Самодельные колонки на широкополосных автомобильных динамиках

Различные автомобильные динамики валяются наверное у каждого. Часто им нет применения, а выкидывать жалко, поэтому есть смысл собрать на них хорошую акустику, так как сами по себе (без корпуса) они играют очень слабо. Можно сделать небольшие настольные колонки, вот только смысл ради таких малышей затевать работу, когда можно чуть увеличив конструкцию собрать сразу приличные напольные колонки, которые благодаря большому объёму будут воспроизводить басы настолько хорошо, что и сабвуфер не понадобится!

Обычные компьютерные колонки не подходят для прослушивания техно / хард стилей музыки, разве что в спокойном блюзе они работают хорошо. Здесь же получится пара АС под универсальные цели — и кино, и музыка, и динамичные игры.

Основа — среднечастотный широкополосный динамик. Высокие частоты желательно отдельным ВЧ твитером отрабатывать, благо китайские попсовые стоят недорого.

Настройка бассрефлектора около 44 Гц. Чувствительность 87 дБ. Кабели для соединений 2 мм2. Управляется акустика УМЗЧ с двумя TDA7294. Размеры колонок 1000 x 215 x 300 мм. Туннель рефлектора 72 x 143 мм.

Фильтр кроссовер

Катушки бескаркасные:

  • 0,33 MH, 0,480 Ом, Dr 0,70
  • 0,050 MH, 0,090 Ом, Dr 1,00

Дроссели с сердечниками:

  • 0,47 MH, 0,160 Ом, Dr 1,00
  • 2,0 MH, 0,400 Ом, Dr 1,00

Резисторы:

  • 3,6 Ом, 5 Вт, металлизированный,
  • 10 Ом, 5 Вт, керамика
  • 4,7 Ом, 5 Вт, керамика,
  • 10 Ом, 5 Вт, металлизированный.

Конденсаторы:

  • 5.6uf IPC / 400 В
  • 15uf IPC / 400 В
  • 2.7uf IPC / 400 В
  • 10uF IPC / 400 В
  • 0,68uf IPC / 400 В
  • 2.7uf IPC / 400 В

Изготовление АС

Корпус сделан из панелей ДСП и МДФ 18 мм соответственно скручено винтами, дополнительно склеен с помощью Wikol для усиления структуры и уплотнения. Стены внутри заполнены демпфирующим материалом полиэфирного типа, а задняя стенка — битумным покрытием.

Передняя часть корпуса сделана на заказ и является самой дорогой части конструкции, не считая громкоговорителей (хотя их чаще всего достают бесплатно). Фрезерного оборудования не было, вот и пришлось заказать, но вам нет смысла усложнять работу когда будете повторять АС.

Прослушивание музыки

Высокие тона на хорошем уровне, по качеству средний уровень, басы на удивление сильные, возможно это ощущение вызвано комнатой, в которой они играют, но настольные АС не показывали таких бочек. В целом, положительное впечатление. Звук довольно чистый. Колонки прекрасно работают в блюзе, техно, рэп. Отличный женский вокал, можно долго слушать без перерыва. Громкоговорители 87 дБ и возможно они могли бы выдержать звук до 100 Вт.

Самодельные колонки “открытый экран” на Висатон В200 . Open baffle DIY speakers on Visaton B200.

( Внимание уважаемого читателя – есть более свежая публикация на эту тему – http://klimanski.com/?p=1212 )

Это моя третья по счету попытка сделать самому  домашнюю акустику. Что толкает меня на эти эксперименты ? Неудовлетворенность имеющимися в продаже акустическими системами. Точнее, их малопригодностью для ламповых усилителей класса хай-энд, которые ( особенно однотактные ) как правило не бывают достаточно большой мощности чтобы раскачать 4-х омную акустику чувствительностью менее 90 – 95 дБ.

Мой первый опыт – это фазоинвертор на 4А-32, это было еще лет так 7 – 8 обратно.  Для начала это было неплохо. По крайне мере, с тех пор я почувствовал, что широкополосные динамики ( даже советские с их низким качеством исполнения ) это то, что надо.  Конечно, звучание 4А-32 меня радовало недолго и изготовление самодельной акустики показалось мне делом слишком сложным и я надолго оставил дальнейшие попытки. Я снова перешел к поиску коммерческой акустики.  Пробовал JBL, Focal, Magnat, Mission, Audio Note, Behringer, RCF,  Spendor, продукцию местной ( Рижской ) Радиотехники. Много чего переслушал. Неоднократно бывал на ежегодных выставках Хифи в Гельзенкирхене и Манчестере. Много я переслушал акустики, и так и не возникло желания хоть что-то из  этого  множества ящиков покупать.  Почти 100 % предлагаемой акустики – это ЗЯ или ФИ. И основная их общая проблема – сложности с глубиной сцены – у большинства АС ее просто нет, а у лучших экземпляров – этот объем есть только в очень небольшом секторе, где может находиться слушатель. Шаг впрао – влево – и снова вместо сцены – две ОТДЕЛЬНО играющие колонки. И другое мое мнение такое – даже относительно чувствительная многополосная акустика, сделанная для современных транзисторных мегаваттных усилителей как-то угнетающе действует на звук и особенно на его панораму, объемность, целостность восприятия картины.  Пока звук пройдет через многочисленные дроссели и конденсаторы ( на которых как правило все производители экономят ) разделительных фильтров, он становится как-бы пропущенным через мясорубку, бесформенным.  Особенно это чувствуется на малой громкости.  Наверно многие из вас наблюдали такую картину – вроде бы  вы устанавливаете комфортную для вашего уха громкость – но качеством звука вы недовольны – и вы крутите рукоятку регулятора громкости вперед – ну вот ! теперь и четкость, и панорама, и верха…. но громкость явно велика и ваши уши через пару-тройку минут сворачиваются… или  стучат или что еще хуже, приходят соседи…  Этого дефекта лишены однополосные ( широкополосные ) АС – в них просто нет кроссоверов ( разделительных фильтров ) плюс источник звука ближе к точечному.  Правда, у них ( особенно это есть у 4А-32 ) другие сложности – иногда окраска тембра на средних частотах и не всегда достаточная детальность ( особенно на высокой громкости ). Однако это вопрос качества ШП динамика. Я в этом убедился сейчас, когда собрал – чтобы вы думали ? – простой акустический экран с 200 мм ШП динамиком Висатон В200. Размер экрана – 75 см на 110 см, собран из имеющихся в магазинах четырех листов фанерованного ДСП толщиной 16 мм, сложенных таким образом, что общая толщина составила 33 мм. Между листами проложен слой вспененного пластика, который подстилают под  ламинированные полы. Этот сэндвич стянут болтами. Достаточной ширины панелей небыло, поэтому сэндвич сложен из черырех сложенных внахлест панелей –  две 50 х110 и две 25 х 110. Диаметр отверстий под динамик – в наружной панели – 182 мм, во внутренней – 223 мм. Динамик вставляется со стороны задней панели и шурупами прикручен к предней панели.

После часов так двух прогрева эта акустика меня поразила прекрасным басом, сего я никак не мог от нее ожидать.  До прослушивания я уже был морально готов включать саб, но…. Он для большинства трэков не нужен !  Я пишу эти строки под музыку Чайковского ( моно ! пока только одна колонка !  усилитель на ГМ-70, на 1/20 громкости )  и не могу оторваться.  В балетной музыке хватает и барабана и литавров – все звучит супер сбалансированно тонально, некчему придраться !  Бас четкий,  абсолютно без бубнения и фазоинверторного, действующего на нервы 50- 70 Гц резонансного бухания  и совсем не растворяется от снижения громкости !  Колонка играет громче, чем Магнат 709 ( 93 дБ), так что  чувствительность моего экрана где-то 95 – 96 дБ.  Вот это да ! Моя третья попытка удалась ! Долой многополосные фазоинверторы ! Вот что надо слушать !  Срочно делаю вторую колонку!

Ну вот,   img_5167_2сделал вторую. Конечно баса  в стерео варианте стало еще больше.  Просто восторг !   Попса и классический рок идут на ура. Ну а особенно хороша классика. Панорама и объем очень хороши, но надо эспериментировать с размещением эранов.

Правда, надо сказать честно – частот ниже герц так 60 – 70 нет. Но зато то, что есть, оно очень солидно.    Любителям хорошей музыки очень советую попробовать собрать, все очень просто, я собрал одну за 2 часа. Расходы – примерно 50 долларов на одну ( не считая динамиков ). Конечно, для озвучивания фильмов-катастроф, тяжелого рока и хэви метал нужен саб.  Из недостатков. Мое ухо слышит недостаток самых верхов ( более 15 кГц ), то есть  есть мысль дополнить пищалкой  с частоткой до 50 кГц – для воспроизведения обертонов.  Несколько недостает детальности воспроизведения верхов – думаю это исправить той же дополнительно пищалкой.   Других недостатков нет. Ну только места вроде бы много занимают… Но зато плоские  – за ней сзади и барахлишко какое сложить можно…

Кто захочет повторить – чуть ниже есть чертежи, но точные размеры нужны только для отверстий под динамик – остальное не принципиально. На чертеже нет высоты – 1100 мм.

Позднее в панель были вмонтированы высокочастотные динамики от Фостекс FT 17H, которые были подключены через разделительный конденсатор Мундорф 0.1 мкф.  Сразу высокие частоты приобрели воздушность, легкость, появилось рассыпающееся после удара трелочки “серебро”.  Однако, как всегда это “однако”…  Добавление этого динамика вдали от оси основного широкополосopen_baffle1

ника привело в некоторому расфокусированию звука, он стал более рассредоточенным – он снова стал, увы,  немного похожим на те многополосные акустические системы, от которых так сильно в лучшую сторону отличается простой экран с одним широкополосником. Вывод один – источник звука должен быть точечным. То есть звук, записанный при помощи широкополосного микрофона ( а так записаны 100 % всех записей ) должен и воспроизводиться широкополосным динамиком.  Это особенно важно для воспроизведения средних и высших частот, так как размер колонки и расстояние между расположенными на передней панели динамиками будет одного порядка с длиной волны звука ( например, для 2000 Гц длина волны составляет всего 17 см ! ), а значит, наше ухо обязательно почувствует расфокусирование звукового образа из-за смещения воспроизводящих различные частотные диапазоны динамиков  от оси, особенно отрицательно это будет сказываться на музыкальных инструментах, основные частоты которых  попадают в облать разделения кросовера.  В случае баса это уже не должно играть заметной роли и низкочастотные порты можно располагать и с заметным смещением от оси.  Я заказал в слесарной мастерской специальный кронштейн для крепления высокочастотника непосредственно перед широкополосником ( в центре на его оси – так крепят обычно автомобильные пищалки ). Есть надежда, что может такое расположение высокочастотника не будет приводить к размыванию образов.

А вот что получилось после добавления высокочастотников – фото ниже. Порт фазоинвертора на правой колонке – это следы неудачной попытки разместить за экраном сабвуфер.

img_5168_2

Добавлено 26 декабря 2010:

Ну вот и бас удалось поправить. Басит не хуже, чем саб ! Идею я как всегда позаимствовал из инета. Один господин делал колонки из канализационных труб ПВХ http://t-linespeakers.org/projects/sampson/index.html. Я попробовал соединить эту идею с открытым экраном – получилочь здорово ! В качестве драйвера использовал два динамика 10ГД-34 купленные на барахолке за 10 лат ( примерно 14 Евро ). Они соединены последовательно, сигнал через ФВЧ подается на простенький УНЧ на ИМС TDA2030, тоже приобретенный на барахолке за 2.5 Лата, блок питания +16 Вольт от переносного компьютера.open_baffle_schema Вот схема:

Пока вся конструкция выглядит не очень эстетично, но после праздников доделаю.  Но эта колоночка  теперь дает более глубокий бас, чем сабвуфер ! По замерам спад АЧХ по НЧ начинатся только с 35 Гц достигая минус 6 дБ на 30 Гц.img_5190_21 На протяжении всех  праздников я слушал эти колонки ( вторая пока работает просто в паре сабвуфером ) и немог нарадоваться.  О недостатках – как полагается трубе Войта, бас несколько гулкий.   Во общем, теперь свои Магнаты 709 я отдал сыну, Спендор дочке и о возврате к ящикам даже не помышляю.  Мое благодарение  Господу за это “открытие” – руки сделали все сами, без расчетов и проекта. Колонки легко справляются с любыми музыкальными жанрами, на любой реальной громкости. И что особенно приятно, и на малой громкости в том числе.  Пока колонки слушаю с усилителем SE SRPP ECC81 Valvo – 6BG6G RCA ( Ультралинейное включение ), макс мощность 5 Ватт, но практически как правило рукоятка громкости усилителя повернута 1/5 громкости,  может только для рока  надо повернуть на 1/2, но тогда мои близкие и кошка из комнаты убегают….        Как итог – характеристики колонки:

Номинальное сопротивление – 6 Ом

Диапазон воспроизводимых частот на уровне плюс-минус 6 дБ – 30 Гц – 40 кГц

Чувствительность – 96 дБ.

Частота разделения фильтра на  НЧ  для 10ГД-34 – 90 Гц.

Дополнение от 23 марта 2011 года: доделал внешний вид одной из колонок.   Высокочастотники на кронштейнах – Fostex T90A, включены через разделительный конденсатор 1.5 мкф от Мундорф, а первоначально утановленные Fostex FT17 были отключены. Для среза высокочастотной составляющей Висатона ( с которой у этого динамика есть проблемы )  он подключен через дроссель 0,13 mH.

img_5208_22img_5210_23

Окончательная схема блока фильтров:open_baffle_schema_2

Дополнено 2 июня 2011 года: Вот уже полгода прошло как я слушаю эти колонки. Испытание временем они тоже прошли. Нисколько они не утомили и не возникло желания что-то переделывать. Особенно хорошо они играют с пентодными однотактниками. Пробовал однотакнтик на 2А3 – середина и верха неплохо, а бас слабоват. Предполагаю, что причину моей “слабости” к пентодам объясняет статья Агеева в журнале Радио: http://www.caraudio.ru/articles/radio/intermod.htm – там просто и доступно объяснено, почему ламповые усилители с высоким выходным сопротивлением ( то есть с пентодом в выходном каскаде )  могут звучать лучше.

Теперь я решил сделать эстетически более красивые экраны – неказистый внешний вид – это единственный недостаток этих прекрасно звучащих АС. В заключение несколько картинок, поясняющих как все это было собрано.  Позднее мною была сделана еще одна конструкция, смотрите http://klimanski.com/?p=1212img_5225_21

img_5226_22img_5228_21img_5236_2img_5234_21

Дополнено 10 февраля 2013 года. Более двух лет радовали мое ухо эти колонки. Но время идет вперед и мне захотелось чего-то нового, да чудаковатый внешний вид канализационных труб сделал тоже свое дело – должен с прискорбием сообщить, что я их разобрал. Грядет новый проект, но это 100 % будет снова открытый экран – ничего другого по качеству звука я за эти годы ни у кого так и не услышал. Только это будет не Висатон – но всему свое время – следите за разделом Акустика, скоро появится новая публикация. Ведь долго без музыки я сидеть не смогу….

Дополнено 21 января 2015 года. Прошло много времени, но часто получаю отзывы и комментарии на эту статью, в которых мне напоминают, что зачем было бороться за широкополосник без кроссоверов, чтобы закончить теми же кроссоверами и многополосной системой.   Объясняю.  Классические трехполосные системы имеют две частоты раздела, которые находятся в области наибольшей чувствительности уха – около 500 Гц и при 2 – 5 КГц. И ухо это слышит. Я же предлагаю отдать широкополоснику максимально большую полосу – насколько он тянет в данном АО – а уже по краям “подпереть” недостающее.   В моем случае частоты раздела находятся в районе 90Гц ( это частота среза самого отрытого экрана данного размера )  и 12КГц.  Согласитесь, это далеко не одно и тоже. Вот в этом иесть отличие, и  поверьте,  ухо это отличие улавливает сразу.   И если бы Висатон В200 не “косил” по ВЧ,  дополнительная  пищалка  небыла бы нужна вовсе. то есть при достаточно качественном широкополоснике,  для получения высокого качества звука,  ему нужен только “подпор” снизу,   ведь от широкополосника в 8 дюймов глубокого баса в ОЯ нельзя получить физически.

Колонки самодельные: схема, чертежи

На первый взгляд самостоятельно изготовить колонки довольно просто. Однако это является заблуждением. В первую очередь следует отметить, что модели изготавливаются с различными элементами. В зависимости от них параметры устройства и качество звучания будут разными.

К компьютерным колонкам выдвигаются особые требования. Также самостоятельно можно изготовить модель для машины или студии. В данном случае очень важно придерживаться инструкции. В первую очередь для сборки колонок следует рассмотреть стандартную схему модели.

переносные колонки

Схема колонок

Схема колонки включает в себя динамики, накладки, диффузор и кроссовер. У мощных моделей используется специальный фазоинвертор. Усилители могут устанавливаться с полевыми либо коммутирующими транзисторами. С целью улучшения качества звучания применяются конденсаторы. Вуфер подбирается с усилителем. Динамическая головка должна крепиться на уплотнитель.

чертежи колонок

Модели с одним динамиком

Колонки с одним динамиком являются очень распространенными. Чтобы собрать модель, придется в первую очередь заняться корпусом. С этой целью часто используется фанера. В конце работы ее придется обшить. Однако в первую очередь следует изготовить боковые стойки. Для этой цели придется воспользоваться лобзиком. Динамик для колонки можно подобрать небольшой мощности.

Внутренняя сторона фанеры в обязательном порядке прошивается виброизоляционной лентой. После закрепления динамика фиксируется уплотнитель. С этой целью используется клей. Далее останется лишь прикрепить диффузор. Некоторые для него изготавливают отдельную полку и фиксируют стогующими шурупами. Чтобы подсоединить динамик к штекеру, устанавливается клеммник. Как включить колонки? С этой целью используется кабель от клеммника, который должен вести к источнику питания.

Чертеж модели на два динамика

Колонки на два динамика можно изготовить для дома или машины. Если рассматривать первый вариант, то диффузор потребуется импульсного типа. В первую очередь для сборки подбирается прочная фанера. Следующим шагом вырезается нижняя стойка. Модели с ножками встречаются очень редко. Для покрытия шпона можно использовать обычный лак. Виброизоляционную ленту на переднюю стойку клеить не требуется. Диффузор крепится под динамиком. Чтобы сделать отверстие на панели, нужно воспользоваться лобзиком. Фазоинвертор фиксируется у задней стенки. Некоторые изготавливают устройства с горизонтальным расположением динамиков. В этом случае диффузор будет находиться в верхней части конструкции. Провода для колонок используются двухжильного типа.

провода для колонок

Устройства с тремя динамиками

Колонки (самодельные) с тремя динамиками встречаются очень редко. Данные устройства больше всего подходят для акустической системы многоканального типа. Для сборки модели в первую очередь подбираются листы фанеры. Некоторые также советуют использовать шпоны. Однако модели из натурального дерева стоят на рынке довольно дорого. Динамики следует устанавливать в горизонтальном положении. Также к устройству потребуется усилитель.

Для его фиксации используются металлические уголки. Для соединения пластин понадобятся стягивающие шурупы. В некоторых случаях пластины крепятся клеем. Далее модель придется частично обтянуть кожзаменителем. Следующим этапом устанавливается клеммник. С целью его фиксации на корпусе потребуется сделать отдельное отверстие. Также важно отметить, что есть модели с регуляторами. Микросхемы для них применяются конденсаторного типа. Когда фонят колонки, нужно менять диффузор.

Студийные устройства

Чертежи колонок для студий предполагают использование мощных динамиков. Диффузор чаще всего применяется импульсного типа. Многие специалисты рекомендуют устанавливать два усилителя. Для нормальной работы акустической системы потребуется стабилитрон.

С целью самостоятельной сборки колонок в первую очередь изготавливается корпус. На передней панели для динамиков делаются круглые отверстия. Также понадобится отдельный выход для фазоинвертора. По оформлению колонки довольно сильно отличаются. Некоторые предпочитают поверхность корпуса покрывать лаком. Однако есть модели, обтянутые кожей.

колонки самодельные

Модели для компьютеров

Колонки для компьютеров часто делают на один динамик. Для сборки модели подбираются листы шпона небольшой толщины. На передней панели вырезается отверстие для динамика. Фазоинвертор должен располагаться в задней части корпуса. Если рассматривать модели небольшой мощности, то усилитель можно использовать без резистора.

С целью регулировки громкости колонок применяются специальные кроссоверы. Данные элементы разрешается устанавливать на фазоинверторе. Если рассматривать устройства с мощностью более 100 Вт, то усилители можно брать только с резисторами. Некоторые для модели подбирают импульсные диффузоры. В конце работы всегда устанавливается клеммник.

Автомобильные модификации

Колонки для автомобилей выпускаются на два или три динамика. Для самостоятельной сборки модели понадобятся листы фанеры. В некоторых случаях используется шпон, покрытый лаком. Чтобы зафиксировать динамик, необходимо сделать отверстие на панели. Следующим шагом устанавливается фазоинвертор. Некоторые модификации изготавливаются с низкочастотными сердечниками. Если рассматривать колонки (самодельные) небольшой мощности, то фазоинвертор разрешается устанавливать без усилителя.

В данном случае для регулировки звуком используется многоканальный кроссовер. Некоторые специалисты клеммники устанавливают за фазоинвертором. Если рассматривать колонки с мощность более 50 Вт, то микросхемы применяются на два усилителя. Диффузор стандартно устанавливается импульсного типа. Перед скреплением корпуса важно позаботиться о виброизоляционном слое. Для клеммника на пластине нужно сделать отдельное отверстие. Некоторые считают, что корпус в обязательном порядке следует зачистить. Провода для колонок подойдут двухжильного типа.

как включить колонки

Колонки с открытым корпусом

Переносные колонки с открытым корпусом сделать довольно просто. Чаще всего они изготавливаются с одним динамиком. На задней панели устройства проделываются отверстия дрелью. Непосредственно пластины соединяются стягивающими шурупами. Диффузор для таких устройств подходит импульсного типа. Фазоинверторы часто устанавливаются с одним усилителем. Если рассматривать мощные переносные колонки, то у них применяется резисторный кроссовер. Крепится он за фазоинвертором. Многие специалисты рекомендуют динамики устанавливать на уплотнителе.

Устройства с закрытым корпусом

Колонки (самодельные) с закрытым корпусом считаются самыми распространенными. Многие специалисты считают, что по качеству звучания они являются наилучшими. Фазоинверторы для устройств подходят оперативного типа. Вуферы устанавливаются в отверстия. С целью сборки корпуса подойдут обычные листы из фанеры. Также важно отметить, что есть модификации с сердечниками. Если рассматривать колонки большой мощности, то клеммники устанавливаются в нижней части корпуса. По оформлению модели довольно сильно отличаются.

питание колонок

Модели на 20 Вт

Собрать колонки на 20 В довольно просто. В первую очередь специалисты рекомендуют заготовить шесть листов шпона. Покрывать лаком их следует в конце работы. Начинать сборку целесообразнее с установки динамиков. Фазоинвертор используется импульсного типа. В некоторых случаях он устанавливается на подкладках. Также специалисты рекомендуют подкладывать уплотнители из резины.

Питание колонок обеспечивается через клеммник. Крепится он у задней панели. Фазоинвертор может устанавливаться как с усилителем, так и без него. Если рассматривать первый вариант, то сердечники подбираются фазового типа. В данном случае вуфер можно не использовать. Если рассматривать колонки без усилителя, то у них используется кроссовер. В конце работы важно зачистить корпус и покрыть его лаком.

Устройства на 50 Вт

Колонки (самодельные) на 50 Вт подойдут для обычных акустических проигрывателей. В данном случае корпус можно сделать из обычной фанеры. Многие специалисты также рекомендуют использовать шпон из натурального дерева. Однако важно отметить, что он боится повышенной влажности.

схема колонки

После выбора материала следует заняться динамиками. Устанавливаться они обязаны рядом с фазоинвертором. В данном случае без усилителя не обойтись. Многие эксперты рекомендуют подбирать только низкочастотные кроссоверы. Если рассматривать модификации с регулятором, то у них используется импульсный диффузор. Клеммник в данном случае устанавливается в последнюю очередь. Для оформления колонок всегда можно использовать кожзаменитель. Более простым вариантом считается покрытие поверхности лаком.

Колонки с мощностью 100 Вт

Колонки на 100 Вт подходят для мощных акустических систем. В данном случае фазоинвертор берется только импульсного типа. Также важно отметить, что усилитель устанавливается с кроссовером. Многие эксперты рекомендуют для сборки корпуса использовать шпон. Вуфер целесообразнее устанавливать на подкладке.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о