Содержание

Как правильно держать варган | Обертон Про

Основные условия для успешного звукоизвлечения на варгане с мягкой рамой и маленькими зазорами.

Многих начинающих отпугивает возникающий при игре на некоторых варганах металлический звон и стук, а так же беспокоит излишнее напряжение множества мелких мышц кисти и губ. Часто в таких случаях в голову приходит «по зубам бью», или «варган бракованный», но это не так – язычок варгана задевает о деки из-за их чрезмерного сжатия самим игроком. Склонны к этому инструменты с маленькими зазорами между деками и язычком (зазоры – один из факторов, определяющих качество инструмента — чем меньше зазор, тем громче звук и шире его спектр) и мягкой рамой. Некоторые сразу уходят в сторону более варганов с бОльшими зазорам или жесткой рамой и со временем вырабатывают привычку держать их, сжимая изо всех сил, что закрывает (или сильно затрудняет) дорогу к будущему разнообразию и повышению качества звукоизвлечения. А в последние годы акустический уровень варганов развивается невероятными темпами, зазоры становятся все меньше, качество инструментов и удовольствие от игры на них просто фантастическое — они не идут ни в какое сравнение с тем, на чем люди играли десятки веков. Привыкшим играть на сувенирных австрийских и алтайских варганах приходится нелегко…

Однако, соблюдение нескольких простых правил поможет полностью избавиться от рассматриваемого эффекта и наслаждаться игрой на варгане в более расслабленном режиме, не прилагая никаких лишних усилий и получая чистый и легкий звук.

Основные причины возникновения лязга

  1. Хват. Удерживающая рука не должна прикладывать никаких усилий, направленных на сжатие дек. Держать нужно как будто двумя плоскими дощечками, а не захватывая инструмент в кулак-трубочку или кольцо. Хват — основа чистого звука.
  2. Усилие прижатия дек к зубам. Варган нужно прижимать не сильно и не слабо; правильное усилие достаточно просто подобрать экспериментальным путем — он должен всегда быть плотно прижат и не отрываться при вибрировании язычка.
  3. Сжатие дек губами. Часто этого просто не замечают до тех пор, пока не посмотрят в зеркало — когда при извлечении первых звуков все внимание сосредоточено на руке и удержании инструмента, губы живут своей жизнью. Можно принудительно их раскрыть и перестать касаться дек, что бы быть уверенным в отсутствии их влияния, а затем потихоньку начать обхватывать инструмент для повышения громкости издаваемого звука. Без усилий!
  4. Шевеление нижней челюстью. Это одна из самых малозаметных и непонятных поначалу причин, приводящая к тому же самому звяканью. Начинается оно во время активной артикуляции, в азарте (как разговор на повышенных тонах). Сохраняйте каменное выражение лица!)
  5. Точность удара. Еще один фактор, способный вызвать смещение язычка во время колебаний и задевание его о деки — удар наискосок. Траектория удара в момент соприкосновения пальца с кончиком язычка должна быть строго перпендикулярна плоскости рамы варгана. Нельзя цеплять колено язычка ни в продольном направлении («выдергивая» его из точки крепления), ни в поперечном (удар сверху вниз или снизу вверх).

Надеемся, представленные рекомендации помогут вам в полной мере варганами с высокой чувствительностью и сосредоточиться на самом музицировании, а не «выжимании звука»!

www.oberton.pro

Как играть на варгане | TA-MUSICA


Звукоизвлечение,
или
Как играть на варгане
Первые навыки .


магазин варганов
Научиться играть на варгане можно в течение нескольких минут, специальных навыков в этом не требуется, научиться играть на варгне может каждый.

1. Возьмите варган так, чтобы не касаться язычка пальцами. Вариантов постановки пальцев множество, для начинающих самый простой способ — это зажать кольцо между указательным и большим пальцами. Принципиального значения в способе нет, главное, чтобы было удобно, чтобы держать комус неподвижно, чтобы язычок был свободен.

как держать варган классический закрытый хват закрытый Открытый хват Открытый
2. Затем поднесите инструмент к зубам, приоткройте зубы и прижимаете к ним деки.
ВНИМАНИЕ! Вы не зажимаете, не закусываете, а именно ПРИЖИМАЕТЕ к кончикам зубов так, чтобы оставалась щель, в которой язычок совершает свои колебания. Плотно прижмите деки так, чтобы язычок мог проходить между кончиками зубов. При этом губы расслаблены, охватывают, обнимают деки варгана, но не мешают игре.
3. Ударьте по язычку. Нет принципиальной разницы, ударяете ли вы ОТ себя или К себе, как нет разницы и в том, каким пальцем вы это делаете, важно, чтобы удар приводил язычок в движение в плоскости корпуса комуса. На первых порах легче и чище играть получается ударяя по язычку К себя. Если вы дерните язычок, несколько подняв-спустив его, он либо ударит вам по зубам, либо щелкнет по корпусу, — в любом случае произведет неприятный, далеко не музыкальный звук.
4. Практикуйтесь! Варган — это инструмент, научиться издавать звуки на котором можно за 5 минут (если не с первой попытки, что тоже случается), но чтобы научиться ИГРАТЬ на нем, нужна только практика. Кубызист-виртуоз мира Роберт Загретдинов говорит, что у него уходит по часу в день только на тренировки пальцев, мимики, губ и ротовой полости для игры на кубызе (башкирский варган) и 2 часа на репетиции! Так что, не жалейте усилий, если хотите виртуозно освоить этот инструмент!

Учебные пособия:

1. Первоначальные навыки, разнообразные приемы игры на комусе и просто много интересной информации вы найдете на диске «Алтайский комус. Первое знакомство». Видеокурс уникален тем, что преподают в этой школе игры на комусе мастер Владимир Поткин и Ногон Шумаров — знаменитый алтайский актер и певец. Вы сможете научиться аутентичным для комуса приемам игры. Диск в формате mp4, с английской версией.
2. Р. Рахимов — исследователь-фольклорист, специалист по кубызу и варганам мира, преподавать класса кубыза в Уфимском музучилище. Некоторые материалы башкирской школы игры на варгане вы сможете найти в монографии, посвященной башкирскому кубызу: Рахимов Р.Г. Башкирский кубыз (Маультроммель). Фольклорный сборник. В этой брашюре представлено уникальное исследование по истории инструмента, его разнообразные модификации, рассказывается про башкирских мастеров кубыза, даются начальные навыки игры, приводятся ноты традиционных башкирских наигрышей, схема изготовления деревянного кубыза… Текст сопровождается иллюстрациями, а главное — прилагается диск с экспедиционными записями исполнения народной музыки на кубызе (сделаны в 1985-87 гг.)

3. «Бам! — по зубам». Статья, в которой разбираются основные ошибки новичков.
Дополнительно:
Какие бывают варганы.

как играть на варгане Перейти в раздел Варганы.

магазин варгановкаталог варганов

www.ta-musica.ru

Самоучитель игры на варгане

Как держать варган

Вначале научимся правильно держать варган. Любой профессионал скажет, как важно уверенно и удобно располагать инструмент в руке. Для этого есть много способов. Самый оптимальный способ заключается в следующем. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний палец. Затем по возможности крепко зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка, поскольку он должен двигаться при игре без препятствий, и ни к чему не прикасаться. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре


Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. При игре основание варгана необходимо прижать к зубам или к губам. Челюсти размыкаются таким образом, чтобы между ними оказалось достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.
Ротовая полость – это своеобразный резонатор, служащий для усиления звука. В игре на варгане участвует все – ротовая полость, язык и даже дыхание. При правильном «использовании» этих составляющих с помощью варгана можно наиграть практически любое музыкальное произведение. И это будет не дилетантское подражание игре профессионалов. Напротив, варган способен воспроизводить не только основные звуки, но и призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром.
Прижмите варган к зубам и отведите язычок, а затем отпустите. Это поможет вам услышать его голос. Попытайтесь извлечь как можно больше разнообразных звуков.
Если вы подвигаете языком и затем прижмете его к небу, то вы услышите, как изменяется структура звука. Вы хотите играть громко? Для этого необходимо прижать варган к зубам, и вот уже его звучание наиболее громкое и длительное. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении. Вас не устраивает эта громкость? Давайте научимся извлекать тихие звуки! Надо прижать варган к губам, и вы услышите его мягкое звучание. Причем чем меньше напряжены губы, тем звук будет тише и короче. Не бойтесь экспериментировать! Нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов!
Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы не чувствовать напряжения ни в руке, ни на губах. В то же время инструмент должен быть жестко зафиксирован, чтобы самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно наслаждаться игрой на варгане в течение многих часов и, что немаловажно, без какого-либо вреда для здоровья.
Важно знать, что в первые дни знакомства с варганом возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры, которые, впрочем, через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука


Совет новичкам — перед тем как ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нажмите на язычок пальцем и попробуйте завести его за зубы и обратно — он должен двигаться свободно в обоих направлениях. Язычок варгана приводят в движение, ударяя по нем пальцем второй руки. Удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Удар бывает прямым и обратным. В первом случае палец задевает язычок при движении к себе, а во втором — палец задевает язычок при движении от себя.
Сразу следует оговориться, что требуется определенное время для того, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука. Но это стоит затраченных усилий! Попеременное сочетание обоих ударов позволяет воспроизвести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком.
Давайте поговорим теперь о наиболее продуктивных способах извлечения звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен. Остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Этот способ универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть свободно нависает над варганом. Все пальцы, кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Этот способ, так же как и первый, позволяет играть в разнообразном темпе.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены «лодочкой» и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот способ используют тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками.

Новичкам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет издавать неприятный звук, похожий на металлический лязг.
Все описанные способы хороши и удобны в определенных ситуациях. Чередуя их во время игры, можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это фантастическое зрелище.

Изменение звука


Чем динамичней темп исполняемого произведения, тем чаще требуется наносить удары по язычку варгана, так как любое изменение объема ротовой полости и органов дыхания отражается на исполняемом произведении только при колеблющемся язычке варгана.
Интересно, что звуки при игре похожи на буквы русского алфавита. Джавайте проведем заодно урок русского языка! Итак, самые простые звуки при игре на варгане получаются, когда ротовая полость исполнителя находится в положении как при произношении гласных букв: «А», «И», «О», «У», «Ы», «Э».
Некоторые буквы играют особую роль в музыкальном исполнении. Например, буква «У». Надо заметить, что объём ротовой полости так же влияет на высоту звука. Когда ротовая полость находится в положении произношения буквы «У» — издаваемый звук максимально низкий.
Но это не единственная буква, произношение которой надо знать для игры на варгане. Вам это кажется удивительным? Тогда продолжим! Положение языка так же отражается на воспроизводимом звуке. При расположении языка, которое характерно произношению согласных букв: «К», «Л», «Н», «Р», «Т» тембр звучания инструмента становится выше, соответствуя произнесённой букве.
Если прижать к вибрирующему язычку палец, тем самым уменьшая колеблющуюся часть язычка, то звук получится выше, но глуше и станет менее продолжительным.
При игре на варгане не существует нотных правил или твёрдо определённых позиций для тех или иных звуков. Все зависит от частоты колеблющейся части язычка, и устройства речевого аппарата исполнителя.

Громкость и длительность звука


Громкость и длительность звучания варгана зависят как от силы удара по язычку, так и от манеры удерживания инструмента. Мы уже говорили об этом чуть выше, но нелишне повторить. Когда язычок варгана движется с большой амплитудой, сам инструмент прижат к зубам — звук громкий. Когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или язычок варгана движется с минимальной амплитудой — звук тихий. Когда варган плотно прижат к зубам, колебания язычка длятся дольше, и достигается максимальная длительность звучания. Прижимая варган к губам, и плотно зажимая язычок пальцем в месте его крепления с инструментом, добиваются уменьшения длительности звучания.

Вы видите, как разнообразны способы исполнения на варгане! Но это еще не все. Расскажем теперь о том, как резко прекратить игру на варгане. Это не так-то легко, как кажется на первый взгляд и требует не меньшей сноровки, чем сама игра.
Чтобы заставить резко замолчать варган, требуется сначала удалить его от зубов, придерживая его губами, и только затем удалить варган от рта, либо коснуться язычка пальцем руки, удерживающей инструмент.
Более продолжительные, красивые и громкие звуки можно получить, используя дыхание ртом и направляя губами воздух между основанием и язычком варгана. Так возможно максимально усиливать или ослаблять колебания язычка. Яркий звук получается на резком вдохе, резкий же выдох останавливает колебания язычка.
На разных варганах и у людей с разными дыхательными и физическими способностями эффекты от использования дыхания могут проявляться по-разному.
Людям с большим объёмом лёгких можно вообще управлять звуком, всего лишь удерживая варган одной рукой возле рта. Дыхание при помощи носа используется музыкантами, когда нужно быстро набрать воздуха в легкие для исполнения очередного музыкального фрагмента без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как носовой вдох никак на неё не повлияет

Заключение


Мы подробно представили всю информацию, касающуюся варгана и методике игры на нем и немного рассказали о том как научится петь в домашних условиях. Однако нам хотелось бы дать несколько дружеских советов, которые, на наш взгляд, будут не лишними не только для новичков, но и для профессионалов, желающих достичь максимального мастерства во владении варганом.
Самое важное – постараться довести технику извлечения и изменения звука до автоматизма. Это позволит вам полностью погрузиться в мир неповторимых звуков, не отвлекаясь на такие мелочи, как технические приёмы.
Необходимо следить за недопустимостью посторонних призвуков во время игры. Любое механическое движение должно совершаться вами беззвучно. Так, язычок при движении не должен задевать основания варгана. То же самое касается движений, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи.
Забудьте о любом физического напряжения во время игры. Для вас важна именно игра, здесь и сейчас, а остальные проблемы, как любят порой говорить психологи, подождут. Поза для игры должна быть удобной. Варган нужно комфортно располагать в руке, пальцы не должны уставать. Именно физический комфорт позволит ощутить комфорт моральный. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.
Старайтесь по возможности играть на качественных инструментах. Конечно, некоторые варганы могут недешево стоить, но, поверьте, вы не пожалеете. Не стоит экономить на качестве! Всем известна простая истина — каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от инструмента, на котором он играет, поскольку на высококлассном инструменте с безупречным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, поражающую слушателей своей чистотой, сравнимой только с утренней росой.
И напоследок позволим себе дать самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, живите ею, ищите звук, близкий вам по настроению, экспериментируйте с ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый музыкант со временем обретает свою неповторимую манеру игры, которая так привлекает его поклонников. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Дерзайте и удача вам обязательно улыбнется!

melma.ru

«Каким образом игра на варгане воздействует на человека?» – Яндекс.Знатоки

Существует семь основных «точек воздействия» варгана.

1  Быстрая проработка эмоциональных блоков, страхов и травм.

Ваше бессознательное содержит в себе массу вытесненных болезненных эмоций. И какую благостную маску не надевай, они все равно дадут о себе знать.

Необходимо средство, которое позволит высвободить травматический опыт.

Игра на варгане – это чрезвычайно мощный способ работы с тенью.

Исполняя на нем музыку, вы постепенно очищаете свой разум от всего негативного.  Ваша психика становится более ровной и стабильной.

Положительные изменения приходят быстро, и остаются с вами навсегда.

2  Варган вызывает измененное состояние сознания.

С древних времен человек совершает прорывы в своем развитии благодаря измененным состояниям сознания.

Варган – простое и безопасное средство войти в такое состояние.

Постепенно накапливаясь,  эти состояния переходят в стадию. В новую стадию духовного развития.

Так человек может управлять своим духовным ростом.

3 Варган пробуждает силу дыхания

Естественное и глубокое дыхание наполняет вас силой жизни. Только, к сожалению, человек утратил такую способность.

Варган позволяет вам обрести ее  снова.

Для усиления звука используются ритмичные вдохи и выдохи. Фактически, ваше дыхание становится музыкальным инструментом.

Эти невероятные ощущения на порядки увеличивают ваш энергетический потенциал.

4 Варган снимает телесные блоки и зажимы.

С самого рождения ваше тело накапливает телесные блоки и зажимы. Варган поможет вам от них избавиться.

Резонатором, во время игры, служит ваше тело. Это значит, что играя на варгане, вы делаете себе вибро-акустический массаж.

Звуковые волны пронизывают буквально каждую клетку вашего тела. 

Если играть правильно, то с каждым днем ваше тело будет чувствовать себя легче и свободнее.

5 Игра на варгане стимулирует мозг.

Хотите увеличить  возможности своего мозга? С варганом это сделать легко и приятно.

Звуковая волна, проникая в голову, стимулирует кровообращение мозга. А также шишковидную железу, гипофиз и гипоталамус.

Это означает, что регулярная игра на варгане  развивает ваши познавательные и интеллектуальные способности.

6 Варган раскрывает ваш творческий потенциал

В глубине души вы всегда знали что внутри вас сокрыт огромный творческий потенциал.

Это действительно так, но необходимо дать ему толчок.

Варган справляется с такой задачей блестяще! С ним вы заиграете музыку в независимости от наличия у вас музыкального образования.

А дальше начинается путь творчества во всех сферах жизни.

7 Варган раскрывает вашу истинную природу

Каждый приходит в этот мир со своей миссией. Но только единицам удается ее реализовать.

Вы попросту не знаете о своих лучших качествах и возможностях.

Правильная игра на варгане позволяет вам раскрыть собственное уникальное звучание.

Каждый придуманный вами наигрыш – это песня вашей души. Вначале ее голос тихий, и едва различимый. Но с каждым разом он становиться громче и громче, пока не зазвучит в полную мощь.

Так работает варан. С его помощью вы раскрываете свой природный потенциал.

yandex.ru

Варган . Несколько советов по обучению игре.

Итак, у вас в руках варган, хомус, кубыз …. более 40 наименований этого инструмента, у каждой национальности своё.
Как научиться на нём играть, что сделать , чтобы он зазвучал? Не ждите с первых минут от себя чудес , даже если у вас в
руках супер- инструмент. Он зазвучит, не сомневайтесь… у кого -то через день, у кого — то через месяц…. но у кого-то получается сразу ! У меня прошло четыре месяца прежде чем я осознанно научился извлекать нужные мне звуки из инструмента.
Самое главное научиться правильно фиксировать варган в руках и ротовой полости.
Первое —- не зажимать рамку
Часто у людей, которые впервые берут варган , некоторые и не впервые … при ударе издаётся металлический звук. Тогда можно услышать » варган не звучит», » варган бренчит». На самом деле язычок цепляет за рамку . Причина этому — рамка сильно сжата руками или губами . Чем лучше варган, тем меньше зазор между язычком и рамкой, тем лучше звук и тем вероятнее задеть язычком за рамку слегка сжав её руками. На заглавном фото показано как правильно держать варган :
два пальца с одной стороны, и один с другой — варган словно между двух плоскостей.
Второе — необходимо правильно бить по язычку.
Это вторая причина, по которой язычок может ударяться о рамку. Есть много разновидностей удара, но любой удар должен
быть направлен строго в горизонтальной плоскости перпендикулярно варгану.
Удары сверху — вниз или снизу — вверх категорически запрещены. От этого , кроме всего прочего , варганы ломаются.
Для начинающих рекомендуются удары указательным пальцем на себя. Так меньше амплитуда, а значит и риск сломать варган ( особенно когда новички хотят играть громко, не понимая, что громкость зависит не от размаха )
Теперь ответственный момент.
Возьмите правильно варган и постарайтесь плотно прижать инструмент тыльной частью дек к двум передним зубам
верхнего и нижнего ряда. Челюсти в этот момент следует слегка разжать , чтобы язычок инструмента свободно проходил
между зубами не задевая их. Попробуйте пальцем плавно утопить язычок инструмента на максимально возможную глубину
ротовой полости, только без резких движений. Зубы не задевает ?
Теперь пробуем обхватить внешнюю сторону дек губами и снова утопить язычок на максималь возможную глубину, входит и выходит. Отлично!
Теперь , когда вы чётко фиксируете инструмент на зубах и язычок свободно перемещается в ротовой полости,
плавно утапливаем язычок и отпускаем, утапливаем и отпускаем… поздравляю! ваши первые звуки!!!

www.livemaster.ru

Простенький самоучитель игры на варгане

Вы стали счастливым обладателем варгана. Теперь нужно научиться на нем играть. Для этого нет необходимости знать ноты, собственно и слух вам не понадобится. Варган – очень специфический инструмент. Он не только восстанавливает здоровье всего организма, он успокаивает. Варган поможет настроиться на необходимое состояние. Специфические вибрации, извлекаемые вами с варгана, помогут отдохнуть и расслабится.

Как держать варган. Есть много способов. Округлую часть положите на указательный и средний палец. Зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка. Главное, обеспечить плотное прижатие двух направляющих варгана к зубам. Язычок варгана при игре должен двигаться без препятствий, и ни к чему не прикасаясь.

Прижмите варган к зубам, отведите язычок и отпустите. Вот это его голос. Попытайтесь извлечь из него как можно больше разнообразных звуков. Во время игры попробуйте поэкспериментировать.

Подвигайте языком. Прижмите его к небу. Прижмите сильно, или едва касаясь. Звук будет отличаться. Перемещайте язык со стороны в сторону. Попробуйте засунуть язык в горло.

Измените объем внутреннего пространства рта. Закройте горло, как будто у вас во рту вода. Играйте на вдохе и выдохе. Звук получается намного громче. После одного удара по язычку варгана, глубоко вдохните. Вибрирующий звук можно пролить до минуты. Ровно столько, сколько длится вдох или выдох.

Во время игры попробуйте издать звук горлом, так называемое горловое пение. Соедините два звука в один. А теперь, импровизируйте, экспериментируйте, это очень интересное занятие.

С помощью варгана можно решать разные вопросы. Вибрирующий звук открывает глубины подсознания, и ответ находиться сам собой. Необходимо только во время игры мысленно удерживать сам вопрос. Древние шаманы с помощью варгана, могли перемещаться в другие миры. Лечить болезни, и наставлять на путь истинный.

Если же вы находитесь в Санкт-Петербурге и хотите научиться играть наиболее эффективно, приходите в школу варгана Обертон Про — это ускорит процесс на несколько лет и избавит вам от многочисленных проб и ошибок.

Узнать много тонкостей игры на варгане и разобрать примеры мелодий вы можете из 200-страничного самоучителя.

biomif / www.oberton.pro

www.oberton.pro

Как играть на варгане — Waterfall.su

Техника игры на варгане (комусе)

Комус зажимается губами и прижимается к зубам. Зубы не соприкасаются, оставляя щель для прохода язычка варгана. Бьют средним пальцем правой руки. Палец слегка выходит вперёд остальных, пальчики прижаты друг к другу.

Далее чтобы игра была более мелодичной, то подключаете все своё внутреннее пространство.

Перед игрой хорошо сделать гимнастику рук, тела и дыхания.

Удачи!

Гласные на задержке дыхания

А, У, И, Я, О.

Изменение объёма

Язык прижимается кверху нёба: Кончиком, серединой, основанием, целиком и не прижимается.

Вибрации

Тр-р-р-р-р.

Работа горлом

Горло зажимается и разжимается (сардельки).

Приём «Дракончик» и носовой звук

Кончик языка прижат к нижним зубам, края языка по бокам, средняя часть языка кверху.

Чем меньше объём – тем выше звук!

Языком воспроизводим: ТИУ, ТЯУ.

Вибратор языком

Изменение объёма ротовой полости. Двигая языком, меняем объём.

Маленький, средний, большой объём.

Быстрое движение языком вперёд-назад, клевание языком.

Перемещать от минимума к максимуму.

Варьирование языком в полости рта.

Начинаем, кончик языка упирается в нижние корни зубов, 1/3 языка поднята и прижата к верхнему нёбу. Язык опускается и открывает полость рта. Горло не стараемся открыть, но горло открывается самопроизвольно, ничего страшного если горло открывается.

Попеременная полуулыбка

Улыбка сначала в одну сторону, потом в другую. Центральная часть губ не отрывается от варгана.

Несколько движений одним уголком рта, потом другим (вибратор).

Регулировка положения варгана

Варган перемещается параллельно вдоль зубов.

Движение языком вправо и влево

На один удар – два движения языка влево, вправо. Удобно водить по нёбу верха (характер звука одинаковый).

Кончик языка у коренных зубов, середина немного колеблется.

Щелчки

Цоканье. 1/3 языка прижата к верху и резко отрывать (кончик прижат).

Горловое пение

Тянем звук – О, опускаемся ниже.

Плавные и резкие уходы.

Звук – Ы, пытаемся протолкнуть, как можно ниже.

Звук – У.

Упражнение жаба

Раздувание горла.

Проглатываем воздух, щёки не участвуют.

Похрипим. Звук – Э, А, У (с хрипом).

Теперь с варганом

О – закрытое горло.

У – открытое горло.

2-3 удара на закрытом и на открытом.

Горловой вибратор

Открывание и закрывание горла. На закрытом горле – А — У.

Управление басами

Ушли в басы (низа) и потом этим низким голосом управлять.

Дыхание паровоз

Демпфирование губами – напрягая и расслабляя губы, комус прижат к губам. Уменьшая расстояние полости рта. Губы расслаблены, кончик языка к нижним зубам, середина языка к верхнему нёбу. Можно добавить вдох.

Бой

Ритмическая линия (что была выше) + бой. Обе губы выпучены вперед мякушкой, комус зажать, слева комус прижат к прорези губ. Губы открываются, комус прижат. АМ, АМ комус.

Гортань

Повышение звука и понижение.

Больший объём – ниже звук.

Меньше объём – выше звук.

При помощи горла меняется тональность. Звуки – О, И, А, Э. И — Э – Якуты.

Максимально высокий – О.

Максимально низкий – О.

Переход от низкого к высокому (макс).

Сначала на задержке дыхания, внимание.

Вдыхаем – широкое.

Выдыхаем – узкое. Звук – О.

Дыхание не опережает звук.

Ы.

Ударочные горлом

Из О в Ой.

Меняем тональность Ой – высокое. Ой – низкое.

Комбинация переходов от низкого к высокому.

А – Я – Ой.

Один удар – А – Я.

Второй удар – ОЙ.

+ добавить дыхание в горле.

Дыхание под метронометр

Сильный выдох, когда язычок комуса максимально открыт.

Дыхание паровоз

Цикл вдохов и выдохов с наложением на такт.

Вдох, выдох – один удар.

Удар. Потом вдох, выдох. Удар.

Важна точность!!!

Удар. Вдох. Удар. Выдох.

А – Ха –а –а –а

Якутский бой — верхне-кистевой

Указательный палец огибает по фалангам большой палец. Удары по язычку комуса средним фалангом указательного пальца.

К, Ля, Тю, Тррр.

Выговор слов

Один из способов составления композиций. Лёк –к-к-к-к.

1-я степень свободы – медленный – быстрый.

2-я степень свободы – выше – ниже.

+ дыхание.

Лёк

Лёк – на задержке.

Удар со вдохом и Лёк.

Лёк – на выдохе.

Лёк – на задержке.

Лёк – на выдохе, можно двухсторонним боем.

Тётя

Задержка – вдох – задержка – выдох + дыхание + понижение и повышение.

Т, Р, К – у Индусов.

Тётя – Дядя

Тётя – Дядя – на вдохе и на выдохе.

Кар

Кар-р-р-р — растягиваем на выдохе.

Тёко

Тёко-Тэте

Тё-ко – задержка дыхания, Тэ-те – вдох, выдох.

Тёть — Ко – Тёть

Тёть – задержка, ко – вдох, выдох, удар на Тёть.

Трактор

Дрожание диафрагмы

Вдохнуть живот и попытаться до дохнуть — удар.

Вибрации – дыхание собаки.

Мелкие вибрации накладываются на вдохи и выдохи.

Приём губами Папа – Мама.

При ударе открываем и закрываем губы, варган прижат к зубам, как обычно. Максимально оскалиться в сочетании объёма полости, язык регулирует тональность — волновыми движениями, подхватываем губами.

— Совмещение с дыханием – в момент закрывания губами варган (они практически коснулись), мы добавляем вдох или выдох.

Играть Глиссандо

Переходы между гласными звуками. Важен сам переход.

Исходное положение на звуке – И.

И – Ё – У

Пробуем с ускорением.

И – Ё — 2 раза вдох и 2 раза выдох.

И — пауза.

Дыхание не заглушает звук.

Исходное положение на звуке – У.

У – ый ( ый – вдох) выдох происходит автоматически и не акцентирован.

На один вдох:

А – Я – И(вдох) – Эй(довдох).

Комбинации могут быть разные. Действовать от обратного – написать разные комбинации и играть.

На выдохе:

У – яй – У(выдох) – яй (вдох)

Упражнение:

Ой – ой(удар) – Ой – ой(удар) …

Прибавляем «Дрожание диафрагмой» — положение на Ой – ой

Прибавляем дыхание – ввести на уровень автоматизма.

Прибавляем язык и постепенно ускоряемся!!! (упр. закончилось)

На вдохе Ё – Я – 1 удар.

На выдохе Я –Й – 2 удар.

Важно ускоряться!

Ритмический удар «Дуэт»

Двойной удар в одну сторону(тыдым, тыдым). Когда рука возвращается, она ударяет по язычку, но не акцентированно.

Удары 2-ка, 3-ка. + дрожание диафрагмой.

Играть Гоготание

Корень языка приподнят, кончик языка прижат к нижним зубам.

Звук: К потом Г

Серия: Г-Г-Г-Г-Г

Г-К-Г-К-Г-К

К-К-К – выдох, Г-Г-Г – вдох с дыханием.

Внимание на горло Го-Го-Го – в один удар, можно Ко-Ко-Ко потом Го-Го-Го.

Г – убрать, оставить – О и поварьировать горлом –О-О-О.

Г — входные ворота. Потом проталкивать разные звуки, работая горлом.

Интенсивное дыхание на высокой амплитуде

Интенсивный вдох в момент удара.

1 удар – на вдохе

2 удар на выдохе – короткие и интенсивные +работа диафрагмой.

Удар – вдох. Выдох – между ударами.

Удар – вдох. Выдох – вдох – выдох.

С ударом – выдох. Вдох – без удара. Удар – подчеркивается выдыханием или вдохом.

Икание

Движение горлом. Ик – вставляется между ударами.

Паровоз с иканием

— Удар одновременно с АК – на вдохе.

— Выдох – между ударами.

— Удар с языком У – на вдохе.

— Выдох между ударами

— И

Смех горлом

Смех – диафрагмальный, как все смеются.

— На выдохе – смех горлом.

Звуки разные – варьируются.

Композиция «Погрубок»

Удары + дрожание+ икание – все получается, когда бой автоматический.

Все композиции есть в контакте.

Шаги

Вибрации: губами, языком, горлом, диафрагмой.

Звуки при открытом горле

Жаба

И

Переходы на открытом горле

О – И – О

Э – У – А

Горло открыто

Э (удар) – У – А (вдох).

Э (пауза) – У – А(выдох).

Свист

Щ, Хь – работа языком.

Щ – хи

Туч, Туч, Туч.

Уч, Уч, Уч.

Бой и ритмы

Важным элементом является троечка с ускорением ритма. Можно изменять ротовую полость.

2 удара, тройка.

Бой «Берсер»

Тройки и двойки — в разные стороны. Цикл надо подчеркивать 1 + тройка – вдох, выдох.

Пятёрка.

8 двоек.

Икота

ОК – ко

ОК – на вдохе.

КО – на выдохе, расслабление.

Наложение на односторонние удары любой мелодии выдохов. Рука работает – равномерно.

Ту-Ту – помогаем языком при выдохе.

Играть Вибрато

Сочетание разных вибраторов: губы, язык, горло.

Вдох и выдох рассчитывать при ударе. Не гасить варган дыханием.

Надув шарика и добавление паровозик, дрожание и разное…

Удар – вдох, удар – выдох – накладывается на паровоз, на одностороннем бое.

Эти приемы от профессионалов позволят вам играть на варгане лучше и увереннее.

waterfall.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о