Способы изготовления икон из различных материалов

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза — это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории «иконы из металлов», поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести греческие иконы, у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

Макраме – техника узелкового плетения. Существовала с давних времен. Некоторые историки утверждают, что ее истоки следует искать в Китае и Японии, а в 8-10 веках макраме приходит в Европу, где большой вклад, по утверждению некоторых, макраме получило благодаря мореплаванию. Система парусов на кораблях требовала специфики в завязывании узлов, в результате чего, возникают разные по красоте и функциональности узлы, численность которых насчитывала тысячи.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России —  в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом «мозаика», только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.

Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.


Изготовление оклада для иконы. Часть 2

Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.

Начало здесь https://www.livemaster.ru/topic/2564865-izgotovlenie-oklada-dlya-ikony-chast-1?&inside=0&wf=0

Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 1

Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 2

Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 3

И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю…

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 4

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 5

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 6

И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 7

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 8

Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 9

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 10

Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 11

Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 12

Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 13

Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 14

Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 15

Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 16

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 17

Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка…

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 18

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 19

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 20

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 21

Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 22

Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.

Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 23

После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 24

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 25

Эмаль накладываю «с горкой», потом снимаю алмазным надфилем, шлифую. Подробней этот процесс я рассказывал здесь: https://www.livemaster.ru/topic/2399397-kak-delaetsya-vizantijskaya-peregorodchataya-emal?vr=1&inside=1

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 26

Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 27

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 28

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 29

Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 30

Наступила очередь большого венца

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 31

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 32

А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 33

Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня

Вот ссылочка на её кабинет https://www.livemaster.ru/vorobossi

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 34

Всё, роспись готова, оксидирую вот этим

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 35

Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна

Всё закончил. Вот уголочки отдельно

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 36

Теперь всё монтирую и вуаля!

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 37

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 38

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 39

Изготовление оклада для иконы. Часть 2, фото № 40

К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно… Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.

Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку

Мастер-класс: создание иконной доски | Журнал Ярмарки Мастеров

Хочу поделиться с вами процессом создания иконной доски.

Основой произведения служила доска. Для изготовления в России чаще всего употребляли древесину липы, сосны, ели, клена. Иконные доски — это традиционная основа для темперной живописи в иконописи. Икона — это отражение божественного мира.

Доска бывает разных размеров. Она скрепляется обычно: либо сквозными, либо встречными, либо тарцевыми шпонками. У меня на досках используются торцевые шпонки, которые надежно защищают доску от излишнего изгибания и сохраняют ее декоративность.

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 1

На лицевой части доски вытесывается плоское углубление — ковчег. Смысл ковчега — духовный. Он символизирует ковчег завета, то есть святое место, где может быть показанно сокровенное царствие небесное. Однако, множество икон прошлого века писали и без ковчега. Переход от полей к ковчегу называется «лузгой». На полях изображается либо узор, либо святые, либо просто покрыты однотонной краской.

Паволока

Перед нанесением грунта доска проклеивается и к ней приклеевается ткань — паволока. Я использную только х/б ткань. Все материалы, начиная с доски, клея, паволоки, доски, левкаса, натуральных пигментов, замешенных на яичной эмульсии — природного происхождения.

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 2Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 3

Для проклеивания паволоки я использую мездровый клей. Для этого сухой клей вечером замачиваю на ночь для набухания, а на следующий день на водяной бане распускаю клей, доводя его до 60 градусов. В клей для пластификации добавляю олифу. Новую ткань стираю заранее, а затем замачиваю в клею на несколько минут для пропитки. Ткань отжимаю и аккуратно разглаживая руками, выгоняю воздух. Доска с паволокой просушивается сутки.

Левкас

Это грунт, на котором пишется икона. Он изготовлен из мела и клея. Мел покупается специальный, очищенный. Дополнительно я отмучиваю мел — заливаю его водой в трехлитровую банку, размешиваю и оставляю на сутки пока мел не осядет. Воду сливаю, заливаю новую. Эту процедуру повторяю в течении одной недели. Когда мел готов, я выкладываю его для просушки.

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 4Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 5

Варим левкас

Клей доводим до 60 градусов, добавляем олифу и начинаем сыпать щепотками мел. Мел постепенно оседает. Когда мел уже находится на поверхности клея — значит достаточно его сыпать. Дальше необходимо, чтобы мел разошелся, а левкас слегка остыл, и наносим первый слой левкаса на доску. Оставляем для просыхания в помещении без сквозняков. Когда левкас остынет, разойдется мел, убираем его в холодильник, накрывая банку мокрым бинтом с ватой, чтобы влага из левкаса не испарялась.

Далее, на следующий день, когда просохнет первый слой, мы наносим второй слой, уже холодным левкасом. Постепенно разравнивая его удобным для вас инструментом. Итак, левкасим доску целую неделю тонкими слоями, просушивая.

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 6

Спустя неделю, когда доска полностью пролевкашена мы ее хорошо отшкуриваем. Сначала мы используем более грубую шкурку медиум, а дальше шкурим более мелкой fine, пока грунт у нас не будет выгядеть, как фарфор.

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 7

Мастер-класс: создание иконной доски, фото № 8

Когда доска загрунтована, отшкурена можно переносить эскиз и начинать писать икону.

Спасибо вам большое за внимание, до новых встреч!

Алмазная живопись: иконы своими руками

Чтобы изготовить икону собственными руками, вам вовсе не обязательно становиться иконописцем — достаточно приобрести соответствующий набор для рукоделия и овладеть техникой алмазной живописи.

Алмазная мозаика появилась недавно, но уже завоевала популярность среди любителей рукоделия. Эта уникальная техника очень увлекательна — она довольно проста в исполнении, но результат просто потрясающий! Элементы мозаики представляют собой акриловые стразы размером 2,5 х 2,5 мм. Поверхность стразов имеет 9 граней, которые очень эффектно отражают свет, делая изображение потрясающе красивым.

Создав икону своими руками, вы можете поместить ее на свой домашний иконостас или преподнести близкому человеку в подарок на Пасху, Рождество, крестины, свадьбу или любой другой праздник. Иконы представлены в широком ассортименте, так что вы можете выбрать для подарка именно то, что нужно.

Этот вид хобби помогает развить внимательность и аккуратность. Им могут заниматься люди любого возраста и даже дети. Если вас не привлекают религиозные мотивы, то можно поискать любые другие изображения — пейзажи, портреты, натюрморты и т.д. Ну а если вы выбрали икону по своему вкусу, то просто нажмите на изображение и отправляйтесь за покупками.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

   

  

   

   

Как я стала расписывать иконы

В этом году на Пасху ученица подарила мне плетеную из газетных трубочек корзинку. Она была удивительной — такого дива никогда не видела, твердая, с красивой ручкой, ножкой для опоры… Поскольку к рукоделию всегда была неравнодушна, залезла в интернет и стала изучать — как это делается. Накрутили с мужем кучу трубочек, проморили. Сплела несколько корзинок — по первости — корявеньких. Какое-то время на них любовалась — все же свое произведение. Пока смотрела имеющиеся статьи видео по плетнию — попадались и другие загадочные и привлекающие внимание слова: «декупаж», «карвинг», пейп-арт» и т. д. Все это было ново, все хотелось попробовать. И стали пробовать. Сделали с мужем по бутылке с узорами из салфеточных жгутиков, а я еще и цветочки прилепила из полимерной глины к своей бутылке. Потом принялись за досочки, предварительно просмотрев несколько мастер-классов по декупажу. Но самой привлекательной для меня стала точечная роспись. Это был поистине восторг. Сначала я только разглядывала волшебные картинки вазочек, тарелочек и шкатулок, расписанных тончайшим способом, так виртуозно, что дух захватывало. Потом стала смотреть видео и, наконец, дерзнула взяться за контуры.

И вот однажды мой муж попросил сделать в подарок … икону. Зная, насколько это ответственно, я сначала отказалась. Но он настаивал и убедил меня в том, что все получится. И — получилось. А дальше — икона за иконой, милостью Божией. Обнаружила, что можно покрыть лаком основу для вышивки с нанесенным на нее рисунком и расписать прямо по ткани. Этот способ, в целом, понравился, однако, лики святых на этих рисунках часто не удовлетворяли как по качеству печати, так и по сути образа. Стала искать в интернете схемы для вышивки и распечатывать их на плотной бумаге. Этот опыт также в целом оказался удачным. Однако, возникла проблема поиска подходящих схем в приличном разрешении. Наконец, с помощью программ «Биесерок» и «Крестик» я стала создавать такие схемы сама. Само по себе это очень интересно. Находишь подходящее каноническое изображение, которое тебе нравится, помещаешь его в программу, создаешь схему, частично открывая икону, так называемое «личное» — лик и руки. Можно открыть также и какие-то части облачения святого, чтобы потом декорировать их. Оказалось, что можно сделать прямо на схеме узор фона, орнамент рамки, выбрать цвета и т.д. Сразу открылось множество возможностей. Первая икона по авторской схеме уже сделана, но еще не выставлена на ЯМ.

Заинтересовала также меня и роспись по стеклу. Сначала расписала тарелочку — скопировала древнюю византийскую мозаику. Потом поняла, что иконы также можно расписывать по стеклу. Мастер-класс росписи иконы «Умиление» укрепил меня в этих мыслях. Готового результата еще нет, но, надеюсь, скоро будет.

Еще одно направление очень заинтересовало: обновление старых, дорогих сердцу икон. Была у меня любимая икона Пресвятой Богородицы «Казанская». Она была когда-то вырезана из настенного календаря и от времени потерлась, выцвела. Расписывала ее долго, поместила в красивую рамочку — и вот теперь она радует сердце, радует глаз, так и хочется остановиться возлее нее и прочитать «Заступнице усердная» (тропарь Казанской иконе).

Неожиданно стала делать и миниатюрные иконы в форме медальонов. Приобрели заготовки для декупажа, покрыли грунтом, акриловым золотом, расслоили распечатку, приклеили и — можно уже расписывать, да по-разному. Интересно!

Батюшка в храме благословил расписывать иконы, освящает их. Начала слушать курс «Иконоведения» — хочется глубже погрузиться «в тему», больше узнать, чтобы делать поменьше ошибок.

Ведь я – музыкант, много лет веду занятия в Православной певческой школе для взрослых и детей. Видимо, от деда передалось – он тоже был музыкантом и художником!

Прошу у читателей снисхождения, а у православных – еще и молитв обо мне грешной – рабе Божией Елене!

Как писали иконы на Руси. На чем писали иконы

Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.

Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).

Как писали иконы на Руси. На чем писали иконы, фото № 1

Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.

Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.

Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.

В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.

Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.

Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.

Рукописная икона | Журнал Ярмарки Мастеров

Приветствую всех гостей и подписчиков моей иконописной мастерской !!! Рукописная икона, фото № 1Рукописная икона, фото № 1Рукописная икона, фото № 1

Хочу Вам показать этапы написания миниатюрной рукописной иконы .

Как пример представлю икону Пресвятой Богородицы Казанская размером 9 на 10,5 см !!!

1 . Рисунок на иконной доске из дерева ,которая покрыта белым меловым грунтом — левкасом .

Выполняется карандашом , затем процарапывается специальным инструментом .

Рукописная икона, фото № 4

2 . Нанесение полимента — специальный натуральный состав на основе итальянской глины ( +секрет ) на который будет наносится золочение .

Рукописная икона, фото № 5

3. Золочение настоящим листовым сусальным золотом немецкой фирмы NORIS

Рукописная икона, фото № 6

4. Зачистка силуэта фигур .

Рукописная икона, фото № 7

5 . ОПУШЬ — красная линия по краю иконы , НИМБ( вокруг головы ) , НАДПИСИ .

Рукописная икона, фото № 8

6 . РОСКРЫШЬ иконы — нанесение основных цветовых пятен иконы . Краски для иконописи называются ЯИЧНАЯ ТЕМПЕРА они готовятся вручную методом перетирания пигмента из натуральных минералов и яичной эмульсии на основе желтка .

Для этой иконы я использовала : гематит , охру , азурит , киноварь , волконскоит …..

Рукописная икона, фото № 9

7 . Нанесение ПРОПИСЕЙ ( линии рисунка ) и ПОЛУТОНОВ (более тёмные участки ) .

Рукописная икона, фото № 10

8 . Нанесение ПРОБЕЛОВ — высветлений в несколько этапов .

и 9 . Роспись ТВОРЁНЫМ СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ .Краска приготавливается вручную из сусального золота .

Написанные этой краской линии полируются инструментом из агата до блеска.

Рукописная икона, фото № 11

10 . Написание ликов или так называемое ЛИЧНОЕ ПИСЬМО

Рукописная икона, фото № 12

11 . Осталось отполировать агатом золотые линии и нанести покрытие на живопись ( пропитка льняной олифой и покрытие лаком ).

Рукописная икона, фото № 13

При желании можно оформить икону в красивый киот со стеклом который не только украсит , но и защитит её от внешних воздействий ,сохраняя её на долгие годы .

Рукописная икона, фото № 14

Рукописная икона, фото № 15

Фото — натюрморт ИКОНОПИСЬ .

Благодарю что заглянули ко мне , всегда всем рада !!!

Рукописная икона, фото № 16ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В КРУГРукописная икона, фото № 16

С уважением к Вам мастер иконописи Ирина Макарова .

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о