Вороток-трещотка из муфты Бендикса (обгонной муфты привода стартера)

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «В гостях Самоделкина». Сегодня я хочу показать вам очередную мою самоделку.

Это ключ-«трещотка», которую я сделал из так называемого «бендикса» — обгонной муфты привода стартера легкового автомобиля.
Слово «трещотка» я взял в кавычки неспроста… Там ничего не трещит! Просто, название это я применил по аналогии с «народным названием» выпускаемых промышленностью воротков для торцовых ключей с односторонним рабочим ходом. Они, как всем известно, в самом деле имеют такое свойство — трещать при отводе воротка в сторону, обратную рабочему ходу. (Щелчки издаёт подпружиненый клин, проскакивающий по зубьям храповой шестерни).

В ключе, получившемся у меня ничего не трещит, потому что устроен он по совершенно другому принципу. В отличии от «трещоток», изготовленных по принципу храповика, «бендикс» представляет собой роликовую обгонную муфту, в которой несколько подпружиненных роликов, попадая в сужение, плотно заклинивают внутреннюю обойму в наружной при вращении обоймы в одну сторону, и выталкиваются в более широкое пространство (и тем самым освобождая обойму) при вращении в другую сторону.

Именно такое устройство обгонной муфты, приводимое в действие соленоидом, запатентовал в 1910-м году изобретатель и промышленник Винсент Хьюго Бендикс. Прошло более ста лет, но до сих пор не найдено более удачного решения для ввода стартера в зацепление с венцом маховика, при этом предотвращая обратную трансмиссию после заводки двигателя. Слово «бендикс» уже стало народным названием этого узла. И мало кто из автолюбителей знает, что это — фамилия великого инженера…

Сама идея была взята мною из интернета. (На авторство идеи я не претендую.))) В сети есть много публикаций такого плана. Но, как правило, люди ограничиваются тем, что изготавливают и приваривают сам собственно вороток, а в качестве рукоятки просто приваривают гаечный ключ:

(фото взято из интернета)

В итоге у них получается громоздкая и неудобная конструкция, мало применимая на практике, так как редко приходится заворачивать/отворачивать гайки «в чистом поле», а подлезть этим воротком в недоступное место достаточно проблематично.

К тому-же, просматривая ролики с изготовлением этой «нереально крутой самоделки» я обратил внимание на то, что авторы зачастую, видимо, не знают устройства обгонной муфты, потому что нещадно перегревают её сваркой!!! А ведь там — пружины! После перегрева ресурс этого устройства (и без того не особо большой) снижается в разы, если не на порядок…

Конечно-же, у меня есть в наличии «трещотки» самых разных размеров и модификаций. Но эту я решил изготовить по другой причине. В данное время я изготавливаю одно самодельное приспособление (оно не закончено, поэтому опишу я его позже). И это приспособление нужно будет приводить в действие вращением болта. Соответственно, надо бы укомплектовать его и соответствующим ключом, чтобы «не искать инструмент для инструмента», когда придёт пора его использовать!)))). Для укомплектовки других своих самоделок я использовал дешёвые китайские воротки-трещотки с Али-Экспресс. Но не в этом случае! Ведь здесь нужно будет вращать болт М10!! А это — головка 17 миллиметров! Как правило, под такие нужен уже вороток большего размера.

Порывшись в своих запасах, я нашёл вот такую мощную «головку» на 17 ещё советского производства:



Она изготовлена под вороток с гранью 10 мм. У меня нашлась такая «трещотка». Но она оказалась хорошего качества, и мне не хотелось её «портить», кладя в комплект к инструменту, пользоваться которым я буду, возможно, не каждый год!))). Да и «взыграла кровушка истинного самодельщика», и я решил изготовить самодельную «трещотку»!!! Да так увлёкся, что отложил на время даже сам инструмент для которого её сделал!! fool

Вот что мне для этого понадобилось:

1. Обгонная муфта («бендикс»).
2. Профильная труба сечением 20 на 20 мм. (Для изготовления рукоятки).
3. Стальной пруток диаметром 12 мм (для изготовления воротка).
4. Заглушка пластиковая для профильной трубы.

Начинаем. Сам «бендикс» мне достался после замены его на автомобиле «Тойота-Ярис», а потому он оказался достаточно компактных размеров:


Устройство его ничем не отличалось от устройства почти всех «бендиксов» — внутренняя обойма жёстко связана с шестернёй, которая входит в зацепление с венцом, наружная — с корпусом, имеющим с другой стороны выступающую ступицу с наклонными шлицами, посредством которых устройство совершает поступательное движение при входе/выходе в это зацепление…

Вначале я, при помощи УШМ, отрезал шестерёнку:

foolfool
Потом отрезал и ступицу. При этом я оставил с обеих сторон по небольшой выступающей части:
fool
fool

Далее я приступил к изготовлению рукоятки. Для этого я взял отрезок профильной трубки со стороной 20 мм, и стенкой 1,5 мм. Это было обусловлено тем, что толщина обоймы «бендикса» оказалась 17 мм — как раз внутренний размер трубки.

fool

На конце трубки я сделал в противоположенных гранях по два пропила так, чтобы впоследствии эти грани разогнуть, а в двух других сделать полукруглые выемки:

Это необходимо для того, чтобы потом плотно вложить «бендикс» в получившуюся рукоятку и приварить. При этом следует обратить внимание на то, чтобы со стороны ступицы рукоятка прилегала как можно плотнее, а вот со стороны шестерни не доходила до неё:

fool

fool

После этого осталось приварить рукоятку к корпусу и зачистить… Это лучше сделать, конечно, при помощи полуавтомата, ведь кожух обоймы, к которому нужно приварить, выполнен из металла малой толщины. Но у меня была только дуговая сварка, поэтому места сварки выглядят не очень красиво. Ведь варить пришлось маленькими каплями, опуская после каждой в воду. (Не забываем, что пружины внутри могут «сесть» при перегреве!!!)

Окончательно зачищал при помощи наждачно-лепесткового круга:

fool
fool

Теперь приступим к изготовлению собственно воротка. Я выбил изнутри втулку

fool

Внутренний диаметр шестерни оказался около 12,5 мм. (У ступицы — на миллиметр больше). Поэтому сам вороток я решил изготовить из прута, диаметром 12 мм, обрезок которого нашёл в своём «металлоломе»:

fool
Для начала я выровнял торец:
fool
Потом, работая «болгаркой» с зачистным кругом, придал концу прутка на длину 10 миллиметров квадратную форму со стороной, равной тоже, примерно 10 мм.
fool

(Примерно — потому что я просто использовал в качестве шаблона посадочное отверстие нужного мне торцового ключа. Взять штангенциркуль руки так и не дошли)))).

Потом я вставил пруток в ключ, выровнял и отметил на другой стороне маркером размеры, по которым потом отрезал и обработал. Ведь переключение на реверс в моей «трещотке» не будет предусмотрено!))) Поэтому необходимо просто сделать два посадочных места подголовки с разных сторон. Одним будем отворачивать, другим — заворачивать…:

Продумывая эту самоделку, я решил сделать на воротке шариковую фиксацию головок. Для этого уже добыл подходящие шарики из подшипников и пружинку из зажигалки.))). Но, изготовив вороток, я заметил, что, благодаря достаточно точной подгонке и отказу от тонкой шлифовки и полировки, одетый на вороток торцовый ключ держится достаточно плотно! Его трудно сбросить даже если очень сильно и резко трясти инструмент, держа за рукоятку!!! Поэтому я решил не заморачиваться и не делать никаких фиксаций!!! Тем более, что использовать мою «трещотку» я буду очень редко и только для одной операции..

Поэтому я просто вставил вороток внутрь «бендикса»

fool

И приварил к тому, что осталось от шестерни.

fool
fool

При этом опять таки, периодически охлаждая, и следя за тем, чтобы не случилось перекоса — с другой стороны он должен свободно вращаться в отверстии ступицы, не задевая её стенок:

fool

И зачистил сварочные швы:

fool
После этого я покрасил изделие. Использовал начатый баллончик с чёрной эмалью, который попался под руку:

Ну вот, моя «трещотка» почти готова! Осталась окончательная «доводка». В торец рукоятки я забил пластиковую заглушку для профильных труб подходящего размера. (Я часто использую в самоделках трубы квадратного сечения, поэтому в запасе есть много различных заглушек. Ведь стоят они совсем копейки, а «законченный вид» изделию придают очень даже хорошо:

И напоследок, решил сделать инструмент более ярким. От меня инструмент постоянно «прячется» (а, тем более, чёрный))), поэтому я стараюсь добавить в него какой-либо яркий цветной элемент. Самым простым способом является обматывание рукоятки жёлтой, или красной изоляционной лентой…

На этот раз опять под руку попалась красная:

fool
fool

Вот и всё!! Инструмент готов к использованию…
Напоследок хочу сказать, что использовать такой вороток для затягивания и срыва гаек нельзя!! Конечно же, и обычные «трещотки» не предназначены для этого!!! Все мы знаем, что для этого в каждом комплекте торцовых ключей обязательно присутствует обычный стальной вороток!!! Именно им и необходимо сорвать гайку, и, только после этого, переставить головку на «трещотку», чтобы удобнее было её прогнать на всю длину резьбы…. То-же самое и в обратной последовательности — прогоняем гайку до упора, снимаем «трещотку», устанавливаем вороток, и затягиваем….

…Э-э-э… Только вот покажите мне человека, который никогда не нарушал эти инструкции…)))) ok
А вот, в случае с роликовой обгонной муфтой такие номера могут не пройти…)))). Ведь ролики при затяжке вжимаются в узкую часть просто таки с колоссальным усилием!!! При этом они выполнены хоть и из высокоуглеродистой, но, в то-же время, из достаточно пластичной стали (иначе они будут скользить и не смогут исполнять свою функцию). А посему, может быть такое, что даже после одного очень сильного затягивания на них просто появятся небольшие приплюснутости в местах сжатия…

И всё!!! Они уже не смогут перекатываться, и будут всегда раположены именно в этом одном положении, что приведёт к очень быстрому их истиранию!!! Ведь, не катаясь, они будут истираться и на «рабочем ходу», и, даже на «холостом»!!! А до полного отказа достаточно стереть лишь малые доли миллиметра!

Поэтому рассматривать такую «трещотку» как полноценный рабочий инструмент всё-же не стоит…. Но для нечастых операций она, безусловно, подойдёт.

Ну и, как водится у нас- самодельщиков, не стоит забывать об удовольствии от изготовления нужной вещи из того, что собирались выбросить! dance3

dance3 Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

Трещотка своими руками удивит автомобилистов | Самоделки на все случаи жизни

Незаменимый инструмент в арсенале каждого домашнего мастера – гаечный ключ-трещотка. Если в гараже есть обычный бендикс стартера, который уже не пригодится, то из него можно изготовить отличный инструмент.

Необходимые элементы и инструменты

Для изготовления трещотки из бендикса стартера понадобятся:

  • бендикс стартера (например, от ВАЗ2106),
  • пассатижи,
  • маркер,
  • тиски,
  • металлический прут,
  • гаечный ключ,
  • болгарка (угловая шлифмашина),
  • сварочный аппарат.

Процесс изготовления трещотки

  1. При помощи пассатижей отсоединить лишние части бендикса. Должны остаться только соединенные косозубый вал и шестерня привода бендикса.
  2. Маркером сделать отметку на косозубом вале.

  1. Закрепить шестерню в тисках и обрезать болгаркой по линии, обозначенной маркером.
  2. Отполировать линию среза болгаркой так, чтобы не осталось зазубрин.
  3. Вставить в отверстие металлический прут. Отметить на нем маркером линию среза.

  1. Зафиксировать полученную конструкцию в тисках и отрезать по отмеченной линии болгаркой.
  2. Отполировать срезы болгаркой, закруглить края.
  3. Приложить гаечный ключ к бендиксу и приварить его.
  4. Приварить прут к шестерне.

  1. Закрепить полученную конструкцию в тисках шестерней вверх.
  2. При помощи болгарки обработать часть прута, которая находится возле шестерни. На нее после обработки должна свободно одеваться торцевая головка на 17.
  3. Открепить конструкцию, перевернуть ее на 180°, и опять закрепить в тисках.
  4. При помощи болгарки обработать часть прута, которая находится возле приваренного ключа. На нее после обработки должна свободно одеваться торцевая головка на 17.

  1. Трещотка готова к использованию.

Особенности:

  • часть трещотки, которая ближе к шестерне, откручивает гайки,
  • часть, которая ближе к приваренному ключу, закручивает гайки.

Итак, с использованием бендикса, и других инструментов, можно самому сделать полезный, но слегка громоздкий инструмент. Для этого нужно следовать инструкции и соблюдать технику безопасности. Навыки работы с инструментами помогут создать трещотку своими руками.

Видео инструкция

Похожие самоделки

notperfect.ru

Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера

Испытываете трудности с откручиванием заржавевших болтов? Предлагаю вам самим попробовать сделать отвертку, которая позволит открутить практически все что угодно!
Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера
Порой бывают случаи, когда необходимо открутить сильно заржавевший болт или, например, шурупы с сорванными гранями. Обычным инструментом тут не справишься. И вот на помощь вам придет такой незатейливый инструмент, который вы легко сможете сделать самостоятельно. Я расскажу, как его делать на примере ротора от неисправного электрического стартера «Запорожца».

Первым делом отрезаем часть вала ротора на которой находится обмотка (см. фото 1), а затем, с оставшейся удаляем все лишнее.

Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера
В итоге получаем только вал и втулку (см. фото 2).
Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера
На втулку надеваем отрезок трубы, который нам будет служить рукояткой. С другого конца в трубку вставляем заглушку из обрезка большого болта, который не позволит рукоятке деформироваться вследствие ударов молотком и параллельно ограничит ход вала внутри этой втулки (см. фото 3).
Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера
Затем, при помощи электросварки, свариваем все детали (см. фото 4).
Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера
Конец вала затачиваем в форме квадрата, чтобы была возможность надевать различные головки (для болтов). В случае если необходимо открутить шуруп, в головку необходимо вставить соответствующую биту. Принцип работы отвертки прост: при совершении удара молотком по торцу рукояти вал начинает немного проворачиваться на косых шлицах, внутри рукоятки. Этого вполне достаточно, чтобы присохший болт сорвался с места.

Из-за того, что все детали электростартера выполнены из высококачественной стали (необходимо резать болгаркой), отвертка получается довольно мощной и долговечной. Сильных ударов молотком по рукояти делать не стоит, потому что у шурупов или болтов будут срываться головки. А для того, чтобы шлицы прослужили вам долго верой и правдой, их необходимо постоянно смазывать.

Примечание! Для изготовления этой отвертки подойдет старый стартер практически от любого легкового автомобиля. И чем крупнее, тем мощнее получиться у вас инструмент.

Удобная и практичная ударная отвертка из автомобильного стартера Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

✔Крутая идея для самоделки из ОБЫЧНОГО БЕНДИКСА СТАРТЕРА | моё

Сохранили к себе

wlt-PictureRepostsList

и ещё 2 человека

Текст из видео:

  • 00:00: друзья я снова всем привет в сегодняшнем видео я бы хотел бы с вами поделиться очень интересной идеи для самоделки надеюсь она вам очень понравится а если вам интересна тема видео то давайте продолжим просмотр а для начала хочу представить вам канал проверенный aliexpress если вас интересуют товары от проверенных продавцов обзоры на интересные устройства еще возможность вернуть
  • 00:30: себе часть потраченных при покупке денег заходите на проверенный aliexpress и подписывайтесь на канал ссылка будет в описании ну а для нашей самоделки друзья нам пригодится вот такой вот бендикс из-под стартера автомобиля в данном случае я использую бендикс от ваз 2106 от стартера ваз 2106 классический вариант [музыка] [музыка]
  • 01:48: [музыка] [музыка]
  • 02:27: [музыка] [музыка] [музыка] и [музыка]
  • 03:58: [музыка]
  • 04:30: [аплодисменты] [музыка] [музыка] [музыка]
  • 05:22: [музыка]
  • 06:11: [музыка]
  • 06:41: [аплодисменты] [музыка] ну вот друзья у нас простая видите шпилька с гайкой теперь посмотрим наш ключ вот на нашу трещетку самодельную одеваем головку на 17 и смотрим это оборачивает видите да
  • 07:13: вот [музыка] а сворачивает одеваем головку переворачивать перекидываем наш ключ все это заворачивает [музыка] с простого бендикса вот вид надо [музыка] это мы заворачиваем
  • 07:55: это мы отворачиваем [музыка]
  • 08:26: [музыка]
  • 09:16: ну что друзья вы
  • 09:48: видели как наша самодельная трещотка работает а сделано на всего лишь из простого в яндекса и рожкового ключа и если вам понравилось видео то не забываем ставить лайк и подписку на канал девицы видео с друзьями бежать колокольчик под видео но все всем до новых встреч [музыка]

postila.ru

Ремонт бендикса стартера своими руками (фото и видео).

Добрый день. В сегодняшней статье расскажу, как произвести ремонт бендикса стартера своими руками. Традиционно для нашего сайта статья представляет собой подробную инструкцию с фото и видео материалами.

 

 

Что такое бендикс (обгонная муфта)?

В современных автомобилях двигатель запускается при помощи электрического стартера.  Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока, который через специальную муфту передает вращение на маховик двигателя.

вот так выглядит стартер:

вот так выглядит маховик:

Обычно,  шестерня на стартера имеет 10-12 зубьев, а фланец на маховике,  зацепляясь с которым стартер запускает двигатель, имеет больше сотни зубьев.

Если исключить обгонную муфту, то после того как двигатель запустится, даже на холостом ходу, стартер раскрутится до запредельных 100000-200000 оборотов! Естественно при этом он разрушится.

Для того, чтобы это не происходило, применяется специальная обгонная муфта, в простонародье называемая бендикс.

Работает она по принципу задней ступицы велосипеда, т.е. крутящий момент передается только в одну сторону — от стартера к двигателю.

Устройство бендикса:

Причины неисправностей бендикса.

Все неисправности проявляются одинаково —  бендикс срабатывает через раз или вообще не срабатывает, стартер при этом крутится.

Визуально неисправность бендикса проявляется вот так:

life-with-cars.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о