Что такое внутренняя свобода?
Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать.
Внутренняя свобода — это способность человека делать осознанный выбор в различных ситуациях, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг, в согласии с собой.
Иногда внутреннюю свободу ассоциируют отрешенностью, безразличием к тому, что происходит вокруг. Это, скорее, психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт. Это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.
Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным, это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы. Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по другому, но что-то, чаще не осознаваемое, мешает этому. Как будто, кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.
Мама говорит дочери — сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.
Такие ограничители есть в жизни каждого человека. Рамки морали, навязанной извне и не принятой внутренне, родительские «нельзя», как красные флажки, через которые не прыгнуть, зависимости, с помощью которых отыгрываются психологические травмы, традиции, ложные убеждения, страхи… Так нельзя. А почему, собственно? Может быть это чужое нельзя? Чем больше ограничителей — тем меньше внутренней свободы.
Часто таким ограничителем выступает сравнение. У соседа больше денег, он круче, у подруги фигура лучше, я меньше знаю, меня не примут в этой компании. Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже или заносчив агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены, в основном, тем же самым. Главное — внутреннее согласие.
Порой, интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому, что для него это ценность. Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью, а сыну для своей правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Тиран — отец подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности. В результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.
Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению. Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же, она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее — слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни. Каждый день неповторим.
Зависимость лежит на другом полюсе свободы. Зависимость от чужого мнения сковывает, снижает количество вариантов поведения. «Так поступают все, так принято, и ты должен». Это навязанное извне очень трудно преодолеть. Реклама вбивает в голову выбор товаров, услуг, даже людей. Одеваться нужно так, это модно, машина должна быть дорогая, это имидж, отдыхать нужно на Мальдивах, это престижно. А нужно ли это конкретному индивидууму? Поток информации захлестывает. Стоит прислушаться к себе, понять свои истинные потребности, сделать свой собственный выбор. Это и есть внутренняя свобода.
Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.
Иногда, кажется, что нет разумного решения. Это результат работы внутренних «табу». Здесь очень помогает поисковая активность — активное поведение по поиску решения в условиях неопределенности результата. Всегда есть выбор: смириться с отсутствием решения или продолжить его поиск. Внутренняя свобода предполагает наличие выбора, значит, если смириться, то и свободы уже нет. «Успех это движение от неуспеха к неуспеху без потери энтузиазма». У. Черчиль. (Нобелевский лауреат по литературе, между прочим). Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.
Внутренняя свобода, как и свобода, вообще, требует мужества, т.к. она предполагает ответственность за свою жизнь. Для многих людей это невыносимый груз. Э. Фромм пишет об этом в своей книге с говорящим названием «Бегство от свободы». Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда просто можно плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне — скажет кто-то — и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.
Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако, не бывает объективно правильного или неправильного для человека, если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным. Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.
Это сложно — находить и осмысливать свои ограничители, но процесс значительно облегчается и ускоряется, если удается успешно справится хотя бы с одним. Появляется опыт успеха, который рождает уверенность. Чтобы обойти земной шар, надо сделать первый шаг, говорит китайская мудрость. Так, «выдавливая из себя раба по капле», рождается пространство внутренней свободы.
Не потому ли мы испытываем радость, когда кто-нибудь преодолевает на наших глазах свой ограничитель и делает свободный выбор? Классический пример: фильм «Полет над гнездом кукушки» где финальный эпизод — символ прорыва к внутренней свободе. Такие моменты рождают переживания, которые помогают переосмысливать эпизоды собственной жизни, даря особое, ни с чем несравнимое чувство полета, инсайд, чувство своего успеха.
Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхаузена «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь.…»
Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому, что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора — внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.
В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.
Автор: Чвалун Евгений Викторович
Я перестала беспокоиться о будущем
Я принимаю то, что в жизни есть вещи, которые я не могу контролировать, независимо от того, сколько усилий я приложу. Каждый раз, когда я ловлю себя на том, что волнуюсь, я говорю себе: «Время покажет».
Я не всегда могу получить то, чего я хочу, но я знаю, что я всегда получаю то, что мне необходимо. Я доверяю течению жизни и хочу верить, что мы живем в разумной Вселенной, где всё прекрасно складывается. Иногда в жизни приходится ждать.
«Жизнь проста. Всё происходит с вами, а не исходит от вас. Всё происходит точно в нужный момент, не слишком рано и не слишком поздно. Вам это не нравится… вы делаете что-то просто для того, чтобы вам стало легче». (Байрон Кейти)
Как обрести внутреннюю свободу?
Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле – раб. В первую очередь раб «инсталлированных» в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д. и т.п.
Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие он не делает потому что «это неприлично», «позорно», «так нормальные люди не делают» и прочие «стопперы». В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живет он, в принципе, не хуже других.
Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мертвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней Эрих Фромм
Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия «ремонта» будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.
Я перестала делать предположения о том, что другие люди чувствуют, хотят или думают
Я – это не они, поэтому не существует никакого способа узнать, что они чувствуют или думают.
Я прекратила разыгрывать воображаемые сценарии и позволять моему разуму играть со мной. Каждый раз, когда я ловлю себя на беспокойстве о том, что другие люди делают или говорят, я считаю, что пришло время вернуться в реальность.
Благодаря книге Байрона Кейти «Работа», я научилась анализировать те мысли, которые меня беспокоят, и спрашивать себя: «Это правда?» Вероятно, многие из моих предположений обманчивы. Например, я могу предполагать, что кто-то меня не любит, хотя на самом деле у человека просто плохой день. Или, может быть, человек просто стесняется. Всегда по-разному.
В тот момент, когда я понимаю, что не могу узнать чужие мысли просто потому, что этот человек – не я, у меня в мозгах проясняется, и я могу действовать с открытым сердцем.
«Я обнаружил, что несомненными причинами всех войн и всех перемирий в моём мирке были мои предположения». (Байрон Кейти)
Методично выдавливать раба по капле
Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:
Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…
Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.
Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надежной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.
Хорошо, ЧТО именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, КАК именно «выдавливать из себя раба», КАК повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И возможно я его разочарую, сказав, что КАК – это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники (доступ к ним можно получить, например, в рамках Школы [системного развития]), но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?
Я перестала конкурировать с другими
Теперь я знаю, что моё стремление к борьбе было проявлением моего эго, которое нуждалось в самопроверке. Чтобы хорошо себя чувствовать, совсем необязательно знать, что кто-то другой проиграл. Я люблю гармонию, сотрудничество и обоюдный выигрыш.
Я перестала сравнивать себя с другими. Я выбираю союз с людьми на основании любви, а не страха, и я верю в успех. Я хочу верить, что мы живём в благосклонной Вселенной, где достаточно места для всего и для всех, включая меня.
«Любовь – это сотрудничество, а не конкуренция». (Уэйн Дайер)
На пути к свободе
Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролером или надсмотрщиком. Можно считать его «программой», аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я – название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста – не выпускать Вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).
Надсмотрщик указывает на то о чём думать и что делать нельзя, потому что это «неприлично», «постыдно», «позорно», «неудобно», «нехорошо», «неправильно», «плохо» и так далее и тому подобное. Поскольку Вы не осознаете факт того, что Вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете Вы, что это Ваш выбор. Но это не так.
Путь к свободе – это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и ненужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе по сути есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.
А для того, чтобы ослабить надсмотрщика нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьезного, взрослого личностного роста.
Я прекратила гоняться за совершенством
Я совершенно красива и красиво несовершенна, и это то, что позволяет мне быть собой.
Совершенство – это иллюзия, его не существует. Я перестала изнурять себя погоней за совершенством, теперь я стремлюсь к «достаточно хорошему». Я научилась принимать свои ошибки как необходимость, которая сопровождает рост и делает меня мудрее. Если я терплю в чём-то неудачу, это не значит, что я неудачница, просто я занялась не своим делом. Мы либо выигрываем, либо учимся. Но мы никогда не проигрываем.
«От раза к разу вы будете чувствовать себя всё лучше, это похоже на выздоровление больного. Просто делайте всё возможное при любых обстоятельствах, и вы избежите самоосуждения, самоуничижения и сожалений». (Мигель Руис)
В окружении рабов
Многие исследователи замечали, что несмотря на весь прогресс общественных отношений человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона – за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьезный шаг надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще – решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других – мол, «это они виноваты». От этого и на душе комфортнее становится.
Поэтому большинство людей – внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и прирученные человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на «хлебном месте», рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.
Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего «надсмотрщика») ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других – это ВСЕГДА мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека – это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.
Я перестала заниматься самокритикой
Я обращаю внимание на то, как разговариваю сама с собой. Я не обзываю себя, я отношусь к себе с достоинством и уважением. Я перестала говорить себе то, что я никогда не сказала бы хорошему другу. Я самодостаточна и самоценна.
Я пришла к пониманию того, что в жизни мы получаем не то, чего хотим. Мы получаем то, чего мы заслуживаем, по нашему собственному мнению. Вот почему надо верить в себя и относиться к себе как к человеку, достойному всего самого лучшего, что только может предложить жизнь.
«Вы критиковали себя в течение многих лет, и это не сработало. Попробуйте себя хвалить и посмотрите, что произойдёт». (Луиза Хей)
Учитесь видеть все оттенки
Умение созерцать – это тоже такое качество, которое присуще детям, но с возрастом мы его утрачиваем. Однако, ничто не мешает нам даже во взрослом возрасте научиться вновь видеть все оттенки жизни. Достаточно просто открыть глаза и стать наблюдательным. Мы можем намного глубже увидеть человека, если перестанем «встречать по одежке». Мы сможем за грубостью увидеть боль другого человека, если перестанет осуждать и воспринимать все на личный счет. Это тоже тот навык, который приходит через осознание факта – мир намного глубже, ярче и утонченнее, чем мы его видим. И сколько бы мы ни увидели, все равно глубины не закончатся, потому что у жизни намного больше оттенков, чем мы способны созерцать за время всего своего земного пути.
Мы не можем защититься от всего
Как формируются 3 основных вида неконструктивного поведения
Подписаться на мой youtube-канал