Навыки Фасилитации и Зачем Нужен Фасилитатор + Обучение Фасилитатора

Живой процесс общения не всегда красив, как на картинке. Чтобы справиться со всеми вызовами внешнего мира и превратить их в выгоды, нужны несколько составляющих:

  • Полнота информации.
  • Творческое мышление.
  • Разнообразие группы.
  • Высокая степень вовлеченности.
  • Использование конструктивного конфликта, который обязательно присутствует при поиске выхода или решения.

Справиться с такой задачей способна фасилитация со всем разнообразием ее разновидностей, методов и вариаций. При поиске выхода достаточно выбрать наиболее подходящий формат – динамическая фасилитация, мозговой штурм, графическая фасилитация – и воспользоваться услугами фасилитатора.

Фасилитатор – это человек, который может организовать работу группы, чтобы она пришла к результату. Он предлагает структуру и управляет обсуждением. Он умеет использовать технику фасилитации, знает методику фасилитации и умеет задать «волшебные вопросы», помогающие собравшимся самим найти нужное для них решение. Собеседнику, клиенту, группе людей такой человек сумеет помочь обратить внимание на вещи, о которых они сами не задумались бы.

Фасилитатор не дает советов и наставлений. Все, что он делает – направляет внимание на разные аспекты рассматриваемого вопроса и организационно помогает участникам приходить к решениям, используя их собственный (а не фасилитатора) опыт и интеллект.

У вас такое бывает, что собрались обсудить одно, а в ходе разговор отклонился от темы и так ни к чему и не пришли? Или так: обсуждение зашло в тупик, все выдохлись, так и оставшись «ни с чем»? Фасилитатор умеет помогать группе находить ответ на поставленный вопрос, а не просто «говорить обо всем». Он следит за ходом обсуждения и помогает участникам не отклоняться от цели и разумно распределять свои силы.

Социальные предпосылки

Само слово в прямом переводе обозначает облегчать, помогать, способствовать. В словаре Петровского объясняется как повышение продуктивности деятельности путем актуализации в сознании образа другого человека, выступающего в качестве соперника или наблюдателя. Получается, для поиска лучшего решения психологически нужен другой человек. Этим человеком выступает фасилитатор.

В 1965 году после статьи Роберта Зайонца с идеями о социальной фасилитации появилось новое направление исследований в социально-психологической сфере. В ходе проведенной работы было открыто, что присутствие наблюдателя помогает в любой деятельности. Эти выводы стали основой для появления процесса групповой фасилитации.

Особенности и примеры

В качестве структурированного метода, фасилитатор создает мероприятие наряду с заказчиком, еще до его начала. Любые интервенции, которые будут использованы, также планируются заранее.

Самоорганизующийся диалог характеризуется созданием рабочего пространства самими участниками, хоть и общая схема запуска процесса и временных отрезков формируется лидером.

В дальнейшем проведение методики характеризуется спонтанностью.

Социальная фасилитация и ингибиция

Противоположные друг другу психологические феномены ингибиции и фасилитации наблюдаются в нескольких группах одновременно, на одинаковых условиях.

В этом случае ингибиция характеризуется ухудшением деятельности индивида, который попал под воздействие наблюдателя, когда как фасилитация предполагает присутствие наблюдения извне, что вызывает повышение продуктивности у всех членов группы.

Парадоксальный эффект был описан американским психологом Д. Майерсом, который выявил несколько причин, почему так происходит:

  • Настроение. Плохое самочувствие или различные негативные установки у участников, хоть и вызывают ингибицию, в то же время значительно усиливают воздействие фасилитации.
  • Страх оценивания. Наличие незнакомых индивидов, или тех людей, чье мнение авторитетно для участников, способно повышать продуктивность и возбуждение у одной группы, и поднимать заторможенность активности у других.
  • Наличие другого пола в группе. Так, мужчины и женщины способны ошибаться в решении сложных задач в случае, когда в группе находятся наблюдатели иного пола, что объясняется эффектом ингибиции. Фасилитация лишь усиливает качество выполнения и повышает продуктивность.

Эффект социальной ингибиции и фасилитации способен проявляться даже, когда другие индивиды выступают в качестве наблюдателей не в реальной жизни, а в воображении.

Экспериментальное исследование Р. Б. Зайонца указывает на возникновение фасилитации и ингибиции исходя из биологически обоснованных предпосылок.

Так, используя тараканов для прохождения лабиринта, была выявлена взаимосвязь скорости прохождения между особями противоположного пола, отталкиваясь от наличия насекомых-наблюдателей.

Социальная фасилитация и леность

Эффективность фасилитации в деятельности конкретной группы возрастает в случае, когда оценивается и признается величина вклада каждого индивида в решении общей задачи. Социальная леность представляет собой когнитивное явление, которое впервые изучил французский профессор М. Рингельман.

Психолог провел ряд методологических экспериментов, при которых участникам необходимо было перетянуть канат и поднять определенные тяжести.

Он пришел к заключению о том, что чем многочисленнее группа, тем меньше усилий требуется для каждого участника. Потому и происходит психологический эффект понижения мотивации и ответственности, по-другому называемым эффектом лености.

Фасилитация в различных видах деятельности

Фасилитация в психологии – это техника, которая может использоваться практически во всех типах группового взаимодействия. Классификация видов деятельности зависит от окружающей характеристики и основной цели использования.

ХарактеристикаВлияние
В бизнесеАктивно применяется фасилитаторами в контексте проведения совещаний, круглых столов или конференций внутри компании.Повышение мотивации и общей эффективности персонала, совершенствование интеллектуальных навыков сотрудников, внедрение современных технологических решений для бизнеса, создание комфортной и безопасной психологической среды.
В спортеПринцип базируется на ситуациях, когда команда или отдельный спортсмен наблюдаются большим количеством людей. Основная цель тренера — совершенствование позитивных качеств, которые увеличивают шанс на выигрыш, а также снизят риск развития эффекта ингибиции.Эффективное обучение в команде, повышение командного духа, мотивации, а также ответственности. Улучшение взаимодействия между игроками и тренером.
В педагогикеОсобо ярко проявляется в педагогическом образовательном кругу, когда педагог обладает современными требованиями фасилитации: открытость выражения мыслей, восприятие внутреннего мира учащихся, хорошая психологическая атмосфера.Повышение результативности учеников в контексте социально-оценочной системы, развитие доверия к учителю, возможность создания игровой модели обсуждения.

Фасилитация в качестве образовательной деятельности активно развивается западной школой психологии. В контексте методологического феномена многие психологи предлагают ее использование в педагогических системах.

Многие исследования указывают на развитие интереса, мотивации, а также понижению лености при внедрении фасилитации в учебных классах.

Почему фасилитация эффективна для групповых обсуждений

Нестандартные методы групповой активности дают больше эффекта, чем привычные. Поэтому, к примеру, получают распространение корпоративные деловые игры, которые ускоряют достижение нужных результатов. По той же причине проводят бизнес игры для руководителей на построение моделей.

Если деловая игра для сотрудников позволяет моделировать за счет применения определенных методов, то фасилитация – искать решения проблем за счет внешнего присутствия наблюдателя. Фасилитация помогает группе эффективнее обсудить сложную проблему, облегчить внутреннее взаимодействие.

Учитывая то, что участники в ходе фасилитации учатся самостоятельно находить ответы и привыкают вести конструктивное и эффективное обсуждения, можно считать фасилитацию обучением ведения дискуссии.

Цель фасилитации – найти ответы на запросы бизнеса, например, сгенерировать идеи, уточнить задачи, выбрать, построить план. Продукты фасилитации – решения, зафиксированные на бумаге, в электронном виде или на фото.

Причины возникновения эффекта аудитории

Эффект аудитории — психологическое явление, которое характеризуется изменением поведения одного из участников в пользу иного, при наличии постороннего наблюдателя.

В современной практике считается, что отрицательное или положительное влияние на индивида возникает вследствие психологического возбуждения в группе. Наиболее популярная причина возникновения эффекта — влияние авторитетного и компетентного человека, который способен дать оценочное суждение.

При этом, чем более опытный индивид, тем сильнее проявляется воздействие. Также деятельность соревновательного и совместного типа оказывает большое влияние на возможность развития эффекта аудитории, при этом многочисленность наблюдателей лишь усиливает его.

Границы роли фасилитатора

Многие спрашивают, может ли член команды быть фасилитатором? Не может – фасилитатор не имеет права голоса, а также не выполняет функции стенографа, логиста или администратора. Он также не выполняет функций арбитра и не отвечает за качество принятых решений, как и за их исполнение.

Фасилитатор наблюдает, фокусируясь на следующем:

  • Следит за тем, как участники дискутируют.
  • Поддерживает конструктив.
  • Уводит от конфликтов между участниками.
  • Поддерживает высказывание каждого мнения.
  • Вникает в суть идей, но свои мысли не навязывает.
  • Равномерно уделяет внимание каждому вне зависимости от сана.
  • Пресекает категоричность, обесценивание, надменность.
  • Корректирует начальный план при необходимости.

Ключевые моменты

Чтобы роль фасилитатора была эффективной, ему следует знать, когда взять на себя руководство, а когда соблюдать нейтралитет и не вмешиваться. Этот баланс довольно сложно поддерживать! Ключевой фактор успеха — опыт и грамотная подготовка, в ходе которой следует заранее спланировать ход процесса и продумать шаги руководства. Кроме того, следует сохранять сосредоточенность на групповой динамике и результатах, а не на промежуточных вопросах и частных мнениях.

Содействие дискуссии — интересная, полезная и важная роль. Для успешной работы потребуется время, чтобы подумать о процессе и теме. А также не помешает освоить навыки, необходимые для проведения мероприятия и его успешного завершения. Фасилитатор — ответственная деятельность, которой можно гордиться. А при ее успешном освоении — наслаждаться потоком идей и успешными результатами.

Примеры фасилитации

Приведем в качестве примеров несколько способов проведения фасилитации.

Методика «Открытое пространство»

Автор методики – Харрисон Оуэн. Применяется методика в ситуации, когда большой группе людей нужно ответить на большое количество частных вопросов или решить определенное количество частных проблем на одну тему.

Как это происходит. Присутствующие размещаются за круглым столом, фасилитатор объясняет суть методики и на этом его активное участие заканчивается. Каждый презентует свой вопрос/проблему и записывает на доске ключевые слова, содержащие суть вопроса, время и дату. Это значит, человек, предложивший вопрос, готов начать его обсуждение. После того, как все желающие предложили свои темы к обсуждению, обозначив их на доске, напротив каждого из вопросов свои имена записывают присутствующие, желающие обсуждать этот вопрос.

После этого этапа начинается «самоорганизованный семинар». Первый участник отправляется к доске и приглашает к дискуссии и все участники расходятся по группам для дискуссии по разным вопросам. Можно применять «Закон двух ног»: тот, кто понимает, что роль его в дискуссии слабая и он не приносит пользы, свободно покидает одну группу и присоединяется к другой группе, где обсуждают более актуальный для него вопрос.

Когда время истекает, авторы вопросов фиксируют найденные ответы и решения. Документ вывешивается на видном месте, все имеют возможность ознакомиться с ним. Таким образом за несколько часов можно собрать большое количество мнений по теме. При этом команда чувствует себя в этом процессе единым целым, что само по себе полезный опыт. В некоторых случаях такой опыт сопричастности определенная команда переживает впервые.

Методика «Форсайт»

Методика разработана Марвином Вайсбордом. Она применяется в случаях, когда большое количество собравшихся должно создать картину будущего, разработать сценарии ситуации на основе существующего опыта и прошлых прецедентов. По такой схеме принято проводить гражданские собрания в коммунах Германии. Особенность методики «Форсайт» или «Поиск будущего» – возможность объединить разнородные подгруппы и выработать единое решение. Компания в поиске решения может объединить в одну группу сотрудников, клиентов и поставщиков, и найти с помощью этой методики устраивающее всех решение.

Как это происходит. Часто мероприятие делится на два-три дня и предполагает шесть шагов:

  1. Ретроспективный взгляд. Анализ минувших периодов в позитивном ключе.
  2. Определение тенденций разного характера и масштаба.
  3. Оценка нынешней ситуации после предварительно сформулированных критериев всей группой.
  4. Создание общими усилиями «картины будущего».
  5. Поиск общих целей – реалистичных или амбициозных.
  6. Общее решение и пошаговый план.

Полученная картинка опирается на прошлое, которое можно использовать для будущего. Это создает мечту, не оторванную от реальности, и позволяет верить в свои силы.

Методика «Мировое кафе»

Подход разработан Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Подойдет, если необходима высокая степень свободы и высвобождение творческого потенциала участников.

Методика будет уместной, если большому количеству участников нужно обменяться знаниями и опытом по теме и собрать по максимуму впечатления, идеи, мнения и оценки.

Этот метод, к примеру, был выбран командой ManGO! Games для организации нетворкинга для участников конференция «PRO Катализ Форум 2019».

Результатом такой фасилитации становится общая «картина мира», собранная достаточно быстро, и срез общего мнения по теме.

Обычно работа по такой методике занимает 2-3 часа. Часто для реализации методики применяют столы, покрытые бумагой, на которой записывают идеи и делают пометки. Участники могут перемещаться между столиками при объявлении нового круга обсуждения. Каждый столик обслуживает модератор, который фиксирует лучшие идеи и мнения. В конце каждого тура модератор сводит результаты в общую мини-презентацию.

«Мировое кафе» вовлекает участников, поэтому присутствующие часто увлекаются и их бывает трудно оторвать от дискуссии, когда наступает время перемещаться от стола к столу. Фасилитатор контролирует этот процесс и подсказывает, когда пора переходить к другой дискуссии. Иногда ему нужно хорошо потрудиться, чтобы оторвать участников от разговора.

В конце фасилитатор организует заключительную часть – представляет результаты и подводит итоги. Они могут сопровождаться награждениями лучших, объявлением рейтингов или заключительной презентацией результатов.

Методика «Признательное исследование»

Методику разработали Дэвид Куперрайдер и Дайана Уитни. Суть методики заключена в переводе названия Appreciative Inquiry – «исследование для правильного понимания ценности». Иными словами – быстрое и позитивное моделирование будущего.

Как это происходит. Мероприятие строится вокруг четырех «D»:

  • Discovery (Открытие). Озвучивание позитивной сути проблемы. Поиск ответов на вопросы: что у нас получалось? Что удавалось особенно хорошо? Где и как мы достигали успехов? Что было основой успеха?
  • Dream (Мечта). Визуализация перспектив и раскрытие их потенциала. Чего еще можно достичь на этой основе? Какая у нас самая смелая мечта о нас?
  • Design (Замысел). Проект реалистичной картины. Что мы хотим реализовать? Какое будущее хотим получить?
  • Destiny (Предназначение). Планирование. Кто что на себя возьмет? Какие намечаем шаги и на какие сроки? О чем еще важно не забыть?

Фасилитатор помогает участникам оставаться реалистами и не увлекаться нереальными мечтами.

Фиксирование результатов

И последнее, но не менее важное из обязанностей координатора — это анализ и фиксирование результатов, сведение их воедино, а также доведение их до участников, чтобы в последующем они смогли применить итоги на практике.

Ключ к успешной записи результатов — абсолютная ясность в том, что именно будет записано, как и кем. Следует заранее убедиться, что участники на 100 процентов осознают свои обязанности, вне зависимости от того, насколько они вовлечены в процесс.

Примечание:

Когда мы говорим об обязанностях фасилитатора, чаще всего на ум приходит его роль, связанная с функцией записи. Мы представляем человека, стоящего перед офисным мольбертом, держащего в руке фломастер в руке и всегда готового яростно записывать все произнесенные вслух идеи и важные замечания.

Да, это действительно важная функция. Однако следует помнить, что для того, чтобы идеи текли текли рекой, важно грамотно спланировать весь процесс дискуссии, а также контролировать ее ход и руководить участниками. И это — тоже задачи фасилитатора. Так что можно запастись кучей бумаги и фломастеров, но если встреча недостаточно хорошо спланирована и контролируется, эти фломастеры и бумага могут не понадобиться.

Если вы фасилитатор, вам следует держать в уме несколько важных вещей:

  • Вы ответственны за то, чтобы участвующие услышали, увидели и поняли представленную информацию. Убедитесь, что все происходящее четко вами контролируется. При сомнениях в чем-то, это следует тут же зафиксировать и подумать над этим позже.
  • Попробуйте записывать все словами группы, а в случае сомнений попросите их повторить и объяснить.
  • Убедитесь, что записываются все решения и действия. Для этого можно привлечь дополнительного человека — так будет легче сосредоточиться на группе и дискуссионном процессе.
  • При записи идей и решений следует еще раз их перепроверить вместе с группой — чтобы убедиться, что записываемая информация никак не искажается, а также является справедливым отражением того, что было высказано.
  • Напоминайте участникам об обсуждаемой теме, держите в центре их внимания ключевые моменты и двигайте ход обсуждения вперед.
  • При сомнениях в какой-либо информации попросите разъяснений, прежде чем продолжить обсуждение.
  • Следите за тем, чтобы в конце дискуссии были проработаны вопросы, отложенные на потом и лишь после этого доведите собрание до успешного завершения.

Полезная книга: 45 инструментов фасилитатора. Техники организации групповой работы. Автор: Кристина Тишина. Книга для тех, кто хочет изучить профессиональные техники для создания ВАУ-эффекта на ваших сессиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]