Приковать детское внимание это всегда задача не из легких. Особенно если ребенок носятся по квартире, увлеченно играет во что-то, а мама нетерпеливо пытается прервать его действия. Детей не так просто заставить что-то прекратить делать. И тут бесполезно читать нотации, нужно выбрать свою методику и свой подход.
У ребенка должен быть стоп-сигнал, который бы позволил ему понять, что надо прекратить активность. Достаточно, чтобы мама говорила заранее условленную фразу, вроде: «Стоп, игра!».
Это действует гораздо лучше, чем если она будет говорить о том, что ужин стынет или им пора собираться и выходить в магазин. Даже самые активные и шумные дети понимают, что у игры есть правила и что надо прекратить. Но этой методикой нельзя сильно злоупотреблять. Иначе она перестанет быть эффективной.
Вторая методика – прием успокоения. Нужно спросить «Где глазки?». И спокойно с нейтральной улыбкой посмотреть на ребенка. Так маме удается отвлечь ребенка и приковать внимание к тому, что нужно ей.
Почему дети не слушают нас
Если ребенок вас не слушает, то это не значит, что он желает намеренно вас разозлить. Начиная с возраста 7-8 лет, дети приобретают некоторую независимость от родителей. Они сосредоточены на школьных делах, друзьях, увлечениях. Ваш подросший ребенок может быть настолько погружен в свои мысли, что не спешит выполнять вашу просьбу.
С началом учебы в школе у детей возникают новые обязанности. Ребенку приходится подчиняться расписанию уроков и требованиям учителей. Дома ему хочется расслабиться, отдохнуть и снять стресс. Поэтому дети не всегда готовы нас слушать, особенно если мы хотим поговорить с ними о важных делах. Таким способом они пытаются избежать чрезмерной ответственности и давления.
Однако вы можете, не раздражаясь и не повышая голос, заставить ребенка слушать вас. Далее мы расскажем вам о том, как это сделать.
Каждый раз, когда я готовлю «шведский картофель», я думаю о своей бабушке
Подруга испекла свекольный хлеб и дала попробовать. Готовлю теперь только его
Бабушка напекла нам пирожки с творогом и колбасой: говорит, в деревне — это хит
Особенности внимания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.
Способность сосредотачиваться у малыша в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна. Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте. Например, дошкольник может долго наблюдать за аквариумными рыбками, пытаясь найти особенности в каждой из них.
Развитие внимания у детей этого возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности.
Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: кроха все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием.
С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию. Например, собираясь в зоопарк, кроха говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.
Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, крохе хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол. Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы. Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным.
Пойдите на уступки
Если ребенок чем-то увлечен, то отложите разговор. Когда дети играют в компьютерные игры, смотрят телевизор или читают книгу, они останутся глухи к вашим словам. Подождите когда ребенок закончит свои интересные занятия, а затем выберите удачное время для беседы.
Раздражение и крик не дадут никакого результата. Если вы заставите ребенка прервать увлекательное занятие и слушать вас, то он останется глух к вашим словам. Ведь в такой ситуации дети испытывают досаду из-за того, что их оторвали от любимого дела. Поэтому лучше пойти на уступки и выбрать более подходящий момент для разговора.
Этот метод применим, если у вас нет неотложных дел. Если же вам нужно, чтобы ребенок немедленно выполнил вашу просьбу, то постарайтесь привлечь его внимание.
Подростковая депрессия: способ привлечь внимание или реальная болезнь
Под термином «депрессия» нередко понимают чувство скорби, печали или отчаяния. Для некоторых «романтиков» реальная болезнь и вовсе — предлог опубликовать на странице в соцсети очередной меланхоличный пост. Поэтому многие люди не воспринимают это заболевание всерьез. Единственный же способ лечения депрессии «мудрецы» видят в избавлении от лени и натягивании на лицо широкой улыбки.
Особенно тяжело приходится подросткам, которые страдают от болезни, им тяжело найти поддержку в обществе. Их ментальные проблемы и так зачастую списываются на переходный возраст, а всеобщее невежество только усугубляет ситуацию.
О том, что из себя представляет реальная депрессия и как ней бороться рассказывает подростковый психолог Светлана Мартыненко.
В широком смысле депрессия — значительное снижение энергетических ресурсов. Симптомы болезни не имею четких рамок, она может проявляться по-разному, в зависимости от ее формы и индивидуальных качеств заболевшего.
Подростковая депрессия — это не следствие лени или жажды внимания,
а продолжительное подавленное состояние, постоянное чувство усталости и неспособность получать удовольствие от жизни. Эти проблемы не стоит считать «капризами», которые лечатся физическим трудом и просмотром комедий. Зачастую за депрессивным поведением стоят сложные причины.
Кроме того, психическое расстройство может возникнуть потому, что в организме подростка происходят стремительные гормональные изменения в совокупности с тем, что несформировавшаяся психика молодого человека не всегда адекватно реагирует на стресс и критику. «Катализаторами» же нередко являются — юношеский максимализм, издевательство одноклассников, проблемы в семье или наследственная предрасположенность.
https://servier.ru/depressiya-osnovnaya-prichina-netrudosposobnosti-v-mire/
Колебания настроения вполне нормальны для любого человека. Что уж говорить об эмоциональных подростках. Но плохое настроение — не депрессия.
Депрессия у молодых людей протекает несколько иначе, чем у зрелых.
Помимо «стандартных» симптомов: утраты ощущений удовольствия, быстрого утомления, ослабления концентрации и памяти, изменения аппетита, нарушений сна, подавленности и суицидальных мыслей, у подростков присутствуют и другие.
Нередко депрессия у молодых людей проявляется не в меланхоличном настроении, а в противоположном ему — импульсивном.
Нарастающее внутреннее напряжение выражается у них в раздражительности и гневе. Многие также страдают от сильной тревожности. Постоянные конфликты с одноклассниками или ссоры с родителями, проблемы с алкоголем — здесь не редкость. В этом случае проблемы возникают из-за внутреннего разлада, а не желания почувствовать себя взрослым. Часто и сам подросток не понимает, что с ним происходит. Его мучают ощущение безысходности и боязнь не разрешить свои проблемы.
Но в глазах родителей такое поведение может выглядеть, как «подростковый бунт» или результат «сложного возраста». А потому никто не торопится записываться на прием к психологу.
На что стоит обратить внимание подростку
Самостоятельно депрессию сложно обнаружить. Но если человек осознает, что такое состояние беспокоит его и продолжается уже больше двух недель, а самостоятельно справиться с ним он не может, то необходимо обратиться к специалисту. Главное — прислушивайтесь к себе.
Не существует универсального способа борьбы с болезнью.
Однако, можно представить один из наиболее действенных вариантов лечения:
Если исключить медикаментозное лечение, то наиболее благоприятный способ — общение, разговор, анализ со специалистом
. Чтобы не падать духом, подростку следует выполнять все задания, которые дает психотерапевт или психолог. Силы лучше искать в поддержке близких и отвлекаться от негативных эмоций. Возможно, с помощью спорта, прогулок и хобби.
Главное, не занимайтесь самолечением
, в том числе и медикаментозном. Если у вас нет возможности пойти к платному специалисту или в вашей школе нет психолога, помните, что существуют различные горячие линии для психологической помощи подростков и телефоны доверия.
Во время борьбы с депрессией важно отвлекать внимание от негативных эмоций, стараться не «утопать» в бесконечном самоанализе. Вот несколько способов сделать это:
Отслеживайте свои потребности
Ощущаете желание съесть мороженое? Сделайте это. Захотели прогуляться? Отправляйтесь на улицу.
Если вы чувствуете, что у вас нет сил на выполнение того или иного дела, то не заставляйте себя заниматься им. Лучшим решением будет отдых. Не вините себя за непродуктивность, ведь забота о себе важна.
Во время депрессии и так сложно обрести душевную гармонию, поэтому относитесь к себе с пониманием и трепетом
. Это поможет избежать внутренних конфликтов.
Прорабатывайте деструктивными мысли
Постоянное самобичевание доводит до ненависти к себе и жизни. А потому от привычки «угрызать» себя нужно избавляться. Проведите самоанализ: посмотрите, какие мысли чаще всего наводят вас на негативные эмоции. Можете даже выписать список в тетрадь. Постарайтесь разобраться в каждом конкретном случае. Определите: почему у вас возникает конкретная мысль, является ли она логичной и обоснованной.
Поняв, что из себя представляет ваше убеждение, начинайте его трансформировать. Старайтесь превращать деструктивные мысли в конструктивные и позитивные.
Например, вместо того чтобы думать: «Все люди ненавидят меня!», старайтесь рассуждать на эту тему. Проанализируйте, какие отношения у вас складываются со знакомыми и приятелями, был ли у вас позитивный опыт общения с кем-нибудь.
Дыхательная гимнастика
Во время тревоги мы дышим прерывисто и часто. Из-за этого организм затрачивает гораздо больше энергии, чем при размеренном дыхании. Хорошее насыщение крови кислородом тонизирует нервную систему. Поэтому снять тревожные ощущения помогают дыхательные упражнения.
Предлагаем вам одно из них:
Одну руку положите на живот, а вторую на грудь. Через нос медленно наполняйте живот воздухом. Грудь при этом не двигается. После полного вдоха напрягите мышцы живота и начните постепенно выпускать воздух через сжатые губы. Сделайте несколько повторений. Это упражнение замедляет сердцебиение и помогает снизить кровяное давление. Поэтому после его выполнения человек расслабляется.
Не оставляйте без внимания свои ментальные проблемы. Важно прислушиваться к психологическому состоянию. Если вы понимаете, что не может комфортно жить из-за продолжительного подавленного настроение или постоянной тревожности — рекомендуем обратиться к специалисту. Даже если друзья и родственники утверждают, что все проблемы от лени.
Привлекайте внимание
Дети школьного возраста довольно часто пропускают мимо ушей слова родителей. Они просто делают вид, что погружены в свои мысли и не слышат вас. Чтобы привлечь к себе внимание, прикоснитесь к плечу ребенка. Это чаще всего помогает. Ведь физический контакт сложнее игнорировать, чем слова.
Во многих случаях родителей выручает чувство юмора. Вы можете сказать ребенку какую-нибудь смешную фразу. Неожиданная шутка сразу же привлечет его внимание.
Кукольные ресницы и «ульи»: почему мода 60-х не приживется сегодня
Летний лимонад: простой рецепт с дынными и арбузными шариками
Элджей похвастался подарками от жены за несколько миллионов: фото
Игры и упражнения для развития внимания
Работа по совершенствованию детского внимания заключается в развитии таких его свойств как переключение и устойчивость. Для этого можно использовать обычные пазлы и конструктор, выполнять специальные упражнения и играть в развивающие игры. Например:
«Пуговички»
Игра используется не только для развития и профилактики нарушения внимания, но и для тренировки мышления, памяти и пространственного восприятия у детей. Для игры потребуются два листа бумаги в клеточку и два одинаковых набора с различными пуговичками. Ребенок, начинающий игру, выставляет на своем игровом поле (листе бумаги) три пуговички. Второй игрок должен запомнить, какие использованы пуговички и как они расположены. Спустя несколько секунд первый участник закрывает свое игровое поле листом чистой бумаги, а второму необходимо выставить свои пуговички так, чтобы полностью повторить игровое поле своего оппонента. Со временем игру можно усложнить, увеличивая количество выставленных пуговичек.
«Найти букву»
Упражнение на развитие устойчивости состояния сосредоточенности для дошкольников, знакомых с алфавитом. Малышу следует предложить небольшой текст из книги или журнала. Ребенок должен просмотреть все строки и везде зачеркнуть какую-либо букву (к примеру, букву «Р»). Взрослый оценивает выполненное задание, фиксируя время и подсчитывая ошибки. Усложнив упражнение новыми правилами, можно поработать над навыками переключения и распределения внимания. К примеру, все буквы «Р» необходимо зачеркивать, а все буквы «Т» — подчеркивать.
«Кто где живет?»
(игра, развивающая устойчивость сосредоточенности и умение концентрироваться). Для игры понадобится рисунок с изображением нескольких животных, которые соединены спутанными линиями со своими домиками. Малышу необходимо разобраться, кто где живет. Для этого ему нужно проследить по выбранной линии взглядом. Если крохе такое задание еще не под силу, на первых порах можно воспользоваться карандашом или просто поводить пальцем. Подобные игры-лабиринты можно приобрести уже готовыми, причем главными героями могут быть не обязательно зверушки, но и персонажи известных сказок и мультфильмов.
«Печатаем слова»
(упражнение для группы дошкольников, развивающее внимательность и закрепляющее навыки чтения). Каждому участнику необходимо присвоить букву (выдать лист с изображением буквы). Взрослый называет какое-нибудь простое слово («мама», «дом», «вода», «роза») и пишет его на бумаге. Малышам нужно «напечатать» это слово – те из них, чья буква присутствует в заданном слове, хлопают в ладошки в той последовательности, в которой находятся буквы. Слова должны быть подобраны так, чтобы все дети отработали это упражнение.
«Охотник»
(игра для развития внимательности и умения концентрироваться). Малышу нужно представить, что он – охотник в лесу, которому необходимо внимательно прислушиваться ко всему вокруг. Ребенку следует тихо сидеть и слушать, что происходит вне комнаты, где он находится (в коридоре, на улице). Цель игры: кроха должен рассказать, какие звуки ему удалось распознать (хлопнула дверь, проехала машина).
Если к пяти годам малыш только пытается быть внимательным по указанию взрослых, то к концу старшего дошкольного возраста под влиянием самоинструкций активное внимание начинает стремительно развиваться. Главное – учитывать особенности внимания ребенка и помочь, если у него возникают трудности с концентрацией и сосредоточенностью. Ведь в школе преднамеренное внимание станет одним из базовых условий организации учебной деятельности.
Избегайте бесконечных повторов
Частые повторения ваших слов и бесконечные обращения к ребенку по имени не приводят к положительному результату. Вы должны приучить сына или дочь к тому, что вы озвучиваете свою просьбу всего лишь один раз. Что делать если дети вас не слушают? Объясните, что в таком случае им придется самостоятельно разбираться с последствиями своего непослушания.
Например, вы собрались с ребенком в гости или на прогулку и просите его надеть верхнюю одежду и обувь. Но он так увлечен своими делами, что не обращает внимания на ваши слова. Вы можете сказать, что если он не собирается одеваться и обуваться, то вы уйдете без него.
Вы можете также использовать кухонный таймер. Отведите ребенку еще несколько минут на любимые занятия. Скажите ему о том, что после сигнала таймера ему нужно будет приступить к выполнению вашей просьбы. Если он прислушается к вам, то не забудьте о поощрении.
Последствия нарушения свойств внимания
Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах. Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса. Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться на чем-либо другом по просьбе другого человека.
Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.
Определите важность дел
Прежде чем обращаться к ребенку с просьбой, оцените ее важность. Этот особенно необходимо, если он недавно пошел в первый класс. Ведь в начале школьной жизни многие дети чувствуют себя подавленными. Им кажется, что на них легло слишком много обязанностей.
Куда следует потратить чуть больше денег: на вещи, которые экономят время
Подарил невесте кольцо. Но в Сети жениха прозвали эгоистом за странное украшение
Биококтейль для сада помогает мне собрать очень крупный урожай помидоров и перца
Поэтому вам нужно определить, какие дела у вас в приоритете. Старайтесь в первую очередь обращаться к первокласснику с самыми важными задачами. Если вы объясните ребенку необходимость выполнения тех или иных дел, то он охотнее к вам прислушается.
Предположим, ребенок увлекся просмотром телепередач или компьютерными играми и забыл о выполнении домашних заданий. Кроме этого, он не убрал за собой обувь в прихожей или бросил конфетный фантик мимо мусорного ведра.
Вам не стоит напоминать ребенку сразу обо всех невыполненных делах. Сконцентрируйте его внимание лишь на уроках, ведь это первоочередная задача. А об уборке поговорите с ним позже, когда он справится с домашними заданиями.
Всегда выслушивайте ребенка
Нередко мы сами не выслушиваем своих детей. Когда ребенок приходит из школы, мы часто бывает очень заняты. Взрослые обычно слушают лишь то, что им кажется важным и значимым.
Например, ребенок начинает рассказывать о своих школьных друзьях. Родители обрывают его и расспрашивают об оценках. Взрослые не понимают, что отношения со сверстниками для детей не менее важны, чем школьные успехи. Помните, что если вы не выслушиваете все то, о чем хочет поведать ребенок, то и он будет поступать точно так же по отношению к вам.