Содержание

Кто и зачем на самом деле придумал граненый стакан? — История России

11 сентября свой день рождения отмечает знаменитый граненый стакан. Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным. В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе; из них пили чай на каждой советской кухне, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов. Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина – та самая создательница монумента «Рабочий и колхозница».

Однако многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого. Существует легенда о том, что такой стакан императору подарил владимирский стекловар Ефим Смолин. Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

Чтобы развеять мифы вокруг граненого стакана, «История.РФ» обратилась к его исторической родине: первый стакан такого типа был выпущен 11 сентября 1943 года на стекольном заводе города Гусь-Хрустальный. Секреты производства нам выдала хранитель коллекции стекла Музея хрусталя им. Мальцовых Алла Чуканова.

– Алла Витальевна, так кто же все-таки придумал граненый стакан – Мухина или стеклодувы времен Петра Великого?

– Стаканы как форма посуды в петровскую эпоху, конечно, были. Но нужно просто понимать, что мы имеем в виду под словами «граненый стакан». Это стакан, выработанный методом прессования, у него форма в виде граней и широкий ободок. Раньше гранением называлось придание этой специальной формы стопам – огранка. Когда возник советский стакан, его стали называть граненым, но это не совсем правильно. 

– Какие же стаканы существовали во времена Петра I? Чем они отличались от советских?

– При Петре стаканы гранили вручную. Могли просто выдувать, могли потом огранить. Но тот стакан, день рождения которого отмечают 11 сентября, – это граненый стакан советского времени. Он даже не выдувался – его грани появлялись прессованным способом, то есть сразу же.

– Какова роль Веры Мухиной в истории появления этих популярных стаканов?

– Тому, что Мухина была сопричастна к появлению именно этой, советской формы стакана, даже есть документальные подтверждения. Они хранятся в музее Веры Игнатьевны Мухиной в Феодосии. Несколько лет назад я связывалась с директором этого музея, Сергеем Онищенко, и он мне прислал справку, что у них действительно есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе, которой руководила Вера Игнатьевна. Как художник производства, она стояла у истоков создания Ленинградского завода художественного стекла и выполняла задание правительства.

– Что это было за задание?

– Им было поручено разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В то время уже появлялись и посудомоечные машины, и стаканы, как правило, бились, а их нужно было много. Специалистам было дано задание разработать такой стакан, который бы был прочный, красивый, удобный в эксплуатации, легко мылся. Успенский в своих воспоминаниях пишет, что было разработано очень много образцов разной посуды, в том числе и граненый стакан, который потом стали изготавливать на Гусевском хрустальном заводе.

– Но как ваш завод стал «родиной» знаменитых стаканов, если сама Мухина работала в Ленинграде?

– Здесь было производство с давними традициями и хорошо оснащенное. Здесь были опытные мастера, в том числе техническая база для выпуска сначала контрольного количества стаканов, а потом уже наладили выпуск этих изделий на Гусевском хрустальном заводе. Ленинградский завод в то время – это был маленький цех: там работали только художники и выпускали какие-то эксклюзивные изделия.

– Где граненый стакан был распространен прежде всего?

– Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах. Помните автоматы с газировкой? Стакан [после использования] переворачивали, нажимали на донышко, и благодаря этому широкому ободку очень хорошо мылся краешек. К тому же стаканы были очень прочные, потому что применялся обжиг. Эти грани работали как ребра жесткости, и стекло становилось более прочным.

– Граненые стаканы широко использовались на железной дороге. Это правда, что стакан был сделан еще и таким образом, чтобы его сложно было разбить во время тряски в поезде или качки на корабле?

– Действительно, если граненый стакан упадет при качке на каком-нибудь корабле, он, благодаря своим граням, не сможет далеко укатиться и разбиться. Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом. В поездах дальнего следования еще разносят чай в таких стаканах, и даже с подстаканниками. У нас на опытном заводе до сих пор такие стаканы выпускают по заказам, они пользуются спросом! И на их донышке стоит логотип опытного стекольного завода – хрустальный гусь.

– Интересно, что выражение «сообразить на троих» появилось именно благодаря этим стаканам. Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести». Но почему в какой-то момент граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством? Его «светлый» советский образ оказался принижен…

– Да, есть такая версия. Это просто был самый дешевый и самый распространенный вид посуды. То, что было под рукой, то и использовали, в том числе и для этого. Знаете, в главной кулинарной книге советского времени, «Книге о вкусной и здоровой пище», все рецепты указывали не в граммах, а в стаканах! В граненый стакан умещалось 200 миллилитров молока или другой жидкости (а если до линии ободка, то 250), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки – там так и было указано. Все было в стаканах, а не граммах, поэтому было удобно, везде этот стакан использовали. 

– Я читала, что в 80-е годы граненые стаканы начали массово взрываться. Это правда?

– Так как эта тема уже давно поднимается, тут были разные вопросы, и этот вопрос тоже возникал. У нас в Гусь-Хрустальном есть такой специалист – Юрий Абрамович Гулоян, он главный специалист Научно-исследовательского института стекла. Он нам сказал, что в 70-е годы на заводе стали использовать французские линии, на которых стаканы потом отжигались – как бы закаливались. Это для того, чтобы снять остаточное напряжение в стекле, любое изделие из стекла проходит отжиг. Закалка – это то же самое, только температурный режим немного другой. И вот на этих французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. А те, что выдерживали закалку, служили недолго и рассыпались на осколки при небольшом ударе. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

– Существует история о том, что изначально у таких стаканов было 16 граней – по числу советских республик, а ободок как бы символизировал их объединение внутри одного государства.

– Действительно, это одна из версий. Стаканы были с разным количеством граней – по-моему, от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий,  красивая легенда…

histrf.ru

что значит, история создания, емкость и размеры

Еще сравнительно недавно на каждой кухне он занимал достойное место. Хозяйки использовали его для того, чтобы отмерить нужное количество муки или сахара. Главы семейств «соображали на троих» с его же помощью. А в советских автоматах с газировкой напиток наливался именно в такие, советские стаканы.

Образ этой прочной и удобной тары, ее граненая форма и широкий ободок уже давно стали для россиян чем-то родным и привычным.

История

На сегодняшний день существует несколько версий появления граненого стакана. По правде сказать, сделать однозначный вывод, какая из версий истинная, вряд ли возможно. Но обратимся к фактам.

Стакан, как один из предметов посуды, существовал еще во времена Петра I. Только технология его изготовления была несколько другой. Во времена известного русского царя стаканы выдували, а затем гранили вручную. Но известный всем граненый вариант получался благодаря совсем другой технологии – методу прессования.

Но история граненого стакана овеяна массой легенд и домыслов.

Широко известна история, когда один из работников стекольного завода города Гусь-Хрустальный преподнес царю стакан, который, якобы, невозможно разбить. Выпив содержимое, царь со всей силы бросил тару об пол и тот разлетелся вдребезги. Однако, Петр I не рассердился на дарителя, и даже произнес фразу: «Стакану быть!».

Многие историки утверждают, что первый стакан с необычной огранкой появился еще в эпоху Петра Первого.

Кстати, тут же берет начало еще одна легенда, о том, что бояре, не расслышав слова царя, решили, что он сказал: «Стаканы бить!» и отсюда повелась традиция бить посуду во время шумных застолий.

Царь якобы высоко оценил поделку, увидев, что во время качки на корабле пользоваться таким изделием очень удобно: даже упав со стола, чудо-стакан не бился.

На самом деле, достоверность этих историй доказать или опровергнуть сегодня практически невозможно.

Еще одна версия возникновения граненого стакана относится уже к советской эпохе. И одним из создателей этого стеклянного «чуда» считают Веру Мухину, скульптора, создавшего известную композицию «Рабочий и колхозница». А необходимость в стакане такого плана возникла из-за посудомоечных машин.

Согласно наиболее распространенной версии, придумала его известный советский скульптор Вера Мухина.

Как это ни странно звучит сегодня, но посудомоечные машины были уже 1940-х годах. Однако механизм их работы был настолько несовершенным, что большая часть посуды из тонкого стекла в процессе мойки билась. Вот и нужно было изобрести «модель», выдерживающую серьезные нагрузки. Да и без посудомоечных машин на предприятиях общепита стаканы бились в больших количествах. В общем назрела необходимость создания «противоударной» посуды. По заказу правительства стали работать над прочным, красивым и удобным в использовании стаканом.

В советские годы такие стаканы были повсюду: в столовых, ресторанах, кафе, они несли исправную службу в автоматах с газировкой, в вагонах поездов и были неотъемлемой частью любого застолья.

Кстати, по мнению некоторых, в те годы стакан не был изобретен, что называется, с нуля. Вера Мухина якобы воспользовалась эскизами русского изобретателя Николая Гавриловича Славянова, который, демонстрируя новый сварочный аппарат, сварил стакан с гранями из семи разных металлов. А Мухина просто сделала эту же модель из стекла. Другие же, услышав эту версию, ухмыляются и утверждают, что это неправда. В общем, историй создания граненого стакана существует множество, и определить одну истинную не представляется возможным.

Это был заказ от правительства. Она должна была придумать такой стакан, чтобы он был очень прочным, его удобно было мыть и просто держать в руке.

Но, как бы то ни было, 11 сентября 1943 года, на заводе города Гусь-Хрустальный были выпущены первые граненые стаканы. Не случайно именно этот день считается днем рождения такого незамысловатого предмета повседневного обихода.

Классический граненый стакан имеет 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше граней, тем дороже стакан.

Гранчак, он же малинковский, он же губастый…

Все эти эпитеты относятся к нему, к граненому стакану. Определение «гранчак» относится к стаканам времен Петра I. Они стали альтернативой кружкам из дерева. Наличие граней не позволяло стакану свободно перекатываться. За это он и получил такое необычное прозвище.

В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Поэтому граненный стакан предпочтительнее его «гладкого» собрата.

Отношение к советскому министру обороны Георгию Маленкову стакан имел весьма приблизительное. Просто чиновник пообещал определенным категориям военнослужащих  фронтовые 200 грамм водки на обед. К слову, тем, кто не употреблял «жидкий паек», его заменили на сахар и табак. И тут же стакан, вмещавший ровно такое количество жидкости, получил свое новое имя – малинковский.

Георгий Маленков стал инициатором развития общепита в стране и именно он поручил Мухиной разработать мало бьющийся стакан для столовых.

Губастым же его стали называть после того, как на стаканах поверх граней появился ободок. Первые граненые стаканы такого ободка не имели, и пить из них было не очень удобно – жидкость проливалась. Поэтому стакан приходилось плотно прижимать к губам. Новое определение – губастый – помогало отличать первую модель от усовершенствованной.

Он не только более прочный, но и более удобный: упадет и будет здесь же лежать, под столом.

Кстати, каемочку на стакане стали называть «Анюткиным пояском». О какой Анютке шла речь и почему именно ее поясок остался в истории граненого, теперь уже неизвестно.

Когда нужно было налить что-то до этой каемки, то просили налить до «Анюткина пояска».

Применение

Области применения обычного гранчака настолько разнообразны и, порой удивительны, что вряд ли найдется еще хоть один предмет с такой же востребованностью.

  • С его помощью отмеряли сыпучие и текучие продукты. Сегодня странно об этом слышать, но были кулинарные рецепты, в которых объем продуктов определялся стаканами. И эти рецепты находились не где-нибудь, а в «Книге о вкусной и здоровой пище» – основном учебнике для кулинаров! В стакан помещалось 200 мл жидкости (воды, молока и т.д.), 230 граммов сахарного песка, 320 граммов соли, 160 граммов муки. Поэтому никакая хозяйка не могла чувствовать себя во всеоружии, если под рукой не было этого чуда советской стеклянной промышленности.

По сей день граненый стакан — излюбленная мерка для хозяек при отмеривании продуктов.

  • Налепить пельменей или вареников без стакана также не представлялось возможным. Тот, что побольше (200-250 мл) использовали, чтобы «вырезать» из теста заготовку для вареников, а его меньших «собратьев» (100 – 150 мл) подключали к процессу изготовления пельменей.  Интересный факт: сегодня на прилавках магазинов есть много приспособлений для того, чтобы вырезать из теста заготовку для пельменей или вареников, но гранчак остается вне конкуренции.

Для вырезания кружочков из теста используют именно граненый стакан.

  • С помощью стакана с солью избавлялись от повышенной влажности. Многие застали то время, когда рамы были двойными, и для того, чтобы на окнах не появлялся иней, между ними помещали стакан с солью. Соль впитывала лишнюю влагу, а стакан чувствовал себя вполне комфортно, благодаря толстому стеклу, из которого он был сделан.

В советское время на окнах ставились двойные рамы, между которыми в холодное время года образовывалась корочка льда или иней. Чтобы предотвратить это, между рамами ставили стакан с солью.

  • Надежный атрибут приусадебного хозяйства. Некоторые дачники отказывались от картонных или торфяных стаканчиков для рассады в пользу гранчака. Стеклянный вариант считался более эстетичным, практичным и удобным вариантом.

Позволял сохранять чистый подоконник и привлекательный облик помещения.

  • Известное выражение «сообразить на троих» своим происхождением тоже обязано граненому стакану. Бутылку водки (500 мл) невозможно было разлить на два стакана, а вот для трех «веселящей жидкости» было в самый раз.

Если налить в стакан водку до стеклянного ободка, то получится 167 граммов – ровно треть пол-литровой бутылки. Таким образом можно поделить водку «по совести».

Еще несколько необычных историй, связанных с граненым представителем стаканов. Предполагают, что стахановское движение вполне могло называться стакановским, так как фамилия всем известного передовика была не Стаханов, а Стаканов. Очевидно, что коммунистические лидеры не могли позволить существовать столь незвучной фамилии и в результате мы имеем то, что имеем.

Почему-то, в какой-то момент, граненый стакан стали ассоциировать именно с водкой, с пьянством. Его «светлый» советский образ оказался испорчен…

Даже распространенная фраза: «простой, как три копейки» имела непосредственное отношение к стакану, так как именно столько стоил классический представитель в самом начале своей славной истории.

Это был самый дешевый и самый распространенный вид посуды.

Еще один факт, получивший вполне прозаичное объяснение, имел место в начале 80-х годов прошлого века. Гранчаки вдруг стали «взрываться». В буквальном смысле. И даже ходила легенда о происках западных шпионов. Но все оказалось куда проще. На стекольных заводах стали активно внедрять новые производственные линии зарубежного производства. Пришлось немного отойти от заданной технологии, структура стекла была изменена. И стаканы стали рассыпаться. Все уладилось, когда немного доработали новую технологию. В общем, пришлось признать, что иностранные враги тут ни при чем.

На французских линиях стаканы взрывались – не выдерживали температуры. От этих линий вскоре отказались и стали закаливать стаканы на отечественных машинах.

Причины популярности

Сверхпопулярность этого изделия объясняется просто. Прежде всего, повсеместным применением. Вряд ли вы сможете назвать еще хотя бы один бытовой предмет, который бы так активно использовался в домашних условиях, на предприятиях общепита, в транспорте и в автоматах с ароматной газировкой.  Такой уровень всеобщего признания поистине заслуживает Книги Рекордов Гиннеса.

А кто не помнит автоматы с газированной водой, стоявшие несколько десятилетий назад на улицах городов? Ведь в них также наливали газировку в граненые стаканы.

Удобство формы, отсутствие эффекта скольжения и повышенная прочность – именно благодаря таким показателям стаканы стали востребованы на железнодорожном транспорте для подачи чая пассажирам.

Чай, подаваемый в пассажирских поездах и налитый в граненый стакан с подстаканником – классика!

И еще одно бесспорное преимущество – простота в уходе. Стакан очень просто мыть, на нем нет «труднодоступных» мест и он легко отмывается, как руками, так и посудомоечной машиной.

Граненый стакан использовали в заведениях общепита – в столовых, в кафе. Его широкий ободок позволял хорошо мыть стакан в посудомоечных машинах.

Классическая модель имела 16 или 20 граней. Однако встречались варианты с 12, 14, 18 и даже 17 гранями.

Стаканы были с разным количеством граней – от 8 до 20. Были и с 16 гранями – как раз 16 союзных республик входило в состав Союза в 1952 году. Это одна из версий, красивая легенда…

Как видно, граненый стакан, как и наше государство, имеет богатую и неоднозначную историю. И все же  именно его без преувеличения можно смело назвать достижением советского научно-технического прогресса.

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

ВИДЕО: История советского граненого стакана.

‘; blockSettingArray[7][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[7][«element»] = «h3»; blockSettingArray[7][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[7][«elementPlace»] = 6; blockSettingArray[8] = []; blockSettingArray[8][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[8][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[8][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[8][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[8][«element»] = «h3»; blockSettingArray[8][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[8][«elementPlace»] = 7; blockSettingArray[9] = []; blockSettingArray[9][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[9][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[9][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[9][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[9][«element»] = «h3»; blockSettingArray[9][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[9][«elementPlace»] = 8; blockSettingArray[10] = []; blockSettingArray[10][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[10][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[10][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[10][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[10][«element»] = «h3»; blockSettingArray[10][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[10][«elementPlace»] = 9; blockSettingArray[11] = []; blockSettingArray[11][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[11][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[11][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[11][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[11][«element»] = «h3»; blockSettingArray[11][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[11][«elementPlace»] = 10; blockSettingArray[12] = []; blockSettingArray[12][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[12][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[12][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[12][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[12][«element»] = «h3»; blockSettingArray[12][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[12][«elementPlace»] = 11; blockSettingArray[13] = []; blockSettingArray[13][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[13][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[13][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[13][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[13][«element»] = «h3»; blockSettingArray[13][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[13][«elementPlace»] = 12; blockSettingArray[14] = []; blockSettingArray[14][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[14][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[14][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[14][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[14][«element»] = «h4»; blockSettingArray[14][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[14][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[15] = []; blockSettingArray[15][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[15][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[15][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[15][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[15][«element»] = «h4»; blockSettingArray[15][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[15][«elementPlace»] = 2; blockSettingArray[16] = []; blockSettingArray[16][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[16][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[16][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[16][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[16][«element»] = «h4»; blockSettingArray[16][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[16][«elementPlace»] = 3; blockSettingArray[17] = []; blockSettingArray[17][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[17][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[17][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[17][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[17][«element»] = «h4»; blockSettingArray[17][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[17][«elementPlace»] = 4; blockSettingArray[18] = []; blockSettingArray[18][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[18][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[18][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[18][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[18][«element»] = «h4»; blockSettingArray[18][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[18][«elementPlace»] = 5; blockSettingArray[19] = []; blockSettingArray[19][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[19][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[19][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[19][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[19][«element»] = «h4»; blockSettingArray[19][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[19][«elementPlace»] = 6; blockSettingArray[20] = []; blockSettingArray[20][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[20][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[20][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[20][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[20][«element»] = «h2»; blockSettingArray[20][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[20][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[21] = []; blockSettingArray[21][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[21][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[21][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[21][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[21][«element»] = «p»; blockSettingArray[21][«directElement»] = «#toc_container»; blockSettingArray[21][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[21][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[22] = []; blockSettingArray[22][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[22][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[22][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[22][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[22][«element»] = «p»; blockSettingArray[22][«directElement»] = «social»; blockSettingArray[22][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[22][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[23] = []; blockSettingArray[23][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[23][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[23][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[23][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[23][«element»] = «p»; blockSettingArray[23][«directElement»] = «social»; blockSettingArray[23][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[23][«elementPlace»] = 2; blockSettingArray[25] = []; blockSettingArray[25][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[25][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[25][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[25][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[25][«element»] = «p»; blockSettingArray[25][«directElement»] = «#nav_menu-2»; blockSettingArray[25][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[25][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[26] = []; blockSettingArray[26][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[26][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[26][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[26][«setting_type»] = 3; blockSettingArray[26][«element»] = «p»; blockSettingArray[26][«directElement»] = «widget_construct»; blockSettingArray[26][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[26][«elementPlace»] = 1; blockSettingArray[27] = []; blockSettingArray[27][«minSymbols»] = 0; blockSettingArray[27][«minHeaders»] = 0; blockSettingArray[27][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[27][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[27][«element»] = «h2»; blockSettingArray[27][«elementPosition»] = 1; blockSettingArray[27][«elementPlace»] = 1; var jsInputerLaunch = 15;

berkem.ru

Неразбиваемая посуда: почему изначально граненый стакан в России предназначался для матросов

«День граненого стакана» – это не просто шутка и веселый повод выпить вовсе без повода. Эта дата действительно существует, если, разумеется, считать таковой начало массового производства канонического советского стакана, имевшего 16 граней и высоту 10,5 сантиметров. Первый стакан такого типа был изготовлен на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный 11 сентября 1943 года.

Такой стакан в СССР можно было встретить везде: от столовой детского сада или больницы до подъезда, где «соображают на троих». Не случайно его считают одним из символов советской эпохи наряду с Чебурашкой, автоматом Калашникова и хлебом за 16 копеек.

Однако, если покопаться в истории, то станет ясно, что граненый стакан значительно старше.

Почему граненый стакан – посуда для матросов?

Одна из самых устойчивых легенд о появлении граненого стакана в России гласит, что массовое их производство началось по повелению самого Петра I. Жил в те времена во Владимирской губернии стеклодув Ефим Смолин. Он изготовил граненый стакан и нашел возможность поднести его императору с уверениями, что такая посуда не бьется. Петру стакан понравился. Он отведал из него вина, а затем ахнул его об пол, чтобы проверить прочность. Увы, стакан-таки разбился. Император был в хорошем настроении, и не стал наказывать стеклодува. Да еще и воскликнул, говорят: «Стакану быть!». Придворные, в шуме ассамблеи не разобравшие возгласа государя, зато прекрасно видевшие его жест, интерпретировали слова Петра по-своему – «Стаканы бить!».

Как бы там ни было, но именно с начала XVIII века, когда в России возник собственный военный флот, в обиход вошли и граненые стаканы. Они были презентабельнее деревянных кружек, поскольку имели более «европейский» вид, и действительно отличались большей, в сравнении с другими видами стеклянной посуды, прочностью. Да еще и не укатывались далеко, упав во время качки под стол. Поэтому такие стаканы и были внедрены в обиход команд морских судов.

Если все, связанное со стаканом в эпоху Петра I не более, чем легенда, то следующее свидетельство опирается уже на документ. Павел I в конце XVIII столетия, реформируя армейский устав, внес в него и такой пункт: ограничить суточную порцию вина, положенную солдату, одним граненым стаканом. Стало быть, стакан к тому времени уже получил достаточно широкое распространение, и имел стандартные размеры.

Вообще же, граненый стакан известен в Европе довольно давно. Достаточно посмотреть на картину Веласкеса «Завтрак», написанную в первой четверти XVII века.

Но и европейские, и русские граненые стаканы не имели еще привычной для нас формы. Они изготавливались, как и вся стеклянная посуда того времени, методом выдувания, а грани мастер дорабатывал уже после, вручную.

По-настоящему массовым производство граненых стаканов стало ко второй половине XIX века, когда был изобретен и внедрен метод изготовления прессованных стеклянных изделий. В России руку к этому приложил потомственный промышленник Сергей Мальцов. Он получил в наследство от отца десятки заводов и фабрик, и на одной из них внедрил приобретенное в США оборудование для изготовления прессованных стаканов. Стоили такие стаканы недорого, были практичными и красивыми, и неудивительно, что они получили широчайшее распространение в стране. И вот уже в начале XX века на картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим граненый стакан почти привычных нам очертаний.

Советский граненый стакан

Тот факт, что к появлению советского граненого стакана приложила руку сама Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы», многие считают легендой. Однако, это правда. Алла Чуканова — хранитель коллекции музея хрусталя им. Мальцовых (г. Гусь-Хрустальный) в интервью порталу «История РФ» рассказала, что в фондах музея Мухиной в Феодосии есть документы, свидетельствующие о том, что именно она стояла во главе рабочей группы, выполнявшей задание правительства по разработке эскизов посуды для массового производства в СССР. В том числе, и стаканов.

В то время в общепите СССР внедряли посудомоечные машины. Нужны были такие стаканы, которые выдерживали бы «напор» и не разбивались бы в процессе мытья. Именно тогда, вспомнив опыт производства «мальцовских» стаканов, группа Веры Мухиной и разработала всем известную форму: высота десять с половиной сантиметров, от 16 до 20 граней (чаще – 18), кромка наверху от полутора до двух сантиметров, объем – 200 миллилитров жидкости.

Стоили эти стаканы сущие гроши и поэтому распространились быстро и широко. Особенно полюбились они на железной дороге. Благодаря все тем же качествам, оцененным еще Петром I – прочные, и если на пол при качке упадут, то далеко не укатятся.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

почему у него 18 граней и кто придумал главный символ советского общепита • ВсеЗнаешь.ру

Советский граненый стакан – настоящая легенда и символ, который может потягаться по популярности и узнаваемости с медведем, чебурашкой, водкой и автоматом Калашникова. На самом деле сложно будет отыскать в советском «фольклоре» вещь, которая был бы окружена большим количеством мифов. Итак, поговорим об этом предмете посуды и символе советского общепита поподробнее.

Сколько граней у стакана и почему

Сколько граней у стакана и почемуСколько граней у стакана и почему

Первым делом стоит ударить по мифу о количестве граней. На самом деле у классических советских граненых стаканов было не только 18 граней. Были также стаканы 20, 14, 12, 16 и даже 10 гранями. Выбор такой формы обусловлен причинам исключительно прагматичного толка – стакан с четным числом граней намного проще массово производить. Тоже самое касается объемов. Граненые советские стаканы бывали на 50, 100, 150, 200 и 350 мл. Стоимость стакана колебалась от 3 до 14 копеек.

Сколько граней у стакана и почемуСколько граней у стакана и почему

Кроме того, правильная геометрическая форма делала стакан очень прочным и хорошо защищённым от падений, что значительно повышало его ценность для использования на объектах общепита.
Впрочем, существуют весьма «поэтичные» версии о том, что 16 граней символизировали число республик СССР! Ничего общего с действительности эти версии, конечно же не имеют.

Кто первым придумал граненый стакан

Создательница стакана - Вера МухинаСоздательница стакана - Вера Мухина

На самом деле граненый стакан придумали вовсе не в СССР. Данный предмет посуды существовал еще во времена Российской империи. Конечно, первые стаканы выглядели совсем не так, да и логика в них закладывалась другая. Некоторые историки утверждают, что первые граненые стаканы появились в России при Петре I из-за развития флота. На кораблях срочно понадобилась не падающая посуда.

Создательница стакана - Вера МухинаСоздательница стакана - Вера Мухина

Классический советский граненый стакан был придуман художником и скульптором Верой Мухиной, той самой, что создала монумент «Рабочий и колхозница». Первый такой стакан был выпущен в 1943 году на стекольном заводе Гусь-Хрустальный (старейшее подобное предприятие на территории России).

С авторством стакана, впрочем, можно также найти «занимательные» мифические версии. Например, что придумал его художник Казимир Малевич, находясь в блокадном Ленинграде. Вот только создатель «Черного квадрата» умер еще в 1935 году в возрасте 56 лет.

vseznaesh.ru

Многогранная история о сосуде, который в беде и радости устаканивает нашу жизнь — Российская газета

Он был (а кое-где и остается) незаменим на кухнях и в столовых, в кабинетах и поездах дальнего следования, в гостиничных номерах и уличных автоматах с газировкой.

Мутное прошлое

Граненый стакан стал поистине народным только в Советском Союзе, хотя его появление в России связывают с именем Петра I. Мастер Императорского стекольного завода якобы преподнес изделие монарху, который, «откушав из оного полынной водки», сказал: «Стакан осанист, и по руке впору!»1. Согласно легенде, более всего царя прельстило то, что грани делали стакан удобной посудой для флота — такой не упадет и не укатится во время качки.

Вероятнее всего, производство первых граненых стаканов в России было налажено после 1713 года на отвоеванном в результате Северной войны стекольном заводе в Ямбурге. Согласно записям шведского дипломата К.Р. Берка, имевшийся там кустарный завод «при русском правлении» был значительно улучшен, «и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло»2.

А повсеместно граненые стаканы вошли в обиход в 1860-е годы, когда на Гусь-Хрустальном, Дятьковском и Уршельском стекольных заводах промышленников Мальцовых был налажен массовый выпуск изделий из прессованного стекла. Такой способ производства делал их дешевыми — цены начинались с 0,5 копейки, а распространение в 43 городах империи — общедоступными. Поэтому не стоит удивляться тому, что культовая посуда, лишенная буржуйского пафоса, оказалась в центре внимания строителей нового мира.

Д. Веласкес. Завтрак. Около 1618-1619 годов.

Ленин — Бухарину: без стакана не понять

В начале 1921 года граненый стакан, например, стал предметом внутрипартийной полемики на высшем уровне. В ходе дискуссии о профсоюзах В. Ленин на примере стакана пытался популярно объяснить своему политическому противнику Н. Бухарину и остальным большевикам основы диалектики: «Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствований» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания. Стакан может служить как пресс-папье, как помещение для пойманной бабочки…»3.

Кадр из фильма "В дни Октября"

Сам Ильич любил чаевничать и использовал диалектическую посуду по основному назначению — в материальном фонде ЦГА Москвы хранится принадлежавший ему стакан. А вот миллионы советских людей находили граненому стакану все новые и новые применения.

В начале 1940-х годов на Гусевском заводе начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов. 11 сентября 1943 года с конвейера вышла первая партия 16гранных стаканов нового, советского образца. Сырье для них варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и затем гранили в специальных чугунных формах. Послевоенные стандартизированные стаканы имели 6,5 см в диаметре и 9 см в высоту, ободок, число граней варьировалось от 16 до 20, хотя встречались и исключения. 16 граней первых стаканов связывают с числом советских республик.

В 1950-е годы миллионы дешевых (от 7 до 14 копеек в рознице) и прочных стаканов наводнили страну.

Школьная столовая эпохи СССР.

Техника безопасности

Изначально позиционировавшийся как чайный, граненый стакан был хорошо приспособлен к потреблению горячих напитков — ободок заменял отсутствующую ручку. И все же в технологии изготовления имелся изъян — если в стакан мощной струей наливали крутой кипяток, стекло могло треснуть, иногда донышко просто-напросто откалывалось от стенок. Поэтому в столовых новые стаканы перед использованием хорошенько «прокаливали» — погружали в кипяток до полного остывания. А в домашних компаниях розлив кипятка порой превращали в забаву. Загадывали желание и ждали: у кого стакан треснет — у того сбудется. Такое «гадание» В. Дудинцев отразил в романе «Белые одежды», написанном в 1950-е годы:

«Что-то стаканы трескаются, — сказал дядик Борик… — Давайте, Леночка, налейте мне, а я загадаю, пустят меня за границу на конгресс или нет». Все весело зашумели. «Сейчас все полезут гадать, — Стригалев покачал головой. — Давайте, Леночка, наливайте мне тоже. Загадаю: утвердят мне докторскую степень?» В тишине запела струя кипятка. Стаканы не лопались…»4.

Однако в 1969 году стаканы стали лопаться и без кипятка, когда из-за технологического сбоя в продажу поступила большая партия из «напряженного стекла». «Осколки разлетаются на мелкие части и взрываются не только при пользовании ими, но и при хранении, мытье, сушке и заполнении их горячими и холодными напитками», — жаловались потребители. Сатирический киножурнал «Фитиль» отреагировал выпуском N 182 «Руками не трогать», пригласив создателей знаменитого мультфильма «Ну, погоди!». Сюжет получился на славу. Волк подкараулил Зайца, куда-то спешащего с коробкой новеньких граненых стаканов. Увидев, что они взрываются прямо на столе, Заяц принимается швырять их в Волка, как гранаты. В финале Волк прорычал: «Ну, стекольный завод, погоди!», а бракованную партию изъяли из употребления.

Трус, Балбес, Бывалый в кинофильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика. / Кадр из фильма.

170 граммов на брата

Увы, в народной памяти граненый стакан ассоциируется не только и не столько с чаем. Сомнительную репутацию он заработал, вероятно, в 1960е годы, когда антиалкогольная политика Хрущева утвердила новую культуру пития. В конце 1958 года распивочная торговля в столовых, на вокзалах, вблизи предприятий и «культурных учреждений» была запрещена, а в ресторанах установлен лимит — 100 грамм водки на человека. Потребитель нашел выход в уличных излияниях — и граненый стакан загремел по улицам.

Полулитровая бутылка водки «по совести» делилась на три стакана, как в песне В. Высоцкого — «…разлив по 170 граммов на брата». Нередко в ход шли граненые стаканы из уличных автоматов с газировкой. Причем пропадали они редко — как правило, посуду после использования ополаскивали и возвращали на место. Кроме того, утверждают, что «не было большим грехом попросить стакан у незнакомой старушки, позвонив ей в дверь, скорее было б грехом не дать стакана»5.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Граненый стакан выступал мерой во всех кулинарных книгах советской эпохи. Любая хозяйка знала, что в один стакан умещаются:

200 миллилитров воды (молока и проч.)

250 миллилитров (если налить до краев)

230 граммов сахарного песка

320 граммов соли

160 граммов муки

ЛЫКО В СТРОКУ

Кадр из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

«Упали и разбилися…»

В литературе сохранилось множество упоминаний о стеклянной легенде. У Гончарова в «Обрыве» Крицкая наливает шампанское в граненый стакан; «прекрасный граненый стакан» мы видим в руках у К.Панаева (приятеля поэта А. Фета) на именинном обеде; пить свежезаваренный чай из самовара в толстом граненом стакане любил писатель А. Грин. Вошли «стаканчики» и в городской фольклор: в 1920-е годы пользовались популярностью куплеты Петра Лещенко:

Стаканчики граненые упали со стола,
Упали и разбилися, разбилась жизнь моя.

ГЛАС НАРОДА

Граненый стакан — это

— лучшая форма для вырезания теста под пельмени, печенье, пирожки

— лучшая мера для продажи семечек и ягод

— лучшая емкость для высевания саженцев

— лучший микрофон для подслушивания соседей за стенкой

P.S. Недавно россияне выудили из анналов истории «День рождения граненого стакана» и отмечают его 11 сентября, шутливо сетуя на то, что до сих пор этот дорогой сердцу праздник не объявлен выходным днем.


1. В. Бессонов. Записки влюбленного москвоведа. М., 2005.
2. Цит. по: Потравнов А., Хмельник Т. Из истории Ямбургского стекольного завода. https://regionavtica.ru/articles/iz_istorii_iamburgskogo_stekolnogo_zavoda.html. Дата обращения: 10.07.2019.
3. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах /ПСС в 55 тт., Т. 32. М. 1967. С. 72-73.
4. Дудинцев В. Д. Белые одежды/ Нева. 1987. N 3. С. 26.
5. Г. Григорьев, С. Носов, Н. Литвинова. Доска, или, Встречи на Сенной. М., 2003 С. 83

rg.ru

Граненый стакан, причины популярности и существующие модели

Этой посудой постоянно пользовались советские граждане не только на квартирных кухнях. Повсеместно граненый стакан использовался, в частности, на предприятиях общепита, а также в поездах. И сейчас, ставший раритетом эпохи СССР, он в одном или нескольких экземплярах сохранился у рачительных хозяев. На стол его сегодня не ставят, но ценят и используют, когда необходимо отмерить количество сыпучих продуктов при приготовлении какого-либо блюда.

Характерные особенности

Одной из уникальных черт граненого стакана стала его высокая прочность, которая достигается за счет значительной толщины стенок благодаря специальному приему формования.

Сырьевой материал для производства стекла, применяемого при выпуске этого изделия, проваривали при колоссальной температуре – 1400-1600°. Потом наступал черед прокаливания и гранения по особым методикам. За некоторое время в состав, из которого делалось стекло, добавлялся свинец для усиления прочности такой продукции.

Как выглядит стакан? Он наделен следующими отличительными признаками:

  • диаметром верхнего окаймления –73 мм;
  • диаметром дна – 55 мм;
  • высотой – 90 мм либо 105 мм.

Число граней у стеклянного изделия преимущественно 16 либо 20. Встречаются однако 10, 12, 14, 18, а также 17 гранные экземпляры. Наличие четного количества граней у стакана объясняется более простым их производством, по сравнению с нечетным. Объем посуды варьируется от 200 мл до 250 мл.

Грененый стакан

Современные модели

Если классический вариант стакана с 10 гранями без ободка был замечен еще в 1918 г на картине «Утренний натюрморт» художника Кузьмы Петрова-Водкина, то позднее, уже в Советском Союзе, появились другие вариации стеклянного изделия.

С ободком

С ободком стали выпускать продукцию, чтобы облегчить процесс питья. Из стакана, не имеющего подобной особенности, было сложнее пить, особенно это касалось горячих напитков. В то время как гладкий ободок позволял без проблем наслаждаться вкусом чая или какао. Высота ободка (за ним закрепилось название «марусин поясок») составляла 15 мм. Соответственно объем жидкости до него равен 200 мл, до края стакана – 250 мл.

Как выбрать стакан для кухни

Выбор стакана

Без ободка

Без ободка граненый стакан уменьшался в «росте» до 90 мм. Он назывался «каноническим», имел ровные грани и отличался уменьшенным объемом. Его вариацией стала стограммовая стопка. Из такого стаканчика многие советское люди пили водку и другие крепкие алкогольные напитки.

Зеленый цвет граненого стакана

200 мл в стакане

Без граней

Отсутствие граней у некоторых разновидностей стакана объяснялось профилированным рельефом. Подобная посуда была как с ободком, так и без, могла иметь малый или большой объем, превышающий 250 мл. Форма у таких стеклянных изделий была конусообразной с различной степенью скошенности стенок.

Посуда из СССР

Многообразие размеров

Сегодня «чистокровный» граненый стакан не выпускается. Ему на смену пришли различные варианты из хрусталя и стекла современного производства. Подобная посуда без ободка бывает невысокой с малым числом граней, которые далеко не всегда достигают края стакана. Встречаются варианты с перерезанными посередине гранями. Потребителям предлагается множественная продукция в виде граненого стакана с различной символикой. Часто такой предмет выбирается в качестве подарка.

Объемы у хрустально-стеклянных изделий разные, например 310 мл, 210 мл. Стопки, рюмки вмещают меньшее количество жидкости, а объем других напитков в стакане зависит от их разновидности.

Как определить количество жидкости в стакане

Размеры стаканов из советского союза

Интересные факты

Считается, что граненые стаканы были изобретены в Советском Союзе, а авторство закреплено за Верой Мухиной – монументалистом, спроектировавшим скульптурный тандем «Рабочий и колхозница» (он установлен возле тогдашнего ВДНХ СССР). Соавтором посудной знаменитости у В. Мухиной был муж. Тогда же за питьевым изделием закрепился псевдоним «мухинский».

Существует и версия, что «гранчак» (бытовое имя стакана) придумал советский инженер Николай Славянов, который многое сделал для продвижения металлургической индустрии СССР. Он изначально предложил изготовить изделия из металла и представил их с 10, 20 и 30 гранями, а позднее Мухина посоветовала применять для этого стекло.

Среди тех, кто приложил руку к возникновению «губастого» (еще одно наименование граненого стакана), есть также имя Петра I. Рассказывается, что Ефим Смолин, мастер создания стекла из Владимира, презентовал царю подобное произведение и уверил, что его невозможно разбить. Петр Первый, испив из него вина, бросил посуду на землю с изречением: «Стакану быть!». Увы, но тот разбился. После такого поступка правителя возник обычай подвергать стеклянное изделие битью на банкете.

Важно: Однако есть подтверждение тому, что граненый стакан сделали за пределами Российской империи. Свидетельство – полотно художника Диего Веласкаса «Завтрак» (нарисовано в 1617-1618 гг). На холсте изображен стол с сосудом, имеющим дугообразные грани. Доказательством этого факта является и разработанный в 1820 г способ формования, который на просторах России появился лишь в XX в.

В Советском Союзе граненый стакан назывался еще и «маленковским». Такое прозвище ассоциировалось с Георгием Маленковым, с начала Великой Отечественной войны ставшим членом Государственного Комитета Обороны СССР. Утверждается, что по его приказу военнослужащим некоторых категорий отпускалась на обед водка. Сколько грамм в «маленковском» стакане алкоголя? – 200 г. Не употреблявшим спиртное разрешался обмен такого пайка на табак или сахар в том же объеме. Такое условие не закрепилось надолго, а вот термин «маленковский» навсегда перекочевал в словесный обиход не только служивых.

Среди любопытных фактов о граненом стакане следует упомянуть следующие:

  • Впервые с конвейерной ленты стекольного завода в Гусь-Хрустальном множество таких экземпляров отправилось в 1943 г;
  • Стоимость связана с числом граней. десятигранный имел цену 3 коп, 16 и 20 гранный соответственно – 7 и 14 коп;
  • Давность возникновения стаканов в дореволюционной России подтверждается упоминанием стеклянной посуды в войсковой доктрине времен Павла I (конец XVIII в). Тогда государь распорядился только граненым стаканом дозировать дневную порцию вина для служивых;
  • Во времена СССР из «гранчака» пили газированную воду без и с сиропом, которую выдавал газавтомат;
  • Появление граней у посуды объяснялось тем, что, упав на бок, она не скатывалась со стола на пол. Это с успехом использовалось на морских судах, в условиях постоянной качки, на предприятиях общественного питания, где подобное достоинство позволяло долго сохранять граненые стаканы целыми;
  • Отдавая дань граненым стаканам, жителям Ижевска в 2005 г на празднике города представили сооруженную из них башню «ростом» без малого 2,5 м. Для этого понадобилось 2024 стеклянных изделия.

Получил уважение подобный экземпляр и у выпивох, соображавших «на троих». Они приноровились наполнять «питейную чашу» с точностью до 167 мл, что позволяло разделить одну 0,5 бутылку водки на команду из трех.

А студенты одного их физтехов наливали в сосуд воду доверху и кидали на пол, чтобы тот «приземлился» всем дном. При этом замечено, что стакан, не разбившись, стоял как истукан, а вода из него тонкими струями фонтанировала точно под потолок.

История граненого стакана

Видео

Фото

posuda-gid.ru

За стеклом. История граненого стакана от Петра I до Петрова-Водкина&nbsp

11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Именно в этот день в 1943 году с конвейера сошел первый граненый стакан знакомого всем дизайна, созданного, вероятно, одной из самых известных советских художниц. До этого граненые стаканы были совсем другими. Об их метаморфозах от петровских времен до первых лет советской власти рассказывает заведующая отделом керамики и стекла музея-усадьбы «Кусково» Виолетта Мякинина.

В «Кускове» хранится крупнейшая в России коллекция художественного стекла. Самые интересные стаканы из собрания музея — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Загадка граненого стакана

Граненый стакан традиционно воспринимается как предмет быта ХХ века. В 1918 году его изобразил на своем «Утреннем натюрморте» Кузьма Петров-Водкин. Но там не совсем тот стакан, к которому мы привыкли: цилиндрический сосуд не расширяется кверху, грани широкие, а на краю нет гладкого неграненого ободка. Подобные изделия можно увидеть и в дореволюционных каталогах стеклянной посуды.

Изобретателем такого стакана считается стекольных дел мастер Ефим Смолин, живший между XVII и XVIII веками на территории современной Владимирской области. Свое творение он преподнес Петру I с уверением, что новая форма делает его небьющимся. Император, по легенде, выпил из него водки и бросил оземь. Стакан разбился, но это не испортило впечатления, и Петр воскликнул: «Стакану быть!». Позже эта фраза трансформировалась в «Стаканы бить!» — так появился обычай торжественно бить стеклянную посуду. Классический граненый стакан — с 16 гранями и ободком по верхнему краю — был выпущен 11 сентября 1943 года в Гусь-Хрустальном. Изобретение этой формы приписывают знаменитому скульптору Вере Мухиной, но документальных подтверждений этому нет, хотя создательница «Рабочего и колхозницы» действительно много экспериментировала со стеклом. Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

Заведующая отделом керамики и стекла музея «Кусково» Виолетта Микитина:

— Историю появления советского граненого стакана окружает множество легенд. Действительно ли к его созданию имела отношение Вера Мухина — тема, которая еще ждет своего исследователя.

В так называемый День граненого стакана предлагаю посмотреть на предметы художественного стекла, которые до середины октября представлены в нашем музее на выставке «Собрание А. В. Морозова: фарфор, керамика, стекло». И это не что иное, как стеклянные стаканы с очень интересной историей. Они отражают важные вехи отечественного стеклоделия.

Первое стекло

Первое отечественное стеклянное производство заработало в подмосковном селе Духанино в 1635 году, во время царствования Михаила Федоровича, при котором в России, кстати, также появилась светская живопись. При отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, в 1668–1669 годах открылось второе — стекольный завод в царской усадьбе Измайлово. Он подчинялся дворцовому ведомству, изготовлял стекло «в венецианском духе» на нужды монаршей резиденции и проработал до 1710-х годов.

При Петре I в 1705-м на Воробьевых горах был построен первый зеркальный завод, который вскоре перевезли в Санкт-Петербург. На всех этих мануфактурах главную роль играли приглашенные иностранцы, у которых могли перенимать опыт русские мастера.

Виолетта Микитина:

— Эта стопа Измайловского завода с двуглавым орлом и всадником в стрелецкой шапке и с копьем — самый ранний предмет морозовской коллекции стекла. Она интересна процарапанной царской титулатурой на латыни Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий князь и царь Московский»). Надпись не совсем грамотная, с пропуском букв и сокращениями. Похоже, ее выполнил русский гравер, не слишком тщательно скопировавший образец на чужом для него языке.

Скорее всего, Петр I сам не пил из таких стаканов, но вполне мог награждать ими своих приближенных. Во всяком случае, мы знаем еще одну такую стопу из собрания известного коллекционера Селиванова, которую тот приобрел у одного из родственников царского денщика.

Хитрые стаканы Вершинина К концу XVIII века в России сформировалось несколько региональных центров стеклоделия — Петербург и окрестности, Владимирская, Смоленская, Калужская губернии. В 1764 году отставной военный Алексей Иванович Бахметьев основал хрустальный завод в Пензенской губернии.

На рубеже XVIII–XIX веков на заводе имелся свой Левша — крепостной мастер Александр Петрович Вершинин, придумывавший сервизы для императорского двора. За старание Александр I пожаловал ему именные часы.

Важной вехой в отечественном стеклоделии стали вершининские стаканы с двойными стенками, между которыми мастер выкладывал в миниатюре реалистичные пейзажи из подручных мелочей — кусочков бумаги, соломы, ракушек, камушков. Как эта хрупкая конструкция оставалась нетронутой при плавке стекла (около 900 градусов по Цельсию), потомки ломают голову по сей день.

Виолетта Микитина:

— Всего нам известно около десятка сохранившихся стаканов Вершинина, некоторые находятся в зарубежных собраниях. Сюжет на них никогда не повторяется. На аукционах такие стаканы большая редкость. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов при первоначальной оценке 10–15 тысяч. Кто приобрел стакан и где он сейчас хранится — неизвестно.

Авторство Вершинина приписывается стакану синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром с изображением охотника, также поступившему в музей из коллекции Алексея Викуловича Морозова. В «Кусково» хранятся еще два вершининских стакана, выполненных, вероятнее всего, учениками мастера. Во всяком случае, их художественный уровень несколько ниже.

Насекомые-обманки

Виолетта Микитина:

— Стаканы с порхающими бабочками и мухами — продолжение архитектурных и живописных «обманок» XVIII века. Выполненные эмалью насекомые выглядят как живые — будто случайно влетели в стакан. Такая посуда была частью помещичьей культуры, они были очень популярны в качестве подарков, поэтому на многие из них нанесены вензеля.

Этимологи связывают с такой посудой одну из версий происхождения выражения «ходить (быть) под мухой». Впрочем, более правдоподобной выглядит другая гипотеза, которая относится к эпохе Петра I. Царь-реформатор ратовал за распространение в России трактирной питейной культуры в ущерб кабакам — ведь в кабаках только предавались пьянству, а в трактирах еще и хорошенько закусывали. Для привлечения посетителей трактирщикам было велено наливать каждому первую рюмку бесплатно.

Чтобы соблюсти государево распоряжение и не остаться внакладе, трактирщики завели крошечные рюмки вместимостью около столовой ложки (10–15 миллилитров). За размер их прозвали мухами. А о хитрецах, обходивших за вечер несколько трактиров, получая в каждом свою законную рюмку за счет заведения, говорили, что они «ходят под мухой».

Молочное стекло

Использование молочного стекла было продиктовано его внешним сходством с фарфором, который был в большой моде в Европе. Для обоих материалов применялась одна и та же техника нанесения рисунка, более того, художники Императорского фарфорового завода порой выступали в качестве учителей для своих коллег с Императорского стеклянного, работавших с молочным стеклом.

Виолетта Микитина:

— Вероятно, когда наши военные были во Франции в Заграничном походе 1813–1814 годов, они познакомились с так называемым стеклом с сульфидами. Запаянные в прозрачное стекло белые медальоны или профильные изображения из гипса или фарфора были популярны в Европе того времени. Интерпретировав технику по-своему, наши мастера начали использовать медальоны из белого молочного стекла. Предварительно в стеклянной заготовке вышлифовывали специальную выемку, в которую в горячем состоянии потом вставляли медальон. В Европе такого никто не делал, это наша российская особенность.

«Дедушка» хрусталя

Прообраз современного хрусталя изобрел англичанин Джордж Рейвенскрофт в 1676 году. Экспериментируя, он определил, сколько оксида свинца нужно добавить к стеклянной массе, чтобы стекло получилось более крепким, блестящим и сверкающим. Эти качества проявились во всем великолепии еще через сотню лет, когда для оформления хрусталя начали применять технику гранения. Англия довольно долго оставалась законодательницей мод в этой области, поэтому многие посудные формы хрустальных изделий и основные рисунки алмазного гранения имеют британское происхождение.

Виолетта Микитина:

— Как и в континентальную Европу, хрусталь попал в Россию в 1800-е годы. Тогда же русские мастера начали осваивать разные рисунки гранения. К концу 1810–1820-х очень популярным был вид огранки, которую в Англии называли «земляничный алмаз» (strawberry diamond), а в России — «камень». На ее основе возник не имевший аналогов в других странах рисунок «русский камень» — из известных нам примеров он впервые появился на блюде, подаренном Николаю I в 1826 году, но особую популярность эта грань обрела во второй половине XIX века.

Из всех видов декоративно-прикладного искусства граненый хрусталь первым встал на путь массового производства, ведь его обработка требовала механической точности в повторении шаблона, а не вдохновения мастера.

Фото предоставлены музеем-усадьбой «Кусково».

news.rambler.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о