самостоятельный монтаж, виды, и нюансы конструкций

Как бы фантастично это ни звучало, но самостоятельная постройка небольшой лодки, может быть выполнена каждым из нас. Отбросим все сомнения на этот счет и, вооружившись инструментами и некоторыми рекомендациями, соберем плавучее средство!

Фото фанерной конструкции лодкиФото фанерной конструкции лодки

Строим лодку

Конечно, первым делом мы рассматриваем варианты материала и здесь сразу сделаем свой выбор в пользу фанеры. Не будем перечислять преимущества фанерного листа, просто скажем, что потребуется нам ФСФ листы различной толщины. Это влагостойкий материал, который мы обработаем различными средствами в прцессе работы.

Выбор модели

Здесь мы мало чем можем помочь, у каждого любителя прогулок по воде есть свои предпочтения, мы, однако приведем простые параметры плавсредства, которые будут у нас:

  • Длина нашей конструкции составит 3500 мм, переведем в метры для лучшего ориентира – 3,5 метра.
  • 1350 мм – ширина, или 1,35 метра, что вполне подходит для лодки.
  • Высота борта – 50 сантиметров.

Вот на этом варианте мы пока остановимся. Пример лодкиПример лодки

Важно! Рассмотренный вариант является всего лишь одним из многих типов плавательного средства и не означает точного конструирования именно по его лекалам. Выбор типа лодки производится по большому количеству параметров.

Закупка материала

Не зависимо от типа лодки, ее строения и количества посадочных мест, нам потребуются основные материалы, в которых фанера для лодки будет на первом месте.

Итак, по порядку:

  • Фанера ФСФ толщиной в 4 мм. Мы выбираем под оговоренные размеры конструкции габариты листа 1240х2450 мм, и потребуется нам три таких листа.
  • Эпоксидная смола минимум 5 килограммов.
  • Один килограмм отвердителя на выбор.
  • Два-три литра микросфера, это наполнитель для эпоксидной смолы.

Важно! Чтобы облегчить работу, инструкция по использованию эпоксидной смолы может предложить для определения нужного количества материала не весы, а шприцы. Это удобнее, особенно, с учетом самостоятельной работы.

Раскройка

В процессе раскройки нет ничего сложного, мы делаем полностью всю разметку на фанерном листе и приступаем к распилу материала. Кстати, для распила нам необходим будет электролобзик.

Если попробовать сделать распил любым другим инструментом, то это, скорее всего, приведет к:

  1. Неровной линии среза;
  2. Материал будет в сколах.
Пример раскрояПример раскроя

И, несмотря на то, что фанерные лодки, конечно, обрабатываются и красятся, давайте все же проведём распил как надо без дефектов и повреждения материала.

Раскраиваем днище и бортовые элементы. Тут надо понять один важный момент, мы ведем работу самостоятельно, чертеж нам все равно нужно будет либо сделать самим, перелопатив при этом гору литературы, либо заказать, обратившись к специалистам.

По опыту можно сказать, что второй вариант более предпочтительный, если нет у нас самих такого опыта.

Важно! Для того чтобы во время раскроя и распила у нас было временное крепление некоторых элементов, перенос выкройки на фанерную поверхность, приклейка привального бруса и многое другое, можно использовать биндеры по размерам компонентов кроя.

Сборка

Далее нам необходимо обработать рубанком все симметричные элементы нашей конструкции. Для этого можно использовать электрорубанок, и спокойно все сделать. После обработки принимаемся за сверление отверстий, которые помогут нам сшить корпус. Обрабатываем торцы

Обрабатываем торцы

Отверстия сверлим так, чтобы фанерная лодка была еще и внешне привлекательной, но главное, выдерживаем равный шаг в 100 мм между ними, и ведем просверливание на расстоянии 5 мм от края заготовки.

Сшивка днища может быть произведена капроновой нитью, и для этого есть свои причины:

  • Капроновая нить всегда обладает высокой прочностью.
  • Капрон отлично себя чувствует в воде, не подвержен ни гниению, ни коррозии.
  • После того, как нить пропитается эпоксидной смолой, она будет работать по принципу армирующего элемента.

Теперь, когда элементы днища сшиты, пора их проклеить, и для этого нужен импровизированный стапель. Склеивая детали фанерной лодки между собой, не забываем, что нам нужно вывести галтель, и можно это очень просто сделать, используя пластиковую ложку. Смола постепенно схватывается и принимает нужную форму, пока мы строим лодку из фанеры.

Пример сшивкиПример сшивки

Изготовление деталей

Нарезаем полосы стекловолокна и подготавливаем их для проклейки швов. Пока не приступаем к проклейке, нам нужен транец. Это будет нижней частью кормы, на которую мы сможем вешать мотор. У нас будет и моторная и гребная лодка из фанеры — как захотим на ней ходить, так и пойдем, но транец все же выпилим.

Для изготовления транца нам потребуется лист плотной и толстой фанеры, выберем 10 мм, разметим все и также электролобзиком все выпиливаем.

Далее приступаем к проклейке швов. Для этого стеклоткань пропитываем эпоксидной смолой, а поверхность под поклейку грунтуем.

Следующим этапом идет сборка бортов, которые сшиваются так же капроновой нитью, здесь нам потребуется помощь, чтобы все точно присоединить, прижать и сшить, фанерный лист будет изогнут и для этого потребуется некоторое усилие. Сборка бортаСборка борта

При готовых элементах борта и днища вшиваем транец, его клеим на эпоксидную смолу. Далее проклеиваем своими руками все швы стеклотканью. Уделяем этому процессу большое внимание, швы у нас должны получиться аккуратными и полностью проклеенными, иначе лодка будет давать течь.

Шпангоуты

Следующим шагом будет изготовление сплошных шпангоутов — это своеобразные ребра жесткости, которые мы выпиливаем из фанерного листа минимум в 6 мм толщиной. На готовые и вставленные шпангоуты устанавливаем банки.

Шпангоутов у нас получилось 4 штуки, как раз с шагом в 70- 80 см можно их крепить, это придаст и конструкции прочность и нам удобно будет здесь расположиться.

Далее важная часть – привальный брус, который мы вначале изготавливаем из двух брусьев. Он должен будет обеспечить дополнительную жёсткость бортам конструкции. У нас он находится по линии борта, а значит, банки и шпангоуты к нему отношения иметь не будут. Устанавливаем шпангоутыУстанавливаем шпангоуты

Совет! Это в нашем проекте так, но можно пустить привальный брус и по внутреннему периметру конструкции и положить на него банки, заодно соединив с ним шпангоуты. Это еще больше придаст прочности всему средству.

Если когда-то проходил ремонт, в котором использовались струбцины, хорошо, будет легче работать, если нет — не проблема, используем их по контрольным точкам, чтобы прижать привальный брус, заодно можно и биндерами «обложить» брус в пространстве между струбцинами.

Кстати, мы можем и картоп изготовить, благо есть проекты и расчёты и по этому типу мотолодки, к тому же мы предусмотрели место и для мотора.

Следующим шагом вшиваем передний шпангоут. Здесь сделаем небольшое отступление. Дело в том, что до сих пор мы установили шпангоуту цельные, а этот у нас будет из остатков фанеры, и мы его сделаем похожим на очертание ребра жёсткости с большим отверстием посредине.

Так как он будет накрыт палубой, то у нас получится закрытое пространство, которое мы можем использовать для хранения различных вещей. Палуба изготавливается так же из остатков фанеры и мы задумаем ее сделать на 50-80 см в длину, в общем, здесь нет обязательного условия, главное, чтобы было удобно. Импровизированная палуба

Импровизированная палуба

Если бы у нас была лодка из одного листа фанеры, она бы потребовала работы не меньше, но и масштаб совсем другой.

Это сказано к тому, что мы практически использовали все материалы уже, а теперь определим, что было нужно именно от фанеры:

  • Три листа толщиной в 4 мм, естественно речь о влагостойкой фанере.
  • Один лист толщиной в 10 мм, его можно покупать в наименьшем размере, он пойдет на изготовление транца.
  • Один лист фанеры толщиной в 6 мм. Его нужно будет рассчитать по количеству шпангоутов и банок.
  • И сюда же добавим минимальный по размеру лист толщиной в 24-25 мм, он нам потребуется для усиления некоторых частей коснтсрукции.

В принципе, при наличии заранее подготовленного проекта и всех расчетов, закупка материала может вестись поэтапно, от шага к шагу в процессе изготовления лодки, все равно иначе мы никак не можем вести работу.

Внутренняя работа

Помимо шпангоутов и банок, нужно будет внутри по периметру вклеить внутренние части привального бруса, все это придает жесткости и прочности. Вместе с этим проводим работы по усилению транца. Для этого можно еще и шурупы использовать, которыми мы стягиваем приклееные к транцу куски фанеры. Привальный брусПривальный брус

Еще раз проверяем крепление банок, и если оно нас устраивает, оставляем все без изменений. Кстати, привальный брус мы можем укрепить практически по ватерлинии, лодка у нас подойдет для мелководья и для глубоководных рек и озер, так что ватерлиния будет располагаться на удобной высоте.

Отделка

Здесь нам снова потребуется помощь, конструкцию придется перевернуть, чтобы заняться работой с внешней стороной днища.

Устанавливаем лодку днищем вверх и начинаем работу по оклейке всех швов. Для этого снова используем стекловолокно и эпоксидную смолу. Вообще, здесь можно стеклоткань сложить в два слоя.

Пока все высыхает, мы удаляем шурупы из транца, там уже все стянулось и полностью склеилось. Ставим дрель на реверс и выкручиваем шурупы, а отверстия забиваем либо мебельными мини чопиками, либо заделываем шпаклевкой по дереву.

Обрабатываем швы, снимая лишнюю смолу, и приступаем к установке днищевых и бортовых реданов. Это должны быть планки, толщиной в 20 мм и шириной в 40 мм. Причем по бору мы их пускаем по ширине, а на дно устанавливаем на ребро ближе к носу, естественно, срезая их под углом. Реданы крепим на эпоксидную смолу, а изнутри вкручиваем в них шурупы по дереву.

Заключение

Итак, на этом тема, как построить лодку из фанеры практически заканчивается, ведь нам остается только полностью обработать лодку снаружи эпоксидной смолой и покрасить в цвет, который мы, собственно говоря, и выберем. А после того, как все высохнет, можно начинать испытания! ОтделкаОтделка

Можно еще сказать, что после постройки такого плавсредства, стоит попробовать замахнуться на еще более интересную конструкцию, а это уже складная лодка из фанеры, которая строится точно по такому же принципу. Исключением здесь является то, что ее можно разобрать на две или три части, а соединяется она по шпангоутам.

Вывод

Судя по изложенному выше материалу, постройка лодки может пройти достаточно успешно, что не странно, если есть точные чертежи и выдержаны основные требования к проектированию. Поэтому еще раз уточним, что строить необходимо по готовому проекту.

И конечно, нельзя не отметить несказанно низкую стоимость конструкции, ведь цена включает проект и материалы, а все остальное, это наша работа! И вести мы ее можем без спешки, уделяя максимум внимания деталям и элементам.

В результате – отличная лодка, которая может прослужить долгие годы! А в представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (узнайте также что такое авиационная фанера и для чего она применяется).

Лодка из фанеры своими руками

Приобретение новой лодки порой требует не малых финансовых вложений. Да и подобрать под себя и свои нужды хорошую модель порой не просто. Гораздо проще изготовить лодку самому. Если посмотреть на процесс сборки, то на первый взгляд ничего сложного в нем нет, но строительство требует затрат времени и денежных средств. Но в конечном итоге выгода все равно будет налицо.  Рассмотрим наиболее легкий способ сборки – лодки из фанеры.

Преимущества лодки из фанеры

Лодка способна разместить на борту до 2-3 человек (в зависимости от весовых категорий граждан). Преимуществом данного изделия является:

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …
  • Доступность строительного материала.
  • Лодка способна передвигаться, с применением весел, двигателя или парусного снаряжения.

Исходный материал по прочности не уступает ПВХ изделию. Фанеру используют даже при строительстве яхт. Данный материал легко поддается обработке. При установке мотора, лодка способна развивать не плохую скорость.

Лодка из фанеры своими рукамиЛодка из фанеры своими руками

Что необходимо для изготовления лодки?

Первое, что необходимо для начала строительства лодки – это вместительное помещение, где можно будет поместить готовую конструкцию. Далее следует подобрать инструменты для построения чертежей. Такой набор включает в себя следующие предметы:

  • мелок;
  • рулетка;
  • картон;
  • бумажный клей.

Для процесса сборки понадобятся такие инструменты:

  1. электролобзик;
  2. молоток;
  3. топор;
  4. рубанок;
  5. строительный степлер.

Также следует учесть необходимые строительные материалы:

Полезная информация
1 лист фанеры 1500х1500х5
2 доски из сосны или дуба
3 стеклоткань для оклейки бортов лодки
4 шпатлёвка
5 влагостойкий клей
6 олифа
7 краска
8 гвозди

Лодка из фанеры своими рукамиЛодка из фанеры своими руками

При использовании фанерного листа такой толщины, наиболее подходящими размерами лодки из фанеры, построенной своими руками, будут являться следующие:

  • длина судна – 4 метра 50 см;
  • ширина – 1 метр 5 см;
  • глубина – 40 см.

Процесс переноса чертежа на рабочую поверхность

Проверив правильность составленного чертежа, переносим его на картон. Делается это, для более удобного, дальнейшего копирования на фанеру.

Учитывайте направление волокон при копировании чертежей. Данный этап опирается на конструкцию собирающихся элементов судна. Направление движения волокон, должно быть строго перпендикулярно килю.

Если разбирать конструкцию футоксов, их конструкция должна быть чуть большего размера, чтобы избежать брака.

Технологический процесс

Для строительства лодки из фанерного листа, необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Проводим копирование чертежа на картон.
  2. Копируем с картона на фанеру.
  3. Устанавливаем киль и закрепляем форштевень.
  4. Крепим шпангоуты.
  5. Крепим ахтерштевень и транец.
  6. Производим обшивку днища фанерным листом.
  7. Обшиваем бортовые заготовки.
  8. Проводим герметизацию соединений и швов.
  9. Шпатлюем корпус плавсредства и производим покраску.

Сборка корпуса лодки

После заготовки необходимых деталей для остова судна, начинается процесс сборки. Все действия должны проводиться аккуратно, обращая внимание на все погрешности, не допуская помарок.

При закреплении шпангоута к килю, необходимо провести предварительное крепление, только выполнив проверку правильности выполненных действий, закрепляем детали окончательно.

Жесткость каркаса зависит от качественного скрепления футоксов. Футокс – это основной элемент в шпангоуте. Шпангоут в свою очередь состоит из 3 составляющих:

  • 2 футоксов, располагающихся по бокам и стоящих в вертикальном положении. К ним крепятся борта судна.
  • Флортимберса, находящегося снизу и горизонтально, которая крепится к килю.

Следующим этапом, будет изготовление форштевня. Для него необходима крепкая порода дерева. Самый лучший вариант — это дуб, либо, в крайнем случае, подойдет вяз. Если представится такая возможность, то изготовления форштевня лучше производить из цельной детали, имеющей нужный природный изгиб. В случае, если такой возможности нет, то можно обойтись и сборным, но так теряется крепость изделия. Есть еще вариант, требующий усилий, вырубить топором деталь из куска доски.

Каркас лодки

Первое с чего начинается сборка каркаса лодки – это установка киля. Киль – это ребро, проходящее через всю лодку. От него крепится впереди, форштевень. Форштевень необходим для разрезания водной преграды и повышения скоростных качеств судна.

После этого начинаем подготовку к установке шпангоутов. Для этого необходимо провести все разметки, чтобы не случилось каких-либо отклонений. Только после этой процедуры разрешается установка. Далее все части, а именно шпангоуты, штевни и транец, проходят предварительное скрепление между собой.

Проводим проверку правильности установочных работ и окончательно крепим все части. Все места соединения обрабатываются предварительно антисептиком, а после высыхания, олифой.

Для обшивки берутся изготовленные ранее заготовки и действия производятся по ниже приведенному плану:

  1. Укладываем скелет судна кверху килем.
  2. Проводим обработку шпангоутов и киля, наждачной бумагой.
  3. Производим установку дна лодки и скрепляем детали степлером. В дальнейшем крепеж производится гвоздями.
  4. Таким же способом поступаем с бортами лодки.
  5. Склеивая заготовки, необходимо обратить внимание на то, в каком направлении расположены волокна фанеры. При правильном расположении они должны быть вдоль всей конструкции.

Клеевые работы

Проклейка необходима, чтобы повысить прочность конструкции, при необходимости нужно заполнить все трещины и швы. Проклейке подвергаются места соединения киля и шпангоута. В случае если после скрепления фанеры гвоздями, остались места, где есть не плотное прилегание, то такие места заполняются клеем.

Для повышения прочности и ходовых качеств судна, фанерная обшивка покрывается стеклотканью. При наклеивании стеклоткани, необходимо хорошо разгладить материал, чтобы предотвратить появление складок и воздушных пузырей.  Проклейку производим от киля к верхней части лодки. За счет равномерного распределения ткани по всей поверхности это повышает прочность конструкции.

Лодка из фанеры своими рукамиЛодка из фанеры своими руками

Покрасочные работы

После полного просыхания от клея, приступаем к заключительному этапу – покрасочным работам. Перед этим необходимо пройтись по всем неровностям и трещинкам, шпатлевкой. После наносим грунтовочную смесь и два слоя краски.

Катер самодельный Робокоп

конструкция и материалы, проведение работ

В зимний период многие домашние мастера задумываются о строительстве лодок, ведь цена качественной и надежной моторной лодки может оказаться не по карману многим любителям порыбачить, или же просто поплавать по озеру или реке. Самый разумный выход из ситуации — лодка из фанеры своими руками, которую можно построить даже не имея особых навыков.

В данной статье мы поговорим о том, как сделать лодку из фанеры своими руками, чтобы в итоге получилось надежное судно с хорошими ходовыми характеристиками.

На фото – самодельная лодка из фанеры.На фото – самодельная лодка из фанеры.

Строим лодку самостоятельно

Постройка лодки из фанеры своими руками – это намного более простое занятие, чем может показаться на первый взгляд. При должном усердии с проведением работ сможет справиться даже новичок.

Предлагаемая конструкция является очень простой и доступной. Она рассчитана на семейные прогулки (3-4 человека), при этом её можно без труда как транспортировать на машине, так и переносить вручную.

Собственный вес изделия приближен к весу каноэ или байдарки, однако в отличие от них в данной лодке можно стоять и меняться местами на ходу, не рискуя потопить судно. Конструкция позволяет использовать не только весла, но и ходить под парусом или прикрепить мотор, охотиться, ловить рыбу, плавать в прогулочных целях. (см. также Постройка каноэ из фанеры своими руками)

Конструкция и материалы

Лодка «классической» конструкции.Лодка «классической» конструкции.

Как образец, мы взяли наиболее оптимальный и универсальный вариант лодки. Описываемая лодка имеет длину 3,5 метра, глубину – 0,5 метра и ширину 1,35 м.

Совет!
Дабы проверить «мореходные» качества выбранной конструкции, сделайте макет из картона и протестируйте его в ванне с водой.
Если конструкция не тонет – нагрузите её в разумных пределах, чтобы удостовериться в правильности выбранных пропорций.

Материалы, которые понадобятся для работы:

  1. Фанерные листы ФСФ 4 мм, размерами 1240 х 2450 – 3 штуки.
  2. Фанерные листы по 6 и 10 мм толщиной.
  3. Эпоксидная смола ЭД-531 – 5 кг.
  4. Отвердитель (к примеру, Телалит) – 1 кг.
  5. Микросферы (Кобасил) – 2 л.
  6. 1 рулон стеклоткани.
  7. 1 рулон старых обоев для изготовления выкроек.

Проведение работ

Вырезаем детали.Вырезаем детали.

Итак, строим лодку из фанеры своими руками.

В этом вам поможет простая инструкция:

  1. Переносим выкройки днища на обойный лист.

Совет!
Проще всего осуществлять перенос выкройки «по квадратам».
Этот прием позволяет сохранить пропорции.
Для этого необходимо расчертить выкройку квадратами 1 х 1 см.
После этого измеряется её длина и ширина.
Далее по пропорции высчитывается размер квадратов для выкройки лодки, исходя из её реальных размеров.
Размечается обойный лист, на который и переносится рисунок.

  1. С обойного листа переносим выкройку на лист фанеры.
  2. Берем электролобзик и выпиливаем детали. (см. также Выпиливание электролобзиком из фанеры: чертежи и правила работы с инструментом)
  3. Раскраиваем бортовые элементы. При проведении операций, где необходимо временное скрепление элементов, желательно использовать биндеры.
  4. Обрабатываем рубанком симметричные элементы лодочного корпуса.
  5. Сверлим отверстия для сшивки корпуса через промежутки в 100 мм с отступом от края 5 мм.
  6. Сшиваем два элемента днища при помощи капроновой нити (аналогично сшиванию валенок).
  7. Склеиваем днище эпоксидной смолой, выводим галтель.
Склеенное днище лодки.Склеенное днище лодки.

Совет!
Галтели на швах удобнее всего выводить при помощи пластиковой ложки.

  1. Разрезаем стеклоткань на полосы по 5 см и 7 см в ширину. Резать следует под углом в 45 градусов.
  2. Отжигаем полученные полосы на костре.
  3. Для транца используем фанерный лист, толщиной 10 мм. Проклеиваем стеклотканью внутренний шов, расположенный на днище. Стеклоткань следует пропитать «эпоксидкой», постелив пленку на пол. Такая пропитка предотвращает осыпание материала.
  4. Далее фанерная лодка своими руками полностью сшивается.
  5. Вшиваем транец на эпоксидном клею.
  6. Проклеиваем стеклотканью транцевые и внутренне бортовые швы.
  7. Из листа, толщиной 6 мм изготавливаем сплошные шпангоуты.
  8. Вшиваем шпангоуты, после чего необходимо проклеить их.
  9. Изготавливаем и вклеиваем привальный брус. Его наружные части следует прижимать по всей длине струбцинами и биндерами, расположенными между ними.
  10. Из остатков фанеры изготавливаем и вшиваем передний шпангоут и палубу.
Сборка конструкции.Сборка конструкции.
  1. Вклеиваем внутренние элементы привального бруса.
  2. Вклеиваем усиление транцевой доски. Оно имеет такие размеры: толщина – 25 мм, ширина – 130 мм.
  3. Вклеиваем притранцевую полочку (15 мм шириной) и вертикальные кницы.

Совет!
Усиление транцевой доски необходимо закрепить при помощи шурупов на время высыхания эпоксидки.

  1. Переворачиваем лодку, устанавливая её на стапель. Под сидения вшиваются и проклеиваются кницы.
  2. Все наружные швы необходимо в два слоя оклеить стеклотканью.
  3. Удаляем шурупы из транца. Их посадочные места следует рассверлить и вклеить вместо шурупов мебельные чопики.
Устанавливаем палубу.Устанавливаем палубу.
  1. Изготавливаем бортовые реданы, которые необходимо «посадить» на клей, закрепив изнутри шурупами.
  2. После застывания клея, удаляем шурупы из бортовых и днищевых реданов.
  3. Обрабатываем лодку эпоксидной смолой.
  4. Лодка из фанеры под мотор своими руками должна быть полностью окрашена снаружи. Изнутри красится только днищевая и нижняя часть борта.
  5. Лодка устанавливается в нормальное положение, после чего верхняя часть привального бруса выравнивается рубанком и пропитывается эпоксидной смолой.
  6. Лодка готова. Как видите, мотолодка из фанеры своими руками – это вполне воплотимо. Осталось лишь приобрести мотор, чтобы у нас была полноценная моторная лодка. Цена такого судна будет значительно ниже, нежели готовых аналогов, продающихся в магазинах, при этом внешне самодельное плавсредство выглядит ничуть не хуже, чем те, что производятся именитыми фирмами.
Изделие перед покраской.Изделие перед покраской.

Заключение

На сегодняшний день многие домашние мастера изготавливают фанерные лодки своими руками. И при большом желании вы также сможете сделать собственное плавсредство самостоятельно. Для этого нужен лишь материал и ваша прилежность в работе.

В данной статье мы рассмотрели, как построить лодку из фанеры своими руками, используя подручный инструмент. В процессе изготовления, вы можете вносить в конструкцию некоторые коррективы, в зависимости от своих личных предпочтений. В зависимости от назначения и грузоподъемности вами может быть изготовлена совершенно оригинальная конструкция, правильность расчетов которой, вы сможете проверить, изготовив макет, о чем шла речь выше. (см. также Как правильно изготовить мебель из фанеры своими руками)

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительный материал по данной теме.

Лодка из фанеры своими руками: изготовление конструкции (видео)

Лодка незаменима, если решено отправиться на рыбалку или просто провести время на реке с семейством или друзьями. Ведь лодка дает возможность не просто уплыть в поисках рыбы, а двинуться навстречу приключениям, отплыть в романтическое путешествие. Поэтому если есть возможность взять такое транспортное средство, то вряд ли стоит отказываться от такого удовольствия. Но одно дело купить лодку, а совсем другое дело сделать ее самостоятельно.

Лодка из фанеры

Лодки из фанеры достаточно практичны и являются бюджетными, именно поэтому они пользуются большой популярностью.

Ведь для того, чтобы по истечении нескольких месяцев лодка из фанеры, построенная собственноручно, встала на весла и пошла по волне, необходимо только наличие материалов, инструментов, чертежей, желания построить лодку и терпения. Стоит сказать, что лодка из фанеры своими руками – дело кропотливое, но вполне осуществимое.

Преимущества

К ним можно отнести:

Лодка из фанеры

Вес лодки из фанеры составляет всего 10-15 кг.

  1. Небольшой вес конечной конструкции в отличие, например, от катеров. Это очень важно, если к месту рыбной ловли или отдыха предстоит пройти незначительное расстояние, а автомобиля нет. Вес фанерной лодки в облегченном варианте составляет 10-15 кг, что является небольшим весом для 2 человек. Конечно, если лодка построена по каркасной технологии, то ее вес увеличивается до 60 кг, что значительно больше, но не критично для переноса на малые дистанции.
  2. Компактность конструкции. Лодка из фанеры не является массивной, особенно это касается маленьких моделей, которые называют плоскодонками. Такая лодка не длинная, но достаточно широкая, однако ее можно весьма удачно расположить для зимнего хранения в гараже.
  3. Вместительность. Лодки из фанеры средней конструкции обладают вместительностью в 2 человека, при этом люди, находящиеся внутри лодки, могут свободно поменяться местами и встать на ноги при необходимости. Малые лодки рассчитаны на 1 человека, но при этом он не испытывает никакого дискомфорта. Однако каркасные лодки из досок, которые обшиты фанерными листами, могут вмещать до 5 человек. Но все же такого количества людей внутри лодки лучше избегать.
  4. Надежность конструкции и достаточная простота в период дальнейшей эксплуатации.

Вернуться к оглавлению

Материалы и инструменты

Конструкция корпуса лодки из фанеры

Конструкция корпуса лодки из фанеры.

Основным материалом для изготовления лодки является фанера. Ее шпонированные слои склеивают фенольным клеем в производственных условиях, что обеспечивает требуемую прочность для изготовления лодки своими руками. Необходимая фанера имеет маркировку ФСФ и чаще всего выполнена из шпона березы. Чтобы лодка получилась добротной, а усилий для выполнения работ по ее шлифованию и отделке потребовалось не очень много, фанерные листы должны быть наивысшего сорта.

Если такие марки трудно достать или их стоимость является высокой, то при выборе фанеры более низкой марки особое внимание следует обратить на качество торцов фанерных листов. На них не должны присутствовать сквозные щели. Множественность сучков, мелких отверстий тоже не приветствуется. От правильного выбора фанерных листов зависит не только качество лодки, ее характеристики, стоимость и время на отделочные работы, но и количество требуемого материала и швов в готовом изделии. Поэтому к этому процессу следует отнестись ответственно.

Если для изготовления отдельных частей лодки требуется использование досок или брусков, то их выбирают сухими. При этом изъянов, дефектов, повреждений должно быть минимум.

Стеклоткань, которая используется для обшивки лодки, удобнее приобретать в рулоне, а затем уже при необходимости можно разрезать его на кусочки (при выполнении проклейки стыков и швов). Цельный кусок стеклоткани нужно применить для отделки днища.

Корабельный лак

Для лодки из фанеры нужно покупать корабельный лак, так как он лучше всего убережет материал от воды.

Такие расходные материалы, как клей, лак, краска, должны приобретаться с учетом того, что материал будет некоторое время подвергаться воздействию воды. Так, лак лучше брать корабельный, а краску не на водной основе.

В качестве скоб для скрепления элементов лодки можно использовать медную проволоку или пластиковые зажимы. То есть это должен быть такой материал, который впоследствии можно легко удалить.

Из инструментов для строительства лодки необходимо приготовить:

  • электрический лобзик с запасными пилками;
  • шлифовальная машина;
  • рубанок;
  • молоток;
  • длинная рулетка (желательно, металлическая линейка) и карандаш;
  • струбцина;
  • кисточка для нанесения клея, лака;
  • пульверизатор для краски;
  • шпатель для разравнивания стеклоткани в процессе склеивания.

Вернуться к оглавлению

Изготовление лодки

После того как приобретены материалы и подготовлены инструменты, можно приступать к строительству лодки. Если стандартный размер фанеры не соответствует размерам лодки, то листы надо скрепить между собой. Наиболее надежным методом крепления является сращивание фанеры на ус. Для того чтобы выполнить такое соединение, необходимо провести ряд действий:

Шпонированная фанера

Для изготовления лодки берется шпонированная фанера.

  1. Листы фанеры укладываются друг на друга. Карандашом намечают конечную линию уса. Его длина соответствует 10-12 толщин листа фанеры.
  2. Для того чтобы ус сформировался правильно и был максимально ровным, на фанерный лист закрепляют струбцинами ограничительную планку. Вдоль этой планки рубанком формируют ус. При этом нельзя допускать резких перепадов по его длине.
  3. После грубого формирования уса с помощью шлифовальной машины доводят его до идеально ровного состояния. При этом листы постоянно совмещают, делая точную подгонку.
  4. На усы наносится клей, листы фанеры складываются обработанными плоскостями друг на друга и закрепляют струбцинами. Для увеличения давления на шов можно положить дополнительные грузы.
  5. Излишки клея удаляют на этом этапе, не допуская его высыхания.
  6. После того как шов схватится, можно его освободить от струбцин. Но склеенный лист должен еще пролежать не менее суток, чтобы клей окончательно застыл.
  7. Если клей еще проступил, его удаляют наждачной бумагой. При этом шов делается ровным и практически незаметным.

После того как стыки высохли, листы фанеры готовы для раскроя лодки. Для начала размечают дно. Лист фанеры укладывают на ровную поверхность и при помощи линейки и карандаша наносят чертеж на лист. При этом вначале чертят осевую линию, затем наносят сетку, а после – по ней контуры будущей лодки.

После того как нанесены очертания лодки, лобзиком выполняют разрезы. Желательно, чтобы лобзик был большой мощности, а пилки были для фигурного реза. Это позволит сделать ровный разрез без разрывов края листа. Распил выполняют строго по нанесенной линии.

Вернуться к оглавлению

Рекомендации

Вырезка деталей лодки

Детали лодки вырезаются при помощи электролобзика.

Для раскроя бортов достаточно нанести линии разреза на один из листов, а затем надежно скрепить струбциной и разрезать при помощи лобзика. После выполнения распила листы разъединяют, и получается 2 борта. Аналогично размечают и выпиливают из листа фанеры транец.

Чтобы стыки прилегали друг к другу плотнее, по краям примыкания листов фанеры шлифовальной машиной выполняют фаски. После этого можно приступать к сшиванию деталей лодки. Это можно сделать при помощи скоб из медной проволоки или пластиковых зажимов. Делать это надо, начиная с кормы, двигаясь к носу лодки. Такая последовательность выполнения позволит сгибать лист постепенно.

Проволоку или зажимы пропускают в отверстия, расстояние между которыми примерно 30 см. Если крепят проволокой, то ее концы закручивают при помощи плоскогубцев, надежно фиксируя крепеж. При этом концы проволоки или зажимов должны находиться снаружи лодки. Крепить необходимо все элементы: борта, транец.

После того как крепление завершено, проверяются геометрические размеры лодки. А затем зажимы еще раз затягиваются плотнее. В местах установки шпангоутов ставят распорки, чтобы не нарушить геометрию при дальнейшей работе.

Для того чтобы клеевой шов был ровным, на расстоянии 5-10 см от линии стыка по всему внутреннему периметру лодки наносят малярный скотч. Далее начинают проклейку швов изнутри лодки. Для этого берут клей, кисточку, стеклоткань, шпатель. Стеклоткань, если она изначально не разрезана на ленты, нарезают на кусочки длиной в 5 см и шириной в 7 см для нанесения одного слоя.

Стыки на лодке

Чтобы стыки друг к другу прилегали более плотно, по краям фанеры нужно сделать фаски шлифовальной машинкой.

После этого кисточкой наносят клей на стык, прикладывают кусочек стеклоткани и шпателем разравнивают поверхность таким образом, чтобы не образовывалось морщин и пузырей. Рядом приклеиваемые кусочки стеклоткани должны располагаться внахлест. После выполнения первого слоя, делают второй. При этом кусочки стеклоткани делают немного шире, чем для предыдущего слоя. Проклеивают швы 2 раза, а затем и 3-й раз для повышения надежности. Делать это необходимо тщательно и неспешно. Это наиболее кропотливый и трудоемкий процесс во всем строительстве лодки.

После того как швы просохли и надежно схватились, крепятся привальные брусья по верхнему краю лодки, а внутри на клей закрепляют шпангоуты. На транец крепят накладки для его усиления.

Затем, перевернув лодку вверх дном, удаляют проволочный крепеж или пластиковые зажимы. Наружный шов скругляют при помощи шлифовальной машины. После этого эти швы (боковые, носовые) проклеивают аналогичным способом, что и внутренние, используя стеклоткань, клей и шпатель. Швы должны хорошо пропитаться и схватиться. В итоге, после окончания склеивания и застывания по всем швам, должен образоваться надежный стеклопластик. Из фанеры вырезают форштевень для носа лодки и скамейки.

Вернуться к оглавлению

Дополнительные моменты

Рейки сечением 50х10 будут служить килем и стрингерами. Эти элементы придадут лодке дополнительную жесткость, а также уберегут дно от возможных повреждений при швартовке. Рейки должны быть очень качественными и не содержать никаких изъянов, повреждений и сучков. Кроме того, их необходимо предварительно отшлифовать, а затем прикрепить саморезами и клеем на днище лодки.

Для закрепления якорной веревки или крепления к пристани устанавливаются форштевень и носовой болт.

Для того чтобы рейки надежно схватились, на них укладывают груз до полного застывания клея.

После этого, если позволяют средства и терпение, дно и наружные борта лодки покрывают еще 1 слоем стеклоткани и клея. Это образует защитный слой стеклопластика по всей поверхности лодки, которая контактирует непосредственно с водой и склонна к деформации в первую очередь. Затем лодку покрывают краской и лаком. Это также служит защитой от влаги.

Очевидно, что при всей кропотливости, трудоемкости работы по изготовлению сделать лодку из фанеры своими руками вполне по силам в домашних условиях. После понимания того, как сделать лодку из фанеры самостоятельно, можно приступать к постройке катера или яхты.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о