Наша жизнь – это театр, где каждый играет какую-либо роль

Есть старая шутка о том, что в каждой представительнице прекрасного пола живет любящая женщина, капризная королева и настоящая ведьма, что разбудите, с тем и столкнетесь. Хоть выражение это шутливое, но в нем больше правды, чем вымысла.

Очевидно, что люди, пребывающие в близких отношениях, оказывают друг на друга чрезвычайно сильное влияние. От поведения мужчины зависит многое. Однако большинство психологов утверждают, что «первой скрипкой» в паре выступает именно женщина. Девушка или жена задает тон отношениям, моделирует их. То, насколько здоровыми и счастливыми они будут, зависит от роли женщины.

Социальная роль — что это?

Согласно определению, социальная роль — это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

Что входит в понятие социальная роль:

  1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
  2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
  3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

Примеры из жизни

Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

  1. От родителей ребенок получает знания о том, что можно, а чего нельзя делать в разных жизненных ситуациях. Как следует вести себя по отношению к матери, отцу, старшим в целом, друзьям. Какие правила поведения необходимо соблюдать на улице, в гостях, в детском саду, школе.
  2. С раннего детства идет освоение гендерных амплуа. Ожидания, как должны себя вести девочки и мальчики, разные. Одно и то же поведение разнополых детей встретит разную реакцию родителей. Например, заплакавшую девочку утешат, а мальчику объяснят, что плакать будущему мужчине не подобает.
  3. По мере взросления, ребенок осваивает социальные роли ученика школы, друга в компании сверстников, участника кружков и секций по интересам. В ближайшем будущем молодого человека обычно ожидает статус студента учебного заведения.
  4. С получением образования осваивается профессиональная миссия в обществе — врач, продавец, актер, учитель.
  5. Мужчины и женщины создают семьи, осваивая амплуа мужа и жены, а затем — родителей.

Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

Значение социальной роли в жизни человека

Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.

Признаки социальной роли

Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

Виды социальных ролей

Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

Каждая социальная роль отличается:

  1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
  2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, межличностными отношениями, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

Индивидуальная роль

У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.

Межличностные роли человека

Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

Наша жизнь – это театр, где каждый играет какую-либо роль

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 28Следующая ⇒

В восточной психологии говорится, что человек подобен хамелеону: он принимает цвет того, с кем общается. Общение определяет нашу жизнь, ведь мы впитываем качества своего окружения, той обстановки, в которой живем. Такова природа человека, и с этим ничего нельзя поделать.

Однажды был проведен эксперимент: психически устойчивых, успешных студентов поделили на две группы. Первой группе было сказано, что они заключенные, а второй –что они надзиратели, и предложено вести себя в соответствии с этими ролями.

Через четыре дня эксперимент пришлось прекратить, хотя изначально планировалось, что он будет проводиться неделю: у тех студентов, которые были «заключенными», начались очень сильные депрессии и другие признаки поведения, характерного для заключенных в тюрьме. А «надзиратели» стали вести себя жестко и грубо по отношению к заключенным, хотя это и были их друзья. Один студент-надзиратель даже стал бить их. Они полностью погрузились в тюремную атмосферу.

Даже артисты, играющие роли злодеев, становятся злее. И есть много обратных примеров, когда обычный актер играл роль святого, и после фильма его жизнь очень менялась: он становился гармоничным и мудрым человеком.

Жизнь современных актеров зачастую очень трагична, так как им редко приходится играть роли гармоничных, духовно продвинутых людей.

По большому счету наша жизнь – это большой театр, где мы играем определенные роли. И от того, как мы сыграем нашу роль, зависит наша следующая роль, следующая жизнь. Ведь мы есть вечный дух, который, воплощаясь в этом мире, играет определенные роли – мужчины, женщины; француза, еврея, немца, украинца; инженера, учителя, начальника, и т. д.

И что интересно: мы сами пишем себе сценарий жизни, сами настраиваем себя на определенные программы (сознательные и бессознательные), поведенческие модели. И чем больше невежества в жизни человека, тем больше в ней мрака и несчастий. И наоборот, чем больше благости –тем больше света, счастья и возможности выбора, тем более осознанной и интересной становится жизнь.

Кто хотел бы сыграть роль злого, несчастного, скучающего человека, постоянно критикующего других и предъявляющего всему и всем претензии? Так почему же люди выбирают такие роли?

Общение нужно выбирать

Поэтому мы осознанно должны выбирать, какие роли играть и с кем общаться . В целом, каждому из нас уже отведена какая-то роль на это воплощение. Мы не можем поменять в этой жизни нацию, родителей, родственников, существенно изменить строение тела. Но даже и в этих рамках у нас есть достаточно большие возможности выбора.

Если мы хотим понять, кто мы, нам нужно посмотреть на людей, с которыми нас связывают наиболее тесные отношения и с которыми мы проводим большую часть времени.

Аюрведическая психология считает правильные взаимоотношения основой психического благополучия. Нужно окружить себя гармоничными людьми, теми, кто способствует нашему прогрессу, приносит душевное равновесие, помогает сохранять спокойствие ума. Следует держаться подальше от тех, кто разрушает нашу нервную систему, ведет нас к деградации, лишает спокойствия.

Общаться с такими людьми стоит только в том случае, если они хотят слушать ваши советы и готовы меняться. Если же нет, то нужно просто молиться за них и желать им счастья.

Регулярное общение с людьми, способствующими гармоничному развитию, увеличению любви в душе, более целебно и полезно, чем посещение врача. Само присутствие мудрого человека охлаждает и успокаивает ум.

Думая о ком-то, мы впитываем его энергию. Поэтому восточная философия и восточная психология говорят: «Думайте о Боге, думайте о святых, размышляйте о том, что говорят священные писания, просветленные личности». Именно это дает нам энергию чистой Саттвы, а это уже трансцендентный уровень.

Есть очень простое правило, следуя которому вы сделаете общение с другими людьми источником счастья и прогресса:

1. Тем, кто старше нас, нужно оказывать почтение, смиренно служить им и смиренно воспринимать их наставления и пожелания.

2. С равными нужно дружить, то есть проявлять качества настоящего друга.

3. О младших и людях ниже нас нужно заботиться, давать им наставления.

Под старшими подразумеваются и те, кто нас старше физически, и те, кто нас мудрее, и те, кто нас выше по социальному уровню (например, начальник на работе).

– Фамильярность разрушает отношения.

– Чем больше невежества и страсти у человека, тем меньше он видит учителей в окружающих людях.

– Равные – это те, кто с нами примерно одного возраста и образования.

– Люди ниже нас – это люди менее мудрые, менее образованные, младше по возрасту.

– Если вы старшим даете наставления, да и равным (когда вас не просят), а с младшими пытаетесь дружить и брать их мировоззрение, учиться у них, то вы быстро разрушите свою жизнь. Это, например, можно увидеть в жизни в условиях современного образования: подросткам позволяют вызывающе, без уважения общаться с учителями, учиться и брать пример с киноактеров, женщин легкого поведения, людей нижайшего морального и нравственного уровня, делать из них кумиров и почитать их. Как следствие, у таких подростков практически исчезает возможность прогрессировать и быть счастливыми и успешными.

Большинство из нас – это не мы. Наши мысли –это чужие суждения; наша жизнь – мимикрия; наши страсти – цитата.

Оскар Уайльд

ГЛАВА 8. Философия – основа психологии

Как живое существо попадает в этот мир

Сейчас мы рассмотрим очень важный материал: о том, как джива (санскр. – «душа, живое существо») попадает в этот материальный мир и как она в нем запутывается.

Почему мы рассматриваем эту тему – гуны, в том числе и с точки зрения психологии? Потому что, если вы разберетесь в ней, вы очень сильно вырастете как личность, во всех отношениях. Сейчас основная проблема нашей цивилизации заключается в том, что две гунны, Раджас и Тамас, основательно проникли в сознание людей. Поэтому часто бывает так, что с человеком не имеет смысла работать, пока он не очистится. Эта таблица ясно показывает, как джива (живое существо) попадает в этот мир.

Академик Вернадский называл Махат (Махаттатву) – ноосферой.

Мы – часть Бога, единая с Ним духовная субстанция . Живое существо изначально находилось в духовном мире (в христианстве – Царство Божье). Это мир, не имеющий никакого отношения к материальному, в нем все ощущают единение с Богом и полны вечности, знания и блаженства, но живое существо по определенным причинам (сейчас мы не будем затрагивать эти теософские моменты) попадает в некий «компот» материальной энергии. Это махататтва – великая материальная энергия, которая состоит из трех гун материальной природы.

Когда душа приходит из духовного мира, ее первые рождения несут в себе энергетику трансцендентного мира.

Но в какой бы части материального мира мы ни рождались, у нас есть тело, мы начинаем общаться с другими, и происходит третий шаг – отождествление себя с окружением: «Сейчас я нахожусь в этом мире. Я – такой-то, я йог, я мудрец, я большой / маленький, я отношусь к такому-то роду и племени, а у других такие-то качества». То есть мы начинаем отождествлять себя с материей, гуны взаимодействуют с нашим разумом, и появляется обусловленность.

Деградация разума

На первом этапе разум понимает, что душа вечна, что нужно жить любовью к Богу и т. д. Но впоследствии разум немного оскверняется, и появляется ложное эго (аханкара). При его появлении мы начинаем отождествлять себя с тем, чем на самом деле не являемся: с телом, с тонким телом, с разумом и умом.

В первую очередь происходит отождествление с чувствами и умом. И несмотря на то что ум изначально в благости, он оскверняется страстью и начинает строить планы наслаждения. Его захлестывает страсть, он теряет контроль над чувствами и попадает под их влияние. Он начинает заниматься материальной деятельностью, хотя видит, что это не дает ему удовлетворения. Изначально саттвичный, благостный ум становится страстным. Например, если вы занимаетесь медитацией и ни к чему не привязаны, то ум находится в спокойствии и наслаждении. Но когда на вас влияет энергия аханкары (ложного эго) – ум становится страстным.

В этом мире всегда есть кто-то выше вас, кто-то ниже вас. Например, у вашего соседа дом лучше, чем у вас, и вы тоже начинаете хотеть дом не хуже, чем у него. Такой страстный ум обретает большую силу. Разум попадает к нему в подчинение, становится слугой, рабом ума, а главное желание ума – удовлетворить чувства. И тогда разум начинает искать способы их удовлетворения. Если разум у человека развит, он может запланировать себе очень разнообразные чувственные наслаждения. В нынешнем обществе создано очень много возможностей для наслаждения чувств.

Гуны (в основном страсть и невежество) влияют на ум и разум с помощью объектов чувств – и ум начинает буквально бесноваться – потому что чувственные наслаждения не могут сделать его полностью удовлетворенным. Из-за них он становится еще более беспокойным. Видели ли вы человека, который умиротворенно шел бы по какому-нибудь мегаполису, например, по Нью-Йорку или по центральным улицам Москвы? Там такая энергия, что, попав туда, вы, даже помимо своей воли, через некоторое время тоже начнете бежать, даже если сначала просто спокойно шли. В городе практически нет Саттвы, есть лишь невежество и страсть. Гуна благости – это природа, горы.

⇐ Предыдущая8Следующая ⇒

Новые социальные роли молодежи

Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие субкультур тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не справляются со стрессом и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.

Четыре типа ролей, которые мы играем каждый день

Многие люди в течение дня выполняют разные роли. Поэтому для понимания их поведения важно знать, какие роли и для какой цели используют ваши коллеги и партнеры. Ролевое поведение личности в группе зависят от самих людей, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей, позволяющих решить поставленную задачу: обеспечивающие решение задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертания человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказаться от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутригрупповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкивается с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

В процессе общения могут возникать различные ролевые конфликты:

  • конфликт «личность — роль»: когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение;
  • конфликт внутри роли: возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой — защищать интересы администрации;
  • межролевой конфликт: возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания.

Сталкиваясь с ролевым конфликтом, человек испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

Ролевое поведение личности в группе, т.е. роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.

Существует четыре основных типа ролей, позволяющих решить поставленную задачу: обеспечивающие решение задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

1. Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи: члены группы, которые исполняют такие роли, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:

  • ищущий информацию: часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;
  • инициатор: чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;
  • последователь: подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;
  • оценивающий: оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Еще на блоге: Как за 20 минут найти смысл жизни?

2. Поддерживающие роли помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:

  • поощряющий: мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);
  • гармонизатор: поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;
  • снимающий напряжение: старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;
  • блюститель правил: напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;
  • «переводчик»: умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и гендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

3. Процедурные роли помогают группе при решении проблем. Среди них:

  • диспетчер: способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;
  • протоколист: старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;
  • хранитель: следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

4. Эгоцентрические роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:

  • агрессор: противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;
  • ищущий признания: независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;
  • монополист: непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;
  • отсутствующий: избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;
  • шутник: дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Еще на блоге: Масштабируемый доход — как это работает

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:

  • выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;
  • оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Различают три типа пристройки к партнеру:

  • Пристройка сверху: может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные — на «ты», «детка» или невербальные — похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.
  • Пристройка снизу: означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.
  • Позиция равенства сторон: предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера при социальном взаимодействии используются также разнообразные эффекты:

  • эффект контраста: способность к быстрой смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;
  • эффект ассимиляции: использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;
  • техника поведенческих подкреплений: партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

Автор: Aльвинa Павлoвна Пaнфилoва, доктор педагогических наук, пpoфессор кафедры coциального менeджмента Российского государственного педaгoгического унивеpcитета им. А.И. Гepцена.

Источник

Читайте наши закрытые материалы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]