Содержание

10 интересных экспериментов для детей :: Инфониак

10 интересных экспериментов для детейПолезные советы

Хотите занять детей и вместе с ними познавать мир и чудеса физических явлений? Тогда приглашаем в нашу «экспериментальную лабораторию», в которой мы расскажем, как создавать простые, но очень интересные эксперименты для детей.


Эксперименты с яйцом

Яйцо с солью

experimentw2.jpg

Яйцо опустится на дно, если Вы поместите его в стакан с обычной водой, но что произойдет, если в воду добавить соль? Результат очень интересен и может наглядно показать интересные факты о плотности.

Вам понадобятся:

  • Яйцо
  • Вода
  • Поваренная соль
  • Высокий стакан.

Инструкция:

1. Половину стакана наполняем водой.

2. Добавляем в стакан много соли (около 6 столовых ложек).

3. Мешаем.

4. Осторожно опускаем яйцо в воду и наблюдаем за происходящим.

Объяснение

Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.

Яйцо в бутылке

experimentw3.jpg

Знаете ли Вы, что вареное цельное яйцо можно легко поместить в бутылку?

Вам понадобятся:

  • Бутылка с диаметром горлышка меньшим диаметра яйца
  • Вареное яйцо вкрутую
  • Спички
  • Немного бумаги
  • Растительное масло.

Инструкция:

1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.

2. Теперь поджигайте бумагу (можно просто несколько спичек) и сразу кидайте в бутылку.

3. Положите на горлышко яйцо.

Когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.

Объяснение

Огонь провоцирует нагревание воздуха в бутылке, который выходит наружу. После того, как погаснет огонь, воздух в бутылке начнет охлаждаться и сжиматься. Поэтому в бутылке образуется низкое давление, а наружное давление заталкивает яйцо в бутылку.

Эксперимент с шариком

experimentw4.jpg

Этот опыт показывает, как взаимодействуют между собой резина и апельсиновая цедра.

Читайте также: Как сделать светящуюся жидкость и другие фокусы

Вам понадобятся:

  • Воздушный шарик
  • Апельсин.

Инструкция:

1. Надуйте воздушный шарик.

2. Почистите апельсин, но апельсиновую шкурку (цедру) не выбрасывайте.

3. Выжмите апельсиновую цедру над шариком, после чего он лопнет.

Объяснение.

Цедра апельсина содержит вещество лимонен. Он способен растворять резину, что и происходит с шариком.

Эксперимент со свечой

experimentw6.jpg

Интересный эксперимент, показывающий возгорание свечи на расстоянии.

Вам понадобятся:

  • Обычная свеча
  • Спички или зажигалка.

Инструкция:

1. Зажгите свечу.

2. Через несколько секунд потушите ее.

3. Теперь поднесите горящее пламя к дыму, исходящему от свечи. Свеча снова начнет гореть.

Объяснение

Дым, поднимающийся вверх от погасшей свечи, содержит парафин, который быстро загорается. Горящие пары парафина доходят до фитиля, и свеча снова начинает гореть.

Сода с уксусом

experimentw7.jpg

Шарик, который сам надувается, это очень интересное зрелище.

Вам понадобятся:

  • Бутылка
  • Стакан уксуса
  • 4 чайных ложки соды
  • Воздушный шарик.

Инструкция:

1. Наливаем стакан уксуса в бутылку.

2. Засыпаем соду в шарик.

3. Надеваем шарик на горлышко бутылки.

4. Медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом.

5.

Наблюдаем за тем, как надувается шарик.

Объяснение

Если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.

Невидимые чернила

experimentw8.jpg

Поиграйте со своим ребенком в секретного агента и создайте свои невидимые чернила.

Вам понадобятся:

  • Половина лимона
  • Вода
  • Ложка
  • Миска
  • Ватный тампон
  • Белая бумага
  • Лампа.

Инструкция:

1. Выжмите немного лимонного сока в миску и добавьте столько же воды.

2. Опустите ватный тампон в смесь и напишите что-нибудь на белой бумаге.

3. Подождите, пока сок высохнет, и полностью станет невидимым.

4. Когда вы будете готовы, чтобы прочитать секретное сообщение или показать его кому-то еще, нагрейте бумагу, держа ее близко к лампочке или к огню.

Объяснение

Лимонный сок является органическим веществом, которое окисляется и становится коричневым при нагревании. Разбавленный лимонный сок в воде делает его трудно заметным на бумаге, и никто не будет знать, что там есть лимонный сок, пока он не нагреется.

Другие вещества, которые работают по такому же принципу:

  • Апельсиновый сок
  • Мед
  • Молоко
  • Луковый сок
  • Уксус
  • Вино.

Как сделать лаву

experimentw9.jpg

Далее мы расскажем, как создать домашнюю лаву для детей.

Вам понадобятся:

  • Подсолнечное масло
  • Сок или пищевой краситель
  • Прозрачный сосуд (можно стакан)
  • Какие-либо шипучие таблетки.

Инструкция:

1. Сперва наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.

2. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.

3. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла.

4. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Объяснение

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.

Эксперимент со льдом

experimentw10.jpg

На первый взгляд можно подумать, что кубик льда, находясь сверху, в конечном итоге плавится, за счет чего и должен заставить воду разлиться, но так ли это на самом деле?

Вам понадобятся:

  • Стакан
  • Вода
  • Кубики льда.

Инструкция:

1. Заполните стакан теплой водой до самого края.

2. Осторожно опустите кубики льда.

3. Наблюдайте внимательно за уровнем воды.

По мере таяния льда уровень воды совершенно не меняется.

Объяснение

Когда вода замерзает, превращаясь в лед, она расширяется, увеличивая свой объем (вот почему зимой могут разрываться даже отопительные трубы). Вода из растаявшего льда занимает меньше места, чем сам лед. Поэтому когда кубик льда тает, уровень воды остается примерно такой же.

Как сделать парашют

experimentw11.jpg

Узнайте о сопротивлении воздуха, сделав небольшой парашют.

Вам понадобятся:

  • Полиэтиленовый пакет или другой легкий материал
  • Ножницы
  • Нить
  • Маленький груз (возможно, какая-либо фигурка).

Инструкция:

1. Вырезаем большой квадрат из полиэтиленового пакета.

2. Теперь обрезаем края так, чтобы получился восьмиугольник (восемь одинаковых сторон).

3. Теперь привязываем 8 отрезков нитей к каждому углу.

4. Не забудьте сделать небольшое отверстие в середине парашюта.

5. Другие концы нитей привяжите на маленький груз.

6. Используем стул или находим высокую точку, чтобы запустить парашют и проверить, как он летает. Помните, что парашют должен лететь как можно медленнее.

Объяснение

Когда выпускается парашют, груз тянет его вниз, но при помощи строп парашют занимает большую площадь, которая сопротивляется воздуху, за счет чего груз медленно опускается. Чем больше площадь поверхности парашюта, тем больше сопротивляется эта поверхность падению, и тем медленнее будет опускаться парашют.

Небольшое отверстие в середине парашюта позволяет воздуху медленно проходить через него, а не заваливать парашют на одну сторону.

Как сделать торнадо

experimentw12.jpg

Узнайте, как сделать торнадо в бутылке с этим веселым научным экспериментом для детей. Использованные в эксперименте предметы легко найти в обиходе. Сделанный домашний мини-торнадо намного безопаснее торнадо, который показывают по телевидению в степях Америки.

Читайте также: Интересные аппликации для детей

Вам понадобятся:

  • Две пластиковые бутылки с крышками
  • Клей (клеящий пластмассу)
  • Вода
  • Нож
  • Скотч.

Инструкция:

1. Заполните пластиковую бутылку водой, но не полностью.

2. Аккуратно сделайте отверстия в крышках с помощью ножа.

3. Теперь приклейте крышки друг к другу со стороны отверстий.

4. Прикручиваем обе бутылки к крышкам.

Заполненную водой бутылку переворачиваем наверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.

Объяснение

Круговое вращение бутылки создает вихрь воды, который выглядит как торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Следует отметить, что вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов.

Распространение молекул

experimentw13.jpg

При помощи этого эксперимента мы наглядно будем наблюдать тот факт, что молекулы горячей воды действительно двигаются быстрее, чем холодной.

Вам понадобятся:

  • Стакан с горячей водой
  • Стакан с холодной водой
  • Любой краситель (например, марганцовка)
  • Пипетка.

Инструкция:

1. Стаканы заполняем водой одинаково. Капаем краситель с помощью пипетки одновременно в стакан с горячей и холодной водой.

2. Наблюдаем, что происходит.

Горячая вода окрашивается быстрее холодной.

Объяснение

Пищевой краситель распространяется в горячей воде быстрее, чем в холодной. Это называется диффузией. Этот опыт также подтверждает существование так называемого броуновского движения.  

www.infoniac.ru

10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых :: Инфониак

10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослыхПолезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан

1.jpg

Вам понадобится:

— 2 лимона (на 1 вулкан)

— пищевая сода

— пищевые красители или акварельные краски

— средство для мытья посуды

— чашка

— деревянная палочка или ложечка (при желании)

— поднос.

1-1.jpg

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.

1-2.jpg

3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

1-3.jpg

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона — вулкан начнется пениться.

1-4.jpg

8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков

2.jpg

Вам понадобится:

— 2 стакана

— небольшая емкость

— вилка

— 4-6 жевательных червяков

— 3 столовые ложки пищевой соды

— 1/2 ложки уксуса

— 1 чашка воды

— ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль — это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.

2-1.jpg

2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.

Читайте также: 10 милых поделок для детей и взрослых

2-2.jpg

* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности

3.jpg

Вам понадобится:

— миска с водой

— прозрачный лак для ногтей

— маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3-1.jpg

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.

3-2.jpg

Читайте также: Детские поделки для детского сада

3-3.jpg

4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке

4.jpg

Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

— пена для бритья

— банка

— вода

— пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

5. Интересные опыты: салют в банке

5.jpg

Вам понадобится:

— банка

— миска

— теплая вода

— подсолнечное масло

— 4 пищевых красителя

— вилка.

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

5-1.jpg

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей — красный, желтый, синий и зеленый.

5-2.jpg

3. Вилкой размешайте красители и масло.

5-3.jpg

4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.

5-4.jpg

5. Посмотрите, что произойдет — пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

Читайте также: 10 интересных занятий, которые оторвут детей от компьютера

5.jpg

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и «плавает» на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

— резинка или толстая нить

— картон

— клей-карандаш

— ножницы

— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).

6.jpg

1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.

6-1.jpg

2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.

6-0.jpg

6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.

6-2.jpg

6-3.jpg

7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке

7.jpg

Вам понадобится:

— небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

— прозрачная пластиковая бутылка

— нитка

— пищевой краситель

— ножницы.

7-1.jpg

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.

7-2.jpg

7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.

7-3.jpg

9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

7.jpg

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане

8.jpg

Вам понадобится:

— стеклянный стакан или миска

— пластиковая миска

— вилка

— 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) — используется в солях для ванн

— 1 чашка горячей воды

— пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.

8-1.jpg

3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.

8-2.jpg

Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.

8-4.jpg

9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

www.infoniac.ru

Физическое шоу «Физика вокруг нас»

Это итоговое занятие всегда провожу в рамках недели естественно — научных дисциплин. В этом году она проходила в апреле и была приурочена ко Дню Космонавтики. Обучающиеся 7-хклассов в течение всего года на занятиях по внеурочной деятельности готовят это мероприятие, а затем проводят его для ребят начальной школы и обучающихся 5-6 классов. Это очень познавательно для всех! После проведения занятия у ребят наблюдается увеличение интереса к проведению экспериментов. Они начинают больше читать, интересуются научными опытами.

Цели:

  • расширение кругозора детей, их знаний по окружающему их миру, развитие познавательного интереса к изучению законов природы.
  • развитие наблюдательности, внимания, мышления обучающихся начальной и средней школы.

Задачи:

  • обучать детей умению проводить эксперименты с подручными материалами;
  • развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость;
  • формировать у детей элементарные представления о законах природы;

Форма проведения: физическое интерактивное шоу

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, учащиеся средней школы.

Оборудование: воздушные шары, деревянная линейка, 3-х литровая банка, вода, пластиковые бутылки, одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, банка из-под кофе, лампа накаливания, стеклянная палочка, мука, шелковая ткань, нитки, скотч.

ТСО: компьютер, проектор.

Ход мероприятия

1. Звучит музыка (фанфары с отсчетом времени, на экране слайд 1 «Физика вокруг нас»).

Ребята выходят из-за кулис или лаборантской.

2. Слайд 2. (музыка «минус» «Нам песня строить и жить помогает»).

Ребята поют песню.

Проникнуть в тайну тел могут дети,
Лишь только надо законы узнать.
Молекул, атомов много на свете,
Но мы сумеем секрет их разгадать.
Мы смело с физикой в ногу шагаем.
Нам помогают законы ее:
По траектории путь вычисляем,
Тела отсчета узнаем легко.

Ньютон открыл нам закон тяготенья –
Теперь мы «тяжесть» и «вес» различим.
Где польза есть, а где вред в силе тренья,
Легко на практике это применим.
Мы ставим опыт, познать чтоб явленье,
И изучаем наследье всех стран:
Как Торричелли измерил давленье,
Как Архимед дал нам выход в океан.

Формы энергии мы изучили,
Умеем мощность, работу искать,
Мы в песне физики курс повторили,
Чтоб отвечать на «четыре» и на «пять»!

1-й ученик. Вы находитесь в кабинете физики. И я вас понимаю, так хочется познакомиться с физикой поскорее! Ведь вы уже слышали, что эта замечательная наука нужна всем: токарю и водолазу, врачу и шоферу, космонавту и пахарю, ученому и клоуну!

Но оказывается, физика — это не только научные книги и сложные приборы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.

И когда ты начнешь изучать физику в школе, эта чудесная наука уже не покажется тебе такой загадочной и мудрой.

Ты скажешь ей как старой знакомой:

– Здравствуй, физика!

Сегодня ребята из 7 класса покажут вам занимательные опыты по физике, которые вы можете повторить самостоятельно.

1-й ученик и 2-й ученик

Диалог. (3 слайд)

А вы знаете, что такое инерция? Я слышу ответ: «Нет». На самом деле, вы знакомы с ней очень давно!

— Вы никогда не задумывались, что с инерцией встречаетесь каждый день.

— Вспомни, ты бежишь, а ноги за что-то запнулись. Ноги остановились, а ты сам летишь вперед, пока не упадешь на землю.

Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Запомните: вперед!

— А бывает и наоборот! Стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно. От этого все откидываются назад.

Сейчас мы покажем вам два опыта, которые демонстрируют явление инерции.

Опыт 1. (слайд 4, а)

 Если медленно двигать лист, то стакан будет двигаться за листом, если выдернуть лист быстро, то стакан останется стоять на своем месте благодаря инерции, так как движение резкое, оно не успевает передаться и стакан сохранит свое состояние покоя.

Рисунок 1

— Ребята, кто хочет попробовать провести опыт?

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 2. (слайд 4,б)

Поместим картонку на стакан. Положим монетку на картон по центру. Щелкнем по картонке пальцем.

Рисунок 2

Картонка быстро движется вперед, а монетка падает в стакан. У вас возникает вопрос: «Почему монета не двигается вместе с открыткой?»

Монета и картонка находились без движения благодаря инерции. Инерция – это свойство предмета не менять свое состояние покоя или движения. При резком выбивании картонки из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшое трение не может сообщить монете скорость в горизонтальном направлении. Когда мы щелкнули по картонке пальцем, она соскользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести в стакан.

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

3-й ученик (слайд 5)

Земля – третья планета от Солнца. Родители и учителя в школе, наверное, рассказывали, что нам очень повезло! Земля – пока единственная планета в солнечной системе, обладающая атмосферой, содержащей кислород, жидкие океаны на поверхности и жизнь. Ребята, а вы знаете, что такое атмосфера? Это воздух, который окружает Землю. Слой воздуха, превышает 100 км. Основная масса атмосферы сосредоточено в нижнем слое высотой около 15 км от поверхности Земли. Воздух удерживается вблизи земной поверхности благодаря притяжению Земли. Если бы Земля не притягивала воздух, то он рассеялся бы в окружающем Землю пространстве. Этот воздух давит на нас и на все, тела находящиеся вокруг нас.

Рисунок 3

Опыт 3

И сейчас я покажу опыты со стаканом. Как вы считаете, может ли обыкновенный лист бумаги выдержать стакан воды? Я докажу сейчас, что это возможно. Я наливаю воду до половины, кладу сверху листок бумаги. Придерживая бумаге ладонью, опрокидываю стакан. И вот: отнимаю ладонь, а бумажка по-прежнему будет надежно закрывать стакан, и ни одна капля воды не выльется! Вы спросите: «Почему такое возможно?» Это возможно благодаря атмосферному давлению. Именно атмосфера давит на листок снизу и удерживает его. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее изнутри.

Рисунок 4

— Кто поможет мне продемонстрировать этот опыт?

Можно пригласить 1-2 учащихся.

Опыт 4 (Диалог 3-го и 4-го ученик)

У меня есть друг, Даня. Я люблю иногда подшутить над ним. Сейчас покажу вам опыт «Напои друга».

Рисунок 5

— Эй, Даня, иди сюда. Не хочешь попить?

— Хочу. Сегодня пил только с утра.

Даня отворачивает пробку. Из дырочек начинает вытекать вода.

— Даша, ну, ты опять со своими шуточками!

— Даня, ты же знаешь, что я очень люблю физику.

— А почему вода не вытекает из бутылки, ведь там же дырочки?

— А это всё проделки атмосферного давления. Это происходит потому, что на дырочки снаружи действует атмосферное давление. И оно больше, чем давление столба воды в бутылке. Когда мы откручиваем пробку, то на дырочки и внутри бутылки кроме жидкости действует атмосферное давление.

Рисунок 6

(Слайд 6 «Проявление действия атмосферного давления»)

Оно нам помогает пить, набирать лекарство в шприц, ставить банки, когда мы простудились. Оно помогает держать мыльницу с помощью присоски.

— А у тебя ещё есть опыты с атмосферным давлением?

— Нет. Но у Ани в запасе найдется ещё один.

— Аня, иди к нам.

Кто хочет попробовать «попить» из такой бутылочки?

Опыт 5. 5-й ученик (Слайд 6)

Я продемонстрирую вам еще один опыт. Как вы думаете, ребята, может ли вот такой шарик пролезть в банку?

Как это сделать?

Рисунок 7

Для этого нам понадобятся чайник с кипятком, трехлитровая банка, воздушный шарик, наполненный водой так, чтобы он немного перекрывал горлышко банки.

Необходимо обдать банку кипятком.

ВНИМАНИЕ! Ребята, когда вы будете повторять этот опыт дома, обратитесь за помощью к старшим. Вы можете обжечься. Поэтому лучше, если вам помогут родители.

После того, как вы нагрели банку, её нужно закрыть воздушным шариком, заполненным водой. Что будет происходить? Воздух в банке нагревается и расширяется, часть его выходит из банки. В этот момент мы закрываем горло шариком. Затем воздух в банке охлаждается. Давление там падает. Возникает разница в давлениях снаружи и внутри банки. Под действием атмосферного давления шарик втягивается в банку.

Переключается на слайд 7 с Гермионой. Звучит музыка из фильма о Гарри Поттере.

Выходит Девочка, облаченная в мантию.

Рисунок 8

6-й ученик. Где живее электричество? Вы, конечно, знаете, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и ещё в батарейке от карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно накаляет электроплитку и утюг. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Да мало ли что ещё может делать электричество!

Ну а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? – спросите вы. Да есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Ты часто держишь его в руках и сам не знаешь об этом. Но его можно обнаружить.

Опыт 6.

Вы читали про Гарри Поттера? Вы помните, с помощью чего он делал свои чудеса? Конечно, вы догадались. С помощью волшебной палочки. И у нас в кабинете физики такая имеется. Для опыта нам понадобится стеклянная палочка, лист бумаги или полиэтиленовый пакет, метровая деревянная линейка, бутылка.

Рисунок 9

Я заставлю линейку вращаться, не прикасаясь к ней!

Как у меня это получилось? Ответ прост. Это опять электричество! Палочка наэлектризовалась, и к ней притянется абсолютно любое нейтральное тело. Скажу вам по секрету: «Замените палочку пластмассовой расческой, а метровую линейку – обыкновенной, и такой же опыт вы можете показать своим родителям и друзьям дома».

Кто хочет попробовать?

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 7

Натрем шарик пакетом и «повесим» на стену. Вы видите, шарик спокойно висит на стене. Наэлектризованный шарик будет долго висеть в таком положении. Притяжение шарика к стене вызвано электричеством.

Рисунок 10

Кто пожертвует ради науки своими прическами? Приглашаются ребята. Натирают о волосы воздушные шарики и «подвешивают» их на стенку.

Рисунок 11

Если потереть два предмета, сделанные из разных материалов, то они наэлектризуются. Возьмем второй шарик, так же наэлектризуем его. Поднесем его к муке. Мука облепит шарик и он окажется покрытый инеем.

Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.

Опыт 8. Опыт с лампочкой (Слайд 8)

5-й ученик. Может ли обычная стеклянная лампочка выдержать вес взрослого человека? Да, это возможно.

Рисунок 12

Лампочка вставлена в стеклянную банку из-под кофе. Теперь она может выдержать не только ваш вес, ребята, но и вес взрослого человека, если на нее аккуратно встать ногой.

В этом случае вес человека распределяется по длине окружности в месте соприкосновения лампы с горлышком банки. На единицу длины окружности приходится небольшая сила.

Эксперимент показывает, что обычная лампочка может выдержать вес до 120 кг. Однако, если на обуви окажется небольшая песчинка, то лампочка разрушается при малейшей нагрузке.

— Давайте попробуем постоять на лампочке. Кто станет сейчас юным экспериментатором? Приглашаются несколько учащихся.

1-й ученик Опыт 9. (Слайд 9)

Ребята, а я продемонстрирую опыт с воздушными шарами.

Рисунок 13

Если мы подуем между шарами, то на первый взгляд шары должны отлететь друг от друга. Но такого не происходит. Наоборот, шары притянутся друг к другу. Это происходит из-за того, что давление в струе меньше, чем атмосферное.

Кто умеет хорошо дуть? Приглашаются несколько учащихся.

5-й ученик (Слайд 10). Трудно придумать игрушку проще воздушного шарика. Еще труднее найти нехитрой резиновой оболочке какое-нибудь практическое применение. Надутый шарик можно использовать в различных летающих моделях. Энергия сжатого воздуха, который выходит из шарика, создает реактивную силу. Равная ей сила противодействия толкает резиновую оболочку вперед. Из этого нетрудно сделать вывод: воздушный шарик — это простейший реактивный двигатель.

Рисунок 14

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч.

(Слайд 11) Основоположником теории космических полетов является выдающийся русский Ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он разработал теорию реактивного движения. Благодаря ему сейчас космонавты летают на многоступенчатых ракетах.

Рисунок 15

Сегодня 12 апреля – День Космонавтики. И это выступление мы посвящаем тем замечательным людям, благодаря которым полеты в космос стали не мечтой, а реальностью!

Сегодня мы запустим свою ракету. Для этого нам необходим шарик, трубочка для коктейля, липкая лента и шелковая нить.

Давайте превратим шарик в модель простейшей ракеты.

(Слайд 12) Опыт 10. Запуск ракеты

Рисунок 16

3. Завершение вечера

3-й ученик. Сегодня мы подготовили для вас занимательные опыты, которые вы можете повторить дома. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. Проведя опыты, вы совершите увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания. Давайте скажем большое спасибо ребятам, учащимся 7 класса, которые подготовили для вас это маленькое шоу.


rosuchebnik.ru

Занимательные опыты по физике 7 класс



Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Опыт 4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

 Опыт 5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

Опыт 6

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (третий закон Ньютона)

Опыт 7

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.


Опыт 8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт 9 «Несгораемая бумага»


Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

 

fizihi.blogspot.com

Занимательные видео-опыты по физике для детей и физические эксперименты для взрослых детей

Это раздел с опытами по физике. Нет, это не те скучные опыты со школьных уроков. Мы прекрасно понимаем, что физические явления лучше всего объяснять наглядным и увлекательным способом. И именно поэтому в этом разделе не так много текста, а много интересного видео с опытами и занимательными физическими экспериментами.

Все видео в этом разделе разделены по типам. Например: опыты со светом, плотностью, давлением и тд. Достаточно выбрать нужный раздел и на экране останутся только видео с тематическими физическими опытами и видео-экспериментами.

Многие опыты можно повторить самостоятельно в домашних условиях. Но обязательно проводить их в присутствии взрослых. А если вы сами уже взрослый, то обязательно примите все меры предосторожности. И еще, некоторые опыты требуют хорошо проветриваемое помещение, другие, наличие спецодежды и других средств защиты. Поэтому, семь раз подумайте перед тем, как один раз плеснуть что-то в пробирку или поджечь что-либо. Кроме вас самих, никто не сможет вас удержать. Помните: спасение физика, дело самого физика!

Мы всегда рады любой обратной связи от наших зрителей: с удовольствием отвечаем на вопросы и читаем все-все комментарии. Но мы будем особы рады «дельным» советам. Скажем, просмотрев все видео на канале вы не нашли интересный опыт или эксперимент, который знаком вам еще со школы или который видели по телевизору. Пишите нам в специальную формочку на сайте и если он окажется действительно зрелищным и занимательным, мы обязательно включим его в план съемок на ближайшее время. Особенно, если эти опыты для детей.

Если вам очень понравился какой-то конкретный сюжет, то его на школьных уроках по физике или в детском саду. Мы с удовольствием делимся нашими видео-опытами с образовательными учреждениями. А если вы представитель коммерческой организации или телекомпании, то напишите нам и мы обсудим условия коммерческого использования наших видео.

simplescience.ru

Самые простые физические и химические опыты

– С чего начался ваш проект?

Я с детства люблю различные опыты. Сколько себя помню, собирал различные идеи для экспериментов, в книгах, телепередачах, чтобы потом самостоятельно их повторить. Когда я сам стал отцом (моему сыну Марку сейчас 10 лет), для меня всегда было важно сохранить любознательность в сыне и, конечно, суметь ответить на его вопросы. Ведь, как и любой ребёнок, он смотрит на мир совершенно иначе, чем взрослые. И и в определенный момент его самым любимым словом стало слово «почему?». Именно из этих «почему?» начались домашние опыты. Ведь рассказать – это одно, а показать – совсем другое. Можно сказать, что любопытство моего ребёнка послужило импульсом для создания проекта «Простая наука».

– Сколько лет было вашему сыну, когда вы начали практиковать домашние опыты?

Опытами дома мы занимаемся c того момента, как сын пошел в детский сад, где-то после двух лет. Сначала это были совершенно простые эксперименты с водой и равновесием. Например, реактивный пакет, бумажные цветы на воде, две вилки на спичечной головке. Сыну сразу понравились эти забавные «фокусы». Причем ему, как и мне, всегда интересно не столько наблюдать, сколько повторить их самостоятельно.

– Какие опыты вы бы порекомендовали для малышей, а какие для детей постарше?

С маленькими детьми можно провести интересные эксперименты в ванной: с лодочкой и жидким мылом, бумажным корабликом и воздушным шаром,
теннисным шариком и струей воды. Ребенок с самого рождения стремится познавать все новое, эти зрелищные и красочные опыты ему обязательно понравятся.

Когда же мы имеем дело со школьниками, пусть даже и первоклассниками, тут уже можно развернуться вовсю. В этом возрасте детям интересны взаимосвязи, они будут внимательнее наблюдать эксперимент, а потом искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. Здесь как раз можно разъяснить суть явления, причины взаимодействий, пусть даже и не совсем научными терминами. И, когда на школьных уроках ребенок столкнется с подобными явлениями (в том числе в старших классах), объяснения учителя ему будут понятны, ведь он это уже знает с детства, у него есть личный опыт в этой области.

Интересные эксперименты для младших школьников

**Пакет, проткнутый карандашами**

letidor.ru

Занимательные опыты по физике для учащихся 7-8-х классов

Вечер занимательных опытов по физике!!!

Цель мероприятия: развитие познавательного интереса к физике, грамотной монологической речи с использованием физических терминов, развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания  в новой ситуации, приучение детей к доброжелательному общению.

Сценарий вечера

Добрый вечер, ребята! Добрый вечер, друзья! Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя физики, в рамках которой проходит множество мероприятий. А сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно смотрите и попытайтесь их объяснить. Наиболее отличившиеся в объяснении опытов получат призы – хорошие и отличные оценки  по физике!!! Итак, начнем!!!

Опыт №1 «Шарик сквозь кольцо»

Оборудование: шарик на нити и кольцо на штативе, бумага, спички.

Проведение: Покажем, что шарик при комнатной температуре свободно проходит сквозь кольцо, затем нагреем его в пламени спиртовки и покажем, что нагретый шарик застревает в кольце. Объясните, почему нагретый шарик застрял в кольце, а когда остыл, прошел в него?hello_html_m7a7f7839.jpg

Объяснение: При нагревании расстояние между молекулами, из которых состоит шарик, увеличилось, вследствие того, что они стали колебаться с большей амплитудой и поэтому шарик застрял в кольце. Когда же шарик остыл, расстояние между молекулами шарика уменьшилось и он опять прошел сквозь кольцо.

 

Опыт №2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт №3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.

При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.

Примечание: усложним опыт: поставим перевернутый стакан с водой на стол и аккуратно выдернем лист бумаги – вода не выливается. Почему?

Опыт №4 «Тяжелая газета»

Оборудование: рейка длиной 50-70 см, газета, метр.

Проведение: Положим на стол рейку, на нее полностью развернутую газету. Если медленно оказывать давление на свешивающийся конец линейки, то он опускается, а противоположный поднимается вместе с газетой. Если же резко ударить по концу рейки метром или молотком, то она ломается, причем противоположный конец с газетой даже не поднимается. Как это объяснить?

Объяснение: Сверху на газету оказывает давление атмосферный воздух. При медленном нажатии на конец линейки воздух проникает под газету и частично уравновешивает давление на нее. При резком ударе воздух вследствие инерции не успевает мгновенно проникнуть под газету. Давление воздуха на газету сверху оказывается больше, чем внизу, и рейка ломается.

Замечания: Рейку нужно класть так, чтобы ее конец 10 см свешивался. Газета должна плотно прилегать  к рейке и столу.

Опыт №5 «Нервущаяся бумага»

Оборудование: два штативами с муфтами и лапками, два бумажных кольца, рейка, метр.

Проведение: Бумажные кольца подвесим на штативах на одном уровне. На них положим рейку. При резком ударе метром или металлическим стержнем посередине рейки она ломается, а кольца остаются целыми. Почему?

Объяснение: Время взаимодействия очень мало. Поэтому рейка не успевает передать полученный импульс бумажным кольцам.

Замечания: Ширина колец – 3 – см. Рейка длиной 1 метр, шириной 15-20 см и толщиной 0,5 см.

Опыт №6 «Два динамометра»

Оборудование: штатив с двумя муфтами и лапками, два демонстрационных динамометра

Проведение: Укрепим на штативе два динамометра – прибора для измерения силы. Почему их показания одинаковы? Что это означает?

Объяснение: тела действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению. (Третий закон Ньютона)

Опыт №7 «Два бумажных листка»

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт №8 « Как быстро погаснет свеча»

Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.

Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд  с водой. Как быстро погаснет свеча?

Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.

Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.

Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.

Опыт №9 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт №10 «Несгораемый платок»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички

Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?

Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.

Опыт №11 «Несгораемая нитка»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить, вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Опыт №12 «Вода кипит в бумажной кастрюле»

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, бумажная кастрюля на нитках, спиртовка, спички.

Проведение: Подвесим бумажную кастрюлю на штативе.

Можно ли закипятить воду в этой кастрюле?

Объяснение: Вся теплота, выделяющаяся при горении, идет на нагревание воды. Кроме того, температура бумажной кастрюли не достигает температуры воспламенения.

Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:

1.Что растет вниз вершиной? (сосулька)

2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)

3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)

4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет. (Пушинка)

5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)

Опыт №13 «Картофельные весы»

Оборудование:  штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.

Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.

Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?

Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.

Опыт №14 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт №15 «Монета в бутылке»

Оборудование: бутылка из-под кетчупа, картонное кольцо, монета (несколько монет), линейка.

Проведение: поставьте на горлышко бутылки картонное кольцо, шириной 2-3 см и диаметром 10-15 см. На кольцо положите монету, а внутрь введите линейку и резким горизонтальным движением выбейте кольцо из-под монеты. Монета упадет в бутылку. Как объяснить наблюдаемое явление?hello_html_65dfc298.jpg

Объяснение: При резком выбивании картонного кольца из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшая по величине сила трения, действующая на монету, не может сообщить последней скорость в горизонтальном направлении. Практически монета сохраняет состояние покоя по инерции, но при удалении опоры падает в бутылку.

Опыт №16 «Перевернутая бутылка»hello_html_43a5c297.gif

Оборудование: бутылка, лист бумаги формата А4.

Проведение: Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте горлышком вниз пустую бутылку. Свешивающийся конец листка возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а бутылка остается на месте. Почему?

Объяснение: вследствие инерции, бутылка не может быстро изменить свою скорость, поэтому практически остается на месте.

Опыт №17 «Стакан с водой»

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги формата А4.

Проведение: Положите листок бумаги на край стола. На листок поставьте стакан с водой. Свешивающийся конец листка возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается на месте. Почему? hello_html_28cec35a.gif

Объяснение: вследствие инерции, стакан с водой не может быстро изменить свою скорость, поэтому практически остается на месте.

Опыт №18 «Танцующие вилки»hello_html_m4b261e0e.jpg

Оборудование: две вилки, пробка, иголка, монета, бутылка.

Проведение: В пробку воткните достаточно длинную иглу. На горлышко бутылки положите пятикопеечную монету, а на нее обоприте острием иглы пробку с вилками. На пробке можно закрепить резиновую фигуру птицы. Вся система находится в устойчивом равновесии. В этом легко убедиться, если сообщить пробке с вилками вращательное или колебательное движение. При этом система двигается, но не падает, а фигура, поворачиваясь раскланивается.

Объяснение: Вертикальная линия, проведенная через центр тяжести системы из пробки с вилками, проходит через точку опоры. Причем центр тяжести лежит ниже точки опоры, а при этом условии система находится в устойчивом равновесии.

Опыт №19 «Равновесие гвоздей»hello_html_2dac0047.jpg

Оборудование: доска с вбитым гвоздем и еще 10-20 таких же гвоздей. Вопрос: можно ли удержать в равновесии на шляпке гвоздя 10-20 гвоздей, чтобы они не упали?

Проведение: выложим на гвоздь попеременно 8-16 гвоздей. Сверху зафиксируем еще одним гвоздем. Плотно удерживая конструкцию в руках, установим ее на шляпку вбитого гвоздя ровно посередине.

Объяснение: Эта конструкция устойчива потому, что центр ее масс находится ниже, чем точка опоры.

Опыт №20 «Свинцовые цилиндры»hello_html_m72cd70e.gif

Оборудование: два свинцовых цилиндрика, несколько грузов.

Проведение: Основания свинцовых цилиндриков зачистите ножом. Цилиндры приведите в соприкосновение, чуть поверните и сжимайте. Наблюдается их сцепление. Подвесьте цилиндры к штативу, постепенно и осторожно нагружайте их. Доведите груз до нескольких килограммов. Где используется это явление на практике?

Объяснение: Когда мы зачистили основания цилиндриков, то большее число молекул одного цилиндрика будет взаимодействовать с большим числом другого цилиндрика (между молекулами цилиндриков действуют силы притяжения). Это явление используется в процессах пайки, сварки, склеивания, окраски и т.п.

Опыт №21 «Живая перчатка»

Оборудование: завязанная перчатка, насос Комовского, колокол воздушного насоса.

Проведение: Начнем откачивать воздух из-под колокола воздушного насоса, перчатка начнет увеличиваться в размерах. hello_html_132b1556.jpg

Объяснение: Это происходит потому, что в перчатке есть воздух, а, следовательно, и давление воздуха. При откачивании воздуха из-под колокола, внешнее давление уменьшается, а давление воздуха внутри перчатки остается постоянным, поэтому перчатка и «раздувается».

Используемая литература:

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977, 152 с.с ил.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о