Духовность как необходимая составляющая гуманизации личности


Что такое духовное развитие?

Духовное развитие на самом деле является процессом, в ходе которого человек понимает себя, свои реакции, ощущения, своё предназначение и потребности. Когда на первый план выходит поиск ответов на вопросы о том, кто я, откуда и зачем пришёл? Существуют уровни сознания в обществе, с помощью которых возможно найти необходимые ответы, это: нравственное, эстетическое, политическое, религиозное, правовое и научное.

Потребность развиваться не встроена в человека с рождения, а проявляется и активизируется в процессе социализации и познании себя как личности. Пределов для духовного познания не существует, каждый сам определяет границы и ресурсы для дальнейших поисков.

Человек может считать себя духовным, если он осознано, умеет принимать другого таким, какой он есть. Что-то наподобие родительской безусловной любви, достиг душевного равновесия и покоя, а также имеет веру во что-то хорошее в своём сердце. Давайте рассмотрим каждый компонент поподробнее:

1.Осознанность

На самом деле это очень отважное решение, когда человек перестаёт обманывать сам себя и решает избавиться от иллюзий и фантазий, предпочитая всё-таки замечать реальность, какой бы страшной и разрушающей она ни была. Тогда появляется способность принимать несовершенство этого мира, других людей и самого себя. Взамен появляется свобода. Человек понимает, что и зачем он делает. Он может предугадать и объяснить свои реакции на какие-либо события, потому что осознаёт возникающие ощущения. Это редкая, но оправданная смелость, когда позволяешь себе быть искренним не только с окружающими, но прежде всего перед самим собой.

2.Безусловная любовь

Обычно она возникает у родителей, по отношению к своим детям, когда они любят их не за что-то, а только лишь потому, что те есть в этом мире. Если немного видоизменить этот вид любви, то можно переформулировать так:

Нравственно развитая личность способна не просто замечать этот мир со всеми недостатками, но и любить его при этом, и не за что-то, а прям вопреки.

Тогда очень развиваются способности к эмпатии, то есть сопереживанию, сочувствию и состраданию.

3.Вера

Мы уже говорили в статье «ТОП 10 методов притяжения успеха во всех своих начинаниях» о том, чтобы достичь необходимых результатов, самым главным является наша вера в то, что выйдет и всё получится. Ведь вы помните про эффект аффирмаций? Если настраивать своё подсознание и всю энергию уделять именно задуманному – оно обязательно случится, и тогда человек сможет раскрыть весь свой потенциал, зная, что есть поддержка извне и что-то волшебное, на что можно положиться.

4.Ощущение внутреннего равновесия

Это состояние, наверное, и называют нирваной. Когда отсутствует тревога, переживания, чувства раздражения и беспомощности, вины, печали и стыда. Человек как-бы изнури наполнен теплом, которое даёт чувство удовлетворения, спокойствия и уверенности. Когда не ощущается острая необходимость в удовлетворении какой-либо потребности, а наоборот, происходит процесс ассимиляции, то есть усвоения полученного опыта. Это состояние невозможно приобрести раз и навсегда, потому что жизнь разная, с разными ситуациями, которые иногда могут выбивать почву из-под ног, но всё- таки при духовном развитии, совместив предыдущие компоненты, человек стремится получить ощущение баланса.

Этапы духовного роста

Так как духовный рост подразумевает совершенствование разума, каждая личность находится на определенной стадии духовного роста, хочет она того или нет.

Человеческий разум — это тонкоматериальная структура. Частота вибраций разума лежит в диапазоне от 10 в 36 степени до 10 в 45 степени Герц.

Чем выше частота вибраций, тем выше уровень духовного развития. У святых и просветленных людей разум вибрирует с частотой совершенно ему не характерной. И излучает колебания 10 в 108 степени Герц. Эта волна по другому называется любовь.

Переход из одной стадии в другую всегда является кризисным. Всегда сопровождается перестройкой мировоззрения, ломкой отживших, устаревших взглядов. Преодолеть духовный кризис самостоятельно почти невозможно, необходима помощь учителя, наставника. Давайте в кратце рассмотрим все этапы духовного роста личности.

Что происходит в результате этого развития?

1.Здоровье

У человека, который стремиться развить свою нравственность, укрепляется здоровье, по сравнению с другими, он менее подвержен заболеваниям и живёт дольше. Потому что баланс внутреннего мира сказывается на физическом состоянии. Вы слышали о таком понятии, как психосоматика? Это такое направление в психотерапии, психологии, которое изучает связь между чувствами человека и его здоровьем. То есть, все наши недомогания и диагнозы возникают вследствие удержанных чувств, стрессов, с которыми не смогли справиться.

К примеру, человек, который на многие ситуации реагирует обидой, которую постоянно удерживает в себе. Скорее всего в результате он будет иметь язву желудка, потому что энергию направляет вглубь себя, предпочитая неосознанно по разным причинам разрушать свой организм. Поэтому, личность, которая стремиться достичь равновесия, лишена такой особенности, как удерживание в себе негативных чувств, что способствует улучшению её здоровья.

2.Происходит более эффективный процесс социализации и личностный рост

В силу того, что человек уравновешен и осознан, он умеет простраивать отношения с другими людьми. Понимает их намерения и цель поступков. Поэтому он намного качественнее выполняет работу. Завоёвывает успех и быстро разрешает сложные и конфликтные ситуации. Он умеет сотрудничать и самое главное, понимает, что в этом мире происходит неразрывный процесс, что когда мы что-то получаем, то обязательно и отдаём. Если застопорится хоть одна часть, будет невозможно прийти к гармонии.

Вы ведь замечали людей, которые только хотят получать, а в ответ ничего не дают? Или наоборот, когда всё для других, но о себе не заботятся? Их можно назвать счастливыми? Я очень сомневаюсь. Такие однобокие взгляды на жизнь не приведут к успеху, и тем более не помогут продвинуться в своём развитии.

Становится более счастливым

В результате того, что человек становиться более осознанным, заботиться о здоровье и качестве своей жизни, он со временем обретает не только ощущение внутреннего равновесия, но и чувство счастья. Он практически не подвержен стрессам, потому что меняется стиль реагирования на различные ситуации, который становится менее разрушающим, и более творческим, продуктивным.

Появляется смысл жизни

Я уже писал о том, что духовная личность задаётся вопросами о своём существовании, предназначении. Она понимает, что в этом мире способна на что-то повлиять, несёт особую ценность и задачу. Поиски у каждого происходят по-разному, основные способы я изложил в статье «В чем смысл жизни человека и как его найти». Это очень важная часть размышлений для каждого, ведь несёт мотивацию для жизни, чтобы были силы вставать каждый раз после ударов судьбы и продолжать свой путь дальше.

Примирение со смертью

Как бы нам ни хотелось порой избежать этой темы, но всё же, духовное развитие помогает человеку примириться со смертью, осознать свою конечность и невозможность повлиять на то, чтобы жить вечно. И неважно, какая именно область поможет человеку это осознать: психология, религия, философия, физика и прочее, главное, чтобы он обрёл удовлетворяющий, успокаивающий ответ о процессе умирания и наличия или отсутствия жизни после смерти.

Происходит самореализация

Ведь в поисках своего предназначения самым важным является то, чтобы обнаружить свою истинную природу. И вот после этого обнаружения совершать действия, направленные на реализацию своих планов и задач, и не просто действия, а успешные, которые приносят не только успех и задуманный результат, но и удовольствие от процесса.

К вопросу о дихотомии «духовность — бездуховность»


В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.

Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми .

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости .

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям .

Формы духовности :

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями .

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны . Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.

Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

Формы псевдодуховности:

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.

Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей .

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.

Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Литература:

  1. Духовность // . — Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/464/30537.php/ (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Духовность, бездуховность // Толковый словарь обществоведческих терминов // . — Режим доступа: https://www.slovarnik.ru/html_tsot/d/duhovnost5.html/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Ваайман, Кейс. Духовность. Формы, принципы, подходы // . — Режим доступа: https://coollib.net/b/175471/read/ (дата обращения: 07.03.2016).
  4. Что нужно, чтобы знать, что такое бездуховность // . — Режим доступа: https://www.onemillionadvice.info/index.php?mode=2&pname=87817&main_name=ct1_Kul %27tura_i_obshestvo&sub_name=ct1_Drugoe&name=ct1_takoe_bezduhovnost %27/ (дата обращения: 07.03.2016).
  5. Духовность общества и духовность человека // . — Режим доступа: https://www.mariuver.info/mari/soc/media/papers/pogarnja/2/duhovnost.html/ (дата обращения: 07.03.2016).

Духовность общества и духовность человека*

Необходимо различать категории «духовность общества» и «духовность человека», хотя они во многом перекрывают друг друга. Духовность призвана очеловечивать человека. Её приметами являются наличие сложных межличностных и межгрупповых социальных связей, защищённость слабых (детей, женщин, стариков, инвалидов, малочисленных народов), сочетание суверенности личности и социальных институтов, бережное отношение к окружающему миру. Духовность общества включает в себя библиотеки, музеи, театры, клубные учреждения, учреждения образования и науки. Её сущность есть связь времён, преемственность поколений, совокупность культурных ценностей и социальных институтов.

Духовный человек характеризуется душевностью, открытостью для людей, для любви, для самосовершенствования, для благородных поступков, умением радоваться чужой радости. Духовный человек – это индивид, обладающий сильным духом, энергичный, свободный от суеты сует, свободный от страха смерти. Это человек, сочетающий покой со сверхчувствительностью, способный понять другого, понять сущность явлений. Смысл своей жизни он видит не в обретении какой-то эфемерной индивидуальности (позволяющей попасть в книгу Гиннеса), не в самоутверждении, а в принесении пользы ближним и дальним людям, занимаясь созиданием материальных и духовных ценностей. Созидательная деятельность вынуждает его преодолевать себя, вынуждает управлять собой, работать над собой, физически и духовно совершенствоваться. Плодотворная деятельность способствует самореализации, обретению индивидуальности, даёт ощущение удовлетворения своей жизнью и ощущение счастья.

Бездуховность

Чтобы лучше понять сущность духовности, можно воспользоваться методом от обратного, например, рассмотреть категорию «бездуховный человек». Бездуховный человек ограничивается удовлетворением витальных потребностей, им управляют инстинкты и эмоции. Это так называемый субъективный идеалист. Он живёт одним днём. Ему нет дела до других людей, общество интересует его в той мере, в какой оно может предоставить ему блага. Ему нет дела до прошлого и будущего своего народа, социального прогресса, до глобальных проблем человечества.

Бездуховные люди есть и среди политиков, и среди пишущей братии. Даже учитель и артист, превратив свой промысел в ремесло, могут оказаться бездуховными. Также одинаково бездуховны люмпен и бюрократ. Принцип их жизни отражает выражение «жить для того, чтобы есть». Они живут стереотипами, собой представляют так называемую закрытую систему: у них нет сомнений по поводу своего духовного совершенства, не задаются вопросами подобно «почемучке», так как всё «знают» о себе и окружающем мире. Ими управляет не разум, а рассудок или эмоции, чувства, настроения, инстинкты, ощущения.

Как стать духовным?

Чтобы стать духовным, человек должен быть и объектом, и субъектом любви. Но стать субъектом любви непросто – влюбиться способен каждый, но далеко не каждый способен любить. Любить может только тот, кто добр, кто способен преодолевать в себе ревность, агрессивность и другие негативные качества. Любит тот, кто имеет восторженно-поэтическое восприятие мира и способен идеализировать (родную природу, свой этнос, Родину, другого человека).

Чтобы индивид стал духовным, нужно много условий. Но насильно привить духовные качества невозможно – нужна целая система, способствующая самостановлению человека. Одухотворению крестьянина способствуют жизнь по принципу «не навреди», гармоничные отношения с окружающими людьми, природой и самим собой.

Школа поможет стать духовным?

Школа должна заниматься не только накоплением знаний и увеличением объёма памяти ребёнка. Её сверхзадача заключается в том, чтобы «зажечь светильник» учащегося. Пусть он самостоятельно движется по пути становления в качестве человека, то есть занимается самопознанием, самообразованием, поиском истины, физическим и духовным самосовершенствованием. Для этого он должен стать носителем этнокультуры. Каждым народом выработана культура для самостановления человека. Вне этнокультуры не может быть движения в сторону духовности.

Школа призвана побудить учащегося встать на путь восхождения к своей истинной (т.е. человеческой) природе, чтобы самостоятельно освобождался от своих негативных качеств, чтобы обрёл духовную свободу через познание самого себя и окружающего мира, чтобы обрёл чувство достоинства.

Разные люди восходят до разного уровня истинно человеческой природы, а духовные люди могут достигнуть уровня «просветления» или даже подняться до познания абсолютной истины и стать пророком (буддой).

Альберт РАЗИН,

ректор института человека. г.Ижевск

*Печатается в сокращении. Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 06-03-00541а.

Лучшие способы, как это сделать

Самым первым и основным методом является самосознание

Изучайте себя, исследуйте реакции и даже тёмные стороны своего характера. Будьте честными и открытыми, прежде всего перед самим собой, и тогда со временем вы научитесь принимать себя разным, с разными проявлениями и недостатками, а это поспособствует безоценочному отношению к окружающим, и тогда будет меньше от них ожиданий, вследствие которых мы обычно разочаровываемся. Что значительно повлияет на достижение внутренней гармонии.

Читайте книги

Не обязательно какую-то религиозную литературу, что угодно, с помощью чего вы сможете развиваться и находить ответы на какие-либо вопросы. Пусть то будет классика или книги по бизнесу, важно то, чтобы вы не стояли на месте, и испытывали интерес к жизни и поиску информации. Помимо этого, чтение очень благоприятно влияет на здоровье, и имеет очень много полезных последствий, о которых вы можете прочитать на моём блоге «Что развивает чтение книг и почему это прямой путь к успеху?».

Медитируйте или молитесь

В зависимости от наличия или отсутствия веры, главное, чтобы в этот момент вы могли обратиться вглубь себя, расслабиться и переключить своё внимание. Эти методы целебно действуют не только на наше психическое, эмоциональное состояние, но и на физическое здоровье. От умения концентрироваться на важном, с правильным внутренним посланием зависит очень многое в нашем организме, и вообще, жизни. Если вы не знаете, как правильно медитировать, можете ознакомиться с техниками для новичков в статье «Самый простой для освоения и эффективный способ медитации». А о том, как молиться, вам подскажет ваше сердце и интуиция.

Благотворительность

Если вы читали статью «Реальные истории людей добившихся успеха своим трудом и упорством» то обратили внимание, что практически все влиятельные люди, которые достигли колоссальных результатов, занимаются благотворительностью. Потому что знаю, чтобы получить энергию, её для начала нужно отдать. Помогайте близким, нуждающимся, жертвуйте на то, во что верите, и тогда будете ощущать удовлетворение от того, что ты полезен в этом мире и можешь кому-то облегчить жизнь, даже если сам испытываешь трудности.

Окружение

Общайтесь с людьми, которые, по вашему мнению, достигли какого-то уровня в познании бытия и себя истинного. Ведь окружающие очень влияют на нашу ценностную систему и восприятие мира, перенимая их опыт, мы сможем опираться на него и присваивать свои успехи и выводы. Расширяя свои границы в общении, вы станете более открытыми к этому миру.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]