Пройдите тест Леонгарда и узнайте свой тип личности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Предлагаю Вам пройти тест Карла Леонгарда и определить к какому типу личности Вы относитесь.

Цель теста

– определение акцентуации характера Вашей личности. Это нужно для того, чтобы определить в каких областях жизнедеятельности Вы больше всего подвергаетесь влиянию стрессовых ситуаций, с какой именно стороны стресс наносит по Вам главный удар. Знания пригодятся Вам в дальнейшем, чтобы избежать возможных неприятностей, а также связанных с ними стрессов и их последствий. Подробнее в статье.

Тест простой, но длинный. Всего 88 вопросов. На каждый отвечайте «ДА» или «НЕТ», можно (рекомендую) ставить «+» или «-». Над ответами долго не думайте, отвечайте первое, что придёт в голову. Старайтесь отвечать честно, искренне. Правильных или неправильных ответов нет! Есть только Ваши ответы. Вы делаете это только для себя, и только Вы будете знать результаты.

1.

Итак, возьмите лист бумаги и ручку, можно карандаш.

2.

Напишите на листе в столбик (в 2-3 столбика) числа от 1 до 88.

3.

Готовы? Тогда начали!

Суть методики

Метод заключается в предоставлении человеку 88 вопросов, на которые нужно коротко отвечать «да» или «нет», долго не размышляя. Важно давать ответы, руководствуясь настоящим настроением. В результате опроса, после дальнейшей обработки данных, определяется акцентуация человеческой личности, которая выбирается из классифицированных Леонгардом Шмишеком следующих десяти видов:

  1. Демонстративный вид охарактеризован желанием постоянного вытеснения других личностей из окружения.
  2. Педанты, инертного поведения с достаточной ригидностью, неспособные в результате заторможенной психической деятельности убрать из мышления травмирующие переживания.
  3. Застревающий тип личности отличается стойким сохранением в психике возникшего эффекта.
  4. Возбудимые личности не контролируют появляющиеся побуждения и влечения, им характерна высокая импульсивность поведения.
  5. Гипертимические люди отличаются приподнятым настроением, которое соседствует с активной деятельностью и постоянным оптимизмом.
  6. Дистамическая натура характеризуется проявлением пониженного настроя, пессимистическим мышлением, выделением неприглядных жизненных ситуаций и теневых сторон существования, тугодумностью.
  7. Тревожно-боязливые личности страшатся привычных действий, проявляют пугливость, неспособны на поступки из-за постоянной робости.
  8. Циклотимический тип характеризуется постоянной сменой активной деятельности и оптимизма на пессимистические рассуждения и бездеятельность
  9. Аффективно-экзальтированные личности во всех жизненных проявлениях испытывают крайний восторг или безответную печаль, люди такого типа постоянно находятся в указанных крайностях.
  10. Эмотивный характер по психическим проявлениям близок к предыдущему типу, но особенностью является не такое бурное проявление настроения и нахождение в среднем эмоциональном фоне.

Два вида методики

Максимальное значение результата по каждому виду акцентуации выбрано в 24 балла. Признаком проявления определенного типа личности считается показатель, превышающий 12 баллов. Варианты методики разработаны для взрослого и детского возраста:

Метод определения акцентуации выявляет:

  • тип характера и личность;
  • мотивацию поступков;
  • темперамент;
  • отношения с другими личностями;
  • интеллектуальное развитие;

Различие между детским и взрослым опросником состоит в том, что первый определяет профессиональные отношения индивидуума, а второй рассматривает поведение ребенка в учебной и игровой деятельности. Различная формулировка вопросов способствует выявлению преобладающих акцентуаций личности как для ребенка, так и взрослого человека, обработка результатов происходит одинаково для двух вариантов.

Классификация акцентуаций

Акцентуации характера по Шмишеку делятся на акцентуации характера и темперамента.

К акцентуациям темперамента, отражающим глубину и темп реагирования на окружающие события, относят:

  • гипертимность,
  • циклотимность,
  • дистимность,
  • эмотивность,
  • экзальтированность,
  • тревожность.

Непосредственно акцентуациями характера считают:

  • возбудимость (эпилептоидный тип характера),
  • демонстративность (истероидный тип),
  • застревание (параноидный характер),
  • педантичность (ананкастный тип характера).

Иногда в дополнительные типы акцентуаций выделяют признак направленности личности, дополняя классификацию экстравертированным (конморфным) и интравертированным типами.

Проведение опроса

В основе проведения опроса лежит теория акцентуированных личностей, разработанная Леонгардом Шмишеком. В соответствии с ней, все характерные личностные черты поделены на основные и дополнительные. Основные личностные качества определяют стержень характера, развитие, адаптацию в социуме, целостность психического состояния, то есть характеризуют характер человека. Если возникают неблагоприятные внешние условия, то основные черты могут стать разрушительной силой для индивидуальной личности и приобрести патологическое направление.

Леонгард Шмишек рассматривает человека с ярко выраженными основными чертами как акцентуированную личность и проявление эмоциональных черт не считает патологическими, если они не выходят за рамки стандартных проявлений. Психолог считает, что в характере с выраженной акцентуацией есть потенциал равно как для положительных, так и для отрицательных поступков.

Инструкция по определению акцентуации личности

Проверяемому человеку предлагается 88 утверждений, которые называют вопросами. Если испытуемый согласен с утверждением, он отвечает «да», в противном случае ставит отрицательный ответ. Реагировать нужно интуитивно и без длительных раздумий.

Обработка полученной информации производится первоначальным подсчетом ответов, совпадающих со стандартным ключом, отдельно проводится проверка совпадения искренности. Максимальный показатель искренности определяется по шкале и составляет значение 10 баллов. Если общая сумма баллов не выше показателя 5, то принято считать большинство ответов искренними. Уход в диапазон значений от 6 до 7 говорит о неправдоподобности части ответов. Повышение показателей до размера 8–10 баллов сводит на нет правдивость ответов, и опрос признается недостоверным.

Баллы по каждой шкале складываются, и сумма умножается на коэффициент, рекомендуемый в ключе, при этом максимальное количество насчитанных баллов не более 24. Результат после умножения определяется в соответствии с четырьмя разработанными уровнями акцентуации определенной личностной черты:

  • низким проявлением считаются значения в диапазоне от 0 до 6 баллов;
  • средние значения выраженности черты находятся в промежутке между 7 и 12 баллами;
  • повышенное проявление характерной черты – от 13 до 18 баллов;
  • выражение эмоциональных черт набирает значение акцентуации в диапазоне от 19 до 24 баллов.

Профильный график характера человека

Результаты, полученные в процессе обработки, служат данными для составления аналитического графика.

Исследовать график начинают, рассматривая общую форму, принимая во внимание, как расположены показатели относительно верхнего (18 баллов) и нижнего предела (7 баллов). Среди многочисленных случаев размещения выделяют несколько стандартных форм, иногда все или подавляющее большинство точек, соответствующих показателям, находятся в области низких значений (от 0 до 6 баллов). В таком случае интерпретация данных проводится в двух направлениях:

  1. Первое направление, если личность характеризуется, с точки зрения демонстрации социальной нормы поведения, по ее усмотрению, такие личности показывают пониженную самокритичность, неискренность, иногда демонстрируют претенциозные черты. Такие данные принято обозначать, как недостоверные, хотя из них и можно почерпнуть некоторую информацию.
  2. Другие показатели дают люди с чертами пассивности, неприметности, не жаждущие высоких достижений. Человек не распоряжается судьбой, у него нет возможности стать лидером. Часто индивидуумы с таким характером интересуются мистической помощью или становятся заложниками религиозных верований. Личность не может противостоять неприятностям и трудностям, не склонна к переменам.

Если показатели находятся на графике в пределах 19 баллов, то акцентуация черт характера налицо и стоит говорить о яркой личности со сложным и многогранным эмоциональным проявлением. Поднятие планки до отметки 22 баллов показывает о явной акцентуации, но такие показатели свидетельствуют о возникновении проблем коммуникации.

Очень часто в практике встречается график, где линия носит зубчатую форму, происходит чередование низких и высоких значений. Изучение такого характера кривой требует особой тщательности, так как значения могут свидетельствовать о живости натуры с проявлением недостатков и достоинств, равно как и определять проблемную личность в воспитании и поведении в социуме.

Если на общем равномерном течении кривой выделяется один высокий показатель, это говорит о ярком проявлении акцентуации или о потребности вести себя в соответствии с основными чертами подобного типа личности.

На общем ровном положении кривой выделяется несколько резких скачков значений, иногда доходящих до зоны наивысших показателей – значит, при характеристике этой натуры следует говорить о сочетании акцентуаций различного типа.

Метод Леонгард. Часть 1. Теоретические основы и основные принципы

Метод слухоречевого и языкового развития глухих и слабослышащих детей был разработан в конце 60-х годов ХХ века. Он получил название по имени автора – Эмилии Ивановны Леонгард. За прошедшие десятилетия обучение по методу Леонгард прошли тысячи детей с нарушением слуха. Стабильность результатов, получаемых в разных условиях обучения детей с нарушенным слухом, и высокий уровень их социальной реабилитации доказывают практическую эффективность этого метода. Мы предлагаем вам краткое изложение выступления Э.И. Леонгард на семинаре, который прошел в феврале 2011 года в Москве в Центре лечебной педагогики.

Теоретические основы метода

Глухие и слабослышащие дети – это нормальные дети, и при условии оказания соответствующей помощи слабослышащие дети могут развиваться по законам развития слышащего ребенка.

Проблема слуха и речи – это проблема социальная. У ребенка при данном нарушении уже ничего не болит, однако глухота создает изоляцию и нарастание вторичных дефектов. Первичным дефектом в данном случае является глухота или тугоухость, но при отсутствии условий для развития ребенка возникает вторичный дефект, в первую очередь – немота. Возникает далее даже и третичный дефект – то, что мешает человеку с нарушенным слухом адаптироваться в обществе слышащих и нарушает развитие его личности. При нарастании третичного дефекта не только общество отторгает такого человека, но и сам человек начинает отторгать общество, относиться к обществу иждивенчески. Такой человек не может строить полноценные социальные отношения, не может строить отношения в коллективах слышащих.

Основой для овладения речью является слух, который направлен на восприятие речи. Развитие речи детей с нарушенным слухом осуществляется по законам развития речи слышащего ребенка, но в замедленном темпе и только при создании специальных условий, о которых речь пойдет ниже. Речевое общение детей с нарушением слуха возможно, реально и необходимо для предотвращения возникновения социального вывиха. При этом необходимо достигать общения не только средствами дактилологии или языка жестов, но и речевого общения, в том числе с людьми, слух которых не нарушен.

Важным является также развитие восприятия, которое является основой развития мышления. При этом восприятие должно носить активный, исследовательский характер. Смотреть не значит видеть. При изучении предмета необходимо, чтобы ребенок осознал пространственное расположение, размер, назначение и пр. Только так создается основа для развития речи. Восприятие должно идти впереди развития речи. Часто этот факт не учитывается, и ребенка учат словам раньше, чем предмет исследован полноценно, понято его назначение и способы игры с предметом. До получения обозначения предмета, ребенок должен познакомиться с предметом в различных ситуациях.

Занятия с ребенком должны носить форму игры. И эта игра должна быть настоящей и интересной для ребенка. Только при этом условии у ребенка будет желание заниматься, желание вслушиваться и общаться, желание узнать что-то новое.

Основные принципы метода Леонгард:

Ранняя диагностика слуховых нарушений. Проверка слуха должна проводиться в раннем возрасте при малейших подозрениях на нарушение слуха или речи.

Слухопротезирование, как правило, бинауральное, должно проводиться сразу после установления диагноза. При этом слуховые аппараты необходимы также детям с частичным нарушением слуха, с нарушением слуха в разных тональностях. Например, если ребенок не слышит высоких частот, он не имеет возможности правильно воспринимать окончания, предлоги, правильные грамматические формы и т.п.

После подбора слуховых аппаратов необходимо учить ребенка слышать, так как он вместо привычного для него восприятия вибрации оказывается в хаосе звуков. Необходимо обязательно проводить занятия по развитию речевого восприятия и дифференциации слухового различения. В систему абилитации (создания отсутствующих навыков) и реабилитации (восстановления утраченных навыков) обязательно должны быть включены родители.

Необходимо осуществлять у глухих и слабослышащих детей формирование и развитие двух видов речи: устной и письменной. Жестовый язык не должен использоваться в обучении и развитии глухих и слабослышащих детей до овладения ими устной и письменной речью, так как такой язык может приводить к распаду начинающей формироваться речи.

Развитие наряду со слуховым восприятием других видов восприятия. Развитие восприятия должно осуществляться в течение всего дошкольного возраста, с постепенным усложнением программы. Ранняя потеря слуха (особенно в первые месяцы жизни) приводит, прежде всего, к невозможности для ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Помимо контактных воздействий неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые возникают в поле его зрения, поэтому у него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, т.е. нарушается одно из главных условий нормального развития. Именно поэтому для неслышащих детей неприемлемы занятия типа школьных, когда ребенок обязан неподвижно сидеть за столом. Ребенок должен иметь свободу перемещения, чтобы со всех сторон разглядеть исследуемый предмет и участвовать в различных практических ситуациях.

Развитие мышления. Развитие мышления должно осуществляться во всех видах деятельности ребенка (игра, общение и т.п.), однако необходимы и дополнительные занятия по развитию собственно мышления – классификация, развитие математического и пространственного восприятия, развитие понимания временных и причинно-следственных представлений.

Развитие изобразительной деятельности, которая имеет большое значение для эмоционального и личностного развития ребенка. Мы исходим из того, что слово имеет образ, но образ при этом носит персональный характер, что предполагает запрет на образец для рисунка. Ребенок не рисует тех деталей, которые для него не имеют значения, он может, например, рисуя портрет, не нарисовать глаза – возможно, он еще не осознал, для чего они нужны. Нельзя говорить ему «А что же ты глазки не нарисовал? Давай нарисуем…». Систематическое исправление преподавателем рисунка ребенка недопустимо, потому что ребенок осознает недостатки своего рисования и в дальнейшем отказывается рисовать, так как «не умеет».

При этом помимо собственно рисования существуют занятия по декоративному искусству, где детей учат воспроизводить отдельные элементы или занятия по сенсорному восприятию, когда ребенок учится воспринимать предметы, их пространственные взаимоотношения и т.д.

Физическое развитие ребенка. Движениям уделяется огромное внимание. Речь является одним из видов движения. Известно также, что при нарушении моторики, как правило, нарушена и речь. В первую очередь такие занятия должны быть направлены на развитие координации движений, так как для глухих детей характерна моторная неловкость, что в дальнейшем отражается на произношении.

Существуют специальные занятия по фонетической ритмике, когда на двигательную активность накладываются речевые упражнения, однако, прежде всего, необходимо научить ребенка выполнять собственно сами движения. Соединение речевых и двигательных движений являются достаточно сложными для дошкольников.

Организация общения.Безречевое социальное общение между детьми или детьми и взрослыми происходит первоначально вокруг предмета. В данном случае взрослый должен организовывать общение и прививать культуру общения, давая ребенку понимание его действий (ты катаешь машинку, давай поменяемся игрушками и т.д.). В детском саду организация взаимодействия осуществляется с помощью педагога. Речевое общение должно в дальнейшем налаживаться в различных видах деятельности. При этом именно на воспитателя ложится основная нагрузка по организации общения, так как именно воспитатель организует общение в неформализованной ситуации.

Музыкальное воспитание. Речевой слух и музыкальный слух имеют различные органические основы. Глухой или слабослышаший ребенок может иметь хороший музыкальный слух и часто имеет возможность полноценно и успешно заниматься музыкой. Нужно слушать музыку, при этом для дошкольника важно не только слышать музыку, но и видеть человека, исполняющего эту музыку, что помогает ему воспринимать эмоциональное состояние исполнителя. Необходимо в первую очередь уделять внимание классической музыке и пению. Глухие или слабослышащие дети часто играют на пианино, скрипке, флейте, различая очень тонкие нюансы звучания. Пение и музыкальные занятия важны для эмоционального развития, развития интонации, говорения.

Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в массовые школы и социальную среду. Включение детей в социальные события района, города и т.п. Помимо интеграции самих детей, это носит и просветительский характер, когда факт детской инвалидности не скрывается обществом. При этом необходима работа специалистов не только с самими детьми, но и с воспитателями массовых групп, учителями массовых школ, родителями здоровых детей с целью просвещения. Такой разговор должен носить не просительный, а информационный характер.

Далее мы рассмотрим систему формирования речевого слуха. (Продолжение следует…)

Описание типов личности в соответствии с разработкой Леонгарда Шмишека

Демонстративный тип поведения

Общительность и обходительность этих индивидуумов очевидна. Артистичные и неординарные личности предпочитают все нестандартное и яркое. Вызывают у окружающих доверие и расположение, способны внушать себе и окружающим идеи и оказывать влияние на собеседников.

Стремится к лидерским позициям в коллективе, легко завязывает связи и контакты. В самых неприглядных ситуациях умеет рассмотреть преимущества и применить их для своего блага. Несмотря на мягкость в общении, есть склонность к завязыванию интриг.

Этому типу личности присущи ревность и зависть, к успеху окружающих часто относится как к собственному провалу. Личность может провоцировать конфликтные ситуации, некоторых собеседников раздражает повышенными притязаниями или самоуверенными заявлениями. Стремится получить внимание окружающих, причем на этом пути для него все методы хороши. Люди этого типа решительные, смелые, обаятельные, яркие натуры с хорошо развитой интуицией.

Педантичные личности

Приверженцы порядка во всем, в поступках следуют плану, если не удается, то испытывают некоторое раздражение. Изменения в жизни вызывают протест, так как педанты с трудом переключаются на новые обстоятельства. Обращают внимание на внешние мелочи, требует этого от других, эта черта определяется стремлением к контролю над ситуацией, попыткой подчинить себе объективные обстоятельства.

В деловой сфере педанты основательны, заканчивают начатую работу, скрупулезны. В отношении здоровья такие личности ведут себя разумно и не разрушают его принятием алкоголя или другими вредными привычками. Аккуратность и четкое выполнение норм часто сочетается с трудностью в принятии новых решений. Индивидуумы трудно адаптируются в коллективе, они нерешительны, избегают ярких поступков, имеют инертное мышление, долго смакуют травмирующие события.

Застревающий тип человеческой натуры

Долго таит в себе и постоянно переживает гнев, обиду, страх, иногда такие чувства возникают вновь после длительного периода явного затухания. Самыми характерными проявлениями чувств являются зависть, несправедливость, ревность. Ярко и длительно застревающий тип переживает успехи своей деятельности.

Настойчивая и упорная натура, очень трудно меняет вид деятельности, но на своем поприще часто достигает выдающихся результатов, стремится превзойти других сотрудников, требует признательности и реального уважения.

Стрессовыми ситуациями для застревающего типа являются неопределенность, нарушение разработанных планов, недовольство собой и неуверенность в собственных силах, ситуации, когда существует реальный лидер, могущий перенять его власть.

Возбудимый тип

У этого индивидуума повышена реактивность нервной системы, развита импульсивность, отсюда необдуманные поступки и высокая возбудимость. Действия окружающих вызывает у этого типа личности сильные впечатление, такие, что мышление не может быстро найти оптимальный способ реагирования, и он отвечает реактивными поступками.

Восприятие чужого мнения затруднено у возбудимых индивидуумов, поэтому, чтобы добиться адекватного реагирования приходится прибегать к долгому объяснению. Часто раздражительные и недовольные люди резко отвечают на критику, проявляют физическую агрессию, о чем впоследствии жалеет.

Адаптация в социуме затруднена из-за низкой контактности, ослабленного самоконтроля, игнорирования норм этики, деспотичности и конфликтности. Стресс у них вызывает противодействие, материальный и моральный ущерб, необходимость выбора из многих вариантов, наказание за поступки, сомнение в себе.

Гипертимный тип личности

Настроение этих людей постоянно повышено, они полны оптимизма, активны, жизнерадостны. Добрые, беззаботные и отзывчивые, они обладают живым умом, разговорчивостью. Часто гипертимы интересуются многими вещами одновременно, но так как обладают неустойчивым вниманием, то ко всем интересам подходят поверхностно, часто переключают внимание.

Отрицательно относятся к критическим замечаниям, любят свободу, легко свыкаются с трудностями. Неудачи, которые трудно пережиты, не выбивают их из привычного течения, обязанности и правила считают необязательными к исполнению. Настроение и эмоции человека с таким типом характера открыты и понятны окружающим. Раздражительность может быть вызвана, если ему ограничили общение.

Одиночество является отягощающим обстоятельством, поэтому тип неразборчив в знакомствах, легко находит новые контакты и быстро адаптируется в социуме. Стресс вызывает однообразие окружающего пространства, монотонная работа, чрезмерная опека и контроль, отсутствие духа соревнования.

Дистимный тип поведения

Из-за пониженного тонуса, заторможенности мышления личности редко участвуют в компанейских беседах. Робость и нерешительность выявляют в натуре возвышенные чувства при полном отсутствии эгоистических проявлений, формируют этическое поведение. Для индивидуумов характерно серьезное отношение к жизни, добросовестность, ответственность, чувство справедливости.

Дистимные натуры отличаются независимыми суждениями, имеют по каждому вопросу собственное мнение. Освоиться в окружении им мешает пессимизм, замкнутость, грубость с друзьями и близкими, инертность, неумение участвовать в общей радости. К стрессу приводит необходимость нового знакомства, непомерные моральные и физические нагрузки, шумные компании, ответственность за чужих людей, быстрая смена ситуаций.

Аффективно-лобильные личности

Реалисты по натуре, такие люди не считают себя лучше окружающих, спокойно переносят их недостатки, при некоторой вспыльчивости, они быстро успокаиваются и не держат злобы. Если наступает период общительности, то личности легко заводят знакомства и общаются, но стоит наступить времени спада, как пессимистическое настроение заставляет мрачно переживать мельчайшие неудачи, избегать контактов и предпочитать одиночество.

Адаптации в социуме мешает чрезмерная рассудительность, неустойчивое самомнение, обида, придирчивость к другим, обширный круг общения, субъективность собственного суждения. Стресс вызывает крушение ранее планируемых действий, необходимость усиленных нагрузок, разлука с дорогими людьми, смена обстановки, эмоциональное порицание от значимых для него лиц.

Аффективно-экзальтированная натура

Отличается скоростью мышления, интенсивностью реагирования на любые события. Настроение личности молниеносно меняется от депрессивного до счастливой эйфории, победы вызывают восторг, неудачи выбивают из колеи. Мотивацией поступков служит альтруистическое настроение, эгоизм проявляется крайне редко. Сопереживание бедам друзей, сострадание к несчастным животным доводят экзальтированные натуры до отчаяния.

Стрессы возникают по причине склонности к самокопанию, необходимости ответственности, ослабления личного самоконтроля, отсутствия необходимого времени, недостатка общения, обвинения в непорядочности, наличия серьезных преград на пути к цели, публичных указаний на недостатки, монотонного труда без перемен.

Эмотивный тип

Натура склонна к длительным переживаниям от жизненных впечатлений, взаимных негативных и позитивных переживаний. Гуманный и отзывчивый человек, тонко воспринимает окружающие события, испытывает радость от полноценного общения. Проницательность и развитая интуитивность позволяет безошибочно чувствовать перемену отношения друзей и близких, все чувства находят отражение в мимике.

Трудности с адаптацией возникают из-за склонности к долгим переживаниям, вспышек гнева или ревности, повышенной мнительности, нерешительности в неблагоприятных ситуациях, растерянности, пристрастности и субъективности мышления. Стрессы вызывают нарушение этики окружающими людьми, их равнодушие, черствость и грубость, потеря друзей или близких.

Невротический тревожно-боязливый тип личности

Поведение и мышление отличается постоянным беспокойством, напряженностью, ожиданием бед и горестей. Личность сомневается в правильности собственных действий, мыслей и поступков, при возникновении конфликтов старается их избегать или сглаживать любыми действиями. Мнительность без причин вызывается внутренними переживаниями, с детства такие люди боятся темноты, кладбищ, собак, грозы, общения с новыми людьми.

Неспособность постоять за свои мысли, когда противник проявляет настойчивость, иногда приводит таких людей в состояние робости, покорности, даже униженности, поэтому возникает необходимость проявить резкость, чтобы отстоять свое «Я».

Адаптации в коллективе мешает пониженная самооценка, неумение отстоять свое мнение и дать отпор, ощущение постоянной беспомощности, неуверенности, бессилия, ранимости. Стрессы опасны в ситуациях, когда индивидуум попадает в незнакомый круг людей, имеется необходимость публичного выступления, экзамена, турнира, соревнования. На ухудшение морального состояния влияют чужие насмешки, неправдоподобные обвинения, одиночество и потеря близких людей, разговоры о скорой их кончине.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]