Брезгливость – норма или тревожный сигнал?


Что же представляет собой брезгливость?

Брезгливость – это страх, и не более того. Чаще всего чувство брезгливости вызывают мертвые животные, люди, продукты жизнедеятельности и другие выделения. Нетрудно понять, почему именно так обстоят дела. Если исходить из того факта, что брезгливость – это своеобразный инструмент защиты организма, то вызывать ее должны потенциально опасные объекты.

Чем опасны для нас трупы животных и тела мертвых людей? Токсичными веществами, которые содержатся в разлагающейся плоти, специфическими микроорганизмами, размножающимися в гниющем мясе. Не все знают, что такое «трупный яд» или клостридии-анаэробы, но все испытывают определенную неприязнь перед контактом с ними.

Человек может не подозревать о том, что в фекалиях и прочих выделениях множество патогенных бактерий, но, при этом, испытывать чувство отвращения к ним. Это опосредуется через бессознательные защитные механизмы, призванные сохранить здоровье и жизнь человека. Рвотный рефлекс, который следует за брезгливостью, нужен в этом контексте для того же.

Движения глаз и бровей

Как гласит народная мудрость, глаза — зеркало души. Это и правда чрезвычайно выразительная черта лица. Одних глаз достаточно, чтобы показать такие эмоции, как веселье, страх или гнев. Глаз окружают многочисленные группы мышц. С их помощью человек может, например, широко раскрыть веки, показав всю радужную оболочку. Другое сокращение мышц приведет к тому, что глаз, наоборот, прищурится, вокруг него возникнут морщины.

У бровей есть отдельные, свои собственные группы мышц. Внешними и внутренними кончиками бровей управляют разные мышцы, поэтому брови могут не только подниматься и опускаться, но и принимать волнообразную форму! Есть ещё и специальные мышцы, с помощью которых мы сводим брови над переносицей.


Выше на рисунке приведены примеры глаз (J1, J2 и J3), выражающих одну и ту же эмоцию — радость.

Бровь находится в нейтральном положении или слегка приподнимается. Важно также, что когда мы улыбаемся, внешние уголки глаз прищуриваются и приподнимаются вверх благодаря смещению щёк. По наличию этого прищура искреннюю улыбку можно отличить от фальшивой.

На рисунках A1, A2 и A3 изображены глаза, выражающие гнев или отвращение. Очень тяжелую работу здесь выполняют мышцы над переносицей. Они сводят брови вместе и тянут их вниз, создавая тем самым множество морщин между бровями и на переносице. Глаза на рисунках F1, F2 и F3 выражают потрясение и страх. Это единственное выражение лица, при котором веки открывают всю радужку. В зависимости от формы бровей широко открытые глаза могут выражать разные эмоции — от удивления до ужаса.

Брезгливость в социуме

Возникает закономерный вопрос: а является ли нормой тот факт, что представители некоторых профессий в силу своей работы избавляются от чувства брезгливости? Например, врачи, парикмахеры, повара и т.д.

С позиции безопасности, – конечно, не является. Однако избавлением от брезгливости назвать такие профессиональные свойства тоже нельзя. Это, скорее, что-то сродни возросшей толерантности: привычный раздражитель не активирует защитные механизмы, пока он встречается человеку в одной и той же степени.

Можно привести красочный пример, чтобы проиллюстрировать эту закономерность. Врач, работающий на станции переливания крови, никак не реагирует на кровь людей, даже если ему доподлинно известно, что человек болен ВИЧ-инфекцией или гепатитом. Да, он использует методы индивидуальной защиты (перчатки, маски), но и без них кровь не вызывает в нем отторжения.

При этом тот же самый врач не смог бы искупаться в бассейне, заполненном кровью, – он подсознательно будет испытывать страх перед заражением инфекцией или отравлением. Раздражитель – тот же, а реакция другая.

Граница между нормой и болезнью

Крайности – это всегда что-то, приближающееся к патологии. Крайняя степень брезгливости, равно как и полное ее отсутствие – это болезненные состояния, заметно затрудняющие людям жизнь и ставящие ее под угрозу.

Мизофобия («боязнь грязи») – это чрезмерная брезгливость (не пренебрежительность!). Человек, страдающий мизофобией, моет руки через каждые 10-15 минут, протирает все поверхности, с которыми он соприкасается, салфетками, и, конечно же, никогда не ест в гостях и общественных местах. Любая грязь вызывает у него не просто страх, а, скорее, панику. Согласитесь, что жить в таких условиях весьма проблематично. Вот это – болезнь.

Другая крайность (которая, кстати, встречается на порядок реже) – отсутствие брезгливости. Данное состояние опаснее мизофобии, – риск «заполучить» инфекцию или пищевое отравление при нем намного выше. Обе упомянутые крайности – извращение одного из самых основных человеческих инстинктов – инстинкта самосохранения.

Ситуация 2. Ужасно боюсь заразиться!

Даже не предполагала, что с моей брезгливостью будет так трудно работать! По долгу службы я все время связана с людьми, но боюсь случайно прикоснуться к клиентам, которые заходят к нам в офис, не дышу, когда кто-то начинает чихать или кашлять. Порой едва взгляну на человека – и меня передергивает от брезгливости!..

Виктория М., Орел

Опасность: Проще всего, конечно, в таком случае посоветовать человеку сменить специальность, но вот проблема: на любой работе приходится общаться с людьми, браться за те предметы, которых касалась их рука.

Выход: Заведите друзей из среды врачей и, когда ваши отношения станут достаточно доверительными, поделитесь своей проблемой.

Постарайтесь сократить ваш контакт с гигиеническими средствами. Начните пользоваться ими по строгой схеме. Например: 4 раза в день протираете руки дезинфицирующим средством, во второй половине рабочего дня моете руки с мылом и т. д. Действуя по этой схеме, вы сможете и нервы успокоить, и постепенно перевести свою брезгливость просто в разряд полезных гигиенических привычек.

Почаще вспоминайте знаменитое изречение Гиппократа: «Не боль убивает, но наш страх перед ней!». Действительно, как глупо заболеть просто из страха заразиться! Кстати, врачи в поликлиниках отмечают, что во время эпидемии гриппа лишь 1 из 20 заражается от своих пациентов, а для других заразных заболеваний этот показатель еще ниже!

Рисуем иллюстрацию, где главное — выражение эмоций

Понимание основ открывает неограниченные возможности стилизации персонажей. Вернемся к началу статьи, где мы рассматривали базовое геометрическое построение. Три основные фигуры остаются неизменными, но их пропорции можно и нужно менять! Это позволяет создавать стилизованные и в то же время правдоподобные лица.

Работа с простыми геометрическими фигурами также помогает контролировать наклон головы в перспективе. Например, мы хотим нарисовать симпатичного персонажа с большими глазами и круглым лицом, который слегка откинул голову назад. Для этого надо увеличить размер параллелепипеда, а полуцилиндр сделать короче, и учесть ракурс при построении этих фигур. На следующем этапе рисуем череп, соответствующий этим пропорциям, и уже поверх него — собственно лицо.

Чтобы улыбка выглядела искренней, давайте приподнимем брови и немного прикроем нижнее веко щекой. Обратите внимание, как растянутый рот приподнимает щёку и делает её форму более округлой.

Движения носа

Когда речь идет о выражении эмоций, роль носа недооценивают. Тем не менее, он способен привнести в выражение лица трудноуловимые, но важные нюансы — если рисовать его правильно, конечно. Обратите внимание, что на рисунке N4 ноздри вытягиваются вместе со ртом. А когда человек глубоко вдыхает, они открываются шире обычного. Это поможет нарисовать напряжённое выражение лица, как на рисунке N5. Когда мы злимся или испытываем отвращение, мы морщим нос (N2 и N3).

Выражения лица с соответствующим носом: N1 — нейтральное, N2 — отвращение, N3 — гневное отвращение, N4 — удивлённое, N5 — напряжённое

Советуем вам побольше экспериментировать, смешивать разные эмоции и создавать уникальные выражения на лицах персонажей. Главное, как можно больше наблюдайте натуру! Зеркало — незаменимый инструмент для любого разработчика персонажей.

LiveInternetLiveInternet

«В таком времени живем»

ФИ

Конечно, он писал о людях вообще. Понятно.

Ему повезло, он нынешнюю трагедию одичания украины не застал.

Поговорим о брезгливости. Тема эта в сегодняшней России особенно актуальна. Откуда она вообще взялась? Представим себе миссионера на стоянке дикаря. Тот уже овладел огнем и настолько цивилизован, что ест жареное мясо. Он жадно отправляет в род дымящиеся куски. То ли от дыма, то ли от {350} простуды вдруг у него потекло из носу. Дикарь почувствовал под носом неприятное щекотание и, чтобы унять это щекотание, не прерывая приятное занятие, мазнул под носом очередным куском мяса и отправил его в рот. И тут наш миссионер пытается ему объяснить, что он нехорошо поступает. Он срывает лопоухий лист с близрастущего куста, приближает его к собственному носу (платок слишком сложно) и показывает, как надо было поступить. Дикарь внимательно выслушивает его и вдруг с сокрушительной разумностью говорит: — Но ведь это не меняет вкус поджаренного мяса! И в самом деле миссионер вынужден признать, что для дикаря это не меняет вкус поджаренного мяса. Брезгливость — плод цивилизации и культуры. Это легко подтверждается на примере ребенка. Маленький ребенок в состоянии полуразумности, как маленький дикарь, тянет в рот все, что попадает ему под руку. Позже, наученный окружающими людьми, он усваивает уровень брезгливости своего времени. Как наглядно, что физическая брезгливость человека развивается вместе с цивилизацией, и какая драма человечества, что нравственная брезгливость развивается гораздо медленней, хотя и само ее развитие многим может показаться спорным. Но я предполагаю, что нравственная брезгливость в человеке развивалась вместе с религией и культурой. Не обязаны ли мы более всего Евангелию за то отвращение, которое мы испытываем к предательству? Образ Иуды стал нарицательным. И хотя поток доносов достаточно мощен до сих пор, но не был бы он еще более мощным, если бы люди не содрогались, уподобляя себя Иуде? Настоящее художественное произведение не может обойтись без этического напряжения. Читая настоящую литературу, мы не только наслаждаемся красотой, но и невольно развиваем в себе нравственные мускулы. И в этом, грубо говоря, практическая польза культуры. {351} Но культура таит в себе свою трагедию. До тех, кому она нужнее всего, до широких народных масс, она доходит медленно, слишком медленно. Такое впечатление, что самая малая доза культуры создает в народе насыщенный раствор и все остальное выпадает в осадок. Культурой в основном пользуются культурные люди, и получается, что культура сама себя пожирает. В этом ее трагедия. Как ее преодолеть — вопрос грандиозной сложности, который должно пытаться разрешить общество в целом и государство. Техническое развитие человеческого ума вырвалось вперед, оторвалось от культуры и грозит человечеству гибелью то ли от рук террористов, то ли от рук безумного диктатора, овладевшего атомным оружием. То ли просто от нового варварства вседозволенности псевдокультуры, которой народ пичкают глупые книги и средства массовой информации и которую народ активно поглощает и потому, что она примитивная, и потому, что она поощряет низменные человеческие инстинкты. Проявляя нравственную брезгливость, мы должны уже сегодня с этой псевдокультурой бороться более беспощадно. Положение народа еще более драматично, чем положение самой культуры. Народы мира теряют нравственные нормы своих традиций, вырабатывавшиеся тысячелетиями, а настоящей общечеловеческой культуры, как я уже говорил, пока почти не усваивают. Не случайно терроризм в мире принял международный характер. Уверен, что лихие боевики сыграли в этом свою роль. Народы уходят от своей народной культуры и не приходят к общечеловеческой. На вопрос: «Умеешь ли ты читать?» — один из героев Фолкнера отвечает: «По-печатному могу. А так нет». Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше полуграмотности. Это касается и интеллигенции. …В связи с наступающим хамством. Небольшой пример, как любил говорить вождь. Насколько я помню из литературы, в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века слово «дерзость» имело отрицательный смысл. {352} Говорили: «Повар надерзил. Пришлось отправить его на конюшню». Уже у Даля, конечно, в связи с развитием живого языка, это слово имеет два практически противоположных смысла. Дерзость — необычайная смелость. Дерзость — необычайная наглость и грубость. С начала двадцатого века положительный смысл этого слова в сущности становится единственным. Чем больше хамство побеждало в жизни, тем более красивым это слово выглядело в литературе. И уже невозможно ему вернуть первоначальный смысл. Иногда люди, не замечая комического эффекта, противопоставляют это слово первоначальному смыслу. «Наглец, но какой дерзкий», — говорится иногда не без восхищения. Таким образом, слово «дерзость» — небольшая филологическая победа большого хамства.

Об авторе:

Магдалена Прошовска, или просто Магда Проски — немецкая художница польского происхождения. Известна в первую очередь своими стилизованными, броскими портретами и иллюстрациями. Она работает старшим концепт-художником в немецкой студии Ubisoft, которая занимается разработкой строительной стратегии The Settlers. Примечательно, что как цифровой художник Магда — самоучка. Что не мешает ей быть приглашенным преподавателем в университетах игрового искусства в Кёльне и Дюссельдорфе.

Оригинал статьи на английском

Способы борьбы с пренебрежением

Очень сложно бороться со своими неприятными чувствами. Как правило, такое поведение закладывается еще у ребенка в 3 года, когда он хочет ограничить свое «Я». Именно поэтому один человек ограничивает себя своим нижним бельем, зубной щеткой, а другой использует только свою компьютерную мышку, ручку. Один человек может без проблем употреблять пищу с чужой посуды, а другой несколько раз обмоет тарелку, перед тем, как садиться есть.

Для того чтобы избежать конфликтной ситуации, психологи рекомендуют научиться договариваться со своим партнером. Если вы не можете съесть напополам кусок торта, это не проблема, главное ничего не скрывать, открыто обо всем говорить.

На сегодняшний день считается некультурно показывать свою брезгливость в обществе. Поэтому очень важно следить за своей мимикой, именно она указывает на возникновение чувства отвращения:

  • Не морщите нос. Довольно часто, когда неприятен запах, многие начинают напрягать мышцы носа, таким образом пытаются сдержать дыхание. Со стороны это выглядит неприлично.
  • Не искривляйте и не приподнимайте свою губу. Как правило, чем сильнее брезгливость, тем больше искривлена губа.
  • Не отворачивайтесь от неприятного вам объекта. Многие, пытаясь скрыть свое чувство, начинают постепенно отклонять свое тело назад, при этом смотрят в другую сторону.

Итак, брезгливость – это своеобразная защитная реакция, которая в норме есть у каждого человека. Другое дело, когда пренебрежение переходит все границы, больной не может себя контролировать, странно ведет себя, его не понимают окружающие. В данном случае без помощи психолога не обойтись. Уже давно доказано, что чувство брезгливости закладывается в детстве, поэтому нужно внимательно следить за воспитанием малыша, не запугивайте его, иначе все закончиться хронической неприязнью. Научитесь контролировать себя, старайтесь не показывать свои истинные чувства окружающим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]