человеку пропить курс какого-нибудь «Рисперидона», как психу с бредом ревности пропустить лечение и бесполезно копаться в том, почему жена его не любит (паранойя — страшная штука!). Лично я работал со всеми этими специалистами, и в итоге пришёл к выводу, озвученному в первом абзаце этого раздела.

Психиатрия

Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

Медицинские описания психических болезней содержатся ещё в трудах древнегреческого врача Гиппократа, врачей Древнего Рима Аретея, Сорана, Цельса, Галена. В средневековье в Западной Европе господствовали мистические взгляды на природу психических болезней. Некоторые врачи Востока искали естественные причины их возникновения; так, Ибн Сина (Авиценна) объяснял их нарушениями в «соках» организма. По мере роста городов острее ощущалась необходимость изоляции и призрения психически больных; первоначально эти функции осуществлялись монастырями («дома милосердия») и даже тюрьмами. Специальные учреждения стали появляться в 13–16 вв. : Оломоуц в Чехии, Бедлам (Вифлеем) в Лондоне и др. В России Стоглавый собор (1551) выработал специальное положение о монастырской помощи страдающим психическими заболеваниями.

Сам термин «психиатрия» был предложен в 1803 г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем.

До сих пор не существует чётких критериев разграничения некоторых психических заболеваний от крайних проявлений нормы. Если следовать одному из самых распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции».

Выделяют общую и частную психиатрию.

Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития, причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Другими словами, общая психиатрия (или общая психопатология) занимается изучением общих признаков, характерных для большинства психических заболеваний или расстройств. В этом разделе, например, изучаются нарушения психических процессов (нарушения восприятия — иллюзии, галлюцинации; нарушения мышления — бред и т.д.).

Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. В частной психиатрии изучаются такие заболевания как:

  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • расстройства личности (психопатии);
  • и др.

Следует отметить, что существует множество различных классификаций психических расстройств, но ни одна из них не строится на каком-либо общем критерии. В настоящее время основной считается классификация по МКБ-10, не смотря на многие недостатки этой системы. Кроме того, одной из наиболее известных систем является DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) — руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США.

Для лечения психических заболеваний применяются различные фармакологические препараты. Кроме того, большую роль здесь играет применение психотерапевтических методов, за которыми, по признанию многих авторов, состоит будущее современной психиатрии.

Как понять, хорош ли данный специалист

В этом разделе будет чистое ИМХО. Самый верный способ: самому изучить хотя бы на среднем уровне психофармакологию, психиатрию, психотерапию и психологию и поговорить со специалистом. Долго, дорого, качественно. Внимание: способ не работает для людей с бредовыми концепциями: если у вас серьёзно нарушено тестирование реальности, то для вас ответ один — никак. Если такой возможности нет, то есть несколько простых правил: 1. Ваш специалист должен хотя бы примерно представлять, что такое доказательная медицина (даже если он просто психолог), и как его методы ей воспринимаются. Вы вполне успешно можете работать со специалистом, использующим методы, не имеющие доказанной эффективности (например, психоанализ), но знание о том, что такое ДМ, зачем она нужна, почему она важна — это некий общекультурный уровень специалиста, и если его нет, разговаривать не о чем. 2. Ваш специалист должен не пугаться слов Pubmed и Cochrane. Ещё лучше, если он знает, что это такое, и почему ему это надо (или аргументированно доказать, что не надо, хотя тут возможны варианты). 3. Ваш специалист сам проходит личную терапию. Даже если он — психиатр. Личная терапия — офигенный опыт, который ничем нельзя заменить. 4. Ваш специалист знает английский язык на уровне, достаточном для чтения профессиональной литаратуры. Просто потому, что все самые интересные и новые вещи публикуют на нём (или быстро переводят на него), и если специалист этим языком не владеет, он будет на обочине прогресса. Звания, категории, дипломы, учёбы и прочее подобное — ничего не значат. Опыт. Опыт — штука хорошая, но он должен быть правильно интегрирован и инетрпретирован. А не так, что «одни и те же клинические ошибки, повторённые в течение 20 лет». Отзывы… С отзывами нужно быть осторожным. Это такая область, где к обычному, прославленному в «Докторе Хаусе» «все врут» добавляется ещё и отсутствие осознанности. И один сдержанно-положительный отзыв от шизоида может значить больше десяти эмоционально-восторженных похвал истероида (а может и не значить). Как оценить качество отзывов? См. первое предложение раздела.

Медицинская учебная литература

Согласно мифам, легендам, памятникам истории, психические расстройства наблюдались и в очень отдаленные времена. Так, есть свидетельства о том, что на заре существования человечества агрессивные больные считались одержимыми духами, а спокойные и тихие рассматривались как находящиеся под покровительством добрых богов. О последних проявляли заботу, порой они пользовались и особым почетом.

Первая попытка научно оценить некоторые психические расстройства и объяснить возможные их причины принадлежит Гиппократу (460—370 гг. до н.э.). Его книги, по замечанию выдающегося историка психиатрии Ю.Каннабиха, естественно, не дают законченного изложения психиатрии того времени. В них много отрывочных наблюдений и лечебных рекомендаций, а также противоречий. Тем не менее именно Гиппократу принадлежат такие термины, как «меланхолия», «мания», «френия», «эпилепсия». Они используются и сейчас, хотя содержание некоторых несколько изменилось. Гиппократ предложил получившую распространение гуморальную теорию психической патологии.

Во времена Древнего Рима психиатрические воззрения Гиппократа нашли преемников: были описаны новые виды психических расстройств и полностью сформировались представления о выделенных Гиппократом темпераментах (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик). Однако в целом психиатрия оставалась во многом наивной областью человеческих знаний, а помощь больным ограничивалась изоляцией их от общества.

Средневековье в Европе ознаменовалось господством религиозных догм во всех сферах жизни общества, когда многие научные идеи в медицине не только не получили развития, но считались несовместимыми с догмами святой церкви. Неудивительно, что гонению подвергались в то время и психически больные. Их высказывания и поведение рассматривались как результат сговора с нечистой силой. «Уличенных» в связях с дьяволом душевнобольных истязали и сжигали на кострах.

Последующие столетия, именуемые эпохой Возрождения, характеризовались географическими открытиями, становлением новых философских воззрений, развитием искусства и многих отраслей науки.

Все это не могло не отразиться на состоянии психиатрии: продолжали накапливаться клинические описания отдельных видов психических расстройств, появились и представления о том, что нарушения психики могут быть связаны с отклонениями в деятельности мозга. Например, Ветторн (1481 — 1561) и Тринкавелла (1491 — 1563) считали, что причина меланхолии лежит в каком-то «затемняющем» мозг веществе, а мания обусловлена внутренним жаром или огнем.

К этому времени относится и первая попытка создать классификацию психических расстройств, принадлежащая Ф.Платеру (1537— 1614), профессору медицины в Базеле (Швейцария). Исходными для такой классификации стали представления ученого о том, что человек обладает двоякого рода ощущениями — внешними (зрение, слух, осязание и т.д.) и внутренними (рассудок, воображение, память), а совокупность всех способностей составляет сознание. По мнению профессора, психические расстройства проявляются утратой, ослаблением, усилением и извращением перечисленных функций. Платер допускал также существование внутренних и внешних причин психических расстройств, которые по сути соответствуют установившемуся в современной психиатрии делению психических заболеваний на эндогенные и экзогенные. Тем не менее в эпоху Возрождения ничего не изменилось в оказании помощи психически больным: они по-пре-жнему содержались в специально приспособленных «убежищах» в крайне стесненных и антисанитарных условиях, подвергаясь даже физическим наказаниям. Многие пациенты содержались на цепи.

В последующем большую роль в изменении мировоззрения общества, в том числе и в отношении к психически больным, сыграли гуманистические идеи французских просветителей, а для психиатрии исключительное важное значение имела реформа Ф.Пинеля (1745— 1826), ликвидировавшая такие меры, как содержание больных на цепи, и тем самым устранившая тюремные условия содержания психически больных, хотя была оставлена смирительная рубашка. Реформой, совершенной в 1792 г., по выражению отечественного психиатра Н.Баженова, «сумасшедший был возведен в ранг больного». Идеи и реформы Ф.Пинеля быстро распространились в большинстве европейских стран. Еще дальше пошел английский психиатр Дж.Конолли (1828), выступавший за полную отмену всех мер, стесняющих больных, что получило название «нестеснения» (no restraint).

И в других европейских странах разными темпами осуществлялись идеи нестеснения. Заслуживает внимания их особое развитие в Германии. В этой стране в первой половине XIX в. существовали две психиатрические школы — психиков (Гейнрот, 1773—1843) и сома-тиков (Якоби, 1775—1884), занимавшие противоположные позиции в объяснении причин психических расстройств.

Первые, считая, что человек обладает свободной волей в выборе Бога или дьявола, рассматривали психические расстройства как «одержимость» злой волей и для их лечения применяли в основном механические меры стеснения и воздействия. Школа соматиков считала психические расстройства по отношению к соматической патологии вторичными, т.е. обусловленными теми или иными болезнями организма (тела) человека. Но при кажущемся внешнем различии взглядов на происхождение психических расстройств фактически в представлениях психиков и соматиков было много общего: первые, признавая наличие божественной души, считали, что она может быть одержима злой волей (дьяволом), другие утверждали, что страдает лишь тело, а душа болеть не способна, она уподобляется «маэстро, который не может сыграть на испорченном инструменте», т.е. позиции этих школ напоминают средневековые взгляды на психически больных. Не случайно, по-видимому, Якоби считал нецелесообразным полный отказ от физических мер стеснения.

В Америке в VIII—XIX вв. не существовало самостоятельной школы — в основном здесь были распространены идеи европейских психиатров (в первую очередь французских и английских). Родоначальником американской психиатрии традиционно считают Б.Раша. В 1812 г. он опубликовал учебник, который в течение последующих 70 лет оставался единственным американским руководством по психиатрии. Особенностью психиатрии в этой стране всегда являлся повышенный интерес к психотерапевтическим методикам и методам социальной реабилитации больных. Большую популярность в Европе получили также работы американского врача Дж.М.Берда (1880), описавшего новый тип невроза — неврастению.

В России психиатрия развивалась своим, особым путем: душевнобольные никогда не преследовались, а основным местом их содержания и призрения всегда были монастыри. В царствование Иоанна Грозного пребывание больных в монастырях было поддержано государственным актом 1554 г. («Стоглавый собор»), указывавшим, что направление душевнобольных в монастыри необходимо, «дабы не быть им помехой и пугалом для здоровых, дать им возможность получить вразумление или приведения на истину». Первые учреждения для психически больных в России были открыты в Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге в конце XVIII столетия и предназначались главным образом для содержания больных, но уже делались попытки оказать им и лечебную помощь.

В дальнейшем развитие психиатрии во всех странах во многом определялось расширением знаний о структуре и функциях мозга, а также прогрессом таких наук, как биохимия, фармакология и другие фундаментальные области медицины, которые позволили сформулировать концепцию о происхождении психических расстройств, подойти к разработке методов их лечения и организации помощи, в первую очередь больничной. Но все это уже относится к богатому событиями XIX в., который можно считать началом развития клинической психиатрии в современном ее понимании.

В 1882 г. французским психиатром А.Л.Ж.Бейлем был описан прогрессивный паралич, что знаменовало собой выделение первой самостоятельной психической болезни. В это время формировалась и основа биологических знаний о психических болезнях. Так, В.Гри-зингер утверждал, что анатомия и физиология нервной системы составляют основу медицинской психологии, а психическое расстройство связано с болезнью мозга. Аналогичные взгляды высказывал отечественный психиатр П.П.Малиновский в книге «Помешательство как оно является врачу в практике» (1843). Естественно, появились попытки найти нейроанатомическую основу психозов. Нейроанатомии уделяли большое внимание Т.Мейнерт (1833—1892), К.Клейст (1848—1903), а также К.Вернике (1848—1905), предложивший основанную на локализации поражений головного мозга классификацию психических расстройств. Ученик Ф.Пинеля Ж.Эскироль (1838) ввел понятие ремиссий и интермиссий, идею о предрасполагающих и реализующих факторах психических заболеваний, определил различие между иллюзиями и галлюцинациями и т.д.

Из общих теорий о психических расстройствах следует отметить концепцию единого психоза [Нойман Н., 1814—1884; Целлер Е.А., 1838] и представления о дегенерации (вырождении) [Морель Е., 1859]. Согласно первой концепции, различные психические заболевания рассматриваются как проявления единого психоза. В соответствии с концепцией вырождения психические расстройства определяются наследственным предрасположением, и от поколения к поколению соответствующие расстройства прогрессируют, приводя к психическому дефекту и слабоумию. Дж.Притчард (1838) опубликовал труд о моральном помешательстве, в котором речь шла о лицах, лишенных чувств сопереживания, сочувствия и сострадания.

В поисках причин психических расстройств психиатры XIX в. уделяли особое внимание изучению соматической сферы больных. В качестве примера может быть приведена книга И.П.Мержеевского «Соматические исследования неистовых больных».

Психиатрия во многих странах, в том числе и в России, преподавалась сначала вместе с неврологией, и разделение их началось только во II половине XIX в. Это хорошо видно на примере России: здесь с открытием ряда психиатрических больниц в различных городах психиатрия стала выделяться в самостоятельную специальность. Но лишь в 1867 г. была учреждена первая кафедра психиатрии на базе психиатрической клиники Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге (заведующим кафедрой был профессор И.М.Балинский). В 1885 г. профессором психиатрии был назначен В.М.Бехтерев. В Московском университете курс неврологии и психиатрии было поручено читать в 1869 г. доценту А.Я.Кожевникову. В 1887 г. при Московском университете была открыта клиника психиатрии, директором которой назначили проф. А.Я.Кожевникова. Неврологическая клиника, на базе которой до этого велось преподавание, находилась в отдалении от вновь открывшейся психиатрической клиники. По предложению А.Я.Кожевникова преподавание психиатрии было поручено молодому приват-доценту С.С. Корсакову (1854—1900), который с 1893 г. стал официальным директором психиатрической клиники, и после его смерти за ней закрепилось название «корсаковская клиника».

С.С.Корсаков, один из выдающихся отечественных психиатров, в 1887 г. описал полиневритический алкогольный психоз, вошедший в мировую психиатрию как «корсаковский психоз». В оценке происхождения психических расстройств ученый особое значение придавал биохимическим процессам и лечебным механизмам, действующим по принципу сложного рефлекторного акта. С.С.Корсаков — основоположник школы московских психиатров. Он активно осуществлял идеи гуманистического отношения к психически больным. Его работы о постельном содержании душевнобольных, об организации режима и лечения больных получили мировую известность.

В дальнейшем корсаковскую клинику возглавлял П.Б.Ганнушкин (1875—1933), известный трудами в области пограничных психических расстройств, особенно психопатий. В последующем проблемы пограничной психиатрии получили развитие в работах О.В.Кербикова и его учеников.

Материалы и наблюдения опыта гражданской и Великой Отечественной войн позволили значительно обогатить описание клиники экзогенных психических расстройств (В.П.Осипов, С.Н.Давиденков, В.А.Гиляровский и др.).

Исследования отечественных психиатров всегда отличал высокий клинический уровень описания психических расстройств не только в статике, но и в динамике. Особое место занимают работы А.В.Снеж-невского (1904—1986), который в аспекте смены психопатологических синдромов обосновал диагностику, динамику и прогноз психических болезней.

В зарубежной клинической психиатрии конца XIX — начала XX в. выделяются имена немецких психиатров Э.Крепелина и Е.Блейлера, внесших огромный вклад в изучение эндогенных психозов, в первую очередь шизофрении, и оказавших огромное влияние на развитие всей мировой психиатрии. Именно Е.Блейлер ввел понятие «схизис», а в 1911 г. опубликовал широко известную монографию, в которой раннее слабоумие именовалось «схизофренией» (шизофрения). Э.Крепелин установил общие закономерности возникновения, течения и исходов шизофрении, маниакально-депрессивного и других психозов, и его исследования в этой области до сих пор считаются эталонными для многих современных исследований. Э.Крепелину принадлежат и высказывания о вероятных причинах возникновения выделенного им раннего слабоумия (dementia ргаесох). Ученый полагал, что это может быть аутоинтоксикация (самоотравление). Аутоинтоксикационные теории получили в дальнейшем большое развитие, претерпев существенную трансформацию от представлений об образовании в организме больного токсических веществ до современных биохимически-рецепторных и молекулярно-генетических взглядов на патогенез эндогенных психозов.

В XX столетии клиническая психиатрия продолжала развиваться. Сформировались и новые направления, среди которых важнейшее место занимает биологическая психиатрия, представленная комплексом исследований (биохимических, генетических, иммунологических и др.), направленных на изучение этиологии и патогенеза психических заболеваний. Одновременно значительного прогресса достигло и психологическое направление.

В области биологической психиатрии особое место принадлежит И.П.Павлову (1849—1936). С позиций условно-рефлекторной теории, исходя из представлений о процессах возбуждения и торможения, их силы, подвижности, значения первой и второй сигнальных систем, И.П.Павловым и его учениками был патофизиологически объяснен целый рад психопатологических феноменов.

Психологические концепции и соответствующая практика в психиатрии имеют давнюю историю. Согласно учению древнегреческого философа Платона, душа человека подразделяется на 3 части, имеющие сходство с такими структурами личности, выделенными З.Фрейдом, как «Эго» и «Суперэго». Спустя несколько веков, идеи Платона получили развитие в глубинной психологии, которая вместе с психодинамической (в том числе психоаналитической) постулирует существование у человека иррациональных сил, сознательного и бессознательного, обладающих определенной пластичностью и автономностью как в норме, так и при развитии психических расстройств. Психология сыграла основную роль в развитии психотерапии, в первую очередь психоанализа З.Фрейда.

Важнейшими достижениями, предоставившими совершенно новые возможности современной психиатрии, были введение в практику методов шоковой терапии психозов (инсулиновыми комами), электросудорожной терапии и особенно открытие в 1952 г. антипсихотических свойств аминазина, ставшего первым из психотропных средств. Психофармакотерапия решительно преобразила всю систему обслуживания душевнобольных. Именно с широким введением в практику новых лечебных методик психиатрия из описательной и наблюдающей дисциплины превратилась в полноправную медицинскую науку. Применение психотропных средств позволило найти совершенно иные подходы к изучению работы мозга, дало толчок к новым достижениям как в биологических, так и в психологических исследованиях.

Как и в любой другой области клинической медицины, основой диагностики в психиатрии является классификация (систематика) заболеваний. Поставленный в соответствии с той или иной классификацией диагноз определяет выбор лечения, прогноз заболевания, а также последующие особенности социально-реабилитационных мероприятий. Наиболее надежной должна быть классификация, основанная на этиологическом и патогенетическом принципах; однако существующие в настоящее время знания о происхождении и механизмах развития психических болезней еще недостаточны для ее построения. Поэтому все классификации психических расстройств всегда были эклектичны. Не являются исключением и современные систематики, при составлении которых использованы различные принципы — этиологический, клинический, возрастной и др. Классификации складывались постепенно, отражая особенности психиатрии в отдельных странах. Но на них не могли не влиять и достижения мировой психиатрии.

Большой вклад в развитие психиатрической систематизации внес немецкий психиатр Е.Крепелин. Его классификация, не лишенная эклектичности, опиралась на нозологический принцип, так как ориентировалась на медицинскую модель болезни, т.е. предполагалось, что каждое заболевание имеет свои этиологию, клинику и исход. Однако нозологическое направление Э.Крепелина не получило признания в других странах. В США противником этого направления выступал А.Мейер (1907), считавший, что формальные ярлыки ничего не значат. По его мнению, психические расстройства — результат реакции личности на различные внешние вредности. В других государствах (Франция, Скандинавские страны и др.) нозологический подход был принят частично и в таком виде используется до сих пор, определяя особенности существующих национальных классификаций.

Отечественными психиатрами классификация психических заболеваний и нозологическое направление в целом, хотя и с некоторой критикой, были приняты в первые годы XX в. В рамках нозологического подхода были тщательно разработаны особенности клиники и прогноза различных психических заболеваний.

С начала 60-х годов ВОЗ предприняла попытку создать Международную классификацию психических расстройств с тем, чтобы по возможности унифицировать оценку психических заболеваний психиатрами разных стран и обеспечить возможность сопоставления результатов различных исследований в психиатрии. Классификация психических расстройств — часть Международной классификации болезней (МКБ), которая систематически подвергается пересмотру и усовершенствованию. Создание классификации психических расстройств под эгидой ВОЗ послужило компромиссом между различными национальными классификациями. В настоящее время к действию принята Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Введение международных классификаций и унифицированных критериев оценки психических расстройств позволило на новом уровне проводить не только клинические, но статистические и эпидемиологические исследования.

Настоящее руководство основано в первую очередь на диагностических критериях МКБ-10, поэтому в тексте используются термины и шифры этой классификации. Вместе с тем изложение клинического материала отражает традиционные для отечественной психиатрии взгляды и подходы, поддерживая преемственность русской классической и современной психиатрии.

В учебнике отражено также традиционное деление психиатрии на общую и частную.

Общая психиатрия изучает общие закономерности формирования симптомов, синдромов психических расстройств, их динамику и лежащие в их основе патогенетические механизмы. Она включает психопатологию и отчасти патопсихологию, особенно когда речь идет об оценке когнитивных нарушений.

Частная психиатрия описывает этиологию, патогенез, клинику отдельных заболеваний, их варианты и лечение больных с соответствующими психическими расстройствами.

Поскольку большое влияние на развитие, клинику и прогноз психических расстройств оказывает возрастной фактор, в психиатрии выделяют такие области, как детская, подростковая психиатрия и геронтопсихиатрия (психиатрия позднего возраста).

Психиатрия также призвана исполнять целый ряд социальных функций, среди которых одна из наиболее важных — проведение экспертиз (трудовой, военной и судебной). Трудовая экспертиза устанавливает степень потери трудоспособности у психически больных; военная экспертиза определяет возможность пребывания призываемого в Вооруженных силах и выполнения им военных обязанностей; судебно-психиатрическая экспертиза оценивает способность испытуемых, психически больных осуществлять гражданские права и пользоваться ими в полной мере, а в случаях совершения правонарушений нести предусмотренную законом ответственность.

В данном учебнике рассматриваются все перечисленные разделы психиатрии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы: 2

Про клинических / медицинских психологов

Обещал написать про них отдельно. Во-первых, это одно и то же. Клиническими их называют в дипломе, а медицинскими — в трудовой, когда они работают в психушке. У них есть некоторые фишки, которых нет (или мало) у обычных психологов: 1. Они таки изучают психиатрию. И психотерапию тоже. 2. Они изучают патопсихологию, поэтому могут работать с настоящими психами. 3. Они проводят психологическую коррекцию — т.е. оздоровление немедикаментозными методами. Чем это отличается от психотерапии? По сути, названием. И, да, настоящий клинический психолог учился в мед. институте / университете, только не на лечфаке, а на клинпсихе.

Данная статья была опубликована в блоге «Пишет Псих-консультант», 08.01.17.

Автор: ya_schizotypic

В чём заключается сила духа и для мужчин, и для женщин

Сила духа — особое качество, которое отличает целеустремлённого человека. Люди, обладающие подобным свойством личности, способны преодолевать препятствия на пути к желаемому, не «ломаясь». Индивид, имеющий силу духа, проявляет стойкость при возникновении трудностей и часто идёт до конца в решении, казалось бы, непостижимых задач. Такие люди добиваются успеха там, где другие пасуют.

Чем отличается сильный от слабого:

  1. Не ищет отговорок, не ноет — сильные люди, в отличие от слабых, ценят каждое мгновение и тратят его с умом, не распыляясь по пустякам.
  2. Знает, кого стоит впускать в свою жизнь, а кого — нет.
  3. Доверяет себе, прислушивается к интуиции. Слабый же человек часто находится в плену страхов, которые препятствуют рациональному анализу ситуации.
  4. Умеет контролировать свои эмоции. Уверенный в себе индивид не тратит время на перепалки и не конфликтует без веских на то оснований. Довести таких людей до истерики довольно трудно.
  5. Не комплексует. Слабаки же чаще всего подспудно недовольны собой, при этом любят открыто осуждать других людей. Себя такие люди осуждают тоже, но вину за неудачи возлагают на судьбу и злопыхателей.
  6. Умеет действовать. Когда слабые духом люди раздумывают, сильный человек решает поставленную задачу, не откладывая на завтра.
  7. Не зависит от мнения окружающих. Крепкие духом не обращают внимания на необоснованную критику, не действуют в угоду другим, игнорируя свои желания.
  8. Не поддаётся на манипуляции. Слабые же люди, напротив, легко ведутся на любые психологические уловки.
  9. Легко адаптируется к новым условиям. Сильные духом быстро осваиваются, чего не сказать о слабаках.
  10. Не падает духом, сталкиваясь с неприятностями. Сильный человек воспринимает проблему как некий урок, стараясь усовить его.

Сильный духом человек действует, а не ищет отговорок

Сила духа — это черта характера, при которой человек идёт к своей цели несмотря ни на что. И это то, чем может похвастаться далеко не каждый.

Жанна Мулышина, практикующий психолог-консультант

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ftutknow.ru%2Fpsihologia%2F6266-kak-razvit-silu-duha.html&d=1

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]